Представителем какой школы исследования литературы является ипполит тэн

Обновлено: 03.07.2024

Литературоведение – наука о художественной литературе, ее сущности и исторической эволюции.

В литературоведении выделяют три главные отрасли – теорию литературы, историю литературы и литературную критику, причем принадлежность литературной критики к литературоведению дискуссионна. Все отрасли литературоведения взаимосвязаны. В состав системы литературоведческих дисциплин входит также поэтика. К вспомогательным историческим дисциплинам относится литературоведческое архивоведение, палеография, текстология, комментирование текста. Литературоведение имеет прочные связи с другими гуманитарными науками: философией, эстетикой, фольклористикой, теорией искусства, историей, психологией и социологией. Общность материала, прежде всего, сближает литературоведение с языкознанием.

Содержание

↑Возникновение и развитие литературоведения

↑Академические школы в литературоведении

На рубеже ХIХ – ХХ вв. психологическая школа уступила место школам психоанализа. Сфера бессознательного позволила объяснить многие явления в искусстве. Чуть позже К.Юнг, сформулировавший теорию коллективного бессознательного (архетипов), по-новому применил к искусству принципы психоанализа. Под влиянием идей К.Юнга, а также Дж.Фрейзера сложилась так называемая ритуально-мифологическая критика, представители которой заняты поиском в произведениях не только мифологические метафоры и уподобления, но и воспроизведение определенных ритуальных схем. Наиболее плодотворно ритуально-мифологическая критика исследовала литературные жанры, связанные своим происхождением с обрядовыми, фольклорными и мифологическими традициями.

Из взаимодействия с социологией в литературоведении в 1910-х гг. сложилось течение вульгарного социологизма, упрощенно трактовавшее историко-литературный процесс. Оно было представлено прежде всего работами В.Н.Фриче, В.Ф.Переверзева и, позднее, теоретиками Пролеткульта. Переверзев понимал искусство только как отражение только классовых представлений художника. Представители социологического направления порой подменяли анализ художественного произведения лишь анализом его тематики, но это была первая попытка построить новую концепцию историко-литературного процесса.

В советский период литературоведение было как предметом научного изучения, так и вузовским курсом, получив высокую степень институализации. Были научно разработаны истории национальных литератур, созданы монографические исследования творчества отечественных и зарубежных писателей, выпущены литературоведческие словари и справочные издания. Однако идеологическая установка, связанная с принципом партийности в литературе, очень часто являлась методологическим препятствием для объективного анализа того или иного литературного явления.

↑Современное литературоведение

↑Литературоведческий анализ текста

Литературоведческий анализ текста предполагает исследовательское прочтение текста литературного произведения, в противоположность интерпретации, с ее моментами субъективной оценки. Научное рассмотрение художественного произведения – это, прежде всего, анализ его структуры: содержания и формы, тематики произведения, проблематики, идейного мира, изображенного мира, композиции, а также художественной речи. Так, анализ композиции литературного произведения подразумевает анализ композиции образной системы, сюжета и конфликта, вычленение сюжетных и внесюжетных элементов литературного произведения. Картина изображенного мира состоит из отдельных художественных деталей: особенностей портрета, пейзажа, предметно-бытовых деталей.

К видам вспомогательного анализа относится, например, анализ произведения в аспекте рода и жанра. Например, для анализа формы лирического произведения необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. К какой жанровой разновидности относится лирическое произведение (элегия, послание, стансы, сонет, мадригал и т.п.)?
  2. Каковы особенности композиционной структуры произведения (является ли оно цельным или состоит из нескольких частей)?
  3. Каковы особенности строфики лирического произведения?
  4. Как развивается лирическое настроение в стихотворении?
  5. Как можно охарактеризовать лирического героя стихотворения?
  6. Каковы особенности лексики стихотворения?
  7. Каковы особенности поэтического синтаксиса?
  8. Каковы особенности ритмики стихотворения?

При анализе формы лирического произведения следует учесть также, если это возможно, соотнесение бытовых и внебытовых понятий в стихотворении.

Изучение отдельных элементов и аспектов литературного произведения является фундаментом его целостного рассмотрения.

ТЭН, ИППОЛИТ (Taine, Hippolyte) (1828–1893), французский философ, эстетик, писатель. Представитель культурно-исторической школы в литературоведении. Член Французской Академии (1878).

Родился 21 апреля 1828 в Вузье (деп. Арденны). В 1848–1851 учился в Высшей нормальной школе (Париж). Докторская диссертация Ощущения (Les Sensations) была отвергнута Сорбонной ввиду ее материалистической методологии. Тэн представил другую диссертацию – Лафонтен и его басни (La Fontaine et ses fables, 1860), остающуюся лучшим исследованием наследия баснописца. Самая значительная работа Тэна в области литературоведения – пятитомная История английской литературы (Histoire de la littérature anglaise, 1863). Во введении к ней изложена целостная теория, согласно которой литература, подобно всем другим видам человеческой деятельности, является необходимым продуктом, характер которого определяется тремя факторами – расой, средой, моментом; к ним необходимо прибавить специфическую для каждого автора определяющую способность. Те же принципы были применены Тэном к исследованию истории и философии искусства (Philosophie de l'art, 1865–1867). Полное изложение его философии содержится в книге Об уме и познании (De l'intelligence, 1870), где дается материалистическое и детерминистское истолкование вселенной, согласно которому все знание происходят из ощущения. Утверждая, что любое психологическое явление суть явление физиологическое, Тэн сделал свою книгу библией натурализма, оказав решающее воздействие на французскую мысль. Историческое развитие Тэн рассматривал как неизбежный конечный результат имеющихся предпосылок. Он питал крайнюю неприязнь к Французской революции и пытался обелить старую французскую монархию, несмотря на ее общеизвестные пороки. Выражая крайности позитивизма и пессимизма, Тэн сузил свои представления о литературе и истории. При этом он оказал сильное влияние на таких писателей, как Э.Золя и Г.Мопассан, и сам оставил несколько беллетристических произведений. Умер Тэн в Париже 5 марта 1893.

Еще одним позитивистским методом литературоведения, изобретенным французским искусствоведом 19 века Ипполитом Тэном, является культурно-исторический метод. Concepture публикует небольшую лекцию на эту тему.

Врсприняв идеи Сент-Бёва, Тэн выделил основные факторы, которые по его мнению определяют особенности биографии автора и соответственно его литературное творчество. В их числе Тэн называет расу, среду и исторический момент.


Раса, по Тэну, это совокупность врожденных и генетически наследуемых склонностей, обусловленных телесной организацией. Раса предполагает наличие определенного национального характера. Например, северные народы по своей природе медлительны, поэтому в творчестве они проявляют основательность и глубину. Южные народы, напротив, весьма горячи и поспешны, поэтому их литература тяготеет к легкости и изяществу слога. Достаточно сравнить английскую и итальянскую литературу, а если еще точнее – Томаса Харди и Томазо Герарди дель Теста, чтобы удостовериться, что в этом есть известная доля истины.


Среда – это природные условия, в которых проживает автор; география и климат, которые обуславливают быт его народа. Например, мягкий умеренный климат Средиземноморья определяет гармоничный характер античного искусства, в частности, литературы.

Наконец исторический момент – это стечение экономических, политических, культурных и прочих социальных обстоятельств в конкретную эпоху в той или иной стране.



Тэну, однако, принадлежит заслуга фиксации принципиальной разницы между историзмом искусства и историзмом науки. Дело в том, что в искусстве отсутствует прогресс. Если в науке новое открытие, будучи более совершенным, оттесняет прежнее открытие в прошлое, то в искусстве новое произведение – вовсе не обязательно лучше предыдущих. Тэн сформулировал закон, согласно которому все произведения того или иного исторического периода должны истолковываться с имманентных этой эпохе позиций, то есть, в рамках существовавших в то время традиций.



Тэн считал, что художники должны отображать только сущностные стороны жизни. Справился ли художник со своей задачей можно судить по степени цельности впечатления, которое вызывает произведение.

Несмотря на то, что Ипполит Тэн был сыном своего века и вполне разделял все заблуждения и ограничения эпохи, его теория по праву может считаться первой попыткой серьезного изучения закономерностей функционирования литературного текста в обществе. И поскольку Тэн не был чужд духа романтизма, он относился к литературе как к средству не только познания, но и мирочувствования.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 616.

Сочинения: Philosophic de l'art, 1865, в рус. пер.: Философия искусства, 1933; Английский позитивизм. СПб., 1866; De intelligence, 1870, в рус. пер.: Об уме и познании. СПб., 1872; Les origines dela France contemporaine. V. 1-6, 1877-1894; Французская философия первой половины XIX века. СПб., 1896; Sa vie et sa correspondance. V. 1-2.

Литература: Cresson A. Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sa philosophie. P., 1951.

Тэн (Taine) Ипполит-Адольф (21 апреля 1828, Вузье, Арденны — 5 марта 1893, Париж) — французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.

Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 120-121.

Тэн (Taine), Ипполит (21.IV.1828 - 5.III.1893) - французский литературовед, философ и историк. Профессор истории искусств в Школе изящных искусств в Париже (1864-1884). Член Французской академии (с 1878 года). Труды Тэна 50-60-х годах были посвящены вопросам историографии ("Опыт о Тите Ливии", Р., 1856, рус. пер., СПБ, 1900) и особенно литературоведения (важнейшее сочинение "История английской литературы", v. 1-4, Р., 1863-64, рус. пер., т. 1-5, СПВ, 1871-1904) и философии ("Французская философия первой половины XIX в.", Р., 1857, рус. пер., СПБ, 1896; "Английский позитивизм", Р., 1864, рус. пер., СПБ, 1866; "Философия искусства", Р., 1865, рус. пер., Воронеж, 1869; "Об уме", v. 1-2, Р., 1870, рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1872 и др.). Тэн представитель культурно-исторической школы в литературоведении, был одним из наиболее влиятельных литературоведов своего времени.

Исходя из методологии позитивизма, он попытался дать причинное объяснение явлений художественной жизни. Наибольшее значение Тэн придавал общественной психологии, которая, в свою очередь, определяется, согласно Тэну, 3 основными факторами: "расой" (т. е. врожденными национальными особенностями), "средой" (климатом, а также политическими и социальными обстоятельствами) и историческим "моментом" (влиянием традиции). Свой "психологический метод" Тэн попытался применить и в основном историческом труде - "Происхождение современной Франции" (v. 1-3, Р., 1876-93, рус. пер., т. 1-5, СПБ, 1907), посвященном Великой французской революции. Однако этот труд оказался полностью подчиненным реакционной политической тенденции, отразив перелом в мировоззрении Тэна от умеренного либерализма к крайней реакции под влиянием Парижской Коммуны 1871 года, к которой он отнесся резко враждебно. В этой книге Тэн грубо извращал сущность революции, тенденциозно подбирая источники и интерпретируя события. Этот злобный памфлет проникнут ненавистью к народу, который изображается, как "дикое стадо", как "чернь", развращенная просветительской философией и выступающая в ходе революции как "страшная разрушительная сила", подогреваемая демагогической агитацией якобинцев. Якобинцы (которые для Тэна не политическое направление, а особый "психологический тип" - демагоги, фанатики, помешанные на отвлеченных идеях) - объект особой ненависти Тэна.

Книга Тэна, выдержавшая много изданий, была одобрительно встречена в кругах реакционеров, но вызвала резкие нападки историков либерального и демократического направлений. А. Олар выпустил в 1907 году специальный труд, в котором подверг ее критике, убедительно доказав, что Тэн фальсифицировал сущность революции и оклеветал ее передовых деятелей. Споры по этому вопросу, разгоревшиеся не только во Франции, но и в других странах (в том числе в России), долго не затихали. Последователем ультрареакционной концепции Тэна в новейшее время во Франции был П. Гаксот.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Литература: Aulard A., Taine historien de la révolution française, P., 1907; Matiez A., Taine historien, "Revue d'histoire moderne et contemporaine", 1906-07, v. 8; Кареев H. И., Тэн перед судом Олара, "Рус. богатство", 1908, No 7; Lacombe P., Taine, historien et sociologue, P., 1909.

Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны,—5.3.1893, Париж), французский философ, историк, психолог, эстетик. Тэн испытал влияние античной философии, детерминизма Спинозы, эстетики Гегеля, французского материализма 18 века, особенно Кондильяка, а также французского и английского позитивизма.

Социологически ориентированная эстетика Тэна — первая попытка изучения функционирования искусства в общественном организме, хотя Тэн не смог преодолеть идеалистического понимания истории. Основные факторы развития искусства — раса, среда и исторический момент. Г. В. Плеханов видел заслугу Тэна в установлении причинно-следственной связи между общественным строем, господствующими вкусами, общественной психологией и искусством.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Sa vie et sa correspondence, v. i—2, P., 1908—144; в рус. пер.— Англ. позитивизм, СПБ, 1866; Критич. опыты, СПБ, 1869; Очерки совр. Англии, СПБ, 1872; Бальзак. Этюд, СПБ, 1894; Франц. философия 1-й пол. 19 в., СПБ, 1896; О методе критики и об истории лит-ры, СПБ, 1896; История англ. лит-ры, т. 5, М., 1904; Путешествие по Италии, т. 1—2, М., 1913—16; Лекции об иск-ве, ч. 1—3, 5, М., 1919.

Литература: Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1—2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, 8, М.,1965 — 1967; Моравский С., Концепция искусства Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 2, М., 1965; Предвечный Г. П., Франц. бурж. эстетика, Ростов н/Д., 1967; Новиков А. В., От позитивизма к интуитивизму, М., 1976; Lасоmbе P., Taine historien et sociologie, P., 1909; Ehevrillon Α., Taine; formation de sa pensee, P., 19323; Cresson A., Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec im expose de sa Philosophie, P., 1951.

Далее читайте:

Сочинения:

Pages choisies. P., 1909; Philosophie de l'art, v. 1—2. P., 1948; в рус. пер.: Новейшая английская литература в современных ее представителях. СПб., 1876;

Философия искусства. М., 1996.

Литература:

Кареев H. И., Тэн перед судом Олара, "Рус. богатство", 1908, No 7;

Barzellotti С. La philosophie de Н. Taine. P., 1900;

AulardA. Taine, historien de la revolution fran?aise. P., 1907;

Chevrillon A. H. Taine, formation de sa pensee. P., 1932; Cresson A. H. Taine. P., 1951.

Matiez A., Taine historien, "Revue d'histoire moderne et contemporaine", 1906-07, v. 8;

Lacombe P., Taine, historien et sociologue, P., 1909.

Плеханов Г. В., Лит-pa и эстетика, т. 1—2, М., 1958;

Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, 8, М.,1965 — 1967;

Моравский С., Концепция искусства Т. и бурж. эстетика, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 2, М., 1965;

Предвечный Г. П., Франц. бурж. эстетика, Ростов н/Д., 1967;

Новиков А. В., От позитивизма к интуитивизму, М., 1976;

Ehevrillon Α., Taine; formation de sa pensee, P., 19323;

Cresson A., Hippolyte Taine. Sa vie, son oeuvre, avec im expose de sa Philosophie, P., 1951.

Во второй половине XIX века формируется культурно-историческая школа. Родоначальником ее был Ипполит Тэн (1828 — 1893), французский историк и искусствовед. Основные положения своей теории он изложил во введении к " Истории английской литературы" (1863) и в " Философии искусства" (1869). Тэн -философ — позитивист, стремящийся перенести в исследование литературных явлений метод естественных наук. Основное его требование к исследователю- литературоведу — объективность и точность выводов. Тэн -противник субъективистской концепции в литературоведении.. Главная цель ученого-эстетика, по его мнению, заключается в том, чтобы понять природу искусства, творчество писателя, а не творить суд над ним. Тэн считает искусство одной из форм познания действительности. Художник, по его мнению, специфическими средствами раскрывает сущность изображаемого.

Для этого он отбрасывает все случайное, затемняющее характерные черты предмета изображения, формирует его согласно его идеи. Тэн тем самым выступает против копирования жизни, он борется за художественное обобщение, отмечая, что в художественном произведении характер личности выступает более определенно, чем в реальной жизни.

Художник, по мысли Тэну лишь исследует, познает то, что заключено в действительности, он не выступает борцом за определенные эстетические идеи.

Сильной стороной теории Тэна было то, что он поставил литературу в зависимость от общества. Его взглядам присущ историзм. Считая, что искусство обуславливается психикой людей, которая, в свою очередь, определяется их общественным положением. Тэн мыслил материалистически. Но будучи учеником просветителей ХУШ века, конечную причину исторического развития он искал в идеях, в общественной психологии, оказывающих в кругу неразрешимых противоречий.

Воспитательные функции художественного творчества в значительной степени обесцениваются. Они превращаются в такое явление культуры, как путешествия, во время которых открываются даже достопримечательности ватикана, или исторические исследования во время отдыха.

Читайте также: