К какому художественному направлению школе кружку группе принадлежал репин

Обновлено: 02.07.2024

Илья Ефимович Репин (Ilya Yefimovich Repin; родился 24 июля 1844 года — умер 29 сентября 1930 года) был великим русским художником-реалистом XIX столетия, мастером исторической и жанровой живописи, выдающимся портретистом, глубоким психологом и человеком, неравнодушным к судьбе России. Илья Репин обладал удивительным талантом превращать бытовые сцены в эпические, видеть в частном — общее, историческое, философское. Ещё одним даром живописца было умение показать героев с глубокой индивидуальностью. Картины Репина — вершина реалистического стиля, но в творчестве мастера было место и яркой художественной фантазии, которая позволяла ему создавать красочные срезы исторических эпох.

Илья Репин оставил потомкам свыше пятисот произведений (включая рисунки, наброски, эскизы). Практически все его значимые произведения находятся в крупных музеях, включая Третьяковскую галерею, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музей в США.

Биография Ильи Репина

В 1863 году Репин приехал в Санкт-Петербург, но в Академию его не приняли: недоставало мастерства. Молодой человек начал учиться в вечерней рисовальной школе, и через некоторое время добился права посещать Академию как вольнослушатель. Это были годы, полные лишений: начинающий живописец жил в мансарде, сильно экономил, подрабатывал.

Самым выдающимся учеником мастера был Валентин Серов, которого Репин подготовил к поступлению в Академию. В отрочестве Серов жил в доме Ильи Репина и практически входил в его семейный круг.

После Октябрьской революции живописец оказался за пределами новой, социалистической России — в финской Куоккале. Несмотря на предложения советского правительства вернуться в СССР, он так и не решился на этот шаг.

29 сентября 1930 года жизненный путь художника завершился. В 1948 году Куоккала, вошедшая по итогам Второй мировой войны в состав СССР, была переименована в Репино.

Самые известные картины Ильи Репина

Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:

Творчество мастера всецело поддерживал великий русский меценат — Павел Третьяков, приобретая его шедевры для своей галереи. Он сумел разглядеть великий талант. В наши дни шанс инвестировать средства в вечные ценности предоставляет коллекционерам сайт Very Important Lot, где не только проводятся аукционы антиквариата, но и выставляются работы современных художников. Вы можете недорого купить картину современного автора, тем самым поддержав его творчество и пополнив свою личную коллекцию перспективным произведением искусства.


Задание 0 № 2214

Внимательно рассмотрите изображение и ответьте на поставленные вопросы.

1) Указать название изображения, имя его автора (если оно известно) и место его хранения в настоящее время.

2) Указать, к какому художественному направлению (школе, кружку, группе) принадлежал автор этого изображения. Что вы знаете об этом направлении (школе, кружке, группе)?

3) Какие еще изображения (или другие произведения искусства), относящиеся к тому же художественному направлению (школе, кружку, группе) и тому же хронологическому периоду вам известны?

4) Объяснить, что изображено на закрытом фрагменте? Как скрытая часть изображения связана с основным сюжетом?

5) Что вам известно о событии, которому посвящен сюжет? Изменилось ли отношение к этому событию в настоящее время? Если да, то почему.

4) На закрытом фрагменте изображен писатель, граф Л. Н. Толстой.

5) И. Е. Репин в 1887 г. гостил у Толстого и сделал множество набросков с натуры, наблюдая за работой графа на пашне. Картина впечатлила писателя, но он посчитал ее частью своей личной жизни и некоторое время картина не выставлялась. Некоторые из современников считали это изображение лучшим портретом Толстого. Отношение к Толстому, как писателю не менялось, однако наследие Толстого — мыслителя и общественного деятеля не раз становилось объектом острой светской и церковной полемики.

Художники передвижники

Как Перов, Крамской, Савицкий, Максимов, Суриков, Репин вытерпел много нужды и лишений, прежде чем стать художником. Он родился в селе Чугуево под Харьковом в зажиточной семье, но, когда отца забрали в солдаты, наступили тяжелые времена. Мать стала портнихой. Именно ей и пришлось кормить и воспитывать троих детей, огец почти до старости был человеком подневольным, военным поселенцем. Были периоды, когда семья голодала, и очень вкусным казался кусок черного хлеба, круто посоленного. В памяти маленького Репина остались зверские расправы над непокорными во время волнений, вспыхивавших в поселке, грубость начальства с подчиненными, с их женами, порки розгами.

Получив начальное образование в школе топографов, Репин, давно уже тяготевший к рисованию, к искусству, пошел учиться к местным иконописцам. С ними он много странствовал, выполняя заказы на росписи церквей. Во время одной из таких поездок в село, близкое к Острогожску, он впервые услыхал имя Крамского, который в это время учился уже в Академии художеств. Земляки с гордостью рассказывали о нем. С тех пор Репин стал мечтать об отъезде в Петербург, о карьере художника. Его опыт не ограничивался тем, что он видел в среде иконописцев, у своего хозяина и учителя Бунакова. В Чугуеве жил талантливый художник Персанов, работы которого тоже воспитывали вкусы Репина. Он занимался не только религиозной живописью, но пробовал свои силы и в портрете.

Как известно, не сразу ему удалось поступить, не хватало требуемых навыков в рисунке. Когда же наконец, через полгода после приезда, зимой 1864 года, Репин стал учеником Академии, то не было юноши прилежнее его на курсе. С семи утра (занятия в Академии начинались рано) до позднего вечера он рисовал, компоновал, лепил, слушал лекции по истории искусства, занимался анатомией, перспективой, впитывал в себя всевозможные знания с энтузиазмом и жадностью.

Перед окончанием Академии Репин работал сразу над двумя темами. Одну, данную Академией, он разрабатывал для конкурса на большую золотую медаль, другая писалась по собственному желанию. Источником первой было евангелие, источником другой — жизнь,— незабываемое зрелище, увиденное во время прогулки по Неве.

Работая над легендой о юной дочери Иаира, умершей в день своего обручения и воскрешенной Христом, Репин почувствовал такое неудовлетворение сделанным, что решил жертвовать дипломом, медалью, поездкой за границу и бросать Академию. И вдруг — все изменилось; однажды, когда Репин поздно вечером возвращался от Крамского в тяжелом настроении с думами о своей неудавшейся картине, его осенила мысль: да нельзя ли эту тему начать по-новому, по-живому. Ему вспомнилось все, что он пережил, когда умерла его любимая сестра Устя, как это поразило всю семью. И дом и комнаты— все как-то потемнело. Нельзя ли это как-нибудь выразить? Что будет, то будет.

Только тогда, когда сюжет далекой евангельской легенды переплелся с лично пережитым, когда сквозь вымышленный образ дочери Иаира проступили черты земной девушки Усти и тема смерти стала реально ощутимой для автора, он оказался в состоянии выполнить свою академическую программу.

Конечно, в картине осталось еще много условного, несамостоятельного. В обстановке комнаты, в образах второстепенных действующих лиц — родителей покойницы, спутников Христа — нет ничего исторически достоверного, индивидуального. Все они на самом, деле, как говорил Крамской, как бы заимствованы из разных исторических картин других авторов.

Но в главной группе слева, где, освещенная трехсвечником,, на ложе, убранном цветами, покоится мертвая девушка, а подле нее стоит строгий и простой Христос в синем плаще, в этой группе царит искреннее чувство. Здесь есть тишина смерти, подлинная скорбь. Заострившееся восковое лицо умершей, неподвижность ее одеревеневших членов, властный жест худощавой сильной руки Христа, прикоснувшейся к покойнице, чтобы воскресить ее, свет на белом покрывале, прекрасно разработанный в тонких градациях, от теплого, желтоватого до холодного с лиловым оттенком, — все это было правдиво, свежо и необычно для программной картины.

Программа имела успех не только у передовой публики и критики, но и среди профессоров. В ней, помимо всего, видна была прекрасная выучка, ее автор не чуждался авторитетов, в его произведении чувствовалось влияние мастеров прошлого — Рембрандта, нашего Александра Иванова. Все это примиряло с ней Академию, и Репин был награжден большой золотой медалью.

Но, получив ее, он немедленно стал просить разрешения отсрочить ему поездку за границу и позволить провести часть шестилетнего пенсионерского срока на родине. Повторялась история, знакомая нам по биографии Перова. Молодой художник мечтал о возможности работать на свободе, — но не в Италии, не в Париже, а прежде всего у себя дома, в России.

В течение 1871 —1873 годов Репин заканчивал картину, начатую им по своей инициативе еще в годы пребывания в Академии. Очень трудно было выполнять какую-либо работу сверх перегруженной до предела учебной программы, но Репин делал это. Однажды он отправился вместе с Савицким на прогулку вверх по Неве. За чертой города художник увидел затейливые фасады роскошных дач, спускавшихся широкими лестницами к реке. Все это оживлялось блестяще разряженной публикой, цветником барышень. И вдруг посреди этого великолепия Репин впервые увидел бурлаков, тянущих против течения баржу по Неве. Неотступно преследовала его увиденная картина: загорелые до черноты, оборванные, грязные мужики, превращенные в тягловый скот, и праздничная толпа гуляющих господ. Он сделал первые наброски. Но нужна была длительная работа с натурой, а все твердили, что настоящая родина бурлаков — Волга. В 1870 году друг Репина — талантливый юноша Васильев добыл ередства, и маленькая группа художников (Репин, Васильев, Макаров) отправилась в каникулярное время на два месяца на берега великой русской реки.

Поработав с натуры, прочувствовав красоту волжских просторов, познакомившись с бурлаками ближе, увидев среди них разнообразных бывалых людей, могучих и добрых, озлобленных и терпеливых,замученных и непокорных, Репин по-другому понял свою задачу. Он оставил мысль о крикливом эффекте противопоставления господ и бурлаков и занялся только бурлаками, увидев в этом одном бесконечно интересную, увлекательную тему. Хотя картина была закончена в 1871 году, автор не удовлетворился первым вариантом, вновь в 1872 году, уже по окончании Академии, ездил на Волгу, и только переписав весь холст заново, изменив колорит и некоторые фигуры, в 1873 году счел ее наконец завершенной.

Художники передвижники

Другой барин был в претензии на лучшего из действующих лиц картины — на Канина, попа расстригу, ставшего бурлаком, которого Репин изобразил в первом ряду с повязанной головой.

Художники передвижники

Крамской с тревогой заметил, что Репин как-то захирел на чужбине. Сам художник чувствовал это еще острее, чем окружающие. Он впал в меланхолию, перестал верить в свои силы, с отчаянием думал о том, что для него все уже в прошлом. Излечила его Россия. Получив разрешение вернуться на родину до истечения срока пенси-онерства, Репин летом 1876 года уезжает из Парижа и надолго (почти на год) поселяется со своей семьей в провинции, у себя дома, в Чугуеве.

Да, но все дело было в том, что образы родной ему русской провинции, колоритные типы крестьян, мещан, духовенства и прочие и прочие были ему во много крат интереснее, он чувствовал их неизмеримо точнее, лучше, глубже, со всеми корнями, биографией, образом мыслей, чем иностранцев, которых знал, в общем, внешне. Здесь и кроется секрет той исключительной продуктивности, которой отмечены годы 1876—1877. За короткий срок художник сделал много превосходных портретов и этюдов с натуры. Но это еще не все.

Художники передвижники

Действительно, в этом образе худого, точно изглоданного нищетой человека с встрепанными волосами есть какая-то забитость, в том как он держит голову, втянув ее в плечи, как он сутулится, как смотрит исподлобья. Но одновременно в нем есть затаенная угроза и какая-то ястребиная зоркость и хватка в исстрадавшихся, но смелых и умных глазах.

Художники передвижники

Художники передвижники

Надо признаться, что даже некоторых друзей художника (Верещагина, Третьякова, Крамского) смущала смелость, с которой он по-казал торжественный обряд и тупые, пошлые физиономии среди духовенства, господ, властей.

Художники передвижники

Художники передвижники

История политических процессов 1870—1880-х годов показывает, что почти все осужденные на казнь революционеры отказывались от исповеди. Именно этот типичный момент и воплотил Репин, изобразив гордого, не сломленного страхом смерти человека, отвергающего казенное утешение и примирение.

Картина прочитывается как взволнованный рассказ с драматически напряженным, хорошо разработанным сюжетом. Здесь Репин так же повествователен, как Перов, Максимов, Маковский и другие передвижники. Вместе с тем он значительно ушел вперед в умении пользоваться живописными средствами, в психологической тонкости характеристик. Очень выразителен силуэт матери, с согнутой спиной, старчески хрупкий, трогательный. Вслед за ней и зритель устремляется к главному действующему лицу, на которого обращены взгляды всех присутствующих.

В эволюции образа сказались настроения, вызванные усилением политической реакции в 1880-е годы. Судя по фотографии картины в прежнем варианте и по этюду (в Уфимском художественном музее), образ вернувшегося был до переписывания ярче и значительнее. Но и в последней трактовке этот образ — одна из главных удач картины, он средоточие всех переживаний. В светлой уютной комнате, в мирных занятиях благополучно течет жизнь, а он кажется пришельцем из другого печального мира, где тяжкие испытания состарили его и наложили печать страдания на нервное мужественное лицо.

Сила воздействия этой картины на зрителя объясняется не только серьезностью темы и глубиной характеристик, но и мастерством колорита.

Художники передвижники

Смело пользуясь контрастами, Репин вместе с тем заботится о единстве колорита. Он очень тонко разрабатывает градации оттенков каждого цвета, его изменения в зависимости от освещения, сложную игру рефлексов; он добивается того, чтобы колористическое звучание отдельных предметов и фигур согласовалось с общим тоном.

Как и в произведениях из современности, так и в исторических сюжетах Репина увлекают характеристики действующих лиц, выразительность типажа, сочность и правдивость деталей быта в интерьере, утварл, одежде. Верный передовым идеям своего времени, он и в понимании истории, и в художественном воплощении ее в искусстве поступает иначе, чем исторические живописцы академического направления.

Нет ничего торжественно-идеализированного в его Софье — это грубая и властная женщина, разъяренная, как тигрица, запертая в клетку. Репинская трактовка образа решительно отличается от стандартного слащавого представления о сильных мира сего на полотнах академистов. Еще в большей мере это относится к картине об Иване Грозном.

Художники передвижники

Художники передвижники

Художники передвижники

В картине прежде всего привлекают пестрая галерея великолепных типов, юмор, виртуозная разработка разных оттенков смеха от сдержанной улыбки в усы атамана Серко, тонкого хихиканья маленького старика — до грохотания огромного толстяка в белой папахе, раскатистого хохота бритоголового казака, запрокинувшегося на бочке, довольного смеха черноусого красавца, который от восторга перед очередной шуткой хватил кулаком своего соседа по голой спине.

Художники передвижники

Художники передвижники

Выполняя заказы для Третьяковской галереи, Репин отказался писать реакционера Каткова и заявил, что увековечивать следует лишь людей дорогих нации, тех, кто боролся за ее будущее. Подходят с этой высокой меркой к своим моделям, он сохранил для нас образы замечательных своих современников: Пирогова, Менделеева, Павлова, Стасова, Толстого, Гаршина, Короленко, Горького, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Шишкина, Куинджи, Сурикова, Серова, Третьякова, Стрепетову, Шаляпина и многих других..

В его огромном наследии есть портреты интимные и парадные,, в интерьере, среди природы, на нейтральном фоне. Среди его моделей народные типы, цвет интеллигенции, важные сановники и блестящие светские дамы. За долгую жизнь он пережил и подъем, и упадок своего щедрого таланта, менялась его манера письма, но стойко сохранялись главные основы портретиста реалистической школы, неразрывно связанного с традициями Перова и Крамского. Для него, как и для них, было очень важно раскрыть в человеке единство его физического и духовного, его социальную породу, употребить все средства живописи на выявление самой сути характера. Однако Репин пошел дальше своих предшественников, действуя много смелее в живописи и построении портретов. Лучшие его работы отличаются к тому же и большей гибкостью и сложностью содержания.

Художники передвижники

Таков, например, его Мусоргский. Несмотря на то что живопись, как мы знаем, фиксирует только один момент, в этом портрете как бы есть и прошлое, и настоящее. Есть то, чем был этот замечательный гений русской музыки, смелый новатор, горячий, бескорыстный человек, и то, чем он стал, когда за несколько дней до смерти композитора Репин написал его больным в госпитале. На фоне окна, на свету прекрасно лепится массивная широкоплечая фигура, с таким гордым поворотом головы, прекрасным лбом, искрой вдохновения в задумчивых глазах. Но это чудесное лицо борца, мыслителя оплыло нездоровой полнотой, волосы свалялись и поредели, выцвели чистые голубые глаза, тело стало рыхлым и жирным. В единстве глубокого внутреннего горения и физического умирания, в смелости, с которой Репин показал разрушение тела, обезображенного болезнью, и еще живую силу духа,— во всем этом огромная победа реализма, новое слово в портретном жанре. Ничего не смягчая, без тени фальши, создал художник по-настоящему трагический сложный образ гениального музыканта. Исключительная сила выразительности в Мусоргском была бы невозможна при другом, более низком уровне техники; превосходно вылеплены объемы, при этом живопись отличается исключительной свободой письма, воздушностью, прозрачностью светлой красочной гаммы.

Художники передвижники

Наконец, совсем по-новому предстает перед нами Репин-портретист в начале XX века, в период выполнения портретов членов Государственного Совета. Взявшись изобразить самую верхушку царской бюрократии, художник вовсе не пошел по линии официальной парадности, лести, лакировки. Он остался честным и прозорливым. Его портреты беспощадно правдиво запечатлели надменных, холеных, самодовольных и, зачастую, ничтожных правителей России. Социальная острота, всегда присущая Репину, здесь особенно возросла. Кроме того, в этой серии портретов художник нашел новые приемы выразительности, выработал особую манеру. Портреты писались в один-два сеанса, продолжительностью не более двух часов, так как члены Совета всегда спешили. Поэтому Репин очень обобщенно намечал только самое главное, не вырисовывал, а пользовался пятном и силуэтом как основным средством выразительности. В результате он нашел очень лаконичные приемы, которые соответствовали портретам и по смыслу, по скупой, но заостренно содержательной характеристике.

Художники передвижники

Таков его Победоносцев, один из всесильных деятелей при Александре III и Николае II. Репин не вырисовывает формы его пальцев и ногтей, но передает очень характерный жест набожного святоши со сложенными у груди руками, он не уточняет формы его век и губ, но заставляет зрителя увидеть его холодный мертвенный взгляд, брезгливое выражение рта. Его силуэт в темном мундире, лысая голова на фоне темной картины на стене еще усиливают общий мрачный облик реакционера, душителя живой мысли. Виртуозно, текучим густым широким мазком, очень обобщенно, но безошибочно по форме вылеплены детали: ордена на мундире с поразительно материально переданным блеском золота, золоченая рама с пышной резьбой, полированная спинка кресла и т. д.

Портреты членов Государственного Совета были последним взлетом в творческой жизни Репина. Работы, написанные им в старости, значительно слабее. Художнику пришлось писать левой рукой, правая усыхала от длительного перенапряжения в течение всей жизни. Много сил и времени он отдавал преподавательской деятельности, являясь профессором Академии художеств (с 1893 до 1907 года). У него учились многие выдающиеся художники (Д. Кардовский, К. Сомов, Ф. Малявин, А. Остроумова-Лебедева, Н. Фешин, И. Бродский, И. Грабарь) . Многие из них вошли в ряды советских мастеров.

На родине его не забывали. Репину писал Климент Ефремович Ворошилов, высказывая любовь всей страны к великому русскому художнику и его произведениям.

Творчество Репина в его лучших достижениях — пример целеустремленного содержательного искусства, в котором идея и форма существуют в неразрывном единстве. По сей день наследие яркого таланта, вскормленного народной национальной почвой, передовой демократической культурой России 1860—1870-х годов, оказывается живым и поучительным для нас.

Художники передвижники

Как Перов, Крамской, Савицкий, Максимов, Суриков, Репин вытерпел много нужды и лишений, прежде чем стать художником. Он родился в селе Чугуево под Харьковом в зажиточной семье, но, когда отца забрали в солдаты, наступили тяжелые времена. Мать стала портнихой. Именно ей и пришлось кормить и воспитывать троих детей, огец почти до старости был человеком подневольным, военным поселенцем. Были периоды, когда семья голодала, и очень вкусным казался кусок черного хлеба, круто посоленного. В памяти маленького Репина остались зверские расправы над непокорными во время волнений, вспыхивавших в поселке, грубость начальства с подчиненными, с их женами, порки розгами.

Получив начальное образование в школе топографов, Репин, давно уже тяготевший к рисованию, к искусству, пошел учиться к местным иконописцам. С ними он много странствовал, выполняя заказы на росписи церквей. Во время одной из таких поездок в село, близкое к Острогожску, он впервые услыхал имя Крамского, который в это время учился уже в Академии художеств. Земляки с гордостью рассказывали о нем. С тех пор Репин стал мечтать об отъезде в Петербург, о карьере художника. Его опыт не ограничивался тем, что он видел в среде иконописцев, у своего хозяина и учителя Бунакова. В Чугуеве жил талантливый художник Персанов, работы которого тоже воспитывали вкусы Репина. Он занимался не только религиозной живописью, но пробовал свои силы и в портрете.

Как известно, не сразу ему удалось поступить, не хватало требуемых навыков в рисунке. Когда же наконец, через полгода после приезда, зимой 1864 года, Репин стал учеником Академии, то не было юноши прилежнее его на курсе. С семи утра (занятия в Академии начинались рано) до позднего вечера он рисовал, компоновал, лепил, слушал лекции по истории искусства, занимался анатомией, перспективой, впитывал в себя всевозможные знания с энтузиазмом и жадностью.

Перед окончанием Академии Репин работал сразу над двумя темами. Одну, данную Академией, он разрабатывал для конкурса на большую золотую медаль, другая писалась по собственному желанию. Источником первой было евангелие, источником другой — жизнь,— незабываемое зрелище, увиденное во время прогулки по Неве.

Работая над легендой о юной дочери Иаира, умершей в день своего обручения и воскрешенной Христом, Репин почувствовал такое неудовлетворение сделанным, что решил жертвовать дипломом, медалью, поездкой за границу и бросать Академию. И вдруг — все изменилось; однажды, когда Репин поздно вечером возвращался от Крамского в тяжелом настроении с думами о своей неудавшейся картине, его осенила мысль: да нельзя ли эту тему начать по-новому, по-живому. Ему вспомнилось все, что он пережил, когда умерла его любимая сестра Устя, как это поразило всю семью. И дом и комнаты— все как-то потемнело. Нельзя ли это как-нибудь выразить? Что будет, то будет.

Только тогда, когда сюжет далекой евангельской легенды переплелся с лично пережитым, когда сквозь вымышленный образ дочери Иаира проступили черты земной девушки Усти и тема смерти стала реально ощутимой для автора, он оказался в состоянии выполнить свою академическую программу.

Конечно, в картине осталось еще много условного, несамостоятельного. В обстановке комнаты, в образах второстепенных действующих лиц — родителей покойницы, спутников Христа — нет ничего исторически достоверного, индивидуального. Все они на самом, деле, как говорил Крамской, как бы заимствованы из разных исторических картин других авторов.

Но в главной группе слева, где, освещенная трехсвечником,, на ложе, убранном цветами, покоится мертвая девушка, а подле нее стоит строгий и простой Христос в синем плаще, в этой группе царит искреннее чувство. Здесь есть тишина смерти, подлинная скорбь. Заострившееся восковое лицо умершей, неподвижность ее одеревеневших членов, властный жест худощавой сильной руки Христа, прикоснувшейся к покойнице, чтобы воскресить ее, свет на белом покрывале, прекрасно разработанный в тонких градациях, от теплого, желтоватого до холодного с лиловым оттенком, — все это было правдиво, свежо и необычно для программной картины.

Программа имела успех не только у передовой публики и критики, но и среди профессоров. В ней, помимо всего, видна была прекрасная выучка, ее автор не чуждался авторитетов, в его произведении чувствовалось влияние мастеров прошлого — Рембрандта, нашего Александра Иванова. Все это примиряло с ней Академию, и Репин был награжден большой золотой медалью.

Но, получив ее, он немедленно стал просить разрешения отсрочить ему поездку за границу и позволить провести часть шестилетнего пенсионерского срока на родине. Повторялась история, знакомая нам по биографии Перова. Молодой художник мечтал о возможности работать на свободе, — но не в Италии, не в Париже, а прежде всего у себя дома, в России.

В течение 1871 —1873 годов Репин заканчивал картину, начатую им по своей инициативе еще в годы пребывания в Академии. Очень трудно было выполнять какую-либо работу сверх перегруженной до предела учебной программы, но Репин делал это. Однажды он отправился вместе с Савицким на прогулку вверх по Неве. За чертой города художник увидел затейливые фасады роскошных дач, спускавшихся широкими лестницами к реке. Все это оживлялось блестяще разряженной публикой, цветником барышень. И вдруг посреди этого великолепия Репин впервые увидел бурлаков, тянущих против течения баржу по Неве. Неотступно преследовала его увиденная картина: загорелые до черноты, оборванные, грязные мужики, превращенные в тягловый скот, и праздничная толпа гуляющих господ. Он сделал первые наброски. Но нужна была длительная работа с натурой, а все твердили, что настоящая родина бурлаков — Волга. В 1870 году друг Репина — талантливый юноша Васильев добыл ередства, и маленькая группа художников (Репин, Васильев, Макаров) отправилась в каникулярное время на два месяца на берега великой русской реки.

Поработав с натуры, прочувствовав красоту волжских просторов, познакомившись с бурлаками ближе, увидев среди них разнообразных бывалых людей, могучих и добрых, озлобленных и терпеливых,замученных и непокорных, Репин по-другому понял свою задачу. Он оставил мысль о крикливом эффекте противопоставления господ и бурлаков и занялся только бурлаками, увидев в этом одном бесконечно интересную, увлекательную тему. Хотя картина была закончена в 1871 году, автор не удовлетворился первым вариантом, вновь в 1872 году, уже по окончании Академии, ездил на Волгу, и только переписав весь холст заново, изменив колорит и некоторые фигуры, в 1873 году счел ее наконец завершенной.

Художники передвижники

Другой барин был в претензии на лучшего из действующих лиц картины — на Канина, попа расстригу, ставшего бурлаком, которого Репин изобразил в первом ряду с повязанной головой.

Художники передвижники

Крамской с тревогой заметил, что Репин как-то захирел на чужбине. Сам художник чувствовал это еще острее, чем окружающие. Он впал в меланхолию, перестал верить в свои силы, с отчаянием думал о том, что для него все уже в прошлом. Излечила его Россия. Получив разрешение вернуться на родину до истечения срока пенси-онерства, Репин летом 1876 года уезжает из Парижа и надолго (почти на год) поселяется со своей семьей в провинции, у себя дома, в Чугуеве.

Да, но все дело было в том, что образы родной ему русской провинции, колоритные типы крестьян, мещан, духовенства и прочие и прочие были ему во много крат интереснее, он чувствовал их неизмеримо точнее, лучше, глубже, со всеми корнями, биографией, образом мыслей, чем иностранцев, которых знал, в общем, внешне. Здесь и кроется секрет той исключительной продуктивности, которой отмечены годы 1876—1877. За короткий срок художник сделал много превосходных портретов и этюдов с натуры. Но это еще не все.

Художники передвижники

Действительно, в этом образе худого, точно изглоданного нищетой человека с встрепанными волосами есть какая-то забитость, в том как он держит голову, втянув ее в плечи, как он сутулится, как смотрит исподлобья. Но одновременно в нем есть затаенная угроза и какая-то ястребиная зоркость и хватка в исстрадавшихся, но смелых и умных глазах.

Художники передвижники

Художники передвижники

Надо признаться, что даже некоторых друзей художника (Верещагина, Третьякова, Крамского) смущала смелость, с которой он по-казал торжественный обряд и тупые, пошлые физиономии среди духовенства, господ, властей.

Художники передвижники

Художники передвижники

История политических процессов 1870—1880-х годов показывает, что почти все осужденные на казнь революционеры отказывались от исповеди. Именно этот типичный момент и воплотил Репин, изобразив гордого, не сломленного страхом смерти человека, отвергающего казенное утешение и примирение.

Картина прочитывается как взволнованный рассказ с драматически напряженным, хорошо разработанным сюжетом. Здесь Репин так же повествователен, как Перов, Максимов, Маковский и другие передвижники. Вместе с тем он значительно ушел вперед в умении пользоваться живописными средствами, в психологической тонкости характеристик. Очень выразителен силуэт матери, с согнутой спиной, старчески хрупкий, трогательный. Вслед за ней и зритель устремляется к главному действующему лицу, на которого обращены взгляды всех присутствующих.

В эволюции образа сказались настроения, вызванные усилением политической реакции в 1880-е годы. Судя по фотографии картины в прежнем варианте и по этюду (в Уфимском художественном музее), образ вернувшегося был до переписывания ярче и значительнее. Но и в последней трактовке этот образ — одна из главных удач картины, он средоточие всех переживаний. В светлой уютной комнате, в мирных занятиях благополучно течет жизнь, а он кажется пришельцем из другого печального мира, где тяжкие испытания состарили его и наложили печать страдания на нервное мужественное лицо.

Сила воздействия этой картины на зрителя объясняется не только серьезностью темы и глубиной характеристик, но и мастерством колорита.

Художники передвижники

Смело пользуясь контрастами, Репин вместе с тем заботится о единстве колорита. Он очень тонко разрабатывает градации оттенков каждого цвета, его изменения в зависимости от освещения, сложную игру рефлексов; он добивается того, чтобы колористическое звучание отдельных предметов и фигур согласовалось с общим тоном.

Как и в произведениях из современности, так и в исторических сюжетах Репина увлекают характеристики действующих лиц, выразительность типажа, сочность и правдивость деталей быта в интерьере, утварл, одежде. Верный передовым идеям своего времени, он и в понимании истории, и в художественном воплощении ее в искусстве поступает иначе, чем исторические живописцы академического направления.

Нет ничего торжественно-идеализированного в его Софье — это грубая и властная женщина, разъяренная, как тигрица, запертая в клетку. Репинская трактовка образа решительно отличается от стандартного слащавого представления о сильных мира сего на полотнах академистов. Еще в большей мере это относится к картине об Иване Грозном.

Художники передвижники

Художники передвижники

Художники передвижники

В картине прежде всего привлекают пестрая галерея великолепных типов, юмор, виртуозная разработка разных оттенков смеха от сдержанной улыбки в усы атамана Серко, тонкого хихиканья маленького старика — до грохотания огромного толстяка в белой папахе, раскатистого хохота бритоголового казака, запрокинувшегося на бочке, довольного смеха черноусого красавца, который от восторга перед очередной шуткой хватил кулаком своего соседа по голой спине.

Художники передвижники

Художники передвижники

Выполняя заказы для Третьяковской галереи, Репин отказался писать реакционера Каткова и заявил, что увековечивать следует лишь людей дорогих нации, тех, кто боролся за ее будущее. Подходят с этой высокой меркой к своим моделям, он сохранил для нас образы замечательных своих современников: Пирогова, Менделеева, Павлова, Стасова, Толстого, Гаршина, Короленко, Горького, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Шишкина, Куинджи, Сурикова, Серова, Третьякова, Стрепетову, Шаляпина и многих других..

В его огромном наследии есть портреты интимные и парадные,, в интерьере, среди природы, на нейтральном фоне. Среди его моделей народные типы, цвет интеллигенции, важные сановники и блестящие светские дамы. За долгую жизнь он пережил и подъем, и упадок своего щедрого таланта, менялась его манера письма, но стойко сохранялись главные основы портретиста реалистической школы, неразрывно связанного с традициями Перова и Крамского. Для него, как и для них, было очень важно раскрыть в человеке единство его физического и духовного, его социальную породу, употребить все средства живописи на выявление самой сути характера. Однако Репин пошел дальше своих предшественников, действуя много смелее в живописи и построении портретов. Лучшие его работы отличаются к тому же и большей гибкостью и сложностью содержания.

Художники передвижники

Таков, например, его Мусоргский. Несмотря на то что живопись, как мы знаем, фиксирует только один момент, в этом портрете как бы есть и прошлое, и настоящее. Есть то, чем был этот замечательный гений русской музыки, смелый новатор, горячий, бескорыстный человек, и то, чем он стал, когда за несколько дней до смерти композитора Репин написал его больным в госпитале. На фоне окна, на свету прекрасно лепится массивная широкоплечая фигура, с таким гордым поворотом головы, прекрасным лбом, искрой вдохновения в задумчивых глазах. Но это чудесное лицо борца, мыслителя оплыло нездоровой полнотой, волосы свалялись и поредели, выцвели чистые голубые глаза, тело стало рыхлым и жирным. В единстве глубокого внутреннего горения и физического умирания, в смелости, с которой Репин показал разрушение тела, обезображенного болезнью, и еще живую силу духа,— во всем этом огромная победа реализма, новое слово в портретном жанре. Ничего не смягчая, без тени фальши, создал художник по-настоящему трагический сложный образ гениального музыканта. Исключительная сила выразительности в Мусоргском была бы невозможна при другом, более низком уровне техники; превосходно вылеплены объемы, при этом живопись отличается исключительной свободой письма, воздушностью, прозрачностью светлой красочной гаммы.

Художники передвижники

Наконец, совсем по-новому предстает перед нами Репин-портретист в начале XX века, в период выполнения портретов членов Государственного Совета. Взявшись изобразить самую верхушку царской бюрократии, художник вовсе не пошел по линии официальной парадности, лести, лакировки. Он остался честным и прозорливым. Его портреты беспощадно правдиво запечатлели надменных, холеных, самодовольных и, зачастую, ничтожных правителей России. Социальная острота, всегда присущая Репину, здесь особенно возросла. Кроме того, в этой серии портретов художник нашел новые приемы выразительности, выработал особую манеру. Портреты писались в один-два сеанса, продолжительностью не более двух часов, так как члены Совета всегда спешили. Поэтому Репин очень обобщенно намечал только самое главное, не вырисовывал, а пользовался пятном и силуэтом как основным средством выразительности. В результате он нашел очень лаконичные приемы, которые соответствовали портретам и по смыслу, по скупой, но заостренно содержательной характеристике.

Художники передвижники

Таков его Победоносцев, один из всесильных деятелей при Александре III и Николае II. Репин не вырисовывает формы его пальцев и ногтей, но передает очень характерный жест набожного святоши со сложенными у груди руками, он не уточняет формы его век и губ, но заставляет зрителя увидеть его холодный мертвенный взгляд, брезгливое выражение рта. Его силуэт в темном мундире, лысая голова на фоне темной картины на стене еще усиливают общий мрачный облик реакционера, душителя живой мысли. Виртуозно, текучим густым широким мазком, очень обобщенно, но безошибочно по форме вылеплены детали: ордена на мундире с поразительно материально переданным блеском золота, золоченая рама с пышной резьбой, полированная спинка кресла и т. д.

Портреты членов Государственного Совета были последним взлетом в творческой жизни Репина. Работы, написанные им в старости, значительно слабее. Художнику пришлось писать левой рукой, правая усыхала от длительного перенапряжения в течение всей жизни. Много сил и времени он отдавал преподавательской деятельности, являясь профессором Академии художеств (с 1893 до 1907 года). У него учились многие выдающиеся художники (Д. Кардовский, К. Сомов, Ф. Малявин, А. Остроумова-Лебедева, Н. Фешин, И. Бродский, И. Грабарь) . Многие из них вошли в ряды советских мастеров.

На родине его не забывали. Репину писал Климент Ефремович Ворошилов, высказывая любовь всей страны к великому русскому художнику и его произведениям.

Творчество Репина в его лучших достижениях — пример целеустремленного содержательного искусства, в котором идея и форма существуют в неразрывном единстве. По сей день наследие яркого таланта, вскормленного народной национальной почвой, передовой демократической культурой России 1860—1870-х годов, оказывается живым и поучительным для нас.

Илья Ефимович Репин родился в Чугуеве Российской Империи (сегодня территория Украины) в 1844 году в солдатской семье.

Художник И.Е. Репин. Автопортрет. 1887 г.

Чувствуя тягу к рисованию, в возрасте 19 лет Репин поступил в петербургскую рисовальную школу, а позже постигал таинства живописи в академии художеств. Именно академия способствовала путешествию молодого художника по Франции и Италии, где он узнал много нового в художественном ремесле.

С 1890-х годов Репин начал передавать свой опыт другим художникам и вырастил целую группу известных мастеров. Среди них Кустодиев, Малявин, Грабарь и некоторые другие.

Умер величайший русский художник в 1930 году на своей даче в Куоккале, которая во времена революции перешла к Финляндии.

Мастер реализма

Увидев этот шокирующий контраст между праздной толпой на палубе и теми, кто тянул корабль по воде, Репин загорелся идеей передать этот сюжет во всем его реализме. Надо сказать, что для этого он проделал огромную работу, живя на Волге и узнавая судьбы местных бурлаков. Реализовать замысел художнику удалось сполна, потому что картина вызвала серьезный резонанс в русском обществе. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине. Именно эта картина дала серьезный толчок дальнейшему развитию русского реализма в живописи.

Картины Ильи Ефимовича копировали советские живописцы, использовали агитаторы в агитматериалах, а самого Репина называли провозвестником социалистического реализма. Не зря его полотна можно было встретить даже в небольших музеях, ведь во времена советской власти на первое место выступали так называемые идеологические представители искусства.

Особенности художественного стиля Репина

Репинская правда

Рисуя портреты композиторов, Репин с упоением слушал их музыку, зачитывался стихами поэтов, которых изображал, пытаясь глубоко постичь их натуру. Поэтому его картины получались столь реалистичными и находят такой живой отклик в обществе по сей день.

И.Е. Репин. Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1887 г.

Виртуоз разнообразных техник

Интересы Репина были столь широки, что исследователи по сей день удивляются масштабу его натуры. Ведь он оставил после себя не только картины, но и проявил себя как талантливый педагог, писал мемуары, освещал злободневные вопросы. В живописи его таланты проявились также широко. Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах. Ему великолепно удавалось улавливать и передавать суть исторических моментов, изображать жанровые сцены, пейзажи, иллюстрировать художественную литературу и даже ваять скульптуры.

Репин одинаково сильно увлекался живописью и рисованием, переходя от одного метода к другому в зависимости от того, какую сторону натуры хотел подчеркнуть. Его излюбленной техникой была техника графитного карандаша, в которой исполнены многие известные его полотна. Кроме нее художник выполнил множество работ акварелью, отлично владел техникой сепии, цветными карандашами, мокрым соусом и рядом других методов. Применение того приема, который наилучшим образом подходит для его замысла, давало художнику значительную свободу, позволяя создавать поистине уникальные картины.

И.Е. Репин. Портрет Федора Шаляпина. 1882 г.

Цены, рекорды продаж картин Репина

Репину, как и многим его современникам, далеко не сразу удавалось продать свои картины и не все по хорошей цене. Но возникает вопрос, сколько стоят картины Репина сегодня? Об этом можно судить по продажам на известных аукционах. Вот несколько примеров о продажах его работ.

Однако в 2011 году на лондонском аукционе Christie’s картину по достоинству оценили коллекционеры. Она не просто была продана за внушительную сумму в 4,5 миллиона фунтов стерлингов, но и побила рекорд цены работ русских живописцев, которые когда-либо продавались на русских торгах международных аукционных домов. Согласно предварительной оценке экспертов, картина стоила 3-5 миллионов фунтов стерлингов. Благодаря этой продаже Илья Ефимович Репин оказался в десятке самых дорогих русских художников.

С помощью информации с аукционов можно составить лишь общее представление о ценности картин мастера. Более точный способ определить, сколько стоят картины Репина, заключается в экспертной оценке конкретного полотна.

Экспертная оценка и скупка картин Репина

Как оценить картину Репина

Полагаясь на примерную стоимость других картин Репина и на какие-то личные соображения, вы можете порядком ошибиться в ее стоимости и истинной ценности. Во-первых, непорядочный эксперт может легко занизить истинную ценность картины неопытного продавца. Во-вторых, старинное на внешний вид полотно может вовсе не являться работой знаменитого русского художника и не иметь такой же ценности, как его картины. В-третьих, из-за наводнения рынка большим количеством подделок работ столь известного живописца, экспертиза картин Репина требует значительного опыта специалиста.

Где и как продать картину Репина

Если вы намерены продать картину Репина, предлагаем свои услуги. Мы приобретем ее, если работа имеет соответствующую антикварную ценность. Скупку картин Репина мы осуществляем только после их экспертной оценки (проводим своими силами). Вы также можете выставить картину в нашей галерее, где ее увидят покупатели. Наш сайт популярен среди ценителей живописи, так что здесь ваши шансы продать картину Репина заметно увеличиваются.

Читайте также: