Положение об экспериментальной деятельности в школе

Обновлено: 06.07.2024

от 9 марта 2004 года N 1123

Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 9 октября 2013 года N 1129
____________________________________________________________________

В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, совершенствования работы по организации и осуществлению опытно-экспериментальной деятельности в системе образования

1.1. Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования (приложение 1);

1.2. Перечень структурных подразделений Минобразования России, ответственных за организацию и координацию опытно-экспериментальной деятельности в системе образования (приложение 2).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение 1
к приказу Минобразования России
от 9 марта 2004 года N 1123

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования (далее - Положение) разработано с целью определения общих условий и порядка организации Минобразованием России опытно-экспериментальной деятельности, направленной на структурное и содержательное обновление системы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования.

1.2. Под опытно-экспериментальной деятельностью в настоящем Положении понимается деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования, контроля качества образования, а также по другим направлениям, предусмотренным Федеральной программой развития образования и иными нормативно-правовыми актами, определяющими приоритеты государственной политики Российской Федерации в области образования. Опытно-экспериментальная деятельность может быть организована в рамках экспериментов, проводимых или организуемых Минобразованием России (далее - федеральный эксперимент), либо инициативных экспериментальных проектов, поддерживаемых Минобразованием России.

1.3. Субъектам указанной опытно-экспериментальной деятельности может быть присвоен статус федеральной экспериментальной площадки Министерства образования Российской Федерации (далее - ФЭП) или статус участника федерального эксперимента в области образования (далее - УФЭ). *1.3)

1.4. Статус ФЭП может быть присвоен разработавшим в инициативном порядке экспериментальные проекты или участвующим в содержательном исполнении экспериментальных проектов, разработанных или организованных Минобразованием России:

образовательным организациям (вне зависимости от организационно-правовой формы, типа, вида, ведомственной принадлежности и подчиненности);

местным (муниципальным) системам образования, системам образования субъектов Российской Федерации; под местной (муниципальной) системой образования, системой образования субъекта Российской Федерации в настоящем Положении понимается совокупность образовательных организаций, иных организаций системы образования, органа управления образованием, расположенных на территории административной единицы и обеспечивающих синергетический эффект;

1.5. При присвоении статуса ФЭП образовательным организациям, объединениям образовательных организаций и/или систем образования органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут оказывать содействие деятельности ФЭП, создавать условия, необходимые для реализации ими экспериментальных проектов и использования их результатов в массовой практике.

1.6. Статус УФЭ может быть присвоен как вышеуказанным, так и научным и иным организациям, ведущим работы по реализации и/или обеспечению эксперимента в области образования, проводимого Минобразованием России.

Условия и порядок присвоения статуса УФЭ, а также цели и основные направления деятельности УФЭ определяются Минобразованием России в рамках регулирования соответствующего федерального эксперимента.

2. Основные направления деятельности ФЭП

2.1. Основными направлениями деятельности ФЭП являются:

- разработка и опытная проверка нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебников, учебно-методических, методических, учебно-лабораторных комплектов;

- разработка и апробация новых механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, включая экономику образования;

- создание и развитие новых структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем;

- разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, новых форм и методов управления образованием;

- разработка и апробация новых средств обеспечения общественной поддержки программ развития образования;

- разработка новых типов и видов образовательных организаций, объединений образовательных организаций (ассоциации, союзы и т.п.);

- апробация и внедрение новых форм, методов и средств обучения;

- разработка и апробация новых направлений подготовки (специальностей), специализаций, а также новых образовательных услуг;

- опытно-экспериментальная деятельность по актуальным проблемам образования, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в Российской Федерации.

2.2. ФЭП могут осуществлять экспериментальные проекты по одному или нескольким направлениям опытно-экспериментальной деятельности как по тематике, предложенной Минобразованием России, так и по самостоятельно избранным темам, если последние имеют существенное значение для обеспечения реализации Федеральной программы развития образования и решения других перспективных задач развития образования.

3. Управление деятельностью ФЭП

3.1. Общие вопросы организации опытно-экспериментальной деятельности возлагаются на структурное подразделение Минобразования России, отвечающее за координацию работ по реализации Федеральной программы развития образования. Координация работ по созданию и деятельности ФЭП осуществляется структурными подразделениями Минобразования России в соответствии с их компетенцией.

3.2. В целях координации и развития опытно-экспериментальной деятельности при Минобразовании России создается Совет по федеральным экспериментальным площадкам (далее - Совет).

В состав Совета входят представители органов управления образованием, заинтересованных министерств и ведомств, Российской академии образования, научных и образовательных организаций, российских и международных общественных организаций, ведущих деятельность в области образования.

Функции Совета могут быть поручены существующему государственно-общественному объединению в системе Минобразования России.

3.3. Положение о Совете и его персональный состав утверждаются Минобразованием России.

3.4. К исключительному ведению Совета относятся разработка и одобрение стратегии развития опытно-экспериментальной деятельности в области образования, перечня ее направлений на очередной год, согласование присвоения статуса ФЭП, одобрение сводного ежегодного отчета о результатах деятельности ФЭП по уровням образования (конкретным направлениям деятельности).

3.5. В целях организации опытно-экспериментальной деятельности по уровням образования (конкретным направлениям деятельности) соответствующими структурными подразделениями Минобразования России создаются экспертные комиссии.

В состав экспертных комиссий могут входить представители органов управления образованием, образовательных и научных организаций, общественных организаций и объединений. Не менее 30 процентов состава экспертных комиссий должны составлять представители педагогической общественности.

Регламент деятельности экспертных комиссий и их персональный состав утверждаются Минобразованием России.

Функции экспертной комиссии приказом Минобразования России могут быть возложены структурным подразделением Минобразования России, в которое подана заявка, на отдельные организации системы образования.

3.6. К ведению экспертных комиссий относятся организация и проведение экспертизы заявок на присвоение статуса ФЭП, подготовка предложений по присвоению статуса ФЭП, прием и экспертиза отчетов ФЭП, подготовка ежегодного сводного отчета о деятельности ФЭП по уровням образования.

Члены экспертных комиссий не имеют права участвовать в экспертизе заявок и одобрении отчетов представляемых ими организаций.

3.7. Минобразование России ежегодно подводит общие итоги результатов опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой в системе образования.

Для этого структурные подразделения Минобразования России, координирующие деятельность ФЭП по уровням образования (конкретным направлениям деятельности), рассматривают и утверждают ежегодные сводные отчеты о деятельности соответствующих ФЭП. Структурное подразделение Минобразования России, отвечающее за координацию работ по реализации Федеральной программы развития образования, на их основе готовит сводный отчет о деятельности ФЭП за год.

Сводный отчет ежегодно представляется на одобрение Совета и публикуется в печати.

3.8. В случае положительной оценки результатов деятельности ФЭП соответствующее структурное подразделение Минобразования России организует их внедрение в рамках системы образования Российской Федерации.

4. Присвоение и прекращение действия статуса ФЭП

4.1. Присвоение статуса ФЭП осуществляется Минобразованием России на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Положением и другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ним Минобразованием России.

Приказ Минобразования России о присвоении статуса ФЭП на определенный срок издается на основании решения Совета до мая года начала реализации данного проекта.

4.2. Направления на очередной год опытно-экспериментальной деятельности в системе образования публикуются Минобразованием России не позже мая, а конкурс объявляется не позже сентября года, предшествующего году начала реализации экспериментального проекта.

Функции по организации и проведению конкурса приказом Минобразования России могут быть возложены структурным подразделением Минобразования России, в которое подана заявка, на отдельные организации системы образования.

4.3. Заявка на присвоение статуса ФЭП подается соискателем в соответствующее структурное подразделение Минобразования России не позднее октября года объявления конкурса. Основанием направления заявки и участия в конкурсе является подготовка соискателем инициативного экспериментального проекта или предложений по участию в реализации федерального эксперимента.

Заявка должна содержать:

- наименование и место нахождения соискателя ФЭП (юридический и фактический адрес, контактные телефоны);

- изложение целей и основной идеи проекта, обоснование его значимости для развития системы образования в Российской Федерации;

- программу работ (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы опытно-экспериментальной деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень учебно-методических разработок по теме проекта, планируемый вклад соискателя);

- календарный план проведения работ с указанием сроков реализации проекта по этапам и перечня конечной продукции/результатов;

- предложения по возможному распространению результатов.

Заявка может содержать:

- обоснование необходимости и объемов целевого финансирования и его источников;

- предложения по кандидатуре научного руководителя и/или руководителя работ, которые будут нести ответственность за эффективную организацию и выполнение работ, своевременное оформление и представление полученных в ходе реализации проекта результатов.

4.4. При присвоении статуса ФЭП учитывается мнение органов управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соискатель статуса ФЭП, и/или мнение учредителя, если таковое будет представлено соискателем. Отрицательное заключение органов управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого находится соискатель статуса ФЭП, и/или учредителя или его отсутствие не может служить единственным основанием для отказа в присвоении статуса.

4.5. В случае отрицательного заключения экспертной комиссии соискателю направляется обоснованный ответ, в котором указываются причины отказа, а также, в случае необходимости, даются рекомендации по подготовке новой заявки. Экспертная комиссия может также рекомендовать соискателю кандидатуру научного руководителя, проект для участия на условиях соисполнительства или проект по смежной тематике, реализуемой другой ФЭП.

Соискатель вправе представить заявку повторно не ранее чем через год.

4.6. Перечень соискателей, заявки которых получили положительные заключения экспертных комиссий, на основе представления соответствующих структурных подразделений Минобразования России, передаются в Совет.

4.7. Статус ФЭП присваивается на время реализации проекта на срок от двух до пяти лет. Срок действия статуса ФЭП может быть продлен по решению Совета.

4.8. Реализация проекта ФЭП начинается, как правило, в сентябре. В случае обоснованной необходимости этот срок может быть приурочен к началу календарного года.

4.9. После завершения реализации проекта в установленный срок статус ФЭП прекращает свое действие.

4.10. Действие статуса ФЭП может быть также прекращено досрочно в случае:

- ненадлежащего исполнения принятых на себя ФЭП обязательств, зафиксированных в программе работ;

- получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта, в частности ухудшение уровня и качества подготовки обучающихся;

- нарушения ФЭП законодательства Российской Федерации, включая не соответствие содержания подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, несоблюдение требований СанПиН по охране здоровья обучающихся и воспитанников, нарушения сроков предоставления отчетности

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

от 18 .0 9 .201 7

об экспериментальной И инновационной деятельности

Тындинского района

1. Общие положения .

1.2. Положение разработано в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования, нормативными актами Министерства образования и науки РФ, министерства образования и науки Амурской области, управления образования администрации Тындинского района, регламентирующими инновационную и экспериментальную деятельность системы образования.

цели и задачи инновационной и экспериментальной деятельности;

основные приоритеты инновационной и экспериментальной деятельности;

механизм управления инновационной и экспериментальной деятельностью.

1.4. Под инновационной деятельностью в настоящем Положении понимается деятельность Школы, направленная на освоение образцов новой образовательной практики и формирование культуры инноваций, а также на внедрение в практику результатов экспериментальной работы региональных (муниципальных) экспериментальных площадок.

1.6. Тематика инновационной деятельности самостоятельно определяется методическим советом Школы в соответствии с основными приоритетами Программы развития Школы и с основными приоритетами развития региональной и муниципальной системы образования.

1.7. Под экспериментальной деятельностью в настоящем Положении понимается деятельность Школы по разработке экспериментальных Программ, соответствующих муниципальному заказу образовательным учреждениям, их реализации, апробированию, доработке и подготовке к широкому распространению полученных результатов.

1.8. Тематика экспериментальной деятельности (муниципальный заказ образовательным учреждениям) согласуется на региональном (муниципальном) Экспертном совете, утверждается приказом министра образования и науки Амурской области (приказом начальника управления администрации Тындинского района).

1.9. Школа может осуществлять инновационную и экспериментальную деятельность по одной или нескольким темам.

Цели и задачи инновационной деятельности

2.1. Основной целью инновационной деятельности в Школе является инициирование и стимулирование инновационной и экспериментальной деятельности педагогических работников.

2.2. Задачи инновационной деятельности:

2.2.1. Повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

2.2.2. Создание условий для поиска эффективных решений актуальных проблем образования.

2.2.3. Привлечение педагогов к инновационной и экспериментальной деятельности по приоритетным направлениям современной системы образования.

2.2.4. Обеспечение взаимодействия науки и практики образования.

2.2.5. Содействие распространению инновационного педагогического опыта.

2.2.6. Создание мониторинга инновационной и экспериментальной деятельности Школы.

3. Принципы инновационной деятельности

3.1. При модернизации образования признается безусловная ценность физического, психологического, духовного и нравственного благополучия детей.

3.2. Инновационная и экспериментальная деятельность осуществляется с позиции единства традиций и инноваций в развитии образования, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

4. Основные направления инновационной

и экспериментальной деятельности

4.1. Основными направлениями экспериментальной деятельности являются:

разработка и опытная проверка нового содержания образования; новых образовательных и воспитательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания;

разработка и опытная проверка новой учебно-программной и учебно-методической документации;

разработка и апробация новых механизмов руководства Школой;

разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся.

4.2. Основными направлениями инновационной деятельности являются:

отработка механизмов обновления содержания образовательного процесса (создание компьютеризированных курсов, проблемное обучение, программное обеспечение, организация исследовательской деятельности с получением новых для обучающихся знаний и т. д.), форм образовательного процесса (новые методики преподавания, новые способы организации учебных занятий, воспитательных мероприятий и т.д.);

отработка новых методов оценивания образовательного процесса (рейтинговая система, расширение бальной шкалы, создание портфолио и др.);

отработка систем, основанных на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков;

отработка новшеств, направленных на привлечение представителей общества к управлению школой;

отработка новых форм повышения профессиональной компетентности педагогических работников Школы, ориентированных на обеспечение более высокого качества образования (дистанционное обучение, тьюторство, фасилитаторство, освоение курсов по обучению менеджеров образования, экспертов и др.).

5. Управление инновационной и экспериментальной деятельностью

5.1. Общие вопросы управления инновационной и экспериментальной деятельностью осуществляет директор школы, в том числе:

определяет приоритетные направления инновационной и экспериментальной деятельности;

принимает необходимые меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере инновационной и экспериментальной деятельности;

выступает с предложениями, направленными на совершенствование инновационной и экспериментальной деятельности Школы;

контролирует реализацию программ инновационной и экспериментальной деятельности.

5.2. В целях развития инновационной и экспериментальной деятельности, выработки управленческих решений в сфере экспериментальной деятельности, проведения гласной, независимой, компетентной и объективной экспертизы инновационных образовательных проектов, экспериментальных программ, отслеживания промежуточных и итоговых результатов экспериментальной деятельности Школы приказом директора создается научно-методический совет.

5.3 Научно-методический совет:

руководит инновационной и экспериментальной деятельностью;

организует экспертизу инновационных образовательных проектов, программ экспериментальной деятельности;

ежегодно подводит общие итоги результатов инновационной и экспериментальной деятельности.

Положение, персональный состав и план работы Научно-методического совета утверждается приказом директора Школы.

6. Источники финансирования инновационной

и экспериментальной деятельности

6.1. Финансирование инновационной и экспериментальной деятельности осуществляется за счёт:

бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование школы;

средств, выделяемых на финансирование целевых программ;

средств спонсоров, ассоциаций, творческих коллективов, предприятий, физических лиц.

7. Правовое регулирование отношений

в сфере инновационной экспериментальной деятельности

7.1. Отношения, возникающие в связи с инновационной и экспериментальной деятельностью Школы, регулируются законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Амурской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления администрации Тындинского района, управления образования администрации Тындинского района, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования .

1.1.Настоящее Положение предназначено для регулирования норма­тивно-правовых отношений, возникающих в связи с реализацией иннова­ционной и опытно-экспериментальной деятельности, проводимой педаго­гическим коллективом МБОУ СОШ №14 в рамках Федерального, регионального, муниципального и локального экспериментов, целевых ре­гиональных и муниципальных программ.

1.2. Данное Положение исходит из того, что

  • инновационная и опытно-экспериментальная деятельность - важ­нейший механизм развития общеобразовательного учреждения;
  • эксперимент - метод педагогического исследования, с помощью которого в условиях реальной образовательной практики проверяются и апробируются те или иные нововведения;
  • каждый педагогический работник и педагогический коллектив имеют право на педагогический поиск и связанную с ним инновационную и опытно-экспериментальную деятельность;
  • результативность и эффективность инновационной и опытно-экспериментальной деятельности может обобщаться муниципальными, ре­гиональными органами управления образованием, ссылаясь на авторство участников эксперимента, если в результате этой деятельности возникает новый, положительной динамики, образовательный продукт.

1.3.Право на ведение инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в МБОУ СОШ №14 осуществляется в соответствии с при­казами вышестоящих органов управления образованием.

1.4. Положение определяет:

  • приоритетные стратегические направления и основные задачи пе­дагогического поиска, основанные на идее развития школы и связанные с созданием новой образовательной среды;
  • основы правовой и социальной защиты авторов педагогических инициатив;
  • порядок проведения эксперимента и ожидаемые результаты.

2. Приоритетные направления и основные задачи инновационной и опытно-экспериментальной деятельности.

2.1. В качестве приоритетных направлений инновационной и опыт­но-экспериментальной деятельности в МБОУ СОШ №14 рассматриваются:

  • разработка новых концепций развития и функционирования об­щеобразовательного учреждения;
  • проектирование нового содержания образования на всех этапах получения образования, включающего образовательные цели, содержание учебного материала, методы, формы и средства обучения, позволяющего эффективно реализовывать новые образовательные технологии;
  • создание здоровьесберегающей образовательной среды;
  • создание благоприятных условий для индивидуального развития личности - участника образовательного процесса (педагога, ученика);
  • разработка новых принципов, методов и средств воспитания;
  • создание новых образцов реальной образовательной практики, интегрирующей процессы обучения, воспитания и развития.

2.2.Основные задачи инновационной и опытно-экспериментальной деятельности:

  • развернуть инициативную педагогическую деятельность, связанную с обновлением и развитием образовательной практики в современных социально-экономических условиях, направленную на удовлетворение запросов личности и реализацию социальных заказов общества;
  • полнее использовать творческий потенциал педагогических кадров школы;
  • создать условия для продуктивного и эффективного внедрения современных достижений педагогической науки в практику работы школы;
  • способствовать развитию современных педагогических, образовательных технологий, направленных на повышение качества образования и новых моделей образовательно-воспитательного процесса;
  • обосновывать и развивать социально-педагогическую практику выявления и развития творческой личности;
  • создавать условия для моделирования и практической проверки системы непрерывного самообразования, повышения педагогического мастерства, профессиональной квалификации;
  • разрабатывать и обосновывать условия и средства, обеспечивающие профессиональное становление личности будущего педагога, раскрытие его общих и педагогических способностей, гуманистических ценностей, нового педагогического мышления, основ педагогической культуры.

3. Порядок организации и проведения инновационной и опытно-экспериментальной деятельности.

3.2. Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности может быть инициирована органами управления образованием, министерством образования Иркутской области, Министерством образо­вания РФ.

3.3. Статус эксперимента определяет департамент образования г. Иркутска приказом начальника департамента образования.

3.4. Статус локальной инновационной и опытно-экспериментальной деятельности рассматривается научно-методическим советом МБОУ СОШ №14, где основное содержание и участники эксперимента утверждаются педагогическим советом школы.

3.5. Деятельность участников инновационной и экспериментальной работы подвергается про­межуточному и итоговому мониторингу результативности инновационной и опытно-экспериментальной деятельности.

4. Права и ответственность участников инновационной и опытно-экспериментальной деятельности.

4.2. Департамент образования г. Иркутска, совместно с территориальными органами осуществляет промежуточный и итоговый контроль инновационной и опытно-экспериментальной деятельности. Формы контроля (контрольные и срезовые работы, анкетирование и тести­рование участников образовательного процесса, проверка документации организации эксперимента и пр.) согласовываются с администрацией шко­лы.

4.3. Положительный опыт педагогического коллектива, творческих групп педагогов и отдельных экспериментаторов МБОУ СОШ №14 мо­жет быть распространен путем проведения на базе школы обучающих тео­ретических и научно-практических семинаров для различных групп педа­гогических работников. Содержание, процедура и сроки проведения семинаров согласовываются органами управления образованием с админи­страцией школы.

4.4. Текущий контроль инновационной и опытно-экспериментальной деятельности осуществляет администрация МБОУ СОШ №14.

4.6. Авторы педагогической инициативы имеют право на защиту своих авторских прав в соответствии с законодательством РФ.

4.7. Участники инновационной и опытно-экспериментальной дея­тельности и администрация МБОУ СОШ №14 несут ответственность за результаты работы, за соответствие содержания и организации деятельно­сти.

5.Кадровое и финансовое обеспечение инновационной и опытно-экспериментальной деятельности.

5.1.Финансовое обеспечение инновационной и опытно-экспериментальной деятельности МБОУ СОШ №14 осуществляется из средств, выделяемых Учредителем.

5.2.Инновационный и опытно-экспериментальный процесс осуществляется наиболее опытными и квалифицированными педагогами школы.

5.3. Куратором инновационной и опытно-экспериментальной деятельности назначается заместитель директора по НМР, если в МБОУ СОШ №14 ведется несколько экспериментов разного уровня и содержания, то дополнительно кураторами назначаются наиболее квалифицированные и опытные педагоги.

5.4.Положительный опыт педагогов-экспериментаторов может быть отмечен и поощрен по представлению администрации школы.

3 - научно-методические семинары и курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Экспериментальная и инновационная деятельность в ГБОУ Школа 1222 направлена на достижение более высокого качества образования. II. Задачи экспериментальной и инновационной 2.1. Задачами экспериментальной и инновационной деятельности образовательной организации являются: - анализ образовательной среды, результатов и затруднений в реализации политики модернизации; - прогнозирование и проектирование изменений в образовательной среде школы; - разработка нового содержания образования в соответствии с целями и задачами развития образовательной среды школы; - повышение профессионально-педагогической квалификации педагогических работников ГБОУ Школа 1222; - совершенствование работы с одаренными детьми; - проработка организационно-управленческих основ инновационной и экспериментальной деятельности в школе. III. Основные направления экспериментальной и инновационной 3.1. Основными направлениями экспериментальной и инновационной деятельности являются: - обновление содержания образования; - обновление образовательных технологий; - повышение педагогического мастерства учителя Приоритетными направлениями экспериментальной и инновационной деятельности остаются: - разработка моделей организации образовательного процесса, способного максимально удовлетворять образовательные потребности социума, потребность обучающихся в реализации творческих и исследовательских способностей средствами общего и дополнительного образования; - разработка и апробация психолого-педагогического сопровождения личностного развития детей с различными особенностями (с отклонениями в здоровье, с повышенным уровнем учебной мотивации и др.) - создание сбалансированной, здоровьесберегающей безопасной образовательной среды в школе на всех ступенях обучения Предметом экспериментальной и инновационной деятельности в области обновления содержания образования является: - дифференциация содержания образования на базовый уровень; - использование индивидуального учебного плана для учета образовательных потребностей обучающихся и формирование индивидуального компонента

4 содержания образования; - внедрение деятельностных моделей содержания образования Предметом экспериментальной и инновационной деятельности в области обновления образовательных технологий является: - расширение педагогических возможностей использования в образовательном процессе медиа - и информационных технологий; - эффективное использование в образовательном процессе современного учебно-лабораторного оборудования; - разработка методики и содержания проектно-исследовательской деятельности, как интеграционной основы общего и дополнительного образования; - внедрение различных технологий оценивания обучающихся, в контексте управления качеством общего образования; Разработка новых технологий учета учебных и личных достижений обучающихся в целях стимулирования их познавательной активности и повышения учебной мотивации. IV. Структура и организация экспериментальной и инновационной 4.1. Экспериментальная и инновационная деятельность в ГБОУ Школа 1222 осуществляется на программно-целевой основе. Основанием разработки программ экспериментальной и инновационной деятельности могут служить: - данные анализа образовательной ситуации, представленные администрацией школы, методическими объединениями, психологопедагогической службой; - распоряжения и приказы директора школы; - распоряжения заместителей директора по учебно-воспитательной работе, председателя методического совета; - рекомендации и предложения Совета Школы и других органов самоуправления При организации экспериментальной и инновационной деятельности в ГБОУ Школа 1222 используются следующие документы: - настоящее Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в школе и программно-методическая документация вышестоящих органов управления образованием (государственных и муниципальных); - аналитические документы по результатам и перспективам развития образовательной среды школы (приказы, аналитические справки); - комплексные целевые программы инновационной деятельности, разрабатываемые на основании настоящего Положения; программно-методическое обеспечение образовательного процесса; - аттестационные материалы учителей, участвующих в инновационной

5 4.3. Принятие каждого решения о разработке инновационных программ оформляется приказом Типовыми результатами экспериментальной и инновационной деятельности являются: - изменение в образовательной программе школы, основных уставных документах, локальных и внутри школьных актах; - изменения в учебных программах и программно-методическом обеспечении образовательного процесса; - аналитические материалы по результатам исследований качества образовательной среды школы; - тексты научно-методических разработок учителей и обучающихся школы; - акты экспертизы инновационных проектов Для оценки результативности экспериментальной и инновационной деятельности в школе действует Экспертный совет, включающий всех членов аттестационной комиссии школы и, при необходимости, дополняемый специально приглашенными экспертами. Выводы Экспертного совета носят рекомендательный характер, и могут приобретать нормативный характер только после утверждения педагогическим советом и директором школы При необходимости, по представлению педагогического и методического советов, администрация школы может обращаться в органы государственного и муниципального управления образованием с вопросами и предложениями по финансовому и материально-техническому обеспечению экспериментальной и инновационной 4.7. Длительность реализации каждой из комплексных целевых программ может составлять от 3 до 5 лет (но не более срока, в течение которого происходит обновление стандартов образовательной деятельности и иной нормативно-правовой базы). V. Порядок организации экспериментальной и инновационной 5.1. Экспериментальная и инновационная деятельность организуется на программно-целевой основе в соответствии со специально разработанными планами (координационными планами) Планы экспериментальной и инновационной деятельности составляются с учетом плана работы школы и представляют единый документ, утверждаемый педагогическим советом и директором лицея Организационной основой экспериментальной и инновационной деятельности являются заседания временных творческих групп, семинары педагогов школы, курсы повышения квалификации, творческие лаборатории педагогов и обучающихся. Заседания временных творческих групп проводится не реже одного раза в четверть по графику, составленному вначале года и согласованному с администрацией школы деятельность временных творческих групп ориентирована на решение

6 следующих задач: - анализ результативности экспериментальной и инновационной деятельности по отдельным направлениям; - проработка отдельных положений и обсуждение актуальных проблем экспериментальной и инновационной деятельности; - выработка согласованных решений в образовательной и управленческой сферах; - предварительная экспертиза входящих и внутришкольных документов по экспериментальной и инновационной деятельности; - коррекция учебных планов, программ и иного программно-методического обеспечения Деятельность временных творческих групп регулируется руководителями групп, назначенными приказом директора на начало каждого учебного года В обязанности руководителя группы входит организация заседаний группы, ведение протоколов, поддержание связи с администрацией школы по проблемам организации экспериментальной и инновационной деятельности и др По итогам временных творческих групп в школе организуется научнопрактическая конференция с последующей экспертизой представленных на ней материалов. Экспертиза осуществляется в виде экспертного заключения, подписываемого директором школы Общее руководство и планирование экспериментальной и инновационной деятельности в школе осуществляется заместителем директора, курирующим инновационную деятельность Результаты экспериментальной и инновационной деятельности за отчетный период носят рекомендательный характер. Планирование работы школы на следующий учебный год осуществляется с учетом результатов экспертизы. VI. Заключительные положения 6.1. Данное положение действует в течение трех лет Изменения и дополнения в положение об инновационной и опытноэкспериментальной работе вносят по решению Совета школы, педагогического совета школы и администрации Изменения и дополнения в положение об инновационной и опытноэкспериментальной деятельности ГБОУ Школа 1222 обсуждаются на заседании Совета школы и утверждаются приказом директора школы.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Педагогические работники ведут исследовательскую деятельность в соответствии с индивидуальными планами или планом реализации инновационного проекта. Индивидуальные планы исследовательской деятельности утверждаются научно-методическим советом. Педагогические работники периодически отчитываются о проделанной работе и ее итогах в различных формах (защита реферата, выступление с докладом на научно-практической конференции, педагогических чтениях, публикация статей, методических рекомендаций, программ, учебных пособий, дидактического материала и др.)Данную работу применяют по разным предметам школьной программы.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ОПЫТНО­ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСЩХ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ. 1. Общие положения. 1.1. Научно­исследовательской, опытно­экспериментальной считается деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально­педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности. 1.2. В научно­исследовательской, опытно­экспериментальной работе (НИР, ОЭР) принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме, профильных, общеобразовательных, коррекционно­развивающих классах школы. 1.3. Научно­исследовательская, опытно­экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образованием, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, использования новых учебно­методических комплексов, повышения профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно­воспитательного процесса с учетом существующих психолого­педагогических и социально­экономических аспектов жизнедеятельности детей и подростков. 1.4. Педагогические работники ведут исследовательскую деятель­ ность в соответствии с индивидуальными планами или планом реализации инновационного проекта. Индивидуальные планы исследовательской деятельности утверждаются научно­методическим советом. Педагогические работники периодически отчитываются о проделанной работе и ее итогах в различных формах (защита реферата, выступление с докладом на научно­практической конференции, педагогических чтениях, публикация статей, методических рекомендаций, программ, учебных пособий, дидактического материала и др.) 2. Организация работы. 2.1. Научно­исследовательская, опытно­экспериментальная работа осуществляется как в индивидуальном порядке, так и в творческих группах

Читайте также: