Понятие творческого процесса и деятельности кратко

Обновлено: 30.06.2024

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т. д. Проще было бы постулировать некоторые положения и дать определения основным понятиям, чем рассматривать воззрения разных авторов на творчество. Однако сделать это трудно хотя бы потому, что, может быть, никакая другая психологическая проблема не является столь значимой для психологов.

Будем придерживаться точки зрения Г. С. Батищева на природу отношений творчества и деятельности, полагая их принципиально противоположными формами человеческой активности [1].

Осмелимся все же считать активность наиболее общей категорией, а поведенческую активность понимать как внешнее (внесубъектное) проявление активности психики во взаимодействии субъекта с объектом (рис. 33).

Преобразующими будем считать два подтипа:

1) творческое поведение (активность), создающее новую среду, иначе – конструктивная активность;

2) разрушение, дезадаптивное поведение, не создающее новую среду, а уничтожающее прежнюю.

Адаптивное поведение разделим на два типа:

1) реактивное, осуществляемое по типу реакции на изменение среды;

И адаптивное, и творческое поведение равным образом будем считать конструктивным поведением.

Все типы человеческого поведения в равной степени являются специализированными и опосредованными либо внешними, либо внутренними средствами. Поэтому реактивное поведение и деятельность будут отличаться не наличием тех или иных культуральных средств, а источником активности, определяющей поведение.

В соответствии с этой точкой зрения и способности рассматриваются как системное свойство психической функциональной системы, определяющее ее продуктивность, имеющее индивидуальную меру выраженности [3]. Иначе, способность – это свойство психической функциональной системы обеспечивать достижение некоторой цели деятельности.

На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи.

Среди современных исследователей-гуманитариев автором наиболее развернутой системы представлений о природе творчества является В. М. Вильчек [5]. Поскольку его взгляды близки взглядам автора этой книги и более систематизированы, целесообразно их подробно изложить.

Но если дезадаптация отдельного человека – явление локальное в пространстве и времени, то дезадаптация человека как вида есть глобальная предпосылка частных вариантов отчуждения.

С точки зрения Вильчека, труд является лишь способом удовлетворения потребности, никакой потребности в труде как таковом (и, добавим, его обобщении – целесообразной деятельности) не существует.

По природе своей мотивация творчества, если следовать мыслям В. М. Вильчека, иррациональна и неудовлетворяема, поскольку родилась вместе с человеком (не важно – особью или видом) и вместе с ним умрет.

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось радикально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен – не преследовались ни плагиат, ни подделки. В средние века, как и значительно позднее, творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Спиноза шлифовал линзы, да и великий Ломоносов ценился за утилитарную продукцию – придворные оды и создание праздничных фейерверков.

В Древнем Риме vita activa – жизнь деятельная (negotium) считалась долгом и основным занятием каждого гражданина и главы семейства, между тем как vita contemplativa – жизнь созерцательная и вообще досуг мало ценились. Возможно, поэтому все гениальные идеи античности родились в Древней Греции, а римляне лишь воплотили их в статьи Римского права, инженерные сооружения и блестящие по форме литературные произведения, популяризирующие наследие великих греков.

В эпоху Возрождения, по крайней мере в умах идеологов гуманизма, господствовал примат досуга над практической деятельностью, которая должна была служить лишь источником средств для развития личности в свободное от выполнения социальных и практических задач время. Новое время поставило на первое место Дело (в частности, устами гетевского Фауста), a otium сузило до буржуазного хобби.

Интерес к творчеству и личности творца в XX веке связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, иррациональным ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не решают основных проблем своего бытия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Творчество

Творчество Неосознанное творчествоКаждый человек является творцом по своей сути. Поэтому независимо от того, понимаем мы это или нет, мы творим свою жизнь всё время. Но, творя, не осознавая себя, мы получаем то, что сами потом не хотим принимать. Правда, и это необходимо нам

7.3 ТВОРЧЕСТВО

Творчество

Творчество Я был только тем, чего ты касалась ладонью, над чем в глухую, воронью ночь склоняла чело. Я был лишь тем, что ты там, внизу, различала: смутный облик сначала, много позже - черты. И. Бродский Творчество - это, по идее эволюции, основной закон жизни и деятельности

57. Творчество

57. Творчество Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером,

1. Деятельность

1. Деятельность 1. Психологическое строение деятельности человека.2. Основные виды деятельности человека.3. Умения, навыки, привычки.1. Под человеческой деятельностью подразумевается активность личности, призванная удовлетворить потребности и интересы путем

Творчество

Творчество Информационный поток из будущего может проявляться не только в предвидении, но и в творчестве. Об этом писал еще Платон в диалоге Федр (244 В): «Прорицательница в Дельфах и жрицы в Додоне в исступлении сделали много хорошего для Эллады и отдельным людям, и целым

Повседневное творчество / преднамеренное творчество

Повседневное творчество / преднамеренное творчество . Различают два обширных и обособленных способа применения творчества. Во-первых, оно может быть обычным атрибутом любого действия, связанного с мышлением, и применяться практически в любой ситуации естественно, без

Творчество

Творчество Пьер Ферма, озорной гений XVII в., бросил вызов математикам своего времени и предложил им найти доказательства всевозможных теоретических задач. После того как математики смогли решить все его задачи, на полях книги он набросал свою наиболее известную задачу

Деятельность

Творчество

Творчество Муки творчества – это когда надо сделать что-то этакое, а оно из тебя не лезет. С этим рано или поздно сталкивается любой человек, на творчестве зарабатывающий. Кроме этих самых мук, творчество проблем не доставляет. Ну хочется, чтобы созданная тобой ерунда

Творчество

Творчество Афродита представляет огромную силу изменения. Благодаря ей происходит притяжение, соединение, оплодотворение, вынашивание и рождение новой жизни. Когда этот процесс между мужчиной и женщиной имеет место исключительно на физическом уровне, происходит

Глава 3 Творчество – не проблема, решение проблем – не творчество

Глава 3 Творчество – не проблема, решение проблем – не творчество Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить – означает привносить в мир нечто новое. Как правило, нас учат решать проблемы,

Творчество

Творчество Творчество – одно из важнейших качеств Предпринимателя Жизни, ведь он – творец! Открытое, осознанное и реализованное творчество делает каждый элемент жизни наполненным, эффективным и радостным. Но в вопросах творчества накопилось много заблуждений, которые

Творчество есть процесс создания нового, неповторимого явления или продукта духовного и материального мира.

Новизна и оригинальность есть признаки и критерии творчества. С одной стороны, применяются уже известные способы, виды деятельности, а с другой - эти способы и виды деятельности создают новый продукт (репродуктивный/оригинальный способ).

Критерий новизны относителен, так как у него разные уровни понимания:

3. Региональный (уровень страны);

4. Объективное новое для всего мира.

Творчество должно быть прогрессивным, развивающим, созидающим, преобразующим мир. Творческая форма деятельности должна состоять из 2-ух фаз:

1. Создание модели или проекта.

2. Внедрение этой модели или проекта (разработка технологии).

Алгоритм творческого процесса:

1. Постановка проекта;

2. Нахождение принципа решения проблемы;

3. Обоснование и развитие данного принципа.

4. Реализация идей в действительности.

Творчество – условие развития личности, так как в процессе творчества осуществляются функции самореализации, самоактуализации, саморазвития.

Самоактуализация – осознание человек важности его способностей, того, чем он наделён.

Виды творчества:

1. Художественное, цель которого – развитие художественной культуры человека.

3. Техническое (изготовление чего-либо).

Стадии творческого мышления по Г. Уоллесу:

1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.

3. Озарение — появление интуитивного решения.

4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Субъект творчества – личность, группа, коллектив и т. д.

Элементы творчества (структура) по Л. Выготскому:

5. Образное мышление;

7. Вдохновение – некий эмоциональный подъём, возникающий в результате чего-либо.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество – это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.




Поэтому С. В. Максимова рассматривает творчество как единство двух его составляющих — неадаптивной и адаптивной активностей. В результате неадаптивной активности спонтанно возникает поле видимых, но еще не реализованных возможностей (не очень удачно названное автором творческим потенциалом) — появление нового образа, идеи, проблемы, а в результате адаптивной активности — реализация творческого потенциала: достижение цели, воплощение идеи, выражение образа и т. д., т. е. создание творческого продукта. В искусстве продуктом является внешний образ, который создают артисты, режиссеры, художники, композиторы. У ученых это чаще всего новая идея, мысль, новый закон; у конструкторов — новая машина, механизм; у модельера — новый фасон одежды и т. д.

Ф. Д. Батюшков выделял творчество научное, поэтическое, музыкальное, в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. д.

Такой подход к творчеству имеет право на существование. Творчество, например, необходимо тренерам для оказания стимулирующего или расслабляющего воздействия на спортсменов. Вот несколько примеров такого творчества:

2) В 1970 г. для определения чемпиона СССР по футболу был проведен дополнительный матч

В перерыве в раздевалке армейцев была гробовая тишина и выражение полной безысходности на лицах футболистов. В это время один из защитников полез зачем-то в свой баул и случайно нажал на резинового чертика, издавшего звук хохота. Тренер заметил, что на лицах

футболистов промелькнула улыбка. Тогда он подбежал к защитнику и сказал: «Ну-ка, нажимай

В это время раздался свисток судьи на выход. Армейцы вышли из раздевалки, продолжая хохотать, а навстречу им шли динамовцы, которые никак не могли понять, что же такое придумали соперники, из-за чего им стало так весело. Итог матча — 4:3 в пользу ЦСКА.

Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека сейчас общепризнанно. Вместе с тем, очевидно, что без таких критериев нельзя выявить с достаточной определенностью и сам предмет исследования. Авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США, склонны разделять точку зрения Гизелина, согласно которой определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным.

Творчество (по Н. Бердяеву) –ответчеловека на творчество от Бога. Н. Бердяев рассматривал творчество с точки зрения научной антропологии. Условия для творчества:

3. Наличия конфликта (противоречия).

Творчество есть процесс создания нового, неповторимого явления или продукта духовного и материального мира.

Новизна и оригинальность есть признаки и критерии творчества. С одной стороны, применяются уже известные способы, виды деятельности, а с другой - эти способы и виды деятельности создают новый продукт (репродуктивный/оригинальный способ).

Критерий новизны относителен, так как у него разные уровни понимания:

3. Региональный (уровень страны);

4. Объективное новое для всего мира.

Творчество должно быть прогрессивным, развивающим, созидающим, преобразующим мир. Творческая форма деятельности должна состоять из 2-ух фаз:

1. Создание модели или проекта.

2. Внедрение этой модели или проекта (разработка технологии).

Алгоритм творческого процесса:

1. Постановка проекта;

2. Нахождение принципа решения проблемы;

3. Обоснование и развитие данного принципа.

4. Реализация идей в действительности.

Творчество – условие развития личности, так как в процессе творчества осуществляются функции самореализации, самоактуализации, саморазвития.

Самоактуализация – осознание человек важности его способностей, того, чем он наделён.

Виды творчества:

1. Художественное, цель которого – развитие художественной культуры человека.

3. Техническое (изготовление чего-либо).

Стадии творческого мышления по Г. Уоллесу:

1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.

3. Озарение — появление интуитивного решения.

4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Субъект творчества – личность, группа, коллектив и т. д.

Элементы творчества (структура) по Л. Выготскому:

5. Образное мышление;

7. Вдохновение – некий эмоциональный подъём, возникающий в результате чего-либо.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество – это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.

Поэтому С. В. Максимова рассматривает творчество как единство двух его составляющих — неадаптивной и адаптивной активностей. В результате неадаптивной активности спонтанно возникает поле видимых, но еще не реализованных возможностей (не очень удачно названное автором творческим потенциалом) — появление нового образа, идеи, проблемы, а в результате адаптивной активности — реализация творческого потенциала: достижение цели, воплощение идеи, выражение образа и т. д., т. е. создание творческого продукта. В искусстве продуктом является внешний образ, который создают артисты, режиссеры, художники, композиторы. У ученых это чаще всего новая идея, мысль, новый закон; у конструкторов — новая машина, механизм; у модельера — новый фасон одежды и т. д.

Ф. Д. Батюшков выделял творчество научное, поэтическое, музыкальное, в изобразительных искусствах, творчество администратора, полководца и т. д.

Такой подход к творчеству имеет право на существование. Творчество, например, необходимо тренерам для оказания стимулирующего или расслабляющего воздействия на спортсменов. Вот несколько примеров такого творчества:

2) В 1970 г. для определения чемпиона СССР по футболу был проведен дополнительный матч

В перерыве в раздевалке армейцев была гробовая тишина и выражение полной безысходности на лицах футболистов. В это время один из защитников полез зачем-то в свой баул и случайно нажал на резинового чертика, издавшего звук хохота. Тренер заметил, что на лицах

футболистов промелькнула улыбка. Тогда он подбежал к защитнику и сказал: «Ну-ка, нажимай

В это время раздался свисток судьи на выход. Армейцы вышли из раздевалки, продолжая хохотать, а навстречу им шли динамовцы, которые никак не могли понять, что же такое придумали соперники, из-за чего им стало так весело. Итог матча — 4:3 в пользу ЦСКА.

Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека сейчас общепризнанно. Вместе с тем, очевидно, что без таких критериев нельзя выявить с достаточной определенностью и сам предмет исследования. Авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США, склонны разделять точку зрения Гизелина, согласно которой определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным.

Творчество - это деятельность в результате которой создается что-либо качественно новое.

Творческий процесс - это деятельность человека по созданию новых духовных и материальных ценностей, которая характеризуется уникальностью произведенного результата.

Особенности творчества в психологии

Изучением особенностей творчества и творческого процесса занимается когнитивная психология.

К числу основных психологических условий, при которых реализуется творческий процесс, относятся:

  • особенности личности человека (должны присутствовать качества креативности);
  • активность головного мозга не должна чрезмерно превышать определенный порог;
  • способность не пропустить хорошую идею и интересную мысль;
  • обладание возможностью получения и использования подсказок.

Творческий процесс в психологическом смысле состоит из последовательных этапов:

  1. Этап подготовки (установление цели и первоначальные действия по ее воплощению в жизнь).
  2. Этап инкубации (отвлечение внимания от цели и перевод мыслей на другой объект).
  3. Этап просветления (переход к сути цели на уровне интуиции).
  4. Этап проверки (проведение испытаний или реализации результата).

Психологические методы в творчестве и творческом процессе

Контрольные вопросы. Этот метод заключается в том, что человек обладает способностью переформулировать появившиеся проблемы в вопросы, активизируя тем самым процесс мышления.

Мозговая атака. Данный метод состоит из двух элементов - мозгового штурма и мозгового шторма. Первый характеризуется переосмыслением как своих идей, так и тех, что были высказаны другими людьми. Внесение поправок и предложений носит исключительно конструктивный характер. При этом обязательно учитывать мнение критиков, экспертов в этой области. Он требует оценки, анализа, критики, предположения возможных неудач, положительных моментов. Проведение второго состоится посредством общения нескольких людей, генерирующих идеи. Каждый выдвигает предложения в ограниченный временной интервал, применяя при этом свои подсознательные способности. Критика, анализ и оценка при этом являются недопустимыми.

Готовые работы на аналогичную тему

Фокальные объекты. В этом случае речь идет о способности переносить принадлежащие выбранным случайным образом объектам свойства на объект, который подлежит процессу совершенствования.

Анализ морфологии. Все варианты реализации поставленной цели, находящиеся в мыслях, подлежат систематизации, а также рассматриваются их различные необычные и неожидаемые сочетания. Для начала необходимо сформулировать саму проблему, утвердить список задач, зафиксировать в сознании все особенности исследуемого объекта, затем определить все возможные варианты решения и выбрать одно наиболее подходящее.

Сосредоточение на свойствах. Применяется в случае, когда уже существует определенный замысел. Он направлен на выявление определенных свойств, черт, особенностей понятия, предмета или человека. Далее эти свойства подлежат изменению разными методами до того момента, пока не будут определены и выбраны всевозможные альтернативы.

Охота за мыслью. Это весьма необычный метод, так как он заключается в прекращении творческого процесса. Его суть состоит в том, чтобы, когда силы уже на исходе, на время остановить свои поиски, отвлечься. При этом предполагается, что в момент отвлечения сознания на другие вещи, свою творческую работу продолжает осуществлять подсознание. Отрицательным фактором является то, что данный способ подлежит применению только в случае большого запаса времени. Случаи, сопоставленные с определенным сроком, требуют оперативного включения процессов памяти.

Творческие мысли. Такие мысли приходят к человеку благодаря сопоставлению суждений, концепций, образов, которые никак не сопоставлялись друг с другом раньше. В результате такого подхода формируется новейшее видение того или иного явления, проблемы или объекта. Такая способность особо ценится в рекламной сфере деятельности, поэтому уместно привлекать сотрудников рекламных агентств к прохождению тренингов, повышающих их творческие возможности.

Разрушающие техники. Данный метод состоит в отыскании уязвимых и слабых элементов в мыслительной деятельности. При этом применяются тактики сомнений, непониманий, отрицаний, критики. Рассматриваемые техники направлены на то, чтобы определить базовые аргументы и рассуждения с должной степенью убедительности, спровоцировать к дальнейшему поиску новых возможностей и идей. И все это на основе толкования результатов на протяжении многих раз.

Виды творческой деятельности, изучаемые в психологической науке

Неспроста творчество представляется в качестве духовно-практической категории, ведь оно включает в себя две области, в которых происходит процесс творчества. Первая область - внутренняя, формирующаяся посредством процессов сознания, а вторая - внешняя, превращающая мысли и идеи в жизнь.

Внутренняя область рассматривается в качестве главной, так как именно в ней происходит зарождение нового образа или новой идеи. Если все замыслы в итоге не выльются в реальности, все равно творчество состоялось.

Духовное (внутреннее) творчество, как уже отмечалось, является наиболее значимым. Кроме того, его можно назвать и более интересным. Однако при этом процесс его изучения крайне сложен. Во-первых, такой вид творчества заключен в сознании, что уже добавляет сложности к его рассмотрению. Во-вторых, даже сам человек, который занимается творчеством не до конца понимает течение процесса в его голове и зачастую совсем его не контролирует.

Практическое (внешнее) творчество предполагает, что деление на “внешнее и внутреннее” все же носит условный характер, так как и при практической деятельности за творчество в большинстве вопросов ответственен мозг. Однако, все же имеется черты, которые присущи именно практическому творчеству. Самыми весомыми из них являются креативность и способность осуществлять определенную деятельность. Творец должен уметь не только сформировать в сознании замысел, но и привнести его в реальную жизнь. Например, придумавший сюжет картины человек, должен иметь способности к рисованию, чтобы отразить его на холсте.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.

Содержание

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес [2] в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе [3] в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

Теория

Из истории вопроса

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только случайность укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она — не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному опыту, она никогда не рождается в усталом мозгу и никогда — за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния — и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь. [6]

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века. [7]

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) [8] полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
  2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

П. М. Якобсон (1934) [9] выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи — формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 мая 2012.

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

См. также

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном [11] , производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека [12] [13] . Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества. [16]

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит. [17]

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира… [18] .

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы. [19]

Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Читайте также: