Как описывает шолохов донскую природу казачий хутор кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ключевые слова : природа, образ, пейзаж.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Описать взаимосвязь описания природы и переживаний персонажей.

Жители донских деревень настолько близки к внешнему миру, что чутко реагируют на каждое изменение настроения природы. Поэтому, когда Наталья проклинала отца своих детей и хотела умереть на поле битвы, прекрасный день внезапно сменился ветром и громом, и природа восстала против этого проклятия.

Прежде чем описать начало мировой войны, автор дает подробную картину природы, в которой, согласно общепринятым признакам, многие недружественные пейзажи предсказывают большие потери.

Пейзаж рассказывает читателю о морали казачества. Природа степи столь же безудержна и сильна, что в ее степи кого-либо было трудно завоевать. Дон распространяется мощно и полно, как персонаж казака, которого невозможно вытеснить. Так что Дон бежит с берега весной. Все времена года в степи экстремальные: зима холодная и снежная, лето жаркое и влажное, осень дождливая и ветреная, а весна теплая и несет в себе много воды. Даже сами казаки: если они любят, то до бессознательного, если они ненавидят, то до конца.

Это природа сопровождает любовную связь Григория с Аксиньей. Они приблизились во время шторма, когда соседи отправились на рыбалку. Гром и молния пугали людей, брызги дождя рассеивали волны, сам Дон пенился на ветру. Чувство в груди Григория и Аксиньи гремело в одной и той же буре, ее любовь была столь же мятежной, она испугала свое окружение и заставила всех страдать. Поэтому природа в романе наделена функцией психологизма. [2]

Впоследствии Шолохов последовательно дает сцены, которые показывают, что люди не хотят войны, и считают ее величайшей катастрофой. Образ природы помог понять отношение войны не отдельного человека, а многих людей. При этом обобщение чувства расстройства является одной из важнейших особенностей романа.

Тихий Дон — тонкий и проницательный, во всей своей яркой и дрожащей подлинности, Шолохов показывает свою родную натуру. Пейзаж природы всегда духовен. Он соотносится с человеком, с потоком жизни, затем с его красотой и величием, которое подчеркивает несовершенство человеческого существования, жестокость человека, а затем гармонично сочетается с душевным миром человека, для которого характерны высокие устремления, яркие эмоции.

Его картины разнообразны. Через лунный свет Григорий воспринимает чарующее великолепие луны, опьяненное радостью жизни и любовью. На этой картине — и живописная красота, и лирика, и психология.

Список использованной литературы:

1. Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова "Тихий Дон": учебное пособие по спецкурсу/Л.Г. Сатарова. Воронеж.: ВГПИ,1989. — С. 84

Пейзажи в романе – не застывшие картины, они полны динамики. Автор фиксирует изменения, происходящие в природе, переходы от дня к ночи, от зимы к весне. Показательным примером этого может служить описание потаенной жизни степи, ожидающей прихода весны: «Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога занесло снегом. Падины и яры сравняло. Нет ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прили- занная ветрами, голая белая равнина. Будто мертва степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.

Но под снегом все же живет степь. Там, где, как замерзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, – там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к хрупкому чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтоб встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зеленеть в мае. И оно встанет, выждав время! Будет бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок. И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. До поры, пока вызревший, полнозерный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на току литые, тяжеловесные зерна.


Забудем о постперестроечных призывах отринуть все то, что было создано до 1991 года, в том числе — и творчество Шолохова.

Потому что всегда, когда автор считает нужным сделать паузу, оттенить, выделить, украсить сюжет, когда ему необходимо задать настроение или усилить впечатление от происходящего в той либо иной главе, в тексте появляются описания природы. Природы разной, изменчивой — разнятся времена года, пейзажи; Шолохов пишет о географически разных местах. Но изменению сюжета всегда сопутствуют картины природы. Причем описания эти тоже очень динамичны; они дышат, позволяют почувствовать цвет, запахи, ощутить движение масс воздуха так, словно бы читатель видит все это глазами шолоховских персонажей.

Первая группа — это описания природы, помогающие передать психологическое напряжение сюжета. Вот, например, как ведет себя природа перед свадьбой Григория Мелихова с Натальей Коршуновой:

Предчувствием беды, тоской и каким-то надрывом веет от этого пейзажа. И отец Григория, стремящийся во что бы то ни стало соблюсти честь семьи, женить сына, как положено казаку, отвадить его от греховной любви к Аксинье, в душе понимает — напрасно. Не будет Григорию счастливой жизни с Натальей, все кончится плохо и для нее, и для него. А вместе со старшим Мелиховым понимает это и читатель и, несмотря на последующее яркое описание разгульной и вроде бы веселой свадьбы, предчувствует — быть беде.

Внутреннее напряжение, тяжесть, безнадежность. Так и есть — идет Первая мировая война. Казаки, и Григорий Мелехов в их числе, ведут тяжелые бои, кровавая свистопляска засасывает людей, озлобляет их, превращает в животных, и скупое описание осенних садов, где деревья словно бы кровоточат, лишний раз подсказывает читателю — все плохо, а будет еще хуже, близится не просто беда, а нечто такое страшное, чему и названия-то нет.

Лавр Корнилов едет в Москву, чтобы возглавить верные монарху войска, едет спасать Россию, свою Родину, без сомнения, горячо любимую им. Он профессиональный военный, закаленный в боях и прошедший через огонь и воду. Он уверен, что сможет свершить задуманное, оттого на душе у него светло и благостно, и Шолохов передает это через светлый и чистый умиротворяющий пейзаж.

Третья группа природных описаний используется Шолоховым тогда, когда автор стремится усилить трагедийность описываемого, дать прочувствовать читателю весь ужас происходящего.

Война идет уже третий год. В привычном и устоявшемся мирке казачьего хутора все разладилось.

Вот так же жестокие ветры отнюдь не благих перемен очень скоро подхватят жителей хутора и понесут их по пустым дорогам России, развеют по чужим краям, разведут по разные стороны баррикад, толкнут на братоубийство.

А вот как начинается XXVIII глава пятой части романа:

Вроде бы и обычный пейзаж. Но веет от него чем-то жутковатым, чем-то таким, от чего сжимается сердце. И верно: вечер этот — последнее, что видят в своей жизни красногвардейцы Подтелкова. Скоро, очень скоро начнется самое ужасное, начнется то, из-за чего Гражданскую войну и называют худшей из бед, — братья будут убивать братьев.

Описания природы Шолохова ставят его в один ряд с классиками русской литературы: Тургеневым, Аксаковым, Гоголем. По сути шолоховские пейзажи — стихи в прозе, гениальная лирическая поэзия жесткого прозаика-реалиста. И здесь Шолохов намного превзошел многих и многих собственно лириков.

Основные термины (генерируются автоматически): описание природы, русская литература, XXVIII, автор, группа, Дон, Москва, роман, советская идеология, туча.


В каждом лирическом отступлении чувствуется любовь писателя к просторам, к земле, к каждому стебельку, к каждому листочку. Человек и есть сама природа, и мы неразрывны с ней. Особенно выделяется автором образ степи, который идет от народного представления о степи-матушке, кормилице, политой потом и кровью живущих на ней людей.


Глубокий психологизм, детализация человеческого чувства, соединившись у Шолохова с первозданно-свежим, наивно-поэтическим восприятием мира, дали нам неповторимое сияние, радость того, что мы с полным правом называем шолоховской образностью. Весь окружающий человека мир – в движении, в работе… Все одушевлено, пережито, воспринято чувством. Многообразный мир природы и мир человека соединяются, как проявление единого, вечно сущего – матери-жизни.

Читайте также: