Почему шопен не смог вернуться на родину кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Шопен - это первый поляк, который вошёл на равных в европейский список музыкальных классиков. Ни один другой уроженец Польши за 200 лет не занял такого важного места в истории мировой культуры, как Шопен.

2. Фридерик Шопен - наполовину француз (его отец в юности приехал из Франции в Польшу на заработки). К тому же, во Франции он прожил вторую половину своей жизни до самой смерти. Поэтому дух Франции тоже присущ его музыке.

3. Он был чудо-ребенком , и с семи лет знал о себе, что он фортепианный гений и надежда всей Польши. Об этом писали варшавские газеты после каждого его выступления. Русский государь Александр I во время визита в Варшаву подарил мальчику бриллиантовый перстень.

4. Шопен был страстным патриотом Польши , и терпеть не мог "проклятых москалей", которые лишили его Родину независимости (Польша с 1815 года входила в состав Российской империи). Его патриотические чувства подогревало то обстоятельство, что он так и не смог вернуться на родину после своих зарубежных гастролей: пока он отсутствовал, там началось восстание за независимость. Оно закончилось кровавым разгромом и перешло в хронические военные стычки поляков с русскими войсками. А Шопен навсегда остался во Франции.

Вся бурно-патетическая и трагическая музыка Шопена, включая его знаменитый Похоронный марш, пылает протестом против захватчиков.

5. В паспорте Шопена было написано: "подданный Российской империи".

6. Как и Ференц Лист, Шопен был выдающимся пианистом. Но его манера игры была совершенно оригинальной. Он был великолепным виртуозом, но производил сильнейшее впечатление на публику не техническим блеском, а завораживающей поэтичностью и созданием трудно описуемой мистической звуковой атмосферы. Он играл всегда очень негромко, в камерной манере.

В отличие от Листа, в концертных залах он выступал крайне редко - не любил шума и стеснялся большого количества публики. Он был салонным пианистом, играл для "своих" - парижской элиты, а на жизнь зарабатывал в основном преподаванием и сочинением.

7. Шопен стал первым композитором в истории музыки, который завоевал себе место в пантеоне классиков, не написав ни одного крупного сочинения : ни оперы, ни симфонии, ни оратории. Он писал только для фортепиано, и вообще не владел оркестровкой.

8. Музыка Шопена абсолютно аристократична. Это, практически, эталон вкуса, изысканности, ума и идеальной красоты, довольно редкого в романтическую эпоху. Сам он тоже производил впечатление аристократа.

Всё это - следствие прекрасного семейного воспитания, хорошего образования и среды, в которой вырос Шопен: лицей, где он учился, и где работал его отец, был самым элитным учебным заведением в Варшаве. Друзьями детства и юности Шопена были отпрыски самых знатных родов Польши. Примерно такой же круг общения был у него и в Париже.

9. Шопен был невысокого роста (170 см) и очень худым (весил меньше 50 кг). У него были каштановые волосы, голубые глаза и крупный нос с горбинкой. Он был очень остроумен и ироничен, и обладал даром метко пародировать людей.

10. Шопен не был женат. Его любовницей в течение десяти лет была французская писательница баронесса Аврора Дюдеван, писавшая свои романы под мужским псевдонимом Жорж Санд . Она была эмансипе, имела скандальную репутацию, курила сигары, меняла любовников, и поначалу произвела на рафинированного Шопена отталкивающее впечатление. Она сама сделала и первый, и второй шаг к сближению.

Их роман был довольно мучительным из-за несходства характеров, к тому же, в их отношения постоянно вмешивались взрослые дети Авроры (она была на шесть лет его старше). Разрыв принёс обоим много страданий. После него Шопен прожил только два года.

Это единственное фото Шопена (дагерротип) сделано в период их расставания.

11. Шопен был болен хроническим туберкулёзом. Умер он от кардиологических осложнений этого заболевания в 39 лет.

У Шопена два места захоронения: тело находится на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце - в Варшаве. Такова была воля композитора. Его сестра контрабандой перевезла его в сосуде с бренди через русскую границу на родину.

Сердце Шопена замуровано в колонне варшавской церкви Святого Креста. Во время нацистской оккупации Варшавы один из немецких капелланов (поклонник таланта Шопена) достал его оттуда, чтобы спасти от возможной бомбёжки, и хранил его до окончания войны, а потом вернул полякам.



1 марта исполнилось 209 лет со дня рождения польского композитора Фредерика Францишека Шопена .

Сын французского эмигранта Никола Шопен участника Польского восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Родился в окрестностях Варшавы.

Шопен вырос в обстановке согласной, мирной трудовой жизни, как в прочной и мягкой колыбели. Ее обычаи узнал он прежде всех иных; примеры простоты, благочестия, воспитанности навсегда остались ему милы и дороги. Семейные добродетели, религиозные обычаи, любовь, скромность окружали его чистой атмосферой, в которой его воображение приняло бархатную мягкость растений, никогда не знавших пыли больших дорог.

Первые уроки игры на фортепьяно получил у своей сестры — Людвики Шопен.

Молодого Шопена учили музыке, не возлагая на него особенных надежд. Пианист Цивни начал заниматься с 9-летним мальчиком. Занятия были серьезные, несмотря на то что Шопен помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество; обращением и внешностью Шопен производил обаятельное впечатление.



Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подернуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закругленный; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомленный, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них был такой cachet кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя…

С 1816 учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве.

Пианистическое и композиторское дарование Шопен проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огиньского, в 1818 впервые выступил публично.

На основе национальных танцев он создавал и поэтичные фортепьянные миниатюры, и большие концертные пьесы с оркестром, насыщая их чертами поэмности.

На родине он начал также писать песни на слова польских поэтов; из нескольких десятков сохранились лишь 19 (опубликованы посмертно).

Из Польши Фредерик Шопен эмигрировал во Францию.

Париж — иное дело. Здешний бомонд принимает Шопена с восторгом. Он водит дружбу с такими гигантами, как Гейне, Берлиоз, Беллини. Им восхищается живописец Эжен Делакруа. Тёплые отношения связывают его с Мендельсоном. А вот ещё с одним современником, Ференцем Листом, отношения не заладились.


С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он ее покидает навсегда в 1830 г. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья.

В Париж, где Шопена ожидала новая жизнь и слава, он переселился в 1831 г. Первый концерт Шопен дал в Париже 22-х лет. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко. Любовь давать уроки была странной и исключительной чертой Шопена весьма редко встречающейся у великих артистов.

Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен.

Что касается религиозности Шопена, то композитор был искренне религиозный и приверженный католицизму. Шопен никогда не касался вопросов религии и не обсуждал ни с кем вопросы веры и Церкви, храня про себя свои верования и внешне их никак не обнаруживая при посторонних , а потому эти "посторонние" по разному описывают религиозность композитора Шопена.

Таким образом нет оснований для каких-либо категорических суждений о наличии или отсутствии религиозной подпочвы в данном случае.

Есть мнение, что Фредерик Шопен был внутренне очень верующим человеком, но предпочитал не говорить на тему веры с друзьями, боясь, что его не поймут, а потому он тщательно скрывал свой внутренний мир.

Шопен ни когда не говорил о своих религиозных убеждениях, но есть свидетели, что как только композитор живя уже во Франции, плохо себя чувствовал, он сразу приглашал на дом священника с просьбой исповедовать и причастить его.

В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ своей ужасной болезни легких.
Пребывание на Майорке имело благодетельное действие на здоровье Шопена.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена а разрыв с любимой женщиной в 1847 г. был фатальным для Шопена.

Желая покинуть Париж, чтобы избавиться от всего окружающего, ему так живо напоминавшего пережитые годы, Шопен поехал в апреле 1848 г. в Лондон и это было последним его путешествием.

Успех, нервная, ненормальная жизнь, климат — все это окончательно подорвало его болезненно-деликатную натуру, и великий артист, вернувшись в Париж, слег, а 5 (17) октября 1849 г. его не стало.

Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне.

Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.

Фредерик Шопен умер молодым, ему было всего 39 лет.

До сих пор нет ясности от чего умер Шопен. Официально, от туберкулёза. Однако, врачи настаивают на версии о редком генетическом заболевании. Известно, что композитор часто болел и его вес при росте 170 см. составлял 40 кг.

У Фредерика с детства было плохое здоровье. Тщедушный мальчик не мог есть жирную пищу, которую в то время считали питательной и необходимой. По утрам он много кашлял. Жаловался на головную боль и недомогание.

Став взрослым и заработав состояние благодаря исполнительскому мастерству, он начал лечиться у самых известных врачей того времени. Все, не сговариваясь, говорили о туберкулёзе лёгких. Но кроме этого врачи находили у него массу иных болезней. Например, в 1826 году Шопен более полугода лечился от сильной головной боли и от увеличения шейных лимфатических узлов. А ещё через четыре года был вынужден отменить концерты в Австрии из-за сильного отёка носа, вызванного хроническим насморком.

Санд нашла врача, который составил диету. Шопен перешёл на мёд и овсяные отруби. Подруга увезла его на зиму на Майорку, по традициям того времени. Кстати, композитор там так сильно кашлял по утрам, что хозяин жилья потребовал плату за повторное оштукатуривание стен (в то время так боролись с лёгочными инфекциями).

Шопен умер от туберкулёза, как считали тогда, но каково же было удивление его лечащего врача Жана Крувелье, который на вскрытии не увидел ни одного признака грозной болезни. Но, так как он не знал никакого другого заболевания, при котором был бы такой кашель, в протоколе о смерти фигурирует всё же туберкулёз.

Современные врачи, тщательно изучив не только жизнь самого композитора, но и его родных, заговорили о муковисцидозе, наследственной патологии, о которой в то время ещё не подозревали. В качестве доказательства они приводят не только кашель с густой мокротой, но и проблемы с бронхами, постоянные инфекции нижних дыхательных путей, непереносимость жиров.

Судя по фотографиям, в последнее десятилетие жизни у Шопена развилась бочкообразная грудная клетка, что характерно для больных муковисцидозом. К счастью, у композитора была лёгкая форма патологии, что позволило ему прожить без лечения довольно долго для этой болезни.

Не оставил Шопен и потомства,хотя имел большую популярность у женщин. От чего следовательно бытует мнение, что композитор из за слабости организма был бесплодным.

Правда у Шопена была любимая женщина. Никто не мог даже предположить, что Жорж Санд и Фредерик Шопен могут влюбиться друг в друга. Слишком уж разными они были — хрупкий болезненный юноша с манерами рыцаря и решительная женщина в мужском костюме, с неизменной сигарой в зубах. Тем не менее их роман продолжался десять лет и сподвиг обоих на создание выдающихся произведений — он писал музыку, она — книги.


Однако вышло наоборот: в Испании музыканту стало только хуже. Санд
ухаживала за ним день и ночь, а тут ещё владелец квартиры узнал о недуге
своего постояльца. По законам того времени, мебель и все предметы,
к которым прикасался больной, приходилось сжигать — разумеется,
оплачивать их стоимость пришлось Шопену и Санд. Самих же молодых
выставили за дверь. Поскольку никто не соглашался принять человека,
страдающего туберкулёзом, другого жилья они так и не нашли — их приютили лишь в монастыре.

На этом злоключения не закончились. Влюблённым предстояло вернуться в Париж, но все корабли отказывались брать их на борт. После ряда безуспешных попыток всё же удалось уговорить одного из капитанов. Правда, гениальному композитору, блистательной писательнице и двум детям выделили худшую из всех кают — по соседству с загоном для свиней. Как потом говорил Шопен, у этих свиней были условия на порядок лучше, чем у него. Санд же ни на что не жаловалась.

Поначалу они слали друг другу письма, но дочь Санд рассказывала Шопену про измены экс-подруги.

Шопену отношения с эпатажной Санд давались с большим трудом, но многие биографы сходятся во мнении: именно в те годы композитор написал свои лучшие произведения. Их отношения продолжались около десяти лет и принесли обоим много страданий: наверное, счастливый брак и спокойная семейная жизнь — слишком сложное понятие для двух гениев под одной крышей. Но об их романе помнят до сих пор. Даже спустя почти две сотни лет.


В костёле Святого Креста в Варшаве покоится сердце Фредерика Шопена.

Смерть Шопена была ударом для музыкального мира, а похороны были редким выражением симпатии его многочисленных поклонников.

Шопен выше всех композиторов ставил Моцарта.

Согласно желанию покойного, на его похоронах был исполнен реквием Моцарта известнейшими артистами того времени.

В церкви St. Madelaine 30-го октября при начале мессы был исполнен похоронный марш великого умершего артиста, инструментованный Ребером.

При возношении св. даров Лефебюр-Вели сыграл на органе два прелюда Шопена. Партии соло в реквиеме пели Виардо-Гарсиа, Кастелан и знаменитый бас Лаблаш.

На кладбище Père-Lachaise прах Шопена покоится между Керубини и Беллини. Прекрасный памятник сооружен по подписке.

Шопен — это музыкальный гений, которым Польша по праву так гордится. Ни до, ни после Шопена его родина не дала такого сильного художника в области музыкальной. Несмотря на то что творчество Шопена было почти исключительно посвящено пианизму, его редкий композиторский дар давал ему полное право на более обширную композиторскую деятельность, но деликатная, замкнутая натура Шопена довольствовалась избранными рамками, и, несмотря на них, Шопен выказал необычайную силу душевного выражения. В избранной им области заслуги Шопена громадны. Обаятельная, глубокая музыка этого художника живет не только в сердцах его нации, но и всего музыкального мира. Симпатии же Польши, конечно, особенно ярки, так как она ближе, чем какая-нибудь другая народность, чувствует в Шопене своего истинно национального композитора, излившего свою музыкальную душу в полонезах, балладах, рисующих прошлое Польши и так ярко выдвигающих прелестные черты музыкального народного языка. Композиции Шопена представляют явление исключительное, Шопен — это самородок, которого нельзя назвать продолжателем кого-либо.

Музыка Шопена изобилует смелостью, изобразительностью и нигде не страдает причудливостью.
Во всем, что писал Шопен в его чудных музыкальных контурах виден великий музыкант-поэт. Это заметно в законченных типичных этюдах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и проч., в которых через край льется вдохновение.

В музыке Шопен высказался вполне его характер, гораздо более, чем в жизни, так как автор отличался выдержанностью, замкнутостью. Как создатель музыки преимущественно гибкой, грациозной, поэтичной, Шопен в своем исполнении поражал не силой и энергией, а передачей, то лучезарной, то полной таинственности, нежной, прерывистой . Его игра тонкая, даже миниатюрная не была для массы, но тем более великие музыканты и пианисты того времени были самыми искренними и безграничными поклонниками игры Шопена . Назовем Листа, Шумана, находивших игру великого музыканта трогательной. Все, что было самого выдающегося в областях искусства и литературы, преклонялось перед Шопеном как перед композитором и исполнителем: Гейне, Лист, Мейербер, Адольф Нурри, Гиллер, Мицкевич, Жорж Санд, Шуман, Мендельсон, Мошелес, Берлиоз и многие др.


Фридерик Шопен – композитор с мировым именем, основатель польской пианистической школы. Он прожил короткую, но очень плодотворную жизнь, написал множество произведений для фортепиано. Сочинения Шопена стали непревзойденной классикой, вершиной мирового пианистического искусства. Этого композитора называют одним из самых ярких представителей западноевропейского музыкального романтизма.

Детство

Фридерик Франсуа Шопен родился в местечке Желязова Воля 1 марта 1810 года. Небольшая деревенька располагалась под Варшавой. В местечке семейство Шопенов пользовалось большим уважением. Отец мальчика происходил из простой семьи, но был образованным человеком, гувернером и учителем. Еще юношей Шопен переехал из Франции в Польшу.

Мама, имевшая дворянское происхождение, получила прекрасное образование, отлично знала французский язык, была музыкально одаренной женщиной. Она виртуозно играла на фортепиано, имела замечательный голос, часто пела. Любовь к мелодичным народным песням Фридерик унаследовал от своей матери.

Портрет Шопена в детстве

Фридерик был вторым ребенком в семье, кроме него, в семье росло три сестры. Мальчику исполнилось шесть месяцев, когда его отцу предложили вакансию в Варшавском лицее. Семья переехала в столицу, отец стал преподавателем французского, немецкого языка, французской литературы. Кроме этого, Николя Шопен содержал пансиона для лицеистов.

Интеллигентные, чуткие родители относились друг к другу и к детям с большой любовью. Все дети в их семье обладали яркими способностями, младшая сестра Эмилия, умершая очень рано, имела яркий литературный талант. Но музыкальный дар был только у Фридерика. Мальчик часами просиживал у инструмента, подбирал, разучивал понравившиеся ему произведения.

Образование

Пять лет упорных занятий под руководством Живного превратили юное дарование в настоящего музыканта-виртуоза, который по техническим, музыкальным навыкам нисколько не уступал взрослым. Когда педагог понял, что ученик в некоторых вопросах уже превосходит учителя, он завершил курс обучения.

В 12 лет Шопен стал брать уроки у варшавского музыканта Юзефа Эльснера. Под руководством этого человека он изучает теорию музыки.

В этот же период талантливый юноша попал под покровительство князей Четвертинских и князя Антона Радзивилла, с помощью которых он оказался в высшем обществе. По воспоминаниям современников, Фридерик производил очень приятное впечатление на всех окружающих. Он был очень хорош собой, прекрасно воспитанного, умного, тактичного человека не зря называли истинным аристократом духа.

В это время юный музыкант много ездил по европейским странам. Здесь его интересуют оперные театры и картинные галереи. Он посещает концерты выдающихся музыкантов того времени в Праге, Берлине и Дрездене. Талантливый юноша побывал и в России. Его игра произвела большое впечатление на Александра I. За доставленное удовольствие император подарил музыканту перстень, усыпанный бриллиантами.

Могут быть знакомы

Концертная деятельность

В 19 лет Шопен начинает свою концертную деятельность. Он выступает в Вене, в Кракове, в Варшаве и сразу же становится невероятно популярным. Через год музыкант отправляется в свое первое европейское турне, совсем не подозревая о том, что он навсегда покидает родину. Концерты, которые музыкант дает в Варшаве, Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фридерик предпринял через год, стало для музыканта расставанием с родиной.

Шопен находился в Германии, когда туда пришла весть о начале польского восстания. Молодой человек, тоже горевший желанием вступить в бой за независимость Польши, собирается вернуться на родину. Но все закончилось очень быстро, на пути в Польшу ему стало известно, что восстание подавлено, а его руководитель арестован. На родине начались репрессии, возвращаться туда было крайне опасно. Фридерик решил остаться в Париже.

Под впечатлением этих трагических событий композитор написал несколько музыкальных произведений, главным из которых стал Революционный этюд. В композиторе жила глубокая убежденность, что своей прекрасной музыкой он помогает соотечественникам сражаться за свободу.

Свой первый концерт во Франции молодой человек дал в 22 года. Париж был в полном восторге от выступления этого музыканта.

Он редко выступал в концертах в этом городе, однако в салонах французской и польской знати музыку Шопена слышали очень часто. В этот период композитор много времени отдает сочинительству. Он пишет свои первые фортепианные концерты, сам исполняет их в театрах Парижа и Вены. В близком окружении Фридерика находятся молодые таланты, точно также одержимые музыкой, как и он – Стамати, Видаль, Урбан, Бродт.

С крупнейшими европейскими композиторами того времени Шопен старался поддерживать хорошие отношения. Известно, что знаменитый немецкий композитор-романтик Роберт Шуман был с первых мгновений очарован игрой молодого польского музыканта, считал его гением.

Венгерский музыкант Ференц Лист стал последователем Шопена, много писал о жизни и творчестве своего кумира. Берлиоз, Мендельсон, Лист тоже были знакомы с Шопеном, эти выдающиеся музыканты своего времени высоко ценили талант молодого польского композитора.

Расцвет карьеры

Исследователи творчества Шопена отмечают, что пик его творческой карьеры относится к 30-м годам XIX века. В это время музыкант не только сочиняет музыку, но и занимается преподавательской деятельностью. Он обучает талантливую молодежь игре на фортепиано, что всегда было большой редкостью для музыкантов такого уровня.

Фридерик увлекается поэзией. Творчество польского поэта Адама Мицкевича глубоко затронуло душу музыканта, под влиянием его стихов композитор пишет четыре великолепные баллады. Эти произведения посвящены многострадальной родине, Польше, о судьбе которой вынужденный изгнанник не забывал никогда.

Невеста Шопена Мария Водзиньская

Музыкант был помолвлен со своей юной невестой. Свадьба была назначена через год, такое требование выдвинули родители невесты. Это было вполне справедливо – будущие родственники надеялись за это время как следует узнать музыканта, убедиться в его финансовых возможностях. Фридерик не сумел выдержать экзамен на прочность, его нестабильное финансовое положение стало причиной для отмены свадьбы. Инициаторами разрыва помолвки были родители Марии.

Фредерик Шопен и Жорж Санд

Говорят, что первое впечатление никогда не обманывает. Психологи считают, что в то мгновение, когда мы впервые видим какого-то человека, с нами говорит ангел, подсказывающий, как сложатся отношения. Писательница с папиросой во рту, наряженная в грубый мужской костюм, вызвала у Шопена чувство, близкое к отвращению. На тот момент дама была разведена, имела двух детей и увлекалась свободными отношениями.

Любовь к ней не принесла музыканту счастья. Шопен в то время был нездоров, тяжело переживал расставание с невестой, и Аврора воспылала к нему нежными чувствами. Через некоторое время музыкант поселился в соседнем доме, свои чувства влюбленные скрывали от окружающих. Затем они стали жить в одной квартире, позже – в имении писательницы, и здесь тонкому и чуткому мужчине пришлось на себе испытать все сложности жизни с женщиной, у которой есть дети.

Мориц, сын Авроры, испытывал болезненную ревность к музыканту, он не хотел, чтобы Шопен жил в их доме. Точно также вела себя и ее дочь Соланж, она устраивала бесконечные интриги и даже пыталась соблазнить Фридерика , чтобы иметь законное основание на изгнание его из дома. Некоторое время Шопен и Санд жили на Майорке, но влажный климат был вреден композитору, он стал причиной для развития туберкулеза.

Устав от скандалов и интриг, Шопен решил пожить отдельно, уехал из Ноана в Париж. Первое время он переписывался со своей любовницей, затем их связь прекратилась. Виной тому была неугомонная Соланж. Приезжая в Париж, она обязательно извещала музыканта о новых увлечениях матери, по большей части, выдуманных. Через некоторое время страстная любовь Шопена превратилась в настоящую ненависть.

Причина смерти

Окончательный разрыв с любимой послужил толчком для ухудшения здоровья композитора. Он отправился в турне по Великобритании, затем вернулся в Париж, где еще успел дать несколько концертов. Последнее время музыкант был настолько слаб, что уже не вставал со своей постели.

В октябре 1849 года он скончался от осложненного туберкулеза легких. Свое сердце композитор завещал родине, его вынули из груди, поместив в специальный кубок. Этот кубок замурован в одном из католических храмов Варшавы. Прах великого музыканта покоится во Франции, на кладбище Пер-Лашез.

Лучшие произведения

  • Ноктюрн до-диез минор
  • Ноктюрн ми-бемоль мажор
  • Полонез ля мажор
  • Революционный Этюд до минор
  • Вальс до-диез минор
  • Прелюдия ми-минор
  • Похоронный марш из сонаты №2
  • Сад Эдема

Слушать композиции

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Шопен

Даже далекие от музыки люди знают, что композитор Шопен писал красивые вальсы. Профессионалы, оценивая его талант, отмечали, что он был духом и душой фортепиано. Моцарт из Варшавы — такое прозвище заслужил Шопен. Биография этого человека — отражение эпохи романтизма.

Биография Шопена: детство, образование

Будущий музыкальный гений Фридерик Шопен родился во франко-польской семье 1 марта 1810 года. Француз Николя Шопен служил гувернером в доме графа, что было тогда обычным для образованных иностранцев. Мать Текла Кшижановская — родовитая полячка, хорошо образованная и музыкальная.

Польская местность, где родился Шопен, на тот момент была завоевана Наполеоном, но вскоре отошла к Российской империи. В год, когда родился сын, семья переехала в Варшаву. Мальчик и две его сестры росли, окруженные любовью, заботой и чуткостью. Мать оказала большое влияние на формирование музыкального мира будущего композитора:

  • Он с ранних лет удивлял фантазиями и впечатлительностью, музыка вызывала у него яркие эмоции.
  • Мальчик рано освоил фортепьяно и импровизировал.
  • К восьми годам вундеркинд уже сочинял полонезы и другие танцы, поражал взрослых, исполняя трудные пьесы.

Одаренность мальчика проявилась не только в музыке: он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, рисовал карикатуры, в которых легко узнавали кого-то из близкого окружения.

Пять лет, пока мальчику не исполнилось 12, с ним занимался знаменитый чешский пианист Войцех Живный. К отрочеству Фридерик (Фредерик во французской транскрипции) был уже виртуозным исполнителем.

Общее образование получал в лицее, а профессиональные музыкальные знания Шопен-композитор приобрел в Варшавской консерватории, которую посещал в 1826–1829 гг.

Летние каникулы юноша проводил в загородных имениях своих друзей. Именно здесь он, слушая деревенских музыкантов, познакомился близко с польской народной музыкой. Так Шопен впитал мотивы национальной музыки, которые позже использовал как основу для оригинальных произведений. У юного Шопена была возможность посещать ведущие оперные театры Германии, Чехии, где давали концерты выдающиеся музыканты.

В воспоминаниях и отзывах известных творцов встречается информация о Шопене как об обаятельном юноше с изысканными манерами. Невысокий, хрупкий, с врожденными аристократическими манерами — таким был Шопен. Портрет его в юности передает романтическую внешность: голубые глаза, мягкая улыбка, вьющиеся волосы.

Шопен

Фридерик Шопен: YouTube / CLASSICAL CHANNEL

Фридерик Шопен: творчество

С 19 лет музыкант начинает артистическую деятельность — выступает с концертами в Польше и в соседних странах. В одной из гастрольных поездок он узнает о восстании на родине, вспыхнувшем из-за национального угнетения. Юноша стремится присоединиться к восставшим, среди которых было много его друзей.

Разлука стала сильнейшей личной трагедией композитора. Она повлияла на жизнь и творчество Шопена, наполнила его произведения драматизмом. Дальше краткая биография Шопена проходит вдали от Отчизны.

С 21 года он живет в Париже, его концерты имеют успех, но дает он их мало — предпочитает камерные выступления в аристократических салонах. Юноша входит в среду молодых талантливых музыкантов, литераторов, художников из разных стран. Столица Франции стала тогда центром нового направления в искусстве — романтизма, который противопоставлялся рационализму и классицизму. Творчество Шопена как раз развивалось в таком ключе, и музыкант влился в ряды романтиков.

Композитор оставался приветливым и дружелюбным, но сдержанным. Свой внутренний мир никому не открывал, а о музыке говорил очень редко: все, что хотел сказать, воплощал в произведениях.

Он создал два концерта, три сонаты, четыре баллады и множество ноктюрнов, этюдов, полонезов, вальсов и других фортепианных произведений. Исследователи его творчества выделяют новаторские методы композитора, повлиявшие на развитие музыки:

Отличало Шопена от других творцов то, что ему нравилось преподавать фортепианную игру. Он один из немногих, кто проявил себя как педагог. И писал Шопен для детей развивающую музыку, красивые колыбельные.

Музыка Шопена — сочетание классических форм с богатой мелодичностью и фантазией. Ее отличительные черты — смелость и изобразительность.

двойной портрет

Шопен и Жорж Санд: YouTube / История Композитора

Фридерик Шопен: факты, личная жизнь, последние годы

Всего 39 лет прожил Фридерик Шопен. Годы жизни его наполнены и радостью творчества, и восхищением поклонников, и губительной страстью.

Современники оставили воспоминания, из которых узнаем такие интересные факты из жизни музыканта:

  • Он с детства привык играть в темноте — так ему удавалось настроиться на нужную волну. В салонах перед исполнением он просил загасить свечи.
  • Чтобы брать нужные аккорды, в детстве Шопен придумал приспособление для растягивания пальцев, надевал его даже на ночь.
  • Очень тонкий и впечатлительный юноша отказался от помолвки с внучкой известного музыканта только из-за несущественного нарушения этикета.

памятник

Памятник Шопену и Жорж Санд в Париже: Pixabay

В Париже случился один из самых невероятных романов того времени — между утонченным композитором и сильной решительной женщиной, которая носила мужские костюмы и курила сигары. Это была Аврора Дюпен, известная как писательница Жорж Санд.

Они встретились в творческой среде. Она была на несколько лет старше композитора, имела сына и дочь, давно ушла от мужа, пережила несколько бурных романов. Независимая, эпатажная, Жорж Санд произвела на Шопена при первой встрече неприятное впечатление.

Но он ее поразил. Она старалась часто пересекаться с ним. После общения с женщиной Фридерик изменил первоначальное мнение: она вызвала страсть, которую музыкант не смог побороть до конца жизни. Сначала они встречались тайно, но вскоре стали открыто жить вместе.

Но вопреки ожиданиям его состояние ухудшилось, Жорж Санд пришлось ухаживать за ним. Возникли проблемы с жильем: хозяева боялись, что у постояльца туберкулез, поэтому выставили их, заставив заплатить за мебель (ее сожгли из опасений подхватить заразную болезнь). Пара с большими трудностями вернулась в Париж. Летние месяцы они теперь проводили в поместье Ноан, принадлежавшем писательнице.

Отношения осложнились из-за детей:

  • Сын Жорж Санд ревновал ее к Шопену.
  • Дочь настраивала его всячески против матери.

В конце концов это почти разрушило отношения. После особо крупной ссоры с сыном Санд Шопен ушел. Но была еще переписка.

Разрыв с Жорж Санд музыкант переживал тяжело: он признавался, что не может создать ничего нового, перестал писать музыку. Весной 1848 года Шопен отправляется в долгую гастрольную поездку в Англию. Но нервное напряжение и сырой климат обострили его болезнь. Осенью он дал последний концерт и вернулся в Париж. Здоровье уже не восстановилось, и 5 октября 1849 года Фридерик Шопен умер.

памятник

Памятник Шопену в Варшаве: Pxhere

Романтические произведения Шопена стали классикой, увлекают слушателей уже более двух веков. Известные музыканты включают их в свой репертуар, проводится международный конкурс пианистов имени Шопена. Чтут композитора как на его родине, в Польше, так и в мире. В Казахской национальной консерватории в год 200-летия композитора открыли зал имени Фридерика Шопена.

Читайте также: