Нужно ли учителю самостоятельно проводить в школе научно педагогические исследования

Обновлено: 07.07.2024

Исследовательская деятельность педагога – это осознанная, самостоятельная и ответственно осуществляемая практическая деятельность, направленная на повышение педагогического профессионализма.

Значение исследовательской деятельности педагога

В настоящее время осуществляется постепенный переход системы образования к новым стандартам, являющимся более актуальными и отвечающими потребностям общества и государства по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Соответственно новые требования предъявляются и к педагогическим работникам, занимающимся непосредственной профессиональной деятельностью, в рамках различных образовательных организациях.

Особое значение придается формированию и развитию у будущих педагогов таких личностных качеств как:

  • инициативность;
  • способность к творческому мышлению;
  • умение находить быстрые и креативные решения.

С целью формирования и развития данных качеств является целенаправленная организация исследовательской деятельности, призванной помочь педагогу преодолеть возможные разногласия между существующей системой образования и теми требованиями, которые предъявляются к современному педагогу.

Современным педагогам приходится постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, быть в курсе всех событий в сфере образования, владеть актуальными методами и средствами воспитания и обучения, а самое важное уметь привлекать к себе внимание со стороны учащихся в плане своей педагогической деятельности. Все это требует от педагога постоянного личностно-профессионального саморазвития.

Место и роль исследовательской деятельности педагога значительно в структуре его профессионального портрета и профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – это деятельность педагога, направленная на создание оптимальных условий для самообразования и саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

По своей природе педагогическая деятельность является сложноорганизованной системой, состоящей из ряда деятельности, каждая из которых имеет собственные цели, задачи, мотивы, действия и конечный результат.

Таким образом, исследовательская деятельность педагога направлена на повышение его профессионального уровня и развития необходимых личностных качеств, для успешной и эффективной педагогической деятельности.

Сущность исследовательской деятельности педагога

Исследовательская деятельность предусматривает особый взгляд на проблему, уточнение определений и толкований, получение кардинально нового результата.

Целью исследовательской деятельности педагога является получение новых знаний об окружающем мире.

Новые знания, получаемые в ходе исследования, могут иметь как обобщающий, так и частный характер. Это может быть определенная закономерность, знание о ее конкретной детали или месте.

Все это отличает исследовательскую деятельность от иных видов деятельности, а также от проблемного и эвристического обучения. Несмотря на ее обособленности, исследовательская деятельность только тогда будет эффективной, когда она взаимосвязана с другими видами деятельности.

Организация исследовательской деятельности педагога

Процесс организации исследовательской деятельности является ответственным этапом, от которого зависит ее эффективность и результативность.

Правильно организованное исследование предусматривает процесс самостоятельного прохождения участников всех этапов научного исследования, каждый из которых оказывает значительное влияние на развитие личности учащегося и получение им новых знаний и умений.

Каждый педагог при организации исследовательской деятельности должен понимать, что ее оформление на бумаге и реальная реализация могут отличаться друг от друга, так как сложно точно предугадать поведение участников. Не обязательно учащимися будет получен именно тот результат, который запланировал педагог. Это доказывается многими научными открытиями. Не всегда ученые получали именно то, к чему стремились. Однако благодаря такому вот непредсказуемому результату человечеством было сделано много значимых открытий.

Таким образом, процесс течения исследовательской деятельности не всегда следует заданной логики. Необходимо помнить, что важен не сам процесс исследования, а полученный конечный результат.

Значимость планирования исследовательской деятельности заключается в том, что оно воспитывает в учащихся организованность и ответственность.

Смена парадигмы образования вызывает смену акцентов и стереотипов.

Окончание исследовательской деятельности предусматривает определенную обработку, оформление и представление полученных результатов. Например:

  • Таблицы, схемы, графики, выводы, презентации и т.п.
  • Полноценные письменные работы – курсовые, дипломные и т.д.

Таким образом, в общем плане исследовательская деятельность – это деятельность, в результате которой получают новые духовные и материальные ценности.

1. Нужно ли учителю самостоятельно проводить в школе научно-педагогические исследования или это дело ученых профессионалов?
По моему мнению, научно-педагогические исследования в школе очень важны как для самого учителя, так и для обогащения общего педагогического опыта всей школы, города ли даже страны.
Известно, что научная деятельность – это та деятельность, которая направлена на получение новых знаний, а также их применение для решения научных и практических задач.
Исследование в педагогике В. М. Полонский определяет и как процесс, и как результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях, структуре и механизмах обучения, о содержании, принципах и технологиях образования [6]. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления, связано с развитием личности. Следовательно, учитель, занимающийся научно-педагогическими исследованиями, способен повысить эффективность образовательного процесса, разработать новые методы, оценить и улучшить педагогический потенциал школы, отталкиваясь от результатов своих работ.
Результаты исследований характеризуют вклад отдельного учителя или педагогического коллектива в теорию и практику образования, а также позволяют сравнивать эффективность традиционных и инновационных методов обучения, осознать ценность воспитательных систем и степень достижения целей образования [5].
Кроме повышения качества образования в школе, научно-педагогические исследования в практике учителя школы необходимы для формирования научно-исследовательской культуры педагога, как составляющей профессионально-педагогической культуры. Научно-исследовательскую культуру педагога можно охарактеризовать как меру и способ творческой самореализации учителя как специалиста в научно-исследовательской деятельности, которая, в свою очередь направлена на создание, освоение и передачу новых научных знаний, ценностей, принципов и технологий.
Подводя итоги, можно отметить, что педагог выступает носителем научно-педагогических ценностей и обычно вступает во взаимодействие с научно-исследовательской культурой при изучении научно-исследовательской культуры в процессе освоения профессии, при погружении в научно-педагогическую сферу практической деятельности, а также в процессе самореализации и расширении собственной научной культуры [7].
Итак, я считаю, что научно-педагогические исследования должны проводиться не только учеными. Их следует проводить и учителям школы, чтобы лучше узнать и оценить эффективность используемых педагогических методов и технологий, улучшить их или разработать новые, т. е. повысить эффективность процесса образования, а также не останавливать собственное обучение с началом практической деятельности, а продолжать самообразование и самореализацию в научно-педагогической деятельности.


2. Какие направления научно-педагогического исследования являются наиболее актуальными в современном спорте? Почему? Сформулируйте темы исследований.
В современном спорте весьма актуальными являются исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта. Сюда же относятся новые, нетрадиционные физкультурно-спортивные виды по различным по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категориям занимающихся. Например, при исследовании оздоровительной направленности физических упражнений и спорта весомое значение имеют: улучшение методики стимулирования естественного созревания функций организма, психики у детей всех возрастных групп, формирование правильной осанки, повышение общей физической подготовленности, лечебные и реабилитационные возможности физических упражнений при различных заболеваниях, продление жизни [4].
В образовательной направленности физического воспитания и спорта особый интерес вызывает методика обучения занимающихся теоретическими знаниями; обогащение их эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным опытом, а также опытом общения; обучение самопознанию, оценке своих способностей, достоинств и недостатков; прививание осознанного и активного отношения к занятиям спортом, к учебе, труду.
Также важное значение имеют исследования в области прикладной направленности средств и методов физической культуры и спорта. На данном этапе в научной разработке нуждается методика применения физических упражнений при изучении и развитии способностей у занимающихся, и таким образом, помощь в овладении ими школьной учебной программой, спортивным мастерством.
Организация и методика проведения школьного урока нуждаются в специальном научном обосновании. Здесь могут быть исследованы следующие аспекты:
– содержание урока и его составляющих. Здесь важно учитывать планирование последовательности изучения упражнений;
– смена нагрузки и отдыха в процессе урока. Учитывается индивидуальный предел допустимых нагрузок;
– управление вниманием, изучение памяти на движения, эмоций и воли в процессе обучения новому упражнению и на протяжении всего урока;
– способы управления учащимися в ходе урока и особенности их применения в различных ситуациях на уроке с разными категориями учащихся ;
– способы внедрения теоретического раздела в урок физической культуры;
– взаимоотношения между учителем и обучающимися в процессе урока, подходы учителя к занимающимся (дифференцированный, индивидуальный и личностный);
– система домашних заданий и их эффективность в разных возрастных категориях обучающихся.
Итак, наиболее актуальными направлениями научно-педагогического исследования в современном спорте являются исследования воздействий средств физической культуры и спорта оздоровительного, образовательного и воспитательного характера, направленных на повышение общей физической подготовленности, лечение и реабилитацию при различных заболеваниях, улучшение и продление жизни.
Возможные темы исследований [2]:
1. Исследование зависимости между характером образа жизни учащегося и его отношений к физкультурно-спортивной деятельности.
2. Динамика показателей здоровья, физического развития, физической подготовленности, уровня развития психических качеств обучающихся в зависимости от различных параметров, характеризующих условия их жизни и деятельности.
3. Разработка средств и методов формирования мотивационно-ценностного отношения личности к занятиям физической культурой и спортом.
4. Улучшение состояния здоровья и физического развития учащихся путем целенаправленного использования средств физкультурно-спортивной деятельности.
5. Оптимизация двигательных режимов учащихся путем целенаправленного применения средств физической культуры и спорта.


3. По каким критериям можно определить уровень методической культуры учителя? Выделите критерии.
Бенин В.Л. считает Формирование профессионально-методической культуры, по мнению В. Л. Бенина, является системообразующим фактором становления педагога, т. к. она является показателем наивысшего уровня проявления его профессионализма в конкретной педагогической деятельности [1].
Он считает, что модель профессионально-методической культуры включает технологический, аксиологический и личностно-творческий компоненты. Технологический компонент методической культуры учителя содержит в себе приемы и способы педагогической деятельности. Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, таких как педагогические знания, умения, идеи и концепции, имеющие большую значимость для общества и отдельной образовательной системы. И наконец, личностно-творческий компонент профессионально-методической культуры, при котором технологии и ценности педагога, наполняются личностным смыслом только в процессе их реализации на практике и в творческой деятельности.
Можно выделить следующие уровни профессионально-методической культуры учителя [3]:
1. Высшей уровень методической культуры - индивидуально-творческий. Такой педагог бережно сохраняет и воспроизводит культурные образцы педагогической практики, а также и сам создает дидактические и воспитательные системы. Такой педагог обладает индивидуальным педагогическим почерком.
2. Высокий уровень методической культуры – проффессионально-творческий. Он характеризует педагога, который имеет необходимые личностными качествами для педагогической деятельности и осуществляет её на профессиональном уровне, способен к творческому поиску решения педагогических задач, ощущает потребность в творческом росте и добивается высоких результатов в воспитании и обучении учащихся.
3. Средний уровень методической культуры – профессионально-адаптивный. Данный уровень характеризует учителя, который имеет необходимые профессиональные и личностными качествами, осуществляет педагогическую деятельность, опираясь на профессиональные знания, однако не испытывает особой потребности в творческом росте, творческих проявлениях, обычно имеет средние результаты воспитания и обучения.
4. Низкий уровень методической культуры – непрофессионально-репродуктивный. Низкий уровень характеризует педагога, осуществляющего педагогическую деятельность без достаточной опоры на профессиональные умения и знания. Такой учитель не ведет творческий поиск и не имеет потребности в творческом росте, имеет невысокие результаты в воспитании и обучении, профессионально-личностные качества развиты недостаточно.
Итак, подводя итоги, можно выделить критерии, с помощью которых можно определить уровень методической культуры учителя:
– гуманистическая педагогическая позиция педагога и его способность быть хорошим воспитателем;
– психолого-педагогическая компетентность учителя и развитое педагогическое мышление;
– образованность и владение педагогическими технологиями;
– опыт творческой деятельности учителя, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему, способность разработать авторский образовательный проект;
– культура профессионального поведения, способы саморазвития;
– умение саморегуляции собственной профессиональной деятельности, общения.

учитель английского языка

МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска

The article under discussion concerns a very important direction of the pedagogical activity – the teacher’s research work. It’s actual not only for the English language teachers but for teachers of other subjects as well. You may say the material is universal.

The idea of ​​the article is to attract teachers’ attention to the problems of organizing the research activity, which is in great demand nowadays.

The author hopes that the article will be of great help for the colleagues in the developing the professional skills.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

• Цели научно-исследовательской деятельности

• Научно-исследовательская деятельность учителя

• Из опыта работы ШМО учителей иностранного языка

Изменения, происходящие в российской системе образования в связи с введением новых образовательных стандартов, требуют разработки серьезного научно-методического обеспечения. Актуальной остается практическая реализация в контексте учебных предметов системно-деятельностного подхода, составляющего методологическую основу ФГОС школьного образования.

Научное или учебное исследование, а также проектная деятельность в наивысшей степени относятся к технологиям деятельностного типа. Ими необходимо владеть, прежде всего, учителю (в том числе и учителю иностранного языка), который должен проводить свои педагогические исследования, а также формировать определенные навыки у обучающихся.

Возникают, по крайней мере, две проблемы:

1. Нежелание или неготовность педагога к проведению своих научных педагогических исследований и, как следствие, отсутствие возможности обучить этому школьников.

2. Непонимание необходимости исследовательской деятельности учителя.

Чтобы решить названные проблемы, необходимы некоторые разъяснения, факты и примеры для педагогов.

Начнем с того, что новой школе сегодня нужен новый учитель: учитель - мастер, учитель - профессионал, учитель-личность. Повышение профессионального уровня педагогов рассматривается как необходимое условие модернизации системы образования в России потому, что без активного педагогического поиска учителей, без их творческого саморазвития невозможно поднять образовательный процесс на качественно новый уровень.

Возникает правомерный вопрос: Почему учитель должен заниматься научной деятельностью, когда столько много ученых? Этому есть объяснения.

Во-вторых: сегодня почти в каждой школе возникает проблема создания Программы развития всего образовательного учреждения, постановки задач экспериментального плана, реализующих Концепцию модернизации Российского образования. Однако многие думают, что научные исследования в сфере образования являются требованиями администрации, от которой педагог может уклониться и продолжать работать по-своему и таких учителей немало. Думаю, что они не правы. Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов развития образовательного учреждения; от нее зависит и уровень преподавания, и творческий настрой коллектива, и связь обучения с современной наукой, общественной и экономической жизнью.

В-третьих, это переход школы к профильному обучению, где основным видом деятельности обучающихся должна быть проектно – исследовательская деятельность, сопровождающаяся самостоятельным получением новых знаний, развитием творческих способностей. Учителя и сегодня часто пользуются методами исследовательской деятельности в учебном процессе (лабораторные работы, написание рефератов и т.п.), но, формализуя эту работу, не достигают достаточной эффективности. Это вполне можно объяснить отсутствием навыка научного исследования. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

И, наконец, актуализирует проблему обращения педагога к исследовательской деятельности – процесс создания рабочих программ урочной и внеурочной деятельности, разработок методического характера, что является одной из простейших и распространённых форм исследовательской деятельности.

Многие педагоги заявляют: я – учитель-практик, зачем мне наука; хочу посмотреть это на практике, зачем мне теория? Ответить на такого рода реплики сложно, но попытаемся.

Педагогическая деятельность в своем большинстве творческая и является своего рода искусством. Но там, где искусству не помогает наука, там и искусства нет, а есть лишь ремесло. Исследования показывают, что педагогическое мастерство как раз и представляет собой единство использования научных закономерностей и передового педагогического опыта. Настоящий учитель работает не по шаблону, не по столь популярным сейчас готовым методическим разработкам, а опирается в своей профессиональной деятельности на достижения современной педагогической науки.

Педагогический опыт не может быть передан сам по себе, передается мысль, выведенная из опыта. Собственный опыт педагога является одновременно как процессом, так и результатом его работы над совершенствованием своего профессионального мастерства, что часто находит свое выражение в научно-исследовательской деятельности.

Целями научно - исследовательской деятельности учителя являются:

- формирование единого научного сообщества учителей;

- развитие представлений о межпредметных связях;

- развитие интеллектуальной инициативы учителей через формирование научного образа мышления, творческого подхода к своей деятельности;

- обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникации;

- создание условий для вовлечения в коллективную научно-исследовательскую деятельность не только учителей, но и учащихся;

- разработка и реализация исследовательских проектов, имеющих практическое значение.

Научно-исследовательская деятельность учителя - это деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской задачи (проблемы) с заранее неизвестным решением и предполагающая соблюдение основных этапов научного исследования: постановка проблемы; изучение теории по данной проблеме; овладение методикой исследования; сбор материала, его анализ; выводы по решению данной проблемы.

Учитель-практик, проводя научно-исследовательскую работу, отталкивается от проблем конкретного учебного заведения. Он может осмыслить ситуацию, соотнести ее с научной теорией и на основе имеющихся закономерностей найти путь решения возникшей проблемы.

Исследования педагогов отличаются от исследований научных коллективов, прежде всего, прикладным характером, поскольку они решают какую-либо актуальную проблему конкретного учебного заведения; направленностью на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение результатов обучения и т.п.

Результатом научно-исследовательской деятельности учителей следует считать написание работ различных видов:

1. реферата классификационного типа, позволяющего его автору обобщить изученный теоретический и практический материал в рамках своей проблемы;

2. реферата познавательного типа, позволяющего его автору изучить теоретический материал и показать его применение к решению своей проблемы;

3. реферата исследовательского типа, в котором основным содержанием является цепочка задач (проблем) решаемых автором самостоятельно.

В ходе исследований учителя преобразовывают свои отдельные идеи в инновационный опыт, которым они делятся на школьных, районных, областных научно-практических, научно-методических конференциях, семинарах, принимают участие в профессиональных конкурсах. Педагоги нашей школы – не исключение.

Приведу пример организации проектно-исследовательской деятельности

Во-первых, хочется отметить, что педагоги МО, благодаря нашим заседаниям-семинарам, владеют технологией проектно-исследовательской деятельности, понимают ее сущность и необходимость.

Во-вторых, принцип нашей работы – это сотрудничество и, одновременно, индивидуальность каждого.

В-третьих, согласованность действий, минимум разногласий при решении спорных вопросов.

Из имеющегося опыта возьмем его часть, касающуюся проектно-исследовательской деятельности. Вот некоторые факты.

Как уже отмечалось, мы много делаем вместе. Темы наших совместных исследований:

Элементы исследований включены также и в проектную деятельность, что является одной из главной составляющей в работе МО. Это проектные уроки иностранного языка, проекты во внеурочной деятельности, сопровождение конкурсных проектов и исследований обучающихся. Вот некоторые из них:

- ежегодное участие в межрегиональном сетевом проекте по иностранным языкам “ Discoverer ” (за три года 6 дипломов и 12 сертификатов);

Высокие результаты работы стимулируют профессиональную деятельность учителя, способствуют повышению его педагогического мастерства. Именно исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя, повысить профессиональный уровень исследовательских умений и навыков, совершенствовать педагогические технологии развития научного творчества учителей, обеспечить профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя, получить качественно новое знание (инновацию), повысить статус учебного заведения.

Рабочий лист семинара

данными. Представьте свой совместный проект.

Критерии НИ

Информационное поле

объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике.

ракурс, в котором рассматривается проблема

Актуальность темы исследования

это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Научно-исследовательская деятельность учителя как средство профессионально-квалификационного роста

Лубинская Татьяна Николаевна, к.п.н., академик МАДО,

учитель физики гимназии № 1595

В конце 80-х годов набрало силу массовое движение учителей-новаторов, способствующих рождению новых идей по подготовке учителя, способного воспринимать педагогическую инноватику как естественный процесс для развивающегося образования в целом и школы, в частности. Результатом деятельности педагогов-новаторов И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и других было заметное увеличение числа учителей, выражающих готовность к творчеству. Итогом усилий педагогов-новаторов стало всеобщее понимание роли науки в совершенствовании практики, понимание необходимости готовить учителя к исследовательской деятельности.

К сегодняшнему дню изменилось положение в школах: они получили больше свобод, начали самостоятельно разрабатывать концепции и программы своего развития, самостоятельно проектировать индивидуальные педагогические системы, выбирать или разрабатывать образовательные технологии. Все это потребовало от учителя творчества, породило потребность в педагоге-методологе, технологе, диагносте-аналитике. Обучить всему этому может только наука и занятия исследовательской деятельностью. С одной стороны, научно-исследовательский подход все более становится необходим для того, чтобы разрабатывать свои образовательные программы, с другой, через него проходит повышение профессионализма педагога, обеспечивающего качество образования в целом. Ситуация стимулирует школу и педагогический коллектив самим научиться планировать и проводить научные исследования, более активно пользоваться научными разработками ученых самых разных наук - психологии, экологии, экономики и, конечно, самой педагогики. Потребность в приобщении учителя к науке, в развитии его исследовательских функций стимулируется системой категорийности и аттестации, где получение более высокой категории связано с проведением научно-исследовательской работы. Так напрямую оказались связаны исследовательские умения учителя и его профессионализм.

Проблема исследовательской деятельности учителя достаточно хорошо разработана в науке. Особенно глубокие и обширные исследования на протяжении многих лет проводятся учеными под руководством академика В.И. Загвязинского. Исторически тема имеет глубокие корни. Более ста лет тому назад проблема исследовательских функций учителя была поставлена П.Ф. Каптеревым [10], Н.И. Пироговым [15], К.Д. Ушинским [25] и другими русскими учеными, ведущими практическую деятельность. Огромный вклад внесли в формирование исследовательской функции учителя Азаров Ю.П. [1], В.А. Сухомлинский [20, 21, 22, 23. 24], В.Ф. Шаталов [26, 27] и другие. Теоретический вклад в ее разработку сделали В.И. Андреев [2], А.С. Белкин [3, 4], В.И. Загвязинский [5, 6, 7], Э.Ф. Зеер [8], К.М. Левитан [11], А.К. Маркова [13], М.М. Поташник [18] и другие.

Из истории развития исследовательских функций учителя

Исследовательские функции учителя в их современном виде сформировались не сразу, они имеют глубокие корни в истории отечественной педагогики и образования.

Влияние научно-исследовательской деятельности на развитие и саморазвитие учителя

Научно-исследовательская деятельность учителя состоит в единстве практической реализации саморазвития учителя, роста его методологической культуры, обретение им позиции субъекта-исследователя и профессионально-квалификационного роста. Саморазвитие учителя - один из основных критериев эффективности занятий учителя наукой. Учитель, работающий в режиме саморазвития, стремится к изучению себя, выделяет время на методологическую рефлексию своего опыта и будущих перспектив, преодолевает барьеры и препятствия в управлении личным профессиональным развитием. Именно такой учитель нужен в настоящее время для школы.

Рост методологической культуры учителя

Владение методикой исследовательской деятельности включает в себя сложную работу по поиску проблемы, способной быть решенной в конкретных условиях работы учителя и его средствами. Поиск проблемы тесно связан с умением анализировать педагогические процессы и ситуации, находить и формировать противоречия в них, определять цель исследования и намечать далее объект, предмет и методы исследования. Самыми сложными звеньями в овладении методикой исследовательской деятельности являются - выявление противоречий и разработка гипотезы. Учителю это дается с большим трудом, хотя со временем, по мере накопления опыта, неумение преодолевается. Огромная составляющая методологической культуры учителя - это знания философской, педагогической, психологической и иной литературы по решаемым научно-практическим проблемам и умения работать с ней.

Принципы научно- исследовательской деятельности учителя:

- Принцип целостного изучения педагогического явления или процесса ;

- Принцип комплексного использования методов исследования при изучении проблем педагогики;

- Принцип единства изучения и воспитания ребенка;

- Принцип одновременного изучения коллектива и личности;

- Принцип изучения явления в изменении и развитии;

- Сочетание научной смелости с величайшей предусмотрительностью;

- Принцип глубинного рассмотрения изучаемой проблемы.

Методы научно- исследовательской деятельности учителя:

1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы

2. Метод моделирования

3. Метод причинно-следственного анализа

4. Педагогические наблюдения

6. Анкетирование и интервью

7. Социометрический метод

8. Метод рейтинга и самооценки

9. Метод ранговых оценок

10. Метод обобщения независимых характеристик

11. Метод педагогического консилиума

12. Метод изучения и анализа документации

13. Изучение и обобщение передового педагогического опыта

14. Статистический метод

15. Педагогический эксперимент

Научно-исследовательская деятельность может и должна рассматриваться как средство профессионально - квалификационного роста учителя - практика.

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1 Казань: Казанский университет, 1996. - 568 с.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 176 с. - (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций //Школьные технологии. 1997. - № 4. - С.3-10.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1997.-162 с.

Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. - 96 с.

Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел, гипотеза педагогического исследования //Педагогика. 1997. - № 2. - С. 7-11.

Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Автореферат д-р дис. JL, 1988. - 35 с.

Каптерев П.Ф. О свойствах учителя //Избранные педагогические сочинения: М.: Педагогика, 1982. - С. 595-630.

Левитан К.М. Личность педагога. Становление и развитие. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991. - 168 с.

Лицман Галина Николаевна. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально-квалификационного роста учителя : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 2000 209 c. РГБ ОД, 61:00-13/623-0

Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.

Мосолов В.А. Формировать методологическую культуру учителя //Советская педагогика. 1990. - № 3. - С. 67-69.

Остроградский А.Н. Наука и воспитание //Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. - С. 319-334.

Пирогов Н.И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий //Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-С. 166-172.

Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.В. Большакова. -М.: Педагогика, 1984. 368 с.

Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

Сухомлинский В.А. Зависит только от вас: (Письмо завтрашнему учителю) //Избранные произведения. В 5 т. Т. 5. Киев: Радянська школа, 1980.-С. 300-304.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа //Избранные произведения. В 5 т. Т. 4. Киев: Радянська школа, 1980. - С. 6-412.

Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой мысли //Избранные произведения. В 5 т. Т. 1. Киев: Радянська школа, 1980. -С. 59-218.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы //Избранные произведения. В 5 т. Т.4. Киев: Радянська школа, 1980. -670 с.

Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. - 109 с.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8.: Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. М.: Изд-во АПН, 1950.-76 с.

Шаталов В.Ф. Учитель не может не быть экспериментатором //Первое сентября. 1997. - 29 апреля. - С. 2.

Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. -336 е.: ил.

Читайте также: