Показатели качества образования и эффективности образовательной деятельности школ

Обновлено: 08.07.2024

Перечень
целевых показателей эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. N 1116)

Соответствие деятельности образовательного учреждения законодательству Российской Федерации в области образования

Отсутствие нарушений законодательства Российской Федерации

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Оптимальная укомплектованность структурных подразделений образовательного учреждения кадрами, соответствие квалификации работников учреждения занимаемым должностям

Обеспечение высокого качества обучения и воспитания

3.1. Показатели успешности государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

3.2. Количество обучающихся победителей и призеров олимпиад и конкурсов, проводимых на муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях.

3.3. Количество выпускников, поступивших на бюджетные отделения в образовательные учреждения высшего профессионального образования.

3.4. Количество правонарушений среди обучающихся.

3.5. Реализация компетентностного подхода в образовании:

а) формирование готовности обучающихся к осознанному выбору направления и формы получения профессионального образования;

б) сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся.

3.6. Показатели успешности выполнения требований по освоению основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования:

а) показатель учебно-материального обеспечения образовательного процесса;

б) показатель кадрового обеспечения

Обеспечение доступности качественного образования

Создание условий, позволяющих обучающимся осваивать образовательные программы, обеспечивающие им успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями:

а) наличие у родителей и обучающихся возможностей для выбора образовательной программы;

б) соответствие квалификации педагогических кадров реализуемым образовательным программам;

в) реализация образовательных программ по углубленному изучению отдельных предметов;

г) организация индивидуальной работы с учащимися (одаренными, имеющими проблемы со здоровьем и т.п.)

Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования

5.1. Охват обучающихся (в процентах от общего количества):

а) занятиями по дополнительным образовательным программам;

б) занятиями в спортивных секциях;

5.2. Количество образовательных программ дополнительного образования детей.

5.3. Количество спортивных секций.

5.4. Финансовая доступность в получении дополнительных образовательных услуг

Эффективное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе

6.1. Количество и виды современных педагогических технологий, используемых в образовательном учреждении в целом и по ступеням образования, в том числе:

проектных методов обучения;

технологий модульного и блочно-модульного обучения;

здоровьесберегающих технологий и т.п.

6.2. Доля педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии.

6.3. Показатель оснащенности образовательного учреждения компьютерной техникой (количество обучающихся, приходящихся на один персональный компьютер).

6.4. Подключение образовательного учреждения к сети Интернет и обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам

Реализация программы развития образовательного учреждения

Показатель уровня реализации и качества программы развития образовательного учреждения как документа, являющегося организационной основой управления инновационными процессами

Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

8.1. Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на снижение утомляемости обучающихся на уроках; перегрузок и объема домашних заданий.

8.2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в процессе проведения занятий.

8.3. Обеспечение двигательной нагрузки обучающихся во время длительного пребывания в учреждении.

8.4. Принятие мер по предупреждению травматизма обучающихся в ходе проведения занятий и внеклассных мероприятий.

8.5. Создание условий для организации медицинского обеспечения.

8.6. Создание условий для организации горячего питания.

8.7. Создание условий для занятий физической культурой, спортом, проведения содержательного и активного отдыха.

8.8. Внедрение учебных курсов, направленных на формирование здорового образа жизни у обучающихся

Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательном в учреждении

9.1. Соблюдение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, правил по охране труда.

9.2. Проведение мероприятий и принятие мер по антитеррористической защите образовательного учреждения.

9.3. Подготовка коллектива образовательного учреждения в области безопасности жизнедеятельности

Создание системы государственно-общественного управления образовательным учреждением

Сочетание принципов единоначалия и самоуправления:

а) наличие органов общественного управления, отражающих интересы обучающихся и их родителей;

б) наличие управляющего совета;

в) наличие попечительского совета;

г) наличие нормативной базы по государственно-общественному управлению в образовательном учреждении;

д) внедрение форм и методов по обеспечению доступности и открытости информации о деятельности образовательного учреждения, включая выступления в средствах массовой информации, создание сайтов в сети Интернет, проведение социологических опросов, дней открытых дверей и др.

Выбор показателей качества образования. Для реализации выбранной модели мониторинга необходимо составить достаточно полный набор показателей, характеризующих качество образования и эффективность деятельности образовательных учреждений.

В мониторинге качества образования общую совокупность показателей можно разделить на следующие подгруппы: показатели качества функционирования образовательных систем; показатели качества учебного процесса; показатели качества результатов обучения; показатели качества инновационной деятельности (использование информационных технологий, передового опыта педагогической науки и практики) при обучении; показатели качества, характеризующие материальные вложения в образование; показатели качества управления образовательными учреждениями.

Первая группа показателей. Показатели первой группы характеризуют: качество содержания образования, структуры, образовательных программ и форм организации учебного процесса; эффективность реализации целей обучения и воспитания; наличие развитых педагогических технологий, качество работы системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и др.

Необходимо также принимать во внимание группу обобщенных показателей качества образовательных систем, к которым можно отнести характеристики оперативности принятия управленческих решений, наличие информационных возможностей, эффективность прямой и обратной связи в системах, прогнозируе- мость тенденций развития образовательной системы и т.д.

Вторая группа показателей. Показатели второй группы характеризуют уровень доступности и индивидуализации обучения; качество организации образовательного процесса, условия и атмосферу преподавания; вариативность учебных программ; соотношение традиционных и инновационных технологий обучения и контроля; соответствие структуры и содержания обучения актуальным тенденциям теории и практики образования; степень внедрения компьютерных методов в обучение, характеристики деятельности образовательного учреждения в основное (урочное) и не основное (внеурочное) время и т.д.

Третья группа показателей. Третью группу составляют показатели, характеризующие результаты контроля и оценки учебных достижений учащихся (внутренние и внешние, полученные в процессе аттестации); качество учебных достижений обучаемых; уровень развития общеучебных и коммуникативных умений; подготовку выпускника школы к жизни в современном обществе высоких технологий; наличие сформированной базы для продолжения образования, умения решать проблемы жизненного характера и т.д.

К остальным группам показателей качества образования относятся характеристики использования передового опыта педагогической науки и практики при обучении, размеры финансирования образования, кадровое, информационное, материально-техническое и методическое обеспечение.

Дополнительные показатели. При оценке качества образования для принятия управленческих решений необходимо уделять внимание дополнительным показателям, характеризующим социально-экономическое развитие страны, региона, области, района, являющимся следствием национальных процессов и связанным с качеством образования.

К ним можно отнести: индекс развития человеческого потенциала (процент грамотного взрослого населения, количество обязательных лет обучения в школе основной доли взрослого населения, количество людей с высшим образованием на 1000 человек); обобщенную характеристику экономической динамики в регионе; характеристику криминогенной обстановки в районе и многие другие.

Структурирование показателей, влияющих на качество образования. Все показатели, влияющие на качество образования, по разным основаниям можно разделить на группы. В частности выделяются не изменяющиеся или слабо изменяющиеся со временем факторы (географическое положение школы, ее расположение в городе или в селе, определенном районе города, социально-экономическое окружение образовательного учреждения или социально-экономические характеристики региона и др.) и факторы, подверженные динамичным изменениям (педагогический состав, формы и методы дополнительного образования, уровень обеспеченности родителей учащихся, их социальный статус, миграционные процессы среди населения России и др.).

Показатели подразделяются на поддающиеся влиянию со стороны органов управления образованием, изменение которых можно вести целенаправленно для повышения качества образования, и инвариантные, не зависящие от управленческих воздействий.

В первую группу, например, входят: использование передового опыта педагогической науки и практики, размеры финансирования образования, кадровое, информационное, материально- техническое обеспечение. Ко второй группе можно отнести: уровень обеспеченности родителей учащихся, их социальный статус, миграционные процессы среди населения России.

Практическое задание и вопросы для обсуждения Перечислите наиболее значимые показатели качества школьного образования. Считаете ли вы, чго мониторинг служит усилению воздействия централизованного управления на систему образования и ограничивает свободу учителя? Приведите аргументы за или против этого утверждения. Какие элементы системы мониторинга существуют в школах и какие следует создавать заново? Можно ли использовать оценки, полученные традиционным путем, в системах мониторинга качества образования? Аргументируйте свою точку зрения.

Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.

Автор: Светлана Дмитриевна Ильенкова, доктор экономических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации, заведующая кафедрой общего менеджмента и статистики фирм Института менеджмента МЭСИ.

Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:

Восприимчивость методик передачи знаний

Востребованность полученных знаний

Получение новых знаний

Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. В зависимости от фундаментальности полученных знаний обучающиеся могут:

выдержать конкурсные экзамены при поступлении на обучение;

пройти конкурсный отбор при устройстве на работу;

более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса.

Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в профессиональной деятельности. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование.

Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:

понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;

постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Жизнедеятельность образовательных структур состоит из трех взаимосвязанных процессов:

1. получение ресурсов;
2. использование ресурсов для достижения целей организации;
3. передача результатов деятельности во внешнюю среду.

При реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в образовании необходимо учитывать схему взаимодействия различных органов власти, интересы которых лежат в области образования. Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах.

Для системы менеджмента качества применимы следующие принципы:

ориентация на потребителя;

учет ситуации на рынке образовательных услуг;

учет ситуации на рынке труда;

вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников;

процессный подход к менеджменту;

системный подход к менеджменту;

обоснованное принятие управленческих решений;

постоянное улучшение деятельности учебного учреждения.

Показатели качества образования

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

1. Качество преподавательского состава.
2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.
3. Мотивация преподавательского состава.
4. Качество учебных программ.
5. Качество студентов.
6. Качество инфраструктуры.
7. Качество знаний.
8. Инновационная активность руководства.
9. Внедрение процессных инноваций.
10. Востребованность выпускников.
11. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
12. Достижения выпускников.

Остановимся на содержании перечисленных блоков показателей.

Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса.

Возникает вопрос, как же определить качество преподавателя. Вопрос этот является ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя — понятие комплексное, включающее в себя:

уровень компетентности — знания и опыт в определенной области науки и практики;

потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

наблюдательность — способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;

способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

наличие научной школы.

В открытом образовании, одной из особенностей которого является дистантность , т. е. наличие расстояния между обучающимся и учебным заведением, задачи преподавателя меняются. Он занимается координацией учебного процесса, консультирует, руководит учебными проектами, совершенствует учебный курс, повышает свою квалификацию. Образовательный процесс становится высокотехнологичным, в нем используются достижения информационных и телекоммуникационных технологий.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации персонала. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы.

Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей.

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него/нее читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;

владение иностранным языком;

Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. В открытом образовании организацией мониторинга за карьерой выпускников могут заниматься руководители региональных центров, для чего целесообразно создавать базы данных о выпускниках. Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.

Выводы

Качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. К раскрытию этого понятия целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Процессный подход означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие.

Система менеджмента качества является интегрированной, ориентированной на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента. Ее успешность может быть оценена с применением качественных и количественных показателей.

Качество образования - основной показатель работы школы.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

∙ готовность их к продолжению образования;

∙ уровень воспитанности учащихся;

∙ состояние здоровья детей;

∙ уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

∙ уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы. Проведем сравнительный анализ результативности обучения учащихся школы.

В течение учебного года осуществляется педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причин. Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе дает возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости повышается.

Сравнительный анализ успеваемости и

качества знаний в МБОУ СОШ №8 с. Левокумка за 3 года.

Сравнительный анализ успеваемости и

качества обучения в начальной школе (2015 – 2016 уч. год)

Сравнительный анализ успеваемости и

качества знаний в МБОУ СОШ №8 с. Левокумка за 3 года.

Ведущим показателем качества образования несомненно является государственная (итоговая) аттестация выпускников IX, XI классов. Анализируя данные результатов обязательных предметов (русский язык и математика), а также экзаменов по выбору, делаем вывод, что качество знаний выпускников стабильно.

Результаты итоговой аттестации

выпускников 9-х классов за 3 года

Средний балл учащихся

на государственной итоговой аттестации (9 класс)

Анализ уровня и качества подготовки выпускников 9-х классов в динамике за 2 года показывает, что по сравнению с 2014-2015 учебным годом результаты по русскому языку повысились на 0,1 балла, а по алгебре повысились на 0,3 балла, по геометрии на 0,6 балла

По результатам экзаменов все выпускники 9-х классов получили документы государственного образца. Журбин Кирилл получил аттестат с отличием.

В целях качественного проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, активизации деятельности учителей по подготовке обучающихся к экзаменам, в рамках деятельности ШМО, были проведены заседания, на которых рассматривалась система подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации, проводился глубокий анализ результатов диагностических и тренировочных работ по русскому языку, математике, физике, обществознанию, истории, химии, биологии, географии, информатике.

Результаты ЕГЭ за 3 года

Химия География Англ язык

Анализ данных представленных в диаграммах, позволяет сделать вывод о том что, в 2015-2016 учебном году наблюдается положительная динамика показателей сдачи ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию, биологии, английскому языку.

В 2015 – 2016 учебном году средний балл по школе (русскому языку) составил 73, по математике (базовый уровень) средняя оценка 4,2 что значительно выше результатов 2014-2015 учебного года.

По результатам экзаменов все выпускники 11-ого класса получили документы государственного образца.

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

Мы понимаем, что качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Педагогический состав нашей школы:

Всего в школе- 36 педагогических работников.

Награждены грамотой Минобразования РФ - 2;

а) по уровню образования:

Высшее образование – 28

Обучаются заочно – 2

Среднее специальное – 8

б) по квалификационным категориям:

Работники с высшей категорией – 16

Соответствие занимаемой должности – 14

Без категории – 6 (молодые специалисты)

Повышение квалификации педагогических кадров в 2015-2016 учебном году.

Управление общеобразовательной организацией в условиях внедрения ФГОС ООО

Зам.директора по УВР

Зам.директора по УВР

Подготовка членов предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ по биологии Ставропольского края

Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя технологии в условиях реализации ФГОС

Распространение опыта в сети Интернет.

Педагоги МБОУ СОШ №8 с. Левокумка,

принимавшие участие в различных формах предъявления опыта на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях.

Форма предъявления опыта

Региональный, всероссийский, международный уровне

В краевом семинаре для учителей истории и обществознания по теме: «Достижения метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы средствами учебного предмета “Обществознание” в г.Пятигорск участвовали Литус М.С. и Белуян Т.А.

В краевом семинаре для учителей английского языка по теме “Особенности обучения английскому языку в условиях ФГОС. Использование электронной формы учебника по английскому языку” в г.Пятигорск участвовала Ребикова Т.Н.

Имеющиеся публикации в изделиях (сборник)

Другие формы предъявления опыта

Публикации на сайтах

В течение года педагоги:

Принимали активное участие в вебинарах:

Читайте также: