Проекты для детского сада по православию

Обновлено: 02.07.2024

Главная Нравственное воспитание

  • Автор проекта: воспитатель МДОБУ №1 Звонова Т.А
  • Тип проекта: информационно-познавательный, творческий
  • Продолжительность: долгосрочный-3 года (с 2014-2017г)
  • Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, родители воспитанников
  • Образовательная область: социализация, познание, коммуникация

Основные направления проекта:

  1. Создание условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках реализации ФГОС.
  2. Создание мини-библиотеки (медиотеки) в соответствии с ФГОС.

Проект включает 3 основные этапа:

Цель проекта: Создать и апробировать технологию по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Задачи проекта:

  • Создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и условий для ее успешной реализации.
  • Осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания детей.

Формы работы с детьми: этические беседы, чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания, разбор проблемных ситуаций, прослушивание литературно-музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, разучивание стихов.

Предполагаемый результат:

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, планируются следующие результаты:

  • устойчивость навыков нравственного поведения;
  • сформированность основ ценностных сфер личности;
  • стабильность психического развития;
  • целостность восприятия мира;
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
  • развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
  • приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Режим занятий: вторник 15. 45-16. 00

Формы занятий: групповая

(Святитель Феофан Затворник)

Культура — это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде обитания: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки, а тут еще боевики и реклама. Происходит заметное "одичание" детей и молодежи. Норма и отклонение уже поменялись местами, особенно в поп-культуре.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Кроме того, Православие всегда относилось и относится к больным детям так же, как и к здоровым, признавая их равенство в духовной жизни. А недостатки в развитии никогда не служили препятствием к духовному росту.

Наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис: государство лишилось официальной идеологии и духовно-нравственных идеалов. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Поэтому, духовно-нравственное воспитание в ДОУ является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечит его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности.

Реализация I этапа (1-ый год)

  1. Организационно-подготовительный (июнь-август 2014г) — изучение литературы, разработка проекта, проведение родительского собрания, анкетирование родителей.
  2. Практический (сентябрь2014-май 2015г) — реализация плана мероприятий проекта.
  3. Аналитический (май-сентябрь 2015г) — анализ работы и планирование работы на следующий учебный год.

Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. В.А. Сухомлинский

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа. "Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание "иного царства” представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству. ” – писал Е.Н. Трубецкой. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И.Пирогов

ВложениеРазмер
proekt_pravoslavnye_traditsii_v_sovremennoy_seme_i_doshkolnom_uchrezhdenii.doc 319.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Дмитриева Светлана Генриховна

1. Название проекта

2. Разработчики проекта

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта: Воспитание у дошкольников духовных ценностей, приобщение к делам милосердия, любви и сострадания к ближнему при помощи Божьей и поддержке взрослых.

1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного
воспитания в процессе реализации проекта духовно-
нравственной культуры деятельности детского сада.

2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные
поколения.

3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

4. Совершенствовать художественный вкус, развивать
творческий потенциал каждого ребенка.

5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять
словарь детей.

6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая
значение православия в жизни человека, как действие любви,
добра, человечности, единения.

7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание
детей, ознакомление родителей с основами православной
педагогики и психологии, формирование представлений о
формах семейного уклада.

8. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с
родителями православные календарные праздники.

9. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное
отношение к результатам.

4. Сроки и этапы реализации проекта

Проект рассчитан на реализацию в течение 3-х лет (2017-2020 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И.Пирогов

Этапы реализации проекта:

1. Предпроектный (подготовительный)- 2017 г. (август - сентябрь)

2. Диагностический - 2017 г. (октябрь - декабрь)

3. Организационный - 2018г. (январь-февраль)

4. Практический - 2018 -2020гг.

5. Итогово-аналитический - 2020 (2 полугодие)

5. Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, воспитанники, родители

6. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

7. Целевые группы проекта

Педагоги, воспитанники, родители

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

  • возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
  • упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
  • способствовать всестороннему развитию личности.
  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,

. поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

  1. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  2. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
  1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
  2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

- Познакомить детей с культурой Православия;

  1. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  2. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  3. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
  5. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
  6. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

  • показа сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
  • наблюдений;
  • экскурсий;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Практический метод используется, когда необходимо:

• организация продуктивной деятельности: ИЗО ( впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)

Создавая проект, я не рискнула полагаться только на собственные познания, не стала изобретать нечто кардинально новое, а обратилась к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим консультантом, первым слушателем и гостем стал священник отец Николай Денисенко.

Цель проекта - содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении
ребенка с окружающими людьми и миром.

В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие дошкольника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.

Проект: долгосрочный (рассчитан на 3 года)

Для работы с детьми 6-7 лет я разработала перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

7796.jpg
img161-1.jpg

Зачастую в наши дни материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. А ведь, дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни. Современные дети, как и дети – их сверстники прошлых веков – обладают тем же важнейшим нравственным качеством, которое определяется как духовное основание личности. Это качество любви: любви к ближним, способности к сопереживанию, доброты, чуткости, совестливости.

В русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и конечно, православные праздники. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Данный проект основан на годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных праздников. Предлагая детям ознакомиться с церковными праздниками, мы имеет возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.

Цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям посредством проведения православных праздников совместными усилиями педагогов и родителей.

Задачи:

- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

- Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным и праздничным представлением.

- Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим.

- Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Практическая значимость:

- Повышение качества образовательного процесса по духовно – нравственному воспитанию через организацию совместной деятельности родителей, детей, педагогов.

- Создание методической копилки по духовно – нравственному воспитанию.

- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Предполагаемый результат:

- Расширение устойчивых представлений детей о православных праздниках.

- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.

- Потребность к сопереживанию.

- Приобщение детей к опыту православной культуры.

Педагоги:

- Реализация в педагогической деятельности метода проектов.

- Программно-методическое обеспечение реализованного проекта.

- Оснащенная развивающая предметно-пространственная среда для организации

деятельности ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей;

Родители:

- Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных

и партнерских отношений.

Этапы проекта разработки и реализации:

I этап – подготовительный:
- Выбор тематики проекта.

- Проведение педагогического совета по вопросу духовно-нравственного воспитания дошкольников.

II этап –информационно-технологический:

- Подбор, изучение и оформление программно-методического материала по духовно-нравственному воспитанию.

- Планирование основных мероприятий проекта «Православные праздники:

- Выбор форм работы с родителями.

- Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III этап – практический:

С детьми:

- Проведение мероприятий с детьми по ознакомлению с основными православными

- Рассматривание икон, книжных иллюстраций, репродукций, картин к праздникам.

- Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр.

- Чтение и обыгрывание литературных произведений.

- Беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов.

- Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

- Проведение праздников и развлечений с приглашением настоятеля Казанского храма .

- Организация продуктивной деятельности (впечатления после занятия - утренника).

- Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки.

- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

С родителями:

- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

- Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции

процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного

процесса в образовательном учреждении.

- Совместные с родителями праздники, спектакли.

- Выставки духовной, педагогической литературы и пособий для родителей.

- Обмен опытом по духовному воспитанию в семье

С педагогами и сотрудниками ДОУ:

- Подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для

работы с детьми.

IV этап – аналитический

- аналитический срез (умения детей практически использовать полученные знания);

- подведение итогов проекта;

- размещение на сайте ДОУ информации о проекте.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

  1. В рамках проведения праздника Рождество Христово были поставлены следующие задачи:

– создать информационную базу: обогащение и систематизация материала по ознакомлению детей с величайшим из двунадесятых праздников – Рождество Христово.

- познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова;

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение - знакомить детей с устным народным творчеством (стихи, зазывалки, колядки, потешки);

- воспитывать у детей чувство сопричастности к русской культуре, обществу; - воспитывать у детей доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле.

- способствовать повышению активности и интереса родителей воспитанников к При подготовке к празднованию Светлого Христова Воскресения были определены следующие задачи:

- организовать непосредственно образовательную деятельность;

- совместную продуктивную и самостоятельную деятельность детей;

- продолжать освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы;

- эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников;

- провести праздник Пасха.

- познакомить с главным праздником христиан – Пасхой, его традициями и обычаями;

- прививать любовь к традиционным праздникам;

- формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству;

- воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.

Консультация для родителей. При организации праздника День славянской письменности были реализованы следующие задачи:

- воспитание бережного отношения к памятным датам;

- обогащение знаний педагогов об истории возникновения письменности на Руси;

- литературные чтения и презентации, посвященные русской азбуке;

- оформление в группе уголка книг;

- подбор литературы, наглядного материала, составление познавательных рассказов для детей, разработка планов бесед с детьми о народных мастерах, талантливых людях города и края (материал из местной печати);

- Праздник славянской письменности.

- дать знания о Кирилле и Мефодии как основоположниках славянской письменности;

- познакомить со старославянским алфавитом;

- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

- встречи с родителями, беседы, анкетирование родителей по теме проекта;

- оформление информационных стендов, памяток, советов для родителей;

- вовлечение родителей в поисково-познавательную деятельность по сбору наглядного и познавательного материала по письменности: побор загадок, пословиц, стихотворений, домашнее задания;

- семейные маршруты выходного дня: посещение краеведческого музея, библиотеки, книжного магазина;

- привлечение родителей к проведению групповых совместных мероприятий и экскурсий;

- создание с родителями видеоматериалов, фотогазет. Троица

- создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с праздниками народного календаря;

- вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями;

- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

- провести праздник Троица.

- приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковному празднику Троица и восстановление традиций русского народа;

- способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения данного православного праздника.

- ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного мероприятия;

- предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.

  • мотивирование к ресурсному обеспечению ряда мероприятий, приуроченных к ознакомлению с православным праздником Троица (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника); - побуждение к совместной деятельности с детьми. При подготовке к празднованиюДня памяти святых Петра и Февронииставили перед собой следующие задачи:

- организовать организованную образовательную деятельность;

- совместную продуктивную и самостоятельную деятельность детей;

- продолжать освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы,

- эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников;

- подготовить информационную папку для родителей.

- привлечь внимание детей к новому русскому празднику - Дню любви и верности, имеющему исторические, православные корни и традиции;

- раскрыть образы святых Петра и Февронии;

- помочь воспитанникам понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

- показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

- воспитывать отношение к семейным ценностям, как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа;

- развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям;

- познакомить с наиболее распространенными традициями русского народа;

- формировать духовные и нравственные качества.

-консультирование и помощь родителям в получении конкретных навыков воспитания и обучения ребенка основам православной культуры

- побуждение к совместной деятельности с детьми;

Результаты проекта:

В ходе проекта у детей старшего дошкольного возраста расширились и обогатились представления о праздниках православного календаря, о значении православных праздников в жизни русского народа. Сформировался внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным и праздничным представлением.

Дети с удовольствием воспринимали и анализировали литературные произведения, выражая свои чувства. Старшие дошкольники стали проявлять уважение к нравственным нормам христианской морали, чувства благоговения к святыням, почтения и любви к родителям и окружающим.

Организация и проведение праздников способствовало совместному проживанию детьми и взрослыми разнообразных событий, определяло духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми, наполняло жизнь ребенка традиционными духовными представлениями и образами.

Организация праздников и развлечений совместно с семьями воспитанников и духовенством были как подведение итогов работы по ознакомлению детей с ценностями и традициями православной культуры, способствовали сплоченности не только родителей по отношению друг к другу, но и между детьми.

Используемые источники, литература и интернет - ресурсы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Духовно- нравственное воспитание дошкольников . Православные праздники на святой Руси

Старшая группа №7

Воспитатель первой квалификационной категории

Сапожник Е. В.

Пояснительная записка

Внушайте людям веру !

И чаще говорите “Добрый день” ,

И следуйте хорошему примеру!

Продляйте добрым словом

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира . Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и , наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли .

Сро к реализации проекта — 1 год

Вид проекта — практико- ориентированный ( прикладной ). Проект ориентирован на духовно- нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса .

Гипотеза проекта

Использование педагогами и родителями средств и образов произведений устного народного творчества ( пословиц и поговорок ), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни , ознакомление с культурой страны и православными праздниками .

Цель проекта

разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре , направленную на развитие духовно - нравственной личности дошкольников , формирование у воспитанников высокого патриотического сознания через знакомство с православными праздниками .

Задачи реализации проекта

Интегрирование содержания духовно- нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей ;

Формирование духовно - нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края ;

Воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией , способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми ;

Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре через знакомство с православными праздниками ;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей ;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования , достижения целевых ориентиров дошкольного образования .

Актуальность проекта

Проблема духовно- нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной . Духовно- нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни , обеспечивающего устойчивое , гармоническое развитие человека , включающее в себя воспитание чувства долга , справедливости, ответственности и других качеств , способных придать высокий смысл делам и мыслям человека .

Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества .

В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно - нравственного потенциала дошкольников .

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ; именно дошкольное детство , для которого характерно эмоционально - чувственное восприятие действительности , является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания .

Без знания своих корней , традиций своего народа , нельзя воспитать полноценного человека . Знакомство с традициями, обычаями русского народа , помогает воспитывать любовь к истории , культуре русского народа , помогает сохранить прошлое . Поэтому познание детьми народной культуры , русского народного творчества , народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей , раскрывает творческие способности каждого ребёнка , формирует общую духовную культуру .

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре , общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности , патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности .

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции . Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года , погодными изменениями , поведением птиц , насекомых , растений.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа , знакомить с традициями и народными обрядами , что формирует в детях позитивные ценности . Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям .

Инновационная направленность проекта

Состоит в изменении подходов к содержанию , формам и способам организации образовательного процесса . Проектно - исследовательская деятельность связана с развивающим , личностно- ориентированным обучением . Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике .

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре .

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей , поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины , любви к родному краю ;

Формирование чувств национального достоинства ;

Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом .

Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников , отборе содержания дошкольного образования , повышения качества педагогического труда ;

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре ;

Р азработка комплексно- тематического планирования воспитательно - образовательного процесса по духовно - нравственному воспитанию .

Ообъединение и реализация инициатив социально активных родителей в области духовно - нравственного развития и воспитания детей ;

Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания детей .

Участники проекта

Д ети в возрасте 4–6 лет;

Р одители ( законные представители ) .

Механизмы реализации проекта

Активное взаимодействие всех участников воспитательно - образовательного процесса ;

Формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации работы по духовно - нравственному воспитанию .

Методы реализации проекта

1. Наглядно- действенный метод :

показ сказок (педагогом, детьми );

рассматривание книжных иллюстраций , репродукций;

проведение дидактических и музыкально - дидактических игр ;

чтение педагогом художественной литературы ;

воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях ;

экскурсии , целевые прогулки .

2. Словесно - образный метод :

чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем ;

загадывание и отгадывание загадок ;

рассматривание наглядного материала ;

рассказы детей о своих впечатлениях ;

беседы с элементами диалога , обобщающие рассказы воспитателя ;

чтение сказок и стихотворений, сочинение сказок о православных праздниках ;

ответы на вопросы педагога , детей;

проведение разнообразных игр ( малоподвижные , сюжетно - ролевые , дидактические , игры -драматизации и др .);

рассказы детей по схемам , иллюстрациям , моделирования сказок ;

разбор житейских ситуаций;

проведение викторин , конкурсов , тематических вечеров.

3. Практический метод :

организация продуктивной деятельности : рисование , лепка, аппликация .

изготовление кукол к сказкам;

организация постановки пьес , сказок, литературных произведений ;

организация вечеров с родителями, для родителей;

изготовление с детьми наглядных пособий ;

- организация продуктивной деятельности : ИЗО ( впечатления после праздника ), ручной труд ( Вифлеемская звезда , Ангел, Пасхальный сувенир ) .

Основные мероприятия проекта

Доступность — содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме ;

Деятельность — знания , которые ребенок усваивает в процессе обучения , становятся основой его участия в различных посильных видах деятельности ;

Интеграция — реализация задач происходит через познавательную , изобразительную, продуктивную деятельность;

Системность — принцип системности предполагает преемственность программ , последовательное усвоение знаний , приобретение навыков , когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нём .

Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества .

Ресурсы , необходимые для запуска проекта

Обеспечение материально -технических условий ( оформление группы , музыкального зала );

Подбор литературы по теме ; произведений русского народного творчества ; наглядного материала ( иллюстрации , фотографии , репродукции );

Подготовка материала для продуктивной деятельности ;

Подборка подвижных , дидактических игр ,

Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям .

Календарный план реализации проекта

Диагностика знаний детей о духовно - нравственных ценностях ;

Анкетирование родителей о духовно - нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении ;

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : Гжель, Хохлома, Дымковские игрушки, Ж о стово , Городец ;

Осенины — осенняя ярмарка ( развлечение и выставка работ из овощей ).

Пополнение мини-музея новыми экспонатами;

Изготовление кукол своими руками.

Ознакомление детей с народно-прикладным искусством : Гжель, Хохлома, Дымковские игрушки, Ж о стово , Городец ;

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве , разучивание стихов;

Ознакомление детей с народно - прикладным искусством : Гжель , Хохлома , Дымковские игрушки , Жостово , Городец;

Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме , весне ;

Беседы о традиционной кухне в православные праздники.

Чтение литературных произведений , разучивание стихов о Пасхе , весне ;

Итоговая диагностика . Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования .

Даведьянова Н .С. О понимании духовности в современном обществе ./ Православная педагогика : Традиции и современность . – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей ( русские народные традиции воспитания )/ Православная педагогика : Традиции и современность . – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2.000;

Карпов И .А. Азбука нравственного воспитания / М.: Просвещение ,1979;

Читайте также: