После того как заболел пятнадцатый ребенок детский сад

Обновлено: 03.07.2024

Наш гость: кандидат медицинских наук, детский врач, врач высшей категории, телеведущий и автор книг о здоровье детей.

Созревание иммунной системы

В поликлиниках часто болеющие дети находятся на особом диспансерном учете. Но посмотрим на ситуацию объективно: стоит ли беспокоиться или эта статистика условна? Взрослые ведут менее здоровый образ жизни, чем их дети, но болеют ОРЗ намного реже. Хотя каждому из нас мамы рассказывали, что в детстве мы болели по 10 раз в год, а потом реже и реже. Это закон жизни: дети болеют ОРЗ чаще взрослых – это норма.

Ребенок рождается с незрелой иммунной системой, нужно время на ее формирование. Малышей окружает много людей, каждый из которых – носитель огромного количества вирусов и бактерий. Ребенку предстоит выработать к этим микроорганизмам иммунитет. Но природа сделала все, чтобы частые детские болезни были не опасными. Организм детей легко справляется с ОРЗ. И каждая встреча с вирусом – это тренировка, формирование, совершенствование иммунитета. Чем все это закончится? Часто болеющий ребенок станет взрослым и здоровым родителем.

Терпеть или лечить?

Сколько бы я ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно, удается это не всем. Иной раз мама буквально не может посчитать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ – они просто не заканчиваются. Но родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета, так называемые первичные иммунодефициты – это большая редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит – это состояние смертельно опасное и не имеет отношения к двухмесячному насморку. С другой стороны, частые ОРЗ могут быть следствием вторичного иммунодефицита – то есть ребенок родился здоровым, но какие-то внешние факторы мешают нормальному развитию его иммунитета.

Главный вывод: если нормальный от рождения ребенок не вылезает из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. Есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка со средой или попробовать изменить окружающую среду, чтобы она ребенка устраивала.

Окружающая среда

Формирование и функционирование системы иммунитета ребенка обусловлено его образом жизни. Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками не решить эту проблему. Устраняйте конфликт с окружающей средой, изменяйте образ жизни.

Жилье. Организовать ребенку детскую комнату, где нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке и регулярному проветриванию. Ночная температура ­– 18°С, влажность – 50–70%. Мягкие игрушки – накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов.

Питание. Никогда не заставлять ребенка есть. Идеально кормить тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать перекусы, не злоупотреблять заморскими продуктами, слишком не разнообразить питание. В качестве сладостей – ­ сухофрукты, а не шоколадки.

Питье. По желанию – минеральная вода, компоты, морсы, фруктовый чай. Температура напитков – комнатная.

Одежда. Достаточный минимум, поскольку потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть больше предметов одежды, чем на родителях.

Прогулки. Ежедневные, активные, желательно перед ночным сном.

Спорт. Идеальны занятия на свежем воздухе, а не в замкнутом пространстве. Плавание в бассейне нецелесообразно для ЧБД.

Профилактика ОРЗ. Частые болезни вызывает не холод, а вирусы. Надо избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.

Лечение ОРВИ

Лечить ОРВИ – это не значит давать лекарства, а значит создать условия, чтобы организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями справился с вирусом. Нужно обеспечить оптимальные температуру и влажность воздуха, тепло одеть, не перекармливать, активно поить. Солевые капли в нос и жаропонижающее лекарство при необходимости – этого достаточно. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии.

Действия после выздоровления

Важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет. Ребенок на следующий день после улучшения состояния идет в коллектив, где встречается с новым вирусом, и новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей и потребует применения лекарств.

Не бывает несадиковских детей

Даже очень частые ОРЗ при правильном лечении не отражаются на здоровье ребенка. Но если каждый чих – повод для назначения десятка сиропов, таблеток и антибиотиков, повод для тщательного обследования и консультаций десятка специалистов, такие ОРЗ – однозначное и очевидное зло. Если ребенок болеет ОРЗ часто, пусть даже очень часто, но выздоравливает не с помощью лекарств, а естественным образом – так пусть болеет, пусть ходит в детский сад.

Часто сталкиваемся с тем, что сразу после перенесенной болезни, ребенок начинает сразу посещать садик, школу. При этом часто родители не задумываются, успел ли организм ребенка полностью восстановиться, окрепнуть? Часто это связанно с занятостью родителей, невозможностью оставить ребенка дома под присмотром.

Иммунитет у каждого ребенка разный и период восстановления у всех будет различным. Так же это зависит от заболевания и тяжести его протекания. Обычная простуда ослабляет организм ребенка на период от 4 до 10 дней, что требует восстановления, даже при казалось бы полном выздоровлении, когда нет симптомов. Отступившая болезнь не означает, что ребенок полностью здоров. Организм еще не восстановился и не может полноценно противостоять новым вирусам. И задача родителей – поддержать его в этот период. Поэтому период после болезни очень важен. Только почему-то об этом часто забывают. А результат такой забывчивости – 2-3 и более больничных листа в осенне-зимний период.

Родители должны научить своего малыша в правильном отношении его к себе и своему здоровью. С раннего детства малыш должен знать, что вредно, что полезно. А так же научить Вашего малыша быть здоровым, а в случае болезни — правильно лечиться, правильно болеть и правильно выздоравливать. Важно осознанное отношение ребенка ко всем проводимым манипуляциям, начиная от приема лекарств до запрета находиться в комнате, когда ее проветривают зимой.

Чем важен период восстановления? Во время болезни страдают все системы организма ребенка. В период восстановления ребенок может много потеть, аппетит еще полностью не восстановился, бледные кожные покровы, общая вялость, снижение веса, быстрая утомляемость, проблемы с удержанием внимания. Даже при кажущемся полном выздоровлении, процессы восстановления в организме продолжаются во всех органах и системах. Поэтому необходимо через определенный промежуток времени пересдать все анализы, и показаться повторно педиатру. Это необходимо, что бы убедиться в том, действительно ли восстановился организм Вашего ребенка и предотвратить возможные отдаленные осложнения перенесенного заболевания.

Какие происходят наиболее частые нарушения:

  • нарушается работа пищеварительной системы, для нормализации которой давайте Вашему ребенку кисломолочные продукты, продукты содержащие клетчатку, лакто- и бифидобактерии (Бифилис, Бифидум, Примадофилус, Флорадофилус, Линекс и другие). Это поможет избавиться от застойных процессов в кишечнике и восстановить здоровую микрофлору, что в свою очередь будет способствовать повышению иммунитета. Выздоравливающему организму нужна простая, но при этом вкусная и витаминная пища: фрукты и овощи, зелень, каши (гречка, рис, овсянка), отварная курица, тушеная индейка или говядина, легкие вегетарианские супы (никаких мясных бульонах), минимум майонеза и сливочного масла. Куриные яйца осторожно и постепенно вводите в рацион, а лучше замените на перепелиные. В холодное время года необходимо витаминизировать пищу рыбьим жиром, например, поливая им винегрет или квашенную капусту. Очень полезен отвар овса в возрастных дозах в течении 1 месяца. Овсяный отвар готовится так: полстакана промытого овса (не овсяной крупы!) заливаем 1,5 литра родниковой воды в эмалированной посуде вечером, а утром на медленном огне кипятим 1,5 часа в кастрюле с закрытой крышкой. Все термостойкие витамины группы В, содержащиеся в шелухе, выпариваясь, экстрагируются в воду. Затем, когда отвар остынет, его нужно процедить и хорошенько отжать. Отвар можно готовить на два дня и хранить в холодильнике.Давать овсяный отвар ребенку нужно перед едой, не добавляя туда мед или сахар, корицу или ванилин. Вкус у этого "лекарства" приятный, малыш привыкнет к нему быстро.Овес слабит, разжижает стул. Поэтому возможны индивидуальные варианты - если у ребенка склонность к запорам, то можно несколько увеличить дозу.Овсяный отвар - это "лекарственный" продукт, который имеетвитамины группы В, которые идут на восстановление нервной системы, улучшения работы печени и поджелудочной железы.
  • нарушается состояние слизистой носоглотки и ее микрофлоры. Для этого рекомендуется проводить полоскания или ингаляции с ромашкой, эвкалиптом, календулой, зверобоем, тысячелистником.
  • нарушается работа мочевыделительной системы. Для поддержания ее рекомендуется сохранять водный режим — 30 мл на 1 кг веса ребенка в сутки.
  • нарушается работа дыхательной системы. Во время болезни желательно исключить на несколько дней пищу со слизеобразующим действием - коровье молоко, свежий хлеб, сдобные булочки. Рациональнее использовать подсушенный хлеб и сухарики. Маленького ребенка (от полутора до пяти лет) ограничивать в потреблении цельного коровьего молоко не нужно. Прекрасным укрепляющим средством является овсяный и гречневый отвары: 2 части козьего молока и 1 часть процеженного запаренного овса или гречки с отрубями. Если "лекарство" малышу придется по вкусу, желательно пить его в течение месяца (но не меньше 2 недель).

Для того чтобы поддержать ослабленный организм после перенесенного заболевания и окончательно выздороветь и окрепнуть необходимо придерживаться ряда простых правил:

— чаще бывать на свежем воздухе, совершать прогулки в парки, лес, к водоему

— проводить укрепление иммунитета после антибиотиков

— правильное питание, употреблять побольше кисломолочных продуктов

— положительные эмоции. Хорошее настроение в период после болезни не менее важно, чем все остальные пункты. Так что отвлекитесь от телевизора или компьютера и уделите максимум внимания своему малышу

— проводить укрепление иммунитета народными и лекарственными средствами, например на основе эхинацеи

— одевая ребенка на прогулку, не переусердствуйте: не нужно закутывать его как капусту, одинаково плохо после болезни переохлаждаться и перегреваться

— регулярно проветривать комнаты, при необходимости - увлажнять воздух

— полезные водные процедуры. После болезни ребенок много потеет, поэтому ежевечерний душ обязателен

  • Поза льва — попросите ребенка достать кончиком языка до грудины, наклонив голову, и задержаться в этой позе от 3 до 10 секунд, на выдохе. Лев очень страшен в гневе, поэтому малыш должен широко открывать рот и изображать разгневанного царя зверей. Такая поза напряжения языка и дужек глотки улучшает кровоток, лимфоток, при ней санируется глотка, эвакуируются застойные слизи и казеозные пробки.
  • Упражнения для шеи - медленные вращения вправо и влево, круговые вращения - нормализуют увеличившиеся за время болезни заушные лимфатические железы.
  • Упражнение "Барабанщик" помогает в восстановлении бронхолегочной системы.Научите малыша мягко поколачивать себя по грудной клетке на выдохе руками, сложенными в кулачки, со звуками "а", "о", "у" - это своеобразный веселый самомассаж грудной клетки.

Когда идти в детский сад и школу?

Даже если вам нужно срочно выходить на работу, постарайтесь все-таки несколько дней после болезни подержать малыша дома, доверив его заботам бабушки или няни. Особенно в том случае, если малыш болел долго и тяжело. Необходимы как минимум 3-4 адаптационных дня для восстановления сил. Здесь вступает в силу закон постепенных и адекватных нагрузок: малышу нелегко будет снова привыкать к эмоциональным и физическим нагрузкам в детских учреждениях, к нужному режиму дня (вставать в 7 утра очень трудно после двухнедельных подъемов к полудню), даже к свежему уличному воздуху, от которого ребенок тоже отвык.

Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) ошибка в построении сложного предложения

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) После того как заболел пятнадцатый ребёнок, детский сад согласно требований безопасности нужно было закрывать на карантин.

2) Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора.

3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

4) Людвиг ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета.

6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.

7) Находясь в пути, всегда скучаешь по дому.

Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.

1) После того как заболел пятнадцатый ребёнок, детский сад согласно требований безопасности нужно было закрывать на карантин. Сложное предложение. Сложное предложение. Есть грамматическая ошибка: неправильно употреблена падежная форма существительного с предлогом. Верно: согласно требованиям. (Ошибка Д)

2) Потому что я закончил читать эту книгу, я понял глубокий замысел автора. Сложное предложение. Есть ошибка: нарушена логическая связь между предложениями. (Ошибка А)

3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта. Простое предложение. Грамматической ошибки нет.

4) Людвиг ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета. Простое предложение с однородными членами. Есть ошибка: как однородные члены предложения соединены разные члены предложение. Верно: продолжил общую линию развития жанров как симфонии, так и сонаты, квартета. (Ошибка Б)

6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных. Простое предложение. Есть ошибка: подлежащее (задача) не выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом (взяв столицу). (Ошибка Г)

7) Находясь в пути, всегда скучаешь по дому. Простое предложение. Грамматической ошибки нет.

Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.

В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.

Вступает в силу с 17 ноября 2021 г.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2019, № 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

А.Ю.Попова

Приложение к постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 ноября 2021 г. № 29

Изменения, вносимые в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

1. В пункте 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Постановление) цифры "2022" заменить цифрами "2024".

2. В санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением:

1) в подпункте 3.1.1:

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"- лиц с диагнозом "внебольничная пневмония", "острая респираторная вирусная инфекция" и "грипп";";

б) дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"- лиц, поступающих в стационар медицинской организации для оказания им медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, в организации социального обслуживания для детей и взрослых.".

2.2. Пункт 3.2 дополнить абзацем следующего содержания:

"Время доставки материала для исследования на COVID-19 в лабораторию не должно превышать 24 часов с момента его отбора.".

2.3. В абзаце втором пункта 3.4 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),".

2.4. Абзац первый пункта 3.5 изложить в следующей редакции:

"3.5. Медицинская организация, установившая предварительный или заключительный диагноз COVID-19, направляет в установленном порядке" в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), по месту выявления заболевания, экстренное извещение в отношении пациента, у которого выявлено заболевание COVID-19.".

2.5. Дополнить сноской 1 следующего содержания:

2.6. Пункт 3.7 дополнить абзацем следующего содержания:

"При проведении в медицинской организации лечебно-диагностических процедур лицу с заболеванием COVID-19, находящемуся на амбулаторном лечении, такой организацией должен обеспечиваться режим, исключающий контакт с иными лицами, за исключением лиц, являющихся работниками медицинской организации.".

2.7. Пункт 3.8 изложить в следующей редакции:

"3.8. Лицо, контактировавшее с больным COVID-19, должно находиться в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания).

Изоляции не подлежат лица, прошедшие полный курс вакцинации против COVID-19 в течение последних шести месяцев, и лица, переболевшие COVID-19 в течение последних шести месяцев, при отсутствии у них симптомов заболевания.

Выявление лиц, контактировавших с больным COVID-19, осуществляется по месту их фактического проживания территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также медицинской организацией в очаге по месту жительства больного COVID-19 с последующей передачей информации в указанный территориальный орган.

2.8. В пункте 3.12 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)".

2.9. В пункте 3.15 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),".

2.10. В пункте 4.2:

1) абзац восьмой дополнить словами ", проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям 2 .";

2) дополнить сноской 2 следующего содержания:

3) в подпункте 4.2.1 слово "Роспотребнадзора" заменить словами "федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора),".

2.11. В пункте 4.6 слова "(далее - ОРВИ)" исключить.

2.12. Пункт 6.2 дополнить абзацами следующего содержания:

обработки поверхностей пассажирского салона, с которыми осуществляется непосредственный контакт руками человека;

влажной уборки пола пассажирского салона.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими эксплуатацию помещений железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэровокзалов, в аэропортах, морских, речных портах, должно обеспечиваться не реже 2 раз в сутки проведение с применением препаратов вирулицидного действия:

обработки поверхностей, указанных помещений, с которыми осуществляется непосредственный контакт руками человека;

Можно ли нарушать режим дня ребенка: советы родителям

Това Кляйн доктор психологии, Колумбийский университет (США)

Все родители сталкивались с этим: после болезни ребенок не хочет идти в детский сад, снова плачет по утрам, хотя, казалось бы, уже привык ходить в садик. Почему так происходит? Болезнь нарушила привычный распорядок, когда каждый день происходило одно и то же, и теперь ребенок чувствует себя потерянным. Почему режим дня так важен для дошкольников и как вести себя взрослым, если он вдруг нарушается?

сли режим дня нарушается

Я рассматриваю режим дня как установленный родителями набор правил и ограничений, с помощью которых мы помогаем детям полностью освоить жизненные навыки, необходимые для учебы, социализации и в целом для успеха в жизни.

Режим дня приносит душевный покой. Дошкольникам, которые еще не обладают чувством времени, распорядок и правила помогают развить гибкость и устойчивость к стрессу. Зачем нужен режим дня? Он помогает им понять, что будет дальше и в какой последовательности. Если дети знают, чего ожидать, у них возникает чувство, что они могут контролировать происходящее. В противном случае они воспринимают изменения как некую угрозу для себя и от этого теряются и чувствуют себя сбитыми с толку.

Повторение действий нужно и для того, чтобы чему-то научиться, чем-то в совершенстве овладеть; дети учатся и чувствуют себя более комфортно, повторяя что-то снова и снова, пока не поймут, что хорошо это освоили.

Дошкольники не в состоянии сами организовать себя с учетом времени, как это делают взрослые, в их мозге еще не развились соответствующие структуры. Детям нужна помощь.

Если режим дня нарушается

Распорядок дня — это незыблемый, хорошо знакомый порядок, который создает ощущение душевного покоя ("место, куда можно вернуться"). Гибкость развивается в те моменты, когда вы отклоняетесь от привычного режима, но знаете, что он есть и к нему можно вернуться.

В конце каждого учебного года в рамках нашей программы для дошкольников мы перемещаемся в ближайший парк. Для детей это значительное изменение. Мы готовим малышей к этому событию: проводим прощальный праздник в центре и рассказываем про парк. Но все равно к такой перемене необходимо приспособиться.

Во время первого выхода в парк Ирена, которой только что исполнилось три года, самозабвенно играла с песком. И вдруг она остановилась, села на бортик песочницы и заявила: "Все, я наигралась. Давайте пойдем назад в детский сад". Воспитательница ласково напомнила ей, что детский сад на лето всегда закрывается и теперь они будут играть в парке. И она показала, что понимает чувства Ирены, которая соскучилась по детскому саду.

Девочка призадумалась, все поняла и снова стала играть, несмотря на изменение в привычном распорядке. Потом она еще несколько раз прекращала игру, садилась и заявляла, что готова вернуться в детский сад. А во время второго выхода в парк Ирена уже приняла изменение в расписании. Незначительное правило, но путь к нему долог.

Детский сад отменяется. Что чувствует ребенок?

Рассмотрим пример с трехлетним Микой, который недавно начал ходить в детский сад. Ему нравится календарь дежурств, и, возвращаясь каждый день домой, он повторяет, кто был главным сегодня, кто будет главным завтра и послезавтра. Сам календарь и мысль о том, что один день следует за другим и этот порядок остается неизменным, наполняет его душу покоем. Он знает, чего ожидать: "Если сейчас понедельник, то потом будет вторник. Во вторник я главный". К октябрю он уже усвоил правила и очень гордится своими знаниями.

Но потом наступает ноябрь. И в середине недели детский сад отменяется, потому что на него выпадает праздничный день. Но Мика только-только привык к тому, что в детский сад нужно ходить все будние дни недели ("В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу я иду в детский сад. В субботу и воскресенье я не хожу в детский сад. Мама и папа тоже остаются дома"). Неожиданно мама говорит, что в детский сад идти не надо, и это выбивает мальчика из колеи.

Он начинает всхлипывать, а потом кричит, захлебываясь от рыданий: "Да, садик! Сегодня вторник. Вторник — это детский сад!". Мика привык к своему распорядку, но едва он почувствовал, что контролирует события, распорядок внезапно нарушился. С его точки зрения это трагедия.

Такие нелогичные изменения могут сильно расстроить малышей подобных Мике, которых "подпитывают" режим и четко установленные правила. Для Мики порядок во всем — будь то дни в детском саду, которые следуют один за другим, или его строго выстроенные в одну линию игрушечные машинки — является приоритетом (по крайней мере в текущий период его жизни), и потому он раздавлен произошедшим.

После ряда таких случаев его мама обратилась ко мне, весьма обеспокоенная состоянием сына. Она спросила: "С Микой что-то не так?".

Конечно, нет. У ребенка постарше или у взрослого мы восприняли бы эту черту как целеустремленность — одно из качеств, порождающих упорство, которое так важно для решения проблем и достижения успехов в учебе и других сферах жизни.

Я объяснила встревоженной маме, что на данной стадии развития Мика не в состоянии понять, что нет ничего страшного, если нарушается распорядок. Просто у него еще не выработалась необходимая гибкость. Мозг малыша еще не умеет быстро переключаться с одного режима на другой, приспосабливаясь к переменам.

Касается ли это всех трехлетних детей? Нет. Некоторых детей изменения в режиме дня надолго выводят из равновесия. Другие восстанавливаются относительно быстро. А кто-то как будто вообще не замечает никаких изменений.

Беспокойство и огорчение, которое испытывают дети в те моменты, когда нарушается распорядок, объясняются утратой душевного покоя. Пока они ощущают контроль над ситуацией — могут расслабиться, убедившись, что все хорошо. И вдруг правила меняются! Это шок, даже если взрослым такое изменение кажется незначительным.

Детский сад отменяется. Что чувствует ребенок?

Изменения в распорядке дня: что делать родителям?

Что же может предпринять родитель в тех случаях, когда правила меняются? Может быть, к вам приехал родственник или детский сад закрыли на карантин. Может быть, сломался телевизор или айпад — и ваш ребенок не сможет посмотреть "Улицу Сезам" перед тем, как пойти в садик. Помочь ребенку пережить такие незначительные изменения — значит помочь ему выдержать более серьезные изменения в дальнейшей жизни.

Прежде всего признайте, что вашему ребенку, возможно, не понравится изменение привычного режима дня и что именно вам предстоит поддержать его, когда он расстроится. Вы знаете, что это временные изменения, — сумейте передать это ощущение своему ребенку.

Если об изменениях известно заранее, расскажите ребенку о них незадолго до ожидаемых событий. "Сегодня ты проснешься и увидишь, что к нам приехала бабушка. Мне надо на работу пораньше, поэтому бабуля пришла посидеть с тобой. Я приду домой к обеду, чтобы узнать, как у вас дела".

Детям необязательно понравятся перемены, даже если их предупредили, поэтому важно признать, что ребенок может расстроиться. "Может быть, ты огорчишься, но завтра (во вторник) праздничный день. Обычно ты ходишь в садик по вторникам. Но этот вторник будет особенным — без детского сада".

Многие родители излишне опасаются, что нарушение привычного распорядка плохо скажется на детях. Например, отклоняют предложение поехать в гости за город, потому что тогда придется обедать позже обычного, а "ребенку нужно соблюдать режим дня".

За долгие годы общения с родителями я обнаружила, что им тоже нелегко привыкнуть к изменениям. Поэтому если родители беспокоятся о том, сумеют ли приспособиться к какому-то распорядку, ребенку непременно передастся их волнение.

Читайте также: