Расскажите о развитии русского искусства 18 века какие стили в нем преобладали кратко

Обновлено: 14.05.2024

Рус­ская живо­пись 18 века — это осо­бен­ное явле­ние в миро­вой живо­пи­си. Нача­лом раз­ви­тия свет­ской рус­ской живо­пи­си мож­но счи­тать 18 век. С это­го момен­та древ­не­рус­ская живо­пись при­об­ре­та­ет некую свет­скость и отхо­дит от кано­нов ико­но­пи­си. У худож­ни­ков воз­ни­ка­ет потреб­ность изоб­ра­жать повсе­днев­ную жизнь, при­ро­ду, чело­ве­ка. В этот пери­од вре­ме­ни про­ис­хо­дят пере­ло­мы прак­ти­че­ски во всех сфе­рах рус­ской куль­ту­ры, в том чис­ле и в живописи.

Развитие русской живописи в 18 веке

Рус­ская живо­пись после пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний 18 века пре­тер­пе­ва­ет еще боль­шие изме­не­ния. Ино­стран­ные худож­ни­ки начи­на­ют при­ез­жать в Рос­сию и рабо­тать при дво­ре. Появ­ля­ет­ся Ака­де­мия худо­жеств, откры­ва­ют­ся кар­тин­ные гале­реи. Рус­ская живо­пись вры­ва­ет­ся в миро­вое искус­ство и за несколь­ко деся­ти­ле­тий 18 века про­хо­дит такой путь, кото­рый Евро­па про­шла до это­го за несколь­ко веков.

В 18 веке в Рос­сии появ­ля­ют­ся раз­лич­ные сти­ли и направ­ле­ния, при­чем, если в Запад­ной Евро­пе живо­пись раз­ви­ва­лась после­до­ва­тель­но, тече­ния посте­пен­но сме­ня­ли друг дру­га, то в Рос­сии раз­ви­тие раз­ных жан­ров про­ис­хо­дит прак­ти­че­ски параллельно.

Рус­ская живо­пись в 18 сто­ле­тии ста­но­вит­ся про­фес­си­о­наль­ной: в боль­шом коли­че­стве начи­на­ют созда­вать­ся как парад­ные, так и камер­ные порт­ре­ты, в живо­пись при­хо­дит натюр­морт, так попу­ляр­ный в то вре­мя в Евро­пе. Во вто­рой поло­вине XVIII века, бла­го­да­ря Ака­де­мии худо­жеств, в Рос­сии рас­цве­та­ет клас­си­цизм (в основ­ном, это кар­ти­ны на исто­ри­че­ские, биб­лей­ские и мифо­ло­ги­че­ские сюжеты).

Особенности русской живописи XVIII века

Посте­пен­но рус­ская живо­пись начи­на­ет обрас­тать наци­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. На полот­нах начи­на­ют появ­лять­ся сюже­ты из рус­ской исто­рии, наря­ду с биб­лей­ски­ми пер­со­на­жа­ми геро­я­ми кар­тин ста­но­вят­ся былин­ные бога­ты­ри, не усту­пая пер­вым в нака­ле стра­стей. Порт­рет­ное искус­ство во вто­рой поло­вине 18 века обре­та­ет новое дыха­ние с при­хо­дом новых масте­ров живописи.


Порт­рет­ный жанр обо­га­ща­ет­ся новы­ми направ­ле­ни­я­ми – костю­ми­ро­ван­ный и мифо­ло­ги­че­ский порт­рет. Посте­пен­но порт­рет­ное искус­ство пере­ста­ет быть эли­тар­ным. Порт­рет выхо­дит за пре­де­лы сто­лиц и при­хо­дит в рус­скую про­вин­цию, ста­но­вясь вер­ши­ной рус­ской живо­пи­си 18 века.

К кон­цу сто­ле­тия в рус­ской живо­пи­си начи­на­ет зарож­дать­ся новый жанр – быто­вой. И его глав­ным геро­ем ста­но­вит­ся про­стой народ и, конеч­но, рус­ское крестьянство.

В кон­це 18 века еще одно направ­ле­ние рус­ской живо­пи­си выде­ля­ет­ся в само­сто­я­тель­ное – это пей­заж. Худож­ни­ки начи­на­ют рас­смат­ри­вать при­ро­ду как цен­ность, достой­ную отдель­но­го изоб­ра­же­ния. Тогда как ранее при­род­ные фоны исполь­зо­ва­лись толь­ко как укра­ше­ние зад­не­го пла­на картины.

Русская культура XVIII века развивалась под влиянием реформ Петра I.
На смену традиционной церковной культуре пришла светская культура.
Произошли стилевые изменения в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе:








Светская культура способствовала преодолению косности в жизни и в сознании.
Обсуждаются проблемы отсталости страны и уровень образованности в целом.
С середины XVIII века начинается публичная критика крепостничества.

По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.

Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны.

Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742) был одним из первых русских портретистов. Уже в его ранних портретах — старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715—1716 гг.) и его дочери Анны Петровны (до 1716 г.) — с редким для того времени мастерством переданы объём и естественная поза модели. Однако в этих работах очевидна некоторая упрощённость: фигуры выхвачены из темноты неопределённого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой; художник ещё неумело изображает строение фигуры и фактуру материалов — бархата, меха, драгоценностей.

В Петровскую эпоху в России обосновалось немало иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах. Иоганн Готфрид Таннауэр (1680—1737), приехавший из Германии, писал портреты членов императорской семьи и

Луи Каравакк (1684—1754), французский мастер, приглашённый в Россию, вскоре достиг большой славы и положения придворного живописца. Он работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Его кисти принадлежит знаменитый парадный портрет Анны Иоанновны в коронационном платье (1730 г.), который послужил образцом для остальных произведений этого жанра. В портрете передан не только внешний облик императрицы — женщины могучего телосложения, изображённой в торжественной и величественной позе, но и её натура, суеверная и подозрительная. Из мастерской Каравакка вышли многие русские живописцы середины XVIII в.




Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры — пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.

До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции

По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине. Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.

Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны.

Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742) был одним из первых русских портретистов. Уже в его ранних портретах — старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715—1716 гг.) и его дочери Анны Петровны (до 1716 г.) — с редким для того времени мастерством переданы объём и естественная поза модели. Однако в этих работах очевидна некоторая упрощённость: фигуры выхвачены из темноты неопределённого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой; художник ещё неумело изображает строение фигуры и фактуру материалов — бархата, меха, драгоценностей.

В Петровскую эпоху в России обосновалось немало иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах. Иоганн Готфрид Таннауэр (1680—1737), приехавший из Германии, писал портреты членов императорской семьи и

Луи Каравакк (1684—1754), французский мастер, приглашённый в Россию, вскоре достиг большой славы и положения придворного живописца. Он работал в России много лет и писал портреты всех русских монархов от Петра до Елизаветы. Его кисти принадлежит знаменитый парадный портрет Анны Иоанновны в коронационном платье (1730 г.), который послужил образцом для остальных произведений этого жанра. В портрете передан не только внешний облик императрицы — женщины могучего телосложения, изображённой в торжественной и величественной позе, но и её натура, суеверная и подозрительная. Из мастерской Каравакка вышли многие русские живописцы середины XVIII в.

Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры — пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.

Начинается Новое время. . стремительное освоение общеевропейских стилей (зачатки барокко, рококо, классицизма) Стилевое многообразие в искусстве. . присутствие традиций различных школ, проявление разнообразных национальных манер, привнесенных иностранными мастерамиСветский характер искусстваОсвоение новых жанров (натюрморт, портрет, пейзаж, исторический жанр). . Реформы Петра I в политике, экономике, в искусстве (приглашение талантливых архитекторов, скульпторов, живописцев; обучение русских художников за границей) Приобщение русского искусства к общеевропейской традиции (без развитой теории, художественной критики) Освоение художниками и архитекторами европейского языка искусства; создание произведений, отражающих европейские и национальные традиции


Эта публикация была добавлена более года назад. С тех пор прошло много времени и многое могло поменяться – учитывайте это.

Знание стилей помогает понять историю искусства, учит разбираться в современном искусстве, "видеть" смысл и ценность произведения.

Стиль в изобразительном искусстве - это единство определенных особенностей, признаков, художественных традиций. общих для искусства данного периода.


Представляем вам восемь стилей в русской живописи XVIII - XXвв.: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, модерн, авангард и соцреализм (краткую информацию о художественных стилях). Большинство определений и теорий стиля опирается на классическую историю искусства, которую можно рассматривать как непрерывный процесс возникновения, развития и смены стилей. Слово "стиль" происходит от греческого stylos, означающего "палочка для письма".

В истории русского изобразительного искусства можно условно выделить два периода, граница между которыми происходит в эпоху правления Петра I. Конец XVII и начало XVIII века - время крутых перемен не только в политике, но и в культуре России. (До этого на Руси почти восемь столетий с момента принятия христианства в 989 году и до конца XVII столетия господствовала религиозная церковная культура).

В начале XVIII века русская культура испытывает неизбежное влияние европейского художественного опыта. Особенность развития русского искусства заключалась в том, что освоение общеевропейских стилей в России протекало стремительно. Всего за несколько десятилетий русскому искусству суждено было превратиться из религиозного в светское. При этом русское искусство перенесло европейский опыт на свою национальную почву, не порывая связи с древнерусскими традициями иконописи. По мнению многих исследователей, аналогов такому развитию в европейском искусстве нет.

Сохранились уникальные произведения переходного стиля - от иконописи, плоскостного изображения на деревянной основе, к объемному изображению на холсте. Первые попытки светского портрета - это парсуны, парадные портреты с условным изображением фигур и пространства. Парсуна означает изображение персоны, т.е. не некоего святого, а определенного, реального человека. Парсуна - своего рода мостик, пройдя который, русское искусство начинает новый этап своего развития.

В начале XVIII века сложился первый общенациональный стиль - русское барокко (декоративная пышность). Иван Никитин (1690 - 1742) - один из первых художников Нового времени. Алексей Антропов (1716 - 1795) - наиболее яркий выразитель русского барокко в живописи.

В середине XVIII века в России сложился стиль рококо (легкость, изящество). Иван Вишняков (1699 - 1761) - автор парадных портретов, Иван Аргунов (1729 - 1802) - портретист.

В эпоху правления Екатерины II (1762 - 1796) возникает и развивается новый стиль - классицизм. Следует отметить, что каждый последующий стиль зарождается в недрах предыдущего. Смена стилей не происходит в одночасье. Разные стили сосуществуют параллельно, представленные творчеством различных художников, а часто, в творчестве одного художника мы наблюдаем этапы увлечения разными стилями.

Во второй трети XIX века черты классицизма и романтизма по-прежнему сосуществуют в творчестве великих академиков Карла Брюллова (1799 - 1852) и Александра Иванова (1806 - 1858), но уже в недрах романтизма зарождаются черты нового направления - реализма. И ярчайший тому пример - творчество А. Иванова.

Художники - реалисты стремились изображать жизнь "как она есть", без приукрашивания, а зачастую и заостряя свое критическое отношение к действительности. Особенно ярко это проявилось в творчестве художников - передвижников. И хотя на рубеже XIX - XX веков реалистические традиции передвижников уходят в прошлое и на первый план выходит новый стиль - модерн, те или иные черты реалистического направления будут появляться в творчестве художников последующих поколений.

Конец XIX - начало XX столетия - бурный период в истории русской живописи: появляются самые разные течения. Русский модерн представлен творчеством художников Мира искусства и Союза русских художников. Выразителями философии символизма стали Михаил Врубель (1856 - 1910) и Виктор Борисович Мусатов (1870 - 1905). Их современником был Константин Коровин (1861 - 1939), основатель русского импрессионизма.

Русский импрессионизм стал стартовой площадкой для всех авангардистских художественных течений XX века, начало которого являло собой пеструю картину разностилья. В этот период сформировались совершенно новые для искусства направления: абстракционизм Василия Кандинского (1866 - 1944), супрематизм Казимира Малевича (1878 - 1935), лучизм Михаила Ларионова (1881 - 1964), кубизм Аристарха Лентулова (1882 - 1943), примитивизм Натальи Гончаровой (1881 - 1962), аналитический метод Павла Филонова (1883 - 1941), сюрреализм Марка Шагала (1887 - 19850).

Такое яркое явление в русской живописи, как обращение к своим отечественным корням, глубоко и разнообразно проявилось в творчестве легко узнаваемых по особой манере письма Бориса Кустодиева (1878 - 1927), которого привлекла тема русского быта, праздников и гуляний, и Михаила Нестерова (1862 - 1942), который внес в русскую живопись особую проникновенную ноту, стремясь воплотить соборный образ Святой Руси.

В начале 30-х годов XX века официально признанным направлением в СССР провозглашается социалистический реализм, главной чертой которого была идейность и воспитание советских людей в духе социализма. Но и в это время многие художники создавали не только полотна официального характера, но и искренние произведения о жизни страны, о труде и праздниках советского народа.

Читайте также: