Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается как одно из условий
Обновлено: 02.07.2024
Незаметное для многих, но очень важное превращение детского сада в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) породило целый ряд как теоретических, так и практических проблем методологического характера, на сегодняшний день не только не имеющих своего решения, но и не всегда осознаваемых работниками дошкольных учреждений - методистами и воспитателями. Одной из важнейших проблем этого ряда является проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями.
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Переход начальной школы на четырехлетнее обучение является реальным фактом перспективного планирования образовательной стратегии в нашей стране. Насколько целесообразным он является с точки зрения возрастных этапов развития ребенка и создает ли для него условия благоприятной адаптации к школьному обучению - это вопрос, по которому мнения части психологов и методистов расходятся. С точки зрения анализа возрастных этапов развития ребенка, ориентированного на периодизацию, связанную с кризисами возрастного развития (Л.С. Выготский), возраст 6,5 лет, определенный как оптимальный для поступления в четырехлетнюю начальную школу, не является благоприятным для ребенка периодом, поскольку совпадает с кризисом седьмого года жизни.
Возможно, этот новый возраст и был бы наиболее благоприятным для большинства детей периодом, если бы школьное обучение с его правилами и системой ценностей не явилось бы новым психотравмирующим фактором в жизни ребенка. Конечно, пришлось бы смириться с тем, что первый класс окажется разновозрастным, поскольку в него придут дети 6, 7 и даже 8 лет. Однако опыт школьной педагогической деятельности подсказывает, что важен не столько биологический возраст ребенка, сколько уровень его психического развития, поскольку ребенок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию, а это возможно лишь при отсутствии устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью.
Очевидно, что целесообразное взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания в этом возрасте определяет успешность всего дальнейшего развития ребенка, комфортность его пребывания в начальной школе и, вероятно, не должно ставиться в зависимость от организационных сторон системы обучения.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования - это подготовка к школе. К сожалению, сегодня многие авторы рассматривают проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводят цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения.
Приведем философское определение понятия преемственности.
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания. Материалистическая диалектика связывает преемственность с процессами поступательного развития в природе, обществе и мышлении, при котором более высокая форма развития объекта или явления, будучи преемственно связана с низшей, не отменяет ее, а включает в себя и подчиняет себе.
Диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании.
Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития того или иного процесса.
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к; новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Для образовательного процесса теоретическая разработка понятия преемственности является. важнейшей проблемой, предваряющей собственно построение систем взаимосвязанных образовательных звеньев. Основные задачи, требующие решения на данном этапе, можно охарактеризовать следующим образом.
1. Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней и определение на основе их поступательной взаимосвязи преемственных целей (сохраняющихся и развивающихся на обоих этапах).
2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования ( ее целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации ) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных возрастных этапах.
Таким образом, понятие готовности к школе фактически трактуется в смысле формирования элементов учебной деятельности ребенка в дошкольный период, до того, как он непосредственно столкнется с ежедневной необходимостью применять эти умения в непосредственной деятельности учения. Это взгляд методолога и дидакта. Эту сторону проблемы педагоги дошкольного образования еще только начинают замечать, причем на сегодня совершенно не решен вопрос о том, чьей непосредственной обязанностью является работа над формированием этого комплекса умений - школьных педагогов или дошкольных. Во всяком случае в дошкольной педагогике речь об этом пока не идет в принципе.
В Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обозначены общие цели непрерывного образования на дошкольном этапе:
- воспитание нравственного человека;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Терминологическое несоответствие данной цитаты (выделенные курсивом цели являются воспитательными, а не образовательными; знания, умения и навыки не могут быть средством развития ребенка, поскольку их наличие -это результат обучения, т.е. специально организованного процесса, направленного на усвоение знаний, умений и навыков) еще требует своей редакции, однако изменение этих целей по отношению к целям, обозначенным в прежней типовой программе воспитания и обучения ребенка в детском саду, - факт очевидный.
В интервью с академиком А.А. Леонтьевым, приведенном после текста Концепции, особо отмечено то, что Концепция не имеет целью обозначить, чему и как учить, а призвана обозначить, что именно в развитии ребенка должно обеспечить образование и каким мы ожидаем видеть ребенка на пороге начальной школы.
Принятие новой парадигмы дошкольного образовательно-воспитательного процесса потребует полной переработки ее дидактических основ с точки зрения личностно- деятельностного подхода, который пока никак не проявлен в дидактике дошкольного образования. В этом случае при построении системы образования дошкольника необходимо предусмотреть как обязательное условие возможность самореализации ребенка на всех этапах работы с обозначенным содержанием. Иными словами, дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности. В качестве такой практической деятельности может выступать игра, наблюдение и детское экспериментирование, конструктивная деятельность любых видов, художественно-изобразительная и музыкально-двигательная деятельность, литературно-языковая деятельность, общение, физическая двигательная и разнообразная трудовая деятельность (хозяйственно-бытовая, труд в природе, художественный труд).
Таким образом, будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей, обозначенные в Концепции:
— приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
— развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
— формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности детей в различных видах деятельности;
— развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
— включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Все обозначенные выше цели создания системы непрерывного образования на дошкольной и начальной ступени требуют глубокой аналитической исследовательской деятельности от специалистов, разрабатывающих проблему преемственности между дошкольным и начальным звеном, поскольку вопросы формирования умений учиться как психологических новообразований в дошкольном возрасте являются практически не разработанными в теории обучения. То же самое можно сказать об, уровне разработки одной из сложнейших сегодняшних проблем процесса организации обучения - его индивидуализации.
От решения этих проблем как на теоретическом, так и на методологическом и содержательном уровнях будет зависеть успешность научно обоснованного решения проблемы преемственности непрерывного дошкольно-начального образования.
Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.
Установление иерархии этих компонентов, их взаимосвязей и взаимозависимостей, и разработка на их базе дидактических основ формирования преемственного дошкольного и начального образования ребенка является актуальной проблемой современного непрерывного образовательного процесса.
Анна Витальевна Белошистая - канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования Мурманского института повышения квалификации работников образования.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка – это связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами. Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, является обеспечение качества образования потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы на каждой ступени образования.
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре ООП, условиям её реализации и принятие новых ФГОС начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
“Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС”:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том “что такое хорошо и что такое плохо”. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребёнка – формирование базовой культуры его личности, что позволит ему успешно овладеть универсальными учебными действиями на первой ступени общего образования.
Задача Начального Общего Образования – обеспечить полноценное формирование и развитие способностей ученика, умение самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
Качественное выполнение обозначенных задач станет залогом успешной адаптации детей младшего школьного возраста в старшей школе.
Литература
1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Содержание образования в двенадцатилетней школе. - М., 2000.-С. 3-25.
2. Слободчиков, В. И., Короткова, Н. А. Дошкольное образование как ступень системы общего образования/ Слободчиков, В. И., Короткова, Н. А.// Научная концепция. М., 2005.
В стаье рассматривается на сегодняшний день актуальная проблема - преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_03.05.15_o_probleme_preemstvennosti_doshkolnogo_i.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И
НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО
Хижняк Ирина Владимировна
Муниципальное автономное дошкольное
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке и не просто к новому, а именно к новым требованиям следующей ступени образования.
В последнее время большую роль в понимании сути преемственности сыграли вопросы построения системы непрерывного образования, реформы образования. Отстаиваются позиции гуманизации всей структуры образования, утверждается личностно-ориентированный подход. Отсюда и принципиально новые модели построения воспитательно-образовательного процесса, опирающегося на закономерности развития личности ребенка, становление его социальной активности.
Одним из результатов реализации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями должно стать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой - в дошкольном, учебной - в младшем школьном) как важнейшего фактора психического и личностного развития ребенка и безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
Преемственность как одно из условий непрерывного образования есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).
Такое понимание преемственности обеспечивает: на дошкольной ступени – сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного периода; на начальной ступени - опору на наличный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования младшего школьного возраста и перспективное развитие экс-ведущей деятельности и форм взаимодействия с окружающим миром.
На основании сказанного можно дать определение преемственности в работе дошкольных организаций и начальной школы. Под преемственностью следует понимать, с одной стороны, необходимость установления диалектической взаимосвязи между различными этапами развития личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой – создание благоприятных медико-биологических, психолого-педагогических условий в деятельности дошкольных организаций и начальной школы для обеспечения этого развития, а также овладение знаниями, умениями, нормами и правилами поведения в обществе.
В школах с 01.09.2011г. введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
Цели Стандарта: повышение социального статуса ДО; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт является основой для разработки Программы. Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы. Стандарт направлен на решение и такой задачи, как обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Введение ФГОС дошкольного образования – это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта. Приступая к составлению плана работы по введению ФГОС дошкольного образования, необходимо четко представить, какие новые знания получат воспитатели, к каким выводам они придут и что поможет им совершенствовать образовательный процесс [Скоролупова 2014].
Введение Государственных Образовательных Стандартов к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных организаций в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.
Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение качества образования.
Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования.
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения, учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одной из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять [Исаченко 2013].
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.
Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [Исаченко 2013].
Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада. Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольной организации, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе [Исаченко 2013].
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольной организации, так и в начальной школе.
Предмет договора: осуществление взаимодействия учреждений образования: МБЛ и ДОУ с целью преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения, учебной деятельности.
Цель договора: Совместная разработка и реализация моделей взаимосвязей образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность: в программах, передовых педагогических технологий; формах и методах работы с детьми; осуществлении педагогического сотрудничества с родителями.
И так, самое главное в образовательном процессе детского сада, это не потерять связь между детским садом и начальной школой.
Педагогам для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником.
Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, сформировать личность способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, который может взять ответственность за себя и своих близких.
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Формирование ценностей здорового образа жизни.
ФИЗМИНУТКИ НАМ НУЖНЫ, ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНИ ВАЖНЫ!
Это позволяет переключить вид деятельности, разрядить обстановку, выплеснуть накопившуюся энергию, восстановить умственную работоспособность, улучшить кровообращение, снять мышечное напряжение. С психологической точки зрения это дополнительная игра, радость, внесенная в учебный процесс, возможность сплотиться, испытывая позитивные эмоции, и, возможно, лучше узнать друг друга.
Огромное спасибо хочется сказать педагогу начальной школы МАОУ гимназии № 120 города Екатеринбурга Таракановой Ольге Анатольевне и учащимся 1Г и 2Г классов за организацию и проведение отличного мероприятия ( музыкальная физминутка на прогулке). А так же заместителю директора по учебно - воспитательной работе Герасимовой Татьяне Сергеевне.
Для школьников – это альтруистская социально значимая деятельность, которая осуществляется по зову сердца безвозмездно и дает осознание своего значения для общества. Это самостоятельный выбор, который больше всего соответствует интересам, приобретение опыта общения с маленькими детьми, и возможно, определение будущей профессии.
Для воспитанников детского сада это общение со старшими детьми. Внимание подростка всегда ценно, лестно и полезно для малыша, особенно если нет старшего брата или сестры.
Для учителей школы решение задач воспитания по формированию человека гуманного, творческого, толерантного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества; использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, в частности общением с младшими детьми, общественно-полезной деятельностью.
Читайте также:
- Проект международный день детской книги в детском саду
- Деятельность и социальное действие личности кратко
- Что такое вывод кратко
- Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности школы
- Описание основных видов деятельности и функционала педагога психолога в доу