Проект родительский клуб в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Наши дети… Как порой в суете и заботах мы забываем поговорить с ними, посмотреть в глаза, обнять и сказать, что мы их любим. Дети очень быстро растут, время не остановить, не вернуть. Дорог каждый день и каждый час общения с ребенком, но больше всего дети нуждаются в нашей любви, заботе, защите. Современный родитель, занятый решением бытовых и производственных проблем, уделяет очень мало времени общению с ребенком. Вырастает новое поколение детей, у которых отсутствует потребность общаться с родителями.

Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из самых актуальных в современной педагогической практике. Возможно, это обусловлено тем, что характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка, что отмечается в работах Р. В. Овчаровой, И. М. Марковской, A. C. Спиваковской, и др.

Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей. Поэтому нам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создание родительского клуба.

Клуб - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармоничной личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями, прежде всего с мамой.

Цель: установление взаимодействия дошкольного Учреждения с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, в том числе посредством создания творческих образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Задачи:

- проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж дошкольного Учреждения у родителей, общественности.

Гипотеза

При реализации инновационных форм сотрудничества с семьей будет создана новая система взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит осуществлять воспитание и развитие дошкольников совместными усилиями ДОУ и семьи и исключить формальность в работе с родителями.

Предполагаемый результат :

- рост психологического и педагогического профессионализма педагогов и компетентности родителей в познавательной сфере дошкольников, а также сохранении и укреплении здоровья детей;

- активизация участия семьи в работе группы, образовательного учреждения, обеспечивающая комплексный подход к вопросам воспитания и развития личности ребенка и решении психолого-педагогических задач ДОУ;

- обновление форм и методов взаимодействия с родителями;

- повышение мотивации педагогов ДОУ для осознанного выбора инновационных форм сотрудничества с родителями;

- улучшение микроклимата самой семьи за счет повышения самооценки родителей как воспитателей своего ребенка и достижения большей психологической гармонии отношений между всеми членами семьи;

- разнообразие и улучшение досуга семьи.

Ожидаемые риски:

- сопротивление родителей участию в работе клуба вызванное высокой загруженностью;

- нерациональное распределение родителей, участвующих в различных направлениях работы клуба.

Предупреждение рисков:

- организация на базе ДОУ консультативного пункта;

-распределение сфер ответственности в сотрудничестве с родителями между педагогами, старшим воспитателем, заведующей.

- составление гибкого графика проведения клубных мероприятий;

- разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ;

- оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно-коммуникативных технологий (сайт ДОУ, электронная почта ДОУ);

- высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;

- добровольность участи в клубной работе.

Ожидаемые результаты:

-создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

- активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей;

- творческих креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности через определённый вид художественно-эстетической деятельности .

-вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

Критерии эффективности:

1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.

2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.

3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.

4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.

5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат. Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта апробировать новые формы сотрудничества с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам. Основные принципы преобразований при организации работы с семьей в рамках новой философии:

- Открытость детского сада для семьи.

- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Механизм реализации проекта

Деятельность клуба началась с 2016 года. Педагог организатор со старшим воспитателем периодически обсуждают те вопросы, которые возникают при организации деятельности клуба, обмениваются идеями, партнерскими намерениями, обсуждают конкретные возникающие проблемы и трудности, делятся информационными ресурсами. Ситуация открытости обогащает педагога, позволяет уверенней решать задачи, определять формы работы по организации взаимодействия, договариваться о решении общих значимых проблем.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2016 г.

1.1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.

1.2.Беседы с родителями.

1.3.Разработка положения детско-родительского клуба.

1.4. Разработка тематического плана.

1.5. Создание условий для организации работы.

2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2016г. – апрель 2019 г.

2.1.Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

2.2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.

2. 3.Организация встреч клуба.

3 этап – заключительный; срок реализации – май 2019 г.

3.1.Анализ полученных результатов

3.2.Презентация проекта .Май 2019г

ВложениеРазмер
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь родителям прояви 264 КБ

Предварительный просмотр:

«От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

Педагогическое просвещение – это формирование у родителей знаний и

умений по педагогическому просвещению и воспитанию своих детей

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопомощь, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Одной из эффективных форм поддержки семьи может стать организация на базе детского сада творческого объединения родителей, педагогов, детей. Здесь родители посредством общения друг с другом, педагогами, могут получить ответы на интересующие их вопросы, совместно находить пути решения конкретных проблем. Конечно, родители имеют возможность получить информацию в Интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения друг с другом и педагогами, направленную на взаимную помощь и поддержку в воспитании детей дошкольного возраста. Ведущей и значимой целью деятельности творческого объединения должно являться сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных и внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое психолого – педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов во многом зависит дальнейшее развитие ребенка.

Тип проекта : Практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Срок реализации : в течении года.

Участники: п едагоги дошкольного образовательного учреждения, воспитанники, родители.

Условия реализации проекта:

Заинтересованность детей и родителей, целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, открытость, системность работы.

  1. Просветительское – предоставление информации для психолого- педагогической культуры родителей
  2. Практически действенное – повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

помощь родителям в рассмотрении процесса образования как
непрерывного партнерского диалога со своим ребенком на основе знаний
психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом
интересов и потребностей малыша.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект родительского клуба

«Разработка и внедрение моделей социального партнерства дошкольного учреждения с родителями воспитанников

Родители, дети, педагоги ДОУ

Цель проекта : разработать и внедрить модели взаимодействия детского сада с семьей – создание в ДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Задачи проекта:

Создать систему, позволяющую вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные формы.

Выявить позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам.

Повысить педагогическую компетентность родителей в области детско-родительских отношений.

Разработать методические рекомендации по гармонизации детско-родительских отношений.

Установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Метод проблемной постановки вопроса .

Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. В качестве домашнего задания родителям предлагалось проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.

Метод анализа . Основным методом формирования родителя как педагога — является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.

Система показателей по достижению цели проекта :

доля родителей, включившихся в общественную деятельность;

доля родителей, принявших участие в мероприятиях, конкурсах, выставках проекта;

доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по направлению работы с родителями;

доля педагогических работников, систематически использующих инновационные технологии в образовательной деятельности;

рост удовлетворенности родителей и социума качеством предоставляемых услуг.

Ожидаемые результаты :

создание в ДОУ условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия ДОУ и семьи;

повышение уровня педагогической культуры родителей;

организация заботы об эмоциональном благополучии каждого ребенка в ДОУ и семье;

повышение удовлетворенности родителей и социумом качеством предоставляемых услуг.

Актуальность проблемы:

Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы педагогов с родителями, которые позволят им прийти к пониманию того, что для содействия культурному развитию ребенка, его успешной социализации взрослым необходимо начать прежде всего с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. В таком содружестве педагогов и родителей объединяет одна цель: помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт и при этом научиться быть любящими, чуткими, ответственными друзьями своих детей — на всю счастливую и полноценную жизнь.

Важно отметить проблемы, которые требуют компетентностных решений:

Отсутствие единства требований к детям, непоследовательность.

Часто педагоги и родители находятся в неведении планов и намерений относительно друг друга.

Анкетирование родителей показывает, что многие из них недостаточно осведомлены о специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности воспитателя, возможных результатах деятельности детей.

Причины обозначенных выше проблем обусловлены отсутствием системы взаимодействия ДОУ и семьи.

Сроки реализации проекта: май 2018– май 2019гг.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (первая половина 2018 года)

Цель: сбор, анализ и структирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.

подготовка педагогических кадров к разработке моделей партнерства ДОУ с родителями;

разработка модели взаимодействия ДОУ и семьи;

изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС;

анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;

подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

Цель: организация взаимодействия ДОУ с родительской общественностью, педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ;

педагогическая поддержка родителей (лекции, тренинги, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня);

педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);

3 этап – аналитический (апрель-май 2018года)

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.

анкетирование по удовлетворению запросов родителей;

определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями.

Возможные способы внедрения проектной разработки в практику МБДОУ.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовать его компетентность в вопросах воспитания и ценить личностные качества.

В ДОУ создана творческая группа, члены которой координируют и внедряют новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи для гармоничной личности ребенка.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: праздники, викторины, выпуск газет, выставки совместного творчества, благоустройство ДОУ и территории.

Зарекомендована такая форма работы с родителями, как участие родительской общественности в проектной деятельности различной направленности.

Процесс гармонизации детско-родительских отношений в условиях ДОУ будет эффективным, если разработана модель управленческой системы, основанной на взаимодействии руководителя ДОУ, методиста, специалистов, воспитателей, родителей и детей.

В соответствии с новыми требованиями работа родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, так как изменились и содержание и формы взаимоотношений.

План-график работ практического этапа.

Наименование этапов работ Мероприятия Сроки проведения

Подготовительный этап Анкетирование родителей сентябрь 2018 Результаты анкетирования

Наблюдение за деятельностью

Определение целей и задач проекта сентябрь

Организация работы клуба

Основной этап Разработка сценариев заседаний клуба сентябрь

Организационное собрание родителей 3-4 неделя октября

Протокол родительского собрания

Сбор информации в шкатулку вопросов перед каждым заседанием клуба Обработка вопросов

Изготовление приглашений для родителей перед каждым заседанием клуба Вручение родителям

Подготовка стендов, информационных листов, и др. перед каждым заседанием Демонстрация готового материала.

Создание информационных журналов для родителей каждый месяц. Демонстрация готового материала.

Рисунок руки на фоне солнца с подписью Родительский клуб

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

Суть понятия

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родители в зале на заседании родительского клуба

Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.

Мальчик с мамой читают книжку

Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка

Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Как работает родительский клуб

Родители на родительском собрании в группе

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Участники родительского клуба

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:

  • слушают консультации узких специалистов;
  • задают педагогам интересующие вопросы;
  • обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
  • осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).

Три мамы с поделками из войлока

Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят

Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:

Дети и родители выполняют спортивное упражнение, стоя на коленях

В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия

Программа работы клуба

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

Три женщины держат в руках резиновую уточку, облако из бумаги и солнышко

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

Родители стоят в хороводе

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

  • дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
  • психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
  • детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).

Родители и дети выполняют поделку куклу-мотанку

Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей

Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

Заключительный этап длится около 15 минут.

Родители за круглым столом вырезают из цветной бумаги

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция

Читайте также: