Какую роль в обществе играет правовое воспитание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Предмет и объект правового воспитания

Из представленного определения правового воспитания несложно вычленить его предмет и объект.

Предметом правового воспитания являются психологические свойства, которые формируют правосознание личности, т.е. систему его представлений, убеждений, взглядов, оценок к существующему праву.

Объектом правового воспитания выступает все население государства.

К субъектам правового воспитания относят:

  • семью;
  • институты гражданского обществ, к числу которых относятся политические партии, общественные объединения, профсоюзы;
  • уполномоченные органы и учреждения, а именно: школы, вузы, органы внутренних дел, СМИ и др.;
  • органы государственной власти – различные министерства и ведомства, разрабатывающие стратегии правового воспитания (например, министерство внутренних дел, министерство образования).

Правовое воспитание должно способствовать выработке у индивида здорового чувства права, современного юридического мировоззрения, острой реакции на несправедливость и произвол, уважения закона и порядка. Формирование вышеизложенных качеств у человека является главной целью правового воспитания.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Формы правового воспитания

К основным формам правового воспитания относят:

  • правовую пропаганду, которая представляет собой различного рода лекции, беседы, консультации, издание книг, брошюр, теле- и радиопередачи и т.д.;
  • правовое обучение – передача и усвоение профессиональных юридических знаний в вузах, техникумах, училищах, общеобразовательных школах. В последнее время занятия по изучению азов права даются в дошкольных учреждениях;
  • юридическую практику. Данная форма правового воспитания больше актуальна для учащихся юридических вузов и для молодых специалистов. Она заключается в посещении судебных заседаний, участие в судебных процессах в качестве истца или ответчика, присяжного и т.д.;
  • самообразование и самовоспитание, т.е. самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы и пр.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения индивида, а на их взаимосвязь и единство. Это объясняет довольно большое их количество.

К ним относятся убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угрозе применения санкций, профилактика, предупреждение, личный пример и пр. Нельзя выделить более эффективный метод воспитания или менее результативный, все они могут использоваться в комплексе, применение того или иного метода зависит от частных (например, личностных качеств индивида) и внешних обстоятельств (ситуация, субъект правового воспитания и т.д.).

Например, убеждение является наиболее прогрессивным и гуманным методом воспитания, на котором основаны все другие методы. Он позволяет сформировать у личности такое качество как правопонимание.

При применении такого метода правового воспитания как наказание необходимо соблюдать два основных требования: во-первых, наказание должно быть справедливым, во-вторых, оно должно быть обдуманным и не осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме.

Вывод

Таким образом, процесс правового воспитания представляет собой целенаправленную деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, профсоюзов, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Значение правового воспитания заключается формировании у гражданина, личности верного понимания роли права в жизни общества, его ценности, необходимости. Правовое воспитание позволять развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности.


Одним из ключевых критериев успешного развития современного демократического общества является уровень его правового состояния. И одним из его важнейших элементов, если не определяющим, с уверенностью можно назвать уровень правового воспитания, отсутствие политического и правового нигилизма. Действительно, насколько востребованы правовые механизмы членами общества, настолько они и живучи, способны к развитию, совершенствованию, подталкивают в свою очередь саму социальную структуру к развитию. В обществе правового нигилизма или низкого уровня правовой грамотности развиваются тенденции к авторитаризму, неверию в собственные силы, упование на власть предержащих, что ведёт к атрофии социальной и деловой инициативы, падению интереса к производительному труду, чинопочитанию и прочим атрибутам авторитарного общества, что так хорошо знакомо России. Не надо объяснять очевидный факт – такое общество не только обречено быть аутсайдером современного мира, но и крайне неустойчиво как социально, так и политически. И России такой путь явно не нужен.

В связи с этим, считаю, что воспитание и формирование личности, обладающей высокой правовой грамотностью, активно пользующейся своими правами и уважающей права других, является одной из важнейших государственных задач, ведь образование и воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества в целом. И здесь стоит отметить два основных направления такого воспитания: социальное и профессиональное. В первом случае речь идёт, скорее, о культурно-социальном воспитании личности, когда влияние на формирование мировоззрения оказывает окружающая социальная среда, от семьи до публичных представителей власти. Именно в этом взаимодействии формируется потребность человека в обладании цивилизованными знаниями и в использовании в своей жизни правовых рычагов решения тех или иных жизненных ситуаций, уважение к правам другой личности и социальных групп. Профессиональное воспитание гражданина подразумевает непосредственное знакомство с возможностями применения на практике правовых знаний (право регулирующих актов) правового поля общества и потребление их.

В правовом воспитании необходимо осмысливать прошлый опыт человечества по привитию правовой грамотности (ретроспекция); анализировать современные тенденции передачи и усвоения знаний и принципов норм права (актуализация), а также учитывать возможные изменения в будущем реализации: на практике правовых норм, запретов и обязанностей (проспекция). Необходимо с юных лет вкладывать в мысленный ориентир социальных стремлений выполнение правовой культуры.

Правовая культура личности включает в себя правовое знание, правовую идеологию и правовую деятельность, которую личность выстраивает в соответствии с правовой культурой общества. Уже давно возникла необходимость формирования позитивного правосознания в социальной среде. Каждому гражданину необходимо осознавать степень значимости прав и обязанностей гражданина государства.

Педагоги по-разному рассматривали правовое воспитание, но все определения, которые они дают правовому воспитанию, можно свести в некую квинтэссенцию. Суть правового воспитания сводится к необходимости формирования в человеке правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, то есть воспитанию человека образованного, человека с высокой социальной ответственностью, активного члена общества.

В процессе социализации личности должное внимание необходимо уделять воспитанию активного правового человека, которое заключается в формировании уважительного отношения к закону, видении закона большой социальной ценностью, развитии чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т.д. Правовое воспитание неразрывно связанного с правовой культурой. Все это реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект.

Правовое воспитание школьников помогает в предупреждении различных правонарушений, а также формирует ответственное поведение обучающихся. Государству необходимо особое внимание уделять профилактической работе, привлекая соответствующие органы власти, не перекладывая всю работу на плечи педагогов. Специалисты соответствующих служб должны проводить регулярную, планомерную просветительскую работу, направленную на профилактику и предупреждение ситуаций, связанных с девиантным и даже делинквентным поведением детей. Эти специалисты более полно видят проблемы и имеют универсальные инструменты, связанные с решением нештатных ситуаций (правонарушения, террористические акты и прочее).

Правовое воспитание учащихся образовательных учреждений необходимо осуществлять в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения, включая следующие направления:

1) психолого-педагогическое тестирование учащихся и родителей, для выявления проблем и коррекции норм правового воспитания;

2) мониторинг правового поведения учащихся, с целью анализа правовой культуры поведения;

3) реализацию воспитательных программ правового воспитания с привлечением специализированных представителей различных органов власти;

4) включение нравственно-правового аспекта воспитания в уроки и классные часы.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: урок-игра.

1. Организационный момент.

Учащиеся были заранее проинформированы о проведении игры и ознакомлены с материалом, который нужно повторить. На каждой парте интернет носитель, для последнего конкурса.

2. Знакомство с правилами игры.

Игра включает в себя 3 конкурса. Сумма баллов, полученных командой за игру, суммируется и влияет на итоговую оценку за урок.

Конкурс № 1. Права человека.

Командам раздаются контрольные листы с различными ситуациями из сказок. Необходимо определить, о каком праве или нарушении прав сказочного героя идет речь. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышление – 3 минуты.

Какие права нарушены.

1. Право на свободу.

2. Право на свободу слова и собраний.

3. Право на жизнь.

4. Право на наследство и жилище.

5. Право на семью.

6. Право на неприкосновенность частной жизни.

7. Право на неприкосновенность жилища.

8. Право на собственность.

Подведение итогов 1 конкурса.

Конкурс № 2. Своя игра.

На экране темы вопросов и стоимость каждого вопроса. Команды по очереди выбирают задания. При правильном ответе команда зарабатывает очки, в случае неправильного ответа право ответа переходит к команде первой, поднявшей руку. При правильном ответе, ей засчитываются очки.

Тема 1. Права и обязанности граждан.

Вопрос за 10 баллов. Свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения.

Вопрос за 20 баллов. Элемент правовой нормы, устанавливающий поощрение или наказание за поведение гражданина.

Вопрос за 30 баллов. Нормы права, обязывающие лицам совершать определенные положительные действия (напр., платить налоги) называются…

Вопрос за 40 баллов. Назовите группы прав человека и гражданина.

(Личные- гражданские, политические, социально-экономические, культурные)

Вопрос за 50 баллов. Назовите конституционные обязанности гражданина РФ.

(соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество, содержать несовершеннолетних детей и престарелых родителей, сохранять памятники культуры и истории, бережно относиться к природе).

Тема 2. Законы

Вопрос за 10 баллов. Назовите нормативно-правовой акт высшей юридической силы.

Вопрос за 20 баллов. Назовите число, месяц и год принятия Высшего нормативно-правового документа в РФ.

(12 декабря 1993).

Вопрос за 30 баллов. Законотворчеством в нашей стране занимается орган государственной власти.

Вопрос за 40 баллов. Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Вопрос за 50 баллов. Разжигание межнациональной и расовой розни карается по статьям…

Тема 3. Защита Отечества

Вопрос за 10. В каком возрасте юноше необходимо встать на воинский учет

Вопрос за 20 баллов. Государственная организация, занимающаяся постановкой на воинский учет.

Вопрос за 30 баллов. Особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами вместо военной службы.

Вопрос за 40 баллов. Военнослужащего, впервые поступившего на военную службу, можно привлекать к выполнению боевых задач после…

(После принятия присяги)

Вопрос за 50 баллов. Военнослужащий приводится к присяге перед… (Государственным флагом России и знаменем воин­ской части)

Тема 4. Преступление и наказание.

Вопрос за 10 баллов. С какого возраста установлена ответственность за особо тяжкие преступления.

Вопрос за 20 баллов. Неправомерное поведение, виновное противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие).

Вопрос за 30 баллов. Применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.

Вопрос за 40 баллов. Пока вина подсудимого(обвиняемого) не доказана в судебном порядке, он имеет право на …

Вопрос за 50 баллов. Назовите главную цель правосудия.

Подведение итогов конкурса № 2.

Конкурс № 3. Знатоки исполнительных органов власти.

На выполнение задания 5 минут.

Подведение итогов урока, рефлексия.


Карта самоконтроля группы _______________________

Ф.И. (участников команды)

2. Баллы за первый конкурс

3. Баллы за второй конкурс

4. Оценка в баллах участников команды

1. Бурнашев Г. А. Проблемы правового воспитания на современном этапе // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 117-120.

2. Усманова Е. Ф. Правовая этика как элемент правовой культуры общества // Символ науки. 2016. № 1–3. С.170–172.

Правовое воспитание – это деятельность, направленная на формирование правосознания, а также правовой культуры как отдельной личности, так и общества в целом.

Целью правового воспитания можно назвать формирование личности, строящей собственную жизнь на добровольной и сознательной основе в соответствии с принятыми правовыми нормами.

Необходимо отличать правовое воспитание от социализации правовой направленности, представляющей собой достаточно продолжительный процесс формирования правосознания и правовой культуры личности, который продолжается на протяжении всей жизни человека под воздействием различного рода факторов. Правовое воспитание следует рассматривать как одно из наиболее эффективных средств правовой социализации человека.

Среди составляющих правового воспитания можно выделить следующие:

  • Субъекты воспитания, к которым можно отнести семью, учителей и воспитателей, журналистов и прочих представителей СМИ, должностных лиц;
  • Объекты воспитания, среди которых выделяют индивидов, отдельные социальные категории, общество в целом;
  • Содержание правового воспитания, которое включает общепринятые правовые нормы, идеи, а также ценности, которые передаются субъектами воспитания воспитуемому;
  • Способы воспитания, к которым можно отнести убеждение, поощрение, принуждение, а также прочие приемы воздействия на объекты воспитания;
  • Формы воспитания, среди которых можно выделить правовое обучение, пропаганду, а также самовоспитание.

Следует отметить, что на сегодняшний день эффективность правового воспитания в значительной степени зависит от большого числа факторов как объективного, так и субъективного характера.

Уважение к правовым нормам, законодательным и нормативным актам отражает непосредственную сущность гражданского воспитания, при этом, уважение к закону является таким отношением к предписаниям правового характера, когда индивид сам, по свой воле признает ценность законодательным норм. В качестве результатов успешного освоения норм поведения можно рассматривать внутренний контроль, когда индивид настолько глубоко усвоил принятые нормы морали и права, что неосознанно поступает так, как того требуют принятые в социуме нормы.

Готовые работы на аналогичную тему

Непосредственное уважение к закону как внутренняя установка личности, рационально-эмоциональное отношение к его духу формируется как признание ценности закона для индивида (позитивное правосознание). А подобное формирование представляет собой процесс и результат правового воспитания.

Правовое обучение как одна из наиболее эффективных систем передачи, а также усвоения исторического опыта, практики и навыков реализации права в условиях современной действительности направлено прежде всего на формирование у индивида чувства уверенности и самостоятельности в области права, а также на оказание стимулирующего воздействия правовой активности личности. Правовая активность подразумевает добровольное, осознанное, инициативное, ответственное поведение индивида.

Среди черт правосознания можно выделить следующие:

  • Правосознание представляет собой одну из форм общественного сознания;
  • Правосознание является выражением отношений индивидов к праву, а также различного рода правовым явлениям;
  • Содержанием правового сознания являются взгляды, идеи, принимаемые теории, эмоции и т.д.;
  • Правосознание прежде всего определяется материальными, а также духовными условиями общественного жизни;
  • Для правосознания характерна преемственность.

В структуре правосознания выделяют:

  • Правовую психологию, под которой следует рассматривать комплекс чувств, прав, эмоций, с помощью которых может быть выражено отношение индивида к праву, а также отдельным правовым явлениям. Правовая психология в значительной мере проявляется в определенных психологических реакциях индивида на некоторые правовые явления и нормы права;
  • Правовую идеологию, под которой на сегодняшний день понимают комплекс идей, различного рода взглядов, эмоций, с помощью которых выражается отношение людей к правовым нормам и явлениям. Подобная идеология, как правило, выражена в научном или философском осмыслении правовых явлений.

Роль правового воспитания в формировании правосознания

Главной целью правового воспитания является формирование достаточного уровня правосознания граждан, направленного прежде всего на повышение их социально-правовой активности.

Необходимо отметить, что правовая культура является составляющей общей культуры социума, а также тесно взаимодействует с прочими культурными сферами. В связи с этим для повышения уровня правовой культуры необходимо также повышения и уровень культуры общества в целом. В данном случае особую значимость приобретает взаимодействие правовой и нравственной культуры.

Правовое воспитание находится в тесной связи с политическим и нравственным воспитанием. Так, практически невозможно сформировать у индивида уважение к закону, если нет уважения к государству как основному законодателю, а также к другим индивидам, которые являются носителем субъективных прав и свобод.

Правовое воспитание является наиболее эффективным инструментом формирования, а также повышения уровня правосознания и правовой культуры общества, средством духовного воспитания личности в условиях формирования в России правового государства. Особая роль правового воспитания связана с тем, что оно представляет собой форму государственной деятельности, его органов и должностных лиц и прочих социальных субъектов, которая направлена на формирование и укрепление в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний правовой направленности, представлений, взглядов, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение граждан.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Предмет и объект правового воспитания

Из представленного определения правового воспитания несложно вычленить его предмет и объект.

Предметом правового воспитания являются психологические свойства, которые формируют правосознание личности, т.е. систему его представлений, убеждений, взглядов, оценок к существующему праву.

Объектом правового воспитания выступает все население государства.

К субъектам правового воспитания относят:

  • семью;
  • институты гражданского обществ, к числу которых относятся политические партии, общественные объединения, профсоюзы;
  • уполномоченные органы и учреждения, а именно: школы, вузы, органы внутренних дел, СМИ и др.;
  • органы государственной власти – различные министерства и ведомства, разрабатывающие стратегии правового воспитания (например, министерство внутренних дел, министерство образования).

Правовое воспитание должно способствовать выработке у индивида здорового чувства права, современного юридического мировоззрения, острой реакции на несправедливость и произвол, уважения закона и порядка. Формирование вышеизложенных качеств у человека является главной целью правового воспитания.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Формы правового воспитания

К основным формам правового воспитания относят:

  • правовую пропаганду, которая представляет собой различного рода лекции, беседы, консультации, издание книг, брошюр, теле- и радиопередачи и т.д.;
  • правовое обучение – передача и усвоение профессиональных юридических знаний в вузах, техникумах, училищах, общеобразовательных школах. В последнее время занятия по изучению азов права даются в дошкольных учреждениях;
  • юридическую практику. Данная форма правового воспитания больше актуальна для учащихся юридических вузов и для молодых специалистов. Она заключается в посещении судебных заседаний, участие в судебных процессах в качестве истца или ответчика, присяжного и т.д.;
  • самообразование и самовоспитание, т.е. самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы и пр.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения индивида, а на их взаимосвязь и единство. Это объясняет довольно большое их количество.

К ним относятся убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угрозе применения санкций, профилактика, предупреждение, личный пример и пр. Нельзя выделить более эффективный метод воспитания или менее результативный, все они могут использоваться в комплексе, применение того или иного метода зависит от частных (например, личностных качеств индивида) и внешних обстоятельств (ситуация, субъект правового воспитания и т.д.).

Например, убеждение является наиболее прогрессивным и гуманным методом воспитания, на котором основаны все другие методы. Он позволяет сформировать у личности такое качество как правопонимание.

При применении такого метода правового воспитания как наказание необходимо соблюдать два основных требования: во-первых, наказание должно быть справедливым, во-вторых, оно должно быть обдуманным и не осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме.

Вывод

Таким образом, процесс правового воспитания представляет собой целенаправленную деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, профсоюзов, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Значение правового воспитания заключается формировании у гражданина, личности верного понимания роли права в жизни общества, его ценности, необходимости. Правовое воспитание позволять развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности.

Читайте также: