Что такое шсп в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Среднее образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем создаются так называемые школы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Кому и для чего нужна служба примирения

Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.

Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.

Основные принципы деятельности служб примирения таковы:

  • Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
  • Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
  • Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
  • Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
  • Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.

Как работает школьная служба примирения

Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:

Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.

Общая программа школьной службы примирения визируется и утверждается директором, в дальнейшем педагоги опираются на нее при разработке индивидуальных программ для каждой конкретной ситуации.

Как организовать школьную службу примирения

Если директор и педагогический коллектив, посовещавшись с родителями, приходят к решению участвовать в программе, первое, что должна подготовить администрация, — план работы школьной службы примирения. Он включает в себя все пункты, которые необходимы для эффективного функционирования системы:

  • График всех действий и совещаний.
  • Поиск тренеров и подготовка медиаторов из состава преподавателей.
  • Информирование о запуске программы (в том числе, например, создание сайта школьной службы примирения).
  • Классные часы и стенды для отбора волонтеров среди учеников.
  • Практические занятия и индивидуальные беседы с детьми, проявившими инициативу.

План работы школьной службы примирения разрабатывается на год. К концу указанного в документе периода подводятся итоги и оценка эффективности, вносятся необходимые коррективы.

Какие документы нужны для организации

Приказ о создании школьной службы примирения — основной документ, подписывается директором и включает в себя:

  • Непосредственно само указание на создание службы.
  • План работы школьной службы примирения и ее состав (руководитель и несколько преподавателей).
  • Цели, принципы, задачи и порядок формирования службы.
  • Порядок организации деятельности.

На момент разработки документации школьной службы примирения желательно определиться с выбором тренера. Как правило, директор отправляет запрос в региональные центры восстановительной медиации для привлечения специалиста.

На заседании педсовета рассматривается и утверждается положение о школьной службе примирения, в котором ставятся конкретные задачи на учебный год, назначаются ответственные лица и определяется порядок действий.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с.Грабово

Автор: Федорова А.А.

МБОУ СОШ № 1 с. Грабово, Пензенской области, Бессоновского района

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

Каждый человек по своему реагирует на конфликт. Рассмотрим наиболее распространенные способы реагирования на конфликты в школе:

- наказание или угроза наказанием (административный);

- направление к психологу или социальному педагогу;

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющего всех участников конфликта, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.

В результате школьники не осваивают конструктивные способы решения возникающих конфликтных ситуаций, и потом в школе и дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессии.

Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, так как только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

Медиатор организует примирительную встречу только при заявке в службу, добровольном участии обеих сторон и в их интересах, поэтому он предварительно встречается с каждым участником конфликта отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.

МИССИЯ школьной службы примирения – развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.

ЦЕЛЬ школьной службы примирения – развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

- Передача ценностей восстановительной культуры (ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.

- Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания, налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ

- возможность управлять конфликтами;

- риск жалоб в управление (департамент) образования будет снижаться;

- образовательная организация станет более комфортной для учеников;

- директор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов;

- отношения в образовательной организации будут улучшаться;

- ценности восстановительной медиации станут распространяться среди обучающихся и педагогов школы.

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ ПОМОГАЕТ ПЕДАГОГАМ

- возможность управлять конфликтами;

- возможность использовать конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной организации может помочь развитию обучающихся;

- приобретение новых знаний и практических навыков в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, развитие гражданского образования и воспитания, социализации школьников;

- освоение технологии для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;

- овладение подходами и приемами для поддержания порядка в детской среде;

- укрепление роли ученического самоуправления.

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ ПОМОГАЕТ ОБУЧАЮЩИМСЯ

- дает возможность научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;

- научиться убеждать других словами, а не силой;

- научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными;

- научиться нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;

- помогать другим помириться;

- получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятельности;

- лучше понимать сверстников и взрослых, родителей и учителей;

- школьникам, пострадавшим от правонарушений, помогает почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других учеников;

- у стороны – обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный ущерб, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям;

- обрести конструктивную поддержку класса в положительных изменениях.

ГРАНИЦЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

Медиаторы школьной службы примирения НЕ проводят медиацию:

- без обращения (заявления) в службу;

- по ситуациям суицида;

- по ситуациям связанным с употреблением наркотиков или алкоголя;

- в случае отрицания человеком своего участия в факте правонарушения, поскольку расследованием события правонарушения служба примирения не занимается.

По случаям тяжких преступлений учащихся – проведение медиации возможно опытным медиатором, знакомым с концепцией и практикой восстановительного правосудия, а также рекомендуется привлекать территориальную службу примирения.

Медиация не проводится, если не известна вторая сторона конфликта.

В случае психической не-нормы, восстановительные программы возможно проводить только после тщательной подготовки квалифицированным специалистом, гарантирующим безопасность всех участников встречи.

Служба примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации не проводит медиацию, если после проведения предварительных встреч стороны принимают решение отказаться от участия в совместной встрече.

Школьная служба примирения: что это такое и зачем это нужно


Основания для создания службы примирения в школе

Школа – место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. По этой причине дети, находящиеся в школе большую часть времени, испытывают стресс и могут впадать в депрессию. В результате чего у ребенка либо развиваются комплексы и неуверенность в себе либо возникает желание мстить и бунтовать.

Не стоит также забывать, что для каждого учащегося важное место занимает его принадлежность к определенной группе в классе, взаимоотношения со сверстниками, принятие его взглядов обществом. Именно этому он уделяет первостепенное внимание и часто при существовании какого-либо противоречия или отторжения его одноклассниками забывает о необходимости успешно осваивать новые знания. Что делать в подобной ситуации?

Самыми распространенными методами считаются административные вмешательства, замалчивание конфликтов, привлечение социальных педагогов и психологов или разборки между школьниками после уроков. Но чаще всего такие методы не приносят пользы, а порой только усугубляют создавшееся положение.

Создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.


Чем отличается школьная служба примирения от других инструментов разрешения конфликтов

Самой важной отличительной характеристикой такой службы является ее создание не под принуждением, а на добровольных началах. То есть ее формируют волонтеры, действительно неравнодушные к проблемам окружающих, а не безразличные школьные работники под давлением администрации, что обеспечивает большее доверие со стороны общества и более эффективное решение проблем.

Форма организации может быть любой: от образования отдельного подразделения в структуре школы до клуба или объединения. Главное – соблюдение определенных рамок, полномочий и действий в интересах ребенка. Служба в своей деятельности руководствуется соответствующими документами, методическими рекомендациями, но, при этом обходится без заполнения множества бумаг, обходясь минимальным количеством отчетов.

Участниками ШСП выступают кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителей, психологов и т.д.), а также учащиеся старших классов. Каждый из них проходит специальную подготовку, где обучается методам проведения медиации. Привлечение в службу школьников благоприятно отражается на всей деятельности, так как им легче находить общий язык со сверстниками. Для участия в ШСП отбираются учащиеся, которые пользуются уважением в классе, могут и хотят помогать в разрешении конфликтных ситуаций.

Основные цели и задачи школьной службы примирения

Главной целью создания школьных служб примирения является разработка и совершенствование методов, способствующих своевременному обнаружению и реагированию на правонарушения и конфликты, что позволит формировать и укреплять человеческую способность к взаимопониманию. К задачам ШСП относится:

  • сокращение вероятности возникновения реакций на конфликты, направленных на наказание;
  • установление нормальных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса посредством диалога;
  • делегирование опыта и обучение ценностям службы всех заинтересованных лиц и т.д.

Специалисты службы примирения никогда не навязывают свои идеи, не обвиняют и не воспитывают ни одну из сторон конфликта, а также не пытаются найти решение вместо них. Они выступают в качестве посредников – медиаторов, которые проводят беседы наедине с каждым участником конфликта. По обоюдному согласию конфликтующих сторон школьный медиатор организовывает примирительные встречи, на которых они учатся выстраивать конструктивные диалоги, позволяющие глубже понять ситуацию и найти способы решения конфликта. Такой подход дает возможность минимизировать вероятность необоснованного использования силы во взрослой жизни и не позволит стать жертвой жестокого отношения.


Не решать, а предотвращать

Существование в школе службы примирения, безусловно, можно назвать эффективным инструментом взаимодействия школьников, родителей и учителей. Но успешное разрешение конфликта не дает гарантии исключения подобной ситуации в будущем. Кроме того, службы, стремящиеся сформировать у конфликтующих сторон способность к взаимопониманию и уважению, иногда вмешиваются слишком поздно. В этом случае следует задуматься: зачем решать существующие конфликты и противоречия, если можно их предотвратить?

Конфликтными людьми и правонарушителями часто становятся личности, которым по тем или иным причинам не рассказали о важности проявления уважения к другому человеку, о принципах равноправия и о других элементарных правах человека. Как детям, так и взрослым нередко недостает этих знаний, и они не умеют выстраивать диалог, который бы позволил глубже понять другого человека и найти компромисс в сложной ситуации.

В связи с этим, в поле зрения служб примирения следовало бы включить деятельность по:

  • обучению школьников их правам и обязанностям,
  • формированию у них навыков построения уважительных отношений с окружающими,
  • приобретению навыков решения конфликтов посредством мирного диалога,
  • воспитанию привычки принимать других людей такими, какие они есть, но при этом сохранять верность своим убеждениям.

Проведение в рамках школьной службы примирения различных семинаров, тренингов и учебных сессий в неформальной обстановке будет способствовать укреплению взаимоотношений между школьниками, а также поможет понять важность таких качеств, как взаимовыручка и увеличит вероятность исключения конфликтов. На этапе формирования личности такие мероприятия станут наиболее эффективным инструментом не только для налаживания дружественных отношений между школьниками, но и помогут им взаимодействовать с окружающим миром во взрослой жизни.

Дисциплина в детском саду

Хорошо, когда воспитатель получает удовольствие от своей работы. Но не всегда это возможно, если дети кричат и бегают, не хотят убирать игрушки и никак не реагируют на замечания. Приходится тратить много энергии и принимать строгие меры, чтобы установить порядок в группе. Как наладить дисциплину в группе мягкими методами?

Дисциплина подразумевает следование определенным правилам. Когда дети их придерживаются, в группе соблюдается порядок. Он идет на пользу как детям, так и воспитателям. Педагог тратит меньше времени на организационные моменты. А ребенок чувствует себя в безопасности, потому что благодаря правилам его жизнь становится более понятной и предсказуемой. Это говорит о том, что изначально у детей нет желания целенаправленно нарушать дисциплину. Возможно им просто не хватает активности, внимания или признания лидерских качеств. А может они не понимают, каких правил нужно придерживаться и зачем. Чтобы дети соблюдали правила, нужно проделать работу в шесть этапов.

Установка контакта с детьми

Дети с удовольствием слушаются воспитателей, которых они любят и уважают. Для этого нужно заслужить авторитет деток. Если на этапе знакомства у воспитателя не получилось создать о себе правильное впечатление, можно изменить стиль общения и со временем стать для них авторитетом.

Как завоевать авторитет?

Уважение может заслужить тот воспитатель, который любит детей и проявляет интерес к каждому из них. Обречен на провал тот специалист, который кричит и оскорбляет подопечных, делит всех на “любимчиков” и “не любимчиков”. Воспитателю следует постараться создать условия, где каждый ребенок получает внимание, доброту и понимание. В то же время он должен быть справедливым, уверенным в себе и строгим в некоторых ситуациях. Результатом такого отношения станет доверие и послушание со стороны детей.

Формулировка основных правил поведения

Чтобы дети соблюдали правила, они должны сами их сформулировать. Тогда они хорошо запомнят их и будут с ними внутренне согласны. Чтобы помочь детям вывести правило, погрузите их в ситуацию, когда это правило нарушается.

Напомните воспитанникам случай, когда их кто-то обижал. Спросите, что они чувствовали в этот момент, было ли им приятно. Хотят ли они, чтобы их снова обидели. И тогда попросите их объяснить, почему обижать других нехорошо. Таким образом вы вывели правило: “Не обижать других. Все проблемы решать мирным путем”.

Обратите внимание, что мы написали две формулировки - запрет и вариант альтернативного поведения. Запрет должен касаться не самих эмоций и желаний, а способа их выразить. Например, злиться допустимо, но нельзя бить другого ребенка. Аналогичным образом нужно формулировать другие правила. Их должно быть не больше пяти.

Вводите правила постепенно с начала учебного года. Когда вы сформулировали правила, оформите их визуально и повесьте на видное место. Например, нарисуйте разбросанные игрушки, и напишите фразу “Убери” или “Помоги”. Правила должны быть простыми и наглядными. Если дети освоили предложенные в таком виде правила, можно заменить их новыми.

Обучение детей соблюдению правил

Дети хорошо запоминают правила, если их отрабатывать в формате игры или в обсуждении поступков персонажей из мультиков. Остановитесь на ситуации из мультика, в которой персонаж причинил кому-то боль. Попросите детей изобразить эту ситуацию в виде рисунка. Тогда они пропустят это правило “через себя” и смогут не только понять, но и прочувствовать его смысл.

А чтобы дети начали использовать правила в жизни, напоминайте им заранее об договоренности перед ситуацией, в которой ее нужно будет выполнить. Сначала дети будут часто нарушать правила, но посте­пенно они привыкнут. Тогда напоминать можно только фразой “Вспомните правило!”. Попросите малышей проговорить правило вслух, выполнить его и проконтролировать, чтобы другие ребята тоже его придерживались.

Работу некоторых правил можно довести до автоматизма, если привязать его к определенному звуку или предмету. Например, по хлопку нужно умолкнуть и посмотреть на воспитателя. Аналогично можно использовать свисток, колокольчик или бубен. Если регулярно привлекать внимание детей одинаковым звуком, со временем у них выработается подходящая реакция.

Обучение детей оценивать свое поведение

Способность анализировать свое поведение влияет на соблюдение правил. Нарисуйте таблицу, в которой дети будут каждый день отмечать уровень своей дисциплины по основным правилам. Если ребенок считает, что он сегодня хорошо себя вел, он рисует в таблице зеленый кружочек. Если он вел себя неплохо, но нарушил некоторые правила, он рисует желтый кружочек. А если вел себя плохо - красный.

Бывают ситуации, когда ребенок не хочет рисовать себе красный и желтый кружочек. Он расстраивается и начинает плакать. Подбодрите его и договоритесь, что он нарисует зеленый кружочек, но больше не будет нарушать правило.

Ребенок должен понимать, почему нельзя нарушать правила. Не нужно пугать его наказанием, лучше объясните естественные негативные последствия. Например, если ребенок будет обижать других детей, они перестанут с ним играть и дружить. Или если он пойдет прыгать по лужам и испачкает одежду, ее нужно будет почистить.

Если он сломает игрушку, ее нужно будет починить. Не всегда дети сами понимают эту связь. Ребенок должен думать, что соблюдать правила приятней, чем не соблюдать. Тогда он будет следовать им не из страха перед наказанием, а из стремления к удовольствию. Например, участвовать в занятии интересней, чем пропустить его.

Нарушение правил и дальнейшее поведение

Если ребенок все же нарушил правило, сначала проверьте виноват ли он в этом. Возможно, окружающая обстановка мешала выполнить правило или сам воспитатель дал противоречивое указание. Если по вашему мнению ребенку ничего не мешало, не кричите на него и не начинайте разговаривать повелительным тоном. Посмотрите на него спокойным пристальным взглядом без осуждения и злобы. Этот взгляд напомнит ребенку о правиле, и он успокоится. Если продолжает бегать, спокойно скажите ему о нарушении и расскажите о последствиях его поведения. Дайте ему второй шанс выполнить правило.

Если ребенок и дальше нарушает дисциплину, поставьте его перед выбором - либо он выполняет правило, либо получает наказание. Цель не в том, чтобы наказать ребенка, а в том, чтобы он сделал выбор. Если мальчик бегает по классу, окликните его и остановите. Скажите: “Я вижу тебе хочется подвигаться. По классу бегать нельзя. Ты можешь пойти в соседнюю комнату попрыгать на батуте. Если продолжишь бегать, значит ты выбираешь просидеть 10 минут на стуле для размышлений”.

Вы можете выбрать любые методы для улучшения дисциплины в группе, но они не должны ущемлять достоинства ребенка. Требовательность к соблюдению дисциплины должна сочетаться с уважением к малышам. Воспитателю следует смотреть на ситуацию с позиции ребенка - поставить себя на его место и попытаться понять причину нарушения дисциплины.

Читайте также: