Представители средневековой школы схоластики считали что источником знания является
Обновлено: 30.06.2024
Схоластика как теолого-философская традиция стремилась рационально обосновать и систематизировать западно-христианское вероучение. С этой целью схоласты обратились к наследию античного мыслителя Аристотеля. Особый интерес у схоластов вызывала логика как инструмент мыслительной деятельности. Наиболее известные мыслители этого периода – Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Гийом из Шампо, П. Абеляр, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура, Уильям Оккам, Жан Буридан и др.
Фома Аквинский обосновал принцип гармонии веры и разума. Теология исходит из истин, данных в Откровении – это путь веры, а философское познание восходит от тварного мира к Божественному с помощью разума. Путь веры короткий и непосредственный имеет приоритет перед разумом, который идет более длинным и сложным путем, требующим многих доказательств, однако противоречий между этими двумя путями нет, так как философия в конечном итоге приводит человека к истинам веры.
В разработке доказательств бытия Бога Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику. Убеждение мыслителя в необходимости рациональных доказательств бытия Бога подчеркивает признание им значения и ценности разума и философии в делах веры и теологии.
Аквинат выработал пять таких доказательств:
2-е – базируется на принципе производящей причины. Если у каждой вещи есть некая производящая причина, то должна быть и конечная производящая причина всего. Таковой конечной причиной может быть только Бог;
3-е – вытекает из понимания категорий необходимого и случайного. Среди сущностей есть такие, которые могут быть и могут не быть, т. е. они случайны. Однако в мире не могут быть сущности только случайные, должно быть нечто необходимое. И так как невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей уходил в бесконечность, следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность есть Бог;
Антропология и этика Аквината основана на идее о том, что человек отличается от животного мира способностью познавать и совершать в силу этого свободный осознанный выбор, лежащий в основе подлинно человеческих действий. Конечной целью человеческих действий является достижение блаженства, которое состоит в созерцании Бога, а для этого наряду с собственными усилиями человеку требуется также Божественная благодать. Нравственную жизнь Фома не мыслил вне наличия христианских добродетелей – веры, надежды и любви.
В соответствии с учением Аристотеля, мыслитель полагал, что человек есть животное политическое и может существовать только в государстве. Государство происходит от Бога и должно стремиться к всеобщему благу, основанному на вечном праве – совокупности Божественных принципов управления миром. Церковную власть Аквинат ставил выше светской, ввиду того, что первая направлена на достижение Божественного блаженства, в то время как вторая ограничивается преследованием лишь земного блага. Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. После смерти выдающегося философа томизм (лат. Thomas – Фома) становится официальным учением римско-католической церкви, а в конце XIX в. оформляется неотомизм как одно из наиболее значительных и влиятельных течений современной католической мысли.
В истории средневековой схоластики выделяют три периода:
1) ранняя схоластика (IX –XII вв.), наиболее яркими представителями, которой были Иоанн Скот Эриугена (815 – 877), Петр Дамиани (1007 – 1072), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142);
3) поздняя схоластика (XIV –XV вв.); самый крупный представитель – Уильям Оккам (1285 – 1349); этот период принято считать началом упадка данного типа религиозной философии, который продолжался уже за пределами Средневековья, в эпоху Возрождения и Нового времени.
Следствием этого стало деление схоластами знания на два уровня:
При ее решении среди средневековых мыслителей появились два противоположных направления: реализм и номинализм:
Ранняя схоластика IX-XII вв. находилась под влияниемфилософских концепций Платона и неоплатонизма. В этот период сложились основные принципы схоластической философии, ее главные проблемы: соотношение веры и знания, общего и единичного (спор об универсалиях) и др. Большую роль в развитии схоластики сыграл начавшийся в Европе XI века подъем культуры, в частности, открытие городских внецерковных школ, подрывавших монополию католицизма в области образования. В новых условиях католическая теология, существовавшая до тех пор в основном в форме патристики, вынуждена была придать христианству рационализированный характер, сделав идеи патристики объектом философской интерпретации и логического анализа.
Он считал, что универсалии существуют в трех разновидностях:
Фома Аквинский предложил оригинальное решение проблемы теодицеи. В соответствии с его учением, зло в мире имеет три источника:
Во-вторых, Бог иногда не пытается предотвратить зло во имя неких благих целей: так, если бы Бог не допустил гибели святых великомучеников, у христиан не было бы примера подвига во имя веры, понимания значимости истинной веры для спасения души и т.п.
Поздняя схоластика XIХ в. характеризуется как период начала кризиса схоластической философии, который был обусловлен целым рядом объективных факторов: кризисом феодальных отношений и зарождением в недрах феодализма элементов буржуазного строя, отделением философии от теологии и постепенным развитием научных знаний, секуляризацией духовной жизни вследствие падения политического могущества и идеологического влияния церкви и т.п.
Уильям Оккам фактически возродил принцип двойственной истины, утверждая, что у философии и теологии нет ничего общего. Истины Священного Писания недоказуемы и являются объектами исключительно веры. Сама же вера – иррациональна, не имеет никакого отношения к доказательству и разуму. Поэтому Оккам отвергал не только доказуемость отдельных положений христианского вероучения, но и возможность доказательства самого Бога.
Учение У. Оккама (оккамизм) оказало влияние на последующее развитие философии и науки. Оккамизм получил значительное распространение в европейских университетах (особенно в Парижском, профессором и ректором которого был последователь Оккама, номиналист Жан Буридан), где его представители боролись на автономию науки, отделение философии от теологии. Фактически начало разграничения научно-философского и теологического знания было первым шагом к становлению научного мировоззрения в европейской культуре.
В истории средневековой схоластики выделяют три периода:
1) ранняя схоластика (IX –XII вв.), наиболее яркими представителями, которой были Иоанн Скот Эриугена (815 – 877), Петр Дамиани (1007 – 1072), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142);
3) поздняя схоластика (XIV –XV вв.); самый крупный представитель – Уильям Оккам (1285 – 1349); этот период принято считать началом упадка данного типа религиозной философии, который продолжался уже за пределами Средневековья, в эпоху Возрождения и Нового времени.
Следствием этого стало деление схоластами знания на два уровня:
При ее решении среди средневековых мыслителей появились два противоположных направления: реализм и номинализм:
Ранняя схоластика IX-XII вв. находилась под влияниемфилософских концепций Платона и неоплатонизма. В этот период сложились основные принципы схоластической философии, ее главные проблемы: соотношение веры и знания, общего и единичного (спор об универсалиях) и др. Большую роль в развитии схоластики сыграл начавшийся в Европе XI века подъем культуры, в частности, открытие городских внецерковных школ, подрывавших монополию католицизма в области образования. В новых условиях католическая теология, существовавшая до тех пор в основном в форме патристики, вынуждена была придать христианству рационализированный характер, сделав идеи патристики объектом философской интерпретации и логического анализа.
Он считал, что универсалии существуют в трех разновидностях:
Фома Аквинский предложил оригинальное решение проблемы теодицеи. В соответствии с его учением, зло в мире имеет три источника:
Во-вторых, Бог иногда не пытается предотвратить зло во имя неких благих целей: так, если бы Бог не допустил гибели святых великомучеников, у христиан не было бы примера подвига во имя веры, понимания значимости истинной веры для спасения души и т.п.
Поздняя схоластика XIХ в. характеризуется как период начала кризиса схоластической философии, который был обусловлен целым рядом объективных факторов: кризисом феодальных отношений и зарождением в недрах феодализма элементов буржуазного строя, отделением философии от теологии и постепенным развитием научных знаний, секуляризацией духовной жизни вследствие падения политического могущества и идеологического влияния церкви и т.п.
Уильям Оккам фактически возродил принцип двойственной истины, утверждая, что у философии и теологии нет ничего общего. Истины Священного Писания недоказуемы и являются объектами исключительно веры. Сама же вера – иррациональна, не имеет никакого отношения к доказательству и разуму. Поэтому Оккам отвергал не только доказуемость отдельных положений христианского вероучения, но и возможность доказательства самого Бога.
Учение У. Оккама (оккамизм) оказало влияние на последующее развитие философии и науки. Оккамизм получил значительное распространение в европейских университетах (особенно в Парижском, профессором и ректором которого был последователь Оккама, номиналист Жан Буридан), где его представители боролись на автономию науки, отделение философии от теологии. Фактически начало разграничения научно-философского и теологического знания было первым шагом к становлению научного мировоззрения в европейской культуре.
Схоластика (от лат. scholastica — "школьный", "учёный") — направление в средневековой философии, тесно связанное с религией, которое пыталось путём логических рассуждений и анализа объяснить правила церкви и доказать, что Бог существует.
Философы считали, что религия должна базироваться не только на слепой вере и чувствах, но и на разуме верующего.
Второе значение схоластики — познание, в основу которого не заложен жизненный опыт. То есть это философствование, размышление без опоры на жизненные ситуации.
Схоласт — это:
- философ-приверженец схоластики;
- человек, который философствует схоластически, т. е. его размышления не построены на жизненном опыте и не следуют из практики.
Представители схоластики
- Боэций (Аниций Манлий Торкват Северин);
- Алкуин;
- Петр Дамиани;
- Ансельм Кентерберийский;
- Эриугена (Иоанн Скот);
- Фома Аквинский;
- Роджер Бэкон;
- Дунс Скот;
- Бонавентура (наст. имя Джованни Фиданца);
- Уильям Оккам и др.
Средневековая схоластика
Схоластика сформировалась в Средневековье в IX–XIII веках.
Однако ещё до этого периода схоластические идеи можно было найти в трудах древнегреческих философов Аристотеля и Платона в IV–V вв. до н. э.
Развитие схоластики связывают с именем римского философа Боэция (V–VI вв.). Философ переводил труды этих древнегреческих философов. Большое внимание уделял логике.
Вместе с логикой в Средневековье пришло рассуждение и о том, существует ли Бог и как это логически доказать.
Доказыванием существования Бога занимался итальянский философ Ансельм Кентерберийский (XI–XII вв.). По мнению философа, человек должен понять свою веру с помощью разума.
Философ утверждал, что вера и разум могут сосуществовать. Но вера не следует из разума. Это что-то божественное, что даруется свыше.
Что касается существования Бога, то философ пытался доказать это с помощью онтологии (науки, которая изучает бытие). Бог совершенен. А это значит, что если он существует в наших размышлениях, мыслях, то мы не можем прийти к мысли, что его нет. Потому что тогда он не был бы совершенен.
Схоластика и Фома Аквинский
Фома Аквинский — итальянский философ (1225–1274). Считается умеренным реалистом.
Философ доказывал существование Бога, приводя следующие доводы:
- Бог — есть первичная причина появления всего: всё существует по какой-то причине. А значит должна быть и первичная основная причина всего. И это Бог.
- Всё движется из-за кого-то, и это движение было запущено кем-то. Бог — есть тот, кто запустил первое движение.
- Для всего есть какая-то цель, конечная установка. Бог даёт эту установку, ставит цель для всего.
- Нужность, обязательность всего тоже заложены Богом.
Фома Аквинский считал, что разум и вера могут сосуществовать. Что есть понятия или вещи, которые может понять только разум. А есть те, в которые нужно просто верить и через разум до них не дойти.
Схоластика и патристика
Патристика (от греч. πατήρ (pater), лат. pater — отец) — это учение, труды Отцов Церкви, которые направлены на то, чтобы подтвердить христианские догмы и доктрины.
Отцы Церкви — так называли себя философы и проповедники, которые доказывали истинность христианских концепций и воззрений.
Периодом зарождения и развития патристики можно считать II–VIII вв. А основным представителем — Аврелия Августина (или Августина Блаженного).
Патристика пыталась установить христианство в языческом мире, сделать его основной религией.
Схоластика же сменила патристику. Схоласты пытались объединить учения античных философов (о логике и разуме) с религиозными догматами.
Схоластику и патристику объединяет теоцентризм. Оба учения утверждают, что в основе мира, в его центре находится Бог (а не человек).
Монах-бенедиктинец Петр Дамиани, философ и богослов Фома Аквинский, католический историк Цезарь Бароний — все они в разное время так или иначе формулировали похожие утверждения.
Из науки, познающей и пытающейся объяснить окружающий мир, философия на целых 10 веков превратилась во вспомогательную дисциплину, призванную трактовать Святое Писание так, как этого требовала церковь.
И именно в этот период (Средние века) сформировалась схоластика.
Схоластика — это .
Схоластика — это сплав философии и богословия, целая эпоха в развитии философских учений, совпадающая с огромным периодом в истории человечества, который мы называем Средними веками.
Начало Средневековья совпало с падением Римской империи в V веке. Это слом эпох, кризис, который определил развитие Европы на много веков вперед. Культура, образование, философия и религия — все круто меняется. На смену языческому многобожию Древнего мира приходит новая религия — христианство.
Среди общего упадка христианские монастыри становятся центрами развития культуры и образования.
*Монастырь Сен-Виктор близ Парижа стал центром схоластики в XII веке
Новую философию называют схоластикой. Это направление, опираясь на лучшие достижения древнегреческих мыслителей (в основном на логику Аристотеля и учение Платона), повернуло философию в христианское русло.
В развитии схоластики можно выделить четыре периода:
- VI–IX века. Подготовка почвы.
Значимые имена: ирландский философ Иоанн Скот Эриугена (около 810–877), римский философ Боэций (480–524). - IX–XII века. Интенсивное формирование.
Значимые имена: итальянский архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033–1109), французский теолог Пьер Абеляр (1079–1142). - XIII век. Расцвет.
Значимые имена: итальянский философ-богослов Фома Аквинский (1225–1274), немецкий алхимик Альберт Великий (1193–1280), английский монах-естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1292), генерал францисканского ордена Бонавентура (1221–1274). - XIV-XV века. Упадок.
Ярчайший представитель — английский монах-францисканец Уильям Оккам (ок. 1285–1349).
Первые университеты — центры схоластического учения
Изначально схоластикой называли школьные предметы в монастырских школах, а схоластами — учителей.
В конце концов сложилась система образования, где для освоения схоластической науки нужно было пройти несколько ступеней.
В XI–XII веках в Болонье и Париже появились первые университеты, и при активной поддержке католической церкви к XV веку в Европе сформировалась сеть университетов.
*Болонский университет основан в 1088 году
Церкви нужны были ученые, способные трактовать Священное Писание, но чтобы пресечь невежество и самодеятельность, к истолкованию и изучению Библии допускались только студенты, прошедшие все ступени обучения.
Суть средневековой схоластики
Схоласты считали, что Бога можно и нужно постигать через логику и философские рассуждения.
Что нужно для хорошего схоластического диспута?
-
Библейские тексты и комментарии к ним непререкаемых авторитетов — патрициев.
Особо почитаются три Великих Святителя:
- Василий Великий (Кесарийский) (330–379),
- Григорий Богослов (Назианзин) (329–389),
- Иоанн Златоуст (около 347–407).
*Три Великих Святителя
Если патриции — это Отцы церкви, то схоласты — это Учителя церкви.
В схоластике Святое писание и труды патрициев воспринимались как аксиома, не требующая доказательств. Религия принимается верой безо всяких условий.
Но натуральную философию и логику Аристотеля средневековые мыслители тоже не могли скинуть со счетов, поэтому труды древних греков стали методом изучения религии.
Схоласты хотели привести к гармонии веру и разум.
Удивительно, но схожая проблема у церкви возникла в XIX веке, когда научные открытия снова нужно было как-то увязывать с религией.
Автор статьи: Елена Румянцева
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Елена, спасибо за интересную статью! Дальнейших творческих успехов.
По правде говоря, мало что понимаю в схоластике, хотя философией немного интересуюсь, а схоластика — одно из ее ответвлений, если я не ошибаюсь.
Читайте также: