Положение о курсах внеурочной деятельности в школе ворд

Обновлено: 02.07.2024

1.1. Положение о внеурочной деятельности обучающихся 1–11 классов разработано в со­ответствии:

1.2. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС) основная образовательная программа основного общего об­разования (далее - ООП) реализуется образовательным учреждением (далее - ОУ), в т. ч. через вне­урочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную в первую очередь на достижение обучающимися 1 – 11 классов личностных и метапредметных результатов основного общего образования. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе кото­рой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чув­ствовать, принимать решения и др.

1.3. Содержание внеурочной деятельности обучающихся в 1 – 11 классах должно:

1.3.1. Учитывать достижения мировой культуры.

  • российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона;
  • содержанию основного общего образования;
  • современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный под­ход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обуче­ния, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ про­дуктов деятельности обучающихся);

1.3.3. Быть направленным:

  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и тради­циям (включая региональные социально-культурные особенности);
  • профилактику асоциального поведения обучающихся;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения твор­ческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры;
  • обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного раз­вития личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья детей;
  • развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.

1.4. Внеурочная деятельность обучающихся в 1–11 классах организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, социальное, общеинтеллектуаль­ное, общекультурное) в таких формах, как: экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследова­ния, общественно полезные практики и др.

2. Организация внеурочной деятельности

2.1. Внеурочная деятельность в основной школе осуществляется через:

  • • учебный план ОУ, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • • дополнительные образовательные программы ОУ (внутришкольная система дополнительного образования);
  • • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • • деятельность, организуемую классными руководителями (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.)
  • • деятельность иных педагогических работников, осуществляемую в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

2.2. В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники ОУ. Координирующая роль принадлежит заместителю директора по воспитательной работе и классному руководителю, которые взаимодействуют с другими педагогическими работниками (а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ) с целью максимального удовлетворения запросов обучающихся и организуют внеурочную деятельность в группе.

2.3. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, ОУ определяет самостоятельно (исходя из имеющихся ресурсов ОУ и за счёт интеграции ресурсов ОУ и ресурсов дополнительного образования детей).

ОУ создает условия для активного участия обучающихся во внеурочной деятельности по всем направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, социальное, общеинтеллектуаль­ное, общекультурное).

2.5. Финансирование внеурочной деятельности, реализуемой учителями-предметниками основной школы в форме дополнительных образователь­ных модулей и спецкурсов, работы школьного научного общества, а также дополнительных образо­вательных программ ОУ, осуществляется из тарификации или в виде доплат за счет стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ.

Внеурочная деятельность, осуществляемая учреждением дополнительного образования детей, финансируется за счет бюджета этого учреждения.

2.6. Внеурочная деятельность организуется на основании программ, рекомендованных Минобрнауки России или Департаментом образования Псковской области.

Авторские программы внеурочной деятельности утверждаются руководителем ОУ на основании внешней рецензии.

2.7. Расписание внеурочной деятельности на год утверждается руководителем ОУ в начале учеб­ного года.

2.8. Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от возраста обучающихся и вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

2.9. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 для организации внеурочной деятельности могут ис­пользоваться общешкольные помещения (читальный, актовый и спортивный залы, библиотека), а также стадион, помещения домов культуры, центров детского досуга и спортивных сооружений.

2.10. Образовательным учреждением для развития потенциала одаренных детей и детей с огра­ниченными возможностями здоровья могут быть разработаны, на основании заявления родителей (законных представителей), индивидуальные планы внеурочной деятельности.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья часы внеурочной деятельности могут быть использованы для организации коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекоменда­циями психолого-медико-педагогического консилиума ОУ или рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

2.11. Наполняемость группы обучающихся при организации внеурочной деятельности в клубно-кружковой форме – от 10 чел.

3. Требования к программам внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные элементы:

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Общая характеристика курса
  • Личностные и метапредметные результаты освоения курса
  • Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
  • Содержание курса внеурочной деятельности
  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса.

На титульном листе программы внеурочной деятельности необходимо указать:

  • наименование ОУ;
  • где, когда и кем утверждена программа;
  • название программы внеурочной деятельности;
  • направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать данную программу;
  • возраст детей, на которых рассчитано содержание внеурочной деятельности;
  • срок реализации;
  • Ф. И. О., должность автора (авторов);
  • год разработки.

В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности обучающихся в 1 – 11 классах не­обходимо раскрыть следующие вопросы:

  • актуальность (педагогическая целесообразность) программы внеурочной деятельности - ори­ентация на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности младших школь­ников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ;
  • цель и задачи программы внеурочной деятельности. Цель должна соответствовать требовани­ям к личностным результатам освоения ООП, установленным ФГОС. Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности обучающихся;
  • формы и режим занятий;

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностные, метапредметные и предметные. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (по­знавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компе­тенциями, составляющими основу умения учиться.

Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности включают в себя:

  • специфические знания, умения и навыки по изготовлению определенного продукта (открытию социально-культурного знания);
  • опыт самостоятельной деятельности обучающихся по изготовлению специфического продукта (проектирование изменений социально-культурного знания);
  • опыт презентации индивидуального продукта.

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. Минимальное обязатель­ное количество таких сертификационных испытаний не должно быть больше четырех за учебный год.

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выстав­ки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п. Перечень ведения мероприятий должны быть прописаны заранее. По каждому направлению внеурочной дея­тельности за учебный год должно пройти не менее четырех мероприятий на уровне ОУ.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности должен содержать пере­чень разделов и тем, количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой на теоретические и практические виды и формы организации занятий.

Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением подлежащих освоению основных понятий и видов деятельности обучающихся. Возможно описание организации деятельности учащихся по формированию УУД. (В календарно-тематическом планировании мероприятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности, должны быть указаны: название и форма мероприятия, сроки проведения, видов деятельности обучающихся, ре­сурсы и предполагаемый результат).

В разделе "Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса" указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.)

Приложения оформляются по желанию составителя программы. В эту часть программы можно поместить краткие методические рекомендации по организации и проведению игр, бесед, походов, экс­курсий, конкурсов, конференций, лабораторных и практических работ, по постановке экспери­ментов или опытов и т. п.; дидактический и лекционный материал, методики исследовательских работ, тематика опытни­ческой или исследовательской работы и т. п.

4. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.

4.1. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценку достижений учащихся (портфолио обучающегося);
  • оценку эффективности деятельности ОУ.

4.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях:

1.2. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется общеобразовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

1.3. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся на первой ступени в их свободное время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся на первой ступени, с согласия родителей (законных представителей), рекомендаций психолога.

1.4. Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребёнком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося на первой ступени.

1.5. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

1.6. Руководителями внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении являются заместитель директора по учебно-воспитательной работе по начальному образованию и (или) заместитель директора по воспитательной работе, которые организуют работу и несут ответственность за ее результаты.

1.7. Общеобразовательное учреждение оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь в преодолении затруднений в процессе, как учебной, так и внеурочной деятельности.

1.8. Время, отводимое общеобразовательным учреждением на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся на первой ступени, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.9. При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, учебные курсы по выбору и т.д.).

1.10. Внеурочная деятельность может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях (группах) по направлениям развития личности.

Каждый обучающийся на первой ступени имеет право заниматься в объединениях разной направленности, в нескольких объединениях, а также менять их.

2. Цель и задачи внеурочной деятельности

2.1. Целью внеурочной деятельности является формирование единого образовательного пространства, обеспечение достижения обучающимися на первой ступени планируемых результатов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

– обеспечение необходимых условий личностного развития создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся на первой ступени, укрепления их здоровья;

– личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся на первой ступени;

– обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся на первой ступени к жизни в обществе;

– формирование общей культуры обучающихся на первой ступени;

– воспитание у обучающихся на первой ступени гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;

– обеспечение необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья, творческого труда детей и подростков формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

3. Организация внеурочной деятельности

3.1. Внеурочная деятельность может осуществляться через:

– основную образовательную программу в части формируемой участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

– общеобразовательные дополнительные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

– общеобразовательные дополнительные программы учреждения дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

– организацию деятельности групп продлённого дня;

– классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.);

– деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

– инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

3.2. Обучающиеся на первой ступени, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности на основе анкетирования.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования и определяется для класса или параллели в конце учебного года.

Предварительный выбор общеобразовательных дополнительных программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися на первой ступени и их родителями (законными представителями) производится во втором полугодии.

Для первоклассников набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании в мае.

В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности.

3.3. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются МБОУ Сычевской СОШ №2 самостоятельно. Возможно использование авторских программ.

3.4. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов; по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные и др.

  • Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
  • Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
  • Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень, 2-3-й классы — второй уровень, 4-й класс — третий уровень и др.).
  • Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
  • Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.
  • Индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.

3.5. Расписание внеурочной деятельности составляется в начале учебного года администрацией общеобразовательного учреждения по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся на первой ступени и утверждается директором общеобразовательного учреждения.

Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации общеобразовательного учреждения и оформляется документально.

3.6. Продолжительность занятий, их количество в неделю и списочный состав детских объединений (групп) внеурочной деятельности определяются общеобразовательной дополнительной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в общеобразовательном учреждении.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 40 минут в день для обучающихся 1-2-х классов, и не более полутора часов в день – для остальных классов первой ступени обучения.

Просмотры телепередач и кинофильмов можно проводить не более двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3-х классов и 1,5 час. – для обучающихся 4-х классов.

3.7. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов, педагогами учреждений дополнительного образования.

3.8. Учет проведённых занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогом в Журнале учета.

Журнал учета должен содержать следующую информацию: класс, ФИО обучающихся, дата проведения занятия, содержание занятия, ФИО учителя (педагога).

Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеучебной деятельности.

3.8. Оптимальный объём программы внеурочной деятельности составляет 33 – 66 часов в 1 классе, 34-68 часов во 2-4 классах, наполняемость групп от 10 до 15 человек.

3.9. Контроль проведения занятий внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором общеобразовательного учреждения, по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий, система оценивания обучающихся.

4. Содержание образовательного процесса внеурочной деятельности

4.1. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся на первой ступени и их родителей (законных представителей) путем анкетирования и определяется основной образовательной программой начального общего образования и образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации), модифицированными (адаптированными) и авторскими, на основе которых педагогами разрабатываются рабочие программы.

4.2. Общеобразовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, который определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования с учетом интересов обучающихся на первой ступени и возможностей общеобразовательного учреждения.

4.3. Во внеурочной деятельности реализуются общеобразовательные дополнительные программы образования детей по следующим направлениям развития личности: художественно-эстетическое, краеведческое, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общественно-полезная деятельность (социальное).

4.4. Формами организации внеурочной деятельности, посредством которых реализуются общеобразовательные дополнительные программы образования детей по направлениям, указанным в п.3.2. настоящего Положения, являются экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные и научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

В соответствии с общеобразовательной дополнительной программой педагог может использовать аудиторные (кружки, секции, круглые столы, конференции и др.) и внеаудиторные формы (экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др.) образовательно-воспитательной деятельности (процент аудиторных занятий не должен превышать 50%). Аудиторные занятия должны быть отличны от урока.

4.5. Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

4.6. Направления, формы и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения и ориентированы на воспитательные результаты, в частности, на воспитание и социализацию духовно-нравственной личности.

4.7. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты, в частности, на воспитание и социализацию духовно-нравственной личности.

Для организации различных видов внеурочной деятельности следует использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения.

4.8. Охват всех направлений, форм и видов не является обязательным.

Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся на первой ступени в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения.

4.9. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения (группы) определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий.

4.10. Педагогические работники вправе при разработке рабочих общеобразовательных дополнительных программ по внеурочной деятельности использовать примерные, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации программами, или самостоятельно разрабатывать авторские программы и соответствующие приложения к ним.

4.11. Рабочая общеобразовательная дополнительная программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной, модифицированной (адаптированной) или авторской для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения, группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Рабочая общеобразовательная дополнительная программа включает следующие структурные элементы:

Титульный лист. На титульном листе рабочей общеобразовательной дополнительной программы внеурочной деятельности указывается: наименование общеобразовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; название программы; направление внеучебной (внеурочной) деятельности; Ф.И.О., должность, автора (авторов) программы; название города, в котором реализуется программа; год разработки программы внеурочной деятельности.

Пояснительная записка. В пояснительной записке к общеобразовательной дополнительной программе внеурочной деятельности следует раскрыть: цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению; соответствие содержания программы целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном общеобразовательном учреждении; связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеурочной деятельности); общие подходы к организации внеурочной деятельности; особенности реализации программы, виды деятельности; количество часов и их место в учебном плане.

Планируемые результаты освоения обучающимися на первой ступени общеобразовательной дополнительной программы. Планируемые результаты освоения обучающимися на первой ступени общеобразовательной дополнительной программы внеурочной деятельности представляют собой описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся на первой ступени в процессе занятий по программе, перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся на первой ступени в результате занятий данным видом деятельности; описание формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы; описание формы подведения итогов.

Требования к уровню подготовки обучающихся на первой ступени. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся на первой ступени выступает основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно универсальными учебными действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания программы внеурочной деятельности овладеют обучающиеся на первой ступени в ходе ее реализации.

Учебно-тематический план . Учебно-тематический план программы целесообразно представлять в виде таблицы, которая содержит: перечень разделов, тем программы внеурочной деятельности по годам обучения; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание рабочей общеобразовательной дополнительной программы. Содержание общеобразовательной дополнительной программы раскрывается через краткое описание её тем (теоретических и практических видов занятий).

Список литературы. Список литературы может быть представлен в двух частях: список литературы для учителя и список литературы для обучающихся на первой ступени. В каждой части целесообразно выделить основную и дополнительную литературу.

4.12. Использование рабочих общеобразовательных дополнительных программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:

– внутреннее рецензирование: рассмотрение и обсуждение программы на методическом объединении и (или) научно-методическом совете общеобразовательного учреждения, если рабочая программа разработана на основе Примерной, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура программы;

– внешнее рецензирование, если программа авторская;

– утверждение программы директором общеобразовательного учреждения.

5. Финансирование внеурочной деятельности.

Финансирование часов, отводимых на внеурочную деятельность, организуемую в общеобразовательном учреждении, осуществляется в пределах средств субвенции бюджету города Сычевки на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

*Срок действия настоящего Положения – до внесения соответствующих изменений

_________ Новиков В.М.

Приказ № 210-од от 30.08.2016 г.

Положение
об организации внеурочной деятельности обучающихся по ФГОС НОО и ООО

Настоящее положение разработано в соответствии с:

1.1. Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность для обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (далее – внеурочная деятельность), отличная от урочной системы обучения.

1.2. Внеурочная деятельность организуется с обучающимися в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и основного общего образования.

1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.4. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)

1.5. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в достижении ожидаемых образовательных результатов обучающихся школы в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования общеобразовательного учреждения.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы и их родителей путем предоставления выбора широкого спектра видов и форм, направленных на развитие детей, формирование универсальных учебных действий.

2.3. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей ученика, ореинтируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:

— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек;

— воспитание нравственных чувств и этического сознания;

— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

— формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни;

— воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях .

  1. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

3.1. Внеурочная деятельность может быть организована:
— по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное

— по видам: игровая, познавательная, досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;

— в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.

3.2. Виды внеурочной деятельности определяются школой в соответствии с основной образовательной программой начального и основного общего образования школы.

3.3. Содержание внеурочной деятельности должно обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования школы.

  1. Организация внеурочной деятельности

4.1. Внеурочная деятельность организуется в период после уроков, в каникулярное время.

4.2. Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять не более 10 часов в неделю.

4.3. Внеурочная деятельность может быть организована на базе образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

4.4. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями школы, педагогами учреждений дополнительного образования, привлеченными специалистами.

4.5. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе содержания внеурочной деятельности.

4.6. Организация внеурочной деятельности осуществляется через реализацию программ дополнительного образования детей и реализацию программ внеурочной деятельности.

4.7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.

4.8. Педагоги, реализующие внеурочную деятельность, ведут журналы учета по своим объединениям, фиксируя тематику занятий и посещаемость занятий обучающимися. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

  1. Требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности школьников

5.1. Программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:
— комплексные;
— тематические;
— ориентированные на достижение результатов определенного уровня;
— по конкретным видам внеурочной деятельности;
— индивидуальные.

5.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности должны быть ориентированы на достижение воспитательных результатов различных уровней.

5.3. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников определяются по трем уровням:

— первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

— второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

— третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

5.6. В структуру программы внеурочной деятельности входят:

— пояснительная записка (Приложение 1)

— результаты освоения курса внеурочной деятельности;

— содержание деятельности курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

5.7. Программа внеурочной деятельности школьников согласуется заместителем директора по УВР

5.8. Утверждение программы внеурочной деятельности школьников осуществляет директор образовательного учреждения с изданием соответствующего приказа.

5.9. Контроль проведения занятий по внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по УВР.

7.1. Администрация школы:

— организует процесс разработки, утверждения программы внеурочной деятельности, контроль выполнения программ внеурочной деятельности, контроль ведения журналов внеурочной деятельности.

— контроль проведения занятий по внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по УВР.

7.2. Классные руководители:

— в своей работе руководствуются Положением о классном руководителе, должностной инструкцией классного руководителя;

— осуществляют контроль посещаемости учащимися занятий внеуроной деятельности.

7.3. Преподаватели внеурочной деятельности:

— деятельность преподавателей регламентируется Уставом школы, правилами внутреннего распорядка, локаольными актами школы, должностными инструкциями.

7.4. Родители (законные представители) учащихся:

— несут ответсвенность за посещение учащимися занятий внеурочной деятельности.

7.5. Срок действия настоящего положения – до внесения соответствующих изменений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.2.Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности.

1.3.Цель рабочей программы – создание условий для развития личности и создание основ творческого, познавательного, физического потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.

1.4. Функции рабочей программы:

Нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

Целеполагания: определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

оценочная: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

2.Технология разработки рабочей программы.

Рабочая программа составляется учителем, педагогом дополнительного образования или другими педагогическими работниками по определенному курсу самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ внеурочной деятельности, а также педагогический работник может использовать авторскую программу внеурочной деятельности без изменений.

Рабочая программа составляется на учебный год.

Рабочая программа должна быть рассчитана на школьников определённой возрастной группы.

Содержание программы формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организаций, отличных от урочной системы обучения, таких как кружки, творческие объединения, секции, клубы и т.д.

3.Структура рабочей программы внеурочной деятельности

3.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

Планируемые результаты курса.

3.2. Титульный лист - структурный элемент программы, который должен содержать следующую информацию:

направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное);

составитель и его квалификационная категория;

Пояснительная записка должна раскрывать:

актуальность и перспективность курса;

возрастную группу обучающихся, на которых ориентированы занятия;

объём часов, отпущенных на занятия;

цели и задачи реализации программы;

формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);

Учебно-тематический план должен содержать:

перечень основных разделов, блоков, тем программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; количество часов по теме с разбивкой на теоретические и практические занятия.

Учебный план может быть представлен в форме таблицы:

Наименование разделов, блоков, тем

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.

Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностном, метапредметном, предметном.

Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

К предметным результатам обучающихся относится опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению.

Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях или выполнения творческих работ.

Формами подведения итогов, освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

Читайте также: