Правовые основы международных отношений план урока

Обновлено: 03.07.2024

- источники современного международного гуманитарного права.

- международное право, международный договор, нормы международного права.

Проверить исходный уровень знаний по теме.

I. Ответьте на вопросы теста:

1. Международное гуманитарное право – это совокупность норм, действующих

1) мирного договора

2) вооруженного конфликта

3) международного соглашения

2. Что такое норма международного права:

1) количество выполненных каким-либо государством обязательств в ходе войны

2) юридически обязательное правило поведения государства и других субъектов

международного права в международных отношениях

3) предел допустимого в разрешении вооруженного конфликта

3. Как называют участников вооруженных конфликтов:

1) командиры 2) комбатанты 3) комбинаторы

4. Почему на войне необходимо следовать правилам, основанным на принципе

1) в мирное время это сделать легче всего

2) потому что необходимо уменьшить страдания тех, кто перестал участвовать

в боевых действиях

3) чтобы продолжать боевые действия

5. Военнопленный имеет право:

1) на гуманное обращение и сохранение жизни

2) на участие в военных действиях на стороне противника

3) на насильственное обращение

6. Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность:

1) за анализ средств и способов достижения цели

2) за сравнение средств и способов достижения цели

3) за выбор средств и способов достижения цели

7. В случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать

методы или средства ведения войны:

1) не является неограниченным

2) является беспредельным

3) регулируется нормами МГП

8. В экстремальных, конфликтных ситуациях (в том числе и в ситуации

вооруженного конфликта) особенно важна:

1) соразмерность цели и средств, избираемых для ее достижения

2) сопоставление цели и средств, избираемых для ее достижения

3) несоответствие цели и средств, избираемых для ее достижения

II. Проверьте правильность выполнения задания.

III. Определите уровень ваших знаний по схеме:

IV. Проанализируйте свои ошибки.

Письменно в тетради записать ответы теста.

Взаимопроверка:

- выполнив тест, поменяйтесь с соседом по

парте тетрадями и проверьте тест.

Изучение нового материала

Работа с учебником:

Пункт: Понятие международного права

Пункт: Особенности современного международного права

2.2. Определите цель современного сообщества государств в лице ООН:

2.3. Составьте перечень функций международного права и дайте им

характеристику:

Пункт: Субъекты международного права

2.4. Составьте схему

Субъекты международного права

2.5. Составьте перечень источников международного права:

2.6. Новые формы воплощения международно-правовых форм:

Пункт: Что такое международное гуманитарное право

2.7. Сформулируйте понятие

Международное гуманитарное право - _________________________________.

2.8. Составить схему

Субъекты международного гуманитарного права

2.9. Заполните таблицу, указав названия документов

Нормы гуманитарного права

Защита раненых, больных, пленных из лиц, участвующих в вооружённом конфликте

определения понятий национальная безопасность, международные отношения; виды международных отношений; средства международного сотрудничества; основные международные организации, межгосударственные объединения, в которые входит Республика Беларусь; принципы и направления внешней политики Республики Беларусь.

Учащиеся должны уметь:

характеризовать национальные интересы белорусского государства;

конкретизировать примерами вывод о многовекторной внешней политике белорусского государства.

Создать условия для совершенствования умений учащихся формулировать и аргументировать свою точку зрения по изучаемым вопросам; развивать умения работать с учебником, документами, обществоведческими понятиями, иллюстрациями; формировать умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы

Создать условия для формирования политической культуры учащих­ся (понимание целей, задач, основных направлений и принципов внешней политики белорусского государства).

Оборудование к уроку: учебник, параграф № 20, Конституция РБ, вопросы в конце параграфа.

  1. Понятие и виды международных отношений.
  2. Основные международные организации
  3. Международное сотрудничество
  4. РБ в системе современных международных отношений
  5. Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства

Этап урока Приёмы и методы Время (мин )
1. Орг. момент Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания. 2мин.
2. Актуализация знаний Постановка вопросов по пройденному материалу 10 мин.
3. Изучение нового материала Рассказ повествование учителя 25мин.
4. Закрепление изученного материала Вопросы после п.20 5 мин.
5. Д/з §20 3 мин.

  1. Понятие и виды международных отношений.
  2. Основные международные организации
  3. Международное сотрудничество
  4. РБ в системе современных международных отношений
  5. Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства
  1. Что такое международные отношения?
  1. какие различают виды международных отношений?
  2. Охарактеризуйте основные средства международного сотрудничества.

Место и роль Республики Беларусь в системе современных международных отношений; принципы, цели и направления внешней политики Республики Беларусь; национальные интересы Республики Беларусь; определение понятия национальная безопасность.



Сейчас прочитайте 8 и 18 статьи Конституции РБ.

О чем идет речь в этих статьях Конституции?

Из каких принципов, согласно статье 18 Конституции РБ, исходит республика в своей внешней политике?

Откройте задание 3 на с. 238.

Назовите цели внешней политики РБ.

Самостоятельно разберите два последних пункта параграфа на с. 204-205 и :

1. охарактеризуйте место РБ в системе современных международных отношений.

2. охарактеризуйте принципы и направления внешней политики РБ.

3.Что такое национальная безопасность? Каковы основные национально-государственные и национально-экономические интересы РБ?

Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Представление результатов работы в группах классу.

Таким образом, Республика Беларусь исходит из убеждения, что стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах.

Сегодня на уроке мы узнали определения понятий национальная безопасность, международные отношения; виды международных отношений; средства международного сотрудничества; основные международные организации, межгосударственные объединения, в которые входит Республика Беларусь; принципы и направления внешней политики Республики Беларусь.

Центральное место во внешней политике любого государства занимают национальные интересы.

Под национальными интересами понимаются потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных условий для ее развития. Национальные интересы определяются геополитическими условиями, внутренней и международной ситуацией, возможными угрозами.

Геополитические интересы нашей страны связаны с обеспечением суверенитета и территориальной целостности страны. Геополитическое положение Беларуси исключает одностороннюю ориентацию ее национальных интересов. Мы заинтересованы в многовекторной внешней политике, поддержании баланса между европейским и евроазийским политическим и экономическим пространством

В этой же статье нашел отражение и такой важный принцип внешней политики Беларуси как приверженность политике ядерного разоружения и демилитаризации международных отношений.

К числу важнейших принципов внешней политики Беларуси следует отнести и отсутствие у нашего государства каких-либо территориальных претензий к другим странам, равно как и непризнание Беларусью территориальных претензий к ней со стороны других государств.

Целями внешней политики Республики Беларусь являются: обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, защита интересов общества, личности и государства.

Основные задачибелорусского государства на международной арене вытекают из названных выше стратегических целей. Среди этих задач:

- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития Беларуси, подъема ее экономики, повышения благосостояния граждан страны, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала страны;

- укрепление международных позиций, отвечающих интересам Беларуси как европейского государства;

- всесторонняя защита прав и интересов белорусских граждан и юридических лиц за рубежом;

- донесение правдивой информации о стране, содействие позитивному восприятию Беларуси в мире, популяризация культурных и духовных ценностей белорусского народа за рубежом.

Тип урока:Комбинированный

Обучающие:Учащиеся должны знать:

определения понятий национальная безопасность, международные отношения; виды международных отношений; средства международного сотрудничества; основные международные организации, межгосударственные объединения, в которые входит Республика Беларусь; принципы и направления внешней политики Республики Беларусь.

Учащиеся должны уметь:

характеризовать национальные интересы белорусского государства;

конкретизировать примерами вывод о многовекторной внешней политике белорусского государства.

Создать условия для совершенствования умений учащихся формулировать и аргументировать свою точку зрения по изучаемым вопросам; развивать умения работать с учебником, документами, обществоведческими понятиями, иллюстрациями; формировать умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы

Создать условия для формирования политической культуры учащих­ся (понимание целей, задач, основных направлений и принципов внешней политики белорусского государства).

Оборудование к уроку: учебник, параграф № 20, Конституция РБ, вопросы в конце параграфа.

  1. Понятие и виды международных отношений.
  2. Основные международные организации
  3. Международное сотрудничество
  4. РБ в системе современных международных отношений
  5. Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства

Этап урока Приёмы и методы Время (мин )
1. Орг. момент Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания. 2мин.
2. Актуализация знаний Постановка вопросов по пройденному материалу 10 мин.
3. Изучение нового материала Рассказ повествование учителя 25мин.
4. Закрепление изученного материала Вопросы после п.20 5 мин.
5. Д/з §20 3 мин.

  1. Понятие и виды международных отношений.
  2. Основные международные организации
  3. Международное сотрудничество
  4. РБ в системе современных международных отношений
  5. Национальная безопасность и национальные интересы белорусского государства
  1. Что такое международные отношения?
  1. какие различают виды международных отношений?
  2. Охарактеризуйте основные средства международного сотрудничества.

Место и роль Республики Беларусь в системе современных международных отношений; принципы, цели и направления внешней политики Республики Беларусь; национальные интересы Республики Беларусь; определение понятия национальная безопасность.

Сейчас прочитайте 8 и 18 статьи Конституции РБ.

О чем идет речь в этих статьях Конституции?

Из каких принципов, согласно статье 18 Конституции РБ, исходит республика в своей внешней политике?

Откройте задание 3 на с. 238.

Назовите цели внешней политики РБ.

Самостоятельно разберите два последних пункта параграфа на с. 204-205 и :

1. охарактеризуйте место РБ в системе современных международных отношений.

2. охарактеризуйте принципы и направления внешней политики РБ.

3.Что такое национальная безопасность? Каковы основные национально-государственные и национально-экономические интересы РБ?

Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Представление результатов работы в группах классу.

Таким образом, Республика Беларусь исходит из убеждения, что стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах.

Сегодня на уроке мы узнали определения понятий национальная безопасность, международные отношения; виды международных отношений; средства международного сотрудничества; основные международные организации, межгосударственные объединения, в которые входит Республика Беларусь; принципы и направления внешней политики Республики Беларусь.

Центральное место во внешней политике любого государства занимают национальные интересы.

Под национальными интересами понимаются потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных условий для ее развития. Национальные интересы определяются геополитическими условиями, внутренней и международной ситуацией, возможными угрозами.

Геополитические интересы нашей страны связаны с обеспечением суверенитета и территориальной целостности страны. Геополитическое положение Беларуси исключает одностороннюю ориентацию ее национальных интересов. Мы заинтересованы в многовекторной внешней политике, поддержании баланса между европейским и евроазийским политическим и экономическим пространством

В этой же статье нашел отражение и такой важный принцип внешней политики Беларуси как приверженность политике ядерного разоружения и демилитаризации международных отношений.

К числу важнейших принципов внешней политики Беларуси следует отнести и отсутствие у нашего государства каких-либо территориальных претензий к другим странам, равно как и непризнание Беларусью территориальных претензий к ней со стороны других государств.

Целями внешней политики Республики Беларусь являются: обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, защита интересов общества, личности и государства.

Основные задачибелорусского государства на международной арене вытекают из названных выше стратегических целей. Среди этих задач:

- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития Беларуси, подъема ее экономики, повышения благосостояния граждан страны, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала страны;

- укрепление международных позиций, отвечающих интересам Беларуси как европейского государства;

- всесторонняя защита прав и интересов белорусских граждан и юридических лиц за рубежом;

- донесение правдивой информации о стране, содействие позитивному восприятию Беларуси в мире, популяризация культурных и духовных ценностей белорусского народа за рубежом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международное право можно определить, как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Лекция 1. Основы международного права

1. Понятие, предмет регулирования, функции, принципы и источники международного права.

2. Субъекты международного права. Правопреемство в международном праве.

1. Международное право можно определить, как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

Межгосударственные - отношения между государствами, между государствами и нациями, борющимися за независимость. Международно-правовые нормы направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений - государствами.

Международное право регулирует и отношения немежгосу­дарственного характера - т.е. отношения, в которых государ­ство является лишь одним из участников либо вообще не уча­ствует. Отношения между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, а также между физическими и юридическими лицами.

Под функциями международного права понимают основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Собственно, юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охра­нительную.

Стабилизирующая функция состоит в том, что междуна­родно-правовые нормы призваны организовывать мировое сооб­щество, устанавливать определенный международный правопо­рядок и стабилизировать его.

Важнейшей из функций международного права является регулятивная. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников междуна­родных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении меж­дународных обязательств субъекты международных правоотно­шений вправе применить меры ответственности и санкции, пре­дусмотренные международным правом.

Основные принципы международного права:

1. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу, все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что все государства юридически равны и должны уважать правосубъектность других участников международных отношений. Все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях, организациях и международных договорах. Принцип суверенного равенства означает, что территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, а государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права.

2. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозы силой все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются международным правом законными.

3. Согласно принципу мирного разрешения международных споров, государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами и таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами.

4. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

5. Принцип территориальной целостности государств предполагает, что государства должны уважать территориальную целостность друг друга. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая оккупация или приобретение территории, таким образом, не признаются законными.

6. В соответствии с принципом нерушимости границ государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

7. Одним из фундаментальных принципов международного права является принцип уважения прав человека, которые рассматриваются как составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимым для дружественных отношений и сотрудничества.

8. Принцип права на самоопределение народов и наций означает, что все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение. Однако государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

9. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом. Развивая сотрудничество, государства должны содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

Нормы международного права - это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов.

В сфере международных отношений отсутствуют специаль­ные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего, государствами. Процесс создания норм международного права представляет собой согласование позиций государств, включающее две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Нормы международного права зафиксированы в виде опре­деленных правовых источников. Источником международного права принято считать форму выражения и закрепления меж­дународно-правовой нормы.

В настоящее время в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций.

2. Особенности международного права как особой системы права предопределяют специфику международной правосубъектности и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права. Важнейшим признаком субъекта меж­дународного права является его право совершать самостоятель­ные международные действия, включая создание согласованных международно-правовых норм.

Международную правосубъектность можно определить, как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права - государства и борющиеся нации - в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями меж­дународно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (госу­дарственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет воз­можность самостоятельного участия в международных отно­шениях.

Юридическим источником правосубъектности для несуве­ренных субъектов международного права служат их учредитель­ные документы. Такими документами для международных орга­низаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международного права (прежде всего, первичными) в форме международного договора.

Государства являются основными субъектами международного права. Международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъект­ность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли.

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Международные межправительственные организации не об­ладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суве­ренными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетен­цией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. К данной категории субъектов относятся Ватикан и Мальтийский орден поскольку больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства.

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юри­дически значимого события, факта или поведения субъекта меж­дународного права. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и в международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания. Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами международного права. Дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.

Признание де-факто - это признание официальное, но не­полное. Этой формой пользуются, когда хотят подготовить поч­ву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Се­годня признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание де-юре - признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международ­ного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном при­знании и установлении дипломатических отношений.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств, субъектами право­преемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопре­емник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или раз­деление государств, передача части территории другому госу­дарству.

Таким образом, единое право подразделяется на национальное и международное (без приоритетов, как две равнозначные части); третьей части правовой системы не существует. Национальными являются нормы права, принятые в данном конкретном государстве автономно, без участия других государств, и предназначенные для регулирования общественных отношений в рамках этого государства. Все другие нормы относятся к международной части правовой системы. Способ формирования нормы (международный договор, обычай, прецедент, акт международной организации или акт из сферы lex mercatoria) не влияет на признание её нормой международного права.

Правовой основой международных отношений на современном этапе является целый ряд источников, основные из которых – международные договоры, международные обычаи. В иерархии международно-правовых регуляторов приоритетное место занимают общепризнанные принципы международного права.

Большинство из этих принципов отражено в Уставе Организации Объединённых Наций. В 1970 г. была принята Декларация ООН о принципах международного права. Принципы носят императивный характер, и ни одно государство не может отказаться от их исполнения в одностороннем порядке.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций

Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г.

…Считая, что прогрессивное развитие и кодификация следующих принципов:

a) принципа, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединённых Наций,

b) принципа, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость,

c) обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства,

d) обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом,

e) принципа равноправия и самоопределения народов;

f) принципа суверенного равенства государств,

g) принципа, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом,

будут способствовать осуществлению целей Организации Объединённых Наций, с тем чтобы обеспечить их более эффективное применение в рамках международного сообщества…

В какой статье Конституции Республики Беларусь закреплён приоритет общепризнанных международных принципов?

Как вы полагаете, как соотносятся с учётом равного статуса принципы территориальной целостности и принцип права наций на самоопределение? Что такое внутреннее самоопределение?

Сотрудничество – это обязанность или право государств в современном мире?

1. Назовите и охарактеризуйте основные принципы международного права. Согласны ли вы с тем, что соблюдение этих принципов всеми государствами — достаточное условие для сохранения мира на земле? Требуется ли сегодня корректировка или дополнение основных принципов международного права? Аргументируйте своё мнение.

Основные принципы международного права:

- суверенное равенство государств — все страны в межгосударственных отношениях юридически равны, являются равноправными чле­нами международного сообщества, самостоятельно принимают участие в мировых конференциях;

- невмешательство во внутренние дела государств — каждая страна вправе выби­рать самостоятельно свои цели в политической, экономической, социальной и культур­ной сферах без вмешательства со стороны других государств;

- равноправие и самоопределение народов — все народы в мире имеют право свободно определять свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие без вмешательства других стран;

- территориальная целостность государств — госу­дарства должны воздерживаться от применения силы по отношению к другим странам и уважать территориальную целостность друг друга;

- нерушимость государственных границ — государства должны воздерживаться от дейст­вий, которые направлены на захват части или всей территории другой страны;

- мирное решение международных споров — государства обязаны решать межгосударственные споры с други­ми странами мирными способами, чтобы не подвергать угрозе безопасность и справедли­вость мира;

- неприменение силы в международных отношениях — государства обязаны поддерживать мир и без­опасность по отношению друг к другу;

- уважение прав человека и основных свобод — государства обязаны уважать права и свободы для всех людей, без различия пола, расы, религии и языка;

- добровольное выполнение международных обязательств — при установлении законов государства должны ориентироваться с их обязательствами по международному праву;

- сотрудничество государств — страны, сотрудничая друг с другом, должны применять принципы доверия и взаимопонимания в соответствии с целями и прин­ципами ООН.

Если все государства будут соблюдать данные принципы, то на земле будет сохраняться мир. В настоящее время требуется дополнение основных принципов международного права по отношению к всемирной системе Интернет с целью недопущения пропаганды войны.

Читайте также: