Понятие коррупции как антисоциального явления рк кратко

Обновлено: 08.07.2024

Общеизвестно, что коррупция ведет к снижению эффективности государственного управления, инвестиционной привлекательности страны, сдерживает поступательное социально-экономическое развитие. Казахстан с первых дней государственной независимости целенаправленно и поэтапно следует курсу на создание эффективных, соответствующих мировым стандартам, институтов и механизмов противодействия коррупции.

Целью вышеуказанного закона является выявление и изучение возможности возникновения причин и условий, способствующих совершению коррупционных проступков и правонарушений.

Закон “О противодействии коррупции” в корне отличается от действовавшего ранее Закона от 2 июля 1998 года “О борьбе с коррупцией. Именно предупреждение коррупции является основным приоритетом нового Закона. Что такое предупреждение коррупции? Это деятельность субъектов противодействия коррупции по изучению, выявлению, ограничению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, путем разработки и внедрения системы превентивных (профилактических) мер. К субъектам противодействия коррупции помимо уполномоченного органа относятся государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также физические и юридические лица.

Так, согласно действующего законодательства к административным коррупционным правонарушениям относится:
— предоставление незаконного материального вознаграждения физическими лицами;
— получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом;
— предоставление незаконного материального вознаграждения юридическими лицами;
— осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления;
— непринятие руководителями государственных органов мер по противодействию коррупции;
— принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление.

За совершение данных видов правонарушений предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от ста до шестисот месячных расчетных показателей.

Уголовная ответственность за совершение коррупционных правонарушений предусматривает штрафы, ограничение либо лишение свободы с конфискацией имущества, с лишением права на определенный срок либо с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Коррупция является негативным явлением современного общества, требующим постоянного тщательного изучения, системного подхода, комплексного и оперативного противодействия. При этом борьба с коррупцией может быть действительно эффективной, если участие в ней примут все, без исключения, члены общества.

Б. Эбілкасым,
и.о. руководителя аппарата
акима Бурабайского района

Цельзанятия: дать определение понятия уголовного права, разъяснить студентам вопросы строения системы уголовного права, рассмотреть основные категории науки уголовного права, уяснить методологическую основу правового регулирования отрасли.

План лекции:

1.2 Понятие коррупции как антисоциального явления

1.3 Идея нетерпимости к коррупции

1.4 Трансформация коррупции в современных государствах

Ключевые слова: уголовное право, отрасль законодательства, отрасль права, отрасль знаний, уголовный закон, принципы.

Коррупция – это довольно сложное и неоднозначно понимаемое понятие, которое имеет исторический характер, развивается во времени и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. В советский период официальная пропаганда навязывала обществу представление о том, что коррупция – это взяточничество. Большинству граждан в это было довольно легко поверить, поскольку для них единственной формой коррупции, в которую они или их близкие, знакомые и коллеги были вовлечены, действительно являлось взяточничество. Но такое внимание к одной из форм коррупции и в советский период, и, особенно, в современный представляется малозначимым, закрывающим более опасные для общества и государства формы коррупции.

В постсоветский период с развитием денежного обращения, фондового рынка и рынка ценных бумаг, предоставления гражданам возможностей приобретать и владеть любой собственностью, в том числе, недвижимостью и средствами производства, наибольшие финансовые потери для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с перераспределением и нецелевым использованием бюджетных финансовых средств, а также уклонением от налогов через коррупцию налоговых органов.

Коррупцию в разных странах (и в разных регионах России) нередко определяют национальные, этнические, религиозные и правовые традиции. Например, в некоторых странах преподнести небольшой подарок чиновнику на день рождения или на праздник считается естественным действием, тогда как в других странах факт получения такого подарка будет восприниматься как грубое нарушение норм общественной морали.

Коррупция может проявляться в преступлениях, правонарушениях, различных этических отклонениях в поведении, в нарушении норм морали и нравственности. Она может проявляться также в использовании должностным лицом своего служебного статуса для незаконного обогащения. Довольно часто коррупция проявляется в прямом воровстве денег или иных государственных или общественных ресурсов. Но наличие некоторых и даже всех перечисленных признаков может и не быть связано с коррупцией, что создаёт существенные трудности в её квалификации.

Однако этическая точка зрения на коррупцию, на наш взгляд, исходит из слишком общего подхода к сложному и многообразному социальному явлению, каким является коррупция, и потому не смогла выработать и предложить действенной системы борьбы с этим социальным злом.

Наиболее глубокий и разносторонний теоретический анализ феномена коррупции позволяет, по нашему убеждению, произвести социально-философский и философско-политологическийподход (метод), так как именно в нем содержатся базисные понятия и представления о самом государстве, его основном предназначении, диалектике его развития. Вне такого подхода все конкретно-социологические концепции и факты утрачивают своё значение и приводят к искажению представлений об изучаемом явлении и его сущности.

Общефилософский уровень, который позволяет оценить коррупцию не в узком смысле, как какое-либо отдельное явление, а в совокупности всеобщих принципов, философских категорий, всеобщих законов, выступающих инстру­ментами познания действительности. Использование указанного метода по от­ношению к познанию коррупции позволяет реализовать принципы объективно­сти, всесторонности, причинности, применить при исследовании такие катего­рии как пространство, время, движение, качество, количество и др.

Общенаучный уровень позволяет познать коррупцию, используя совокупность многих принципов и категорий, применяемых, в том числе и политологией. Указанный метод, основываясь на абстрагировании, обобщении, моделировании, анализе, индукции и дедукции и др. методах способствует по­лучению более качественного результата в познании сущности коррупции.

Что касается третьего уровня познания коррупции, то он основывается на использовании специальных методов частных наук – социологии, экономики, политологии, права и др., позволяющих предметно, в рамках отдельной дисци­плины, изучить специфику коррупционных отношений.

История человечества свидетельствует, что нравственность общества есть продукт общественно-политического бытия человека, а не врожденное природ­ное его качество. Следовательно, чтобы управлять обществом государство должно заботиться о нравственности и морали каждого его члена, так как мо­раль сама по себе никакой особой власти над людьми не имеет иначе, как толь­ко через власть государства. На необходимость государства регулировать нравственные основы и общественную мораль указывал Платон, Спиноза, Гоббс, Кант, Руссо, Шопенгауэр и др. известные ученые прошлого.

По существу, древнегреческими философами были заложены основы политической науки и такого ее важнейшего раздела, как теория коррупции государственной власти. Впоследствии эти теоретические достижения были ассимилированы конкретными эмпирическими науками – социологией, криминологией, правоведением и др., и вошли в состав уже современных теоретических представлений о коррупции как социальном явлении.

Однако, встав и на эту точку зрения, мы все же не избавляемся до конца от древнегреческой гесиодовско-фукидидовской антитезы, через призму которой в основном и оценивается до сих пор человеческая история. Античные философы речь вели не о праве, а о морали. Человечество вполне может прогрессировать не только в материальном, но и в правовом отношении, и при этом одновременно деградировать в отношении моральном1.

В римском праве термин "сorrumpire" понимался как разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и первоначально обозначал противоправное действие в отношении судьи. Он обозначал участие нескольких лиц в "порче" или "повреждении" нормального хода судебного процесса. Позднее этот термин стал применяться для определения "порчи" (то есть, коррупции) в управлении делами общества и означал подкуп и продажность служебных действий.

Подводя итог анализу феномена коррупции, понимаемого в предельно широком, социально-философском смысле как порчи социальных норм, лежащих в основе социальной и политической жизни общества, необходимо кратко сформулировать следующие основные выводы. Во-первых, понятие порчи (регресса, коррупции), равно как и его противоположности – понятие прогресса (совершенствования) может относиться, как показывает историко-теоретический анализ, к трем различным сферам общественной жизни – материально-экономической, политико-правовой и морально-нравственной. При этом прогресс в одной из этих сфер не означает автоматического прогресса и в остальных двух. Иначе говоря, развитие общества и его социально-полити­ческих институтов представляет собой противоречивое сочетание прогрессивных и регрессивных социально-исторических изменений, протекающих одновременно в различных сферах общественной жизни. Во-вторых, во времена Средневековья, Возрождения, в эпоху Просвещения и Нового времени также существовала коррупция, и богатые люди активно участвовали в коррумпировании высших должностных лиц, а зачастую и покупали государственные должности.

В последнее время феномен коррупции начинает привлекать все большее внимание экономистов, исследующих его с позиций своей науки. Так, американские ученые А. Крюгер, Р.Ф. Притцль, С. Роуз-Аккерман и другие в своих исследованиях показывают негативное влияние коррупции на эффективность национальной экономики и мировой экономической системы в целом. С.Роуз-Аккерман, например, пишет, что культурные различия и мораль добавляют свои нюансы и частности, однако для понимания того, где "искушение коррупции является наиболее ощутимым и где оно оказывает наибольшее воздействие, необходим общий экономический подход"1.

Коррупцией в экономическом понимании считается деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления и бизнеса, приносящая финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития экономики страны в целом, а также в некоторых случаях – для развития социальной сферы. Опасность тех или иных коррупционных действий чаще всего оценивается по уровню финансовых потерь, которые они могут принести при корыстной мотивации своих противоправных действий.

Однако рассмотрение коррупции с сугубо экономической точки зрения, хотя и помогает понять некоторые ее особенности и оценить экономический ущерб обществу от коррупционной деятельности, тем не менее не позволяет, на наш взгляд, все же охватить этот феномен во всей его сложности и проявлениях не только в сфере экономики. Поэтому экономический подход дает нам возможность исследовать коррупцию лишь с одной ее стороны, но далеко не самой существенной.

Российские исследователи, в частности, Я.И. Гилинский, отмечают, что в «современном обществе, включая российское, коррупция – социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами политическими, экономическими, культурологическими". По мнению Я.И. Гилинского, коррупция представляет собой "сложный социальный феномен, порождение общества и общественных отношений, одно из проявлений продажности"1.

Коррупцией в социологическом понимании чаще всего считается использование неформальных связей и отношений при решении политических, государственных и муниципальных проблем в личных или корпоративных интересах. Процедуры решений таких проблем нередко связываются с фаворитизмом и клиентелизмом, особенно в области принятия кадровых решений и последующего содействия деятельности получившим таким образом свои назначения должностным лицам.

Правовед С.В. Максимов выделяет среди главных признаков коррупции "использование государственными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) либо предоставление названным лицам таких имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера)"1. Однако в определении С.В. Максимова понятие коррупции распространяется на злоупотребления служебным положением не только государственных служащих, но и служащих частных коммерческих организаций.

Доктор юридических наук, профессор В.В. Лунеев, в отличие от своего коллеги по цеху, демонстрирует более широкое понимание коррупции, отмечая, что она "не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции"2.

Таким образом, определения коррупции, данные правоведами в рамках теории государства и права, нам представляются не совсем удовлетворительными. Как правило, они отражают лишь отдельные, хотя и очень важные стороны этого сложного социального явления. Такое положение можно объяснить их попытками поместить феномен коррупции в прокрустово ложе своей отраслевой науки. А это не всегда удается: часть никогда не заменит целого.

Исследователь Г.И. Богуш, критикующий узкий подход к определению понятия коррупции в теории государства и права, дает своё толкование этому явлению, но опять с правовой точки зрения. "Как явление правовое, – замечает он, – коррупция, на наш взгляд, может пониматься как противоправное использование субъектами власти и управления своего служебного положения вопреки интересам службы в корыстных целях, а также противоправное предоставление таким лицам материальных или иных преимуществ иными лицами за действия (бездействие), совершаемые в их пользу с использованием своего служебного положения". Как видно из этого нового определения, коррупция понимается шире, чем подкуп-продажность государственных служащих. К коррупции Г.И. Богуш относит все корыстные злоупотребления служебными полномочиями в государственном, муниципальном и частном секторах, а также различные формы подкупа-продажности служащих. При этом он оговаривается, что не претендует на безупречность, однако делает возможным выделить признаки коррупции, которые должны найти свое место "в любом юридическом ее определении – социальная сущность (разложение власти), нормативный характер (запрещенность нормами права), корыстная мотивация"1.

Следовательно, с государственно-правовой точки зрения, непременным условием коррупции является ее противоправный, криминальный характер. Поэтому коррупцией в юридическом понимании считается преступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего, такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления сводятся к тем или иным вариантам получения или дачи взяток. Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Выгодами имущественного характера могут быть также занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.

Без нарушения законов или иных правовых норм (должностных инструкций и т.п.) никакое социальное действие не может быть отнесено к криминальным и коррупционным даже и в том случае, если должностное лицо, его совершившее, извлекло из этого какую-то личную выгоду или позволило извлечь такую выгоду третьим лицам. Так, например, решение о победителе в тендере по госзакупкам на получение государственного заказа, дает определенную выгоду только одним участникам тендера, другие же остаются объективно в проигрыше. Но если решение о победителе конкурса было принято с соблюдением всех установленных процедур и правил, предусмотренных действующим законодательством, то как можно отнести проведенный тендер или госзакупку к коррупционным действиям.

Таким образом, коррупция в России приобрела многочисленные формы и виды, а в коррупционные отношения втянуты сотни тысяч, если не миллионы россиян, что, безусловно, ослабляет государство, негативно влияет на происходящие в стране политические процессы и преобразования. И чтобы успешно бороться с той или иной разновидностью коррупции, надо знать как она возникает, какие стадии проходит и каковы тенденции её развития.

Рекомендуемая к изучению литература:

Взаимосвязь уголовного и административного права в правоприменительной деятельности ОВД: Учебное пособие //Под ред. проф. Наумова А.В. М.: МВШ МВД СССР, 1990.

Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970.

Игнатов А.Н. Введение в изучение уголовного права. Уголовный за­кон. Уголовное право: Курс лекций. Лекция 1. М., 1996. 55 с.

Каиржанов Е.И. Уголовное право Республики Казахстан (Общая часть): Учебник – Алматы, 1998 г.

Карпец И.И. Современные проблемы уголовного права и криминоло­гии. М., 1976.

Карпец И.И. Уголовное право и этика. М., 1985 г.

Ковалев М.И. Советское уголовное право: Курс лекций. Вып.1. Введение в уголовное право. Свердловск, 1971 г.

Кругликова Л.Л. Проблемы теории уголовного права: Избранные статьи (1982-1999 гг.). Ярославль, 1998 г.

Курс уголовного права. Общая часть. Т.1: Учение о преступлении: Учебник/ под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. – М. , 1999 г.

Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного пра­ва; М., 1988.

По заявлению Президента Российской Федерации В.В. Путина, на сегодняшний день, коррупция в нашей стране является одной главных проблем, наряду с низким уровнем доходов граждан и недостаточным развитием инфраструктуры. Коррупция встречается повсеместно: в органах внутренних дел (особенно ДПС), в образовательных организациях (причем абсолютно любого уровня, будь то организация дошкольного образования, или же Высшее учебное заведение, в медицинских учреждениях разного уровня, и много где ещё.

Итак, что же такое коррупция и каковы ее основные признаки? Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции": коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В научных статьях справедливо делается замечание о том, что приведенное выше законодательное определение коррупции имеет довольно узкую трактовку, по причине того, что рассматриваемое в нем социально-правовое явление намного глубже и содержательнее, в силу чего вполне обоснованным является предложение о закреплении в законе более широкого определения коррупции, основанного на анализе работ ведущих отечественных специалистов, изучающих сущность и причины коррупции[1].

Исходя из положений действующего антикоррупционного законодательства, можно выделить следующие признаки коррупции как противоправного, антисоциального явления:

1. Первым характерным признаком коррупционных правонарушений является корыстный характер, т.е. мотивом их совершения является стремление правонарушителя к получению незаконной выгоды в виде денег, имущества и иных благ для себя или для третьих лиц. Для признания того или иного правонарушения коррупционным необходимо, чтобы его субъект использовал предоставленные ему государством служебные (властные) полномочия в личных интересах (целях) или в интересах третьих лиц. Субъект коррупционного правонарушения, как правило, всегда имеет прямую или косвенную, материальную, личную или иную заинтересованность в использовании своего правового статуса[2].

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19[3] определяет корыстную заинтересованность как стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц. Кроме корысти мотивом совершения коррупционных деяний является также иная личная заинтересованность, т.е. стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.[4];

2. Вторым признаком выступает умышленный характер совершаемого коррупционного правонарушения. Под умыслом в юридической литературе понимают форму вины, которая в зависимости от соотношения сознания и воли (интеллектуального и волевого моментов) делится на два вида: прямой умысел и косвенный умысел[5]. Коррупционное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если правонарушитель осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность их наступления и желал этого. Коррупционное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если совершившее его лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность их наступления, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Умысел предполагает применение к правонарушителям повышенных мер юридической ответственности. Что же касается вины в форме неосторожности, то следует отметить, что коррупционных преступлений, совершаемых по неосторожности не может быть по определению;




3. В качестве третьего характерного признака коррупционных отношений, можно выделить то, что одним из участников данных отношений всегда выступает лицо, наделенное властными, контрольными, распорядительными полномочиями, и при этом данное лицо противоправно, в корыстных целях использует это свое служебное (должностное) положение. В административных правоотношениях такие лица именуются должностными лицами, разновидностью которых являются воинские должностные лица.

5. Пятый признак, это латентный (теневой) характер большинства коррупционный правонарушений и преступлений. В отличие от многих других противоправных деяний коррупционные сделки носят в большинстве случаев неформальный, согласительный характер их совершения. Деяния коррупционной направленности, как правило, не влекут за собой жалоб потерпевших, так как виновными признаются обе стороны незаконной сделки, и они обе получают взаимную выгоду от ее совершения;

6. Шестым характерным признаком коррупции является ее многоликость, множественность форм ее проявления, способность коррупционных действий к постоянному изменению и совершенствованию сообразно изменениям общественных отношений.

По заявлению Президента Российской Федерации В.В. Путина, на сегодняшний день, коррупция в нашей стране является одной главных проблем, наряду с низким уровнем доходов граждан и недостаточным развитием инфраструктуры. Коррупция встречается повсеместно: в органах внутренних дел (особенно ДПС), в образовательных организациях (причем абсолютно любого уровня, будь то организация дошкольного образования, или же Высшее учебное заведение, в медицинских учреждениях разного уровня, и много где ещё.

Итак, что же такое коррупция и каковы ее основные признаки? Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции": коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В научных статьях справедливо делается замечание о том, что приведенное выше законодательное определение коррупции имеет довольно узкую трактовку, по причине того, что рассматриваемое в нем социально-правовое явление намного глубже и содержательнее, в силу чего вполне обоснованным является предложение о закреплении в законе более широкого определения коррупции, основанного на анализе работ ведущих отечественных специалистов, изучающих сущность и причины коррупции[1].

Исходя из положений действующего антикоррупционного законодательства, можно выделить следующие признаки коррупции как противоправного, антисоциального явления:

1. Первым характерным признаком коррупционных правонарушений является корыстный характер, т.е. мотивом их совершения является стремление правонарушителя к получению незаконной выгоды в виде денег, имущества и иных благ для себя или для третьих лиц. Для признания того или иного правонарушения коррупционным необходимо, чтобы его субъект использовал предоставленные ему государством служебные (властные) полномочия в личных интересах (целях) или в интересах третьих лиц. Субъект коррупционного правонарушения, как правило, всегда имеет прямую или косвенную, материальную, личную или иную заинтересованность в использовании своего правового статуса[2].

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19[3] определяет корыстную заинтересованность как стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц. Кроме корысти мотивом совершения коррупционных деяний является также иная личная заинтересованность, т.е. стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.[4];

2. Вторым признаком выступает умышленный характер совершаемого коррупционного правонарушения. Под умыслом в юридической литературе понимают форму вины, которая в зависимости от соотношения сознания и воли (интеллектуального и волевого моментов) делится на два вида: прямой умысел и косвенный умысел[5]. Коррупционное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если правонарушитель осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность их наступления и желал этого. Коррупционное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если совершившее его лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность их наступления, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Умысел предполагает применение к правонарушителям повышенных мер юридической ответственности. Что же касается вины в форме неосторожности, то следует отметить, что коррупционных преступлений, совершаемых по неосторожности не может быть по определению;

3. В качестве третьего характерного признака коррупционных отношений, можно выделить то, что одним из участников данных отношений всегда выступает лицо, наделенное властными, контрольными, распорядительными полномочиями, и при этом данное лицо противоправно, в корыстных целях использует это свое служебное (должностное) положение. В административных правоотношениях такие лица именуются должностными лицами, разновидностью которых являются воинские должностные лица.

5. Пятый признак, это латентный (теневой) характер большинства коррупционный правонарушений и преступлений. В отличие от многих других противоправных деяний коррупционные сделки носят в большинстве случаев неформальный, согласительный характер их совершения. Деяния коррупционной направленности, как правило, не влекут за собой жалоб потерпевших, так как виновными признаются обе стороны незаконной сделки, и они обе получают взаимную выгоду от ее совершения;

6. Шестым характерным признаком коррупции является ее многоликость, множественность форм ее проявления, способность коррупционных действий к постоянному изменению и совершенствованию сообразно изменениям общественных отношений.

Зарождение коррупции как негативного явления свойственно обществу, которое находится под влиянием власти и денег. Практически коррупция начала свое существование с возникновением государства и появлением должностных лиц, принимающих решение от имени государства. Коррупция в системе государства существует в связи с тем, что чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия решений. К таким ресурсам могут относиться бюджетные средства государственная или муниципальная собственность, государственные заказы, льготы и т.п.

В последний период на фоне сложившейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции. Поэтому коррупция в органах государственной власти и управления современной России является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Кроме того, государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни социальным.

Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу тем, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость принимаемых государственных решений. Опасность коррупции представляется, прежде всего, в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая не всегда может иметь для общества и государства позитивный характер. Коррупция снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство. В то же время способствующим фактором развитию коррупции является сложная система государственного управления, где взятки порой являются действенным средством принятия решений.

Развитие государства приводит к увеличению бюрократического аппарата, необходимого для реализации государственных интересов. Эта тенденция создаст условия для использования чиновниками своих полномочий в корыстных целях.

Вместе с тем коррупция с развитием государства и общества эволюционировала, проявляя себя в различных формах, о чем говорят принимаемые законодательные решения по ее ограничению.

Рассматривая коррупцию как социальное явление, необходимо устанавливать исторические корни тех противоправных действий, которые считаются коррупционными.

Как свидетельствуют исторические документы, в Египте, Римской империи. Древнем Китае, Греции коррупция развивалась в форме казнокрадства, взяточничества.

О мздоимстве на Руси упоминается уже в летописях XIII в. Первым, кто попытался активно пресекать расхищение государственной казны в Московии, был Иван Грозный, который определил взяточникам наказание — смертную казнь.

Иногда население реагировало жестокими бунтами против лихоимства нечестных властителей. Так, в 1648 г., во время правления Алексея Михайловича, Тишайшего, в Москве вспыхнул народный бунт, который закончился победой горожан. При этом часть города вместе с немалым числом горожан сгорела. Царь был вынужден отдать на растерзание толпы двух воров: главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа Траханиотова.

Императорский период, со времени правления Петра I, представляется наиболее характерным по распространению коррупции, так как в это время происходит бурное развитие промышленного производства и торговых отношений России с другими государствами, что привело к увеличению управленческого аппарата. Для упорядочения исполнения служебных обязанностей были введены правила несения гражданской службы, которые закрепились в Табели о рангах. Петр I принимал жесткие меры по искоренению казнокрадства, взяточничества, особенно в аппаратах приказов и губерний, которые стали формироваться в России с 1709 г. Так, после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Несмотря на столь суровые меры, царские чиновники продолжали использовать свое должностное положение в корыстных целях.

В начале XX в., особенно в годы реформаторской деятельности премьер-министра С.Ю. Витте, была активизирована борьба с коррупцией в среде чиновничества. Витте добился изменений в Уставе о службе гражданской с 1894 г., чтобы вместо старой бюрократии из числа дворян смогли поступить в Министерство финансов новые образованные и деловые люди из числа недворян.

Сталинский этап советского периода характеризуется относительно низким уровнем уголовных преступлений коррупционной направленности. Действовавшая с 1926 по 1960 г. норма в Уголовном кодексе РСФСР за должностные (служебные) преступления, в том числе и за взяточничество, устанавливала уголовную ответственность лиц, занимавших должности в государственных органах, учреждениях, на предприятиях, в организациях. Жесткий и тотальный контроль спецслужб за поведением и деятельностью не только служащих, но и рядовых граждан создавал атмосферу, не совместимую с коррупцией.

Низкому уровню коррупции способствовала тогда абсолютная экономическая зависимость должностных лиц от государства и жесткий централизм власти. Кроме того, всеобщая секретность и преследование за несогласие с политикой существующего режима были серьезным барьером для коррупции.

В послесталинский период с ослаблением тотального контроля коррупция в стране стала эволюционировать, и ко времени распада СССР увеличилась по абсолютным показателям в шесть раз. Происходил процесс социального и имущественного расслоения общества. Активно утверждалась государственная, партийная, хозяйственная элита как особая социальная группа с внутренними горизонтальными связями, корпоративными интересами и ценностями.

Основными факторами коррупционной деятельности, наносящей ущерб советскому обществу и государству, являлись отпуск дефицитной продукции, выделение оборудования и материалов, сокрытие махинаций, изменение плановых заданий, назначение на должности в партийных и советских органах. Показательным в этом тане являются уголовные дела в отношении партийного руководителя Краснодарского края Медунова, министра МВД Щелокова, секретаря ЦК КП Узбекистана Рашидова и другие. Плановость, строгий подбор в номенклатуру, где не учитывались профессиональные и нравственные качества, круговая порука создавали условия для развития коррупции.

История борьбы советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой этой властью.

Современный период характеризуется еще большим усилением коррупционной деятельности. Показательным в этом плане является отток капиталов за границу. По некоторым данным, вывезено капиталов до 300 млрд. долл. Здесь находится часть денег из полученных кредитов международных финансовых институтов. В 1995 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона об амнистии лиц, совершивших противоправные деяния, связанные с размещением активов за рубежом, которая нужна была в первую очередь криминальной элите для обеспечения личной безопасности.

Ряд российских аппаратных чиновников пришли во власть не по реформаторским соображениям и профессиональным данным, а в целях обогащения. Это создало условия для развития коррупции в органах власти.

Рассмотрим понятия, которыми определялась коррупция на разных этапах общественного развития.

Так, в Римском праве слово corruptio понималось как совращение, подкуп, упадок и значилось противоправным действием.

Если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором — как о социальном явлении, направленном на разрушение системы в целом. Отсюда можно сделать вывод, что социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат непригоден для выполнения функций государственного управления и бесполезен для общества.

Согласно существующим международным оценкам государственную коррупцию можно определить как нелегитимное, незаконное использование государственных ресурсов в частных целях, в том числе и для личного обогащения.

Кроме того, коррупция трактуется как покупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Акцент в этих определениях делается на субъектах данного явления, преступное поведение которых исходит со стороны должностных лиц органов государственного управления, власти и местного самоуправления.

В научной литературе акцент делается на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества государства, его властных структур, а также на противоречиях между корыстным поведением отдельных лиц и общественными ценностями. Происходит разложение власти, государственные, муниципальные лица, уполномоченные на исполнение государственных функций, используют свое служебное положение для личного обогащения или в иных интересах. В этом плане в основе коррупционной деятельности находится не только и не столько преступное поведение определенного чиновника или должностного лица, сколько определенная социальная обстановка, порождающая данное зло.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Теоретические и нормативные обобщения такого явления, как коррупция, позволяют рассмотреть ее предпосылки и тенденции как вида преступной деятельности. Реальная практика взаимоотношений государственных чиновников и граждан показывает наличие различных интересов, которые приводят к социальным противоречиям. Одно из таких социальных противоречий — смешение целей и интересов представителей государственных органов, облеченных управленческими полномочиями, в сторону извлечения из своего служебного положения личной выгоды.

Наиболее распространенной ситуацией коррупционных действий может служить поведение должностного лица, которое принимает противоправное решение, в том числе если оно неприемлемо для общественного мнения, из которого извлекает выгоду некоторая другая сторона (например, фирма получает государственный заказ), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение. Характерным признаком при этом будет нарушение закона при принятии решения.

Следует учитывать нравственные издержки от коррупции, влекущие за собой сложные последствия для общественного мнения, грозящие подрывом демократических ценностей, стабилизации общества в целом. Поэтому коррупция может быть рассмотрена как система отношений, основанная на противоправной деятельности должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам.

Одновременно рассматривать коррупцию с позиций социального и правового понимания, видимо, недостаточно, так как коррупционные действия совершаются не спонтанно, а в результате заранее спланированных мероприятий профессионально подготовленными лицами и располагающими определенным административным ресурсом, что заставляет оценивать и психологическую составляющую участников такого процесса. Без понимания мотивации нарушения служебного долга ради корыстной выгоды трудно решать проблему борьбы с коррупцией.

Как показывают исследования данного феномена в разных странах, несмотря на определенные различия в культуре и ценностях, существует универсальный и главный мотиватор человеческой деятельности: корыстный интерес, выгода.

Вечность коррупции, ее наличие в любом обществе и при любой социально-экономической формации свидетельствуют о ее функциональности, т.е. о том, что она удовлетворяет определенные потребности общественной системы, играет специфическую роль в ее сохранении. Считается, что коррупцию нельзя искоренить до конца, поскольку она служит индикатором здоровья общества. С этой позиции коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами носителей коррупционных отношений, но и рядом других обстоятельств.

Одни лишь формальные, закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах отношения между государственными и негосударственными структурами не могут обеспечить полноценного функционирования государственного управления и объективно в любом обществе дополняются неформальными отношениями. Специфическим видом этих неформальных отношений и является коррупция, которая представляет собой особую социальную структуру, совокупность устойчивых и универсальных норм, принципов.

Кроме того, развитие коррупции приводит к правовому нигилизму, к снижению чувства долга перед Родиной и государством. Распадается и система моральной регуляции — такие общепринятые и широко распространенные представления о добре и зле, о нравственном и безнравственном нивелируются.

Как показывает анализ коррупционных явлений, в последние годы коррупция становится практически открытой.

Основные причины такого положения следующие:

  • правонарушения со стороны чиновничьего аппарата связаны с управленческой деятельностью, которая, несмотря на провозглашенный принцип открытости, остается в значительной степени закрытой, конфиденциальной;
  • в совершаемых должностных преступлениях, как правило, нет прямых и непосредственных потерпевших, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании таких фактов. Практически обе стороны заинтересованы в сохранении проводимой сделки в тайне;
  • преступные коррупционные действия совершаются с использованием изощренных способов и современных методов защиты от разоблачения;
  • лица, относящиеся к сфере власти и управления, имеют больше возможностей избежать реальной уголовной ответственности.

Особенность коррупции состоит в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, она дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц. Расширение коррупционной деятельности постоянно втягивает в сферу противоправных отношений все больше участников. Это уже не отдельные криминальные факторы, а противоправное явление в обществе.

Коррупция как социальное явление имеет ряд качественных признаков:

  • расхождение интересов коррумпированной элиты с интересами большинства общества; использование со стороны коррумпированных элементов методов принуждения; неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;
  • нелегитимность использования участниками коррупционных отношений материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству;
  • неформальность поведения управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ. Как социальный феномен, она охватывает все формы злоупотреблений, при которых должностные полномочия используются в личных целях, причем эти цели не обязательно должны быть только материальными;
  • нарушение интересов общества, социальных групп, отдельно взятой личности; оказания влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства на государственно-правовые механизмы; воздействие на общественные и личные взгляды; формирование определенных морально-нравственных установок и критериев поведения в обществе.

Взгляды в обществе на коррупцию различны, поэтому существуют разные мнения о причинах коррупции, ее влиянии на систему государственного управления. Ряд авторов, рассматривая коррупцию как злоупотребление общественным доверием в корыстных целях, одновременно дают данному феномену следующие характеризующие ее черты:

  • сознательное подчинение интересов государства, общества личным интересам;
  • конфиденциальность принимаемых решений и их осуществление;
  • наличие личных взаимовыгодных обязательств между договаривающимися сторонами;
  • непосредственное взаимодействие между тем, кто принимает от имени государственного или общественного органа решение, и заинтересованным в положительном решении лицом;
  • понимание обеими сторонами противоправности действий;
  • готовность должностного лица использовать свое положение в корыстных целях.

Коррупция, являясь препятствием для политического, экономического, социального развития страны, имеет тенденцию к расширению и дальнейшему развитию, используя местные особенности и традиции.

При определении содержательной стороны коррупции наряду с ее социальной стороной приоритет все же отдается правовому аспекту. Поэтому коррупция должна иметь отличительный характер от преступных действий, предусмотренных уже существующими статьями УК РФ. В большей части к коррупции относят действия, относящиеся к получению взятки, злоупотреблению служебным положением.

Удельный вес взяточничества в структуре должностных преступлений составляет 34—36%. По рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия сегодня находится в десятке самых неблагополучных стран мира наряду с Венесуэлой, Камеруном. Индией и Индонезией.

Распространение криминального лоббизма, корыстного сговора должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, создание лжепредприятий — все это составляет угрозу существованию общества и государства в целом.

Читайте также: