Представители какой философской школы поставили проблему бытия

Обновлено: 02.07.2024

Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

Всеобщая изменчивость вещей

Один из первоэлементов

Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

Протагору

Сократ

Знание по Сократу тождественно:

Добродетели

относиться к другому как к самому себе

Добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству

возлюбить ближнего как самого себя

Объективно-идеалистическая философия была основана:

Демокритом

Платоном

В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

Платону

Идея идеальна, настоящая лошадь -- материальна

Идея содержательно богаче, чем живая лошадь

Идея первична, настоящая лошадь вторична

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

идея содержательно богаче, чем живая лошадь

Идея первична, настоящая лошадь вторична

идея нереальна, конечна и идеальна.

Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

Философ, ученик Платона:

Аристотель

Аристотель

Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

Разумная душа

Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо во всём себе отказывать

надо жить для блага других

Надо наслаждаться жизнью

надо служить богам и делать добро

Лукреций Кар

Стоиков

Сенека

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Характерной чертой средневековой философии является:

Теоцентризм

Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

Сциентизм

Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

Бога

Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

Богословию

Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

Теология

Апологии

Эсхатология – это

Учение о ценностях

Учение о бытии, его фундаментальных принципах

Учение о конечных судьбах мира и человека

Учение о происхождении богов

Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

Мессия

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

Аскетизм

Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Учение о спасении души

Сотериология

Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Провиденциализм

Главная задача христианских апологетов состояла в:

В доказательстве бытия Бога

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

В переводе Священного писания на европейские языки

В создании целостного христианского мировоззрения

Патристика

Августин

Православная аксиология и этика

Христианская онтология и космогония

Схоластика – это:

философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога

Прокрутить вверх


Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.


Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.


ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.

Милетская школа – одна из наиболее ранних школ классической античной философии VI – V веков.

Милетская школа принадлежит к так называемым досократическим натуралистическим школам. Главные ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философ Лосев А.Ф. причисляет школу к направлению ионийской натурфилософии. В отличие от Платона и Аристотеля, ионийцы писали на своем родном ионийском диалекте древнегреческого. Именно с милетской школой связывают возникновение западной философии.

Милетская школа берет свое название от греческого поселения Милет, который был крупным торговым городом. Там развивались разные науки и искусство. Здесь формируется отдельное натурфилософское направление, основателем которого становится уроженец Милета – Фалес.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основная проблема, решавшаяся философами

Учения представителей милетской школы были направлены на осмысление космоса как чувственно-материального объекта.

Для них (как и в целом для античности) было характерно рассматривать мир сугубо объективно. То есть истина в том, что мое ощущение и видение мира является таким не из-за моего восприятия, но потому что он такой и есть в реальности.

Милетцы не различают субъективное осмысление реальности и реальность как она есть для себя, последняя поглощена первой в их представлениях. Потому, космос милетцев – это единство и абсолютный порядок. Но, в то же время, космос – это оформление физических элементов и их материя.

Космос (в понимании милетской школы) – это абсолют (вечный и неизменный), который раскрывает себя в объективно-материальном виде.

Космос представляется в своем чувственно-эмпирическом проявлении – в реальных осязаемых вещах. Он, по мнению учеников школы, состоит из материальных, чувственно-воспринимаемых элементов. Разные представители школы ставили во главу отличные элементы.

Фалес считал главным формирующим компонентом-истоком воду, Анаксимандр – воздух, Анаксимен – свойство воздуха (апейрон). Ключевой элемент каждого философа рассматривался не просто как материальная основа, а как объективная субстанциальность.

Для милетцев характерен монизм, когда ко всеобщему первоначалу сводится все материальное разнообразие.

Милетская школа как предшественница материализма

Общее изменение подхода к осмыслению природы как самодвижущейся и имеющей свою первопричину уже имеет материалистический характер. Милетская школа пытается порвать с мифологическим синкретизмом и религией, показав, что вовсе не боги управляют природой и ее явлениями.

Кроме этого, ученики милетской школы предлагают рациональный, хотя и все еще не лишенный мистики и мифологии, подход к осмыслению окружающей реальности природы.

Лосев А.Ф. подмечает, что нельзя сводить учение милетской школы к наивному эмпиризму.

Материя для милетцев – это некая абстрактная категория для описания всеобщего. Природа вещей рассматривается как физис – это фундаментальная неизменчивая реальность. Кроме этого, представители натурфилософии никогда не отрицали влияния ума или души космоса, однако они отходят на второй план.

В плане универсальности и неизменности элементов-первоначал взгляды учеников школы близки к будущим представлениям об атомах и материи. Однако материя как универсальный элемент наделена у милетцев некой силой, которую они описывают несколько мифологически – как справедливость, борьбу.

Потому будет неверно называть милетцев материалистами в современном понимании материализма. Их материальные начала пока еще были неразрывно связанны с идеалистическими представлениями об Абсолюте.Важно

Материализм милетской школы (как и всех ранних античных философов) – это первые попытки интуитивного осмысления окружающего мира, его основ, законов развития и существования. А потому материализм этот скорее условный.

Основные представители Милетской школы

Фалес Милетский (640-562 гг. до н.э.)

Является родоначальником философии и милетской школы. Предсказал солнечное затмение, которое произошло около 585 г. н.э. О нем остались только свидетельства, поскольку он сам ничего не писал. Является одним из семи мудрецов. Его ключевые идеи:

  1. Началом или мировой первопричиной (архе) всех вещей является конкретно-чувственное, непосредственно данное – вода. Главная характеристика всех семян и зерен – влажность. Отсутствие влажности равно смерти. Вода является жизнью для всего. Из воды все происходит.
  2. Вода имеет свойства текучести и крепости, неизменности.
  3. Из воды все возникает и все в нее возвращается, то есть она служит принципом сохранения, справедливости.
  4. Все в мире соединено с первоначалом – божественной душой. Вода как первоначало и Душа сохраняет природу благодаря своему внутренне присущему движению (энергии).
  5. Мир воодушевлен, и каждая душа стремится к саморазвитию, познанию. Мир полон Богов, душа – тоже Бог. Именно душа является средством движения всего.
  6. Единство можно представить как магнит, который притягивает к себе все существующее. Жизнь первична.

Содержание и обоснование философских истин Фалеса не лишено элементов мифологии и мистики (некоторые исследователи указывают на влияние орфизма).

Анаксимандр Милетский (611-546 гг. до н.э.)

Учение Анаксимандра об апейроне как универсальном управляющем принципе рождения и уничтожения становится первой диалектической теорий в Греции, которая решает проблему зарождения и разрешения противоречий.

Анаксимен (585-524 гг. до н.э.)

Значимость милетской философской школы

Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.

Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования.

Кроме этого, они выдвигают теорию об универсальных и неуничтожимых элементах всего сущего, которые вносят в мир определенное движение, побуждая вещи к рождению и разрушению. Такие взгляды можно рассматривать как первые шаги к пониманию атомов и связей между ними. Поэтому их теория имеет актуальность для изучения и поныне, ее можно считать научным истоком.

Милетская школа заложила основы философского подхода к осмыслению окружающего мира и его начал.

Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

Всеобщая изменчивость вещей

Один из первоэлементов

Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Знание по Сократу тождественно:

относиться к другому как к самому себе

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству

возлюбить ближнего как самого себя

Объективно-идеалистическая философия была основана:

Демокритом

В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

Идея идеальна, настоящая лошадь -- материальна

Идея содержательно богаче, чем живая лошадь

Идея первична, настоящая лошадь вторична

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

идея содержательно богаче, чем живая лошадь

идея первична, настоящая лошадь вторична

идея нереальна, конечна и идеальна.

Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

Философ, считавший логику главным орудием познания:

Философ, ученик Платона:

Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

Разумная душа

Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо во всём себе отказывать

надо жить для блага других

надо наслаждаться жизнью

надо служить богам и делать добро

Лукреций Кар

Диоген Синопский

Ксенофан
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Характерной чертой средневековой философии является:

Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

Эсхатология – это

Учение о ценностях

Учение о конечных судьбах мира и человека

Учение о происхождении богов

Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Учение о спасении души

Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Провиденциализм

Главная задача христианских апологетов состояла в:

В доказательстве бытия Бога

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

В переводе Священного писания на европейские языки

В создании целостного христианского мировоззрения

Православная аксиология и этика

Христианская онтология и космогония

Схоластика – это:

философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога

тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе

учение о происхождении Бога

Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

Представитель средневековой философии:

Фома Аквинский

Представитель средневековой западноевропейской философии:

Ф.Аквинский

К.Маркс

М.Хайдеггер

Ж.П.Сартр

Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

Фомы Аквинского

Тертуллиана
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм

Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

индивидуализма

Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

индивидуализм

Пико делла Мирандола

Представитель философии эпохи Возрождения:

Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики

Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

комментирование текстов Св. Писания

вера в скорый конец света

отрицание значимости науки

Теизм
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.
Освобождение от церковного влияния

Секуляризация

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

Главенствующую роль в науке играет эксперимент

Познание мира возможно благодаря божественному откровению

Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком

Особенности рационализма XVII в. обусловила

Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Дуалистическая философия характерна для

В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

разум – это сила

индукция основа всего

познание исходит из ощущений

если я мыслю, следовательно, я существую

Основное утверждение эмпиризма

Высший вид познания – интуиция

Всё знание человека основывается на опыте

Мир в принципе не познаваем

Всё подвергать сомнению

Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

Естественнонаучное и математическое

Чувственное и рациональное

Эмпирическое и теоретическое

Прикладное и фундаментальное

Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

руководствоваться метафизическими первопринципами

пользоваться дедуктивными методами

нисходить от абстрактного к конкретному

опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa

И. Фихте

Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

Представителем субъективного идеализма является:

Дж.Беркли

Дж.Локк

Т.Гоббс

Ф.Бэкон

Центральная философская проблема Д. Юма

Центральная проблема в философии французского Просвещения

Основная идея философии французского Просвещения

Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

Приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества

К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею равенства всех людей

Идею прав и свобод человека

Сущность деизма состоит в

Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

Растворению Бога в природе

Признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе

Утверждении о наличии у Бога двух ипостасей

Представитель философии Французского Просвещения

Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

Собственность

Французский философ, сторонник сенсуализма

Идея правового государства включает в себя положение о

Разделении властей

Пагубности частной собственности

Недопустимости эксплуатации человека человеком

Приоритете общечеловеческих ценностей

Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

Паскаль
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Хронологические рамки немецкой классической философии

Важнейшее философское произведение Иммануила Канта

Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

природы и человека

законов разума и его границ

По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

быть согласованным с опытом

противоречить законам логики

опираться на очевидные принципы

быть всеобщим и необходимым

И.Кант считает, что пространство и время:

существуют независимо от нашего сознания

являются формами бытия вещей

это категории материи

есть врожденные, доопытные формы чувственности

То, что наличествует в нашем сознании, но нами не осознается

Неизвестная первопричина мироздания

То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

о какой-либо части целого

Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:

ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

поступает добродетельный человек

подсказывают тебе твои внутренние чувства

По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет

Нравственный долг

Соблюдение общественных норм

Разумность и осмысленность поведения

Философии Г.Гегеля присущ:

Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

Абсолютная идея

Представитель немецкой классической философии:

Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?

Представителем материализма является

Не является характерной особенностью немецкой классической философии

Стремление к полноте, системной стройности мысли

Опора на разум как высший способ познания мира

Отрицание трансцендентного, божественного бытия

Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете

Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Деятельность героев и вождей

Дух народов
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.
Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

Иррационализм

Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

Философия жизни

Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

Волю к власти

Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élan vital). Его познание возможно с помощью:

Фридрих Ницше

Родоначальник позитивизма

Направление современной философии, являющееся материалистическим

Направление современной западной философии

Иррационалистическое направление в философии XX века

Экзистенциализм

Существование

Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма

Индивидуальное бытие человека

Бытие Абсолютного Духа

Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии

Экзистенциализма

Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо

Экзистенциализм

Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что

В нашей жизни всё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение

Человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться

Что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока

Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести

Стремление к целостному познанию

До-систематический, до-логический характер

Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в

Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

Построении свободного теократического государства

Оправдании Бога, снятии с него ответственности за существующее на земле зло

Воскрешении всех когда-либо живших на земле людей

К характерным особенностям русской философии относится:

Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома

Для древнерусской мысли характерна:

Переоценка внешнего материального бытия

Интерес к общественно-политической проблематике

Предфилософии Киевской Руси свойственен:

приоритет натурфилософских построений

обоснование исключительности русского народа

Датой принятия православия на Руси считается

Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России

Владимиром Мономахом в 12 веке

Иваном III в 15 веке

Иваном IV (Грозным) в 16 веке

Петром I в начале 18 века

К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится

Сергий Радонежский был современником

Стояния на Угре

Куликовской битвы

Знаменитым русским иконописцем является:

Самая знаменитая икона Андрея Рублева:

Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

Патриарх Никон

Основателем русского книгопечатания является:

Духовный лидер нестяжателей

Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам

Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке

Протопоп Аввакум был духовным вождем

Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)

Юрий Крижанич

Феофан Прокопович

Российская Академия наук была основана в

Сторонником деистического материализма в русской философии был

При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:

Масонство было привнесено в Россию из:

К одной из центральных идей масонства относится:

Ограничение свободы человека, подчинение личности воле коллектива

Превосходство арийской расы над другими народами

Совершенствование человека через личное и соборное самопознание

Слияние с природой, отказ от достижений и благ цивилизации

По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится:

Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

Скептицизм по отношению к прошлому и будущему России

Подчиненность исторического процесса воле Бога

Отказ от всех форм насилия, принуждения человека человеком, государством или церковью

Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения

Основной идеей западничества является

Сила власти – царю, сила мнения – народу

Россия должна развиваться по европейскому пути

Прогресс общества связан с развитием монархической власти

Православие, самодержавие, народность

Духовный лидер западников

Союз правых сил

Центральная идея философии И.В. Киреевского

Цельность духовной жизни

Равенство всех людей

Приоритет государства перед церковью

Любовь ко всему живому

Идейным главой славянофилов являлся

Представителем славянофильства был

Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:

Приоритет коллективного над индивидуальным

Свободное единение людей во Христе

Спасение всех верующих

Общинное устройство общества при отсутствии государственной власти

Подлинным гимном свободе можно признать

Ф.М. Достоевскому

Надо любить детей

Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни

Дети чище и добрее взрослых

В страданиях детей повинен социальный строй общества

Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым

Этика ненасилия

Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого

Познай самого себя

Не противься злому

Служи отечеству верой и правдой

Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).

Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, – не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем – какой мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом? Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества – воды. Дерево – это одно состояние воды, гора – другое, птица – третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью.

Из мышления в рамках мифа (мифологического мышления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление). Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.

Именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами. У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте. Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов.

Милет - один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь - переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника - изначальной стихии, первоначала - архэ. Это была натурфилософия, или философия природы.

Мир неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость.


ФАЛЕС (VII–VI вв. до н. э.)
1. Все начинается из воды и в нее возвращается, все вещи произошли из воды.
2. Вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды.
3. Разрушение мира по истечении "мирового цикла" будет означать погружение всего сущего в океан.

Фале́с (ок. 625–547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии

Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего , обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге): ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только вода, а всё остальное – ее порождения, формы и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.

«Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484–430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.
Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени. Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками.

Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам. И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях. Поэтому мы вынуждены придерживаться в их изложении того, что сообщают о них другие авторы. Аристотель в Метафизике говорит, что Фалес был родоначальником такого рода философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее, то есть то, что существует, и куда потом все возвращается. Аристотель также говорит, что Фалес полагал, что таким началом является вода (или жидкость).

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода - это то, что в последующем многие философы стали называть материей, "матерью" всех вещей и явлений окружающего мира.

Анаксимандр (ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.


Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни.

От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Душа также состоит из воздуха. "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир". Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение - с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первиичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, совсем как наша душа, воздух подддерживает все и управлет всем.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (греч.hyle и zoe - вещество и жизнь - философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan - все и theos - Бог - философское учение, в соответсвии с которым "Бог" и "природа" отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Рекомендованная литература:

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Читайте также: