Управление проектной деятельностью в школе

Обновлено: 05.07.2024

Материально-техническое обеспечение работы: стена для карты будущего, флипчарт, рабочее место для сборщика, бумага для флипчарта, канцелярия (гамфикс, маркеры, стикеры четырех разных цветов, ручки, диктофон)

Время работы: 3 часа.

Планируемые результаты:

  • форсайт-карта развития школы в период 2020 по 2025 годы;
  • перечень проектных групп с ориентировочным составом перспективных работ (месяц-четверть-год);
  • первичные материалы сессии (карты групп и материалы обсуждения).

Этапы работы

1. Предфорсайт – подготовка:

2. Формирование группы участников определение модераторов групп (руководители ШМО, члены методического совета), задача модераторов внимательно слушать и запоминать общую постановку от ведущего сессии и стараться всегда удерживать в голове образ результата, организовывать работу группы используя методы визуализации, вербализации, презентации и обратной связи. Задание модераторам до сессии-подготовить инфографику по каждому из обсуждаемых нормативных документов.

3. Генерация — собственно форсайт-сессия, которая включает в себя наиболее эффективные инструменты групповой работы, как:

4. Действия (аction) Результатом форсайт-сессии служит набор инициатив (проектов изменений), которые могут быть представлены в виде дорожных карт.

5. Обновление (renewal) Рефлексия как обязательный элемент работы требует анализа, фиксации и публикации методических находок и доработок, полученных в ходе отдельной работы и регулярное обновление карты будущего – ежегодно в начале учебного года или в конце.

Сценарий форсайт-сессии

Участники педагогического совета поделены на пять групп (по принципу деления на школьные методические объединения), модератором группы является руководитель ШМО.

1. Вступление, введение в атмосферу форсайта. (20 минут)

Добрый день коллеги, перед тем как начать, позвольте познакомить вас с тем, что такое форсайт и правилами работы в этом формате.

Правила взаимодействия:

  • высказываться коротко;
  • высказываться строго по предмету обсуждения;
  • высказываться в тех формулировках, которые задает модератор;
  • обсуждать коротко, достигать согласия по поводу высказанного;
  • все, что является для высказывающегося важным, фиксировать на специальных карточках и размещать на карте будущего;
  • работать с картой (подходить, смотреть на всю картинку, удерживать картинку в голове);
  • выключить мобильные устройства или выходить для переговоров из аудитории.

Карта будущего нашей школы содержит 5 этапов и рассчитана на 5 лет, именно на этот период должна быть разработана программа развития школы. Пространство для работы определено, мы начинаем.

Для того, чтобы понять в какую сторону двигаться педагогическому коллективу, школе, необходимо четко представлять, знать и ориентироваться в том, что на сегодняшний дель происходит в системе образования, какие тренды существую. Что такое тренд?

Задание 1: изучить инфографику нормативных документов, сформулировать по 2 тренда, выписать их на флипчарт команды. Представление трендов и коллективный анализ на основе ключевых нормативных положений.

Модераторы раздают каждой команде перечень трендов современного образования, сформулированные из различных источников СМИ. (Приложение №3)

Задание 3: сформулировать технологические решения, которые могут появиться в результате влияния тренда и социальной реакции в образовательной организации. Представление трендов, форматов, технологий каждой группой, и коллективный анализ, определение итогового перечня трендов с которыми пойдет работа на карте будущего школы.

Результат этапа: определение перечня трендов образования, появление новых форматов, влияющих на деятельность организации и в каком, из временных периодов они появятся в конкретной школе. В стартовом году карты (2020-й) размещены 5–8 трендов (включая заранее сгенерированные), на карте обозначено 5–10 перспективных форматов.

3. Этап формулировки угроз (30 минут)

Задание 2: группа готовит доклад (ключевые тренды, форматы, технологии и угрозы). Продолжительность доклада — 5 мин. Доклад делает представитель группы (не модератор). Группа переносит карту из своего рабочего пространства в общий зал и делает доклад, ссылаясь на нее. Представители других групп могут задавать вопросы на уточнение.

Результат: Результатом работы по данному этапу является возможность группы сформулировать, что именно в жизни школы может измениться в период, рассматриваемый на карте будущего.

4. Этап формулировки возможностей (30 минут)

Задание 1: на каждый из трендов карты будущего сформулировать озможности, которые появляются у школы, педагогического коллектива, отдельного педагога, обучающихся или родителей. Выписать их на флипчарт команды. Представление трендов и коллективный анализ появившихся возможностей.

Результат: возникновение идеи, направлений развития школы.

5. Этап генерация идей и описание проектов изменений (30 минут)

Сегодня мы говорили о разных трендах современного образования, одним из которых является проектное управление. Это тип управления образовательной организацией в режиме развития, при котором посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств наращивается образовательный потенциал, повышается уровень его использования и, как следствие, улучшается качество его работы. [2]

Проектное управление позволяет:

  • повышать конкурентоспособность;
  • адекватно реагировать на запросы;
  • привлекать квалифицированные педагогические кадры (профессиональное развитие команды педагогов)

Развитие нашей школы – это коллективная работа по управлению проектами, которые интересны всем субъектам образовательных отношений.

Задание 1: на основании, получившейся карты будущего команде необходимо выбрать один из трендов, из появившихся возможностей исходя из этого тренда и визуализировать в проект или инициативу. Для того, чтобы быстрее сформировать программу работ и дорожную карту, будем использовать ранжирование по трем критериям: самый быстрый — проект или инициатива, которые быстрее всего можно реализовать; самый дешевый — проект или инициатива, реализация которых не требует средств; самый эффективный — проект или инициатива. Разработать схему визуализации проекта или инициативы.

Представление проектов и инициатив проектными командами, определение проектных групп и ответственных.

Результат: перечень инициатив, перечень проектов или прообраз дорожной карты.

Итогом нашей работы над генерацией инициатив и проектов изменений является формирование прообраза дорожной карты, завершить которую предстоит команде модераторов. Собрать все идеи, детализировать материал в готовые проекты и инициативы.

Рефлексия. (20 минут)

В режиме открытого микрофона ответить на следующие вопросы или дополнения фразы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА

ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

Корниенко Наталья Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии

Калужской области

Проектно-исследовательские работы школьников играют важную роль и в школьные годы и в их дальнейшей студенческой и профессиональной жизни. Навыки, приобретённые при осуществлении проекта или проведении учебного исследования, учат самостоятельно познавать, изучать, исследовать, а значит развиваться.

Интерес к познанию и исследованию нового присущ каждому ребёнку с самого детства. Важную роль в совершенствовании и развитии познавательных качеств ребёнка призвана сыграть школа.

Кроме того, приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности один из действенных способов повышения эффективности учебной деятельности [1, 2].

Проектно-исследовательская деятельность, имеет следующие особенности 1 :

цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса важно учесть, что исследование должно быть интересным для ученика, организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи, что раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Исследовательская деятельность школьников - это организованная творческая и познавательная работа учеников, которая соответствует по своей структуре научной деятельности и формирует в результате исследовательские умения, познавательные мотивы, способствует усвоению новых знаний и способов деятельности.

Традиционная система обучения не позволяет проводить уроки, в полной мере обеспечивающие полноценное развитие творческих и исследовательских способностей. Иногда причиной становится неготовность самих образовательных организаций, а также педагогов. Эти обстоятельства негативно отражаются на детях, вовремя не поддержанная любознательность которых может просто превратиться в безразличие. Поэтому, важнейшей задачей школы является построение такой системы организации и управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся, которая позволит создать полноценные условия для повышения квалификации педагогов, которое научит их по новому организовывать учебную деятельность, находить индивидуальный подход к каждому ученику, развивая его творчество и познавательные интересы. Учитель или коллектив, работающий по проектному методу, должен быть компетентен не только в предмете, но компетентен в грамотной последовательности выполнения этапов проектирования, то есть главенствующим объектом изучения становится процесс [3].

Организация и осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся в нашей школе реализуется через три основных направления работы по обеспечению управленческо-методического сопровождения данного направления образовательного процесса.

Направление первое

Разработка и внедрение внутришкольных нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развитие данного направления работы:

Основная образовательная программа: Программа развития УУД, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности 2 .

Рабочие программы учебных предметов, внеурочной деятельности 3 .

Положение о проекте, проектной деятельности обучающихся 4 .

Положение о школьном научном обществе 5 .

Положение о промежуточной аттестации 6 .

Действующая в школе Программа проектно-исследовательской деятельности направлена на:

овладение обучающимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий в процессе работы над проектами и исследованиями;

создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование при условии сохранения и укрепления здоровья обучающихся, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.

Все разделы Программы развития универсальных учебных действий , в том числе и Программа формирования учебно-исследовательских и проектных компетенций реализуются через рабочие программы учебных предметов и внеурочную деятельность.

Положение о проекте, проектной деятельности обучающихся включает в себя общие положения, цели и задачи проектной деятельности в школе, основные направления проектной работы, т ребования к проектным работам, особенности организации проектной деятельности в течение учебного года, о собенности оценки индивидуального проекта, примерное содержательное описание каждого критерия оценки проекта.

Защита исследовательской работы, проекта, реферата зафиксирована в Положении о промежуточной аттестации. Согласно Положению защита предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его темы работы с учётом рекомендаций учителя или научного руководителя, глубокое изучение избранной темы, изложение выводов по проблеме исследования.

Направление второе

Формирование и внедрение методических рекомендаций учителям, выступающим в качестве научных руководителей и консультантов проектных и исследовательских работ учащихся.

Используя опыт работы Департамента образования города Москвы [3], мы разработали м етодические рекомендации по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности обучающихся н а уроках и во внеурочное время. Методичка включает рекомендации по выстраиванию целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования, м етодическому планированию проектной деятельности, о цениванию успешности обучающегося при выполнении проекта или исследования, р ецензированию проектных и исследовательских работ. Для каждого участника образовательного процесса расставлены свои акценты планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.

М етодические рекомендации включают также материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности).

Важную роль во внутришкольной системе организации проектно-исследовательской деятельности играет методическая работа: тематические семинары, круглые столы, определение и утверждение тем проектов и исследовательских работ учащихся, открытые уроки и внеурочные занятия с их последующим анализом, пополняющие опыт педагогов.

Направление третье

Создание и внедрение в образовательный процесс элективных курсов, курсов внеурочной деятельности с учащимися, разработка рекомендаций для учащихся, осуществляющих исследовательскую деятельность, разрабатывающих учебные проекты.

Одними из важнейших факторов подготовки школьников к жизни являются личностные, психологические факторы - психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом. Поэтому мы посчитали необходимым ввести преподавание курса психологии в основной школе в рамках внеурочной деятельности и элективных курсов. Цель преподавания психологии - овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Курс построен с учётом возрастных потребностей и возможностей и представляет следующую структуру по классам.

1-4 классы - Начала этики (саморегуляция поведения);

5 класс - Познай себя (психология личности);

6 класс - Сделай себя сам (самовоспитание);

7 класс – Научи себя учиться (самообразование);

8 класс – Утверждай себя (самоутверждение);

9 класс – Найди себя (самоопределение);

10 класс – Управляй собой (саморегуляция);

11 класс – Реализуй себя (самоактуализация).

Цель данной программы – формирование проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

формировать у учащихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;

способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки школьника;

помочь приобрести учащимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;

способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ содержат общие понятия о проекте и исследовании, рекомендации по планированию и выполнению работы, по подготовке к защите проекта, а так же полезные советы.

Чтобы в будущем дети умели самостоятельно и твердо идти к своей цели, чтобы они умели исследовать и доводить своё мнение до окружающих, нужно чтобы научно-исследовательская работа школьников проводилась еще с младших классов.

Современная система образования предусматривает несколько направлений в развитии исследовательской деятельности:

на внеурочных занятиях;

в виде внеклассной работы (деятельность школьного научного общества) .

Накопленный мною опыт организации учебных исследований и проектов по химии показывает, что при выполнения исследовательских работ учащиеся получают возможность:

расширить и углубить знания по химии, приобретенные на уроке, а также получить новые химические знания по исследуемой проблеме;

обучиться поиску химической информации, её анализу, отбору необходимого для успешной реализации исследования и фиксации этой информации в виде грамотно оформленного списка литературы;

формировать практические умения и навыки обращения с химическими веществами и оборудованием при планировании и проведении химического эксперимента;

узнать отсутствующие в школьной программе способы выделения веществ из реакционных смесей, их очистки, а также знакомиться с основами вузовских химических дисциплин (аналитической, физической, коллоидной химией и т.д.), что в свою очередь позволяет учащимся продолжать образование в вузе по выбранной специальности;

формировать умения представлять результаты работы в сжатом виде в форме доклада или презентации;

получить опыт публичных выступлений.

Формированию исследовательской компетенции способствует создание проблемных ситуаций на уроке с последующим поиском их теоретического и экспериментального решения, анализом полученных результатов, наблюдений, выводами и обобщениями. В связи с этим в мою педагогическую практику прочно вошли:

Таким образом, проектная деятельность в школе формирует среду для выявления и становления будущих деятелей науки и инженерии, даёт представление о труде учёного, инженера, технолога, помогает учащимся овладеть ключевыми компетенциями для постановки целей, планирования и продвижения работы, достижения и публичного представления результатов. В конечном счете, мы получим грамотных, заинтересованных, увлечённых подвижников современной науки, техники и технологий.

Библиографический список

1. ФГОС основного общего образования. - М: Просвещение, 2014. с. 28.

Г.К. Селевко, И.Н. Закатова, О.Г. Левина. Познай себя.

Г.К. Селевко, И.Н. Закатова, О.Г. Левина, Сделай себя сам

Г.К. Селевко. Научи себя учиться.

Г.К. Селевко. Утверждай себя.

Г.К. Селевко. Найди себя.

Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников. Ваулина С.В.

ВложениеРазмер
proektn._d-t.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников.

Анализ теоретических работ и собственного опыта позволили выявить комплекс педагогических условий, влияющих на эффективность проектной деятельности младших школьников.

Под достаточными условиями проектной деятельности младших школьников мы понимаем условия, которых достаточно для эффективного протекания процесса.

Педагогические условия эффективной проектной деятельности младших школьников является:

  • наблюдение за изменением качества проектной деятельности;
  • психологическая, теоретическая и практическая готовность учащихся и учителя к проектной деятельности;
  • управление проектной деятельностью учащихся.

Основным условием эффективной проектной деятельности младших школьников является педагогическое управление (руководство).

Для избежания неоднозначности в определении, под педагогическим управлением мы будем понимать целенаправленную деятельность педагога по решению учебных задач.

Управление содержит следующие виды управленческих действий :

  1. Определение целей и задач.
  2. Планирование, выбор средств и методов.
  3. Организация.
  4. Контроль и корректировка.
  5. Проверка и анализ результатов.

Определение целей и задач. Приступая к выполнению проекта, важно сформулировать общие и конкретные задачи. При выполнении какого-то задания необходимо ставить конкретные задачи перед учащимися. Учитель делает это, исходя, прежде всего из требований программы к знаниям и умениям учащихся. Проектная деятельность школьников предметна, поэтому недостаточно определить отвлеченные задачи, например, выполнять творческие задания и т. д. Планируемая деятельность учащихся, продвижение по пути познавательной самостоятельности должна наложиться на конкретное содержание учебного материала.

Формулировки задач могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности школьников, учебной ситуации. Однако намечать их, приступая к изучению проекта необходимо в любом случае, так как только на этой основе можно организовать систематическую работу учащихся, направленную на достижения лучшего результата и на реализацию главных образовательно-воспитательных целей.

Планирование, выбор средств и методов. Исходя из установленных задач по проекту, планируются конкретные проекты для учащихся. В педагогической литературе определен ряд требований к подбору проектов. Их условно можно разделить на несколько групп:

  1. дидактико-психологические – соответствие дидактическим целям обучения, воспитания, развития; достаточная трудность и посильность; наличие в проекте информации, достаточной для его выполнения; обеспечение деятельности учащихся на всех уровнях учебной работы, с постепенным возрастанием сложности работы; проект должен быть интересным для школьников;
  2. предметно-методические - охват главного содержания темы, наиболее важного материала; обращение ко всем сторонам темы; использование разных источников знаний; направленность на применение различных методов познания; четкость формулировки;
  3. организационные – комплексность; вариативность, позволяющая учитывать конкретную педагогическую ситуацию, возможности учащихся; точное определение формы выполнения.

Сложность проекта обусловлена характером деятельности учащихся – воспроизводящей, преобразующей или творческой, числом и сложностью логических операций. Особенно высокого уровня познавательной активности самостоятельности требуют от школьников проблемные проекты. Здесь ученик определяет, в чем состоит проблема, намечает план и способ действий, осуществляет решение, проверяет его правильность. Немаловажное значение в установлении трудности проекта имеют также особенности используемого материала – его объем, сложность, количество и характер источников знаний. Учитывается и предполагаемый результат – число и уровень умозаключений, выводов, аргументов и т. д.

При планировании работы важно предусмотреть дифференцированный подход к учащимся. Целесообразно предложить несколько разных по степени трудности проектов на выбор. В последнем случае учитель получает информацию о готовности школьников к выполнению того или иного вида деятельности.

Организация. Основными элементами педагогического руководства проектной деятельностью школьников является формулировка и разъяснение задания, инструктаж, наблюдение учителя за работой, ответы учителя на вопросы учащихся, корректирование работы, проверка и анализ результатов.

Наиболее распространенный элемент – формулировка и разъяснение задания. Необходимость его очевидна. Вместе с тем и он нуждается в тщательном продумывании и в содержательном, и в методическом отношении. О составлении и отборе заданий уже говорилось выше. Остановимся еще на одном существенном обстоятельстве. Порой задания для проектной деятельности трактуется учителем как сугубо проверочные, ставятся с целью проверки. В этом случае явно недооценивается обучающая функция проекта. Ведь выполняя его, ученик приобретает новые знания и умения. Именно такой тезис должен звучать при выполнении проекта, использоваться для мотивации деятельности школьников.

Инструктаж о выполнении проекта является чрезвычайно важной частью деятельности учителя. Здесь, как правило, разъясняется, как выполнить проект, характеризуются методы и приемы различных познавательных действий. При этом учитываются этапы работы по формированию умений необходимых для выполнения проекта . В методической литературе выделяется несколько таких этапов:

  1. объяснение учителем целей и содержания данного способа деятельности;
  2. показ его на конкретном примере;
  3. тренировка учащихся в применении этого способа деятельности в сходных ситуациях;
  4. перенос усвоенного способа в новые ситуации.

Контроль и корректировка. Контроль за работой школьников предполагает наблюдение и, в случае необходимости корректировку. К последней относятся такие действия учителя, как уточнение сути проекта, предупреждение учащихся о сложном моменте, проверка правильности самоконтроля. Часто упущение какого-то одного элемента в работе не позволяет ученику успешно выполнить проект. В этом случае учитель помогает ему найти слабое место, определить недостающее звено в цепочке действий. При выполнении проекта такая помощь, корректировка со стороны учителя необходима. Здесь он, прежде всего, обучает, а ученик учится. Именно этот этап и дает учителю основание впоследствии требовать от школьников применять освоенные знания и способы деятельности в новых ситуациях, решать творческие задачи.

Наблюдая и корректируя работу учащихся, учитель ориентирует их на развитие навыков самоконтроля, приучает в случае затруднения сверяться с принятым планом действий.

Проверка и анализ результатов является важнейшим элементом педагогического руководства проектной деятельностью школьников. Без анализа того, что сделано верно, что – неправильно, какие недостатки нужно преодолеть, невозможно дальнейшее продвижение. Итоги проектной деятельности желательно обсуждать с классом. Для формирования адекватной самооценки учащихся важную роль играет самооценка проекта.

Проверку выполнения проекта важно не ограничивать выставлением отметки, а сопровождать анализом, комментарием учителя. Потребность в таком разборе у учащихся младших классов не ниже, чем в средних.

Анализ результатов выполнения учащимися проекта позволяет учителю, выявив их недостатки, корректировать планирование и организацию учебной работы – провести дополнительное инструктирование, усовершенствовать отдельные памятки и т. д.

Итак, учитель призван помочь школьникам научиться решать не только учебные, но и жизненные задачи, встречающиеся в окружающей действительности. Достичь этого можно лишь при систематической работе . В организационном плане она предполагает:

  • включение в сферу учебной деятельности учащихся всего разнообразия содержащихся в предмете знаний (факты, законы, методы познания и др.);
  • вовлечение каждого ученика в процесс проектной деятельности (с учетом уровня его подготовленности, индивидуальных особенностей);
  • постепенный переход от простых проектов к более сложным, усиление их творческого характера;
  • обеспечение процессуальной стороны – планирование, руководство и контроль со стороны учителя.

Представим педагогическое управление проектной деятельности младших школьников в виде модели.

Условия – совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта (обусловливаемого)

Педагогические условия эффективной проектной деятельности младших школьников является:

  • наблюдение за изменением качества проектной деятельности;
  • психологическая, теоретическая и практическая готовность учащихся и учителя к проектной деятельности;
  • управление проектной деятельностью учащихся.

Педагогическое управление - целенаправленная деятельность педагога по решению учебных задач.

Управление содержит следующие виды управленческих действий :

  1. Определение целей и задач.
  2. Планирование, выбор средств и методов.
  3. Организация.
  4. Контроль и корректировка.
  5. Проверка и анализ результатов.

Педагогические требования к подбору проектов:

1) дидактико-психологические – соответствие дидактическим целям обучения, воспитания, развития; достаточная трудность и посильность; наличие в проекте информации, достаточной для его выполнения; обеспечение деятельности учащихся на всех уровнях учебной работы, с постепенным возрастанием сложности работы; проект должен быть интересным для школьников;

2) предметно-методические - охват главного содержания темы, наиболее важного материала; обращение ко всем сторонам темы; использование разных источников знаний; направленность на применение различных методов познания; четкость формулировки;

  1. организационные – комплексность; вариативность, позволяющая учитывать конкретную педагогическую ситуацию, возможности учащихся; точное определение формы выполнения.

Этапы работы по формированию умений необходимых для выполнения проекта :

  1. объяснение учителем целей и содержания данного способа деятельности;
  2. показ его на конкретном примере;
  3. тренировка учащихся в применении этого способа деятельности в сходных ситуациях;
  4. перенос усвоенного способа в новые ситуации.

План организации проектной деятельности учащихся:

  • включение в сферу учебной деятельности учащихся всего разнообразия содержащихся в предмете знаний (факты, законы, методы познания и др.);
  • вовлечение каждого ученика в процесс проектной деятельности (с учетом уровня его подготовленности, индивидуальных особенностей);
  • постепенный переход от простых проектов к более сложным, усиление их творческого характера;
  • обеспечение процессуальной стороны – планирование, руководство и контроль со стороны учителя.

Модель - это система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции педагогического управления проектной деятельностью младших школьников.

Материально-техническое обеспечение работы: стена для карты будущего, флипчарт, рабочее место для сборщика, бумага для флипчарта, канцелярия (гамфикс, маркеры, стикеры четырех разных цветов, ручки, диктофон)

Время работы: 3 часа.

Планируемые результаты:

  • форсайт-карта развития школы в период 2020 по 2025 годы;
  • перечень проектных групп с ориентировочным составом перспективных работ (месяц-четверть-год);
  • первичные материалы сессии (карты групп и материалы обсуждения).

Этапы работы

1. Предфорсайт – подготовка:

2. Формирование группы участников определение модераторов групп (руководители ШМО, члены методического совета), задача модераторов внимательно слушать и запоминать общую постановку от ведущего сессии и стараться всегда удерживать в голове образ результата, организовывать работу группы используя методы визуализации, вербализации, презентации и обратной связи. Задание модераторам до сессии-подготовить инфографику по каждому из обсуждаемых нормативных документов.

3. Генерация — собственно форсайт-сессия, которая включает в себя наиболее эффективные инструменты групповой работы, как:

4. Действия (аction) Результатом форсайт-сессии служит набор инициатив (проектов изменений), которые могут быть представлены в виде дорожных карт.

5. Обновление (renewal) Рефлексия как обязательный элемент работы требует анализа, фиксации и публикации методических находок и доработок, полученных в ходе отдельной работы и регулярное обновление карты будущего – ежегодно в начале учебного года или в конце.

Сценарий форсайт-сессии

Участники педагогического совета поделены на пять групп (по принципу деления на школьные методические объединения), модератором группы является руководитель ШМО.

1. Вступление, введение в атмосферу форсайта. (20 минут)

Добрый день коллеги, перед тем как начать, позвольте познакомить вас с тем, что такое форсайт и правилами работы в этом формате.

Правила взаимодействия:

  • высказываться коротко;
  • высказываться строго по предмету обсуждения;
  • высказываться в тех формулировках, которые задает модератор;
  • обсуждать коротко, достигать согласия по поводу высказанного;
  • все, что является для высказывающегося важным, фиксировать на специальных карточках и размещать на карте будущего;
  • работать с картой (подходить, смотреть на всю картинку, удерживать картинку в голове);
  • выключить мобильные устройства или выходить для переговоров из аудитории.

Карта будущего нашей школы содержит 5 этапов и рассчитана на 5 лет, именно на этот период должна быть разработана программа развития школы. Пространство для работы определено, мы начинаем.

Для того, чтобы понять в какую сторону двигаться педагогическому коллективу, школе, необходимо четко представлять, знать и ориентироваться в том, что на сегодняшний дель происходит в системе образования, какие тренды существую. Что такое тренд?

Задание 1: изучить инфографику нормативных документов, сформулировать по 2 тренда, выписать их на флипчарт команды. Представление трендов и коллективный анализ на основе ключевых нормативных положений.

Модераторы раздают каждой команде перечень трендов современного образования, сформулированные из различных источников СМИ. (Приложение №3)

Задание 3: сформулировать технологические решения, которые могут появиться в результате влияния тренда и социальной реакции в образовательной организации. Представление трендов, форматов, технологий каждой группой, и коллективный анализ, определение итогового перечня трендов с которыми пойдет работа на карте будущего школы.

Результат этапа: определение перечня трендов образования, появление новых форматов, влияющих на деятельность организации и в каком, из временных периодов они появятся в конкретной школе. В стартовом году карты (2020-й) размещены 5–8 трендов (включая заранее сгенерированные), на карте обозначено 5–10 перспективных форматов.

3. Этап формулировки угроз (30 минут)

Задание 2: группа готовит доклад (ключевые тренды, форматы, технологии и угрозы). Продолжительность доклада — 5 мин. Доклад делает представитель группы (не модератор). Группа переносит карту из своего рабочего пространства в общий зал и делает доклад, ссылаясь на нее. Представители других групп могут задавать вопросы на уточнение.

Результат: Результатом работы по данному этапу является возможность группы сформулировать, что именно в жизни школы может измениться в период, рассматриваемый на карте будущего.

4. Этап формулировки возможностей (30 минут)

Задание 1: на каждый из трендов карты будущего сформулировать озможности, которые появляются у школы, педагогического коллектива, отдельного педагога, обучающихся или родителей. Выписать их на флипчарт команды. Представление трендов и коллективный анализ появившихся возможностей.

Результат: возникновение идеи, направлений развития школы.

5. Этап генерация идей и описание проектов изменений (30 минут)

Сегодня мы говорили о разных трендах современного образования, одним из которых является проектное управление. Это тип управления образовательной организацией в режиме развития, при котором посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств наращивается образовательный потенциал, повышается уровень его использования и, как следствие, улучшается качество его работы. [2]

Проектное управление позволяет:

  • повышать конкурентоспособность;
  • адекватно реагировать на запросы;
  • привлекать квалифицированные педагогические кадры (профессиональное развитие команды педагогов)

Развитие нашей школы – это коллективная работа по управлению проектами, которые интересны всем субъектам образовательных отношений.

Задание 1: на основании, получившейся карты будущего команде необходимо выбрать один из трендов, из появившихся возможностей исходя из этого тренда и визуализировать в проект или инициативу. Для того, чтобы быстрее сформировать программу работ и дорожную карту, будем использовать ранжирование по трем критериям: самый быстрый — проект или инициатива, которые быстрее всего можно реализовать; самый дешевый — проект или инициатива, реализация которых не требует средств; самый эффективный — проект или инициатива. Разработать схему визуализации проекта или инициативы.

Представление проектов и инициатив проектными командами, определение проектных групп и ответственных.

Результат: перечень инициатив, перечень проектов или прообраз дорожной карты.

Итогом нашей работы над генерацией инициатив и проектов изменений является формирование прообраза дорожной карты, завершить которую предстоит команде модераторов. Собрать все идеи, детализировать материал в готовые проекты и инициативы.

Рефлексия. (20 минут)

В режиме открытого микрофона ответить на следующие вопросы или дополнения фразы:

Читайте также: