Представители какой философской школы древней греции первопричиной всего сущего считали число

Обновлено: 05.07.2024

Формирование античной философии происходило в Греции в VI в. до н.э. Окончила своё существование античная философия вместе с распадом Римской империи в V в. н.э.

Античная философия в большинстве своё развивалась в греческих городах-государствах, преимущественно в Афинах, своё существование не приостановила даже в период македонского правления в Римской империи. Античная философия состоит из нескольких направлений, которые коренным образом отличаются друг от друга. В основе этих отличий то, что часть из них базировались на мистификациях и мистических представлениях, а другая часть на строгих доказательствах.

Греки, точно так же, как и многие другие народы имели собственные религиозные мифы о происхождении мира и человеческой цивилизации. Однако это никоем образом не влияло на возросший интерес к поиску истинной причины происхождения мира. Более того, некоторые мыслители приблизительно за шесть веков до н.э. пытались найти рациональные объяснения и эмпирически оправданные теории о строении и происхождении мира.

Территориально многие из первых философов жили в городе-государстве Милете. Он располагался на побережье теперешней Турции. Речь идёт о Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене. Они известны как представители милетской школы, от названия своего родного города. Своей главной задачей милетцы видели поиск первовещества или первоначала, из которого происходит всё разнообразие мира.

Представители милетской школы философии

Фалес

Фалес был родом из Милета, города, который считался наиболее процветающим торговым объектом Малой Азии. Его основная заслуга состоит в том, что он предсказал солнечное затмение, тем самым хотя бы примерно обозначив примерные годы своей жизни. По утверждениям астрономов затмение произошло в 585 г. до н.э. Известно также о его жизни, что он совершил поездку в Египет, откуда привёз знания по геометрии. Стоит отметить, что египтяне использовали геометрические сведения исключительно для решения эмпирических задач, а вот греки, в последствии, смогли создать математику как науку. Фалес утверждал, что вода – это первичное вещество, которое является основой Вселенной, а всё остальное появляется из неё. Такие умозаключения Фалеса о воде и всём остальном, что из неё происходит, можно понимать, как гипотезу.

Даже в начале XX в. Бытовало мнение, что всё сущее состоит из водорода, который составляет две трети воды. Это положение было общепризнанным.

Анаксимандр

Анаксимандр ученик и последователь Фалеса. Он говорил о том, что всё многообразие мира происходит из единой первичной субстанции. Однако по его предположению это была не вода, а нечто иное, то, что пока неизвестно человеку. Анаксимандр утверждал, что первосубстанция по определённым причинам не может быть водой или каким-то иным известным веществом. Объяснял он это тем, что воздух – холоден, вода – имеет отношение к влажности, огонь – горяч, и если бы хоть какой-то из этих элементов составлял первооснову, то его субстанция могла бы поглотить все остальные.

Таким образом, логично утверждать, что первичная субстанция должна иметь вид чего-то нейтрального. Анаксимандр считал, что мир, в котором мы живём, находится в параллельном существовании с другими такими же мирами, которые так же рождают и умирают. Все они появляется посредством развития и не являются результатом чьего-то творения.

Анаксимандр говорил об эволюции применительно и к миру животных. Живые существа сформировались из влажной субстанции, по его мнению.

Возникновение жизни из воды или водной среды считалась на то время достаточно новаторской идеей. Также говорилось об постепенной эволюции видов посредством влажной среды.

Анаксимен

Анаксимен являлся учеником Анаксимандра. Он занимался продолжением его трудов и активно штудировал главную идею своего учителя и милетских натурфилософов. Он выдвигал идею о первоначале как о воздушной субстанции. Объясняя это тем, что воздух является самой подвижной средой.

При охлаждении он становится водой, заем землёй и, в конце концов, камнем. Эта идея необычна в том, что любые различия между субстанциями интерпретируются как количественные различия, зависящие от степени сгущения. Анаксимен возводит воздух до ранга божественного.

Анаксимен говорил: "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир".

Первые досократики из Милета и одновременно представители милетской школы – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен работали над тем, чтобы отыскать космологические концепции, в основе которых лежит представления о мире, в котором мы живём.

Гераклит

Воззрения Гераклита отличались от воззрений милетцев. Она пытались найти первопричину мира, а Гераклит принялся за установление основных черт мира, первым выделив его бесконечное становление. Важнейшая черта всего сущего – движение. Это происходит потому, что всё вокруг меняется и постоянного ничего не существует.

Известнейшая фраза Гераклита: "Всё течёт, всё изменяется!"

Это выражение стало крылатым, приобрело множество смыслов и вариаций, основная идея в том, войти дважды в одну и ту же реку. На первый взгляд может показаться, что река остаётся прежней, но по сути в ней всё изменилось.

Рассуждая о вопросах первоначала мира, Гераклит предложил идею рассматривать огонь как главную субстанцию. Огонь в качестве совершенного образа движения: пламя меняется непрерывно при этом сочетает в себе гармонию контрастов. Это процесс напоминает пламя костра, который рождается благодаря чьей-то смерти.

Жизнь Гераклита связана ещё и с тем фактом, что существует идея вечного изменения. Для него это была практически доктрина или иными словами теория о слиянии противоположностей. По его мнению, существует единство, но оно образовывается посредством соединения противоположностей. В непрерывной борьбе противоположности соединяются и становятся источником беспрерывного движения, которое и есть гармония.

Гераклит в этом контексте превозносил войну: "Война – отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим – людьми; одних она сделала рабами, других – свободными…", "Следует знать, что война всеобща и правда – борьба и что всё происходит через борьбу и по необходимости".

Эти мысли являются началом зарождающейся гегелевской философии, которая основана на единстве и борьбе противоположностей. Г. Гегель будет позднее согласен с Гераклитом в отношении величайшего значения войны.

Бытует мнение, что такое превозношение войны Гераклитом, связано с тем, что он достаточно презрительно относился к человечеству в целом. Он утверждал, что только силой можно заставить людей делать добрые дела.

Гераклит писал: "Всякое животное направляется к корму бичом". Хотя вряд ли однозначно можно согласиться с мыслителем в этом выражении. Однако его высказывание: "Многознание не научает быть мудрым, мудрость – это знание оснований и причин" имеет полное право на адекватное существование.

Религиозно-философская школа пифагорейцев

Пифагор

Пифагор понятию первоначала не придаёт большого значения, и оно теряет всякую физическую связь с элементами. Он видел начало в числе. Более того, математическая наука приобретает вид доказательного дедуктивного обоснования именно в трудах Пифагора. Пифагор связывал математику со специфической формой мистицизма.

Пифагор является основателем мистического учения. Воззрения философа приобрели реальные очертания в религиозном ордене, где было прописано:

  • Воздержание от употребления в пищу бобов.
  • Не поднимать то, что упало.
  • Не прикасаться к белому петуху.

Данные правила как табу. Греческая культура в целом пропитана противоположностями между рационализмом и мистификацией. Как итог, Пифагор сочетает в себе две противоположные традиции: научную и мистическую.

Пифагор говорил о бессмертии души, верил, что она переселяется в другие виды животных.

Однажды гуляя, Пифагор увидел собаку, которую били. Он попросил прекратить, потому что считал, что душа его друга именно в этой собаке, аргументировав это тем, что узнал его по голосу.

В пифагорейском союзе было место и для мужчин, и для женщин на равных условиях. Все члены данного сообщества имели собственность и владели ей сообща, они все вели схожий образ жизни. Математику они воспринимали как средство для достижения конкретного жизненного идеала, который виделся им в созерцательном образе жизни.

"Именно беспристрастная наука является. важнейшим. средством очищения; и человек, посвятивший себя науке, – настоящий философ, он наиболее полно освобождается от "круговорота рождения"".

Пифагор говорил, что все вещи есть суть числа. Число является причиной всякой вещи и передаёт суть взаимосвязи всего сущего. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, если всё есть число, значит и весь космос представлен числовой системой упорядоченного характера.

Важно отметить, что Пифагор стал первым, кто использовал слово космос для обозначения всего мирского порядка. Открытие математической систематичности всего сущего поменяло течение постигающего разума и ход развития всей западной культуры. С господством числовой гармонии изменился взгляд на мир. Вместо тёмных непонятных сил пришло число как символ разумного порядка и истины.

Милетская школа философии является первой философской школой в истории. Она была основана Фалесом Милетским, древнегреческим философом и математиком в VI веке до н.э., в одном из городов Малой Азии - Милете, расположенном на берегу Эгейского моря. Учениками Фалеса были Анаксимандр и Анаксимен. Основной интенцией учений данных философов был поиск Первопричины всего сущего. Так Фалес считал первопричиной воду, из которой все происходит и в нее возвращается. Его ученик Анаксимандр вводит другой термин. для обозначения первопричины - апейрон (ἄπειρον), слово, которое можно перевести, как бесконечное, неопределенное, беспредельное. Это - бескачественная божественная праматерия. Отсутствие качества, использование отрицательной приставки, указывает не апофатичность мысли о первопричине. Ученик Анаксимандра Анаксимен продолжает традицию использования данного термина, однако уже как атрибут первоматерии, которой он полагает воздух. То есть воздух беспределен (ἄπειρον), однако, кроме беспредельности, обладает также и некоторыми качествами воздуха. Добавление катафатических атрибутов снижает уровень философской абстракции. Конечно с той оговоркой, что ни воду в учении Фалеса, ни воздух в учении Анаксимена, все же не следует понимать, как обычные, наблюдаемые нами, воду и воздух.

В строгой парадигме истории философии или истории науки милетскую школу можно назвать источником науки и философии, как таковых, даже началом рационалистического мышления. Но возникает вопрос, что могло вдохновить Фалеса Милетского на то, чтобы начать поиск, который не закончился до сих пор, и над которым работают теологи, философы и физики? Попробуем найти предпосылки учения Фалеса, существовавшие до основания милетской школы.

Пожалуй первое, что приходит на ум, это поэма древнегреческого поэта Гесиода "Теогония" (Θεογονία) , повествующая о происхождении богов. Гесиод говорит ("Теогония", 116, в переводе В. В. Вересаева):

"Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом. "

Итак, прежде всего во Вселенной зародился Хаос. В переводе с греческого слово χάος означает "пустота" или "бездна", и происходит от глагола χαίνω - "зиять", "быть широко раскрытым". Вместе с Хаосом появляются другие боги, Хаос же порождает из себя Ночь и Мрак, и после не участвует в жизни богов, Вселенной или людей. Приложив немного воображения, можно представить себе Фалеса Милетского, который читает труд Гесиода на берегу Эгейского моря, и приходит к мысли о том, что вода - первооснова всего, ассоциируя ее с загадочным Хаосом.

Далее акцентируем внимание на слове "вода". Не обязательно быть специалистом в области истории религии, чтобы заметить некоторые параллели с Библией, а именно с первыми строками книги Бытия: "Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". В анализе книги Бытия исследователи указывают на полемичность этого произведения, и данный фрагмент может указывать на то, что Бог-Творец выше бездны, и выше воды, и не един с ними. Это первое указание на то, что Первопричиной было Божество, а не первоматерия.

В данном случае полемика идет с языческими представлениями Древнего Египта. Но египетские представления более сложны, и сложно теперь без глубоких исследований отделить полемику от влияния, а так же истинные представления египтян от личного их восприятия автором Бытия. Ведь религия Древнего Египта несет в себе черты как политеизма, так и монотеизма. Так первоначальный Океан - Нун не родил Ра, Ра вышел из него, и в нем же начал свое творение Атум. Нун тут первичнее Атума и Ра, но теологическая интерпретация может быть весьма широкой, кроме того наука знает различные версии египетской космогонии.

Таким образом у Фалеса были все основания для того, чтобы заинтересоваться вопросом первопричины или первоматерии. Он и его ученики мыслили в облаке понятий, в который погружаются и современные исследователи древних представлений, элементам которых древние давали совершенно различные интерпретации, и между которыми выстраивались различные параллели.

Досократическая философия – фундаментальный этап в истории развития и формирования классической философии. Большая часть сведений об этом периоде была утрачена и знания историков об античной философии в основном базируются на более поздних источниках. Но даже минимум сохранившихся рукописных документов позволяет сказать, что философия досократиков внесла весомый вклад в развитие общества.

Главные особенности философии досократиков

фото 571

Кратко, отличия учения досократиков от других периодов можно определить по трем признаками:

  1. Мифологизация. Для этого направления характерно наделение стихий качествами живого существа. Помимо воды, огня, земли и воздуха к списку стихий причисляли эфир – небесное вещество, особый разреженный воздух, которым дышат боги.
  2. Хаотичность. Развитие философии досократиков происходило без четкой структуризации. Часто ее последователи противоречили друг другу, и их объединяла только принадлежность к одному историческому периоду.
  3. Дуализм. Древние философы рассматривали человека, как сосредоточие двух противопоставляемых начал: тела и сознания. Это один из главных парадоксов философии: в человеке эти начала объединены и взаимодействуют, хотя по сути они противоположны и не должны соприкасаться.

К досократикам часто причисляют философов, живших в одно время с Сократом, но не разделявших его взглядов. Это противоречит самому определению досократического периода, развивавшегося до появления сократической школы, созданной в 4 веке до н. э. Но поскольку современник Сократа, Демокрит, и его последователи поддерживали и развивали традиции античных философов, их также можно отнести к досократикам.

История развития

Следующая древнегреческая философская школа существовала в 580-430 г до н. э. Ее представители – элеаты – продолжали развивать учение Фалеса Милетского и вывели новое философское понятие – бытие. В этом историческом периоде существовала еще одна школа – Пифагорейский союз. Это – религиозный орден, состоящий из последователей Пифагора. Им принадлежит первая попытка перехода от материализма к идеализму.

Школа Гераклита, существовавшая в 4-5 веке до н.э., изучала космос. По мнению Гераклита, он – бесконечен и упорядочен. Космос существует сам по себе, у него нет создателя. Все космические процессы воспроизводятся автоматически и жизнь в космосе никогда не прервется. Гераклит считается основоположником наивного материализма.

Важным этапом развития досократской философии было учение Демокрита – атомизм. Его примерные годы жизни – период с 460 по 370 год до н. э. Демокрит дал определению атому – однородной частице, из которой состоит любая материя. Его учение – полноценный античный материализм.

Суть учения досократиков

Основным предметом философских размышлений досократиков был космос. Их представления об окружающем мире базировались на идее Аристотеля о Боге, как абсолютном начале. Все, происходящее в мире, цельный и непрерывный процесс, а Бог – его причина, основная и единственная движущая сила. По мнению Аристотеля, Бог и космос – тождественные понятия. Они не могут существовать по отдельности, и олицетворяют друг друга.

фото 572

Для философии досократов характерны:

  • практический подход к изучению – рационализм;
  • ориентация на устройство общества, а не отдельного человека;
  • отождествление Бога, человека и космоса.

Цель досократовской философии – поиск истинного источника мироздания и познание его основных законов. Учение базируется на двух основных тезисах: подобное познается подобным и из ничего, невозможно получить что-то. Человек рассматривался как часть общества и как часть общекосмической жизни. Досократическая концепция должна была позволить определить истинное предназначение человека.

Школы и их представители

Среди множества направлений, появившимся благодаря работе философов-одиночек, постепенно сформировались основные школы досократовской философии.

Милетская школа

Фалес Милетский был величайшим ученым своего времени. Помимо философии, он занимался изучением астрономии, гидроинженерией, физикой. Фалес много путешествовал и был знаком с основными открытиями ученых не только Греции, но и Египта, Финикии и других государств. Постоянное приумножение знаний и проведение своих собственных опытов позволило ему в итоге прийти к своей концепции мира. Он полагал, что Земля и все существующее на ней возникло из воды. Планета окружена мировым океаном со всех сторон, но она не может утонуть, а плавает на поверхности, как деревянный диск плавает на поверхности водоема. По мнению Фалеса, все предметы и вещества в некоторой степени живые – они наделены душой, так же как люди и боги, обитающие в космических просторах.

Продолжателями традиций Милетской школы были Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр полагал, что источником всего живого является не вода, а некое первовещество – апейрон. Оно материально, но беспредельно, его невозможно выделить и изучить. Земля неподвижна, и стоит в центре мира. Все живые существа вышли на сушу, поднявшись с морского дна, и в него же должны уйти. Анаксимен развил идею Анаксимандра о воздухе, как источнике жизни. В его представлении воздух – божественное дыхание, пневма. Оно поддерживает планету и парящие в космосе Луну и звезды

Школа элеатов

Яркие представители последовательного изучения философии до Сократа – элеаты. Среди подвижников Элейской школы выделяют Парменида, Зенона Элейского и Мелисса Самосского. Элеаты были строгими рационалистами – они считали человеческий разум основой познания. Их основным объектом изучения было бытие.

фото 573

Благодаря элеатам, появилось разделение мысли и чувства. С помощью мысли можно познавать существующее, в то время как чувства – более тонкая материя, знакомящая человека со скрытыми явлениями. Из учения элеатов возникла идеалистическая диалектика – направление в философии, для которого первичен дух, а материя вторична.

Пифагореизм

Пифагорейцы интересовались числами – в цифрах они видели выражение абсолютной гармонии: единства во множестве и множества в единстве. Все природные и небесные явления цикличны и повторяются спустя точное количество времени. Также, пифагорейцы искали гармонию в геометрических построениях, музыке, космологии. Их философия базируется на принципе противоположностей: предела и беспредельного.

Через беспредельное, божественное начало, определяется предел, а без определения предела невозможно беспредельное существование.

Пифагорейцы делились на две группы: акусматики и математики. Первые изучали религиозные направления и жилы обособлено, а вторые занимались развитием науки и активно преподавали желающим научные дисциплины. Акусматики осуждали математиков, сделавших тайные знания доступными широкому кругу учеников, но не пытались помешать их преподавательской деятельности.

Атомизм

Атомическое учение основали два философа: Левкипп и его ученик Демокрит. Согласно их представлениям, мир состоит из пустоты и атомов – мельчайших, невидимых глазу частиц. Атомы однородны и непроницаемы, они имеют определенную формы. Они не поддаются исчислению, а пустота – измерению. Все в природе состоит из атомов. Свойства конкретного предмета или вещества определяются формой атомов, из которого оно создано.

Причина существования жизни, по мнению Демокрита, беспрерывное движение атомов и их постоянные соприкосновения. Атомизм стремится объяснить движение и изменение, которое отрицалось элеатами, придерживавшимися учения о неподвижности бытия. Последователь учения об атоме – Платон. Он полагал, что форма атома – правильный многогранник, состоящий из многоугольников.

Досократская философия позволила досконально изучить природу. Древнегреческие философы создали базу знаний, на основании которой впоследствии была изучена Солнечная система и созданы достоверные астрономические атласы. Также, досократики были первыми учеными, которые пытались дать определение материи, движению, познанию и бытию. Это задало направление философствованию на последующие периоды развития науки и общества.

Школы античной философии собой философскую мысль Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшуюся с VII века до н.э. до VI века н.э.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке

Милетская школа (VI век до н.э)

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Эпикуреизм (306 год до н. э.)

Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: