Расскажите о развитии русского искусства 18 века какие стили в нем преобладали кратко
Обновлено: 14.05.2024
Русская живопись 18 века — это особенное явление в мировой живописи. Началом развития светской русской живописи можно считать 18 век. С этого момента древнерусская живопись приобретает некую светскость и отходит от канонов иконописи. У художников возникает потребность изображать повседневную жизнь, природу, человека. В этот период времени происходят переломы практически во всех сферах русской культуры, в том числе и в живописи.
Развитие русской живописи в 18 веке
Русская живопись после петровских преобразований 18 века претерпевает еще большие изменения. Иностранные художники начинают приезжать в Россию и работать при дворе. Появляется Академия художеств, открываются картинные галереи. Русская живопись врывается в мировое искусство и за несколько десятилетий 18 века проходит такой путь, который Европа прошла до этого за несколько веков.
В 18 веке в России появляются различные стили и направления, причем, если в Западной Европе живопись развивалась последовательно, течения постепенно сменяли друг друга, то в России развитие разных жанров происходит практически параллельно.
Русская живопись в 18 столетии становится профессиональной: в большом количестве начинают создаваться как парадные, так и камерные портреты, в живопись приходит натюрморт, так популярный в то время в Европе. Во второй половине XVIII века, благодаря Академии художеств, в России расцветает классицизм (в основном, это картины на исторические, библейские и мифологические сюжеты).
Особенности русской живописи XVIII века
Постепенно русская живопись начинает обрастать национальными особенностями. На полотнах начинают появляться сюжеты из русской истории, наряду с библейскими персонажами героями картин становятся былинные богатыри, не уступая первым в накале страстей. Портретное искусство во второй половине 18 века обретает новое дыхание с приходом новых мастеров живописи.
Портретный жанр обогащается новыми направлениями – костюмированный и мифологический портрет. Постепенно портретное искусство перестает быть элитарным. Портрет выходит за пределы столиц и приходит в русскую провинцию, становясь вершиной русской живописи 18 века.
К концу столетия в русской живописи начинает зарождаться новый жанр – бытовой. И его главным героем становится простой народ и, конечно, русское крестьянство.
В конце 18 века еще одно направление русской живописи выделяется в самостоятельное – это пейзаж. Художники начинают рассматривать природу как ценность, достойную отдельного изображения. Тогда как ранее природные фоны использовались только как украшение заднего плана картины.
Русская культура XVIII века развивалась под влиянием реформ Петра I.
На смену традиционной церковной культуре пришла светская культура.
Произошли стилевые изменения в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе:
Светская культура способствовала преодолению косности в жизни и в сознании.
Обсуждаются проблемы отсталости страны и уровень образованности в целом.
С середины XVIII века начинается публичная критика крепостничества.
По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.
Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны.
Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742) был одним из первых русских портретистов. Уже в его ранних портретах — старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715—1716 гг.) и его дочери Анны Петровны (до 1716 г.) — с редким для того времени мастерством переданы объём и естественная поза модели. Однако в этих работах очевидна некоторая упрощённость: фигуры выхвачены из темноты неопределённого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой; художник ещё неумело изображает строение фигуры и фактуру материалов — бархата, меха, драгоценностей.
В Петровскую эпоху в России обосновалось немало иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах. Иоганн Готфрид Таннауэр (1680—1737), приехавший из Германии, писал портреты членов императорской семьи и
Луи Каравакк (1684—1754), французский мастер, приглашённый в Россию, вскоре достиг большой славы и положения придворного живописца. Он работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Его кисти принадлежит знаменитый парадный портрет Анны Иоанновны в коронационном платье (1730 г.), который послужил образцом для остальных произведений этого жанра. В портрете передан не только внешний облик императрицы — женщины могучего телосложения, изображённой в торжественной и величественной позе, но и её натура, суеверная и подозрительная. Из мастерской Каравакка вышли многие русские живописцы середины XVIII в.
Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры — пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.
До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции
По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.
Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны.
Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742) был одним из первых русских портретистов. Уже в его ранних портретах — старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715—1716 гг.) и его дочери Анны Петровны (до 1716 г.) — с редким для того времени мастерством переданы объём и естественная поза модели. Однако в этих работах очевидна некоторая упрощённость: фигуры выхвачены из темноты неопределённого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой; художник ещё неумело изображает строение фигуры и фактуру материалов — бархата, меха, драгоценностей.
В Петровскую эпоху в России обосновалось немало иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах. Иоганн Готфрид Таннауэр (1680—1737), приехавший из Германии, писал портреты членов императорской семьи и
Луи Каравакк (1684—1754), французский мастер, приглашённый в Россию, вскоре достиг большой славы и положения придворного живописца. Он работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Его кисти принадлежит знаменитый парадный портрет Анны Иоанновны в коронационном платье (1730 г.), который послужил образцом для остальных произведений этого жанра. В портрете передан не только внешний облик императрицы — женщины могучего телосложения, изображённой в торжественной и величественной позе, но и её натура, суеверная и подозрительная. Из мастерской Каравакка вышли многие русские живописцы середины XVIII в.
Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры — пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.
Начинается Новое время. . стремительное освоение общеевропейских стилей (зачатки барокко, рококо, классицизма) Стилевое многообразие в искусстве. . присутствие традиций различных школ, проявление разнообразных национальных манер, привнесенных иностранными мастерамиСветский характер искусстваОсвоение новых жанров (натюрморт, портрет, пейзаж, исторический жанр). . Реформы Петра I в политике, экономике, в искусстве (приглашение талантливых архитекторов, скульпторов, живописцев; обучение русских художников за границей) Приобщение русского искусства к общеевропейской традиции (без развитой теории, художественной критики) Освоение художниками и архитекторами европейского языка искусства; создание произведений, отражающих европейские и национальные традиции
Эта публикация была добавлена более года назад. С тех пор прошло много времени и многое могло поменяться – учитывайте это.
Знание стилей помогает понять историю искусства, учит разбираться в современном искусстве, "видеть" смысл и ценность произведения.
Стиль в изобразительном искусстве - это единство определенных особенностей, признаков, художественных традиций. общих для искусства данного периода.
Представляем вам восемь стилей в русской живописи XVIII - XXвв.: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, модерн, авангард и соцреализм (краткую информацию о художественных стилях). Большинство определений и теорий стиля опирается на классическую историю искусства, которую можно рассматривать как непрерывный процесс возникновения, развития и смены стилей. Слово "стиль" происходит от греческого stylos, означающего "палочка для письма".
В истории русского изобразительного искусства можно условно выделить два периода, граница между которыми происходит в эпоху правления Петра I. Конец XVII и начало XVIII века - время крутых перемен не только в политике, но и в культуре России. (До этого на Руси почти восемь столетий с момента принятия христианства в 989 году и до конца XVII столетия господствовала религиозная церковная культура).
В начале XVIII века русская культура испытывает неизбежное влияние европейского художественного опыта. Особенность развития русского искусства заключалась в том, что освоение общеевропейских стилей в России протекало стремительно. Всего за несколько десятилетий русскому искусству суждено было превратиться из религиозного в светское. При этом русское искусство перенесло европейский опыт на свою национальную почву, не порывая связи с древнерусскими традициями иконописи. По мнению многих исследователей, аналогов такому развитию в европейском искусстве нет.
Сохранились уникальные произведения переходного стиля - от иконописи, плоскостного изображения на деревянной основе, к объемному изображению на холсте. Первые попытки светского портрета - это парсуны, парадные портреты с условным изображением фигур и пространства. Парсуна означает изображение персоны, т.е. не некоего святого, а определенного, реального человека. Парсуна - своего рода мостик, пройдя который, русское искусство начинает новый этап своего развития.
В начале XVIII века сложился первый общенациональный стиль - русское барокко (декоративная пышность). Иван Никитин (1690 - 1742) - один из первых художников Нового времени. Алексей Антропов (1716 - 1795) - наиболее яркий выразитель русского барокко в живописи.
В середине XVIII века в России сложился стиль рококо (легкость, изящество). Иван Вишняков (1699 - 1761) - автор парадных портретов, Иван Аргунов (1729 - 1802) - портретист.
В эпоху правления Екатерины II (1762 - 1796) возникает и развивается новый стиль - классицизм. Следует отметить, что каждый последующий стиль зарождается в недрах предыдущего. Смена стилей не происходит в одночасье. Разные стили сосуществуют параллельно, представленные творчеством различных художников, а часто, в творчестве одного художника мы наблюдаем этапы увлечения разными стилями.
Во второй трети XIX века черты классицизма и романтизма по-прежнему сосуществуют в творчестве великих академиков Карла Брюллова (1799 - 1852) и Александра Иванова (1806 - 1858), но уже в недрах романтизма зарождаются черты нового направления - реализма. И ярчайший тому пример - творчество А. Иванова.
Художники - реалисты стремились изображать жизнь "как она есть", без приукрашивания, а зачастую и заостряя свое критическое отношение к действительности. Особенно ярко это проявилось в творчестве художников - передвижников. И хотя на рубеже XIX - XX веков реалистические традиции передвижников уходят в прошлое и на первый план выходит новый стиль - модерн, те или иные черты реалистического направления будут появляться в творчестве художников последующих поколений.
Конец XIX - начало XX столетия - бурный период в истории русской живописи: появляются самые разные течения. Русский модерн представлен творчеством художников Мира искусства и Союза русских художников. Выразителями философии символизма стали Михаил Врубель (1856 - 1910) и Виктор Борисович Мусатов (1870 - 1905). Их современником был Константин Коровин (1861 - 1939), основатель русского импрессионизма.
Русский импрессионизм стал стартовой площадкой для всех авангардистских художественных течений XX века, начало которого являло собой пеструю картину разностилья. В этот период сформировались совершенно новые для искусства направления: абстракционизм Василия Кандинского (1866 - 1944), супрематизм Казимира Малевича (1878 - 1935), лучизм Михаила Ларионова (1881 - 1964), кубизм Аристарха Лентулова (1882 - 1943), примитивизм Натальи Гончаровой (1881 - 1962), аналитический метод Павла Филонова (1883 - 1941), сюрреализм Марка Шагала (1887 - 19850).
Такое яркое явление в русской живописи, как обращение к своим отечественным корням, глубоко и разнообразно проявилось в творчестве легко узнаваемых по особой манере письма Бориса Кустодиева (1878 - 1927), которого привлекла тема русского быта, праздников и гуляний, и Михаила Нестерова (1862 - 1942), который внес в русскую живопись особую проникновенную ноту, стремясь воплотить соборный образ Святой Руси.
В начале 30-х годов XX века официально признанным направлением в СССР провозглашается социалистический реализм, главной чертой которого была идейность и воспитание советских людей в духе социализма. Но и в это время многие художники создавали не только полотна официального характера, но и искренние произведения о жизни страны, о труде и праздниках советского народа.
Читайте также:
- Как братец черепаха победил братца кролика краткое содержание для читательского дневника
- Из каких стадий складывается процесс приготовления окрошек кратко ответ
- Как согласно современным представлениям образовались земля и другие планеты кратко
- К какому художественному направлению школе кружку группе принадлежал репин
- Чем опасен мухомор для человека кратко