Исследовательская деятельность в начальной школе выступление

Обновлено: 06.07.2024

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.

Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

1. Исследовательская деятельность в системе начального общего образования

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности не на результат, а на процесс. Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе.

Важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Не только родители, но и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры, могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности младшего школьника.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:

  • фантастической;
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • организация исследования;
  • подготовка к защите и защита работы.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • целенаправленность и систематичность;
  • мотивированность;
  • творческая среда;
  • психологический комфорт;
  • личность педагога и помощь родителей;
  • учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.

2. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися

Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:

Тема исследовательской работы. О чём?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Зачем я хочу провести исследование?

Задачи исследования. Как я буду исследовать?

Объект исследования. Что я буду исследовать?

Предмет исследования. Что меня интересует в объекте исследования?

Гипотеза исследования. Что я предполагаю?

Дата и место проведения моего исследования. Когда и где?

Методика работы. Какие методы работы я выберу и почему?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Подтвердилась или нет моя гипотеза?

Использованная литература.

Приложение.

Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ребёнку легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные.

6. Выбор методов исследования

Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

7. Сбор и обработка информации

Цель: зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников.

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Цель: структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

9. Описание работы. Подготовка отчета

10. Доклад

Заключение

Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.

Исследовательская работа ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Постановка цели и задач.

Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская работа ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников организуется по двум направлениям.

В процессе работы над темой я поняла, что для того, чтобы организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, надо:

• вооружить юных исследователей специальными знаниями, необходимыми для проведения самостоятельных исследований;

• формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска.

Прежде чем начинать учебное исследование необходимо обучить младших школьников исследовательской деятельности. Учащиеся знакомятся со структурой исследования, с понятиями: проблема исследования, тема исследования, актуальность выбранной темы. Они учатся, как правило, в игровой форме формулировать цель и задачи, определять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу.

Юные исследователи знакомятся с источниками информации, осваивают различные методы получения информации по выбранной теме. Это :

1. Подумать самостоятельно. Ученик задает себе вопросы: Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? С этого метода начинается любое исследование.

2. Посмотреть книги о том, что исследуешь. Ребята учатся работать с литературой, в первую очередь это справочники, энциклопедии и словари. Библиотекарь нашей школы всегда рада помочь в подборе нужной литературы.

3. Спросить у взрослых. Школьники в зависимости от темы работы берут интервью у разных людей, беседуют со специалистами (например, фельдшером, врачом) или неспециалистами (родителями, местным населением). Например, исследуя русскую печь или одежду предков – беседуем со старожилами села, работниками краеведческого музея, исследуя проблему сохранения зубов или осанки ребенка – задаем вопросы фельдшеру, учителю биологии; изучая свою родословную, имя, фамилию – обращаемся за помощью к родным).

4. Познакомиться с кино-, видео-, телефильмами по теме исследования.

Фильмы – это настоящий клад для исследователя, отличный источник знаний! При исследовании мира животных большую помощь оказывают фильмы ВВС о природе, телепередачи о природе.

6. Понаблюдать. Это интересный и доступный способ добычи новых знаний. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, весы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения и т. д. Все это также можно по возможности использовать в исследованиях. Экскурсии, наблюдения играют огромную роль в обучении исследованию, особенно когда исследуется природа.

7. Провести опыт, эксперимент. Это самый главный метод познания в большинстве наук, одна из важных частей любого исследования. Без опыта трудно ответить на вопросы: Как вырастить растение? Как подготовить семена к посеву? Что такое снег и лед? Как кошка предсказывает погоду? Что влияет на состояние осанки школьника? И т. д.

Предлагаю провести игру, которая покажет, как можно составить с детьми план исследования

Фрагмент занятия по обучению младших школьников исследовательской деятельности

Тема: Методы исследования. Составление плана исследования.

Учитель: На прошлом занятии вы, ребята, предложили выбрать объектом исследования окружающий мир, а если конкретнее, то домашних животных.

Давайте определимся с предметом исследования. Я предлагаю вам выбрать.

На мониторе рисунки, фото или слова: КОШКА, СОБАКА, РЫБКИ, ПОПУГАЙ, ХОМЯК, КРОЛИК.

(В зависимости от наполняемости класса, возраста исследователей, их интересов исследование может быть коллективным, групповым, индивидуальным. Темы могут быть одинаковыми для всех или разными.)

- Попробуем сформулировать тему исследования. …

- Итак, тему выбрали. Наша цель: получить как можно больше новых сведений о предмете исследования и подготовить о нем доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Существует много способов добычи информации – методов исследования.

Каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования. Давайте назовем их.

• прочитать книги по теме;

• спросить у другого человека;

• обратиться к телевизору, компьютеру;

- Итак, мы определили тему, цель, задачи исследования, выбрали методы. Давайте обсудим план работы.

- Что мы можем узнать об объекте исследования из специальной литературы, научно-познавательных фильмов? (историю одомашнивания, породы и т. д). Кстати, не забудьте составить список использованной литературы.

- Какие наблюдения, опыты, эксперименты мы можем провести?

(анкетирование: насколько популярно животное среди учеников класса или школы; кого чаще заводят: самцов или самок; уточнить среднее количество в доме; выявить наиболее популярные клички; эксперимент: особенности поведения в разное время суток, выявить кулинарные пристрастия; наблюдать, как животное может предсказать погоду; можно ли его чему-то обучить, выявить, как развиты органы чувств (обоняние, слух, зрение, осязание, вкус) и т. д. Не забудьте сделать выводы.

- Какой интересный материал еще можно подобрать?

(пословицы, поговорки, приметы, загадки, стихи, песни, рисунки, интересные факты и рекорды, сочинения, поделки и т. д.)

- Давайте решим, как мы будем представлять собранный материал? В какой форме будет проходить защита работы? …

- развитие научной речи и умения оценки и самооценки,

- возможность продемонстрировать свои достижения;

- пополнение знаний других учащихся новыми сведениями и др.

Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников.

• Детские конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории.

• Выступления (как правило для определенного круга)

В своей практике чаще использую защиту в форме:

- Праздников (одна из любимых детьми форм).

- Творческого отчета о проделанной работе.

- Выпуска альбомов и газет.

В учебной исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников. Большинство тем исследования в начальной школе можно связать с литературой, историей, искусством, краеведением, фольклором. Исследуя русскую печку или народный костюм – приобщаем историческую справку, репродукции картин художников, рисунки и иллюстрации, отрывки из литературных произведений, загадки, пословицы и поговорки об объекте исследования; исследуя домашних животных – вспоминаем историю их одомашнивания, породы, приметы, стихи, песенки, интересные факты, сведения о рекордсменах; исследуя комнатные растения – цветы и астрология, цветы в поэзии классиков и популярных песнях, цветочный этикет, цветочная азбука, цветы в натюрморте и т. д.

Учащиеся под моим руководством осваивают азы проектно-исследовательской деятельности, учатся собирать информацию, анализировать ее, оформлять и защищать свои работы.

Тематика работ самая разнообразная.

Есть и первые положительные результаты (о победах на конкурсах исследований).

Слайд 8, Слайд 9

Уже сейчас, хотя работа над решением проблемы не окончена, я могу отметить, что исследовательская работа расширяет кругозор, познавательные способности учащихся; появляются возможности использовать информационные технологии, приобретаются новые знания; осваиваются механизмы их самостоятельного получения; развивается логическое мышление; приобретаются способности работать с дополнительной литературой.

У меня появляются надежды, что в конечном результате ученик-исследователь будет обладать следующими качествами личности:

1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, применять их на практике;

2) творчески мыслить; находить пути преодоления трудностей;

3) работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать выводы, находить решения.

Таким образом, обобщив свой опыт, можно сказать, что в условиях начальной школы возможно решение задач, направленных на развитие исследовательских навыков учащихся, и одна из задач учителей начальных классов: внедрять проектно-исследовательскую деятельность, как основу формирования УУД у учащихся, в учебный процесс.

Примечания: Презентация превышает максимальный размер и, к-сожалению, не загружается. Если она кому-то будет интересна, могу переслать по э/почте.

Организация проектной деятельности с обучающимися начальной школы VIII вида Слайд 1. Организация проектной деятельности с обучающимися начальной школы VIII вида. Слайд 2. Цель: Рассмотрение организации проектной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление Лапшиной Натальи Юрьевны

учителя начальных классов

гимназии 343 Невского района Санкт - Петербурга

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ускорение темпа развития общества… Смена ценностных ориентиров… Стремительное возрастание объема научной информации. Выпускник сегодня окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться и изменять самого себя. Очевидно, что современному обществу нужны образованные, конкурентоспособные люди, которые смогут:

 анализировать свои действия;

 самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических идей особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему.

В начале ХХ века широко пропагандировать и реализовывать проблемы и идеи исследовательского обучения стал американский педагог и философ Джон Дьюи. Он считал, что для обучающегося надо создать такие условия, чтобы ребенок мог строить, творить и самостоятельно исследовать окружающий его мир. Аналогичные подходы к содержанию образования предлагали многие специалисты XIX века. Например, К.Н. Вентцель писал о том, что на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины. Исследовательские методы обучения активно ис- пользовались в отечественной образовательной практике:

 в 20-е годы ХХ века (И.Г. Автухов, П.П. Байков, И.Ф. Свадовский; С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский);

 в 30-х годах от исследовательских методов в обучении отказались.

 в 50–70-х годах XX века в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутова и др.);

 в 90-х годах идеи исследовательского обучения вновь вошли в образовательные системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова

Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?

Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Такая организация детского коллектива в нашей школе существует на уровне класса и на уровне школы.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50– 70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% – при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблемы, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими учеными Неслучайно китайская мудрость гласит:

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому – и я научусь.

Дорога к истине берет начало из детства светлого,

Ведь ум детей пытлив и гибок.

И пусть им уготовано немало в жизни нового,

А также трудностей, ошибок…

Пусть первые шаги еще неловки –

Склоняются над книгами их детские головки.

Глаза блестят, и душу греет созвучных мыслей перезвон –

Ведь на пороге нового открытия и ты, и вы, и он!

Успех любой деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм

Опираясь на методику проведения детских исследований А.И. Савенкова, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

1. Выделение и постановка проблемы.

Как помочь школьнику выбрать тему для исследования? Самый продуктивный способ – идти за его интересами.

На данном этапе мы определяем актуальную тему исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц. опрос и т.д.) и конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос: зачем мы его проводим. Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения

2. Выработка гипотез.

3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

Важно помнить следующие моменты:

 работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с информацией из Интернета или электронными источниками);

Новые федеральные образовательные стандарты предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической литературы, публикаций, радио и телепередач.

Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

Структурирование полученного материала, анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов.

5. Представление результатов исследовательской деятельности

Представить результат своей работы можно в разнообразных формах:

2. Презентации, фильмы, макеты, сборники и др.

3. Завершающий этап исследовательской работы – это защита. Свои работы дети представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях (на праздниках, выставках достижений

Таким образом, анализируя эти этапы, мы видим, что они дают возможность формирования и развития таких блоков УУД, как регулятивные и познавательные . Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследования, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных действий. Принимая во внимание то, что в результате проведенных исследований ребенок получает не толь- ко определенный продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

Согласитесь, организация условий для исследовательской деятельно- сти как нельзя лучше способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и требований времени

Проведение исследовательской деятельности

в 1–4-х классах

Таких этапов четыре:

1-й этап – выбор темы (ребенок ее выбирает самостоятельно, чаще всего используя в начале картинку).

2-й этап – постановка вопроса (кладет в конверт ключевые слова задаваемых вопросов).

3-й этап – проведение исследования (дети, умеющие писать, записывают на листочках; не умеющие – передают информацию через рисунок).

4-й этап – подведение итогов (собранные материалы достаются из конверта, анализируются, выделяются наиболее значимые, важные). Результат работы чаще всего представляется в виде рисунка или коллажа.

Работа по формированию исследовательской деятельности предполагает:

1-й этап. 1-й класс

В 1-м полугодии – творческие работы учащихся: поиск стихов, пословиц, загадок по темам (рисунки) и их сочинение, устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате возникает исследовательское поведение уже в обыденной жизни: интерес к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.

Во 2-м полугодии расширяем рамки работы и включаем сюда не толь- ко рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

2-й этап. 2-й класс

Учимся не только собирать информацию из устных источников, но и пользоваться дополнительной научной литературой; могут оформлять не- которые записи самостоятельно, но все это еще происходит под руководством учителя.

3-й этап. 3–4-е классы

В 3-м классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

В 4-м классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из об- щего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.

План работы школьного научного общества

Содержание деятельности

Ответственные

Заседание на МО : познакомить классных руководителей 1 – 4 -х классов с нормативными документами, планом работы научного общества

Проведение конкурса интеллектуалов с целью выявления наиболее одаренных учащихся в разных областях науки

Классный руководитель, руководитель НОУ

Тестирование членов НОУ на выявление уровня интеллектуального потенциала и умений, необходимых для занятий исследовательской деятельностью

Выбор тем и направлений для творческих и исследовательских работ

Теоретические занятия по выбранным направлениям. Работа с научной литературой в целях накопления материала по избранной теме

Овладение первыми навыками работы на компьютере. Современные источники информации

В течение учебного года

Сбор материала по теме исследования, индивидуальные консультации

Классный руково- дитель, руководи- тель НОУ

Классный руково- дитель, руководи- тель НОУ

Работа в выбранном направлении, посещение музеев, выставок, театров.

Выпуск газеты НОУ

Начало оформления работ. Практическое занятие. Требования к оформлению исследовательских работ. Индивидуальные консультации

Классный руково- дитель, руководи- тель НОУ

Классный руково- дитель, руководи- тель НОУ

Классный руково- дитель, руководи- тель НОУ

Создание мультимедийных презентаций результатов исследования учащихся

Руководитель НОУ, преподаватель ин- форматики

Участие в районном конкурсе исследовательских работ учащихся и других конкурсах

Выпуск газеты НОУ

По итогам школьной научно-практической конференции выбираются лучшие работы для участия в конференциях муниципального и всероссийского уровней.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:

 формирует исследовательские умения;

 способствует формированию у детей интереса к изучаемому мате- риалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого предмета знаниями из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;

 объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;

 способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.

Если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить именно тому, что может пригодиться

В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс . Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Открытие мира – главная задача учителя начальных классов, что и является актуальным в современной школе

Читайте также: