Правомерна ли характеристика древнеримского государства как рабовладельческого кратко

Обновлено: 04.07.2024

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.
С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь - рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Если трибы возникли в результате объединения трех племен, то стройность организации общины носит на себе явный отпечаток сознательной деятельности, вызванной потребностью "замкнуть" общину в условиях ограниченности ее земельного фонда и необходимости его расширения военным путем. Последнее подтверждается и тем, что народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден - она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.
Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.
В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были патрициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев - издание в 451-450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах - само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи. Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

1. Последним образцом рабовладельческого типа государства была Римская империя. Общественно-экономические отношения достигла наивысшего развития. Римское государство, сформированное из городской общины, первоначально во многом было сходно с греческими полисами. В конце III в. до н.э. Древний Рим превращается в сильнейшее рабовладельческое государство Западного Средиземноморья. В I-II в. до н.э. Рим - это гигантская империя, включающая значительные области Западной и Юго-Западной Европы, Северной Африки и Переднего Востока.

Во всемирно-историческом развитии роль Древнего Рима очень велика. По словам немецкого профессора Р. Иеринга, Рим три раза диктовал миру свою волю, три раза создавал единство народов. Первый раз это единство получило свое выражение в создании Римского государства, второй раз - в Римско-католической церкви, третий раз в результате рецепции римского права.

В Риме была создана высокая античная культура, которая легла в основу развития европейской цивилизации. Греко-римская античная цивилизация на определенном этапе своего развития вобрала в себя достижения всех народов Средиземноморья, синтезировала их и дала толчок к дальнейшему развитию европейской культуры.

Периодизация истории римского государства представлена такими периодами:

1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства от основания города Рима в 753 г. до н.э. до 509 г. до н.э. (до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого).

2. 509-27 гг. до н.э. - период республики.

3. 27 г. до н.э.- 476 г. н.э. - период монархии:

а) принципат (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.);

б) доминат (284 - 476 гг. н.э.).

С момента основания Рима и до 509 г. до н.э. у римлян существовал родовой строй, который находился в состоянии разложения. В Риме было 300 родов. Десять родов составляли курию (военная и религиозная единица).Десять курий составляли племя (трибу).

В состав римской городской общины входили патриции, клиенты и плебеи. К полноправным гражданам римской городской общины относились патриции, которые должны были обязательно принадлежать к одному из родов и быть зачислены в одну из курий. Кроме полноправных граждан, имелась группа клиентов, которые находились в личной и наследственной зависимости от полноправного человека (патрона). Клиент обязан был следовать за патроном на войну, оказывать ему всяческую помощь и почтение. Патрон обязан был защищать его, в том числе и в суде, т.к. клиент не мог сам себя защищать. Эти отношения охранялись обычаями и религией. Плебеи составляли группу лично неполноправных граждан Рима, которые были лично свободными, имели право собственности на землю, платили налоги и отбывали военную службу, заключали сделки и могли самостоятельно выступать и защищать себя в суде. Они не нуждались в патронате. Однако плебеи были лишены права участвовать в управлении общины.

Царь был военачальником, верховным жрецом и производил суд по государственным преступлениям. Он имел неограниченное право наказания. Апелляция на его решения не допускалась. Его должность была выборной.

В состав сената входили старейшины из 300 родов. Сенат был совещательным органом при царе, однако пользовался большим влиянием на решение многих вопросов. Его роль уже в первый период была значительной. Народное собрание (куриатные комиции) состояло из полноправных членов общества, которые собирались по куриям. Каждая курия имела один голос. Полномочиями Народного собрания являлись:

- принятые или отвергнутые предложения сената;

- избрание всех должностных лиц, в том числе и царя;

Жреческие коллегии играли значительную роль в Римском государстве.

К IV в. до н.э. в Риме разложение родового строя и социальная дифференциация привели к изменению в государственном строе. Плебеи, несшие все тяготы военной службы, были неполноправными, и поэтому стремились к уравниванию в правах с полноправными гражданами.

Процесс превращения римской родовой общины в государство завершился реформой римского царя Сервия Туллия (VI в. до н.э.)

Сервий Туллий провел ряд мероприятий:

1.Осуществил классификацию всего населения по имущественному цензу. Эта классификация распределяла обязанности военной службы и политические права.

Все мужское население в зависимости от имущественного положения, которое определялось количеством земли, было разделено на 5 разрядов.

Все граждане были разделены на центурии (сотни), которые имели один голос в Народном собрании. Имущественное положение граждан определялось размером землевладения. Оценка происходила каждые 5 лет и сопровождалась религиозной церемонией.

Всадники должны были вооружаться за свой счет.

При голосовании достаточно согласия 1-го разряда и всадников (98 центурий), чтобы любое решение принять в своих интересах. Остальных можно было не спрашивать.

2. Второй мерой явилось создание нового вида Народного собрания - центуриатных комиций, права которых расширялись, а права куриатных комиций сокращались.

Представители первого разряда составляли 98 центурий, то есть более половины всех центурий.

3. И, наконец, третьей мерой было деление населения по территориальному признаку. Каждая триба имела выборного главу, в обязанности которого входило определение имущественной состоятельности граждан и сбор податей.

2.При родовом строе государства как такового не существовало. Процесс возникновения государства в Риме определялся внутренним развитием римского общества, но он осложнился внешним фактором. В начале VI в. до н.э. этруски захватили власть в Риме, основали свою династию и создали государственный аппарат. Однако это была примитивная монархия. Восстание местного населения Рима в конце VI в.до н.э. ликвидировало монархию: было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины - магистры.

В Риме утвердилась республиканская форма правления, которая существовала 500 лет.

Высшим государственным органом считалось Народное собрание, которое созывалось только по инициативе магистратов. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляцию и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть. В Риме собирались три вида Народных собраний - комиций.

Центуриатные комициисобирались высшими должностными лицами - консулами. Голосование проходило по центуриям, каждая из них имела голос. Во второй половине III в. до н.э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам - трибам. Первоначально трибутные собраниясостояли из одних плебеев. По законам 449 г. до н.э., а затем 287 г. до н.э. решения трибутных плебейских комиций признавались обязательными для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н.э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиции с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 трибут имели независимо от состава населения 1 голос и пользовались одинаковыми правами. Демократический характер трибутных комиций усилился после реформ Аппия Клавдия.

Существовали два вида собраний по трибам: собрания общие для патрициев и плебеев и специально плебейские. Решения совместных собраний назывались "популисцита", а специально плебейские- "плебисцита". В общих трибутных комициях выбирались квесторы, эдилы и низшие магистраты (всего 26), а в плебейских - народные трибуны и плебейские эдилы.Народное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистратами и предварительно обсужденные в сенате. В Риме было три вида народных собраний: куриатные, центуриатные и трибутные. Их функции не были разграничены достаточно четко.

Члены сената назначались консулами, а с IV в. до. н.э. - цензорами. Ни один законопроект не поступал на рассмотрение Народного собрания, если его предварительно не обсудил сенат. Закон, принятый Народным собранием, становился законом после одобрения его сенатом. Сенат контролировал и руководил деятельностью Народного собрания. Магистры отчитывались о своих действиях перед сенатом. С V в. до н.э. состав сената стал пополняться из отслуживших свой срок магистров, которые после сложения своих полномочий автоматически включались в сенатский список. Этот список велся особым магистром - цензором в строго иерархическом порядке. Сначала в списке стояли имена бывших цензоров, далее шли консулы, потом преторы. Формально сенат считался совещательным органом при магистрах. Но очень скоро занял очень важное положение:

Сенат утверждал (до III в. до н.э.) законы, принятые Народным собранием; заведовал финансами (распределял суммы между отдельными магистратами, контролировал исполнение бюджета, ведал чеканкой монеты); ведал дипломатическими сношениями; ведал общим управлением, провинциями и некоторыми вопросами культа.

5. Решения сената назывались "сенатус-консультами".

В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять римское государство и от его имени совершать государственные акты в области судопроизводства или управления. Законодательной властью они не обладали. Из этого вытекало также формальное отсутствие права изменять, исправлять законы, хотя фактически определенная категория магистратов приобрела эти полномочия.

Важнейшими принципами организации и деятельности магистратур были: выборность; коллегиальность; срочность; безвозмездность за исполнение государственной службы; отчетность о своей деятельности.

Выборы магистратов происходили в народных собраниях - центуриатных и трибутных комициях. Коллегиальность состояла в том, что на одну должность обычно избиралось два или более магистратов. Магистраты действовали не совместно, а самостоятельно, обладая всей полнотой власти. В случае несогласия с действиями одного из магистратов, коллеги могли лишить юридической силы его акты путем произнесения протеста "запрещаю". Все магистраты избирались на один год, за исключением цензоров (на 5 лет). Ответственность магистратов перед Народом состояла в том, что они могли привлекаться судом народного собрания после истечения срока пребывания в должности, а низшие даже до истечения этого срока.

Высшие магистраты обладали следующими полномочиями:

а) высшей военной властью;

б) правом созывать сенат и Народное собрание и председательствовать на них;

в) правом суда и наложения наказания;

г) правом решать периодические вопросы с дополнениями изменений и даже с исправлениями законов.

Магистраты делились на ординарные и экстраординарные. К ординарным относились консулы, преторы, цензоры, эдилы, плебейские трибуны и квесторы.

Консулы избирались из патрициев, но плебеи после упорной и долгой борьбы добились издания закона Лициния и Секстия, по которому один из консулов должен был выбираться из плебеев. Полномочия консулов:

- высшее военное командование;

- руководили набором римских граждан в армию;

- осуществляли правосудие в армии;

- распоряжались военной добычей;

- заключали перемирие с врагом.

Первоначально преторы замещали консулов во время их отсутствия. Впоследствии в их компетенцию стало входить, главным образом, руководство правосудием.

Обязанностью цензоров было установление ценза граждан Рима в целях распределения их по трибам, разрядам и центуриям, зачисление во всадники и составление сенаторского списка, также принимали участие в управлении финансами государства. Цензор осуществлял надзор за нравами.

Эдилы выполняли полицейские обязанности (наблюдение за порядком в городе, устройство игр и зрелищ, снабжение продовольствием, надзор за торговлей на рынках).

Плебейские трибуны добились права избирать из своей среды двух представителей в качестве защиты своих интересов. После 49 г. до н.э. они обладали правом приостанавливать решение магистрата и решение сената, участвовали в заседаниях сената, созывали плебейские собрания и председательствовали на них.

Кроме того, существовали низшие магистратуры. К ним относились магистраты, которые выполняли полицейские обязанности, расследовали преступления, заведовали чеканкой монет, надзором за содержанием дорог и улиц. К экстраординарным магистратурам принадлежал диктатор. Во время каких-либо чрезвычайных затруднений сенат давал поручение консулу о назначении диктатора. Диктатор назначал себе помощника - начальника конницы. Лицо, назначенное диктатором, не могло состоять в этой должности свыше 6 месяцев, распоряжаться государственной казной без согласия сената и повеления народа, выезжать за пределы государства.

3.Завершающим этапом в развитии Римского государства является период, когда в Риме утвердилась монархическая форма правления. Это была эпоха невиданного усиления государственного механизма. История монархии в Риме делится на два периода:принципат и доминат. Такое деление обусловлено рядом причин как социального, так и политического порядка.

В период принципата рабовладельческие отношения в Риме не претерпели значительных изменений по сравнению с предшествующей эпохой. В политическом отношении доминат отличается от принципата установлением безраздельного господства императора, наделенного всей полнотой государственной власти, а также созданием централизованного бюрократического аппарата управления страной.

Рабовладельческая система начала испытывать серьезный кризис уже в конце существования республики. В первые два столетия принципата этот процесс настолько обострился, что кризис перерос в разложение.

К концу IV в. разложение рабовладельческой системы настолько подорвало силы Римской империи, что она начинает шататься под натиском германских племен, наседавших на ее границы. Кроме того, рабы и неимущие свободные не раз поднимали восстания против рабовладельческого общества. Античное рабовладельческое общество погибло в результате внутреннего разложения, восстаний рабов и колонов, нашествия германцев. На развалинах Римской империи возникло феодальное государство.

Еще действовали республиканские учреждения, хотя они совершенно утратили свое былое значение. Монархия, прикрываясь республиканской одеждой, носит название принципата, так как во главе всех магистратур появляется новое должностное лицо, которое называется принцепсом.

Принцепс- формально высший республиканский магистрат, пожизненный и с чрезвычайной властью. Главными элементами его власти были:

1) особая власть, которая давала принцепсу право командовать армией, принимать послов, решать вопрос о войне и мире, держать свою гвардию, издавать особые акты, подобные законам, толковать законы, осуществлять право высшего гражданского и уголовного суда и т.д.;

2) право наблюдать за управлением сенатскими провинциями;

3) неприкосновенность и право налагать вето на распоряжения всех магистратов; на него же самого вето не распространялось.

С 12 г. до н.э. император становится главным блюстителем культа.

При нем создается личный совет, который становится официальным учреждением. Во главе доверенных лиц императора стоял начальник императорской гвардии. После него следовал начальник полиции, которому принадлежала уголовная и отчасти гражданская местная юрисдикция в городе Риме, и другие чиновники.

Местное управление в государстве изменилось. Вместо прежних муниципальных собраний появились муниципальные сенаты. За ними устанавливается контроль со стороны императорских чиновников. Управление в сенатских провинциях передается проконсулам, которых назначал сенат, а в имперских провинциях - легатам, которых направлял император.

Утверждение в Риме монархической формы правления (домината)непосредственно связано с проведением реформ, которые осуществил император Диоклетиан в 284 г. н.э. Он провел следующие реформы: административную, военную, податную и финансовую.

Первые две реформы были рассчитаны на создание централизованного и бюрократического аппарата управления и армии, способной защитить границы империи и служить орудием для подавления восстаний рабов и колонов. Податная и финансовая реформы проводились для сбора средств на содержание армии и многочисленного бюрократического аппарата управления.

Император к этому времени становится не первым должностным лицом, а господином (dominus), абсолютным монархом, стоящим выше закона. Авторитет сената и других республиканских учреждений падает. Происходит кризис республиканских магистратур, которые почти перестают играть какую-либо роль в управлении государством и сохраняются только как почетные должности.

Все управление сосредотачивается у императорской бюрократии, которая разделяется на следующие категории чиновников:придворных, военных и гражданских.

При императоре образуется государственный совет (консистория), являющийся высшей судебной инстанцией для дел, восходящих к императору, обсуждающий вопросы законодательства и управления. Устраняется деление провинций на императорские и сенатские.

Нашествие германцев и славян привело к полному распаду империи на самостоятельные государства. Последний раз единство империи было восстановлено при императоре Юстиниане, но после его смерти империя распалась окончательно.

Таким образом, монархическое устройство римского государства имело свои особенности: принципат характеризовался соединением фактически уже сложившейся императорской власти с сохраняющейся еще республиканской формой управления. Республиканские учреждения (сенат и магистратура) выступали в это время в качестве своеобразной ширмы, которая прикрывала единовластие императора-принцепса. Лишь когда римский император почувствовал себя достаточно сильным, и у принцепсов сформировался собственный аппарат управления, эта республиканская ширма была сброшена, так как уже не было необходимости скрывать его полноту власти. В это время все управление сосредотачивается в руках императора.

Рабство в древнем риме

Рабовладение значительно посодействовало расцвету государства, а также его институций, причем бесчеловечное обращение с невольными людьми принималось как норма жизни.

Жестокость была обыденностью — так регулировалось отношение между владельцами и рабами, контролировалось их поведение.

Общие сведения

Историки склонны к тому, что подневольные люди были у многих влиятельных и богатых граждан в античном Риме, и основной процент жителей Древнеримской империи составляли именно рабы. Они работали во всех сферах — могли выполнять как самые грязные работы на конюшнях, так и быть надзирателями в темницах, распорядителями в покоях господ, воспитателями их детей. Образованные рабы могли стать переводчиками, преподавателями и писарями.

У невольников не было имущества и гражданства, но иногда хозяева их щедро одаривали, позволяли заводить семьи или иметь наложниц. Они могли дать им деньги или вещи первой необходимости за хорошую службу.

Рабы в древнем риме

Жизнь раба была однообразной и тяжкой, зависела непосредственно от степени ответственности и рода деятельности. Более одаренные подневольные могли заниматься искусством и ремеслами, а физически выносливые люди делали самую тяжелую работу — были оруженосцами или участвовали в гладиаторских боях.

Гибель раба не огорчала хозяина — на его место покупали другого, часто это было более выгодно. Но только прибывших невольников держали в кандалах и жестких рамках, чтобы те не смогли представлять угрозы для рабовладельца.

Мужчин и женщин разделяли на касты:

  • для работ в городе;
  • слуги в поместье;
  • для общественных работ;
  • частная собственность;
  • управляющие (привилегированные).

Источники рабства

Не все невольники ходили в кандалах, но именно это определение стало символом рабства. Отличить можно раба можно было еще по одному признаку — серьга в правом ухе. Часто люди продавали себя в рабство на добровольной основе из-за крова и еды, в этом случае при свидетелях прокалывали ухо и надевали кольцо. Этого раба нужно было отпустить через 8−12 лет, но это случалось не часто.

Отдавали в рабство и детей, привлекательных девочек и мальчиков приучали к проституции. Но могли дать свободу или выгнать престарелого раба, который стал обузой — такие были нравственные ценности и особенности рабовладения в Риме.

Источники рабства

Взятые в плен воины и трофейные невольницы при походе римлян в соседние страны — главный источник рабов. Так, в основном это были иностранцы, причем из различных социальных слоев, вплоть до людей, занимавших высокое положение.

Историки в своих трудах пишут, что в Рим свозили пленников с Востока, Африки и Средиземноморья. Любой иностранец являлся расово неполноценным, при этом римские граждане имели самые большие полномочия.

Другие источники рабства в Древнем Риме:

Правовое положение рабов в римском праве

  • постоянные должники (решал суд), которые должны были отрабатывать деньги несколько лет вместе с рабами — долговое рабство;
  • жертвы кораблекрушений и пиратов;
  • дети, появившиеся на свет от наложниц — классическое рабство;
  • беженцы из других стран после природных катастроф и голода;
  • осужденные за тяжелые преступления.

Существует следующая статистика:

 особенности рабовладения в риме

  1. В 145 г. до н. э. в плену находилось более 60 000 людей из Карфагена и Коринфа.
  2. В 166 г. до н. э. привезли 160 000 из Македонии и Греции.
  3. За 208 г. до н. э. в Рим на продажу поступило более 35 000 людей из Апулии.
  4. Приблизительно 1 млн. галлов было захвачено в войнах при Юлии Цезаре в 59−51 гг. до н. э.
  5. Население многих испанских городов попало в рабство в 1 столетии до н. э.
  6. Даки при правлении Трояна пополнили Рим еще на 70 000 рабов.

Постепенно рабство начало приходить в упадок, поскольку было тормозом для общественного развития и перешло в феодальные взаимоотношения.

Торговля людьми

Дешевая и абсолютно управляемая рабсила в Риме была логичным следствием демократизации сословий должников и плебеев. Последние получили финансовую самостоятельность, земельные наделы и права, а появившийся вакуум рабочей силы было необходимо восполнять извне. Если первые завоевательные походы древние римляне проводили в целях расширения империи, то войны 2−1 столетия до н. э. уже были основным способом колонизации и, в первую очередь, пополнения рабсилы.

Восстания рабов в древнем риме

Так, из-за высокого спроса и доходных продаж возникло много различных районных и местных рынков рабов. Оптовые покупатели часто сопровождали римские легионы при карательных миссиях и завоевательных войнах.

Стоимость раба варьировалась с учетом физических данных, половой и расовой принадлежности, возрастной категории и образования (в частности — умение владеть греческим языком), стоимость могла значительно отличаться.

Правовое положение

Рим всегда являлся рабовладельческой империей. Рабовладельцы — обычно физические лица, но были также рабы отдельных муниципий и государственные невольники.

С учетом правового положения рабов в римском праве освобождение происходило тремя способами:

  • с помощью занесения невольника в цензорские списки как военнообязанного и налогоплательщика;
  • по завещанию;
  • с помощью мнимого процесса об освобождении.

Источники рабства в древнем риме

В классическом праве вместе с формальным освобождением возникли неформальные способы: освобождение в присутствии свидетелей или же основанием являлось обычное письмо.

При этом были введены некоторые ограничения для освобождения:

  • запрещалось освобождать невольников младше 30 лет;
  • можно освободить не более 100 человек;
  • если освобождение противоречит интересам кредитора;
  • хозяин должен быть старше 20 лет.

Невольник мог освободиться вне зависимости и даже против воли хозяина. На законодательном уровне свободными становились люди, которые:

  • обнаружили или указали на убийц своих хозяев;
  • донесли о предстоящем бунте;
  • имеют заслуги перед Империей;
  • старые и немощные люди.

Правовое положение невольников при патриархальном строе было не таким тяжким, в отличие от классического рабства, но все равно имело некоторые ограничения.

Невзирая на абсолютное правовое бесправие невольников, они пользовались определенным признанием. Владелец должен был после смерти похоронить раба. Признавались родственные и семейно-брачные связи, а также родительские отношения.

Наказания за преступления

Наказывали невольников за все, при этом часто использовались превентивные меры. К примеру, в пекарнях на шею надевались жернова, чтобы изголодавшие рабы не могли есть тесто.

Рабовладение

На работах в шахтах и каменоломнях рабочих подгоняли плетками и сильно избивали, если они не справлялись с работой. Даже искалеченных людей заставляли продолжать трудиться, пока они не умирали от истощения. Наказанием также могла быть казнь за случайно разбитую посуду, съеденную без дозволения пищу, или если невольник перешел дорогу кортежу жриц из храма.

Ужасным преступлением являлось убийство своего хозяина. В этом случае наказывали не только виноватого, также казнили всех рабов, которые принадлежали этому рабовладельцу.

Еще людей убивали ради забавы. В тюрьмах важных государственных служащих находились несчастные, которые были якобы уличены в разных грехах, а это требовало соответствующего наказания — смерти. В разгар пира на потеху приглашенным приводили невольника и показательно отсекали голову.

Домашние издевательства

Владельцы раздавали плети зачастую ни в чем не повинным людям, а хозяйки могли колоть своих служанок длинными иглами. Для порки применяли особые приспособления: кнуты с узлами на концах. Сильно провинившихся заключали в шейные, ручные или ножные кандалы, выжигали на лице клеймо позора или же сажали на цепь вместо сторожевой собаки.

Наказание невольника владельцем в ярости иногда выплескивалось настоящим членовредительством. Хозяин мог абсолютно безнаказанно сломать рабу кости либо облить голову смолой и снять скальп. Если господину нужно было получить очередного евнуха, то молодого невольника сразу же оскопляли. Если хозяину показалось, что раб очень разговорчив, ему тут же отрезали язык.

Изгнание из дома

В эпоху процветания торговли рабами одним из способов наказания невольников являлась продажа неугодных. Надоев мучиться с непокорным рабом, его выгодно продавали в школу гладиаторов.

Продажа рабов

Здесь его ожидала еще худшая участь, чем дома у господина. Большинство из них становились участниками смертельных развлечений с дикими зверями и боями с себе подобными.

Если невольник был свидетелем преступного деяния господина, его отправляли в подземелье для дачи показаний. Здесь в рамках правовой системы его нужно было истязать на специальных станках, так как считалось, что лишь после пыток он может сказать правду.

Публичные казни

Почти любой человек, попав в рабство, осознавал, что его ожидает неминуемая гибель. Римские жители требовали хлеба и зрелищ, а самым популярным развлечением являлись публичные наказания.

Найти осужденных не составляло большой сложности. Что относительно показательных казней для невольных, то этот перечень довольно внушительный:

Освобождение рабов

  • перемалывание жерновами;
  • избиения до смерти кнутами, камнями и палками;
  • перепиливание пополам;
  • отсечение головы;
  • растерзание животными или толпой;
  • отсечение ушей, носа, рук, ног, губ;
  • погребение заживо;
  • сожжение в печках или на костре;
  • сбрасывание со скалы;
  • утопление в мешке;
  • распятие на кресте, подвешивание на крючках.

Восстания рабов

Периодические восстания рабов в Древнем Риме были потрясением для установившегося строя, поскольку угрожали социальному устройству империи. Кратко о самых крупных из них:

Восстание рабов

  1. 136−131 год до н. э. — восстание в Сицилии под руководством Клеона и Евна.
  2. 105−101 год до н. э. — восстание под руководством Афиниона и Трифона.
  3. 75−72 год до н. э. — восстание Спартака.

Спартак является самой известной личностью среди предводителей бунтующих, восставших за отмену рабовладельческого строя и борющихся за социальную справедливость. Он был образованным, имел сильный характер. Его армии удалось нанести множество тяжелых ударов римским легионам.

Рабство в Древнеримской Империи получило самое большое распространение, в отличие от других стран, но часто это соответствовало интересам общества того времени, являясь немаловажным катализатором развития. Главным источником рабов являлся захват пленных. Именно они составляли большинство невольников в Риме, на это указывают анализы разных письменных трудов, а также надгробных надписей.

Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения. Периодизация истории государства и права Древнего Рима. 1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства: от основания города Рима в 753 г. до н. э. до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого (509 до н. э.). 2. Республиканский период (509—27 до н. э.). 3. Период монархии (27 до н. э. – 476 н. э.), в т. ч.: принципат (27 до н. э. – 284 н. э.), доминат (284–476 н. э.).

Древнеримское государство сформировалось на основе городской общины. С момента основания Рима и до конца VI в. до н. э. у древних римлян существовал родовой строй. Характерной чертой римской семьи была почти неограниченная власть ее главы. Полноправными в римской городской общине были только те, кто принадлежал к одному из родов, входивших в состав римской общины и зачисленных в одну из курий. Такие полноправные граждане назывались патрициями.

Клиент находился в личной и наследственной зависимости от полноправного члена общины, называвшегося его патроном. Клиент был обязан служить патрону, патрон, в свою очередь, покровительствовал клиенту и защищал его перед судом, так как клиент не имел возможности сам защищать свои интересы. Значительную группу неполноправных граждан Древнего Рима составляли плебеи. Они были лично свободными, имели право собственности на землю: должны были платить налоги и отбывать военную службу. Плебеи могли приобретать имущество, заключать сделки и самостоятельно от своего имени выступать на суде, т. е. обладали гражданской правоспособностью. Но плебеи были лишены права участвовать в управлении делами римской общины.

Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при царе, влиял на его избрание.

Народное собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Римский народ собирался и принимал решения по куриям. Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).

Царь был военачальником, верховным жрецом и рассматривал дела об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией.

В 509 г. до н. э. в Древнем Риме была установлена республика, произошли существенные социально-политические изменения. Его историю в указанное время можно разделить на два периода: период становления и упрочения республики (VI–IV вв. до н. э.) и период расцвета и упадка римской рабовладельческой республики и замены ее монархической формой правления (III–I вв. до н. э.).

1. Утверждение республики во Франции. Характер конституции

1. Утверждение республики во Франции. Характер конституции Франция в течение всего рассматриваемого периода оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприятия первенствовали перед крупной фабрикой.

V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА

V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА Как развилось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного

Возникновение государства у франков

Возникновение государства у франков Начало феодализации франкского общества сопровождалось зарождением раннефеодального государства.Органы управления, присущие первобытнообщинному строю на стадии военной демократии, постепенно уступают место усилившейся власти

Возникновение Хеттского государства

Возникновение Хеттского государства В самом конце III тысячелетия до н. э. в восточной части Малой Азии, к востоку от реки Галиса в области, впоследствии получившей название Каппадокии, ассирийские купцы, выходцы из города Ашшура, среди местного хеттского населения

Возникновение Урартского государства

Возникновение Урартского государства Хотя первые сведения об урартах относятся лишь к XIII в. до н. э., однако последние раскопки в (Закавказье позволяют изучить культуру древнейших народов Закавказья, среди которых в середине II тысячелетия до н. э. оформился народ

Возникновение древнейшего государства

Возникновение древнейшего государства К сожалению, очень обрывочные сведения, которые можно извлечь из древнейших надписей эпохи Инь, позволяют только в самых общих чертах говорить о системе государственного строя этого времени. Очевидно, в Китае этой эпохи уже

Возникновение государства в Египте

Возникновение государства в Египте Чтобы долина Нила превратилась в одну из плодороднейших стран мира, требовалось приложить немало усилий. Производство кремневых оружий в первобытном Египте достигло удивительного совершенства. Немало этому способствовали местные

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА ПОД ВЛАСТЬЮ ДИНАСТИИ ГЕРАЕВ И УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА НАД НИМ ОТТОМАНСКОЙ ПОРТЫ

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА ПОД ВЛАСТЬЮ ДИНАСТИИ ГЕРАЕВ И УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА НАД НИМ ОТТОМАНСКОЙ ПОРТЫ События крымско-татарской истории, достигнув наибольшего интереса в половине XV века, в эпоху образования самостоятельного татарского ханства,

Возникновение государства в Македонии

Возникновение государства в Македонии С середины IV века до н. э. важную роль в политической жизни Эллады начинает играть Македония — новое государство, расположенное на севере Балканского полуострова. Ее обычно подразделяют на две части: Нижнюю Македонию — примыкающую

Возникновение государства Шан (Инь)

Возникновение государства Шан (Инь) Основные источники сведений о царстве Шан (Инь) данные по итогам археологических раскопок остатков последней столицы этого государственного образования, города Шан, найденных в районе города Аньян, недалеко от селения Сяотунь

1. Какие были периоды образования и развития древнеримского государства?

1. Какие были периоды образования и развития древнеримского государства? В середине II в. до н. э. среди рабовладельческих держав средиземноморского мира господствующее положение занимает мощное государство, сложившееся в Италии, ? Римская республика. Подчинив своей

2. Какие были особенности возникновения Древнеримского государства?

2. Какие были особенности возникновения Древнеримского государства? Во II?I вв. до н. э. легенды и сказания о древнейшем периоде римской истории, получив широкое распространение среди культурных слоев самого римского населения, были восприняты римскими авторами и легли в

Возникновение современного государства

1.5. Автономия Словакии и возникновение Словацкой республики

1.5. Автономия Словакии и возникновение Словацкой республики Аншлюс Австрии 13 марта 1938 г. значительно ухудшил стратегическое положение ЧСР. Германская граница придвинулась к предместьям Братиславы, бездействие великих держав было дурным предзнаменованием. При аншлюсе

рабство в древнем риме

Рабство и рабовладение – одна из темных и порочных страниц нашей истории. Причем это не одна какая-то страница, а скорее целый ворох темных страниц, так как рабство существовало в разные времена и исторические эпохи. К сожалению, даже в наше время оно продолжает существовать, хотя и вне закона. Что же касается античных времен, то в древней Греции, а затем и в древнем Риме рабство было одним из столпов государственного устройства, и на труде рабов во многом держалась тамошняя экономика и хозяйство. Впрочем, впоследствии это сыграло злую шутку с Римской империей, которая в частности из-за своей зависимости от рабского труда пришла в застой, а затем и упадок. В нашей статье мы поговорим о положении рабов в древнем Риме, о том какой был их социальный статус и права, также коснемся темы восстания рабов.

Общие сведения

Рабство в древнем Риме было повсеместным и общепринятым, все без исключения знатные римляне – патриции имели своих рабов. У богатых патрициев могло быть и по несколько сотен рабов, у более бедных всего пару. Рабы работали во всех сферах: в зависимости от своей квалификации и знаний, не образованные рабы были заняты на грязных физических работах: на конюшнях, в строительстве, в то время как просвещенные, грамотные рабы могли быть учителями и воспитателями детей богатых римлян, переводчиками, писарями. Был среди рабов и условно привилегированный класс – администраторов и надсмотрщиков за другими рабами.

Юридически у древнеримских рабов не было своего имущества, как и гражданства, но, тем не менее, порой хозяева одаривали своих верных рабов теми или иными привилегиями, например, позволяли заводить семьи и собственное имущество. Но высшей милостью хозяина могло стать освобождение раба. А иногда и самим рабам удавалось накопить нужную суму, чтобы выкупить самого себя из рабства.

Власть хозяина над своим рабом все же была не безграничной, так убийство собственного раба считалось практически таким же преступлением, как и убийство свободного человека. А за увечья, нанесенные рабу, хозяева наказывались или большими денежными штрафами или ссылкой на рудники. Имея в своей собственности рабов, хозяин нес за них и полную ответственность, ему необходимо было содержать своих рабов, кормить их, лечить в случае болезни, если же рабы совершали какое-то преступление, то и хозяин раба также нес за это наказание.

Как управлять рабами

Но вернемся опять к древнему Риму и его рабам: была среди них и одна очень особенная каста – рабы-гладиаторы, задачей которых было сражаться на арене Колизея не на жизнь, а на смерть с другими такими же рабами-гладиаторами на потеху зрителей.

бои гладиаторов

Источники рабства

Теперь давайте ответим на вопрос, откуда вообще брались рабы в древнем Риме. Источников пополнения рабов было несколько. Как мы знаем Римская республика, а потом и Римская империя постоянно вели завоевательные войны со своими соседями. В этих войнах римские легионеры брали пленников, которые впоследствии становились римскими рабами.

Помимо военнопленных рабами в древнем Риме становились:

Иногда в тяжелых экономических условиях люди продавали себя в рабство добровольно за кров и еду.

Также в древнем Риме существовал закон, который точно не понравится современным феминисткам. Если свободная девушка вступала в интимную связь с рабом, то она тоже обращалась в рабство. А вот в обратную сторону этот закон не работал, свободный мужчина мог свою рабыню превратить в собственную наложницу без всяких проблем.

Правовое положение рабов

Освобождение рабов хозяином могло осуществляться по завещанию или с помощью процесса об освобождении, когда в присутствии свидетелей хозяин заявлял о свободе своего раба. Но были и свои ограничения для освобождения:

  • запрещалось освобождать рабов младше 30 лет,
  • можно было освободить не более 100 рабов за раз,
  • хозяин, освобождающий раба должен быть старше 20 лет.

Также освобождение раба могло происходить и без воли хозяина, например в тех случай, когда хозяин не проявлял должную заботу о своих рабах. Например, декрет императора Клавдия от 47 года давал свободу тем рабам, чьи хозяева не ухаживали за ними во время болезней.

От жестокости своих хозяев рабы могли искать спасения в храмах и у статуй императоров. Если удавалось доказать плохое обращение хозяина со своими рабами, то его лишали рабов, а самим им либо даровали свободу, либо продавали другому хозяину. Клеймение и нанесение увечий рабам также сурово наказывалось вплоть до ссылки на рудники нерадивого хозяина.

рабство в древнем риме

Также в редких случаях рабы освобождались:

  • за особенные заслуги перед империей,
  • если донесли о предстоящем бунте,
  • если спасли жизнь своих хозяев.

Хозяину тоже приходилось нести за своих рабов полную ответственность и если рабы совершали преступления, хозяин также наказывался, в зависимости от тяжести их правонарушений наказание могло быть от денежного штрафа вплоть до казни. Наказание самого виновника-раба было разумеется в разы тяжелее чем хозяина.

Но самое ужасное преступление, которое мог совершить раб, и за которое следовало самое жестокое наказание – было убийство собственного хозяина. В этом случае к смерти приговаривался не только раб-убийца, но и все другие рабы убитого хозяина – за то, что не предотвратили убийство.

Восстания рабов

Хотя условия содержания рабов в древнем Риме были относительно не самыми плохими, все же время от времени Римское государство сотрясали восстания рабов. Крупнейшим из них было восстание рабов-гладиаторов под предводительством Спартака в 75 году до н. э. Но были и другие восстания рабов чуть меньших масштабов, например восстание на Сицилии под руководством Клеона и Евна в 136 году до н. е. или восстание Афиниона и Трифона в 105 году.

Но именно восстание Спартака было настолько масштабным, что даже на какое-то время поставило под угрозу само существования Римского государства. Во много тут сыграла личность самого Спартака, который оказался не только сильным гладиатором, но и умным полководцем и талантливым военачальником. Созданная им армия из рабов-гладиаторов, к которой впоследствии примкнули и другие рабы и все те, кто чувствовал себя угнетенным, умудрилась нанести ряд сокрушительных поражений регулярному римскому войску.

восстание спартака

Лишь величайшими усилиями и дисциплиной римлянам удалось одержать победу над войском восставших рабов Спартака. Самого его вместе с 6000 соратников распяли на кресте вдоль дороги от Капуи до Рима.

Итоги и последствия рабства

Если же говорить о военном аспекте, то черед военных поражений на закате существования Римской империи от варварских войск привели к тому, что именно рабы первыми переходили на сторону противника и нередко открывали варварским войскам ворота осаждаемых римских городов и крепостей.

Кризис рабовладельческого строя Римской империи привел, в конце концов, к зарождению новой, и что важно более эффективной экономической формации – феодализма.

Читайте также: