Здоровьесберегающая среда в доу как условие сохранения здоровья детей

Обновлено: 30.06.2024

Сформированность психофизических качеств у выпускников детских садов - основа предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования, залог успешности обучения и благоприятной социально-психологической адаптации в условиях школы.
Дети дошкольного возраста сегодняшнего дня живут в особой ситуации развития. Дети очень рано становятся уверенными пользователями
современных гаджетов, проводят много времени за компьютерами и телевизорами, что очень сильно снижет двигательную активность и их потребность во взаимодействии со сверстниками. Большая занятость
родителей, работающие бабушки и дедушки, технологизация всех каналов
коммуникаций создают для детей условия дефицита общения.
Перечисленные факторы, все больше проявляющиеся экологические
проблемы приводят к ухудшению физической, психической и социальной
составляющей здоровья детей. В связи с этим, здоровье практически всех детей требует внимания и помощи со стороны родителей, врачей, педагогов и
психологов.

Оценить 18 0

«Здоровьесберегающая среда в ДОУ как условие сохранения психофизического здоровья

Нижний Новгород 2021г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ряд целевых ориентиров, выступающих основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, в число которых входят показатели физического, психического и социального здоровья дошкольников.

Сформированность психофизических качеств у выпускников детских садов - основа предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования, залог успешности обучения и благоприятной социально-психологической адаптации в условиях школы.

Дети дошкольного возраста сегодняшнего дня живут в особой ситуации развития. Дети очень рано становятся уверенными пользователями

современных гаджетов, проводят много времени за компьютерами и телевизорами, что очень сильно снижет двигательную активность и их потребность во взаимодействии со сверстниками. Большая занятость

родителей, работающие бабушки и дедушки, технологизация всех каналов

коммуникаций создают для детей условия дефицита общения.

Перечисленные факторы, все больше проявляющиеся экологические

проблемы приводят к ухудшению физической, психической и социальной

составляющей здоровья детей. В связи с этим, здоровье практически всех детей требует внимания и помощи со стороны родителей, врачей, педагогов и

Здоровьесберегающая среда детского сада - это комплекс мер:

Этот комплекс мер обеспечивает ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную эмоциональную и бытовую среду в детском саду, способствует повышению социальной адаптированности дошкольников.

Целью создания здоровьесберегающей среды в ДОУ становится снижение объективных и субъективных факторов риска, а также создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Важными педагогическими условиями образовательной среды детского сада, влияющими на сохранение и укрепление психофизического здоровья детей являются:

оптимизация образовательного процесса за счет увеличения игровых форм организации занятий;

личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми;

индивидуально-дифференцированный подход при использовании образовательных технологий;

достаточная двигательная активность дошкольников;

соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;

психолого-педагогическая компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения;

Таким образом, можно сказать, что здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому

в группе была создана обстановка, обеспечивающая психологический, интеллектуальный и физический комфорт детей, способствующая соблюдению баланса активности и отдыха, коллективной и индивидуальной деятельности.

Создание здоровьесберегающей среды в условиях нашей группы осуществляется по нескольким направлениям:

• организационно-просветительское (координация действий родителей и педагогов, формирование у них устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивирование на здоровый образ жизни);

• лечебно-профилактическое (мониторинг здоровья, прививки, профилактика заболеваний, обеспечение требований санитарно-эпидемиологических нормативов, том числе при организации питания, при определении оптимальной нагрузки в организованных формах обучения, длительности прогулок и дневного сна);

• физкультурно-оздоровительное (рациональная организация двигательного режима в течение всего времени пребывания детей в детском саду, проведение оздоровительных и закаливающих процедур, спортивно-оздоровительных мероприятий);

• коррекционно-развивающее (коррекция выявленных недостатков в развитии речи, развитие и коррекция эмоциональной сферы, обучение рефлексивным умениям, формирование адекватной самооценки, развитие познавательных процессов);

• образовательная здоровьесберегающая деятельность: формирование внутренней картины здоровья (совокупность представлений о способах сохранения и развития здоровья, положительное отношение к здоровому образу жизни и сформированность элементарных навыков сохранения здоровья) у дошкольников посредством различных здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода;

• создание условий для педагогического процесса (психологически комфортная РППС: наличие уголков уединения и экранов настроения, учет возрастных и гендерных особенностей, зоны ближайшего развития, насыщенность, полифункциональность и трансформируемость среды; обеспечение возможности выбора детьми вида деятельности, применение в режиме дня приемов релаксации, элементов аутотренинга, психогимнастики, музыкотерапии).

При формировании здоровьесберегающей среды группы мы используем следующие мероприятия: физкультурно - оздоровительные;

музыкально – оздоровительные; здоровьесберегающие технологии;

обеспечивающие социально – психологическое благополучие детей;

медико – профилактические; организованные в образовательной деятельности; взаимодействие с семьями воспитанников.

Следуя структуре построения среды, мы придерживаемся принципов мобильности среды, её соразмерности, стильности оформления, доброкачественности, соответствия возрастным особенностям детей.

Помещениенашей группы выдержано в спокойных, светлых тонах, что создаёт комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия – направлены развитие физических качеств, двигательной активности и поддержания физического благополучия детей. Включают в себя:

Физкультурные занятия - направлены на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности, овладение жизненно важными видами движений.

Подвижные и спортивные игры - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Профилактику плоскостопия - обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки.

Закаливающие процедуры - направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Физкультурный инвентарь удовлетворяет потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и в двигательных предпочтениях в зависимости от пола.

Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.

Музыкально - оздоровительные мероприятия – направленные на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Музыкально-развивающая микросреда, направленная на решение целевых ориентиров представляет собой центры эстетического развития, где представлены разнообразные материалы для приобщения детей к музыкально-эстетической и оздоровительной деятельности. Весь музыкальный материал тщательно подбирается музыкальным руководителем в соответствии с возрастом детей, их музыкальными способностями, ориентируясь на ФГОС.

В процессе образовательной деятельности в свою работу мы включаем здоровьесберегающие технологии: игры-массажи, пальчиковые гимнастики со словами, упражнения на дыхание, релаксационные упражнения, физкультминутки. Эти простые упражнения помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость в целом. Кроме этого дыхательная гимнастика - способствует повышению общего жизненного тонуса ребенка, закалённости и устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают

Пальчиковая гимнастика - способствует развитию речи, творческой

деятельности, активизирует моторику рук.

Точечный массаж - прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно - эмоционального напряжения в забавной игровой форме

Гимнастика после сна - помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Ходьба по коврикам здоровья - массирует стопы, способствует развитию координации движений, тактильных ощущений.

Кроме того, правильно организованное занятие, с использованием здоровьесберегающих технологий, также способствует сохранению и укреплению психофизического здоровья детей.

В своей работе с детьми мы также используем полифункциональное игровое оборудование; различные ширмы, модули, уголок ряженья, различные виды театров и т.д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей…), заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т.д.), а нам — возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки, следя за дозированностью звучания музыки в группе.

Важную роль в создании здоровьесберегающей среды играет правильное питание, профилактические процедуры, мониторинг здоровья. За этим следит медицинский работник, который руководствуется СанПином.

Но даже самая совершенная оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьёй – это совместные праздники. Проведение таких мероприятий приносит много радости и удовлетворения и детям, и взрослым, но, к сожалению, в данной эпидимической ситуации это стало невозможным, поэтому в своей работе с родителями мы стали чаще использовать:

Консультации через родительский уголок;

Наглядная информация в уголках родителей по укреплению и сохранению здоровья детей;

Фотовыставки, где одни семьи делятся своим опытом с другими.

Применение в работе здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса:

•способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,

•способствует формированию потребности в двигательной активности,

•способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой,

•позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,

•формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей

Осуществление работы по данным направлениям с учетом педагогических условий при взаимодействии всех участников образовательного процесса позволяет систематизировать деятельность по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду, способствует сохранению и укреплению психофизического здоровья дошкольников, создает предпосылки для успешного обучения в школе выпускников детского сада.

1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114‑117.

2. Галанов, А.С. Игры, которые лечат /А.С.Галанов. М: Творческий центр Сфера, 2001.-93с.

4. Змановский Ю. Ф. Воспитательно- оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. /Ю. Ф. Змановский// Дошкольное воспитание. -1993.-№9.

5. Картушина,М.Ю. Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников /М.Ю.Картушина. – М.:Творческий цент Сфера,2009 – 207с.

6. Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым. / Т. Колесникова// Дошкольное воспитание. -2007.-№1

7. Латохина Л. И. Как быть здоровым душой и телом. / Л. И. Латохина// Дошкольное воспитание. -1999.-№10.

8. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. /М. Рунова// Дошкольное воспитание. -1999.-№6.

10. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. 2005. № 4. С. 61—65. Интернет – ресурсы.

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающая технология

- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

здоровьесберегающие образовательные технологии обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

Здоровье - физическое.

Здоровье психическое.

Здоровье социальное.

Здоровье нравственное.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит :

- улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция;

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующие

Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально - волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт - терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия)

Задания для педагогов

Педагогам предлагается выбрать цвет буклета и описать ощущения связанные с этим цветом.

Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.

Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.

(В зависимости от выбранного цвета, педагогам дается задание-использование здорвьесберегающей технологии)

Красный цвет буклета

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

• Способствует овладению навыками мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Вам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Угостим честной народ.

Зеленый цвет буклета

повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или спортивные игры повышают интерес, но и дидактические игры.

Желтый цвет буклета

можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. При помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.

Оранжевый цвет буклета

Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

Голубой цвет буклета

- это, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов, направленный на ознакомление и внедрение в свою образовательную деятельность методов арт-терапии. Семинар.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации.

Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающая среда. 2 слайд Современная система образования, определяющая развитие ребенка в раннем.

Работа с родителями как фактор сохранения здоровья ребенка Я работаю во второй младшей группе по программе А. Васильевой 2010г Так как эта группа была набрана недавно, из детей ранее не посещающих.

Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей I. Здоровьесберегающая среда ДОУ Здоровьесберегающая среда.

Зрительная гимнастика как технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика как технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников В настоящее время практически невозможно найти человека, не знающего проблем со зрением. Взрослый человек в очках не вызывает никаких эмоций,.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

памятка для родителей.JPG

Выбранный для просмотра документ задания для команд.docx

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ (15.01.2021 в 13.30)

1. Вспомнить и при необходимости суметь продемонстрировать

· 2-3 упражнения для профилактики нарушений осанки

· 2-3 упражнения для профилактики плоскостопия

· 2-3 упражнения для профилактики нарушения зрения

2. Вспомнить и при необходимости суметь продемонстрировать

· 2-3 упражнения дыхательной гимнастики.

· 2-3 упражнения утренней гимнастики.

· 2-3 упражнения гимнастики после сна.

3. Подумать, почитать, сформулировать

· здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ.

Мероприятие пройдет в формате лекции с элементами интерактива

Выбранный для просмотра документ памятка для педагогов (1-4стр.).docx

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОУ

o При проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.

o Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

o Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.

o Регулярность физических нагрузок способствует нарастанию резервных мощностей организма ребёнка.


Для того чтобы добиться положительного результата в деле здоровьесбережения обучающихся необходима целенаправленная, комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №2

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

https://theslide.ru/img/thumbs/58a4f1e5444178c987d65138cbbf634d-800x.jpg

Выбранный для просмотра документ памятка для педагогов (2-3стр.).docx








Выбранный для просмотра документ пед.совет №2 2020-2021.docx

Педагогический совет №2

Разработала старший воспитатель Ухалова Татьяна Геннадьевна

Вид педсовета : тематический

Форма проведения : интерактивное общение

систематизация знаний педагогов об использовании в работе с обучающимися здоровьесберегающих технологий

1.Изучение современных технологий здоровьесбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.

2.Выработка алгоритма физкультурно-оздоровительной деятельности.

3.Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.

Ход педагогического совета:

I. Выступление старшего воспитателя.

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей , который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.

Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.

Итак, представим здоровье ребёнка в виде чудесной планеты, которую мы должны беречь, охранять от всех напастей и невзгод (Выставляется модель). Для начала нам нужно выяснить, что же такое здоровье?

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребёнка?

А. Основным средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения. Может показаться, что всё это для нас не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность?

Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения , при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их, пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.д.).

Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Задача воспитателя разнообразить задания по бегу, для того, чтобы у детей не снижался интерес к этому виду движений.

Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками. Педагоги называют: бег в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др.), бег в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную), в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др.), с изменением темпа, (с ускорением, на скорость), с дополнительными заданиями и т.д. Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника. Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так: при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.

А теперь небольшой интерактив:

1.Показать комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки.

2.Показать комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

3.Показать комплекс упражнений для профилактики нарушения зрения.

В. Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе!

Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке.

Педагоги озвучивают виды активности, ведущий педсовета записывает их и закрепляет под фразой ( подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа над ОВД, самостоятельная двигательная активность и т.д.).

Из всего сказанного вытекает второе утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду: повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

И снова немного разомнемся:

1.Показать комплекс дыхательной гимнастики.

2.Показать комплекс утренней гимнастики.

3.Показать комплекс гимнастики после сна.

В каждом дошкольном учреждении используются разнообразные здоровьесберегающие технологии, составлен свой комплекс закаливающих мероприятий, универсальных, эффективных и доступных для детей дошкольного возраста. Однако при их проведении всегда нужно соблюдать определённые правила. Давайте озвучим правила, регулирующие проведение закаливающих мероприятий.

Педагоги называют: постепенность, учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка, системность, эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка.

Из всего сказанного можно сделать ещё один вывод: органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.

Каждой из команд предлагается задание:

2.Перечислить здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ.

1.При проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.

2.Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

3.Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.

Как вы думаете, этого будет достаточно для того, чтобы сделать систему физического воспитания в детском саду действительно оздоровительной для наших детей? На что ещё мы должны обратить внимание? (ответы педагогов)

III. Подведение итогов и проект решения педагогического совета.

Для того чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам необходимо:

- Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т.д.)

- Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности

- Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами

- Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений.

Предлагаю внести эти предложения в решение нашего педсовета.

http://ddu20.minsk.edu.by/be/sm.aspx?guid=8573

Ø Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

Ø Соблюдайте режим дня.

Ø Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

Ø Любите своего ребенка: он – Ваш. Уважайте членов своей семьи: они – попутчики на Вашем пути.


Современный детский сад – это место,где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. Здоровье ребенка зависит от того, насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения. Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Цель моей работы по проблеме здоровьесбережения в ДОУ – это формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.

– Формировать навыки здорового образа жизни;

– Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

– Создавать условия для реализации потребности, детей в двигательной активности;

– Воспитывать потребности в здоровом образе жизни;

– Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства;

– Привлекать родителей к решению поставленных задач.

Формы организации детей:

В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, я провела диагностику исходного уровня развития детей. Изучив полученные результаты, я поставила для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения и укрепления здоровья. Предметно-развивающая среда должна быть удобной, целесообразной предоставлять ребёнку свободу, настраивать на эмоциональный лад, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. К ним относятся природная среда, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, музыкально-театральная среда.

Первый шаг в проектировании среды – определение расположения развивающих центров в группе детского сада. Модели развивающих центров варьируются, исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ и опираются на принципы построения предметно-развивающей среды. Важно, чтобы создаваемые развивающие центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Все это способствует эмоциональному благополучию детей разных возрастов, создает у них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского сада и помощниками взрослых. Для того чтобы предметно-развивающая среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группе пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей и обновляются.

Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию. Пространство группы можно назвать мобильным, живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. В такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность самоорганизации.

В нашей группе предметно-развивающая среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков. В своей работе я активно использую созданное предметно-развивающее пространство для успешного осуществления воспитания и обучения дошкольников, т. к. для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми.

Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры провожу в утренние и вечерние часы, в соответствии с временем года. Все необходимые атрибуты находятся в зоне двигательной активности: шапочки, погремушки, мячи. Также в данной зоне имеется оборудование для овладения важными навыками, приобретаемыми на занятиях по физическому воспитанию (проводятся с детьми три раза в неделю), на утренней гимнастке. Для овладения детьми прыжков в зоне двигательной активности имеются скакалки, подвешенная к потолку карусель; для овладения катания, бросания, ловли, метания – мячи разных размеров, кегли, кольцебросы; для овладения лазания, ползания – воротца, шведская стенка, обручи; для овладения равновесия – мягкая змейка, гимнастическая скамейка.

С детьми своей группы я провожу дыхательную гимнастику, для этого использую различные вертушки, ленточки и платочки. Кроме дыхательной гимнастики в работу по укреплению здоровья включаю элементы зрительной гимнастики. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал – указатели для глаз. В своей работе использую нетрадиционные методы укрепления здоровья, такие как Су-Джок терапию – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Большое внимание в группе уделяю использованию дорожек здоровья находящихся в зоне движений. Использую их на занятиях по физическому воспитанию и во время проведения бодрящей гимнастики после дневного сна. Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.

D:\Таньчик\Фото групповых зон\IMG_1064.JPG

Театральный уголок

Цели создания этого уголка не только развивающие, но и здоровьесберегающие: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Использование театрального уголка в здоровьесберегающих целях:

- сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы;

- пальчиковый театр используется для развития мелкой моторики, развивает ловкость и подвижность пальцев.


Данный центр я тоже использую не только в развивающих целях. Песочная терапия является одной из форм такой здоровьесберегающей технологии, как арт-терапия, от других форм этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый – холодный, сухой – мокрый, тонет – не тонет, пустой – полный и многое другое.

D:\Таньчик\Фотографии\сортируй\ясли (9).jpg

Уголок сюжетно-ролевых игр


Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей и мелкой моторики. Истоки здоровья и способностей детей находятся на кончиках пальцев. Игры – шнуровки не только тренируют пальцы рук, но и помогают координировать движения малыша, концентрируют его внимание, развивают ловкость и аккуратность, что необходимо ребёнку для проявления самостоятельности в обыденной жизни.Игры с разнообразным подручным реквизитом: крупы, болтики и гаечки, катушка ниток. Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха.


Дети в восторге от нашего музыкального центра. Здесь есть такие музыкальные инструменты, как бубны, погремушки, колокольчики, трещотка. Технологии музыкального воздействия применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Они используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Занятия проводятся воспитателями совместно с музыкальным руководителем. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы. Я использую музыку в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для сопровождения образовательной деятельности, также перед сном, чтобы помочь, с трудом засыпающим, детям успокоиться и расслабиться.

Уголок здоровья для родителей

Таким образом, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашей группы, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни. Также созданные мною условия позволяют эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в положительном эмоциональном восприятии жизни. Динамику развития детей в данном направлении можно наблюдать в предложенной мной диаграмме:


Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, предметно-развивающая среда, игра, дидактический стол, здоровье, физическое воспитание, дошкольное учреждение.

Читайте также: