Поисково исследовательская деятельность в доу презентация
Обновлено: 04.07.2024
Поисково-исследовательская деятельность в образовательном пространстве ДОУ
Поисково-исследовательская деятельность в образовательном пространстве
ДОУ Старший воспитатель Высшей кв. категории Цветкова Е.В. СПб, 2012
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я
Поисково-исследовательская деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность - это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Опытно-экспериментальная деятельности – это деятельность, в процессе которой создаются ситуации, разрешаемые посредством проведения опыта, формулирования вывода.
Задачи поисково-исследовательской деятельности
Формирование у детей диалектического мышления Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) Расширение перспектив развития поисково-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Этапы развития поисково-исследовательской деятельности
I этап характеризуется проявлением любопытства. II этап восприятия окружающего мира у дошкольников характеризуется резким увеличением его осмысленности. III этап в познании дошкольником окружающего мира – развитие наглядно-образное мышление и воображение IV этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; V этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом выступает познавательный, а не практический
Методы поисково -исследовательской деятельности
Мотив исследования
Структура детского исследования
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); • Выдвижение гипотезы; • Поиск и предложение возможных вариантов решения; • Сбор материала; • Обобщение полученных данных.
Объекты познания:
Основное содержание исследований
Младший дошкольный возраст
Материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
Природные явления ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
Мир растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
способы исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
Эталон "1 минута".
Предметный мир (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
Средний дошкольный возраст
Материалы (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). Природные явления (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). Мир животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). Предметный мир (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.Д.). Геометрические эталоны (круг, прямоугольник, треугольник, призма). Человек (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.Д.).
Старший дошкольный возраст
Материалы (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). Природные явления (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). Агрегатные состояния вод (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.П.). Мир растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). Предметный мир (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). Геометрические эталоны (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический: - книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: Компонент оборудования: - песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые - простейшие приборы и приспособления - «Бросовый материал" - семена бобов, фасоли, гороха Компонент стимулирующий: - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделенные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции - Мини-музей Компонент оборудования - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты Простейшие приборы и приспособления: - "бросовый материал« Компонент стимулирующий - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей Компонент оборудования материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; - природный материал - утилизированный материал - технические материалы - разные виды бумаги - красители: пищевые и непищевые - медицинские материалы - прочие материалы - проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки Компонент стимулирующий - мини-стенд - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация
Показатели сформированности исследовательской деятельности
Умение видеть проблему; Умение формулировать и задавать вопросы; Умение выдвигать гипотезы; Умение делать выводы и умозаключения; Умение доказывать и защищать свои идеи; Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Вывод:
«Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения
Малыш – природный исследователь окружающего мира.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Согласно ФГОС, одной из основных задач является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как устроен мир)
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
СЛАЙД 6, СЛАЙД 7 - картинки
Формы работы при организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ :
* непрерывная образовательная деятельность;
* беседы познавательного, эвристического характера;
* просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
* игры (сюжетно-ролевые, развивающие);
* чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;
* наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;
* экскурсии и целевые прогулки;
* тематические дни и недели;
* конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции;
* праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность;
* художественная и конструктивная деятельность;
* речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности представлено несколькими темами:
Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т. д.).
Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т. д.)
Человек (человек – живой организм, человек – пользователь природы)
Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т. д.)
Структура предметно-развивающей среды:
Организация и проведение познавательно-исследовательской деятельности педагогами, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями.
Требования к предметно-развивающей среде:
1. Развивающий характер.
2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.
3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития
4. Включение известных ребенку объектов, а также новых, которые побуждают его к последующей деятельности.
5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.
СЛАЙД 1- картинка
Содержание уголков познавательно-исследовательской деятельности :
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции – экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
2) место для приборов;
3) место для хранения материалов (природного, "бросового");
4) место для проведения опытов;
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Прикреплённые файлы:
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Актуальность использования детского экспериментирования при формировании наглядно-образного и наглядно-действенного мышления состоит в том,.
Презентация на тему: " Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ Воспитатель: Пшеничникова Т.Н." — Транскрипт:
1 Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ Воспитатель: Пшеничникова Т.Н.
2 Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.
3 ЦЕЛЬ Углубление представлений о живой и неживой природе; умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
4 В процессе организации опытно- экспериментальной деятельности решаются следующие задачи: формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; обогащение); расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, наглядных средств (эталонов, символов)
5 Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
7 Камни и минералы
11 Вниз летит капельками, а вверх - невидимкой. Опыты с водой
14 Эксперименты со снегом
16 Опыты с растениями
20 Эксперименты с песком и глиной
24 В процессе экспериментирования дети учатся: -Видеть и выделять проблему. -Принимать и ставить цели. -Решать проблемы. -Анализировать объект и явления. -Выделять существенные признаки и связи. -Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. -Осуществлять эксперимент. -Выдвигать гипотезы, предложения. -Делать выводы.
26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Похожие презентации
2013г «Опытно-экспериментальная деятельность в МДОУ детский сад 10 п.г.т. Яблоново.
« САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОТКРЫТИЕ – ТО, КОТОРОЕ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ САМ « ( Ральф У. Эмерсон ) « РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБЫВАТЬ – И Я ПОЙМУ.
Воспитатель: Коробенкова Оксана Викторовна. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов, убедительно показано, что важнейшее значение для развития.
ПЕДСОВЕТ 1 ОТ 27.01.2015 Г. МБДОУ Д/САД 16 П. ВЕЛИКОДВОРСКИЙ Развитие познавательных интересов детей через поисково- исследовательскую деятельность.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Воспитатель Лиман И. Т.
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю.
Воспитатель Кокина Наталья Алексеевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 2 Колпинского.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 119 детский сад – общеразвивающего вида.
Опытно - экспериментальная технология Составитель: Важенина. Н. Н.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 43 общеразвивающего вида Развитие познавательно- исследовательской и проектной деятельности.
Легко ли быть волшебником. Вводная презентация воспитателя.Автор Хрулева Вера Александровна
Подбираем похожую презентацию.
Воспитатель Кокина Наталья Алексеевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 2 Колпинского.
Э «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Подготовила Завадская М.В.
воспитатель высшей кв. категории
Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной
Одна из основных задач ФГОС
– поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Ребенок рождается исследователем
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую,
поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.
О рганизация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному…
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами :
Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
Человек (человек –живой организм,
человек – пользователь природы)
Рукотворный мир: (материалы и их свойства,
предмет – результат деятельности человека,
преобразования предметов и т.д.)
Эксперимент — интересное слово,
Эксперимент — интересное слово,
Это познание – снова и снова.
Сначала смотрим, наблюдаем,
Затем с предметами играем.
И вот он – истины момент –
Проводим мы эксперимент!
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. При создании организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного
возраста являются различные
формы работы:
образовательная деятельность,
беседы, экскурсии,
лабораторные работы,
мультимедийные презентации,
дидактические
и развивающие игры,
эксперименты и опыты,
кружковая работа и т. д.
Задачи исследовательской деятельности: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;…
Задачи исследовательской деятельности:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Критика- враг творчества Воспитывать настойчивость
Критика- враг
творчества
Воспитывать
настойчивость
Проявлять интерес
к любой деятельности
ребёнка
Заканчивать обсуждение
по проблеме до появления
признаков потери интереса
Подводить итоги
эксперимента
Воспитывать веру
ребенка в свои силы.
Основы работы
педагога с детьми
Разнообразные формы работы с родителями
Разнообразные формы работы с родителями.
-Привлекать родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
-оформление наглядной информации в родительском уголке, -консультирование, беседы
- оформление папок, тематические ширмы-передвижки, выставки
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями: • совместное детско-взрослое творчество (оформление альбомов, плакатов, газет, фотосессий); •совместная детско-взрослая
познавательно-исследовательская
деятельность.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Для педагога, научившегося
работать на технологическом
уровне, всегда будет главным
ориентиром познавательный
процесс в его развивающемся
состоянии.
Все в наших руках, поэтому
их нельзя опускать!
Используемая литература: И.Э.
Читайте также: