Социальное партнерство в доу как фактор повышения качества дошкольного образования
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Вера Александровна Данилович
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4 "Чиполлино"
Населённый пункт: г. Саяногорск Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Данилович Вера Александровна
Воспитатель I квк
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей .
Именно они должны стать нашими помощниками,
союзниками, участниками единого педагогического процесса,
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи – необходимое условие успешного
социализирующим фактором, соединяющим функции образовательной, культурной, социальной
сфер организации детской жизни.
Семья и дошкольное учреждение – это два важных института социализации детей.
Несмотря на то, что их воспитательские функции разные, тем не менее, для развития ребенка
необходимо их взаимодействие. Однако, как правильно и эффективно будет ребенок развиваться,
зависит от совместной деятельности и понимания между родителями и детским садом. То есть
быть партнерами в работе образовательного процесса.
Социальное партнерство в сфере дошкольного образования – это особый тип
взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с участниками образовательного
процесса. Это не только родители и дети, специалисты детского сада. Основной способ
осуществления социального партнерства – это диалог, как связующее звено. Диалог между
партнерами необходим, в его русле партнерские отношения, могут стать результативным
средством повышения качества и эффективности образования.
В настоящее время все сложнее быть партнером в работе с родителями. И поэтому задача, как
привлечь семьи к педагогическому сотрудничеству в доу, стоит на первом плане.
нельзя перекладывать свои обязанности и надеяться, что ребенка воспитает и научит детский сад,
а затем школа - это не правильно. Признание приоритета семейного воспитания требует
совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения.
Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и
установление контакта между ними необходимо.
Работая в логопедической группе, мы выстраиваем цепочку, где во взаимодействии
участвуют учитель: логопед, воспитатели, педагог-психолог.
Как вовлечь родителей в
родители должны быть уверены в том, что с их ребенок будет
здоров, что ребенку будет интересно. И будет учитываться их мнение и предложения. И в свою
очередь мы должны быть уверены в поддержке и понимании со стороны родителей. Вот здесь и
играет важную роль – взаимодействие и сотрудничество между детским садом и семьей.
Когда группа будет сформирована , мы воспитатели, учитель логопед, педагог психолог,
приглашаем родителей на первое собрание. Родительское собрание – это важное мероприятие,
которое помогает правильно организовать педагогам и родителям совместную деятельность,
установить дружеские и партнёрские отношения на благо детей Очень важно помнить! Не мы
пришли к родителям, а родители пришли к нам и желают познакомиться с нами и услышать
важную информацию о том, что посещение ребенком группы компенсирующей направленности
– это необходимо для полноценного развития и профессиональной помощи логопеда. И только
при взаимодействии двух сторон, полного доверия, уважения и понимания можно добиться
Значительную роль в работе с семьей играет анкетирование родителей. Анкета помогает
узнать многое о детях, типах воспитания в семье, о взаимодействии детей и взрослых. В
дальнейшем анализ анкет помогает в сотрудничестве с родителями,
последующий работы. В работе с родителями стремлюсь учесть тип семьи: неполная, полная. А
так же сущностные характеристики семей, образ жизни семьи, при этом учитываю кто в семье
главный, характер и стиль семейных отношений.
В течение года родители получают много интересной информации не только по логопедии,
но и на другие темы. К примеру, когда проходят осенние, новогодние праздники, вместе с
для праздников, где учитель логопед отслеживает проблемные звуки.
Интересная форма работы с родителями как с партнерами – это проектная деятельность. Когда
пишется проект, то учитываются интересы не только детей, но и включаем работу с родителями.
время прогулки вместе с детьми развешали на деревья, кормили, читали стихи,
проект был приравнен ко дню рождения писателя -31 марта. Родители помогли
организовать выставку книг в группе, а также нарисовать рисунок вместе с ребенком к
сказок, придуманных в семье и плюс к сказке нарисованную иллюстрацию.
выставку рисунков детей, где дети рассказывали свой рассказ по рисунку.
К сожаленью при занятости родителей не все могут принять участие в проекте, прочитать ту или
иную информацию в родительском уголке. Для этого используем буклеты, памятки. Или
Гуляя на прогулке, часто фотографирую детей в игре, фотографии скидываю
родителям, Родители видят, им интересно, чем ребенок занят.
Дети всегда любят делиться новостями, мамы и папы не всегда умеют их выслушать, поэтому
иногда приходиться вмешиваться в диалог, объяснять родителям, что ребенку, хочется
поделиться полученными результатами в течение дня. И тогда у мамы на лице появляется
улыбка, а ребенок понимает, что он нарисовал красивый рисунок и его в семье любят. Я
понимаю, что каждый родитель хочет слышать о своем ребенке только хорошее, и
положительное. Потому я говорю об успехах и особенностях развития ребенка, о результатах
учебной деятельности и стараюсь, вести беседу под девизом « Сегодня Катя, (Дима) постаралась
При правильном подходе и разнообразных формах работы с родителями, как партнерами,
мы можем получить положительные результаты, многие из них станут активными участниками
всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
работе с родителями мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы
коллективные (родительские собрания, конференции)
индивидуальные (беседа, консультация)
наглядные (день открытых дверей, папки передвижки, стенды, выставки).
информационно –аналитическая (опрос, тест, анкетирование, буклеты, памятки,
пригласительные и др.)
досуговые (праздники, выставки, развлечения, соревнования)
познавательные (собрание в нетрадиционной форме- круглый стол, тренинги,
практикумы, мозговой штурм)
наглядно информационные (посещение родителями ДО, просмотр видеоматериалов,
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению общей
педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, и
адекватно оценивать его развитие, поведение в общении с ним. Сотрудничество и
взаимодействие, партнерские отношения между родителями и детским садом - залог
и полноценного развития ребенка. Таким образом, воспитатели и родители в
воспитании дополняют друг друга.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:
Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того, чтобы решать поставленные перед ДОУ задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой. Оно открыто для межличностного и группового общения как детей, так и взрослых. Такое учреждение выстраивает тесное взаимодействие с различными организациями, учреждениями. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качеств дошкольного образования.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
1. воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
2. свободного гражданина (субъекта истории, общества)
3 .творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
-воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Социальное партнерство в образовании – это совместная, коллективная, распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:
-взаимодействие с семьями воспитанников;
- взаимодействие с образовательными учреждениями;
- взаимодействие с учреждениями культуры;
- взаимодействие с учреждениями здравоохранения.
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются :
- установление интересов каждого партнера;
- единство целей и задач:
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, так как исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения с взрослыми, обогащает представления детей о разнообразии профессий, воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.
МБОУ НШДС№ 14 в тесном сотрудничестве работает с :
- Дом детского творчества (вокал, хореография, изостудия).
- Детская юношеская спортивная школа.
Для расширения кругозора детей проводим экскурсии:
-пожарная часть (2раза в год);
- музей (в зависимости от тематической выставки музея);
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей и конкретной деятельности.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Именно сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным
Есть одна огромная страна:
А название у ней простое – Детство.
Далеко ли, близко ли она?
Взрослым это точно неизвестно.
В своём свете там Добро и Зло,
Хорошо ли, плохо ли, красиво?
Даже время движется легко:
День как год, а год – то уже сила!
Чтоб попасть в страну детей, билет,
Извините, взрослому не нужен.
В свою душу запускай детей,
Сам ребёнком стань, и будешь дружен.
Каждый маленький ребёнок – то росток,
Что когда-то в дерево взрастает.
Помните, что тот ребёнок смог
Что-то сделать, и – чего-то знает.
Мудрость педагога – понимать,
Думать и прощать, и – доверяться.
Ну, а главное – ребёнка уважать,
Постараться, самому – не унижаться.
И – любить. Просто любить детей.
И своих детей, и – детей школьных
Просто так дарить им, без затей.
Душу, сердце, ум – свободу вольных.
Инновационные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в ДОУ В современных условиях развития образовательной системы направленной на полноценное личностное развитие ребенка не обойтись без инновационных.
Использование современного оборудования как условие повышения качества образования В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает.
Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества образования Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образования. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья.
Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.
Социальное партнёрство ДОУ и семьи с учётом современных требований Консультация "Социальное партнёрство ДОУ и семьи с учётом современных требований" В настоящее время, как никогда, важно помнить о влиянии.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9
Выступление на августовской конференции
Подготовила
Старший воспитатель
Дошкольное образование сегодня не просто оказывает образовательные услуги, но и конкурирует с другими организациями своего профиля. Детский сад, обеспечивающий устойчивый уровень качества образовательных услуг, он является конкурентоспособным. Одним из таких резервов является институт социального партнерства.
Социальное партнерство в ДОУ – современная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности и продуктивности дошкольного образования. Оно создает благоприятные условия для самореализации дошкольников и педагогов, представляет детям большие возможности для достижения новых образовательных результатов, повышает качество дошкольного образования.
Ранее это взаимодействие в основном носило ситуативный характер, не было отработано чёткой слаженной системы. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен.
Поэтому по вопросам социального партнерства разработали проект.
ЦЕЛЬ: Создание открытого образовательного пространства, эффективной организации образовательной деятельности, социализации детей, расширение их кругозора.
Привлекать ресурсы социальных партнеров для развития ДОУ;
направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности социального партнерства, его общественной самоорганизации и самоуправления;
накапливать и передавать жизненный опыт образовательного сообщества и его партнеров;
формировать у ребенка целостное представление об окружающем мире;
развивать познавательную активность;
Социально адаптировать воспитанников.
Социальное партнерство в нашем детском саду осуществляется в 4х направлениях:
1 Партнерство с родителями
2 взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями КМР
3 партнерство с представителями иных сфер (ГИБДД, краеведческий музей и др.)
4. Партнерство с государственными структурами и органами местного самоуправления
самыми первыми, и главными нашими партнерами являются родителями наших воспитанников. Они активные участники и помощники во всех наших начинаниях – соревнованиях, конкурсах, выставках, праздниках и развлечениях для детей, субботниках.
Формы взаимодействия с родителями :
интерактивные (результаты самообследования; взаимодействие е через официальный сайт ДОУ; электронная почта) .
традиционные (родительские собрания; совместные мероприятия; творческие конкурсы; Дни открытых дверей; праздники).
просветительские (лектории; использование СМИ; выпуск буклетов, визиток, памяток, информационных стендов).
Слайд 6 показать фото
Слайд 7 читать тест и показать фото
взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями нашего КМР помогают педагогам расширять познания в области дошкольного образования, находить новые пути решения воспитательно-образовательных задач, работать над приоритетами в педагогической практике, знакомятся с парциальными программами и современными педагогическими технологиями. Воспитатели нашего детского сада посещают методические объединения, принимают активное участие в конкурсах профмастерства, и в методической деятельности муниципального уровня. На базе сада неоднократно проводились МО, семинары.
Работая над проектом творческая группа образовательной организации
выработала алгоритм данного вида деятельности
1.Заключение договора о сотрудничестве
2.Составление плана совместной деятельности, определение форм, адекватных дошкольному детству
3.Информирование родительской общественности о проводимых мероприятиях
4. Привлечение всех субъектов образовательного пространства детского сада к участию в запланированных мероприятиях.
5. Презентация совместной деятельности ДОУ и социальных объектов
6. Анализ проведенных мероприятий, подведение итогов сотрудничества
7. Перспектива, планы на будущее.
Слайд 9 СХЕМА
В ажным компонентом сотрудничества детского сада с социальными институтами, творческим двигателем детей и взрослых в проявлении активной позиции сотворчества является, на наш взгляд, мотивация деятельности, которая ведет к полному самораскрытию потенциальных возможностей участников сотрудничества, стимулирует активную социальную позицию.
Мотивация для участия детей в различных творческих мероприятиях при взаимодействии с социумом:
Мотивация для педагогов:
повышение педагогического рейтинга,
Мотивация для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом:
Демонстрация талантов и способностей своих детей;
Укрепление детского - родительских отношений;
(ПРИМЕРЫ В ПРЕЗЕНТАЦИИ)
Остановлюсь немного на взаимодействии с каждым из этих учреждений.
Слайд 10 показать фото
Цель: Расширение кругозора детей, развитие творческих способностей.
В течение учебного года проводились совместные концерты, посещение представлений.
Слайд 11 показать фото
Взаимодействие с детской библиотекой,
Цель : Повышение интереса к книге как источнику новых знаний и впечатлений.
Слайд 12 показать фото
Краеведческий музей.
Цель: Познакомить детей с историей малой Родины, природой, культурой и искусством родного края, бытом русского народа.
Слайд 13 фото
Социальные партнеры : ГИБДД, ВДПО
Цель : Повышение познавательной активности воспитанников. Расширение практического опыта дошкольников ОБЖ
Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.
Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и
педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе, посредством педагогического взаимодействия.
Слайд 15 ФОТО
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что социальное партнерство дает возможность реализовать себя всем участникам взаимодействия и способствует повышению качества дошкольного образования.
1. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. /Т. Н. Доронова – М., 2002. – 120 с.
2. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дисскусии, практикумы, встречи за круглым столом /авт. - сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.- 203с.
3. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. / Козлова А. В., Дешеулина Р. П. – М. ТЦ Сфера, 2007.-112с
Социальное партнёрство ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования.
В современных условиях развития системы образования,очевидно, что одним из факторов повышения качества дошкольного образования является социальное партнёрство. В образовательной программе большое внимание уделено партнёрским отношениям с родителями (законными представителями) воспитанников. Работу по взаимодействию с родителями, мы продолжаем по плану, составленному в начале учебного года. На предыдущем заседании круглого стола, мы поделились с педагогами, о формах взаимодействия с родителями и подвели итоги о проделанной работе.
Социальное партнёрство ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования.
В современных условиях развития системы образования ,очевидно, что одним из факторов повышения качества дошкольного образования является социальное партнёрство. В образовательной программе большое внимание уделено партнёрским отношениям с родителями (законными представителями) воспитанников. Работу по взаимодействию с родителями, мы продолжаем по плану, составленному в начале учебного года. На предыдущем заседании круглого стола, мы поделились с педагогами, о формах взаимодействия с родителями и подвели итоги о проделанной работе.
Если говорить о социальном партнёрстве как о факторе повышения качества образования, то нужно учесть то, что немаловажную роль в образовательной и воспитательной деятельности, социализации детей, расширения их кругозора, является взаимодействие с социальными партнёрами. В роли социальных партнёров обычно выступают учреждения, находящиеся по соседству с ДОУ.
Основными социальными партнёрами нашего ДОУ являются:
В реализации образовательной программы ДОУ по социальному партнёрству могут участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность, а так же организации культуры, физкультурно - спортивные организации.
Цель: Познакомить детей с педагогами и специалистами, работающих с детьми в художественно-эстетическом направлении.
В ходе экскурсии дети представили свой детский сад, узнали о работе специалистов , работающих с детьми в разных кружках: рисованию, лепке, выжиганию по дереву; вязанию, бисероплетению; увидели лучшие творческие работы детей, их достижения и награды за участие в различных конкурсах; познакомились с преподавателями духового оркестра; посетили концертный зал.
Сотрудничество ДОУ с родителями воспитанников (законными представителями) и с другими социальными партнёрами, позволяет объединить усилия ради поставленных задач общеобразовательной программой и федерального государственного стандарта.
Читайте также: