Мышление как познавательный процесс кратко
Обновлено: 01.07.2024
Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.
Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.
Выделяют три основные группы психических процессов:
- познавательные (ощущение, восприятие, рефлексия, речь, внимание, представление, мышление, память, воображение)
- эмоциональны (эмоции, чувства, аффекты, стрессы)
- волевые (борьба мотивов, принятия решений, простановка цели)
Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.
Мышление как познавательный психический процесс
Мышление – это одна из основных функций человека. Благодаря мышлению человечество обладает определенным набором знаний относительно устройства мира и может передавать эти знания последующим поколениям.
Мышления включает в себя сопоставление, сравнение, прогнозирование, анализ, поиск информации. Мышление является высшей формой познавательной деятельности. Мышление имеет мотив, цель, предполагает действия, осуществляет контроль, имеет результат.
Особенностью и отличием мышления от других психологических процессов является то, что мышление отражает не только внешние характеристики предметов, но и внутренние связи и отношения. Обобщение – еще одна особенность процесса мышления. Иными словами, мышление носит знаковый характер и выражается речью.
Готовые работы на аналогичную тему
Фазы мыслительной деятельности
Мышление представляет действие, которое направлено на разрешение какой-либо задачи. Действие — это процесс, как и любой процесс оно имеет определенные фазы в своей структуре. Мыслительный процесс состоит из следующих фаз:
- возникновение проблемы
- формирование примерного решения
- умственная проверка этого решения (путем анализа, сопоставления и т.д.)
- вывод
Первая фаза мыслительного процесса – это возникновение проблемы, иногда она вызывает удивление. Когда человек испытывает трудность в разрешении какого-то вопроса - этот и есть фаза возникновения проблемы. Далее индивид осознает наличие проблемы и приступает к мыслительным операциям, направленным на поиск решения. Каждое примерно подходящее решение человек анализирует, проверяет гипотезу. После этого человек делает заключение относительно того какое решение является наиболее подходящим. Разрешение задачи – это завершительный этап мыслительного процесса.
Формы мышления
Ученые выделяют три главные формы процесса мышления:
- понятие
- суждение
- умозаключение
Форма мышления, которая имеет в своём концепте положительное или негативное отношение к окружающей действительности и взаимосвязях мира носит название суждение. Все суждения можно поделить на три группы:
- общие (утверждения о всех предметах какой-то группы)
- частные (утверждения о некоторых объектах группы)
- единичные (утверждение об одном предмете группы)
Под умозаключение понимают вычленение нового суждения из нескольких других суждений, например, умозаключение может быть сделано на основе частного и общего суждения (силлогизм).
Виды мышления
В современной психологической науке не существует единой классификации видов мышления. Мышление подразделяют по характеру задач, которые предстоит решить на: теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно действенное). Под понятием теоретическое мышление понимают мышление, которое направлено на поиск общих закономерностей, больше склонно для ученых. Оно в свою очередь подразделяется на понятийное мышление и образное. Для понятийного мышления характерно использование определенных понятий. При решении ментальной задачи индивид не занимается поиском новой информации, а использует готовые понятия, умозаключения других людей. Во время образного мышления индивид использует образы, которые извлекаются из памяти и воображения.
В противовес теоретическому мышлению, практическое мышление используется для решения практических задач. Она подразделяется на наглядно-образное и наглядно-действенное. Наглядно-образное мышление представляет собой процесс образного решения задач. Оно предполагает зрительное моделирование ситуации без выполнения практических действий. Наглядно-действенное мышление предполагает при решении задач действия с предметами. Этот вид мышления доминирует седи детей до 3 летнего возраста.
По степени развернутости и осознанности мышление может быть дискурсивным и интуитивным. Дискурсивное мышление – это процесс мыслительной деятельности в котором происходит перебирание различных вариантов решения на основе логики. Интуитивное мышление, в свою очередь, является подсознательным процессом, индивид каким-то образом приходит к выводу, но при этом не может объяснить какими принципами в принятии решения он руководствовался.
По новизне и оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление. При репродуктивном мышление индивид вовремя решении задач использует уже известные ему способы, пример репродуктивного мышления – ремейк фильма. При продуктивном мышлении идёт воссоздание новой информации, предметов, явлений. Пример продуктивного мышления – создание нового фильма.
По числу участников мышление может быть индивидуальным и коллективным.
Функции мышления
Функции мышления представлены достаточно разнообразно. Среди них можно выделить четыре основные:
- понимание
- решение задач
- целеобразование
- рефлексия
Под пониманием подразумевают раскрытие сути предметов, явлений. Понимание нового достигается благодаря взаимодействию старой информации с более новой.
В тех случаях, когда индивид не в состоянии достичь поставленной им цели, когда возникает проблема в достижении результата, тогда в мозгу у человека начинает работать процесс мышления. Когда начинается процесс мышления, человек приступает к анализу, сопоставлению и т.д. для того что бы решить возникшую проблему. Индивид отсекает неудачные варианты решения, склоняется к более подходящим.
Под целеполаганием понимают процесс продуцирования новых идей, то есть формирование будущих действий.
Функция рефлексии в процессе мышления выражается в том, что индивид направляет свои действия на осмысление, анализ нового знания.
· практическое (направлено на физическое преобразование реальных объектов).
2. По средствам познания связей и отношений между явлениями:
· наглядно-образное (средства: наглядно представленные образы предметов или явлений). Этот вид мыслительного процесса непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности, и без этого осуществляться не может. Человек привязан к действительности, а необходимые образы представлены в кратко-временной и оперативной памяти. Наглядно-образное мышление доминирует у детей 3–7 лет, поэтому неудивительно, что дошкольники предпочитают книги с яркими красочными картинками. Ведь эти картинки являются не чем иным, как образами той реальности, о которой идёт речь в рассказе или сказке. Активно пользуются наглядно-образным мышлением и младшие школьники. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь;
· словесно-логическое, или абстрактно-логическое, понятийное (средства: понятия, суждения, умозаключения, логические конструкции). Пользуясь словесно-логическим мышлением в процессе решения задач, человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме. Этот вид мышления функционирует на базе языковых средств (ведь понятия выражаются с помощью слов). Абстрактно-логическое мышление позволяет обнаружить общие законы функционирования живых организмов и материального мира.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определённой логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить определённые мыслительные (логические) операции – способы преобразования исходных данных, направленные на выявление связей и отношений.
Сравнение (сопоставление) –операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.
Анализ (с греч. analysis – разложение, расчленение) – процесс расчленения объекта мысленно или практически на части (элементы) (с последующим их сравнением).
Воспринимая какой-либо предмет или явление, мы может мысленно выделить в нём одну часть за другой, а в последующем сравнить их. Анализ позволяет нам разложить целое на части, понять структуру того, что мы воспринимаем. Анализ как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом.
Синтез (с греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных частей предметов или явлений (объектов) в единое целое, а также (мысленное или практическое) сочетание отдельных их свойств (построение целого из аналитически заданных частей).
Синтез является противоположной анализу операцией. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний и представлений.
Абстракция (абстрагирование) (с лат. abstractio – отвлечение) – мысленное отвлечение от несущественных признаков предметов и явлений для выделения в них основного, главного.
Воспринимая какой-либо объект, человек выделяет в нём определённый признак, рассматривает его, отвлекаясь от остальных признаков, свойств данного объекта. Абстрагирование выполняется для более тщательного изучения каких-либо сторон объекта. Абстрагированными могут быть не только свойства, признаки, части предметов, но и действия. Например, способы решения задач. Человек решает конкретную задачу, затем осознаёт способ её решения, в дальнейшем он может использовать выделенный способ и при решении других задач.
Обобщение (генерализация) – 1) соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений; 2) объединение предметов и явлений по определённому признаку.
Конкретизация – 1)перенос общего утверждения о свойствах, харак-теристиках объектов на какой-либо отдельно взятый объект; 2) представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
Конкретизация является мыслительной операцией, противоположной обобщению. По существу, конкретизация всегда выступает как пример или иллюстрация чего-либо общего. Когда мы конкретизирует общее понятие, мы лучше его понимаем.
Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Суждение – это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается. Суждения могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых).
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения. Умозаключение может выстраиваться двумя основными способами: индуктивным (движение мысли от общего к частному) и дедуктивным (от частного к общему).
Этапы мыслительного процесса:
1) осознание проблемной ситуации;
2) выдвижение гипотезы о решении проблемной ситуации;
3) практическая проверка гипотезы;
4) суждение о проблеме.
Мышление – интеллектуальный познавательный процесс опосредованного и обобщённого отражения существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности.
Классификации видов мышления
1. По характеру решаемых задач:
· теоретическое (направлено на познание общих закономерностей);
· практическое (направлено на физическое преобразование реальных объектов).
2. По средствам познания связей и отношений между явлениями:
· наглядно-образное (средства: наглядно представленные образы предметов или явлений). Этот вид мыслительного процесса непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности, и без этого осуществляться не может. Человек привязан к действительности, а необходимые образы представлены в кратко-временной и оперативной памяти. Наглядно-образное мышление доминирует у детей 3–7 лет, поэтому неудивительно, что дошкольники предпочитают книги с яркими красочными картинками. Ведь эти картинки являются не чем иным, как образами той реальности, о которой идёт речь в рассказе или сказке. Активно пользуются наглядно-образным мышлением и младшие школьники. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь;
· словесно-логическое, или абстрактно-логическое, понятийное (средства: понятия, суждения, умозаключения, логические конструкции). Пользуясь словесно-логическим мышлением в процессе решения задач, человек обращается к понятиям, выполняет действия в уме. Этот вид мышления функционирует на базе языковых средств (ведь понятия выражаются с помощью слов). Абстрактно-логическое мышление позволяет обнаружить общие законы функционирования живых организмов и материального мира.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определённой логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить определённые мыслительные (логические) операции – способы преобразования исходных данных, направленные на выявление связей и отношений.
Сравнение (сопоставление) –операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.
Анализ (с греч. analysis – разложение, расчленение) – процесс расчленения объекта мысленно или практически на части (элементы) (с последующим их сравнением).
Воспринимая какой-либо предмет или явление, мы может мысленно выделить в нём одну часть за другой, а в последующем сравнить их. Анализ позволяет нам разложить целое на части, понять структуру того, что мы воспринимаем. Анализ как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом.
Синтез (с греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных частей предметов или явлений (объектов) в единое целое, а также (мысленное или практическое) сочетание отдельных их свойств (построение целого из аналитически заданных частей).
Синтез является противоположной анализу операцией. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний и представлений.
Абстракция (абстрагирование) (с лат. abstractio – отвлечение) – мысленное отвлечение от несущественных признаков предметов и явлений для выделения в них основного, главного.
Воспринимая какой-либо объект, человек выделяет в нём определённый признак, рассматривает его, отвлекаясь от остальных признаков, свойств данного объекта. Абстрагирование выполняется для более тщательного изучения каких-либо сторон объекта. Абстрагированными могут быть не только свойства, признаки, части предметов, но и действия. Например, способы решения задач. Человек решает конкретную задачу, затем осознаёт способ её решения, в дальнейшем он может использовать выделенный способ и при решении других задач.
Обобщение (генерализация) – 1) соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений; 2) объединение предметов и явлений по определённому признаку.
Конкретизация – 1)перенос общего утверждения о свойствах, харак-теристиках объектов на какой-либо отдельно взятый объект; 2) представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
Конкретизация является мыслительной операцией, противоположной обобщению. По существу, конкретизация всегда выступает как пример или иллюстрация чего-либо общего. Когда мы конкретизирует общее понятие, мы лучше его понимаем.
Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Суждение – это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается. Суждения могут быть простые и сложные (состоящие из соединения простых).
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения. Умозаключение может выстраиваться двумя основными способами: индуктивным (движение мысли от общего к частному) и дедуктивным (от частного к общему).
Отличительная особенность мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности [31].
Мышление - высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира (С. В. Маланов, 2004).
В словаре-справочнике по психомоторике Дудьева В. П. констатируется, что мышление – процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности [11, с. 76].
Необходимо отметить, что до настоящего времени в силу сложности самого процесса мышления, в науке продолжаются споры по поводу определения этого понятия.
Если исходить из того, что в философии и психологии познавательная деятельность делится на две ступени – чувственное (эмпирическое) и рациональное (абстрактное мышление, мышление - это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира. Этот процесс основан на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы, т. е. с помощью органов чувств.
Рассмотрим признаки мышления как особого психического процесса :
1. Обобщенное отражение действительности, поскольку мышление - это отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
2. Опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек может выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить [24, с. 307].
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Дадим им характеристику.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств [2, с. 201]. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением [24, с. 204]. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба рассмотренных вида мышления в действительности, как правило, сосуществуют. Они дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.
Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может [24, с. 205]. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой.
Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами [24, с. 207]. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение вскрывает тождество и различие вещей [30, с. 119]. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением [7, с. 14]. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей [7, с. 167]. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют [7, с. 9]. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений [7, с. 145]. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
Суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль [20, с. 304]. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание [20, с. 389].
Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений, выделяющая наиболее общие их признаки [14, с. 217]. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот [24, с. 249]. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.
Таким образом, в данном параграфе мы дали общую характеристику мышлению как процессу. Следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и развития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психологии.
1.2 Связь мышления с другими психическими процессами
Мышление – это высший познавательный психический процесс, он опирается на все остальные процессы, которые находятся ниже уровнем и обеспечивают мышление – восприятие, представление, память, речь, воображение. Рассмотрим связи между этими психическими процессами.
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия. Любое, даже наиболее развитое мышление, сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с такими его формами как ощущение, восприятие и представление.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде [24, с. 116].
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним) [24, с. 162].
Весь свой материал для осмысления сознание получает из одного источника – из чувственного познания. Через ощущения и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) его отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества [24, с. 162].
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, его свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание.
Мышление тесно связано с памятью, с обладанием определенного запаса знаний. Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации [24, с. 201]. Благодаря памяти, у человека формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Многие мыслительные операции осуществляются с опорой на память.
С мышлением также связано воображение. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий [20, с. 389]. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Всякое планирование требует совместной работы мышления и воображения, так как надо в какой-то мере представлять с помощью воображения, или предвосхищения будущего, то, что планируется, намечается осуществить. Творческая деятельность продуктивна в том случае, если в ней есть достаточный полет воображения, регулируемый мыслью.
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого то или иное его свойство и зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль [30, с. 161].
В слове, в формировании мысли заключены важнейшие и необходимые предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной.
Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с восприятием, ощущениями, через которые оно получает первичную информацию об окружающем мире, затем эта информация, благодаря представлению, фиксируется в памяти и на этом основании уже могут осуществляться мыслительные операции. Благодаря памяти, в сознании сохраняются огромные пласты информации, позволяющие осуществлять сложную мыслительную деятельность на рациональном уровне. Полученные результаты облекаются в словесную форму и служат базой для накопления знаний о реальном мире.
Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.
Адаптация, как процесс приспособления детей к детскому саду Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.
Нравственное воспитание дошкольников как целостный процесс педагогической морали Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние.
Социально-познавательный проект в ДОУ как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников Аннотация:Целью социально-познавательного проекта является формирование и развитие у детей, родителей и педагогов духовно-нравственных ценностей,.
Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Вопрос 1. Функции мышления
◄Установление всеобщих взаимосвязей.
◄Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.
◄Обобщение свойств однородной группы явлений и др.
Особенности мышления как психического познавательного процесса:
◄Мышление человека связано с практической деятельностью человека, с его потребностями, целями и задачами, направленными на преобразование
◄Мышление носит опосредованный характер. Устанавливая связи между предметами и явлениями окружающего мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения восприятие, но и на свою память, свой прошлый опыт, знания и умения.
◄Мышление основывается на общих законах развития природы и общества, в которых отражены наиболее существенные связи и отношения между предметами и явлениями Объективной реальности.
◄Мышление находиться в неразрывном единстве с речью. Оно есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.
◄Мышление позволяет человеку отражать связи между предметами и явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса.
Вопрос 2. Операции мышления
1. Анализ – мысленное разложение сложного объекта, явления, ситуации на составляющие части, элементы, стороны.
2. Синтез – мысленное соотнесение частей, сторон, элементов и действий в единое целое.
3. Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных предметах, явлениях, ситуациях.
4. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.
5. Абстрагирование – отвлечение существенных признаков предметов и явлений от несущественных.
Вопрос 3. Формы мышления
- Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предметов или явлений. Понятия формируются в процессе исторического развития человеческого общества. Вместе с тем уже готовые, выработанные понятия усваиваются человеком в процессе индивидуального развития. Усвоить понятие – осознать его содержание и уметь использовать в познавательной и практической деятельности.
- Суждение – это форма мышления, в которой утверждаются или отрицаются какие-либо отношения между предметами или явлениями.
- Умозаключение – это выделение из двух или нескольких суждений нового суждения.
- Аналогия – это такое умозаключение, в котором вы делается на основании частичного сходства между предметами без достаточного рассмотрения всех условий.
Вопрос 4. Способы мышления
◄ Индукция – способ мышления, при котором умозаключение движется от единичного к общему выводу.
◄ Дедукция – способ мышления, осуществляемый от общего вывода к частному.
Вопрос 5. Виды мышления
Мышление человека включает в себя не только операции, способы и формы, но и протекает на различных уровнях. Это виды мышления.
1. По степени развернутости разделяют:
◄Дискурсивное мышление – поэтапно развернутый процесс.
◄Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью, мышление на основе непосредственных чувственных восприятий.
2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют:
◄Творческое мышление (продуктивное) – направленное на создание новых идей или усовершенствование чего-либо старого.
◄Репродуктивное мышление (воспроизводящее) - применение готовых знаний и умений.
3. По характеру решаемых задач разделяют:
◄Теоретическое мышление – направленное на открытие законов, свойств объектов;
◄Практическое мышление – связано с постановкой целей, выработкой плана, нахождением оптимальных способов действий.
4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют:
◄Предметно-действенное – это мышление, включенное в деятельность, реальное преобразование ситуации.
◄Наглядно-образное мышление – связано с представлением того, что человек воспринимал раньше, с оперированием образами. В отличие от предметно-действенного при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
◄Словесно-логическое мышление – оно совершается на основе отвлеченных понятий и при помощи логических операций.
Вопрос 6. Качества мышления (ума)
◄ Широта – умение охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики.
◄ Конкретность – способность охватить не только весь вопрос целиком, но и умение не упустить существенные частные моменты.
◄ Глубина – умение вникать в суть вопроса, проблемы, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего.
◄ Самостоятельность – возможность самому увидеть вопрос, требующий решения и умение найти ответ на него собственными силами.
◄ Критичность – умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, строго и правильно их оценивать и находить в них ошибки.
◄ Гибкость – способность изменить намеченные решения или способ решения, если они оказались неправильными, умение подойти с новой точки зрения к предмету размышления.
◄ Последовательность – умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений.
◄ Быстрота – принятие обоснованного решения и его реализация в условиях дефицита времени.
Читайте также: