Социальная и беспомощность человека так кратко можно сформулировать

Обновлено: 06.07.2024

Выученная беспомощность — это состояние Leonard J. What is learned helplessness? MedicalNewsToday , когда человек убеждает себя в том, что не может контролировать или изменить происходящие с ним события, и в результате даже не пытается что‑то сделать. При этом человек далеко не всегда Learned Helplessness. American Psychological Association Dictionary находится в действительно безвыходной ситуации.

Нередко выученная беспомощность возникает после длительного сильного стресса.

Женщина, оказавшаяся в абьюзивных отношениях, в какой‑то момент ловит себя на мысли, что выбраться невозможно, что она бессильна что‑то изменить. И она перестаёт пробовать, отбрасывает любые варианты как заведомо обречённые на провал.

Ребёнок, подвергавшийся буллингу в школе, поступает в университет и ведёт себя в новой обстановке, с новыми людьми всё так же закрыто и отстранённо, потому что просто не видит смысла действовать иначе.

Люди, которые уверены, что их голос всё равно ничего не изменит, отказываются ходить на выборы и участвовать в политической жизни.

Впервые гипотезу о выученной беспомощности описали Overmier J. B., Seligman M. E. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. Journal of Comparative and Physiological Psychology в 1967 году американские психологи Джеймс Овермиер и Мартин Селигман. Чтобы проверить её, Селигман со своим коллегой Стивеном Майером провёл Seligman M. E., Maier S. F. Failure to escape traumatic shock. Journal of experimental psychology опыты на собаках, ставшие классикой психологии.

Животных разделили на три группы. Их всех помещали в специальные будки, в которых по полу пускали болезненный, но не смертельный электрический разряд. В первой группе собаки могли отключить подачу электричества, нажав носом на специальную панель на одной из стенок. Во второй животные не получали удар только тогда, когда его отключали в первой. Третья группа вообще не подвергалась болевым воздействиям.

После 64 разрядов со средним интервалом в 90 секунд зверей из всех групп поместили в камеру с перегородкой, через которую они могли перепрыгнуть. По одной половине этой камеры пускали ток и следили за реакцией собак. Животные из первой и третьей групп перепрыгивали на противоположную сторону. А вот большая часть собак из второй группы (которые не контролировали удары током на первом этапе эксперимента) ложилась на пол и, скуля, переносила всё более и более сильные разряды.

Визуализация эксперимента Селигмана и Майера. Изображение: Rose M. Spielman, PhD / Wikimedia Commons

Схожие эксперименты проводились Hiroto D. S. Locus of control and learned helplessness. Journal of Experimental Psychology американским аспирантом японского происхождения Дональдом Хирото на людях. Только его подопытных не били током, а заставляли слушать неприятные звуки во время выполнения работы. Хирото получил схожие результаты: большинство участников, которым во время первой стадии эксперимента не давали возможности отключить неприятные звуки, на втором этапе уже даже не пытались этого сделать.

Итоги исследований позволили выяснить, что беспомощность вызывают не травмирующие события сами по себе, а опыт их неконтролируемости. Также учёные выделили Overmier J. B., Seligman M. E. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. Journal of Comparative and Physiological Psychology три признака выученной беспомощности:

  1. Мотивационный дефицит — неспособность реагировать на продолжающиеся негативные воздействия.
  2. Ассоциативный дефицит — ухудшение способности реагировать на дальнейшие негативные последствия.
  3. Эмоциональный дефицит — недостаточная реакция на приносящие боль действия.

Эксперименты Селигмана и его коллег стали Гордеева Т. Психология мотивации достижения. — М., 2015 частью когнитивной революции 50–60‑х годов в психологии. В том числе это привело к изменению взглядов на природу мотивации. Опыты доказали, что она зависит не только от наших желаний и действий, но и от того, какова вероятность их осуществить, как мы оцениваем свои шансы достичь цели и какие усилия готовы для этого приложить.

Как возникает выученная беспомощность

Посредством нейробиологического анализа было установлено Seligman M. E., Maier S. F. Learned Helplessness at Fifty: Insights from Neuroscience. Psychological Review , что мозг, ощущая беспомощность, избирательно активизирует нейроны (5‑HT) в области средней линии продолговатого мозга. Они запускают ощущение тревожности и стресса.

Согласно концепции Селигмана, существует Гордеева Т. Психология мотивации достижения. — М. 2015 три источника формирования выученной беспомощности:

  1. Опыт переживания неблагоприятных событий.
  2. Опыт наблюдения за беспомощными людьми.
  3. Отсутствие самостоятельности в детстве.

Рассмотрим подробнее, как возникает выученная беспомощность у детей и взрослых.

У детей

В формировании этой особенности психики особую роль играет Leonard J. What is learned helplessness? MedicalNewsToday травмирующий опыт в детстве. Если ребёнок часто обращается к родителям за помощью, но не получает её, он может решить, что никак не способен повлиять на положение дел. Впрочем, гиперопека тоже может привести к подобному результату. Иногда такое состояние сохраняется и во взрослой жизни.

Кроме того, чувство собственного бессилия может Nuvvula S. Learned helplessness. Contemporary Clinical Dentistry появиться у детей в результате жестокого обращения.

Большое значение имеет пример родителей и других взрослых. Ребёнок должен одновременно видеть модель поведения в своих родителях, получать у них помощь и поддержку в случае необходимости, но при этом научиться нести ответственность за свои поступки.

Детям преодолеть выученную беспомощность помогут Nuvvula S. Learned helplessness. Contemporary Clinical Dentistry формирование хороших отношений с родителями, юмор, возможность быть независимыми, самостоятельно принимать решения.

У взрослых

Чаще всего выученная беспомощность возникает Leonard J. What is learned helplessness? MedicalNewsToday у людей, которые сталкиваются с большим количеством стрессовых ситуаций, где от их воли ничего не зависит. Смерть близких, сокращение на работе, пожар или природные катаклизмы — всё это может стать причиной того, что человек убеждается в бесполезности своих действий.

Столкновение с трудностями может влиять на то, как мы будем вести себя дальше. Исследование Michael W. Firmin, Chi‑en Hwang, Margaret Copella, Sarah Clark. Learned helplessness: The effect of failure on test‑taking. Education 2004 года показало, что студенты, увидев сложные вопросы в начале теста, ощущали сомнение в своих силах и затем пропускали даже простые вопросы. Те же, кто проходил тест, начинавшийся с более лёгких вопросов, таких трудностей не испытывали.

Есть также мнение Д. Леонтьев. Выученная беспомощность , что выученную беспомощность может формировать государственная система. Например, при всеобщем распределении благ человек не будет соотносить качество своей жизни с собственными усилиями и, соответственно, стараться его улучшить.

К каким проблемам в жизни может привести выученная беспомощность

В 1976 году американские психологи Эллен Ланджер и Джудит Роден провели Langer E., Rodin J. The effects of choice and enhanced personal responsibility for the aged: A field experiment in an institutional setting. Journal of Personality and Social Psychology. эксперимент в доме престарелых в Коннектикуте. Они выделили две группы: пожилых людей со второго этажа окружили максимальной опекой и заботой, а жителям четвёртого этажа доверили больше контроля над своей жизнью. В то время как на втором этаже уборкой, обустройством, поливом растений, выбором фильмов для просмотра вечером занимался персонал, на четвёртом эти обязанности легли на самих обитателей учреждения.

Жители четвёртого этажа по личным ощущениям начали чувствовать себя счастливее, а по оценкам медработников стали здоровее. Результаты этого эксперимента ярко демонстрируют, как контроль над ситуацией благотворно влияет на наше психическое и физическое состояние.

Ниже — примеры того, к чему может привести отсутствие контроля.

Появляется нездоровый пессимизм

Пессимист реалистичнее Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 оценивает ситуацию, его мышление хорошо справляется с негативной оценкой будущих событий. Но он же может превратить осторожность в привычку. И там, где оптимист возьмёт своё настойчивостью, пессимист отступит, даже не попытавшись.

Например, курящий после нескольких провальных попыток бросить может поверить в то, что это невозможно. То же самое происходит с тем, кто хочет похудеть, но из‑за неудач решает, что никогда не сможет измениться. Нередко выученной беспомощностью страдают жертвы домашнего насилия. Они убеждают себя, что, даже несмотря на поддержку со стороны, не смогут скрыться от обидчика.

Поэтому лучше Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 всего, когда между оптимизмом и пессимизмом есть баланс.

Формируются неспособность к принятию решений и апатия

Выученная беспомощность часто ведёт к тому Leonard J. What is learned helplessness? MedicalNewsToday , что человек прекращает принимать решения. Он перестаёт Nuvvula S. Learned helplessness. Contemporary Clinical Dentistry учиться адаптивным реакциям — умению менять своё поведение в зависимости от обстоятельств — или использовать их в тяжёлых ситуациях.

Например, сдавшиеся из‑за неудач люди нередко в поисках помощи и поддержки обращаются Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 к социальным сетям. Но в действительности это мало чем помогает и человек просто использует интернет‑ресурсы, чтобы забыться или скоротать время. Это превращает его в пассивного и изолированного от реальности наблюдателя.

Возрастает риск депрессий и других проблем со здоровьем

В 70‑х годах Селигман заявил Seligman M. E. Learned helplessness. Annual Reviews , что выученная беспомощность — одна из причин развития депрессии. Учёный пришёл к выводу, что люди, не раз оказавшиеся в неконтролируемых стрессовых ситуациях, могут терять способность принимать решения или эффективно добиваться своих целей. Дальнейшие исследования также нашли Learned Helplessness. American Psychological Association Dictionary связь между выученной беспомощностью и ПТСР — посттравматическим стрессовым расстройством. Страдающий от своего пессимизма человек даже о собственном здоровье заботится меньше Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 : отсутствие внутренней энергии не оставляет ему сил, чтобы заниматься спортом или соблюдать диету.

Пессимист, даже если в молодости был физически и психически здоровым, к 45–60 годам имеет Pessimistic Explanatory Style Is a Risk Factor for Physical Illness: A Thirty‑Five‑Year Longitudinal Study. Journal of Personality and Social Psychology больше шансов обрести проблемы со здоровьем. Также эксперименты доказали Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 , что существует связь между чувством безысходности и риском развития рака. Кроме того, выученная беспомощность, как и депрессия, ухудшает работу иммунной системы.

Почему некоторые люди не подвержены эффектам выученной беспомощности

Не у всех, кто сталкивался с жестоким обращением в детстве, домашним насилием и другими негативными переживаниями, появляется выученная беспомощность.

Всё дело в том Seligman M. E., Peterson C. Learned Helplessness. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2001 , как конкретный человек реагирует на происходящие с ним события, как объясняет их. Мартин Селигман считает, что выученную беспомощность более склонны испытывать люди с пессимистическим отношением к жизни. По мнению учёного, оптимисты чаще считают неприятности случайными и не зависящими от их действий, а пессимисты — наоборот. Негативное мышление может рождать ощущение, что неудачи закономерны.

В доказательство своей теории Селигман проанализировал Гордеева Т. Психология мотивации достижения. — М., 2015 тексты предвыборных речей кандидатов в президенты США за несколько десятилетий. Он пришёл к выводу, что те, кто выступал с более оптимистичными заявлениями, всегда побеждали. По мнению исследователя, это говорит о том, что человек, который верит в лучшее, с большей вероятностью добьётся успеха.

Однако стоит сказать, что успех пессимистической или оптимистической стратегии зависит от сферы деятельности человека. Тот же Селигман пишет, что для компании лучше, если её руководитель — оптимист, а его заместитель — пессимист. Вторые склонны более реалистично оценивать ситуацию, что очень важно в решении многих проблем.

Как избавиться от состояния выученной беспомощности

Используйте методы когнитивно‑поведенческой терапии

Лучшим решением будет пройти Leonard J. What is learned helplessness? MedicalNewsToday курс когнитивно‑поведенческой терапии (КПТ), который поможет изменить свой стиль действий и восприятие мира. Лучше всего с этой целью посетить психолога. Но кое‑что можно Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 предпринять самостоятельно:

Помочь в этом могут физические упражнения Greenwood B. N., Fleshner M. Exercise, Learned Helplessness, and the Stress‑Resistant Brain. NeuroMolecular Medicine , здоровое питание и медитация. Они развивают Learned Helplessness. Psychology Today стойкость и ощущение контроля, что важно для борьбы с выученной беспомощностью.

Развивайте выученный, или избирательный, оптимизм

Для реализации своей идеи Селигман совместно с психологом Альбертом Эллисом создал Seligman M. E. Learned Optimism: How to Change Your Mind and Your Life. Vintage, 2006 метод ABCDE (Adversity, Belief, Consequence, Disputation, Energization). Чтобы применить его, сначала нужно понять, с какими трудностями или невзгодами (Adversity) вы столкнулись. Затем — определить, как вы их интерпретируете (Belief) и какие чувства и действия они вызывают (Consequence). Сделав это, вы можете привести контраргумент (Disputation), который также напомнит вам о пользе позитивных мыслей. Это, как считает Селигман, даст вам энергию (Energization) для дальнейших свершений.

Лекция Мартина Селигмана о позитивной психологии на TED‑Ed

Выход из состояния выученной беспомощности — это действия. Но чтобы совершить необходимые действия, вырваться из клетки обстоятельств, нужно найти ресурсы и источники надежды на то, что изменения всё же возможны.

В конце концов, ничто не способствует преодолению выученной беспомощности лучше, чем опыт успеха. Начните с малого и сделайте то, что у вас точно получится: разберите завал на столе, помойте окна, сходите на пробежку. С этого начнётся ваш путь к ощущению контроля и преодолению стресса.

Магистр, но не джедай — историк по образованию. Пишу об истории, психологии и других областях знаний, а также о социальных явлениях. Изучаю статьи и исследования учёных, перевожу с научного на человеческий. Калёным железом выжигаю популярные заблуждения и псевдонауку.

Главная страница - на ней вы найдете информацию по стоимости и примеры работ.

Примеры вопросов по предмету

Здесь Вы найдете некоторые из тестовых вопросов, на которые мы можем помочь Вам ответить.

Ответы на некоторые вопросы теста

Здесь Вы найдете ответы на несколько вопросов по данному предмету

Для заявки

Здесь Вы сможете оставить заявку и посмотреть контакты для связи.

Сдача (решение) одного теста по данному предмету - 100 руб.

Список некоторых вопросов из тестов, на которые мы можем помочь с ответами.

Ирина Вьюнова

d. практических проб

e. личного опыта

f. конкретного знания

Ирина Вьюнова

Существенное различие, как думается, состоит в том, что усилия врача могут быть ограничены симптомом локальной боли, тогда как психолог имеет дело с синдромом … боли
Выберите один ответ:

Ирина Вьюнова

Ирина Вьюнова

Если социальный работник относительно постоянно присутствует в жизни другого человека, внося в нее необходимые для ее осуществления воздействия, то присутствие психолога относительно …
Выберите один ответ:

Ирина Вьюнова

Кто выдаёт лицензию для осуществления базового психологического образования:
Выберите один ответ:

b. Министерство здравоохранения и социального развития РФ

c. Российская академия образования

d. Министерство образования и науки РФ

Ирина Вьюнова

Психические процессы, свойства и состояния человека проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне называются …
Выберите один ответ:

a. объектом профессиональной деятельности специалиста

b. задачами профессиональной деятельности специалиста

c. принципом профессиональной деятельности специалиста

d. предметом профессиональной деятельности специалиста

Ирина Вьюнова

Разделами какой психологии являются олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, патопсихология …
Выберите один ответ:

Выученной беспомощностью называют пассивное поведение человека, который не может адаптироваться к жизненным трудностям. Это нарушение мотивации в результате пережитого субъектом неконтролируемого события, где результат не зависел от прилагаемых усилий ("сколько ни старайся, всё равно без толку"). Синдром выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером, проводившими эксперименты на собаках.

Собак сначала подвергали слабым ударам электрического тока, и они никак не могли избежать этого. Затем их помещали в другие клетки, где они уже могли бы прекратить неприятное воздействие, перепрыгнув через невысокое ограждение. Однако собаки оставались в клетке, ложились на пол и скулили от боли. Прежний опыт убедил их, что действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам.

Впоследствии многочисленные исследования выявили существование этого феномена и у людей.

Основными вариантами поведения при беспомощности являются:

  • псевдоактивность — бессмысленная суетливая деятельность, не ведущая к результатам и не адекватная ситуации;
  • отказ от деятельности — капитуляция, апатия, потеря интереса;
  • ступор — состояние заторможенности, непонимание происходящего;
  • перебор стереотипных действий в попытке найти одно, адекватное ситуации, при постоянном напряжённом контроле результатов;
  • деструктивное поведение — агрессивное поведение, направленное на себя и/или окружающих;
  • смещение на псевдоцель — выполнение другой деятельности, которая даёт достигнуть результата, например, при необходимости писать курсовую возникновение потребности сделать генеральную уборку и т.д.

Эти формы поведения включаются у человека автоматически, без выработки осознанной стратегии поведения, и могут сменять друг друга по мере истощения ресурсов.

Психологи различают беспомощность ситуативную и личностную.

Ситуативная беспомощность — это временная реакция на те или иные не подконтрольные человеку события.

В качестве ситуационных причин беспомощного поведения могут выступать, например, следующие:

  • человек не может разобраться и найти хоть какой-то удовлетворительный выход из создавшегося положения;
  • возникли обстоятельства, которые отвлекают человека от правильного решения проблемы, заводя его в тупик;
  • ситуация непредсказуема и изменчива, в ней оказывается трудно или вообще невозможно принять какое-либо определённое решение.

Одним из условий появления у человека беспомощного поведения также является то, что он исчерпал все способы решения возникшей проблемы, т.е. тот случай, когда человек уже опробовал разные доступные ему способы действий в сложившейся ситуации, но так и не смог решить возникшую проблему.

Ещё одним условием, способствующим беспомощному поведению, является не улучшение, а, напротив, ухудшение ситуации в результате предпринимаемых человеком действий. Тогда он приходит к выводу: лучше ждать и ничего не делать, чем ещё раз и во вред себе пытаться решить возникшую проблему.

Личностная беспомощность — это устойчивая характеристика человека, формирующаяся под влиянием взаимоотношений с окружающими. Личностная беспомощность проявляется в:

  • замкнутости,
  • эмоциональной возбудимости,
  • робости, повышенной тревожности,
  • преобладании мотива избегания неудачи над мотивом достижения успехов,
  • пессимистичности мировосприятия,
  • склонности к чувству вины,
  • более низкой самооценке и низком уровне притязаний,
  • равнодушии, отсутствии желания и стремления найти выход из сложившейся ситуации,
  • пассивности, неуверенности в себе,
  • отсутствии креативности, стереотипном мышлении,
  • несформированности волевых качеств — инициативности, организованности, настойчивости, целеустремлённости и пр.

Наличие выученной беспомощности у человека можно легко определить на основе слов-маркеров в его речи:

За всеми этими словами скрывается отсутствие позитивного опыта, тревога и страх неудачи, неверие в собственные силы и в то, что возможно иное решение ситуации.

Селигман считал, что у детей выученная беспомощность формируется примерно к восьми годам и может остаться на всю жизнь. И во взрослом возрасте такой человек будет предпочитать не браться за дело, ведь "всё равно ничего не получится".

Однако он задался вопросом: можно ли преодолеть выученную беспомощность?

Дальнейшие его эксперименты с собаками развивались в следующем направлении. Селигман начал учить собак покидать клетки, несмотря на сопротивление животных. Через некоторое время собаки стали самостоятельно перепрыгивать через ограждение клеток. Их выученная беспомощность была преодолена.

Выученная беспомощность у зависимых и созависимых

Мартин Селигман указывает на три источника формирования беспомощности:

  1. Опыт переживания неблагоприятных событий, которые нельзя контролировать; при этом приобретённый в одной ситуации отрицательный опыт переносится и на другие, когда возможность контроля существует. К неконтролируемым событиям Селигман относил обиды, наносимые родителями (можно добавить: учителями и воспитателями детских учреждений), смерть любимого человека и животного, серьёзную болезнь, развод родителей или скандалы, потерю работы;
  2. опыт наблюдения беспомощных людей (например, в телевизионных сюжетах о беззащитных жертвах или среди окружающих);
  3. отсутствие самостоятельности в детстве.

Все наверняка помнят себя маленькими, когда хотелось что-то сделать самому. Глядя на наши неуклюжие попытки, взрослые, вместо того чтобы помочь, показать, как надо, недовольно ворчали, пресекали наши самостоятельные действия. Давая по рукам, они отбирали у нас возможность получать удовольствие от сознания чего-то своего. За нас услужливо убирали игрушки, постель, одевали и обували, выполняли любую работу, лишь бы мы не занимали их драгоценное время. И постепенно мы понимали: не стоит напрягаться, чтобы лишний раз услышать, что мы делаем всё не так, как надо.

Психологи обнаружили значимые различия в стилях воспитания родителями детей с личностной беспомощностью и самостоятельных детей.

Эти стили воспитания зачастую неопределённые, неустойчивые или, наоборот, не гибкие, стереотипные и представляют собой разновидности созависимых отношений.

Матери беспомощных детей больше потворствуют им — максимально и некритично удовлетворяют любые потребности ребёнка, превращая его желание в закон. Необходимость этого они объясняют исключительностью ребёнка, желанием дать ему то, чего они были лишены сами, или отсутствием в семье отца.

Матери беспомощных детей часто проявляют гиперопеку — уделяют ребёнку так много времени, сил и внимания, что его воспитание становится самым важным делом в их жизни. Они склонны также к чрезмерным требованиям-запретам (доминированию). А отцы этих детей не устанавливают чётких границ для поведения ребёнка, закрепляют за ним слишком мало обязанностей, не привлекают его к домашним делам. Некоторые из них склонны к жёстким наказаниям и убеждены в том, что строгость полезна детям.

Отцы беспомощных детей больше поощряют у своих детей сохранение детских качеств (непосредственность, наивность, игривость), они воспринимают их взросление скорее как несчастье. Отношение к ребёнку как к "маленькому" снижает уровень требований к нему. Ребёнок не получает опыта преодоления трудностей, ответственности, активного влияния на ситуацию.

Кроме того, у отцов беспомощных детей бывает поверхностный интерес к делам детей, нежелание общаться с ними.

В программах выздоровления разводят понятия беспомощности и бессилия.

Под бессилием обычно понимают установку: "Я не могу это изменить, и это невозможно сделать практически никому". Например, нельзя изменить прошлое, перевоспитать другого человека, сдвинуть голыми руками пятиэтажный дом и т.п.

Беспомощная позиция предполагает, что кто-то другой способен влиять на это. Маленький ребёнок, к примеру, совершенно беспомощен — он сам не может удовлетворить ни одну свою потребность без помощи родителя или человека, его заменяющего. В состоянии беспомощности человек зачастую убеждён: "Я не знаю, как это изменить. Я беспомощен, пока/если мне не помогут".

В этом понимании беспомощность первична: она возникает в момент происшествия. И сначала важно разобраться, есть ли у человека реальная возможность найти выход из тяжёлой ситуации. И если он не может влиять на это событие, изменить что-либо, ему остаётся только признать своё бессилие. Так, бессилие — это результат размышлений и поисков, оно связано с принятием события и освобождает от позиции жертвы.

В известной всем выздоравливающим молитве первая часть — "Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить…", скорее всего, предполагает признание человеком бессилия, а вторая — "…и мужество изменить то, что могу" — призывает к преодолению беспомощности.

Читайте также: