Покров что это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Считается, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии. Он отмечается каждый год 14 октября. Праздник Покров посвящен событиям, которые произошли не в годы жизни Божией Матери, поэтому он не входит в число 12 главных праздников церковного календаря. Однако этот день – один из самых значимых для православного вероучения.

Смысл названия

Полное название праздника — Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Точной даты и истории появления праздника нет. Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что события произошли 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года.

В основе праздника — предание о явлении Богородицы в Константинополе. На окраине города стоял Влахернский храм, в котором находились святыни — риза (т.е. покров) и пояс Божией Матери. По легенде, в то время столица Византии находилась в окружении неприятельских войск. Люди собрались в храме на всенощную и молились о спасении. Среди них был и Андрей Юродивый. В четыре часа ночи во время всенощной произошло явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении святых шла по воздуху. Рядом с Нею были пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. В одних источниках рассказывается о том, что Богородицу увидели все молящиеся, в других — что Ее видели только Андрей и его ученик Епифаний. Богородица начала молиться, затем подошла к храмовому престолу, сняла омофор (покров, покрывало), который покрывал Ее голову, и раскрыла его над людьми. Ее покров и стал знамением о защите христиан от неприятелей. Надежды вскоре оправдались: враги без всякого кровопролития отступили от города.

Исторические источники

Событие явления Богородицы описаны в житии Андрея Юродивого, годы жизни которого установлены лишь предположительно. До наших дней дошло более 110 греческих рукописей, где приводятся разные редакции жития, самая древняя из которых может относиться ко второй половине X века. Согласно житию, святой жил во времена императора Льва Великого (Мудрого). В версии, описанной в сборнике житий святых XVI века "Великие Четьи минеи", не указан ни день недели, ни число, сказано лишь, что видение произошло во время всенощного бдения во Влахернском храме. Епископ Димитрий Ростовский, живший в конце XVII века, описывал, что видение произошло в воскресенье.

Разные источники указывают разные данные о том, с кем вела войну Византийская империя в те годы. По одной из версий — с саранцами-мусульманами, по другой — с племенами русов или болгар.

Мнения расходятся и о происхождении праздника. Высказывались различные версии о месте его появления. По одной из них, он пришел из Византии, по другой — Покров имеет русское происхождение. Вопрос о месте его появления остается открытым.

Традиции праздника

В славянском календаре Покров означал завершение сельскохозяйственных работ и наступление зимы. Хозяйки начинали готовить жилище к зиме. В это время часто выпадал первый снег. С этим связана поговорка: "Покров кроет землю то листом, то снегом". Покров ассоциировался с платком, покрывающим голову невесты, поэтому считался "девичьим праздником". С Покрова Богородицы на Руси начиналась череда свадеб. Семьи, созданные в это время, считались самыми крепкими и счастливыми. Также на Покров составляли прогноз погоды на предстоящую зиму. По одной из примет, если в этот день дует северный или восточный ветер, зима будет холодной, а если южный — зима будет снежной и мягкой. Переменный ветер на Покров предвещал переменчивую зиму.

Как праздновать Покров?

На Покров хозяйки пекли блины. Но прежде, чем ставить блюдо на стол, обходили с тарелкой блинов весь дом и читали молитву Пресвятой Богородице. На 14 октября также пекли покровский каравай и угощали им родных и соседей. Остатки каравая сушили и убирали до начала Великого поста. Праздник принято было встречать весело, чтобы зима прошла незаметно и без сложностей.


1. чего или какой. Верхний слой, покрывающий что-л. Снежный покров. Растительный покров (растительность). □ Там, где наружный покров дюн был нарушен, пески пришли в движение. Арсеньев, По Уссурийской тайге. Люди снимали булыжный покров мостовой, разбивали газоны, сажали тополи. Б. Полевой, Золото. || Оболочка, покрывающая организм. Кожный покров. Наружный покров семени. || перен. То, что покрывает, укрывает или окутывает что-л. Земля на огороде --- глянцевито-мокро чернела и в недалеком расстоянии сливалась с тусклым и влажным покровом тумана. Л. Толстой, Война и мир. Они вошли в село под покровом темноты. Марков, Строговы.

2. Устар. То, чем покрывают кого-, что-л.; покрывало. Он лежит И в сладострастной неге дремлет; Покров его с одра скользит. Пушкин, Руслан и Людмила. || Устар. Большой платок, которым покрывают голову невесты. — Невеста-то у нас неприкрытая. --- Покров, покров-то где? Невесту покрыли поверх венца белым платом. А. Н. Толстой, Петр Первый. || Устар. Покрывало для гроба, покойника. [Старик:] Покров богат — парчу вы рассмотрели? У брата моего прошедшею весной На гробе был точь-в-точь такой. Лермонтов, Маскарад. || обычно мн. ч. (покро́вы, -ов). Трад.-поэт. Легкие женские одежды. Жду тебя. Покровом тонким Формы млечные одень, Шагом мягким и незвонким Приходи под эту сень! М. Михайлов, Зов. Как пышно и легко покровы золотые Лелеяли и стан и формы молодые — Создания любви и пламенных страстей! Полежаев, Последний день Помпеи.

3. Устар. Покровительство, защита. Мальчишки разогнали псов, Взяв барышню под свой покров. Пушкин, Евгений Онегин. Скоро наш адмирал отправился домой, а мы под покровом дяди Рябинина --- остались в зале. Пущин, Записки о Пушкине. || О том, кто является покровителем, защитником кого-л. И с той поры державный Годунов, Перенося гоненья рока, Творил добро, был подданным покров И враг лишь одного порока. Рылеев, Борис Годунов. [Народ:] Царица! Мать родная! Ты сиротам, Рабам твоим, покров и заступленье! А. Островский, Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский.

Под покровом чего — в виде чего-л. Под покровом шутки можно бы здесь высказывать очень многое. Добролюбов, Уличные листки.

ПОКРО́В 2 , -а́, м. Один из христианских праздников.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Покро́в — устаревшее название покрывала. Иносказательно — защита, заступничество.

Покров — краткое название православного праздника Покров Пресвятой Богородицы, отмечаемого 1 (14) октября.

См. также списки , названных в честь этого праздника.

ПОКРО'В 2 , а́, мн. нет, м. (церк.). День первого октября по старому стилю, церковный праздник. Косили до Покрова́.

покро́в

6. то, что укрывает собою что-либо ◆ Под покровом ночи ◆ Под покровом тайны

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

События Покрова Пресвятой Богородицы

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Покров день — народные традиции праздника

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Приблизительное время чтения: 14 мин.

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Покров Богородицы

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Покров Богородицы

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Покров Богородицы

Покров Богородицы

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день — народные традиции праздника

Покров Богородицы

Шибанов Михаил. "Празднество свадебного договора". 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покров Богородицы

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, - каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей - Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих.

Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа - не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? - т.е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? - Прости им, Отче, они не знают, что творят. И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.

Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь - это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей. Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! - потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) - когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.

Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? - Нет, - сказал он, - но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! - и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве. Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.

И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она - да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.

Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется. В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.

Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас - образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас - образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он - средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша - это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы — тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!

1. чего или с опр. Верхний слой, покрывающий что-л. Нарушить покров дюн. Снимать булыжный п. мостовой. Плотный п. льда. Снежный, растительный п. Живой п. (спец.; мохово-лишайниковая, травянистая и полукустарниковая растительность, покрывающая лесную, степную и т.п. почву). Мёртвый п. (спец.; слой остатков отмёршей растительности, покрывающий лесную, степную и т.п. почву).

2. Оболочка, покрывающая организм. Поранить кожный п. Перьевой п. птицы. Наружный п. семени. Волосяной п. (волосы на теле человека; шерсть, покрывающая тело животных). Шёрстный п. (у животных).

3. Покрывало особого изготовления, используемое в церковном обиходе. Богатый п. на гробе. Вышитый п. алтаря. Белый п. невесты (большой платок). // обычно мн.: покро́вы, -ов. Трад.-поэт. Лёгкие женские одежды. * Как пышно и легко покровы золотые Лелеяли и стан и формы молодые (Полежаев).

4. То, что укрывает, окутывает, заволакивает что-л.; прикрытие, защита. Молодняк растёт под покровом старого дуба. Всё спит под покровом ночи. Туманный, дымчатый, тяжёлый п. Сеять, высевать что-л. под покровом чего-л.; посев под покровом чего-л. (спец.; о подсеве многолетних трав к озимой или яровой культуре).

5. То, под чем скрывается что-л. (тайное, неизвестное). Под покровом шутки, либеральных фраз скрывается дерзость. Накинуть, набросить на кого-, что-л. п. чего-л., какой-л. (намеренно сделать неясным). Сорвать, сбросить с кого-, чего-л. п. (сделать тайное явным).

◁ Покро́вный, -ая, -ое (1-3 зн.). П. шёлк. П-ая глазурь. П-ое оледенение. П-ая ткань, п. эпителий (клеточные ткани, облекающие снаружи тело и все органы животного или растительного организма). П-ые растения, культуры (спец.; зерновые, под которые подсевают многолетние травы). П-ые посевы (спец.; посевы многолетних трав с подсевом к зерновым).

2. ПОКРО́В , -а́; м. [с прописной буквы] В христианской религии: один из праздников, отмечаемый 1 (14) октября (в память о явлении Богородицы в Константинополе 910 г., которая простёрла над молящимися покрывало и вознесла молитву о спасении мира от бед и страданий). Косить до Покрова. Назвать гостей на Покров. В день Покрова.

город (с 1778) в России, Владимирская область, близ железнодорожной станции Покров. 16,6 тыс. жителей (1998). Швейная фабрика, заводы: железобетонных изделий, биопрепаратов.

ПОКРОВ, -а, м. 1. Верхний наружный слой, покрывающий что-н. Снежный п. Во- лосяной п. Шерстный п. (у животных). 2. То же, что покровительство (в 1 знач.) (стар.). Взять под свой п. кого-н. 3. То же, что покрывало (устар.). Положить п. на гроб. Под покровом ночи (перен.). Сорвать покровы с кого-чего-н. (перен.: сделать тайное явным; книжн.). * Покров Пресвятой Богородицы - в православии: великий церковный праздник в память о видении Богородицы, стоящей на воздухе и простирающей покров над молящимися в храме (14 октября). Праздник покрова. Богородицы. Под покровом чего, в знач. предлога с род. п. (книжн.) - под видом чего-н.; прикрывая, скрывая, маскируя что-н. чем-н. Дерзости под покровом шутки. || прил. покровный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.). Покровные ткани растений.

В словаре Ефремовой

  1. Название одного из церковных праздников, отмечаемого православной церковью первого октября по старому стилю и четырнадцатого октября – по новому.

В словаре Фасмера Макса

покро́в
также название церк. праздника (1 окт.). От кров, крыть. Этот праздник был введен в ХII в. православной церковью в память об избавлении Константинополя от сарацин (в середине Х в.), которое на основании видения Андрея Салосского было приписано богородице; см. Энц. Слов. 47, 251. По народн. поверью – день, подходящий для свадеб: пришел покро́в де́вкам го́ловы крыть.

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

защита, платок; воздух, сударь, вуаль, кров, панцирь, изморозь, покровительство, одежда, слой, периантий, риза, лануго, осенение, поволока, шуба, ризы, периблема, кожа, мех, одежды, индития, покрывало, кожура, шерсть, город, травостой, прикрытие, выползок, завеса, пелена, полог, оперение, кожица, сень, феллема, сударий, флер, ткань, праздник

В словаре Энциклопедии

город (с 1778) в Российской Федерации, Владимирская обл., близ ж.-д. ст. Покров. 16 тыс. жителей (1993). Швейная фабрика, заводы: железобетонных изделий, биопрепаратов.

В словаре Синонимов 3

В словаре Синонимы 4

воздух, выползок, город, завеса, защита, изморозь, индития, кожа, кожица, кожура, кров, лануго, мех, одежда, оперение, осенение, панцирь, пелена, периантий, периблема, покровительство, покрывало, праздник, прикрытие, сень, слой, сударий, сударь, ткань, травостой, феллема, флер, шерсть, шуба

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

1. покро́в,
покро́вы,
покро́ва,
покро́вов,
покро́ву,
покро́вам,
покро́в,
покро́вы,
покро́вом,
покро́вами,
покро́ве,
покро́вах
2. покро́в,
покровы́,
покрова́,
покрово́в,
покрову́,
покрова́м,
покро́в,
покровы́,
покрово́м,
покрова́ми,
покрове́,
покрова́х

Читайте также: