Проект родительский клуб в детском саду
Обновлено: 04.07.2024
Наши дети… Как порой в суете и заботах мы забываем поговорить с ними, посмотреть в глаза, обнять и сказать, что мы их любим. Дети очень быстро растут, время не остановить, не вернуть. Дорог каждый день и каждый час общения с ребенком, но больше всего дети нуждаются в нашей любви, заботе, защите. Современный родитель, занятый решением бытовых и производственных проблем, уделяет очень мало времени общению с ребенком. Вырастает новое поколение детей, у которых отсутствует потребность общаться с родителями.
Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из самых актуальных в современной педагогической практике. Возможно, это обусловлено тем, что характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка, что отмечается в работах Р. В. Овчаровой, И. М. Марковской, A. C. Спиваковской, и др.
Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей. Поэтому нам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создание родительского клуба.
Клуб - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармоничной личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями, прежде всего с мамой.
Цель: установление взаимодействия дошкольного Учреждения с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, в том числе посредством создания творческих образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Задачи:
- проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж дошкольного Учреждения у родителей, общественности.
Гипотеза
При реализации инновационных форм сотрудничества с семьей будет создана новая система взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит осуществлять воспитание и развитие дошкольников совместными усилиями ДОУ и семьи и исключить формальность в работе с родителями.
Предполагаемый результат :
- рост психологического и педагогического профессионализма педагогов и компетентности родителей в познавательной сфере дошкольников, а также сохранении и укреплении здоровья детей;
- активизация участия семьи в работе группы, образовательного учреждения, обеспечивающая комплексный подход к вопросам воспитания и развития личности ребенка и решении психолого-педагогических задач ДОУ;
- обновление форм и методов взаимодействия с родителями;
- повышение мотивации педагогов ДОУ для осознанного выбора инновационных форм сотрудничества с родителями;
- улучшение микроклимата самой семьи за счет повышения самооценки родителей как воспитателей своего ребенка и достижения большей психологической гармонии отношений между всеми членами семьи;
- разнообразие и улучшение досуга семьи.
Ожидаемые риски:
- сопротивление родителей участию в работе клуба вызванное высокой загруженностью;
- нерациональное распределение родителей, участвующих в различных направлениях работы клуба.
Предупреждение рисков:
- организация на базе ДОУ консультативного пункта;
-распределение сфер ответственности в сотрудничестве с родителями между педагогами, старшим воспитателем, заведующей.
- составление гибкого графика проведения клубных мероприятий;
- разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ;
- оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно-коммуникативных технологий (сайт ДОУ, электронная почта ДОУ);
- высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
- добровольность участи в клубной работе.
Ожидаемые результаты:
-создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей;
- творческих креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности через определённый вид художественно-эстетической деятельности .
-вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
Критерии эффективности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.
2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат. Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта апробировать новые формы сотрудничества с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам. Основные принципы преобразований при организации работы с семьей в рамках новой философии:
- Открытость детского сада для семьи.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Механизм реализации проекта
Деятельность клуба началась с 2016 года. Педагог организатор со старшим воспитателем периодически обсуждают те вопросы, которые возникают при организации деятельности клуба, обмениваются идеями, партнерскими намерениями, обсуждают конкретные возникающие проблемы и трудности, делятся информационными ресурсами. Ситуация открытости обогащает педагога, позволяет уверенней решать задачи, определять формы работы по организации взаимодействия, договариваться о решении общих значимых проблем.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2016 г.
1.1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
1.2.Беседы с родителями.
1.3.Разработка положения детско-родительского клуба.
1.4. Разработка тематического плана.
1.5. Создание условий для организации работы.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2016г. – апрель 2019 г.
2.1.Разработка конспектов мероприятий и их проведение.
2.2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.
2. 3.Организация встреч клуба.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2019 г.
3.1.Анализ полученных результатов
3.2.Презентация проекта .Май 2019г
Вложение | Размер |
---|---|
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь родителям прояви | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
«От того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
Педагогическое просвещение – это формирование у родителей знаний и
умений по педагогическому просвещению и воспитанию своих детей
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопомощь, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Одной из эффективных форм поддержки семьи может стать организация на базе детского сада творческого объединения родителей, педагогов, детей. Здесь родители посредством общения друг с другом, педагогами, могут получить ответы на интересующие их вопросы, совместно находить пути решения конкретных проблем. Конечно, родители имеют возможность получить информацию в Интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения друг с другом и педагогами, направленную на взаимную помощь и поддержку в воспитании детей дошкольного возраста. Ведущей и значимой целью деятельности творческого объединения должно являться сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных и внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое психолого – педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов во многом зависит дальнейшее развитие ребенка.
Тип проекта : Практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Срок реализации : в течении года.
Участники: п едагоги дошкольного образовательного учреждения, воспитанники, родители.
Условия реализации проекта:
Заинтересованность детей и родителей, целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, открытость, системность работы.
- Просветительское – предоставление информации для психолого- педагогической культуры родителей
- Практически действенное – повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
помощь родителям в рассмотрении процесса образования как
непрерывного партнерского диалога со своим ребенком на основе знаний
психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом
интересов и потребностей малыша.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Проект родительского клуба
«Разработка и внедрение моделей социального партнерства дошкольного учреждения с родителями воспитанников
Родители, дети, педагоги ДОУ
Цель проекта : разработать и внедрить модели взаимодействия детского сада с семьей – создание в ДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи проекта:
Создать систему, позволяющую вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные формы.
Выявить позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам.
Повысить педагогическую компетентность родителей в области детско-родительских отношений.
Разработать методические рекомендации по гармонизации детско-родительских отношений.
Установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Метод проблемной постановки вопроса .
Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. В качестве домашнего задания родителям предлагалось проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
Метод анализа . Основным методом формирования родителя как педагога — является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.
Система показателей по достижению цели проекта :
доля родителей, включившихся в общественную деятельность;
доля родителей, принявших участие в мероприятиях, конкурсах, выставках проекта;
доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по направлению работы с родителями;
доля педагогических работников, систематически использующих инновационные технологии в образовательной деятельности;
рост удовлетворенности родителей и социума качеством предоставляемых услуг.
Ожидаемые результаты :
создание в ДОУ условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия ДОУ и семьи;
повышение уровня педагогической культуры родителей;
организация заботы об эмоциональном благополучии каждого ребенка в ДОУ и семье;
повышение удовлетворенности родителей и социумом качеством предоставляемых услуг.
Актуальность проблемы:
Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы педагогов с родителями, которые позволят им прийти к пониманию того, что для содействия культурному развитию ребенка, его успешной социализации взрослым необходимо начать прежде всего с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. В таком содружестве педагогов и родителей объединяет одна цель: помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт и при этом научиться быть любящими, чуткими, ответственными друзьями своих детей — на всю счастливую и полноценную жизнь.
Важно отметить проблемы, которые требуют компетентностных решений:
Отсутствие единства требований к детям, непоследовательность.
Часто педагоги и родители находятся в неведении планов и намерений относительно друг друга.
Анкетирование родителей показывает, что многие из них недостаточно осведомлены о специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности воспитателя, возможных результатах деятельности детей.
Причины обозначенных выше проблем обусловлены отсутствием системы взаимодействия ДОУ и семьи.
Сроки реализации проекта: май 2018– май 2019гг.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (первая половина 2018 года)
Цель: сбор, анализ и структирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.
подготовка педагогических кадров к разработке моделей партнерства ДОУ с родителями;
разработка модели взаимодействия ДОУ и семьи;
изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС;
анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;
подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
Цель: организация взаимодействия ДОУ с родительской общественностью, педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ;
педагогическая поддержка родителей (лекции, тренинги, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня);
педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);
3 этап – аналитический (апрель-май 2018года)
Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.
анкетирование по удовлетворению запросов родителей;
определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями.
Возможные способы внедрения проектной разработки в практику МБДОУ.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовать его компетентность в вопросах воспитания и ценить личностные качества.
В ДОУ создана творческая группа, члены которой координируют и внедряют новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи для гармоничной личности ребенка.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: праздники, викторины, выпуск газет, выставки совместного творчества, благоустройство ДОУ и территории.
Зарекомендована такая форма работы с родителями, как участие родительской общественности в проектной деятельности различной направленности.
Процесс гармонизации детско-родительских отношений в условиях ДОУ будет эффективным, если разработана модель управленческой системы, основанной на взаимодействии руководителя ДОУ, методиста, специалистов, воспитателей, родителей и детей.
В соответствии с новыми требованиями работа родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, так как изменились и содержание и формы взаимоотношений.
План-график работ практического этапа.
Наименование этапов работ Мероприятия Сроки проведения
Подготовительный этап Анкетирование родителей сентябрь 2018 Результаты анкетирования
Наблюдение за деятельностью
Определение целей и задач проекта сентябрь
Организация работы клуба
Основной этап Разработка сценариев заседаний клуба сентябрь
Организационное собрание родителей 3-4 неделя октября
Протокол родительского собрания
Сбор информации в шкатулку вопросов перед каждым заседанием клуба Обработка вопросов
Изготовление приглашений для родителей перед каждым заседанием клуба Вручение родителям
Подготовка стендов, информационных листов, и др. перед каждым заседанием Демонстрация готового материала.
Создание информационных журналов для родителей каждый месяц. Демонстрация готового материала.
Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.
Суть понятия
Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ
Цели и задачи работы родительского клуба
Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.
Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:
- повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
- определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
- помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
- содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
- установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).
Как работает родительский клуб
Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях
Участники родительского клуба
Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:
- учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
- учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
- психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
- учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
- методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).
Чем занимаются на заседаниях
Участники родительского клуба:
- слушают консультации узких специалистов;
- задают педагогам интересующие вопросы;
- обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
- осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).
Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят
Формы работы семейного клуба
Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:
В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия
Программа работы клуба
Тематика заседаний родительского клуба
В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.
Примерный перечень тем может быть таким:
Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей
Планирование клубного часа
Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.
Приветствие
Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.
Таблица: варианты игр для приветствия
Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу
Основной этап
На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.
Теоретический аспект
Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:
- мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
- притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
- демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).
На теорию выделяется около 15 минут.
Практическая часть
Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:
- дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
- психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
- детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).
Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей
Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.
Практика занимает до 45 минут.
Эмоциональная разгрузка
Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.
Заключительный этап
Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:
Заключительный этап длится около 15 минут.
Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция
Читайте также: