Деятельность и социальное действие личности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Понятие, сущность и специфика социальной деятельности.

Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия.

Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира (Философский энциклопедический словарь М. 1983 с. 151).

В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Его деятельность не запрограммирована как у животных, чья деятельность носит инстинктивный характер. Человек не приспосабливается к окружающей среде, а изменяет ее, исходя из собственных целей.

Благодаря целеполаганию в своей жизни, человек имеет собственную историю развития, выраженную в культуре. История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Человеческая деятельность характеризуется сознательно поставленной целью.

Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий.

В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. Однако наши идеальные планы и цели - это все же предметы деятельности нашего сознания. Они - идеальны. В жизни, в тех или иных условиях их реализации, они связаны с конкретной физической активностью субъекта (человека), его взаимодействия с объектом или предметом деятельности, выбором средств. Результат деятельности не тождественен нашим целям.

В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают характер социального тогда, когда оно ориентировано на других людей, когда предполагает прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.
Структура и виды социальной деятельности:

Понятие структуры социальной деятельности.

Структура социальной деятельности представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона – практическая, вторая – духовная, каждая взаимосвязана с другой.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом.

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта.

Духовная деятельность тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т.д. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности. Именно они формируют отношения людей к явлениям окружающего мира, способствуют осознанию добра и зла, справедливого несправедливого, а также способствуют осознанию и других ценностей общественной жизни.

Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность: планирование или предвидение возможных изменений действительности

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность).

Исходя из сказанного, можно сделать такие выводы по структуре социальной деятельности, которая включает в себя:
субъект и объект социальной деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет социальную деятельность, объект – это то, на что или на кого она направлена;
Осознанную цель. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена социальная вдеятельность. Прежде чем действовать, человек ставит перед собой цель, поэтому она всегда целерациональна. Цель - это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами – в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить общественно обусловленный характер деятельности (ценностный смысл)
Мотивы деятельности. Они всегда обуславливаются потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни.
Сам процесс деятельности и ее результат - произведенный продукт, который выступает в виде произведенного сельскохозяйственного продукта или написанной книги, и т.д. Результатом социальной деятельности может быть и преобразование общества.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Виды социальной деятельности.

Существуют различные классификации видов деятельности. В зависимости от характера отношения к окружающему миру и взаимодействия социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:
материально-преобразовательная деятельность (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);
познавательная деятельность (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);
ценностно - ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятии совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в доге культур, мировоззрении, политических движениях и т.п.;
художественная, воплощающаяся в создании и акционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;
спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании внести;
политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций. По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).
Кроме того, социальную деятельность можно подразделить на созидательную и разрушительную. Результаты первой – это построенные города, села, заводы, написанные книги, лечение и воспитание детей. Разрушительная деятельность проявляется в уничтожении всего, что создано руками людей: разрушение храмов, жилища, войны, которые разрушают нормальную жизнь человека. Эта деятельность может осуществляться разными людьми, выполняющими многие виды деятельности.
С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства — экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации.

Многообразие социальных действий можно свести к четырем основным группам:

1) целенаправленное действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности;

2) действие, направленное на их стабилизацию;

3) действие, преследующее цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности;

4) интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему.

Любая деятельность включает четыре взаимосвязанных подсистемы: объективно-предпосылочную (потребности и интересы); субъективно-регулятивную (диспозиции); исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставлен ной цели); объективно-результативную (результаты деятельности).

Социальным, по Веберу, действие становится лишь при двух условиях:

1) если это действие сознательное и обладает той или иной степенью рациональной осмысленности;

Социальные связи — взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих 105

определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Исследование системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, обязательно предполагает изучение его интересов и ориентаций, а также социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями и т. д. Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений. Опосредствующими элементами этой зависимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности индивидов, а также принятая обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на характер социальных действий и взаимодействий людей. Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей. Социальные связи в качестве взаимодействия представляют любое поведение индивида (или группы), имеющее значение для других индивидов (или их групп, или общества в целом) как в данный момент, так и в будущем.




Социальная деятельность — совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на 104

различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства — экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации.

Многообразие социальных действий можно свести к четырем основным группам:

1) целенаправленное действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности;

2) действие, направленное на их стабилизацию;

3) действие, преследующее цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности;

4) интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему.

Любая деятельность включает четыре взаимосвязанных подсистемы: объективно-предпосылочную (потребности и интересы); субъективно-регулятивную (диспозиции); исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставлен ной цели); объективно-результативную (результаты деятельности).

Социальным, по Веберу, действие становится лишь при двух условиях:

1) если это действие сознательное и обладает той или иной степенью рациональной осмысленности;

Социальные связи — взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих 105

определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Исследование системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, обязательно предполагает изучение его интересов и ориентаций, а также социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями и т. д. Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений. Опосредствующими элементами этой зависимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности индивидов, а также принятая обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на характер социальных действий и взаимодействий людей. Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей. Социальные связи в качестве взаимодействия представляют любое поведение индивида (или группы), имеющее значение для других индивидов (или их групп, или общества в целом) как в данный момент, так и в будущем.

Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), которые порождают цель на их удовлетворение. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С точки зрения К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир, который реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом.Согласно этой концепции, реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:субъект — актор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;совокупность сигналов и символов, посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;система правил, норм и ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды:

материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);

познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);

ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);

коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.;

художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);

спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), которые порождают цель на их удовлетворение. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С точки зрения К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир, который реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом.Согласно этой концепции, реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:субъект — актор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;совокупность сигналов и символов, посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;система правил, норм и ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды:

материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);

познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);

ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);

коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.;

художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);

спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

Социальная деятельность – совокупность социально значимых действий, осуществляемых личностью, социальной группой, обществом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих для их достижения различные средства (экономические, социальные, политические и идеологические). Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации.

Структура любой деятельности включает четыре взаимосвязанные подсистемы: 1) объективно-предпосылочную (потребности и интересы); 2) субъективно-регулятивную (диспозиции); 3) исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели); 4) объективно-результативную (результаты деятельности).

Социальное действие – простейшая единица социальной деятельности. Это понятие ввел в научный оборот М. Вебер.

Многообразие социальных действий можно свести к четырем основным группам: 1) целенаправленное действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности; 2) действие, направленное на их стабилизацию; 3) действие, преследующее цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности; 4) интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему.

В социальной деятельности проявляется активность личности, изменяется природный и социальный мир. В зависимости от сфер деятельности выделяют основные ее виды:

С точки зрения роли социальной деятельности в социальном развитии она может быть:

- продуктивной (получение или воспроизводство уже известного результата, известным способом);

- творческой (выработка новых идей, новых целей, способов, средств или достижение известных целей с помощью новых ранее не применяемых средств).

С развитием общества, ростом активности, личности социальная деятельность приобретает новое прогрессивное содержание и формы.

Читайте также: