Познание и коммуникативная деятельность кратко

Обновлено: 30.06.2024

Познание — процесс обогащения человека новым знанием.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.

Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.

Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.

Заблуждение— это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее

Конвенционализм – разновидность агностицизма, учение, согласно которому, существующие

научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

Гносеологизм (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение) — не отрицая сложности

познания, доказывают познаваемость мира.

Ключевые слова

Истина, абсолютная и относительная истина, познание, мышление.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек всегда стремился к познанию истины.

Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?

Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.

Познаваемость мира признают оптимисты в отличии от пессимистов, отрицающих данный взгляд. В свою очередь скептики занимают срединную позицию, говоря о возможности познания мира, но сомневаясь в достоверности знаний о нём.

Так зародились философские теории о познаваемости мира: агностицизм, конвенционализм (разновидность агностицизма) и гносеологизм.

Мир принципиально познаваем

Отрицание познаваемости мира

Познание мира возможно, но достоверно ли полученное знание

Гносеология

Агностицизм, конвенционализм.

Те, кто признает познаваемость мира выделяют чувственное и рациональное познание.

Формами чувственного познания являются ощущения – отражение отдельных свойств,

признаков предметов и процессов; восприятие – отражение предметов в многообразии их свойств; представление – конкретный образ объекта через оживление с помощью памяти.

Формами рационального познания являются понятие – форма мышления, в которой фиксируются

общие существенные признаки вещей, суждение, форма мышления утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания, умозаключение – форма мышления, посредством которой из суждений выводится заключение или вывод.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны, потому что рациональное невозможно без

чувственного – это первая ступень познания, при этом практика, метод рационального познания, исключает недостатки чувственного.

Наши знания могут быть как истинными, так и ложными. Истина – это соответствие

полученного знания действительности. Истина бывает абсолютной и относительной.

Относительная истина - это неполное верное знание о чём-либо. Она со временем может быть дополнена новым знанием или стать заблуждением. Абсолютная истина - это полное знание, например, форма земли.

Отличить истину от заблуждения помогают критерии истины.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

непротиворечивое, практика как производство, опыт,

логически стройное знание эксперимент

Наиболее истинным считается научное знание. Его особенность в том, что в нем присутствуют

В результате коммуникативной деятельности происходит влияние на участника коммуникации, на его сознание и поведение.

poznanie-i-kommunikativnaya-deyatelnost

Коммуникативная деятельность может быть присуща не только отдельному человеку, но и целой социальной структуре (например, СМИ - средству массовой информации).

Если коммуникативная деятельность происходит в определенной среде (например, внутри научного сообщества или в субкультуре), то используются определенные познавательные конвенции (соглашения) в виде норм, правил, знаков, символов,….

Добавить интересную новость

Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

user->isGuest) < echo (Html::a('Войдите', ['/user/security/login'], ['class' =>'']) . ' или ' . Html::a('зарегистрируйтесь', ['/user/registration/register'], ['class' => '']) . ' , чтобы получать деньги $$$ за каждый набранный балл!'); > else < if(!empty(\Yii::$app->user->identity->profile->first_name) || !empty(\Yii::$app->user->identity->profile->surname))< $name = \Yii::$app->user->identity->profile->first_name . ' ' . \Yii::$app->user->identity->profile->surname; > else < $name = ''; >echo 'Получайте деньги за каждый набранный балл!'; > ?>-->

Lorem iorLorem ipsum dolor sit amet, sed do eiusmod tempbore et dolore maLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborgna aliquoLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempbore et dLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborlore m mollit anim id est laborum.

28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetu sed do eiusmod qui officia deserunt mollit anim id est laborum.

28.01.17 / 22:14, Иван ИвановичОтветить -2

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing sed do eiusmod tempboLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod temLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborpborrum.

Знание - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познаванием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

Основные формы познания:

1. Чувственное (ощущение, восприятие, представление).

2. Рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания. Первая из них - ощущения, т. е. отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания - восприятие, которое даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного восприятия - представление, поскольку здесь нет уже конкретного предмета, который отражается. Для представления характерна память, её "оживление". Нередко в представлении действует и воображение: с его помощью человек способен восстанавливать то, что уже было, выделять отдельные стороны того или иного объекта, комбинировать их. В итоге могут быть получены представления реальные, которые человек способен воплотить в жизнь, и нереальные.

Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Противоположной линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других - рациональное.

Коммуникативная деятельность

Коммуникативная деятельность - это деятельность, предметом которой является другой человек - партнёр по общению.

Во-первых, коммуникативная деятельность охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. В результате часто происходит не только прямая передача информации и воздействие на сознание и поведение участника коммуникации, но и возникновение "второй реальности", символической, виртуальной, замещающей нередко саму действительность и выдающей себя за неё. Во-вторых, коммуникативной деятельностью является профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации и экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно-технической информации, а также неформальные объединения или личное общение конкретных учёных. Коммуникации реализуются через такие формы общения, как сотрудничество, соавторство, ученичество и принадлежность к научной школе.

В процессе коммуникативной деятельности особое значение имеют конвенции, соглашения, введение или исключение которых является одной из универсальных процедур познания наряду с отражением, осмыслением и интерпретацией. Познавательная конвенция предполагает введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договорённости и соглашения субъектов познания.

Можно выделить такие функции коммуникативной деятельности, как оформление знания в виде текстов (формальная коммуникация) с применением принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов и конвенций. Кроме того, это передача системы мировоззренческих, методологических и иных нормативов, принципов, которые лежат в основе научных выводов. Следствием коммуникации в познавательной деятельности становится также применение таких коммуникативных форм познания, как аргументация, обоснование, объяснение, опровержение и тому подобные формы, направленные лично участнику - партнёру по научной коммуникации.

Важнейшую роль в научно-познавательной деятельности играют языки (естественные и искусственные) и иные знаковые системы - модели, схемы, таблицы, а также логические правила, эталоны, единицы и приёмы измерения, объяснения и доказательства.

Познавательная и исследовательская деятельность Сенсорный, игровой и интеллектуальный тренинги, опыты, эксперименты, наблюдения, наблюдения за природой,.

Картотека игр. Социально-коммуникативная область 5. Игра "Разговор с руками" (Шевцова И. В.) (Для гиперактивных детей) Цель: научить детей контролировать свои действия. Содержание: Если.

Поисково-познавательная деятельность в младшей группе

Поисково-познавательная деятельность в младшей группе Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Познавательная и коммуникативная деятельность

Описание презентации по отдельным слайдам:

Познавательная и коммуникативная деятельность

Познавательная и коммуникативная деятельность

1. Познание как деятельность Познание – это процесс творческой деятельности л.

1. Познание как деятельность Познание – это процесс творческой деятельности людей с целью нахождения истины. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

. Виды знаний: знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?).

. Виды знаний: знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.) Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.

Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, не.

Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства. Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.

Конвенционализм— учение о том, что существующие научные теории являются согла.

Конвенционализм— учение о том, что существующие научные теории являются соглашениями между учеными. Гносеолония – учение о познании.

Формы познания Чувственное Иррацио-нальное Рациональ-ное живое созерцание пре.

Чувственное познание Ощущение Восприятие Представление отражение отдельных св.

Чувственное познание ОщущениеВосприятиеПредставление отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредст-венно воздействую-щих на органы чувств. когда у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредст-венно воздействую-щие на органы чувств предметы и их свойства.чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Рациональное познание Понятие Суждение Умозаключе-ние форма мысли, которая.

Рациональное познание Понятие Суждение Умозаключе-ние форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Иррациональное познание. Интуиция – это вспышка проницательности, источник п.

Иррациональное познание. Интуиция – это вспышка проницательности, источник появления которой невозможно точно объяснить.

Философы - Эмпирики - признают чувственный опыт источником знаний. Рационалис.

Философы - Эмпирики - признают чувственный опыт источником знаний. Рационалисты - считают разум основой познания.

С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных ч.

С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Ощущения Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение Эмпирический Рационалистический П о в т о р и м: Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности. Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Две стороны познания Субъект познания Объект познания Пути приобретения знаний Организованный Стихийный

Пути познания мира

Пути познания мира

Истина и ее критерии. Цель познания – в достижении истины, в правильном, дост.

Истина и ее критерии. Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знании об окружающей действительности.

Понятие истины Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) зн.

Понятие истины Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнему миру. Истина есть совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью.

Истина Истина - соответствие знания о реальности самой этой реальности (так н.

Истина

Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании че.

Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдаваемое за знание). Ложь – несоответствие наших мыслей действительности.

Критерии истины. Ощущения Разум Результат соглашения Практика, опыт - главный.

Критерии истины. Ощущения Разум Результат соглашения Практика, опыт - главный критерий __________________________ Пока положение, высказанное в виде теории, концепции, умозаключения, не проверят на опыте, не претворят в практике, в жизни – это лишь гипотеза (предположение).

П о в т о р и м : Цель познания – в достижении истины. Истина - это адекватно.

П о в т о р и м : Цель познания – в достижении истины. Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности. Практика, опыт - главный критерий истины.

Особенности научного познания Наука – это теоретические систематизированные в.

Особенности научного познания Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны и основанные на данных научных исследований. Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.

Уровни научного познания

Уровни научного познания


Виды ненаучного познания

Виды ненаучного познания

К социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную псих.

К социальным наукам принято относить социологию, психологию, социальную психологию, экономику, политологию и антропологию. К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным: философия, язык, искусствознание, литературоведение. Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные - качественными (описательно-оценочными). В чем различаются знания социальные и гуманитарные?

Познание и коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность – это д.

Познание и коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность – это деятельность, предметом которой является другой человек –партнер по общению. Познавательная конвенция– предполагает введение норм, правил, законов, символов, языковых и других систем на основе договоренности и соглашения субъектов познания.

Читайте также: