Кратко охарактеризуйте экономическое обеспечение природоохранной деятельности

Обновлено: 02.07.2024

новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономического механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; лимитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.

Государственный учет природных ресурсов. Такой учет осуществляется по единой системе органами статистического учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их качеству и количеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ресурсов государственного уровня.

Кадастр — это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; содержит характеристику объектов, классификацию, данные о динамике, степени изученности; может включать рекомендации по использованию, предложения по охране.

Различаются земельный, водный, лесной государственные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых.

Финансирование природоохранной деятельности. При рыночной экономике на первое место выступает самофинансирование предприятий всех форм собственности, которое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Некоторые мероприятия финансируются государством (Федерацией, ее субъектами), муниципальными органами.

Кредиты на экологические мероприятия могут предоставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), дающие предприятиям возможность финансирования своей экологической деятельности.

Экологическое страхование физических и юридических лиц предусматривает возмещение вреда при наступлении предусмотренным договором страхового случая (экологического или стихийного бедствия, аварии, катастрофы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов.

Сравнительно недавно был утвержден новый вид добровольного экологического страхования — защита имущественных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды. В этом случае страховой договор заключается между предприятиями, учреждениями и организациями, которые представляют потенциальную опасность для возникновения аварий-

ных ситуаций и катастроф (химические заводы, атомные реакторы, нефтегазопроводы и т. п.), и государственной страховой компанией.

Государственное финансирование идет главным образом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий катастроф, на строительство наиболее значимых природолхранных сооружений (очистных установок, контрольно-измерительных приборов).

Лимиты на природопользование— это система экологических ограничений по территориям, которая представляет собой установленные предприятию-природопользователю на определенный срок объемы предельного использования (изьятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Эти лимиты устанавливаются предприятиям-природопользовате-

лям специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды.

Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природопользовательской деятельности.

Лицензия — это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В лицензии указываются: цели пользования, срок действия (как правило, один год), требования по рациональному использованию и охране природных ресурсов, лимиты использования, нормативы платы и другие условия.

Существует несколько видов лицензий:

· на основание отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);

· на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т.д.);

· на сбросы и выбросы загрязняющих веществ; лицензия на комплексное использование.

Плата за природопользование включает:

· плату за право пользования природными ресурсами (землей, водой, недрами и т.д.) в пределах установленных лимитов;

· плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

· плату за загрязнение окружающей среды, т.е. за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах уста-

· плату за загрязнение сверх установленных лимитов.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.

Основными мерами стимулирования являются следующие:

· налоговые и иные льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, иную природоохранную деятельность (по налогу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу);

· установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;

· применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

· введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий;

· льготное кредитование природоохранной деятельности.

Охраной окружающей среды занимаются более 100 международ-

ных организаций, наиболее авторитетной среди них является ООН.

—ЮНЕП— специальный орган по окружающей среде (1972 г.);

—МАГАТЭ(Международное агентство по атомной энергии) осуществляет программу “Ядерная безопасность и защита окружающей среды”;

—ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры);

—ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается проблемами гигиены, борьбы с загрязнением воздуха;

—ВМО (Всемирная метеорологическая организация) занимается климатической программой;

—ФАО (Всемирная организация продовольствия) занимается решением проблемы перераспределения продовольственных ресурсов;

— МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов) и др.

Вопросы для самопроверки

1. Приведите примеры участия России в международном сотрудничестве.

2. Из каких источников финансируется природоохранная деятельность?

3. Какие природоохранные мероприятия финансируются из государственного бюджета?

4. С какой целью лицензируется природопользование?

5. Можно ли считать возмещение вреда окружающей среде вследствие правонарушения платой за природопользования?

6. Какие виды деятельности лицензируются?

7. Приведите примеры лимитов природопользования.

8. Какие существуют виды платы в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды?

9. Назовите основные меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.

10. Назовите организации ООН, посвященные охране окружающей природной среды.

Лекция 14. Органы управления и надзора по охране природы.

Экологическое просвещение

Основной функцией государства в сфере охраны окружающей среды является обеспечение экологической безопасности общества. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Государство реализует данную функцию посредством управления охраной окружающей среды и природопользованием. Целью управления является регулирования деятельности природопользователей таким образом, чтобы обеспечить выполнение требований экологического законодательства. К основным функциям управления в сфере охраны окружающей среды относятся: планирование природопользования и охраны окружающей среды; ведение учета природных ресурсов и источников негативного воздей-

ствия на окружающую среду; экономическая оценка природных ресурсов; установление экологических нормативов и экологических требований; установление платы за природопользование и охрану окружающей среды; контроль за деятельностью природопользовате-

лей; применение мер юридической ответственности за нарушение экологического законодательства.

В систему органов управления и надзора по охране природы входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их полномочий.

Структура органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9 марта 2004 г. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.

В системе органов исполнительной власти можно выделить ряд органов специальной компетенции, которые выполняют функции управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

К этим органам относятся: Министерство природных ресурсов РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая находится в ведении Правительства РФ; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству, которые находятся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ.

Задачи органов общей и специальной компетенции

Высшие федеральные, а также республиканские, областные и краевые законодательные органы России призваны определять основные направления экологической политики, утверждать экологические программы, устанавливать в пределах своей компетенции правовые основы и нормы.

На правительство РФ возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ, а также координация деятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образования и использования внебюджетных экологических фондов, установление порядка платы за природопользование, обеспечения населения экологической информацией.

На исполнительные органы государственной власти субъектов возложены следующие задачи: определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов РФ с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ; реализация федеральной политики в области экологического развития на территориях субъектов, государственный экологический контроль, ограничение, приостановление, прекращение деятельности объектов, вредно воздействующих на окружающую среду; разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов не ниже установленных на федеральном уровне.

Основной задачей Министерства природных ресурсов Российской Федерации является выработка государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, а также координация деятельности федеральных служб и агентств, находящихся в его ведении.

Экологическое просвещение

Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15% ее территории — зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что продолжается грабительский для России экспорт природного сырья, на территорию страны ввозятся для захоронения радиоактивные отходы. Одной из причин является низкий уровень экологической культуры граждан, под которой подразумевается экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования.

В настоящее время экологическое образование и воспитание является одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без экологического просвещения невозможно формирование общественного сознания.

Экологическое воспитание — это способ воздействия на чувства людей, на сознание, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности граждан, прививает бережное отношение к природе, озабоченности ее состоянием, обеспечивает подготовленность каждого к нравственному поведению в природной среде.

Начала экологической культуры закладывается в семье. Последующее экологическое воспитание должно осуществляться обществом. В этом смысле многое зависит от руководства страны, от уровня его экологической культуры, от того, какое значение придается задачам охраны окружающей природной среды.

Экологическое воспитание может осуществляться различными средствами. Большая роль здесь принадлежит средствам массовой информации (СМИ) и общественным экологическим организациям. СМИ были первыми, кто забил тревогу и оповещал население об экологическом неблагополучии. Благодаря этой деятельности был дан импульс росту экологического сознания населения. В настоящее

время возникла и успешно развивается специальная экологическая печать — экопресса.

Современное “зеленое движение” в России пока только набирает силу. Однако следует отметить, что деятельность многих общественных организаций весьма результативна

Экологическое воспитание дополняется экологическим образованием.

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды. Оно способствует профессиональной подготовке специалистов, является неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования, подготовки кадров.

Принцип всеобщности означает, что экологическое образование и воспитание должно охватывать всех членов общества.

Принцип комплектности экологического воспитания и образования означает, что два разных процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться в комплексе с учетом научно обоснованных методических требований.

Таким образом, основной целью экологического воспитания и образования является экологизация общественного сознания. В задачи экологии входит сохранение духовной среды, формирующейся в процессе жизнедеятельности человека, что должно способствовать всестороннему развитию человеческой личности, активно решающей как вопросы общественной жизни, так и управление средой своего обитания

Вопросы для самопроверки

1. Какие стоят задачи перед органами общей и специальной компетенции в сфере охраны окружающей природной среды?

Экологическое законодательство РФ составляют:

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.


Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;
  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;
  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;
  • прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.


По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

  • глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
  • базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
  • национальный — мониторинг в масштабах страны;
  • региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;
  • локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
  • импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

  • выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;
  • определение уровня экологичности компании;
  • функционирование систем экоуправления;
  • получение экологического сертификата;
  • выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;
  • составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

  • исходные данные, характеризующие состояние окружающей среды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;
  • перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характеризуются количественными и качественными показателями;
  • данные о воздействии различных вариантов проектируемого сооружения на исходное состояние окружающей среды;
  • компенсационные меры, включая технические и/или финансовые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воздействий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

Н.В. Гусакова, А.И. Забалуева, В.В. Румянцева
Экология: конспект лекций
Под редакцией А.Н. Королева. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — 176с.

12.2. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий

Экономическую эффективность мероприятий по охране окружающей среды нельзя определять на основании анализа деятельности одного предприятия и даже целой отрасли. Частично эффект природоохранных мероприятий находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия труда, снижаются заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т. д. Но основная часть экономического эффекта мероприятий выходит за отраслевые рамки.

Экономическая эффективность технических природоохранных мероприятий (очистные сооружения, безотходные технологии и др.) оценивается, прежде всего, по повышению эффективности общественного производства. Управление качеством окружающей среды и принятие решений возможны при наличии ясного представления об экономической эффективности затрат на средозащитные мероприятия и о размерах предотвращаемого ущерба. Только тогда можно прогнозировать, экономически стимулировать и оценивать направления научно-технического прогресса. В конечном счете эффективность охраны природы и рационального природопользования должна выразиться в приросте национального дохода, повышении социального и экологического потенциалов.

Чтобы избежать негативных последствий, общество разработало систему регулирования природоохранной деятельности. Основными функциями управления являются:

– контроль за использованием ресурсов; защита воздуха, воды, почвы от загрязнения;

– сохранение экологического равновесия в природных экосистемах и прогнозирование их состояния.

Желаемых целей возможно достичь двумя путями: реорганизацией экономической и хозяйственной деятельности и защитой непосредственно природных объектов. Это означает, что в эколого-экономической системе должен присутствовать особый блок, который воспринимает информацию от природных экосистем о происходящих изменениях, оценивает возможные отрицательные последствия и передает команду управляющему блоку. В качестве блока управления могут выступать органы власти или специально уполномоченные службы (например, региональные подразделения Минприроды). Они получают информацию о состоянии природных объектов на основе мониторинга и предписывают предприятию сокращение выбросов или сбросов, используют экономические рычаги управления (корректируют плату за загрязнение и т. п.). Конкретные способы выполнения предписаний выбирает само предприятие. Это могут быть новые очистные сооружения, изменение технологий, замена топлива или сырья, приостановка устаревших производств.

Основными принципами при принятии решений должны быть:

– анализ результатов предполагаемых действий;

– учет взаимосвязей экономической и социальной деятельности с состоянием окружающей природной среды.

Для совершенствования системы управления окружающей средой в первую очередь необходимы введение новых оценочных показателей, нормативов, отработка механизмов взаимодействия между природоохранными подразделениями. Основными направлениями совершенствования системы управления являются:

– улучшение системы информационного обеспечения;

– поиск экономического оптимума при установке нормативов выбросов и уровня допустимого загрязнения;

– совершенствование структур и подразделений, участвующих в управлении качеством природной среды и природопользованием, координация их деятельности, подчинение решению глобальных задач;

– совершенствование экономического механизма управления;

– создание механизмов выполнения целевых программ по охране природы и рациональному природопользованию как в региональном и национальном, так и в глобальном масштабах.

Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований окружающей среды.

Проблема охраны природы тесно связана с политикой, идеологией, экономикой, что вызывает необходимость рассмотрения данной проблемы в различных аспектах: социально-политическом; правовом; социально-гигиеническом; технико-технологическом; экологическом.

Кратко охарактеризуем вопросы, относящиеся к отмеченным направлениям.

Социально-политический аспект связан с решением проблемы охраны природы в масштабах всего человечества при наличии разных социальных систем. Возникновение социально-политической проблемы создания и внедрения в глобальном масштабе природоохранных мер по предотвращению истощения ресурсов и загрязнения среды обусловлено объективными факторами.

Во-первых, в связи с неделимостью биосферы загрязнения природной среды невозможно удержать в территориальных границах страны, в которой это происходит.

Во-вторых, каким бы мощным экономическим и научно-техническим потенциалом ни обладала отдельная страна, она не может полностью решить такую сложную и многогранную проблему, поэтому потребовалось принятие необходимых мер не только на национальном, но и на международном уровне. Международные научно-технические связи стали устанавливаться на двусторонней основе. Россия сотрудничает с рядом ведущих капиталистических стран: США, Англией, Швецией, участвуя в осуществлении программы ООН по окружающей среде.

Правовой аспект. Правовую основу охраны окружающей среды можно сформулировать как установленную законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств. Устанавливая такую систему мер, закон регулирует общественные отношения в области охраны природы, в результате чего возникает совокупность природоохранных правоотношений.

Правовая основа охраны природы в России базируется на ряде принципов, среди которых можно выделить наиболее важные:

а) природные ресурсы составляют государственную собственность и предоставляются только в пользование;

б) охране подлежат все объекты природы – как вовлеченые в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые;

в) рациональное использование природных ресурсов;

г) контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы;

д) ответственность за несоблюдение законодательства об охране природы.

Социально-гигиенический аспект охраны окружающей природной среды в нашей стране отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения.

Осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей состояния качества окружающей среды, критериев безвредности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности человека.

Социально-гигиенические исследования должны быть направлены на то, чтобы темпы изменения окружающей среды не опережали живых организмов. Следовательно, учет биологической нормы адаптационных возможностей организма – важный принцип в области изучения взаимодействия организма и окружающей среды.

Другим важным моментом данного аспекта является социально-гигиенический прогноз будущего состояния преобразованной окружающей среды с целью сохранения здоровья населения. Подобные прогнозы должны не только определять научно техническое развитие, но и предсказывать наиболее оптимальные варианты путей развития научно-технического прогресса.

Технико-экономический аспект охраны природы предполагает организацию производства по принципу безотходности. Современная технико-экономическая база промышленности не позволяет осуществить на промышленных предприятиях глубокую очистку воздуха и воды ввиду исключительной дороговизны этих мероприятий. Разработка новых технологических процессов, на основе которых может быть создано безотходное производство, обеспечит не только высокие технико-экономические показатели, но и комплексное использование природных ресурсов. Реальный путь экологизации технологии – это постепенный переход сначала к малоотходным, а затем к безотходным замкнутым циклам.

Тем самым могут быть достигнуты рациональное природопользование и охрана окружающей среды.

Эколого-экономический аспект охраны природы стал формироваться относительно недавно и своим возникновением и развитием обусловлен бурным ростом производства и научно-технической революцией. В период научно-технической революции, когда масштабы преобразовательной деятельности людей неизмерно выросли, изменения природного равновесия стали отражаться на развитии народного хозяйства, вследствие недостаточного учёта экологического фактора, и проблема охраны природы приобрела также большое экономическое значение.

Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, в связи с чем возникла необходимость учета экологических требований к экономике.

Следует подчеркнуть, что само экономическое развитие внутренне противоречиво: с одной стороны, оно порождает ряд острых экологических проблем; а с другой – в самом экономическом развитии заложена основа для устранения этих противоречий. Раскрыть природу этих противоречий – значит понять связь двух систем: общественного производства и окружающей среды. Необходимо обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы не только с сохранением, но и непрерывным улучшением и развитием как отдельных компонентов, так и всей окружающей среды.

Необходимо углубить изучение природной среды как ресурса воспроизводящей системы и путей повышения её продуктивности на основе закономерностей функционирования природных экосистем, а также раскрыть механизм устойчивости и самовосстановления природных комплексов. Иначе говоря, человеку необходимо предвидеть будущее и выработать стратегию проектирования и создания нужной ему природно-технической среды. При этом следует учитывать, что экологическая проблема имеет следующие аспекты:

— технико-экономический, связанный с угрозой истощения природных ресурсов;

— экологический в узком смысле этого слова, т.е. связанный с биологическим равновесием человеческого общества с природой при глобальном загрязнении окружающей среды;

— социально-политический, поскольку эти проблемы связаны с необходимостью их решения не только в рамках отдельных регионов, но и в глобальном масштабе, охватывающем человечество в целом.

В настоящее время основной стратегической линией в научной и хозяйственной деятельности людей должна стать формула: понять, чтобы предвидеть и рационально использовать.

Современное человечество уже не может себе представить жизнь без достижений научно-технического прогресса, однако не все понимают, что на данный момент все эти достижения уже спровоцировали возникновение серьезного экологического кризиса. Постоянное развитие производственных мощностей без учета тонкого влияния каких-либо его действий на окружающую среду, а также непрерывная погоня за максимальной прибылью привела к тому, что природные ресурсы планеты были во многом истощены, атмосфера Земли стала гораздо более загрязненной, исчез ряд видов животных и растений, а также появилась масса других проблем. Именно по этой причине возникла природоохранная деятельность, которая старается максимально поддерживать баланс.

В чем заключается кризис?

природоохранная деятельность

Экологический кризис представляет собой напряженное состояние отношений природы и человека, которое характеризуется отсутствием соответствия производственных отношений и производительных сил в обществе экологичным и ресурсным возможностям биосферы. При этом нужно правильно понимать, что это обратимое состояние, и в качестве наиболее активной стороны здесь выступает сам человек, так как он может предотвратить возникновение экологической катастрофы, и именно для этого существует природоохранная деятельность. Стоит отметить, что на протяжении существования нашей планеты экологические кризисы возникали уже неоднократно.

Что он собой представляет?

Кризис представляет собой различные фазы развития биосферы нашей планеты, на которых осуществляется качественное обновление живых веществ (когда одни виды вымирают, а другие возникают). Современный этап экологического кризиса, затронувшего современное человечество, связан с угрозой глобального загрязнения, появляющегося вследствие того, что редуценты не имеют возможности или не успевают естественным путем обеспечить очистку биосферы от всевозможных соединений искусственного происхождения, которые в нее попадают. Природоохранная деятельность направлена как на то, чтобы минимизировать последствия от подобных загрязнений, так и максимально урегулировать и контролировать их возникновение.

Основные понятия

Есть несколько понятий того, как обеспечивается охрана природы. Таким образом, природоохранная деятельность имеет несколько трактовок:

  • Мероприятия, направленные на сохранение глобальной системы жизнеобеспечения человечества.
  • Комплекс региональных, государственных, политических, технологических, локальных и общественных мероприятий, направленных на рациональное применение, сохранение и дальнейшее воспроизводство природы нашей планеты, а также прилегающего к ней космического пространства, что делается в интересах как существующих, так и будущих поколений.
  • Комплексная наука, в которой разрабатываются общие понятия и методы сохранения, а также дальнейшего восстановления ресурсов природы.

В качестве одной из важнейших составных частей реализации такой деятельности является максимально рациональное использование природных ресурсов. Другими словами, используется такая система деятельности, главной целью которой является обеспечение экономной эксплуатации ресурсов природы, а также предельно эффективный режим воспроизводства их, учитывая перспективные интересы развивающего хозяйства и сохранения человеческого здоровья.

Общие принципы

природоохранная деятельность предприятий

Природоохранная деятельность предприятий и различных сообществ базируется на определенных закономерностях, которые можно разделить на ряд основных принципов:

    Глубинное изучение всех явлений и процессов, которые являются характерными для определенной природной системы, а также для совокупности этих систем и дальнейшего учета открытых закономерностей.

Данный принцип полностью основывается на законе сохранения веществ, так как ничто не возникает из ничего и не может бесследно исчезнуть. В связи с этим, в процессе создания каких-либо новых химических соединений в обязательном порядке предусматривается возможность превращения получившихся элементов в прочие соединения, которые смогут превратиться в вещества, являющиеся характерными для природного комплекса соединений.

Задачи

развитие природоохранной деятельности

Мероприятия природоохранной деятельности преследуют следующие цели:

  • обеспечение агропромышленного и промышленного комплексов на таком уровне, чтобы добиться минимального ущерба природе;
  • организация функционирования различных предприятий так, чтобы их работа наносила минимальный вред человеку и природным экологическим процессам;
  • регулировка процессами использования природных энергетических и материальных ресурсов с целью увеличения степени их экономичности, а также увеличения положительного воздействия на природу;
  • сохранение всех примечательных или типичных объектов как живой, так и неживой природы посредством создания заказников, заповедников или различных национальных парков;
  • проведение комплекса работ, направленных на организацию экологически безопасного отдыха, а также охраны здоровья населения.

Как это обеспечивается?

стимулирование природоохранной деятельности

Охрана природы организуется посредством осуществления целого ряда предупредительных и активных мероприятий, при этом все они достаточно ответственные. Природоохранную деятельность в виде профилактических мер представляет комплекс работ, позволяющих создать идеальные условия для сохранения баланса природы на определенном территориальном участке. В качестве примера таких работ можно выделить сбережение природных ландшафтов, интересных науке или просто ценных биоценозов, а также различных растений и животных.

Активные меры представляют собой стимулирование природоохранной деятельности и выполнение ряда действий, направленных на устранение последствий негативного воздействия людей на какие-либо природные экологические процессы. В частности, сюда входит борьба с различными загрязнениями, затрагивающими воздушный бассейн Мирового океана, а также отдельные элементы гидросферы и земельные ресурсы. Помимо этого, отдельное внимание уделяется разработке технологий проведения различных производственных процессов и преобразования экологических систем, которые были бы более совершенными с экологической точки зрения и позволяли бы создать лучшие условия для человека.

Экономико-правовые основы

Обеспечение экологической безопасности – это главная цель, которую ставит перед собой природоохранная деятельность. Виды такой деятельности, все без исключения, направлены на то, чтобы добиться защиты настоящего и будущих поколений от воздействия окружающей природной среды, которое могло бы быть вредным для их здоровья из-за сверхнормативного загрязнения вследствие действий со стороны человека или всевозможных стихийных бедствий. Стоит отметить, что в России организация природоохранной деятельности является одной из важнейших составляющих безопасности человека.

Экономическое обеспечение

природоохранная деятельность в россии

Такое обеспечение заключается в том, чтобы добиться максимально полноценного извлечения и потребления различных природных ресурсов при минимальных трудовых и материальных затратах с учетом расходов, необходимых для обеспечения экологической безопасности человека, а также природных органических сообществ. В данном случае расчет расходов включает в себя затраты для добычи и переработки сырья с последующим получением готовой продукции, для восстановления различных природных биоценозов, а также здоровья человека при негативном воздействии на окружающую среду вследствие ее значительного загрязнения. В преимущественном большинстве случаев моментальная выгода не окупается дальнейшими затратами.

Особенности охраны природы в России

ответственные природоохранную деятельность

В действующем законодательстве основа природоохранной политики включает в себя следующие принципы:

  • в качестве основного приоритета устанавливается охрана здоровья и жизни человека, а также обеспечение наиболее благоприятных экологических условий для труда, жизни и отдыха людей;
  • обоснованное, с научной точки зрения, сочетание экологических и экономических интересов общества, которые могут обеспечить реальные гарантии прав человека на природную среду, которая была бы максимально здоровой и благоприятной для жизни;
  • рациональное пользование любых природных ресурсов;
  • соблюдение требований действующего природоохранного законодательства с неотвратимым наказанием за какие-либо экологические нарушения;
  • гласность в работе любых органов, которые занимаются вопросами экологии, а также тесная связь с населением и общественностью в решении любых задач, связанных с охраной природы;
  • сотрудничество с другими странами в области охраны окружающей среды.

Законодательные нормы

мероприятия природоохранной деятельности

Помимо того, что закон определяет право каждого человека на проживание в благоприятной и здоровой окружающей среде, природоохранная экологическая деятельность касается и его самого, то есть он должен поддерживать соответствующее качество этой среды и охранять ее доступными методами. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду осуществляется за счет государственного контроля над качеством природной среды, а также соблюдением установленного природоохранного законодательства. Одной из важнейших мер сохранности окружающей среды является реализация правильного экологического образования, а также корректного воспитания каждой личности, и в особенности это относится к молодому поколению.

В законодательстве изложены основные цели природоохранной деятельности государства, экономический механизм ее реализации, а также нормирование качества окружающей среды, план проведения соответствующих экспертиз и различные экологические требования к уже функционирующим производствам.

Читайте также: