Получаемая коррекционно развивающая психолого педагогическая помощь в школе

Обновлено: 30.06.2024

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.

Целями Службы является:

  • содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  • содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
  • оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи Службы:

  • психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;
  • формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;
  • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
  • участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом школы в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
  • содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
  • содействие в обеспечении деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Основными функциями работы психолога в школе являются следующие:

Основные направления работы психолога в средней школе

Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям:

  • диагностическая работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • консультативно-просветительская работа;

Диагностическая работа психолога в школе

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т.д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:

  • экспертные опросы педагогов и родителей;
  • структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
  • психологическое обследование школьников;
  • анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.

2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

Коррекционно-развивающая работа психолога в школе

Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.

Психологическая профилактика включает в себя предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата и разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.

Поскольку понятие психологической коррекции тесно связано с понятием нормы психического развития (при этом понятие нормы зачастую трактуется исследователями по-разному), то при осуществлении коррекционной работы реализуются две основные стратегии:

Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:

  1. С активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.
  2. Со снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.
  3. С ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.
  4. С расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения.
  5. С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.
  6. 6. С необходимостью профессионального самоопределения учащихся.

Каждый из указанных факторов может стать основой для проведения коррекционной работы.

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г, Возрастно-психологическое консультирование. М. МГУ, 1990).

Консультативно-просветительская работа психолога в школе

Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:

  1. Консультирование и просвещение педагогов.
  2. Консультирование и просвещение родителей.
  3. Консультирование и просвещение школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. В данном пособии предлагаются основные формы и методы возрастно-психологического подхода в консультировании.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

В своей консультативной практике школьный психолог может реализовывать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся еще на этапе своего становления, учет возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе. В целом задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

1. Консультирование и просвещение педагогов

В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в решении школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:

В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления.

1) Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны методические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.

2) Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения.

Консультирование в этом направлении может быть организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.

Консилиум как коллективный метод изучения учащихся выполняет ряд функций.

Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т. д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.

3) Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др.

В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:

  • организовать эффективный процесс обучения школьников;
  • построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

2. Консультирование и просвещение родителей

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя по поводу оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.

3. Консультирование и просвещение школьников

Одной из форм психологического просвещения школьников является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся средних и старших классов, (высокий авторитет сверстников, стремление к самопознанию и саморазвитию и др.), педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Педагогическое образование

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Слушатель факультета ДПО

г. Москва, 2016 г.

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

Целью деятельности педагога – психолога является:

Формировать личностно – значимые качества и обеспечивать благоприятные условия для успешного социально – психологического развития и самоопределения воспитанников на всех возрастных этапах.

O индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

O индивидуальные занятия с психологом;

O диагностика и коррекция индивидуальных способностей детей;

O выявление одаренных детей;

O создание условий, способствующих интеллектуальной и личностной реализации каждого ребенка;

O формирование пространственной среды в соответствии с особенностями личности ребенка;

создание уголков психологической разгрузки, способствующих эмоциональному комфорту детей.

Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.

Психологическая профилактика включает в себя предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата и разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.

Поскольку понятие психологической коррекции тесно связано с понятием нормы психического развития (при этом понятие нормы зачастую трактуется исследователями по-разному), то при осуществлении коррекционной работы реализуются две основные стратегии:

2. оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психического и личностного развития

При психологическом сопровождении педагогом – психологом с 2005 года и по настоящее время осуществляется:

Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Выявление индивидуальных способностей, определение причин нарушений в развитии и обучении. Проводится мониторинг актуального состояния познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы воспитанников, с точки зрения перспектив их развития; диагностические мероприятия по изучению индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей. Результатами работы стали сравнительные диаграммы диагностики интеллектуального развития детей дошкольного возраста; результаты комплексного мониторинга психологического здоровья учащихся и результаты готовности к школе выпускников детского сада; помощь в планировании консультативной работы с педагогами и родителями.

Психопрофилактическая и коррекционно – развивающая работа - формирование у педагогов и родителей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка или для самосовершенствования, своевременно предупреждать нарушения личности или интеллекта ребенка; активное воздействие на развитие личности и индивидуальности. Занятия со всеми возрастными категориями воспитанников по развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер личности, а также межличностных и внутригрупповых отношений. Со всеми детьми дошкольного возраста проводились подгрупповые коррекционно-развивающие занятия. Они являлись комплексными, так как содержали упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, речи и мышления. Большое внимание уделялось совершенствованию коммуникативных способностей и воспитанию доброжелательного отношения к окружающим.

Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

На основании диагностического материала производилось составление индивидуальных коррекционных занятий. Ведущей формой коррекции была выбрана игротерапия, нацеленная на формирование психологических новообразований. Так же в форме игротерапии проводились подгрупповые занятия с родителями дошкольников по коррекции детско-родительских отношений.

С детьми младшего школьного возраста коррекционная работа ведётся в 1- 4-х классах.

Основная цель групповой работы в 1-м классе – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенной эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Задача работы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. На занятиях используются имитационные и ролевые игры, рисуночные методы, психогимнастика.

Коррекционная работа во 2-м классе направлена на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста. В работе в основном используются: психогимнастика, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии, техники и приемы саморегуляции, метод направленного воображения.

Работа в 3-м классе направлена на исследование психоэмоциональных состояний детей; активизацию ресурсов, потенциала личности ребенка; объективизацию проблемных ситуаций; улучшение внутреннего окружающего мира ребенка.

В 4-м классе проводится подгрупповой игровой тренинг. Основная задача тренинга направлена на повышение мотивации учащихся и развития сферы межличностных отношений для успешного обучения в среднем звене образовательной школы.

Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:

1. С активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.

2. Со снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.

3. С ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.

4. С расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения.

5. С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.

6. С необходимостью профессионального самоопределения учащихся.

Каждый из указанных факторов может стать основой для проведения коррекционной работы.

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г, Возрастно-психологическое консультирование. М. МГУ, 1990).

Индивидуальная работа проводится как на основе индивидуальных диагностических исследований, так и по результатам запросов педагогов и родителей. Она ведётся по следующим направлениям: коррекция поведения детей, коррекция структуры учебных действий, развитие сферы межличностных отношений, приобретения навыков общения и взаимодействия.

С педагогами проводятся коррекционные тренинги общения, направленные на гармонизацию отношений в коллективе, совершенствованию толерантности, определяется конкретный выбор стратегии действия в ситуации.

Психологическое консультирование – индивидуальные, групповые, семейные консультации, инициированные любым участником образовательного процесса. В решении некоторых вопросов нецелесообразно было использовать консультацию, поэтому была введена такая форма работы, как рекомендации. Они проводится как в устной, так и в письменной форме.

Таким образом, по результатам работы для основных направлений работы ставятся следующие задачи:

1. Поддержание и укрепление психологического здоровья воспитанников.

2. Сопровождение каждого воспитанника в перспективе его саморазвития.

3. Развитие межличностных и внутригрупповых отношений на всех уровнях.

4. Оказание информационной и методической поддержки педагогам и родителям, связанной с внедрением новых технологий обучения.

Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:

1. С активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.

2. Со снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.

3. С ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.

4. С расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения.

5. С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.

6. С необходимостью профессионального самоопределения учащихся.

Каждый из указанных факторов может стать основой для проведения коррекционной работы.

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г, Возрастно-психологическое консультирование. М. МГУ, 1990).

Преодоление

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся 5-9 классов с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта (дети с ОВЗ и дети-инвалиды), учащиеся; обучающиеся, испытывающие трудности в обучении.

Семья:
Безответственное отношение родителей к организации и условиям оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ.
Школа:
Недостаточная информированность родителей о коррекционных мероприятиях.
Территория: Удаленность малых населенных пунктов от мегаполиса определяют социальное неблагополучие территории, семьи и школы.

При условии реализации программы ожидаются следующие результаты:
 положительная динамика в развитии у детей общеинтеллектуальных умений
(процессов анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков,
лабильность когнитивных процессов);
 положительная динамика в развитии внимания (устойчивость, концентрация,
повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
 положительная динамика в развитии памяти (слухоречевое и опосредованное
запоминание, формирование приемов запоминания);
 положительная динамика в развитии восприятия (пространственного, слухового)
и сенсомоторной координации;
 положительная динамика в развитии личностной сферы;
 положительная динамика в формировании адекватного уровня самооценки и
развитии коммуникативных способностей.

Развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности обучающихся с нарушением интеллекта и задержкой психического и речевого развития посредством организованного
системного психолого-педагогического сопровождения.

РАЗВИВАТЬ:
базовые компоненты познавательной деятельности (воображение,
внимание, память, аналитико-синтетические процессы и навыки
эффективной коммуникации и взаимодействия со всеми участниками
образовательного процесса;
произвольное внимание и умение подчинять свои действия заданной
системе требований (произвольность в управлении мыслительной
деятельностью и поведением в целом).
СПОСОБСТВОВАТЬ:
формированию общей культуры личности обучающихся с нарушением
интеллекта;
осознанному выбору и освоению профессиональных навыков.

Познавательная компетентность:
сформированность психических познавательных процессов в
соответствии с требованиями программы;
познавательная самостоятельность и активность
Эмоционально-волевая компетенция:
снижение уровня личностной и ситуативной тревожности,
адекватный уровень самооценки;
благоприятное динамическое развитие учебной мотивации
Коммуникативная компетентность:
эффективная коммуникация и взаимодействие со всеми
участниками учебного процесса.


Цель: Сформировать комплексную систему работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Задачи:  Своевременно выявлять детей с трудностями в обучении, определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.  Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовывать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с трудностями в обучении.  Осуществлять психолого-социально-педагогическое сопровождение детей.  Помочь учащимся в преодолении затруднений в учебной деятельности; научить их воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления.  Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.  Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям).

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Сформировать комплексную систему работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

 Своевременно выявлять детей с трудностями в обучении, определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии

с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовывать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с трудностями в обучении.

Осуществлять психолого-социально-педагогическое сопровождение детей.

Помочь учащимся в преодолении затруднений в учебной деятельности; научить их воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления.

Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям).

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают ее основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с отстающими детьми и детьми с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков, способствует формированию УУД;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей,

со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями

Откуда берутся слабоуспевающие дети? Трудности в обучении, особенно если они проявляются ещё в начальной школе, существенно затрудняют овладение ребёнком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы старших классов. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его возможностям помощь. Для этого необходимо установить причины неуспеваемости:

Причины возникновения трудностей у учащихся:

нарушения динамики психической деятельности,

особенности асимметрии (левшество),

недостатки анализаторов (зрения, слуха),

личностные особенности (частично).

чем проявляется у учащихся:

трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),

неспособность освоить программу,

ошибки в выполнении учебных заданий,

рамках психолого - педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении, работа осуществляется поэтапно:

первоначально устанавливается психологический контакт с подростком;

далее проводится диагностическая работа по выявлению причин неуспеваемости;

на следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.

Читайте также: