Представители описательной школы считали что задачей статистики является

Обновлено: 02.07.2024

У источников статистической науки стояли две школы - немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. - только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606-1661), Г. Ахенваль (1719-1772), А. Бюшинг (1724-1793) и др.

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик - меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого направления был В. Петти (1623-1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822 - 1911гг.) и К. Пирсона (1857 - 1936гг.), В. Госсета (1876 - 1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890 - 1962гг.) и др.

Прогрессу статистической методологии способствовали - труды российских статистиков - А.А. Чупрова (1874 - 1926гг.), В.С. Немчинова (1894 - 1964гг.), С.Г. Струмилина (1877 - 1974гг.) и др.

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения. Cтатистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Основные понятия теории статистики:

1. Статистическая совокупность - это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т. п.




Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Признак- это качественная особенность единицы совокупности.

По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

- признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

3. Статистический показатель - это количественная оценка свойства изучаемого явления. Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.).

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Общей основой разработки и применения статистической методики является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Метод статистики - это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин - абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

У источников статистической науки стояли две школы - немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, вероисповедания, ведения хозяйства и т.п. - только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606-1661), Г. Ахенваль (1719-1772), А. Бюшинг (1724-1793) и др.

Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик - меры веса и числа. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Виднейшим представителем и основателем этого направления был В. Петти (1623-1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822 - 1911гг.) и К. Пирсона (1857 - 1936гг.), В. Госсета (1876 - 1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890 - 1962гг.) и др.

Прогрессу статистической методологии способствовали - труды российских статистиков - А.А. Чупрова (1874 - 1926гг.), В.С. Немчинова (1894 - 1964гг.), С.Г. Струмилина (1877 - 1974гг.) и др.

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения. Cтатистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Основные понятия теории статистики:

1. Статистическая совокупность - это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т. п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Признак- это качественная особенность единицы совокупности.

По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

- признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

3. Статистический показатель - это количественная оценка свойства изучаемого явления. Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.).

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Общей основой разработки и применения статистической методики является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Метод статистики - это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин - абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

Лилия Сокол

1. Первый ученый, который употребил в своем труде слово "статистика"
а) М. Дж. Кенделл
б) М. В. Ломоносов
в) Г. Ахенваль
правильный ответ: в

2. Признаки, характеризующие особенности поведения статистической совокупности, называются .
правильный ответ: варьирующими

3. Установите соответствие:
1. количественные дискретные признаки
2. количественные неприрывные признаки
а) принимают вещественные значения, например вес стоимость продукции
б) принимают целочисленные значения, например количество единиц оборудования
правильный ответ: 1б, 2а

4. Укажите правильную последовательность:
1. статистический анализ в его простейшем виде
2. определение объема и вида исходной информации
3. представление собранной информации в удобном для обработки и первичного анализа виде
4. построение статистической модели и ее исследование методами регрессионно-корреляционного и факторного анализа
правильный ответ: 3, 1, 2, 4

5. Каковы основные принципы статистической службы РФ?
правильный ответ: централизованное руководство, единое организационное строение и методология, неразрывная связь с органами государственного управления

Мария Дудина

2. Зад-я между элементами множеств
В каких статистических данных нуждались ранние государства? (1,2,4)
1) Состав населения
2) Количество скота
3) Потребности населения
4) Количество земельных угодий

3. Вопрос с выбором ответа
На что представители отечественной статистики оказывали большое влияние ? (1)
1) работа статистических органов и развитие статистической науки
2) закономерности массовых общественных явлений
3) точное наблюдение и подсчет экономических явлений

4. Вопрос на дополнения
Для современного уровня статистической науки характерно то, что наряду с развитием статистических и экономико-математических методов анализа социально-экономических явлений все более широко используется ___________ (компьютерная техника)

Часть В Организация статистики в РФ
5. Открытый вопрос
Назовите главным учетно-статистический центр в РФ. (Госкомстат России)

Никита Китов

1. Кто положил начало статистико-математическому направлению статистической науки.

а) Пифагор
б) Г. Конринг
в) А. Кетле*
г) А. Шлицер

Количественное выражение исследуемого явления….
(Статистический показатель)

3. Установите соответствие

1) Статистическая совокупность
2) Статистический показатель

а) Множество однородных элементов или явлений, связанных общими чертами и признаками, существование которых обусловлено общими причинами.
б) Количественное выражение исследуемого явления

4. Система способов, приемов, с помощью которых статистика исследует массовые явления, образует.
(статистическую методологию)

5. Описать один из этапов статистического исследования
(статистическое наблюдение;
сводки и группировки первичных статистических данных;
анализа статистической информации.)

Роман Тырин

1. Один из основных представителей математической школы

а) У. Петти *
б) Г. Конринг
в) Г. Ахенваль
г) И.К. Кириллов

Множество однородных элементов или явлений, связанных общими чертами и признаками, существование которых обусловлено общими причинами.

Ответ : статистическая совокупность

3. Задание на соответствие

1) Первая стадия статистической методологии
2) Вторая стадия статистической методологии
3) Третья стадия статистической методологии

а) обобщение и распределение полученной информации
б) использование метода массовых наблюдений, сбор первичной статистической информации
в) анализ статистической информации

Представители русской академической школы статистики :

а) А.А. Кауфман *
б) И.В. Сталин
в) Ю.Э. Янсон *
г) А.А. Чупров *
д) Л.П. Берия

5. Открытый вопрос

Что является предметом исследования статистики ?

Ответ: область массовых социально-экономических явлений общества

Максим Атангулов

Александр Тушкинеков

1. .Задание с выбором ответа из предложенных.
Математическая школа статистики сложилась:

а) в Германии
б) в Италии
в) в Англии
г) во Франции
Ответ: в

3..Задание на установление правильной последовательности.
Расположите в правильной последовательности представителей статистики в соответствии с их годами жизни:
1)А. Кетле
2) Конринг
3)Ф. Гальтона
4)Г. Ахенваль

а)1606-1681
б)1822-1911
в)1719-1772
г) 1796-1874
Ответ: 2-а, 4-в, 1-4, 3-б.

4.Задание на установление соответствия.
1) Вариация (варьирующие признаки)
2)Статистическая закономерность

а) это форма проявления повторяемости, последовательности, порядка изменений в массовых явлениях под воздействием определенных причин.
б)это изменение значения признака при переходе от одной единицы совокупности к другой.
Ответ: 1-б 2-а.

5)Задание с кратким ответом.
В каком году был создан Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России)__________________________.
Ответ: в 1994 г.

1. Задание с выбором ответа из предложенных.
Статистический показатель- это
1) изменение значения признака при переходе от одной единицы совокупности к другой
2) количественное выражение исследуемого предмета
3) форма проявления повторяемости, последовательности, порядка изменений в массовых явлениях под взаимодействием определенных причин
Ответ: 2).

3. Задание на установление правильной последовательности.
Установить в правильной последовательности стадии статистического исследования:
1) анализ статистической информации
2) сводка и группировка первичных статистических данных
3) статистическое наблюдение
Ответ: 3),2),1).

4. Задание на установление соответствия.
1) математическая школа статистики сложилась
2) описательная школа статистики сложилась
а) в Англии
б) в Германии
Ответ: 1)-а), 2)-б).

5. Задание с кратким ответом.
Когда статистика стала развиваться как наука?
Ответ: в 17в.

Светлана Сорока

Байса Огулова

2) Б. Статистика как наука изучает:
а) массовые явления;*
б) периодические события.
в) межинтервальные событии.

3) В. Укажите правильную последовательность стадий статистического исследования:
1. Группировка, составление сводки;
2. Получение исходных данных;
3. Построение статистических моделей и их исследование, оценивание параметров, проверка гипотез, прогнозирование;
4. Анализ полученных результатов и прочих средств статистической обработки.
Правильный ответ: 2, 1, 4, 3.

4) С. чего следует начинать статистическое исследование?
1. с выбора вида и способа наблюдения
2. с определенного объекта и единицы наблюдения
3. с точной формулировки его цели и конкретных задач*

5) Б. Статистическая совокупность - это:
Ответ: Совокупность объектов или явлений одного и того же вида, объединенных определенным признаком. Например, население России - статистическая совокупность, людей роднит проживание в стране.

Лерочка Смагина

1)Статистика как наука возникла в
1.XVII веке*
2.XVIII веке
3.XVI веке
4.XV веке

2)Продолжите
"Предметом исследования статистики является. "
(. количественная сторона массовых социально-экономических явлений общества в неразрывной связи с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени,также технические и природные факторы, которые влияют на изменение количественных сторон массовых явлений)

3)К каким из двух школ
А.описательная школа
Б.школа политических арифметиков
относятся следующие ученые
1.Г.Конринг
2.Г.Ахенваль
3.А.Бюшинг
4.В.Петти
(А-1,2,3, Б-4)

4)Расположите в правильном порядке группы методов (этапы) статистического исследования:
1.метод массовых наблюдений
2.методгруппировок
3.метод обобщающих показателей
(1,2,3)

5)Каким органом осуществляется руководство статистикой в России?
(Руководство осуществляет Госкомстат как федеральный орган исполнительной власти).

Алина Хайбулаева

3. Б.
Установите соответствие между школами и их представителями:
1) немецкая описательная школа;
2) английская школа политических арифметиков;

а) Конринг, Г. Ахенваль, А. Бюшинг;
б) В. Петти, Д. Граунт, ЭГаллей;
Ответ: 1а; 2б.
4. Б.
В каком порядке выполняется последовательность стадий (этапов) статистического исследования:

А) статистическое наблюдение*-1
Б) анализ статистической информации*-3
В) сводка и группировка первичных статистических данных*-2

5. Статичстический показатель это .

*Ответ: Статистический показатель - представляет собой количественную характеристику соц.-эк. явлений и процессов в условиях качественной определенности. Качественная определенность показателя заключается в том, что он непосредственно связан с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью.

Все статистические показатели по охвату единиц совокупности разделяются на: индивидуальные; сводные, а по форме выражения на: абсолютные; относительные; средние.

Читайте также: