Право как социальный феномен кратко

Обновлено: 04.07.2024

В философской интерпретации сущность права состоит в организации системы человеческой жизнедеятельности. Эта система организуется посредством ее нормативности, формальной определенности, закрепленной санкциями государства, а в догосударственном состоянии — санкциями общественного мнения, старейшинами, всем родом.

Философии принадлежит заслуга в разработке исходного тезауруса (понятийного аппарата) правовой теории. Вот лишь некоторые понятия.

Обычай — стереотипный способ поведения, привычный для той или иной общности. В эпоху античности, кстати, остро стоял вопрос: что важнее — обычай или закон?

Правило — образец поведения или действия, принятый конкретным обществом.

Норма — узаконенное, признанное обязательным правило, причем не любое, а установленное обществом и государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Юридическая норма — форма определения и закрепления прав и обязанностей, носящих всеобщий характер и закрепленных в соответствующем государственном документе.

История человеческого общества свидетельствует о том, что условия, предопределившие становление человека как биопсихосоциального существа, — это не только труд и язык, но и сопровождавшие его жизнедеятельность особые правила — запреты, разрешения, поведенческие стереотипы.

В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.

Соотношение права и закона

Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право.

Другой подход основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, в качестве естественного права, социально—исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях. В данном случае государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется, как форма свободы в реальных отношениях, реальная мера этой свободы. При таком правопонимании государство не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, и наоборот, само объявляется связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным правом в своих действиях. Оно представляется в качестве института, который не только устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально—политической и иной действительности. Государство, в этом случае, творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность.

Право и мораль

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль же есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

Единство права и морали заключается в следующем:

Право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

Право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

Право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

Право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия;

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

Право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

Правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

Право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

Взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

Право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

Правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

Мораль выступает в качестве ценностного критерия права;

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Спецификой соотношения права и морали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями, нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм.

Нормы права и нормы морали взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм.

Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

Право и правопорядок

Право и правопорядок тесно взаимосвязаны. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновений. Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

1. Право, правопорядок – различные по содержанию и характеру категории. Право – установленная законом государственная воля и интересы, объективированная форма, имеющая нормативную определенность; правопорядок – состояние правовой жизни общества, упроченная система правовые отношений.

2. Они представляют собой различные этапы реализации воли и интересов власти и народа. Право – начальный этап оформления воли и интересов в обязательные для всех правила; правопорядок – претворение в жизнь права, реализованные воля и интересы государственной власти и народа.

3. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы – юридическая основа правопорядка; правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

Право и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок. Нет законности – господствуют беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого и правореализационного процессов.

4. Различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок – как следствие. При анализе законности оперируют количественными и качественными характеристиками, при рассмотрении правопорядка – состояниями и их качеством.

Если право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность – реальность их реализации, а правопорядок – осуществленность, действительность. Если законность – это качество нормотворческого и правореализационного процессов, то правопорядок – одно из существенных проявлений этих состояний.

2. В чем состоит особенность правовой реальности?

3. К каким типам реальности относится право?

5. Что такое жизненный мир человека?

6. В чем сущность и содержание правовых отношений?

7. Раскройте содержание и структуру правового сознания.

8. Какова роль правосознания в структуре общественного сознания?

9. Перечислите основные функции правового сознания?

Рекомендованная литература

· Алексеев С.С Философия права. – М.: 1997

· Буков В.А В тупиках революционного правосознания. - М.: 1994

· Ильин И.А О сущности правосознания Соч.: В 10 т. - М.: 1994. Т.4.

· Кант И. Критика практического разума - СПб.: 1995.

· Коркунов Н. М. Общественное значение права - СПб.: 1998

· Мальцев Г.В Новое мышление и современная философия права человека (Права человека в истории человечества и в современном мире). – М.: 1988

· Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике) – Екатеринбург: 1995

· Новгородцев П.И. Кризис советского правосознания. - М.: 1990.

· Соловьёв В.С Оправдание добра// Соч.: В 2-х т. - М.: 1988 Т.1

· Франк С.Л Реальность и человек. - М.: 1997.

Лекция 7. Право и закон: природа, сущность, взаимодействие

Вопросы: 1. Право как общественный феномен.

Право – сугубо человеческий феномен. Оно возникает в человеческом обществе, на определенной ступени его развития. Философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное (jus naturale) и позитивное (jus civil). Именно их противоречивое единство и составляет структуру правовой реальности.

Совместная жизнь людей требовала согласования и регуляции. Уже самые разные нормы делали это, опираясь на естественный ход вещей. Таким образом, социально-нормативная регуляция всей жизни первобытной общины и естественное право оказались взаимосвязанными. В их основе лежит: эволюционное взаимодействие надобщинных структур, превращающих хаотичную человеческую жизнедеятельность в жизнедеятельность, регулируемую определенными ценностями и нормами. С появлением государства начался переход человечества от варварства к цивилизации и к позитивному праву, которое существует как нормативное право, санкционированное государством.

С развитием общества изменялось и право. Оно превратилось в сложное, многогранное общественное образование, охватывающее и регулирующее практически все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня общее право делится на трудовое, семейное, гражданское, уголовное, экологическое, военное, конституционное, международное и др. Его многогранность подтверждается неразрывной связью со свободой, равенством, справедливостью, общим благом, моралью, политикой, экономикой.

История философско-правовой мысли показывает, что сложились два основных подхода к пониманию права. Это естественно-правовой подход, который считает, что естественное право является базисной основой права. Естественное право это сумма требований, рожденных непосредственно, без какого-либо человеческого участия самой жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности человека, то естественным ходом вещей. Нормы естественного права призваны защищать права человека, которые обусловлены особенностями его природы. Это – право на жизнь, продолжение рода, общение, самоутверждение, собственность, личное достоинство, свободное волеизъявление, свободу совести, мысли, слова и др. Естественно-правовые доктрины предполагают, что все эти права являются безусловным и неотъемлемым достоянием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и существования в качестве человека.

Второй подход - позитивистский считает, что позитивное право это право, созданное людьми и выраженное в законах (позитивное право). Это искусственное создание цивилизации, проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства.

Противоречивое единство естественного и позитивного права предполагает основные различия между ними:

1. Естественное право считается производным от мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное же право – искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство.




2. Естественное право возникает вместе с человеческой цивилизацией, а позитивное право значительно позже, одновременно с формированием государственности.

3. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций. Позитивно-правовые же нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

4. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и, безусловно, т.е. с его рождения. Согласно же позитивно-правовой логике, свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

5. Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования. Позитивное же право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимости и достаточном характере такого обоснования.

6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Его юридическое содержание, связано со многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отожествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

7. Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства и др.[37]

В человеческом обществе право, прежде всего, проявляется в закреплении отношений собственности, оно выступает регулятором форм, методов и меры распределения труда и его результатов (продуктов труда) между людьми, между человеком и обществом. Оно определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государствами, и т. д.

В истории философско-правовой мысли существовали и существуют два основных подхода к пониманию права.

В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.

Важным элементом правовой реальности является закон. Это конкретно общие, формально – позитивные правовые нормы, все установленные государством общеобязательные правила. Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию правовых идей и принципов.

Это ступенька, ведущая к праву. Это право на определенном этапе его становления. Закон – это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как суждение о должном.

Правовой закон имеет разные формы своего бытия: правовые нормы, отношения, сознание, правосубъектность, правовые процедуры, процессуальные формы, правовой статус правовой режим и т.д. Различия между ними чисто функциональные, а не сущностные.

Соотношение права и закона.

Контрольные вопросы

2. В чем состоит особенность правовой реальности?

3. К каким типам реальности относится право?

5. Что такое жизненный мир человека?

6. В чем сущность и содержание правовых отношений?

7. Раскройте содержание и структуру правового сознания.

8. Какова роль правосознания в структуре общественного сознания?

9. Перечислите основные функции правового сознания?

Рекомендованная литература

· Алексеев С.С Философия права. – М.: 1997

· Буков В.А В тупиках революционного правосознания. - М.: 1994

· Ильин И.А О сущности правосознания Соч.: В 10 т. - М.: 1994. Т.4.

· Кант И. Критика практического разума - СПб.: 1995.

· Коркунов Н. М. Общественное значение права - СПб.: 1998

· Мальцев Г.В Новое мышление и современная философия права человека (Права человека в истории человечества и в современном мире). – М.: 1988

· Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике) – Екатеринбург: 1995

· Новгородцев П.И. Кризис советского правосознания. - М.: 1990.

· Соловьёв В.С Оправдание добра// Соч.: В 2-х т. - М.: 1988 Т.1

· Франк С.Л Реальность и человек. - М.: 1997.

Лекция 7. Право и закон: природа, сущность, взаимодействие

Вопросы: 1. Право как общественный феномен.

Право – сугубо человеческий феномен. Оно возникает в человеческом обществе, на определенной ступени его развития. Философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное (jus naturale) и позитивное (jus civil). Именно их противоречивое единство и составляет структуру правовой реальности.

Совместная жизнь людей требовала согласования и регуляции. Уже самые разные нормы делали это, опираясь на естественный ход вещей. Таким образом, социально-нормативная регуляция всей жизни первобытной общины и естественное право оказались взаимосвязанными. В их основе лежит: эволюционное взаимодействие надобщинных структур, превращающих хаотичную человеческую жизнедеятельность в жизнедеятельность, регулируемую определенными ценностями и нормами. С появлением государства начался переход человечества от варварства к цивилизации и к позитивному праву, которое существует как нормативное право, санкционированное государством.

С развитием общества изменялось и право. Оно превратилось в сложное, многогранное общественное образование, охватывающее и регулирующее практически все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня общее право делится на трудовое, семейное, гражданское, уголовное, экологическое, военное, конституционное, международное и др. Его многогранность подтверждается неразрывной связью со свободой, равенством, справедливостью, общим благом, моралью, политикой, экономикой.

История философско-правовой мысли показывает, что сложились два основных подхода к пониманию права. Это естественно-правовой подход, который считает, что естественное право является базисной основой права. Естественное право это сумма требований, рожденных непосредственно, без какого-либо человеческого участия самой жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности человека, то естественным ходом вещей. Нормы естественного права призваны защищать права человека, которые обусловлены особенностями его природы. Это – право на жизнь, продолжение рода, общение, самоутверждение, собственность, личное достоинство, свободное волеизъявление, свободу совести, мысли, слова и др. Естественно-правовые доктрины предполагают, что все эти права являются безусловным и неотъемлемым достоянием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и существования в качестве человека.

Второй подход - позитивистский считает, что позитивное право это право, созданное людьми и выраженное в законах (позитивное право). Это искусственное создание цивилизации, проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства.

Противоречивое единство естественного и позитивного права предполагает основные различия между ними:

1. Естественное право считается производным от мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное же право – искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам такого искусственного формообразования, как государство.

2. Естественное право возникает вместе с человеческой цивилизацией, а позитивное право значительно позже, одновременно с формированием государственности.

3. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций. Позитивно-правовые же нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

4. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и, безусловно, т.е. с его рождения. Согласно же позитивно-правовой логике, свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой считает нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

5. Нормы и принципы естественного права имеют религиозные и этические обоснования. Позитивное же право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимости и достаточном характере такого обоснования.

6. Естественное право не тождественно действующему законодательству. Его юридическое содержание, связано со многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отожествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

7. Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства и др.[37]

В человеческом обществе право, прежде всего, проявляется в закреплении отношений собственности, оно выступает регулятором форм, методов и меры распределения труда и его результатов (продуктов труда) между людьми, между человеком и обществом. Оно определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государствами, и т. д.

В истории философско-правовой мысли существовали и существуют два основных подхода к пониманию права.

В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.

Важным элементом правовой реальности является закон. Это конкретно общие, формально – позитивные правовые нормы, все установленные государством общеобязательные правила. Закон представляет собой актуализацию и конкретизацию правовых идей и принципов.

Это ступенька, ведущая к праву. Это право на определенном этапе его становления. Закон – это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как суждение о должном.

Правовой закон имеет разные формы своего бытия: правовые нормы, отношения, сознание, правосубъектность, правовые процедуры, процессуальные формы, правовой статус правовой режим и т.д. Различия между ними чисто функциональные, а не сущностные.

Социальная природа права. Право и правоотношения выступают важнейшей сферой общественной жизни наряду с такими сферами как политика, экономика, культура, социальная сфера. Представляя собой широкий социальный феномен, право имеет разноплановые толкования с точки зрения его сущности и содержания:

Основными социальными функциями права выступают:

1. Интегративная функция (обеспечение стабильности и социального согласия в обществе через правовое разрешение возникающих противоречий, конфликтов);

2. Функция правовой социализации (формирование в обществе правосознания, правовой культуры, правовых норм в соответствии с главными целями социально-экономического и политического развития);

3. Охранительная функция (установление запретов и санкций, направленных на обеспечение безопасного функционирования общественных структур и защиты граждан от преступных посягательств);

4. Функция социального контроля (поддержание общественной системы в равновесном состоянии).

Институциональные признаки права. Право выступает базовым социальным институтом общества. Институт – установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Социальный институт относится к образованиям общества, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями.

Социальные институты – это исторически сложившиеся, устойчивые формы взаимодействия людей в определенной сфере жизнедеятельности для удовлетворения общественно важных потребностей. Посредством социальных институтов обеспечиваются предсказуемость, надежность, регулярность человеческой жизнедеятельности.

Примеры социальных институтов общества: бизнес, частная собственность, торговля, парламентаризм, полиция, судебная система, образование, наука, семья, религия и др.

- придают регулярность, предсказуемость, надежность социальным взаимодействиям за счет особого способа их регламентации;

- обеспечивают распределение функций участников социальных взаимодействий посредством социальных статусов и ролей;

- накладывают обезличенные требования на субъектов социальных взаимодействий за счет обезличенности членства в социальных институтах.

Главные признаки социальных институтов общества: 1) установки и образцы поведения, 2) символические культурные признаки, 3) утилитарные культурные черты, 4) устные и письменные кодексы, 5) идеология[10].

Процесс возникновения и развития в обществе социальных институтов называется институционализацией. Среди социальных институтов различают:

- экономические институты (производство, бизнес, торговля, собственность, банкротство, банки и т. д.);

- политические институты (государство, армия, президентство, оппозиция и т. д.);

- институты культуры и социализации (семья, образование, наука, музеи, библиотечное дело, религия и т. д.);

- правовые институты (законотворчество, полиция, правосудие, пенитенциарная система, присяжные заседатели, судебно-исполнительная система и др.).

Функции социальных институтов общества:

А. Закрепление и воспроизводство общественных отношений.

Б. Регулирование общественной жизни, деятельности людей.

В. Реализация процессов сплочения и взаимозависимости людей.

Г. Передача социального опыта, обеспечение преемственности поколений.

Д. Распространение информации в определенной сфере общественной жизни.

Общие характеристики юридической организации. Юридическая организация – это учреждение, реализующее юридические функции (управление внутренних дел, прокуратура, суд, адвокатская контора, юридическая консультация и др.).

В широком смысле важнейшими целями юридической организации является установление правовых фактов и разрешение правовых конфликтов (споров). В зависимости от специфики деятельности конкретной организации ее цели могут конкретизироваться. Например, в сфере правоохранительной деятельности перед юридическими организациями ставятся цели: восстановление общественных отношений, нарушенных противоправными действиями; наказание правонарушителя и предотвращение с его стороны новых неправомерных действий; профилактическое воздействие на членов общества и др.

Организации, которые имеют не одну цель, а набор взаимосвязанных целей, называются сложными. Их общими характеристиками выступают:

1. Наличие ресурсов (людей, финансовых средств, материалов или техники, информации и др.).

2. Зависимость от внешней среды (социально-экономических и политических условий, законодательной и нормативно-правовой базы, ценностной системы общества, общественного мнения и др.).

3. Горизонтальное разделение труда (разделение всей работы на составляющие компоненты).

4. Наличие структурных подразделений (создание организаций меньшего размера внутри сложной организации).

5. Вертикальное разделение труда (разделение работы по координации действий других людей и подразделений).

Деятельность по координации работы других людей выступает важнейшей функцией управления. Другими словами функционирование юридической организации невозможно без управления ею.

Социальная структура юридической организации – ее центральный элемент. Структура организации включает нормативную структуру (социальные ценности, нормы, ролевые ожидания) и поведенческую структуру (систему отношений внутри организации в рамках нормативной структуры, но одновременно отклоняющуюся от нее в определенных пределах).

Таким образом, социальная структура юридической организации включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения.

Исследуя природу власти в организации, М. Вебер выделял такую отличительную черту современной ему эпохи как бюрократическую координацию деятельности. К основным чертам бюрократии он относил:

- наличие административного аппарата, функционирующего на рациональных принципах;

- иерархический порядок исполнительной деятельности;

- обезличенность (объективность) административных функций;

- строгое разграничение области юрисдикции должностных лиц;

- необходимость наличия определенной профессиональной квалификации для занятия должности и др.

В целом бюрократия в системе правовых отношений общества имеет как позитивное, так и негативное значение. К первому относится возможность широкомасштабного планирования на уровне государства и отдельных отраслей, мобилизации и концентрации ресурсов, четкость форм государственного устройства, измеримость общих результатов деятельности. Ко второму – неповоротливость, неспособность эффективно решать нестандартные задачи.

Понятие права – важнейший компонент юриспруденции. От понимания права во многом зависит постановка задачи научных исследований, а также общая ориентация юридической практики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, что не менее важно, поняв смысл права как социальной ценности, иметь возможность распознать, содержит ли то, что называют законом, право, или это всего лишь приказ, действие власти, оказывающиеся на деле антиправом, санкционированным государством произволом, грубо нарушающим естественные, прирожденные права человека, или не представляющим минимум общепринятой нравственности и справедливости, или не соответствующим объективно требуемому правопорядку и т. п. Иначе говоря, надо распознать, что есть право и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное праву.

Статья известного украинского правоведа Богдана Александровича Кистяковского (1868–1920) ставит проблему целесообразности социально-научного изучения права в противовес традиционным подходам юриспруденции (происхождение правовых норм, практика их применения, принципы систематизации и пр.). Исследование правовой реальности, исходя не столько из ее положений, сколько из самих общественных условий жизни, считает автор, позволяет не просто достичь наиболее полного знания данного предмета, но подойти ситуации, когда право перестанет расходиться со справедливостью.

Читайте также: