Анализ сонет к форме брюсов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Валерий Брюсов поэт, который подарил России новое направление в литературе – символизм. Перо Брюсова обнажало самые насущные проблемы человечества: начиная от личных переживаний – тем одиночества, любви, патриотизма и страха; и заканчивая глобальными темами войны, власти, культуры и искусства. Валерий Яковлевич развивал и совершенствовал культурную жизнь России. На его средства были изданы альманахи с опубликованными в них новаторскими сочинениями писателей символистов.

Стихотворение написано в жанре философской лирики, его основная мысль заключается в раскрытии идеи символизма. Неслучайно Брюсов цитирует французского символиста в эпиграфе своего произведения: зарубежный поэт ставит непростую задачу – раскрыть сущность вещей, при невозможности ее описания обычными словами. Брюсов находит решение проблемы проводя символические связи.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

И цветок, и бриллиант выступают символом, который подводит читателя к идее и к главному абстрактному образу: содержание - мысли, чувства, фантазии автора, становятся видны в фразе – форме, в которую их облекает поэт. Следующие три строки выражают надежды поэта на то, чтобы все мечты, мысли, чувства поэта, обличенные в форму слова были точны, правильны и доступны другим людям.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Вплоть до заключительных строк поэт рассуждает о содержании вещей, показывая таким образом его важность и первенство в произведении. Заключение Брюсов посвящает форме: красивым буквам, стройности сонета – композиции, рифме, звукописи стихотворения, - таким образом обозначив свое убеждение о важности формы в восприятии содержания.

Сонет Валерия Яковлевича ритмичен и легок. Он прост в восприятии и своим существованием доказывает заключенные в нем мысли. Композиция, лексические приемы, примененные автором и строго выверенный размер стихотворения – стройная форма, содержащая в себе новейшую в то время идею символизма.

По плану в кратком содержании

Картинка к стихотворению Сонет к форме

Сонет к форме Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Тютчев посвятил своей любимой девушке Елене Денисьевой ряд стихотворений. Для поэта она была музой, которую он превозносил и безумно любил. Частная жизнь лирика постоянно подвергалась сплетням и слухам, потому что более 14 лет

Был февраль 1826 года, и Тютчев проходил службу в Мюнхене. Там он повстречал девушку, которая пленила его своей хрупкостью и красотой. Она тоже влюбилась в Тютчева, с первого взгляда. Эта девушка была Элеонора Петерсон.

Интересным фактом является то, что поэт по имени Евгений Баратынский, был одним из известных современных поэтов времен Александра Сергеевича Пушкина. И именно эти два великих поэта дружили между собой и поддерживали достаточно тесные

Уникальное и неповторимое произведение "Вновь я посетил. " было написано великим русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным в 1835 году. Нужно сразу же отметить, что в это время поэт находился в Михайловском имении.

Сонет написан пятистопным ямбом с множеством пиррихиев и построен из 2 катренов и 2 терцетов. У катренов кольцевая рифмовка abba, у терцетов – cdc ddc, так, что получается ещё один катрен и двустишие. Следовательно, произведение принадлежит к французской национальной форме.

Сонет, написанный В. Я. Брюсовым, замечателен и гениален. Автор стремился достичь вершины мастерства, мечтая о сочинении стихотворений, прекрасных не только в отношении их содержания, но и имеющих безупречные формы. И он добился ритмичности, лёгкости и простоты в восприятии его мысли.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

“Сонет к форме” был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл “Пролог” в сборнике юношеских стихотворений “Juvenilia”, который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в “Полное собрание сочинений” (1913).

Литературное направление и жанр

В 1894 г. родилось направление символизма в России, у истоков которого

стоял Брюсов. Был издан манифест символистов и альманахи “Русские символисты” (на средства Брюсова). “Сонет к форме” – стихотворение о воплощении идей символизма в поэзии. Жанр стихотворения – философская лирика, так называемый сонет – поэтический манифест.

Тема, основная мысль и композиция

Сонет имеет эпиграф французского символиста Малларме, который утверждает, что сущность вещей не раскрывается в обыденной речи. Как же тогда ее раскрыть? Об этом сонет Брюсова.

Сонетная форма предполагает 2 катрена и 2 терцета. Первый катрен задает тему, тезис. Автор рассуждает о цветке, у

Эта мысль получает развитие в образе бриллианта, суть которого недоступна взгляду, пока огранка не сделает совершенной форму.

Во втором катрене тезис развивается дальше. Лирический герой подступает, наконец, к тому, что его волнует, переходя от материальных образов к абстрактным. Возникает утверждение, что изменчивые фантазии застывают в отточенных фразах.

Первый терцет, казалось бы, не содержит противоречий, в нем нет ожидаемого перелома. Лирический герой мечтает, чтобы и его мечты воплотились в слове. Но антитезис к первоначальному тезису о единстве формы и содержания все же представлен: важность формы на первом месте.

Не доходят к свету мечты, не воплощенные в слове, исчезают, умирают.

Синтез второго терцета – история об издании стихов лирического героя и о восприятии их другом. Сонет – вот совершенная форма, с точки зрения лирического героя. То есть “Сонет к форме” – это сонет о сонете как совершенной форме.

Так форма и содержание сливаются, но форма, согласно учению символистов, оказывается ведущей.

Тема стихотворения вынесена в заголовок. Это сонет не столько к форме, сколько о форме. В том числе – стихов.

Основная мысль стихотворения: совершенная форма – единственное условие правильного восприятия смысла художественного произведения.

Тропы и образы

Эпитеты стихотворения характеризуют и предмет изображения в поэзии, и саму суть совершенной поэзии. Тонкие властительные связи, изменчивые фантазии, желанные черты воплощаются в отточенной и завершенной фразе, буквах спокойной красоты.

Синтаксический параллелизм в катренах позволяет сопоставить единство формы и содержания цветка, ценности алмаза и красоты его огранки, мысленной фантазии и ее воплощения в фразе. Быстротечность изменчивых фантазий в стихотворении сравнивается с облаками в небе. И к фантазиям, и к облакам применяется метафора “бегут”, а фантазии каменеют в совершенных фразах (метафора).

В первом терцете основное внимание уделяется мечтам, которые как будто обладают собственной волей (олицетворение). Мечты доходят до слова и до света (метафора рождения мысли, ее формулировки и словесного воплощения). Желанные черты – это совершенная форма, которая необходима для воплощения мыслей.

В последней строфе появляется образ друга. Это единомышленник, способный увидеть красоту стиха, готовый упиться им (метафора). Как известно, желанный том, в который должен был войти сонет, так и не был издан.

В сонетном замке поэт как будто вовсе забывает о содержании. На единомышленника производят впечатление стройность сонета (композиция, размер, рифмовка) и “буквы спокойной красоты” (очевидно, звукопись). Таким образом, Брюсов воплощает идею о том, что форма чрезвычайно важна.

Размер и рифмовка

Рифмовка данного сонета такова: аББа аББа вГвГГв. Это классический сонет с вариативной рифмовкой в терцетах. Сонет написан пятистопным ямбом со множеством пиррихиев.

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Как теоретик символизма, Валерий Яковлевич Брюсов не только в статьях, но и в стихах постулирует свои творческие принципы и установки.

Читайте также: