Поисково исследовательская деятельность в доу презентация

Обновлено: 04.07.2024

Поисково-исследовательская деятельность в образовательном пространстве ДОУ

Поисково-исследовательская деятельность в образовательном пространстве

ДОУ Старший воспитатель Высшей кв. категории Цветкова Е.В. СПб, 2012

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я

Поисково-исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Опытно-экспериментальная деятельности – это деятельность, в процессе которой создаются ситуации, разрешаемые посредством проведения опыта, формулирования вывода.

Задачи поисково-исследовательской деятельности

Формирование у детей диалектического мышления Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) Расширение перспектив развития поисково-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Этапы развития поисково-исследовательской деятельности

I этап характеризуется проявлением любопытства. II этап восприятия окружающего мира у дошкольников характеризуется резким увеличением его осмысленности. III этап в познании дошкольником окружающего мира – развитие наглядно-образное мышление и воображение IV этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; V этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом выступает познавательный, а не практический

Методы поисково -исследовательской деятельности

Мотив исследования

Структура детского исследования

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); • Выдвижение гипотезы; • Поиск и предложение возможных вариантов решения; • Сбор материала; • Обобщение полученных данных.

Объекты познания:

Основное содержание исследований

Младший дошкольный возраст

Материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

Природные явления ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

Мир растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

способы исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

Эталон "1 минута".

Предметный мир (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Средний дошкольный возраст

Материалы (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). Природные явления (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). Мир животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). Предметный мир (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.Д.). Геометрические эталоны (круг, прямоугольник, треугольник, призма). Человек (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.Д.).

Старший дошкольный возраст

Материалы (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). Природные явления (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). Агрегатные состояния вод (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.П.). Мир растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). Предметный мир (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). Геометрические эталоны (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический: - книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: Компонент оборудования: - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые - простейшие приборы и приспособления - «Бросовый материал" - семена бобов, фасоли, гороха Компонент стимулирующий: - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделенные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции - Мини-музей Компонент оборудования - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты Простейшие приборы и приспособления: - "бросовый материал« Компонент стимулирующий - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей Компонент оборудования материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; - природный материал - утилизированный материал - технические материалы - разные виды бумаги - красители: пищевые и непищевые - медицинские материалы - прочие материалы - проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки Компонент стимулирующий - мини-стенд - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация

Показатели сформированности исследовательской деятельности

Умение видеть проблему; Умение формулировать и задавать вопросы; Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения; Умение доказывать и защищать свои идеи; Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Вывод:

«Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения

Малыш – природный исследователь окружающего мира.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Согласно ФГОС, одной из основных задач является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как устроен мир)

Задачи познавательно-исследовательской деятельности :

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения и мышления;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

СЛАЙД 6, СЛАЙД 7 - картинки

Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ :

* непрерывная образовательная деятельность;

* беседы познавательного, эвристического характера;

* просмотр фильмов, слайдов, презентаций;

* игры (сюжетно-ролевые, развивающие);

* чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;

* наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;

* экскурсии и целевые прогулки;

* тематические дни и недели;

* конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции;

* праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность;

* художественная и конструктивная деятельность;

* речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности представлено несколькими темами:

Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т. д.).

Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).

Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т. д.)

Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы)

Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т. д.)

Структура предметно-развивающей среды:

Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями.

Требования к предметно-развивающей среде:

1. Развивающий характер.

2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.

3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития

4. Включение известных ребенку объектов, а также новых, которые побуждают его к последующей деятельности.

5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.

СЛАЙД 1- картинка

Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности :

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции – экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);

2) место для приборов;

3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

4) место для проведения опытов;

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Актуальность использования детского экспериментирования при формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления состоит в том,.

Презентация на тему: " Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ Воспитатель: Пшеничникова Т.Н." — Транскрипт:

1 Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ Воспитатель: Пшеничникова Т.Н.

2 Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.

3 ЦЕЛЬ Углубление представлений о живой и неживой природе; умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

4 В процессе организации опытно- экспериментальной деятельности решаются следующие задачи: формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; обогащение); расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, наглядных средств (эталонов, символов)

5 Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

7 Камни и минералы

11 Вниз летит капельками, а вверх - невидимкой. Опыты с водой

14 Эксперименты со снегом

16 Опыты с растениями

20 Эксперименты с песком и глиной

24 В процессе экспериментирования дети учатся: -Видеть и выделять проблему. -Принимать и ставить цели. -Решать проблемы. -Анализировать объект и явления. -Выделять существенные признаки и связи. -Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. -Осуществлять эксперимент. -Выдвигать гипотезы, предложения. -Делать выводы.

26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Похожие презентации

2013г «Опытно-экспериментальная деятельность в МДОУ детский сад 10 п.г.т. Яблоново.

2013г «Опытно-экспериментальная деятельность в МДОУ детский сад 10 п.г.т. Яблоново.

« САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОТКРЫТИЕ – ТО, КОТОРОЕ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ САМ « ( Ральф У. Эмерсон ) « РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБЫВАТЬ – И Я ПОЙМУ.

« САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОТКРЫТИЕ – ТО, КОТОРОЕ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ САМ « ( Ральф У. Эмерсон ) « РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБЫВАТЬ – И Я ПОЙМУ.

Воспитатель: Коробенкова Оксана Викторовна. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов, убедительно показано, что важнейшее значение для развития.

Воспитатель: Коробенкова Оксана Викторовна. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов, убедительно показано, что важнейшее значение для развития.

ПЕДСОВЕТ 1 ОТ 27.01.2015 Г. МБДОУ Д/САД 16 П. ВЕЛИКОДВОРСКИЙ Развитие познавательных интересов детей через поисково- исследовательскую деятельность.

ПЕДСОВЕТ 1 ОТ 27.01.2015 Г. МБДОУ Д/САД 16 П. ВЕЛИКОДВОРСКИЙ Развитие познавательных интересов детей через поисково- исследовательскую деятельность.

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Воспитатель Лиман И. Т.

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Воспитатель Лиман И. Т.

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю.

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю.

Воспитатель Кокина Наталья Алексеевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 2 Колпинского.

Воспитатель Кокина Наталья Алексеевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 2 Колпинского.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 119 детский сад – общеразвивающего вида.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 119 детский сад – общеразвивающего вида.

Опытно - экспериментальная технология Составитель: Важенина. Н. Н.

Опытно - экспериментальная технология Составитель: Важенина. Н. Н.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 43 общеразвивающего вида Развитие познавательно- исследовательской и проектной деятельности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 43 общеразвивающего вида Развитие познавательно- исследовательской и проектной деятельности.

Легко ли быть волшебником. Вводная презентация воспитателя.Автор Хрулева Вера Александровна

Легко ли быть волшебником. Вводная презентация воспитателя.Автор Хрулева Вера Александровна

Подбираем похожую презентацию.


Воспитатель Кокина Наталья Алексеевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 2 Колпинского.

Презентация

Э «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Э «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Подготовила Завадская М.В.
воспитатель высшей кв. категории

Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной

Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной

Одна из основных задач ФГОС
– поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

Ребенок рождается исследователем

Ребенок рождается исследователем

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую,
поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

О рганизация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному…

О рганизация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами :
Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
Человек (человек –живой организм,
человек – пользователь природы)
Рукотворный мир: (материалы и их свойства,
предмет – результат деятельности человека,
преобразования предметов и т.д.)

Эксперимент — интересное слово,

Эксперимент — интересное слово,

Эксперимент — интересное слово,
Это познание – снова и снова.
Сначала смотрим, наблюдаем,
Затем с предметами играем.
И вот он – истины момент –
Проводим мы эксперимент!

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. При создании организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного
возраста являются различные
формы работы:
образовательная деятельность,
беседы, экскурсии,
лабораторные работы,
мультимедийные презентации,
дидактические
и развивающие игры,
эксперименты и опыты,
кружковая работа и т. д.

Задачи исследовательской деятельности: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;…

Задачи исследовательской деятельности: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;…

Задачи исследовательской деятельности:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Критика- враг творчества Воспитывать настойчивость

Критика- враг творчества Воспитывать настойчивость


Критика- враг
творчества


Воспитывать
настойчивость


Проявлять интерес
к любой деятельности
ребёнка


Заканчивать обсуждение
по проблеме до появления
признаков потери интереса

Подводить итоги
эксперимента


Воспитывать веру
ребенка в свои силы.

Основы работы
педагога с детьми

Разнообразные формы работы с родителями

Разнообразные формы работы с родителями

Разнообразные формы работы с родителями.
-Привлекать родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
-оформление наглядной информации в родительском уголке, -консультирование, беседы
- оформление папок, тематические ширмы-передвижки, выставки
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями: • совместное детско-взрослое творчество (оформление альбомов, плакатов, газет, фотосессий); •совместная детско-взрослая
познавательно-исследовательская
деятельность.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Для педагога, научившегося
работать на технологическом
уровне, всегда будет главным
ориентиром познавательный
процесс в его развивающемся
состоянии.

Все в наших руках, поэтому
их нельзя опускать!

Используемая литература: И.Э.

Используемая литература: И.Э.

Читайте также: