Какие достижения отечественной науки и культуры в первой половине 19 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

На развитии русской культуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в социально-экономической сфере, в первую очередь промышленный переворот. Особое значение он имел для развития российской науки и техники.

В области естественных наук подлинный переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856), открывший новую геометрическую систему, названную неэвклидовой геометрией (1826). Это крупнейшее открытие стало основой для математической базы современной физики. В 1802 г. петербургский профессор В. В. Петров (1761-1834) продемонстрировал явление вольтовой дуги, а позже высказал идею о ее применении для сварки Металлов. П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби (1801-1874) в 1834 г. изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. - гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию Петербурге Царское Село длиной 25 км. Крупнейший русский металлург первой половины века П.П.Аносов (1797-1851) в 1831г. первым в России применил микроскоп для исследования структуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утраченную тайну изготовления булатной стали.

В 30-х гг. крепостные механики Нижнетагильского металлурги-, ческого завода Е. А. и М. Е. Черепановы построили паровую железную дорогу.

Крупнейшим представителем отечественной медицины стали профессор Медико-хирургической академии Н. И. Пирогов (1810-1881), явившийся основоположником военно-полевой хирургии. В труднейшие годы Восточной войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хирургу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.

В 1839 г. начала работать Пулковская обсерватория под Петербургом (построенная всего за четыре года) - одна из самых крупных и хорошо оснащенных для своего времени. Здесь немало открытий сделал один из крупнейших русских астрономов XIX в. В. Я. Струве (1793-1864).

Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали честью оказывать ей материальную поддержку. С 1832 г. Академия наук приступила к присуждению Демидовских премий за лучшие научные открытия и изобретения. Средства на это выделил один из самых богатых российских промышленников П. Н. Демидов. Большие средства выделяло на развитие отечественной науки и правительство страны.

В 1811 г. был открыт для детей дворян Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества (в их числе А. С. Пушкин и др.). На время он стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.

Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Помимо Московского университета, только в первые два десятилетия века были открыты пять новых университетов: Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Вилен-ский (1804), Петербургский (1819). По мере роста сети училищ и гимназий возникла потребность в подготовке большего числа учителей. Для этого возникли первые педагогические вузы в Москве и Петербурге. По Уставу 1804 г. педагогические институты должны были открыться при всех университетах.

В 20-50-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Если в начале века приоритетным было общее образование, то теперь школа была ориентирована главным образом на формирование нравственности, основанной на религиозных началах.

Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстрыми темпами развивались ведомственные школы (для обучения растущих штатов государственных чиновников), а также технические вузы: Петербургский практический технологический институт (1828 г., сейчас Технологический институт), Московское ремесленное училище (1830 г., ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). По мере расширения Масштабов промышленного строительства с 30-х гг. при гимназиях и уездных училищах открывались специальные классы для изуче-1 ния технических и коммерческих наук, а также фабричные школы.?]

Несмотря на цензурные рогатки, росли объемы выпуска литературы для населения. В 40-е гг. широкую известность получили книги издательства А. Ф. Смирдина (1795-1857), выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших российских писателей того времени. Причем по своей цене эта литература была доступна самым широким слоям населения. Широко развивалось и библиоI течное дело. Библиотеки в 30-40-е гг. были открыты по инициативе провинциальной общественности в большинстве губернских и уезд--ных городов России.

В 1852 г. был открыт для широкой публики Эрмитаж, ранее существовавший как дворцовый музей. С 1856 г. начал собирать свою-знаменитую коллекцию русской живописи выдающийся русским меценат П. М. Третьяков (1832-1898).

Таким образом, в развитии отечественной науки и образования, как и в развитии российской культуры в целом, в первой половине XIX в. наступает качественно новый этап, главной чертой которого становится расширение численности учащихся и научных работников.

XIX в. стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими людьми. Продолжая традиции своих предшественников - первооткрывателей и путешественников XVII—XVI11 вв. они обогатили представление россиян об окружавшем их мире, cno-j собствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые реализовала давнюю мечту: русские корабли вышли в Мировой океан.

Результатом экспедиций Невельского и Путятина, кроме сугубо научных, стало признание Европой существования Приморской об- ласти (Николаевск) и факта ее принадлежности России.

Исключительно полезные и необходимые сведения по Аляске, Алеутским и Курильским островам провел в 1839-1849 гг.; И. Г. Вознесенский.

В 1809 г. А. Е. Колодкин начал интенсивное исследование Каспия, завершившееся через 17 лет составлением первого Атласа Каспийского моря.

В 1848 г. было проведено исследование Северного Урала (вплоть до Карского моря) экспедицией Э. К. Гофмана и М. А. Ковальского.

Крутшейшими результатами увенчались экспедиции по северу Сибири, проведенные в 1842-1845 гг. А. Ф. Миддендорфом (впервые описавшим Таймырский край).

П. А. Чихачевым был открыт Кузнецкий каменноугольный бассейн.

Успехи русских путешественников были настолько емки, что по-1 требовалось создание специальных учреждений для обощения и использования полученных результатов. Важнейшим среди них стало открытое в 1845 г. Русское географическое общество.

Главными особенностями художественной культуры этого пе-' риода стали быстрая смена идейно-художественных направлений И параллельное существование различных художественных стилей.

На рубеже веков господствующим стилем был классицизм, в ос-НОве которого лежало служение государю и Отечеству.

В период, предшествующий Отечественной войне 1812 г., егоз сменил сентиментализм, обращенный к чувствам и переживаниям человека.

Главным направлением в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал романтизм, возникший в переломный период борьбы с Наполеоном. Его основной отличительной чертой было противопоставление некоего романтического, идеального образа реальной жизни людей. Отличительными чертами русского романтизма были повышенный интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории, утверждение сильной, раскрепощенной личности.

Со второй четверти XIX в. получает широкое распространение еще одно направление - реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из его направлений стал критический реализм, фиксировавший неблагополучные стороны российской жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен к лучшему.

Русская литература в этот период впервые приобрела преобладающее влияние в духовной жизни общества.

Несмотря на то что указом Александра I в 1803 г. была введена монополия императорских театров, а затем и театральная цензура, развитие театра в первой половине XIX в. вступало в новый этап. Единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был разделен на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический, для которого архитектором О. И. Бове было построено специальное здание). Наиболее известным в Петербурге был Александрийский театр (архитектор К. И. Росси). В отличие от традиционно демократического московского Малого, этот театр (предназначенный не для широкой публики, а главным образом для двора и чиновничества) носил парадно-официальный характер.

Из драматургов наиболее популярны были Александр Сергеевич Грибоедов (1790-1829), Н. В. Гоголь и начинающий А. Н. Островский, утверждавшие реалистические традиции в театральном искусстве.

С этого времени начинается становление режиссуры и искусства оформления спектакля.

Большие аудитории собирали концертные залы. Популярностью пользовались музыкальные вечера в салонах А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, 3. А. Волконской.

Живопись характеризовалась, в первую очередь, возросшим интересом к личности человека, к жизни не только двора, но и простых людей. Одним из распространенных жанров живописи в начале века становится романтический портрет. Одним из ярких представителей романтизма в живописи стал замечательный портретист начала века Орест Адамович Кипренский (1782-1836), создавший замечательные портреты А. С. Пушкина (1827), П.А.Оленина (1813) и др.

Архитектура первой половины века продолжала традиции классицизма. Крупнейшими представителями русского ампира (вершины классицизма, проявившегося в первые три десятилетия XIX в., выражавшегося в массивных, монументальных формах, с богатыми Украшениями, унаследованными от императорского Рима) были А. Д. Захаров (1761-1811), создавший здание Адмиралтейства в Петербурге (1806-1823); А. Н. Воронихин (1759-1814), построивший Казанский собор (1801-1811), участвовавший в строительстве архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа, положивший начало ансамблю Невского проспекта; К. И. Росси (1775-1849), создавший в Петербурге здание Русского музея (1819-1825) с пло-J щадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главно-] го штаба и аркой (1819-1829), ансамбль Александрийского театра (1816-1834). ,|

В Москве русский ампир имел свою особенность: он был более мягок. В этом стиле были выполнены работы О. И. Бове (1784-1834): реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим театром (1821-1824); Триумфальные ворота (1827-1834) и др. В этом же ключе было построено здание Московского университета и другие сооружения Д. И. Жилярди (1785-1845).

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)

Первая половина XIX в.- яркий и сложный период в истории России, в том числе и в истории развития ее культуры. Подобно тому как во Франции накануне буржуазной революции конца XVIII в. появилась целая плеяда блестящих мыслителей и ученых, так и в России накануне падения феодализма выдвинулась плеяда великих ученых, писателей, художников. Своим творчеством они помогали народу найти путь в будущее, приближали это будущее, будили в народе новые гигантские силы.

Во всех отраслях науки шла упорная борьба против старых, обветшалых теорий, тормозивших развитие науки, против суеверий и предрассудков, против религии, которая сковывала человеческую мысль. Эта борьба принесла великие результаты.

Несмотря на гнет царизма, русский народ и другие народы России достигли в науке, литературе и искусстве крупных успехов. Русская культура заняла выдающееся место в мировой культуре. Главным ее содержанием была борьба за свободу и счастье народа, за социальное переустройство общества на началах равенства и братства, за раскрепощение человеческой личности. Передовая русская культура отличалась богатством идейного содержания, благородством и величием целей.

Наука

Но Лобачевский был не только гениальным математиком, прославившим отечественную науку, он был также крупным общественным деятелем, много сделавшим для развития просвещения и высшего образования в России. В течение 20 лет он возглавлял Казанский университет, который под его руководством стал крупнейшим научным и культурным центром страны.

Большую роль начинают играть химия и физика, особенно такие отрасли, как электричество, органическая химия и др. Эти науки помогали человеку овладевать силами природы, проникать в ее тайны, способствовали развитию экономики страны, росту техники. В развитие теоретической и прикладной химии крупный вклад внесли ученые Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров. Научные труды Николая Николаевича Зинина на многие годы определили направление развития органической химии во всем мире и послужили основой для развития фармацевтической промышленности, изготовления взрывчатых веществ и т. д. Зинин явился основателем школы русских химиков. Ученик и соратник Зинина Александр Михайлович Бутлеров был, так же как и его учитель, выходцем из Казанского университета. Он явился создателем теории строения веществ, основные положения которой не потеряли научного и практического значения до настоящего времени. Они лежат в основе современной теории строения органических соединений. Открытие Бутлерова имело мировое значение. В области физики открытия мирового значения сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров уже в начале века первым в истории мировой науки исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их применения на практике - для освещения, при плавлении металлов. Таким образом, он положил начало работам над практическим применением электричества в быту и народном хозяйстве. Он является первым в мире электротехником. Деятельность Петрова, достойного преемника великого русского ученого М. В. Ломоносова, -научный подвиг во имя любви к родине и своему народу.

Открытия в области практического применения электричества связаны с именем другого замечательного физика и электротехника - Бориса Семенович Якоби. Он провел крупнейшие исследования в области создания электрических машин, телеграфа, минной электротехники, электрохимии. Он открыл метод гальванопластики. Работы Якоби имели огромное народнохозяйственное значение уже в то время.

Русские путешественники

  • Маркизские и
  • Сандвичевы острова,
  • Китай,
  • Японские острова,
  • Сахалин и
  • Камчатка.

Одним из кораблей этой экспедиции командовал выдающийся русский мореплаватель Юрий Федорович Лисянский. Он самостоятельно проделал весь путь из Кронштадта до Аляски и сделал ряд крупных географических открытий.

Михаи́л Петро́вич Ла́зарев (3 [14] ноября 1788 года, Владимир — 11 [23] апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

В 1819-1821гг была предпринята русская кругосветная экспедиция в Антарктику. Ее возглавил знаменитый ученый и мореплаватель Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Русские корабли дважды подходили к побережью Антарктиды. Эта экспедиция, по существу, открыла материк на Южном полюсе - Антарктиду и, кроме того, множество островов, создала новые карты, провела важнейшие исследования в области океанологии и океанъграфии. Именем русского мореплавателя названо море в антарктическом бассейне (море Беллинсгаузена) и группа островов.

На одном из кораблей этой замечательной экспедиции командиром был Михаил Петрович Лазарев. Впоследствии он совершил несколько кругосветных плавяний. Велики заслуги Лазарева в создании и укреплении русского военно-морского флота. Он прославился как боевой адмирал, бесстрашный, мужественный, беспредельно любящий родину. Лазарев созвал целую школу военно-морского искусства и воспитал замечательных русских флотоводцев - будущих героев обороны Севастополя - Нахимова, Корнилова, Истомина.

  • открыто 12 островов и
  • собран огромный материал по океанографии, этнографии, зоологии и ботанике.

Литке основал Русское географическое общество, сыгравшее большую роль в развитии географической науки.

Важнейший вклад в изучение дальневосточных морей внес Геннадий Иванович Невельской. Он открыл устье Амура, пролив между материком и Сахалином и впервые доказал, что Сахалин не полуостров, как считали раньше, а остров.

Открытия русских моряков и ученых способствовали развитию мировую науки. Многие географические пункты, острова, проливы и сейчас носят русские названия (острова Кутузова, Суворова, Румянцева, Петра Великого, пролив Невельского и др.).

Развитие науки способствовало развитию техники - техническому прогрессу. Русские изобретатели сделали ряд важных технических открытий. Передовых русских ученых вдохновляла в их великом труде любовь к родине, к народу. Они были патриотами, и это помогало им преодолевать все невзгоды и препятствия. Царизм повинен в том, что многие изобретения замечательных русских ученых и инженеров не были внедрены в жизнь, не стали достоянием народа. Приоритет (первенство) многих изобретений не был закреплен. Для развития науки отпускались ничтожные средства.

Университеты, гимназии, школы. К началу XIX в. в России был один университет — Московский. Согласно указу 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В 1804 г. был открыт Казанский университет, а в 1805 г.— Харьковский. В 1819 г. начал действовать Петербургский университет и в 1834 г.— Киевский (Святого Владимира). В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки дипломатов, направляемых в восточные страны.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Технологический институт в Петербурге, Техническое училище в Москве, Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

Продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и т. д.

Сильно отставало развитие начального образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (прежде всего Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но единой системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди дворян). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Русская наука.
Первая половина XIX в. была плодотворным временем для развития русской науки. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792—1856) создал новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый — Николай Николаевич Зинин (1812—1880). Ему удалось осуществить синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности. Прежде его добывали из индиго, растущего в южных странах. Зинин же получил анилин из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров (1761 —1834) показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда в разреженном газе для освещения и для плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801 —1874) построил электродвигатель. Изучая электрохимические процессы, он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799—1851) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных астрономов об устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793—1864). Он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Основоположником русского китаеведения стал монах Иакинф (Н. Я. Бичурин, 1777—1853), родившийся в семье дьякона в чувашском селе в Казанской губернии. В 1807 г. его назначили начальником православной духовной миссии в Китае. Здесь он обрел главное дело своей жизни. На другой же день по прибытии в Пекин Иакинф начал изучать китайский язык. Словарей и учебников у него не было — их еше предстояло создать. Русский монах бродил по улицам, заходил в лавки, бывал на ярмарках и всюду спрашивал, как называется тот или иной предмет, просил изобразить на бумаге иероглиф. С каждой прогулки он возвращался с небольшим приобретением. Так составлялся китайско-русский словарь. На пятый год Иакинф начал переводить китайские тексты.

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк. Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х гг. XVIII в. пересек Южный полярный круг, наткнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет не предпринималось южнополярных экспедиций.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головниным (1776—1831) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина Федор Петрович Литке (1797—1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь, русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

Достижения Российской империи

Научные достижения Российской империи, сделанные в 19 веке, имеют огромное значение. Многие из них используются по всему миру до сих пор, другие же легли в основу работ разных зарубежных учёных. Российская наука в XIX веке сделала большой скачок вперёд, особенно во второй половине столетия.

Достижения человечества

Российская империя в XIX веке

В XIX веке отставание в экономическом и промышленном развитии между Россией и странами Европы стало особенно заметным. Несмотря на начало промышленного переворота в России, разрыв всё равно продолжал увеличиваться. Он был обусловлен в основном тем, что европейские государства уже перешли к капитализму, отказавшись от пережитков феодализма, в то время как в Российской империи сохранялись многие элементы феодального строя, а большая часть населения состояла из неграмотных крестьян.

Научные достижения Российской империи

Кабинет Д. И. Менделеева

Это, однако, не помешало именно российским учёным сделать ряд важнейших открытий, оказавших влияние на дальнейшее развитие всего человечества. Свою роль сыграли и реформы образования, благодаря которому оно стало более доступным, хоть эта система всё равно была ещё далека от идеала. А отмена крепостного права в 1861 году дала ещё один толчок к дальнейшему развитию, благодаря чему промышленность начала быстро крепнуть. Именно в это время были сделаны многие научные достижения Российской империи, известные на весь мир и по сей день.

Распад Чехословакии

Распад Чехословакии. Причины, суть, события, итоги кратко.

Изобретения и достижения 17 века

Основные изобретения и достижения 17 века

Научные достижения Российской империи в 19 веке

Таблица Менделеева

Достижения Российской империи

Таблица Менделеева переведена на сотни языков

Именно открытие Д. Менделеевым периодической таблицы элементов стало величайшим научным достижением Российской империи. Эта таблица и по сей день используется по всему миру, и вряд ли человечество когда-нибудь от неё откажется, так как это – основа современной химии. Впрочем, одной лишь периодической таблицей элементов достижения Менделеева не ограничиваются, он опубликовал и массу других ценных научных работ.

Географические открытия

Достижения Российской империи в науке

Николай Михайлович Пржевальский, знаменитый путешественник, исследователь и географ

Особенное внимание в России той эпохи уделялось исследованию Центральной Азии, так как этот регион входил в сферу политических и экономических интересов российских императоров. Особенно здесь отметился Н. М. Пржевальский, досконально исследовавший Центральную Азию, Монголию, Северный Китай, а также побывал в Тибете и пустыне Гоби. Другой знаменитый путешественник, Миклухо Маклай, совершил долгую экспедицию в Океанию, пополнив копилку знаний об этих далёких краях.

Электрические лампочки

Достижения Российской империи 19 века

Лампа Лодыгина

В 1874 году российский электротехник А. Н. Лодыгин изобрёл электрическую лампу оригинальной конструкции, опередив на 5 лет Томаса Эдисона, который запатентовал свою лампу 5 годами позднее. Другой электротехник, П. Н. Яблочков, в 1876 году также продемонстрировал публике свою собственную лампу. Оба проекта отличались большим сроком службы, чем все ранее созданные за рубежом аналоги. Однако, в ту эпоху основное распространение получили всё-таки лампы Эдисона.

Культура Нового времени

Культура Нового времени. Краткое самое главное.

Цели Февральской революции

Цели Февральской революции 1917 года в России

Математика

Достижения Российской империи в XIX веке

Софья Ковалевская

В Российской империи появилась на свет Софья Ковалевская, первая в мире женщина, ставшая профессором математики. Увы, из-за труднодоступности высшего образования для женщин в те времена ей пришлось перебраться в Европу, где она продолжила свою научную деятельность и пришла к славе. Ковалевская – одна из величайших учёных-математиков в истории человечества. Помимо неё, значительный вклад в математику внесли и другие российские учёные 19 века – П. Л. Чебышев, например.

Аэроплан

Достижения Российской империи в авиации

Самолёт Можайского

Русский морской офицер А. Ф. Можайский в 1882-1885 годах построил один из первых в мире самолётов, который, впрочем, в наши дни не очень широко известен. Этот аэроплан мог бы стать одним из величайших научно-технических достижений Российской империи в 19 веке, ведь Можайский на несколько десятков лет опередил американцев братьев Райт, которые считаются создателями первого в мире работоспособного самолёта. Увы, проект Можайского пришлось свернуть из-за недостатка финансирования, и он не получил дальнейшего развития.

Почвоведение

Достижения Российской империи в почвоведении

В. В. Докучаев

Медицина

Достижения Российской империи в медицине

И. М. Сеченов, знаменитый российский врач

Читайте также: