Какие виды наглядностей необходимо возможно применять в коррекционной школе и почему

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Наглядность как основной метод обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии Семинар учителей специальных (коррекционных) классов VIII вида МОУ." — Транскрипт:

3 Принцип наглядности Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

4 Принцип наглядности Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

5 Функции наглядности ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. на следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.

6 Правило применения принципа наглядности Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.

7 Основа реализации принципа наглядности во вспомогательной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.

8 Предметная наглядность Предметная наглядность применяется для изучения свойств предметов как таковых, а также с целью изготовления их. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников: 1) их восприятие первоначально имеет недифференцированный характер; 2) они затрудняются в выделении главных, существенных признаков объекта. 3) образы предметов, возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные; 4) в речи часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств наблюдаемых объектов.

9 Требования к наглядным пособиям наглядные пособия нужно делать дифференцированными; содержащими самые существенные признаки объекта и,по возможности, без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. наглядные пособия, применяемые для изучения свойств предметов как таковых или с целью изготовления их, должны быть хорошо выполнены и просты для восприятия, с четкими и ясными надписями, а предметные образцы с характерными признаками.

10 Реализация принципа наглядности Учитывая особенности умственно отсталых школьников, наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Слово учителя в этом процессе является организующим и регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и понятий /понятие о числе, о десятичной системе исчисления и др./.

11 Наглядность в младших классах Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности на всех уроках в младших классах у учащихся постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью. На этой основе создается возможность перевода созданных в сознании учащихся образов предметов, явлений и действий в отвлеченные понятия, внешне выраженную деятельность во внутреннюю деятельность сознания

12 Наглядность в переходный период предметные образцы используются в качестве наглядных пособий, но одновременно с ними вводится и абстрактная наглядность: рисунки, эскизы, чертежи, схемы. В дальнейшем эта наглядность начинает преобладать в процессе обучения. Применение такой наглядности предполагает определенный уровень интеллектуального развития умственно отсталых школьников, достигнутый в предшествующем обучении. Так, опираясь на словесное описание, а также на рисунок и чертеж швейного изделия или на эскиз и чертеж столярного и слесарного изделия, учащиеся должны воссоздать полный и точный образ этого изделия, которым они будут руководствоваться при планировании работы и изготовлении его. На этом этапе абстрактная символическая наглядность способствует формированию у учащихся конкретных образов предметов.

13 Предметная наглядность Абстрактная наглядность Формирование конкретного образа предмета

14 Этапы реализации принципа наглядности 1. Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признак предметов и явлений и отражать их в речи. 2. Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия. 3. Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

15 Виды наглядности Натуральная наглядность Изобразительная наглядность Символические изображения

16 I группа наглядных пособий Реальные или натуральные предметы, явления Натуральный предмет становится наглядным пособием в том случае, когда он изолируется от реальных условий своего бытия. Происходит сближение теоретических знаний с жизнью.

17 II группа наглядных пособий Плоскостные изображения (рисунки, картинки и др.), модели предметов Они заменяют реальные предметы, которые часто демонстрировать в классе трудно или невозможно (исторические эпизоды, природные зоны и др.)

18 III группа наглядных пособий Схематические и символические наглядные пособия (чертежи, схемы, карты, символы и др.) Используются для лучшего понимания и усвоения математических, грамматических, исторических, географических и др. теоретических закономерностей.

19 Во вспомогательной школе важно соединить наглядность в обучении с практической деятельность учащихся Поэтому предметный урок часто заканчивается тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке или учитель организует их труд на пришкольном участке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений .

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности: Естественная наглядность Экспериментальная наглядность. Картинная и картинно-динамическая наглядность Объемная наглядность Звуковая наглядность Символическая и графическая наглядность Смешанная наглядность

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:

Особенности становления зрительных образов у школьников с нарушением интеллекта:

  • Неполнота формируемого образа (опускаются мелкие и малозаметные детали, нарушаются пропорции, величины объектов).
  • Неполноценность связи непосредственного восприятия с предыдущим опытом.
  • Недостаточное осознание связи между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета.
  • Трудности при осмысленном воссоздании образа объемного предмета на основе восприятия его плоского изображения.
  • Неполное отражение воспринимаемых свойств предметов в речи учащихся.
  • Слабость удержания предметных образов в долговременной, а часто и в оперативной памяти.

Применение наглядности в коррекционных учреждениях способствует: чувственному ознакомлению и осмысливанию школьниками учебного материала, обеспечивая глубокое понимание содержания путем активного участия мышления, запоминанию и дальнейшему безошибочному применению полученных знаний на практике, формированию у учащихся навыков организации и планирования деятельности, коррекции и развитию ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики, воспитанию любознательности, наблюдательности, аккуратности, умений работать в коллективе и эстетическому развитию

Применение наглядности в коррекционных учреждениях способствует:

Требования к наглядному материалу в коррекционной школе :

  • доступность сюжета;
  • достоверность содержания;
  • достаточный формат для фронтальной работы;
  • красочность и яркость изображения;
  • соответствие содержанию изучаемого материала;
  • аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;
  • дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;
  • время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в

нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).

 На уроках истории в 7–8 классах преобладает изобразительная наглядность, реже предметная. В 9 классе возрастает роль условно-графической наглядности.

На уроках истории в 7–8 классах преобладает изобразительная наглядность, реже предметная. В 9 классе возрастает роль условно-графической наглядности.

На уроках русского языка наглядный материал используется не только в заданиях, но и на любом этапе урока в качестве необходимого средства обучения с целью привлечения внимания и активизации мыслительной деятельности учащихся, а так же повышения уровня учебной мотивации.

На уроках русского языка наглядный материал используется не только в заданиях, но и на любом этапе урока в качестве необходимого средства обучения с целью привлечения внимания и активизации мыслительной деятельности учащихся, а так же повышения уровня учебной мотивации.

На уроках математики учащимся рекомендуется использовать геометрические фигуры, их использование позволяет опираться на наглядные образы, выполнять предлагаемые задания в наглядно-действенном плане, что облегчает учащимся достижение успеха.

На уроках математики учащимся рекомендуется использовать геометрические фигуры, их использование позволяет опираться на наглядные образы, выполнять предлагаемые задания в наглядно-действенном плане, что облегчает учащимся достижение успеха.

Систематическое использование карт-планов на уроках домоводства , швейного и столярного дела помогает воспитанникам усваивать знания об основных этапах трудовых бытовых процессов, последовательности составляющих их операций, действий, позволяет контролировать правильность выполнения необходимых действий в процессе упражнений.

Систематическое использование карт-планов на уроках домоводства , швейного и столярного дела помогает воспитанникам усваивать знания об основных этапах трудовых бытовых процессов, последовательности составляющих их операций, действий, позволяет контролировать правильность выполнения необходимых действий в процессе упражнений.


При обучении естествознанию и географии применяется большое количество разнообразных наглядных средств обучения, в которых отражены свойства объектов и явлений. Широко используется ИКТ, для знакомства учащихся с природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно.

При обучении естествознанию и географии применяется большое количество разнообразных наглядных средств обучения, в которых отражены свойства объектов и явлений. Широко используется ИКТ, для знакомства учащихся с природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно.

Трудности которые испытывают обучающиеся коррекционных школ при усвоении технико-технологических знаний, хорошо известны. Одна из главных причин этого состоит в их недостаточном умении организовывать свою умственную деятельность. Применение наглядности служит эффективным средством развития способности к саморегуляции. Целенаправленное и психологически обоснованное включение средств наглядности в структуру урока позволяет активизировать внимание обучающихся, существенно улучшить их восприятие и запоминание учебного материала.

Список использованной литературы:

1. Кулешова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. - М., 2006. (Коррекционная педагогика).

4. Ушинский К.Д. О наглядном обучении.- Избр. пед. соч., т. 11.М.,1954.

Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Тема: Наглядность на уроках трудового обучения.

Выполнил: учитель трудового обучения.

  1. Введение
  2. Наглядные методы обучения
  3. Наглядные методы обучения и их роль у управлении вниманием учеников с ОВЗ.
  4. Использование наглядности на уроках трудового обучения в процессе объяснения.

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики. Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников.

1. Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов,

технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным, оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они

2. Наглядные методы обучения и их роль в управлении вниманием учеников с ОВЗ.

Почему детям на уроке не всегда интересно? То устанут, то скука одолеет. Почему жизнь школы порой непохожа на цветной, яркий мир, который сопровождает ребенка в его общении с друзьями и книгами? Школа и школьная жизнь должна увлекать ребенка, вводя его в удивительный мир познания.

Как же поступить учителю, чтобы достигнуть этой цели?

Есть много различных способов, которые помогли бы учителю разрешить эту проблему. Одними из этих способов являются наглядные методы обучения.

Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей все психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни одну сознательную деятельность, не возникает мысль. Следовательно, без внимания не возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться управлять вниманием учеников.

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске.

Таким образом, в своей практической деятельности каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики были активны на уроке. В этом помогают наглядные методы обучения.

3. Использование наглядности на уроках трудового обучения в процессе объяснения.

В процессе обучения детей с ОВЗ наглядность выполняет особенно важную роль. В психологии выделяют две функции наглядности: 1) расширение чувственного опыта учащихся; 2) раскрытие сущности изучаемых предметов и явлений.

Таким образом, натуральный объект, применяемый в качестве наглядного материала, реализует только первую из указанных функций наглядности. Но во вспомогательной школе главная трудность состоит в формировании той части учебного материала, которая отражает сущность предметов и явлений. Следовательно, натуральные предметы, хотя их роль достаточно велика в объяснении, не могут быть единственной опорой в формировании знаний учащихся.

В трудовом обучении наглядной опорой при усвоении теоретического материала служат демонстрируемые опыты, модели механизмов, технологических и технических процессов, образцы материалов, стандартных деталей. Кроме того, применяется изобразительная наглядность. К последней относится рисунки (обычные и схематические), схемы, диапозитивы и учебные кинофильмы. Также демонстрируются натуральные объекты (станки, машины, инструменты, заготовки, изделия), в которых многие изучаемые свойства специально не выделяются и часто скрыты среди других. По этой причине некоторые авторы психологических исследований не относят натуральные предметы к средствам наглядности. Выбирая средства наглядности для объяснения нового материала, необходимо учитывать их психологическую сущность. В связи с решением этой задачи рассмотрим виды изобразительной наглядности которая чаще применяется на уроках труда вспомогательной школы.

Рисунки. К ним относятся плоские изображения отражающие комплекс зрительно воспринимаемых предметных свойств. На уроках демонстрируются рисунки на учебных плакатах, книжные иллюстрации. Восприятие рисунка по своему содержанию в той или ной мере приближается к восприятию натурального предмета. Рисунок передает объемность предмета, как главные, так и второстепенные детали, элементы формы, цвет, фон и т.д. Вместе с тем учебный рисунок передает свойство натурального предмета в какой-то мере абстрактно и обобщенно, т.к некоторые элементы и внешние свойства натурального предмета в нем могут быть опущены, например цвет.

Рисунки заменяют натуральный предмет, когда нет возможности показать его в натуре. Однако в большинстве случаев рисунки (как средство наглядности) используются и при наличии натурального предмета с целью обеспечить более отчетливое восприятие скрытых от наблюдения или малозаметных свойств. Такие свойства на рисунке выделяются цветом, светотенью, увеличение части изображения. Однако для формирования элементарного понятия о каком либо процессе (что предпологае учебная программа) он непригоден, так как не выделяет существенные для данной задачи свойства. Для этого служит схематический рисунок. Он отражает меньше, чем обычный рисунок, второстепенных по отношению к учебной задаче предметных свойств. Однако схематический рисунок все же содержит отдельные элементы, которые не связаны главной задачей объяснения (форму объекта, некоторые части), хотя они и представлены в обобщенном виде.

Схемы. В наиболее абстрактном виде изучаемые свойства предмета (явления) передает схема. Этот вид наглядности отражает только главные для данной учебной задачи свойства изучаемого материала. Поэтому он больше всего соответствует тому содержанию, которое должно быть сформировано у школьника как знание.

Устройству простых орудий труда можно научить и без схематических изображений. Например, три части молотка (носок, боек и ручка) учащиеся могут запомнить по натуральному образцу. Однако во время объяснения целесообразно демонстрировать как натуральный образец молотка, так и его схематический рисунок. В ряде случаев уже на первом году обучения в школьных мастерских в качестве наглядности применяются схемы. Педагогически грамотное применение схематической наглядности на уроках труда дает существенный эффект в деле формирования знаний. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что схема не заменяет натуральный объект или рисунок. Она служит своеобразным орудием выделения и закрепления в памяти учащихся основных свойств и отношений изучаемых объектов.

Учебные кинофильмы. Специально для вспомогательной школы в настоящее время не создаются учебные кинофильмы, но некоторые из предназначенных для массовой школы и ПТУ могут быть в ней использованы. Главное достоинство кинофильмов как средство наглядности состоит в возможности показать динамику технических процессов и явлений. Кроме того, с помощью учебного кино могут быть наглядно представлены (путем мультипликации) недоступные путем непосредственного наблюдения процессы.

Макеты. В них сочетается предметность с определенным уровнем абстрактности. Макет существенно помогает при объяснении, так как главные свойства предмета изучения в нем представлены в более удобном для восприятия виде (детали увеличены, использована раскраска, способствующая выделению главного). Макет можно рассматривать с разных сторон. Этим он выгодно отличается от рисунка.

1. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда.

2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе.

Современная школа требует от ребёнка высокого уровня умственного и речевого развития. Поэтому для ребёнка - дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе.

Цель коррекционно - развивающей работы учителя- логопеда – создание условий для саморазвития и успешной социальной адаптации каждого ребёнка с речевой патологией через предупреждение, устранение недостатков развития речи и его подготовку к школьному обучению. Поиск эффективных методик коррекционного воздействия на речь детей всегда остаётся актуальным для учителя- логопеда. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР является использование наглядных средств обучения.

У большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Ис Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного пособия вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

"Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Наглядность – важнейший принцип обучения, фундамент для всестороннего развития личности. Значение наглядности видят сейчас в том, что она :

• мобилизует психическую активность ребёнка

• расширяет объём усвояемого материала

• тренирует творческое воображение

• облегчает весь процесс коррекционно-развивающего обучения

В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т. п.) и их изображения,но и на их модели.

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ

служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

является средством обучения, обеспечивающим оптимальное

усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;

образует фундамент развития творческого воображения и мышления;

является критерием достоверности приобретаемых знаний;

соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями;

мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

Правила использования наглядности

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту.

Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый объект.

Нельзя игнорировать даже самые простые, устаревшие пособия, если они дают положительный результат.

При использовании наглядных пособий должно соблюдаться чувство меры, т. к. большое количество наглядности по конкретному материалу ведёт к рассеиванию внимания и усвоение материала будет затруднено.

Демонстрировать наглядные пособия следует постепенно и только тогда, когда они необходимы по ходу изложения материала.

С целью концентрации внимания детей необходимо руководить их наблюдениями, детально продумывать пояснения.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Основная форма проведения НОД – игровая.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка. Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки, зажимы и т. д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные.

Во время проведения артикуляционной гимнастики мы используем объёмную игрушку лягушку Кваку. У неё яркий подвижный язык,с помощью которого легко объяснить малышам упражнения. Также используются картинки с изображением язычка с речевым сопровождением и модели показа артикуляционных упражнений.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются различные игры и упражнения с предметами, игрушками–заместителями, с природным и бросовым материалом, предметами хозяйственно–бытового назначения. Для формирования и развития у детей точных движений пальцев рук, мускулатуры кистей, зрительно–пространственной памяти, логики я использую игры с мягкими конструкторами и пособиями по шнуровке. При манипулировании с прищепками ребенок пользуется большим и указательным пальцами, которые в последствии отвечают за навык письма. Поэтому игры с прищепками направлены на развитие этих пальцев и формирование первоначальных графомоторных навыков, т. к. при нажатии на прищепку ребенок совершает мышечные усилия, которые очень сходны с усилиями, направленными на удержание ручки. Игры с решетками, с пуговицами, шариками, бусами направлены на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений.

Можно использовать специальные пособия в виде панно из ткани различной фактуры с объёмной вышивкой. Ткань натянута на твёрдую основу. Вышивка позволяет ребёнку тактильно ощущать пальчиками направление рисунка, помогает прокатывать шарик по дорожкам.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, наиболее ограниченной для ребёнка формой передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействия с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Логопедическая работа по формированию фонематического строя речи начинается с формирования неречевого звукоразличения, слухового внимания и восприятия. Для этого используются такие наглядные средства, как музыкальные игрушки.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения и изучением звука ведётся работа над звуко-слоговым анализом и синтезом слов. Такие задания применяются при обучении грамоте. Вот,например,наглядное пособие,где нужно определить слово по первым звукам и составить его из букв.

Изучая буквы в НОД по обучению грамоте ребёнок воздействует на зрительно-тактильный каналы восприятия. Знакомство с буквами в процессе занимательных упражнений,с использованием наглядного пособия в виде связанных букв из шерсти,внутри которых толстая проволока с поролоном,позволяет детям более быстро и эффективно их усвоить. Упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка, оживляет его. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, мелкой моторики, речи, конструктивного праксиса.

Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения является использование наглядного моделирования.

Наглядное моделирование –это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта,создание его заместителя и работа с ним.

Использование в работе метода наглядного моделирования, позволило нам сделать процесс формирования фонематического восприятия и развития звуко-буквенного анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи интереснее и эффективнее. Методика наглядного моделирования обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях. Наглядное моделирование способствует устранению недостатков звуковой стороны и смысловой стороны речи и развитию неречевых функций: внимание, память, восприятие.

Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование игровых ситуаций и разнообразных видов деятельности в процессе обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.

В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно–речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Читайте также: