Что такое парсуна определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

произведение портретной живописи XVI-XVII вв., сочетающее приемы иконописи с реалистически образной трактовкой. Обычно выполняется в технике яичной темперы.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, ы, ж.

Произведение русской портретной живописи ХVI-XVII вв.

* ► На стенах, обитых золоченой кожей, висели парсуны, или - по-новому -портреты князей Голицыных. // А. Н. Толстой. Петр I //*. *

Дизайн. Словарь терминов

ПАРСУНА (искаженное "персона") – название произведений портретного жанра в России второй половины XVI–XVII вв. Светские портреты в ту эпоху были еще редки и лишь условно передавали портретное сходство, по стилистическим же особенностям были тесно связаны с иконописью: сохранялось плоскостное письмо и специфическая иконная узорность. Обычно парсуна выполнялась в технике яичной темперы. Некоторые ранние портреты петровского времени (портрет Якова Тургенева, Нарышкиной с детьми и др.) являются примерами переходного жанра – от парсуны к портрету.

Энциклопедический словарь

(искажение слова "персона"), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.

Словарь Ефремовой

ж. устар.
Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII в.


Содержание

Термин

Характеристика

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.

В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.

На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:

Парсуна — направление в русской портретной живописи середины и второй половины XVII века. Название термина происходит от латинского слова persona (особа или лицо). Персонами (парсунами) в те времена на Руси принято было называть светские парадные портреты.

Парсуна. Михаил Скопин-Шуйский, вторая половина XVII века

Парсуна — научный термин, который ввел в оборот историк и искусствовед Иван Снегирев в середине XIX века. Выдающийся ученый использовал это слово для обозначения раннего портрета допетровской эпохи в переходный период русской истории.

История парсуны

Парсуна появилась в русской культуре под влиянием западного искусства. В странах Европы еще в XV веке началась эпоха Возрождения. Это привело к бурному развитию живописи, появлению новых стилей и жанров. А в Русском царстве в то время главенствующую роль в изобразительном искусстве играла иконопись.

Парсуна. Царь Алексей Михайлович, вторая половина XVII века

Местная православная церковь старательно оберегала древние иконописные традиции и препятствовала развитию других видов живописи. Только после раскола в 1650-1660-х годах начались послабления в этой сфере. Мастера Кремлевской Оружейной палаты одними из первых начали формировать новые художественные идеалы и создавать примитивные светские портреты (парсуны).

Парсуна. Патриарх Никон, вторая половина XVII века

Новый жанр быстро набирал популярность, хотя многие картины лишь условно передавали портретное сходство. Постепенно русские живописцы под влиянием приглашенных иностранных художников усваивали приемы европейской живописи и научились использовать их в своих произведениях.

В конце XVII века молодой российский царь Петр I после поездки в составе Великого посольства в страны Европы начинает в России крупномасштабные реформы. Они затрагивают практически все стороны жизни страны, в том числе изобразительное искусство. На смену парсунам окончательно приходит академическая живопись, появляются и быстро развиваются новые стили и жанры.

Парсуна. Боярин Афанасий Ордин-Нащокин, вторая половина XVII века

Виды и отличительные особенности парсун

Парсуны принято классифицировать по следующим параметрам:

  • технике исполнения (темпера на доске или масло на холсте);
  • назначению (надгробные или прижизненные);
  • изображенным персоналиям (цари, князья, церковные деятели, бояре, дворяне, военачальники).

Парсуна. Царь Михаил Федорович, вторая половина XVII века

К наиболее ярким отличительным особенностям парсун относятся:

  • каноничность художественного образа;
  • статичность позы объекта;
  • условное портретное сходство;
  • простота композиции;
  • господство плоскостных форм;
  • частое наличие надписей и прочих атрибутов для идентификации персонажа.

Парсуны стали важной вехой на пути перехода от традиционных иконописных норм в русской живописи к воплощению идеалов западного изобразительного искусства.

Парсуна. Князь Фёдор Ромодановский, вторая половина XVII века

Портал Very Important Lot предоставляет ценителям прекрасного уникальную возможность принять участие в аукционах искусства, где часто выставляются на торги оригинальные парсуны. На сайте можно также недорого купить картины напрямую у современных художников.


парсу́на

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова диэлектрик (существительное):

Синонимы к слову «парсуна»

Предложения со словом «парсуна»

  • На парсунах изображали царей, князей, военачальников, церковных иерархов.

Дополнительно

Предложения со словом «парсуна»

На парсунах изображали царей, князей, военачальников, церковных иерархов.

Многие портреты, созданные в первой половине века, по своим художественным особенностям всё ещё напоминали парсуну.

Основными документами для изучения русских костюмов допетровского времени служат гравюры европейских путешественников – Олеария, Бургмайера, Вечеллио, Герберштейна, а также многочисленные парсуны более позднего периода.

Читайте также: