Подготовиться к дискуссии современные подходы и практика воспитательной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

Новая программа воспитания: в чем суть

Владимир Круглов внес ощутимый вклад в разработку примерной программы воспитания для школ Института стратегии развития образования РАО. Эксперт рассказал, какие идеи и традиции легли в основу программы, и почему пора выбирать новые модели и практики воспитания.

Программа опирается на несколько позиций. Во-первых, это деятельный подход к воспитанию. Ведь качество результата зависит от прямого взаимодействия учителя с ребенком, когда они объединены процессом какой-то совместной деятельности, интересной и одному, и другому. Такое выстраивание отношений ведет к тому, что педагог становится для своего ученика значимой личностью.

Во-вторых, программа выстраивает позитивные взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Смысл в том, чтобы педагог смог отказаться от авторитарности и категоричных методов воспитания. Субъект-объектный подход, поощрение или наказание — это, конечно, уже традиция. Но от нее стоит отказаться в пользу деятельностного метода — когда ученик и учитель объединены общим процессом.

Вообще, в проекте заложено большее количество методов, уже доказавших свою результативность на практике. Экспертная команда разработала не только примерную программу воспитания, но и ряд методических рекомендаций по написанию таких программ и по организации воспитательного процесса в школе в целом.

Крупным планом: переоценка воспитания по всей стране

К сожалению, даже в наше время качество воспитания все еще пытаются оценивать количественными показателями. Владимир Круглов прокомментировал:

Тут, по логике, возникает вопрос: а существуют ли какие-нибудь концепты воспитания, которые могут стать более продуктивными? Ответ: да. Если речь идет о деятельности, то определяющим становится не только вовлеченность ребят в процесс, но и их удовлетворенность.

Важно мониторить, насколько педагоги значимы в глазах ребят, является ли классный руководитель личностью, которой ребенок может доверять, приходя к нему со своими проблемами, нерешенными вопросами, или он, наоборот, старается минимизировать общение с преподавателем.

Советники по воспитанию: как организовано обучение

Объем этой комплексной и хорошо продуманной программы составляет 106 часов, форма обучения — очно-заочная. На очных занятиях слушателям предлагают познакомиться с основами организации коллективных творческих проектов. В качестве итоговой аттестации студенты предоставляют и впоследствии защищают план воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

Работа над проектом шла сразу в нескольких направлениях:

  1. Приоритеты развития воспитания, а также его нормативно-правовое регулирование.
  2. Создание условий для позитивного и безопасного пребывания в информационной и интернет-среде для детей.
  3. Деятельность детских общественных объединений.
  4. Методы формирования воспитывающей атмосферы и обеспечение полноценного взаимодействия детей.

Программу завершили уже 2190 человек — представители 10 пилотных регионов страны от 18 до 63 лет (средний возраст — 34 года). Среди них 80% составили специалисты, задействованные именно в педагогической сфере, то есть — преподаватели, воспитатели, вожатые, методисты.

Кроме того, с первого дня занятий от каждого участника организаторы получают обратную связь, что позволяет вносить необходимые коррективы в образовательный процесс и повышать качество получаемых результатов.
Альбина Мурашова рассказала:

Сегодня, рассказывает Роман Романов, из Ленинградской области от детей поступило 3 прекрасных идеи, нацеленные на будущее. Ребята не только вовлечены в мероприятия, но и сами предлагают план грядущей работы.

Новый цифровой сервис: двойная польза педагогам

При необходимости туда можно вносить изменения, отражать уникальность воспитательной среды учебного заведения, но структура документа уже будет выстроена так, как это предусмотрено примерной программой воспитания и другими нормативно-правовыми актами. А календарный план тематической работы позволит, с одной стороны, легко его построить, а с другой, — проконтролировать эффективность проводимых мероприятий. Фактически это инструмент для организации и управления процесса воспитательной деятельности.

Следующий шаг в развитии сервиса — наполнение информацией, которую добавят преподаватели, желающие поделиться своим опытом. Еще у каждого учителя появится возможность дополнить ресурс сценариями для актуальных школьных мероприятий, которые тоже внесут ощутимый вклад в воспитательную работу.

Юлия Захир пригласила педагогов протестировать новый цифровой сервис и поделиться своим мнением:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тусипбекова Гулипа Есжановна – учитель русского языка и литературы средней школы №38

О новых подходах в воспитательной работе

За последнее десятилетие в нашей жизни произошли большие изменения. Эти изменения обусловлены социально-экономическими, политическими, правовыми, национальными и другими причинами.

Воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине , с целью улучшения себя и окружающей жизни – это цель воспитательной работы в школе.

Очевидно, что сегодня в воспитание должны входить и социализация, и адаптация ребенка к условиям взрослой жизни, и разумное отношение к своему здоровью, и взращивание гражданской позиции, и коммуникативные навыки, и множество иных компетенций, необходимых современному человеку. Но вот беда – новое содержание воспитания невозможно втиснуть в старые формы. А значит, все благие попытки обречены на неудачу или в лучшем случае не приносят ожидаемого результата.

Кто они, дети 21 века ? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают родители, педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься в первую очередь родителей , общество, педагогов. Самое страшное, что подрастающее поколение не имеет цели в жизни и не имеют ценностей. Сегодня главной ценностью в мире ребенка является потребительская ценность. Маленькие жители планеты перестали доверять взрослым и больше не признают их лидерство.

По психологическим опросам и тестам можно выделить основные черты характера сегодняшней молодежи - свободолюбие, эгоизм, открытая агрессия, безнравственность, безграмотность, лень. А что же по этому поводу говорят сами дети? Оказывается, что за грубостью и непослушанием ребенок скрывает от взрослых свои внутренние страхи и незащищенность. Если ваш ребенок хулиганит и открыто идет на конфликт, то это первый звоночек для взрослых. Дети прекрасные наблюдатели и отмечают, что родители требуют от них принципов, которые сами не соблюдают и нарушают.

В одной из школ, между учениками среди сверстников было проведено социологическое исследование жизненных ценностей детей в возрасте от 10 до 16 лет:
- на первом месте, как ни странно стоит дефицит общения родителей с детьми;
- учеба у подростков стоит на втором месте;
- третье место занимает общение сверстников друг с другом;
- на четвертом месте увлечения;
- и на последнее место 70 % подростков поставили потребность карманных денег.

Многие родители просто не знают, как правильно воспитывать своих детей и, оказываясь со своим ребенком наедине, мамы и папы не ведают чем заинтересовать его. Мир вокруг нас изменяется каждый день и вместе с ним меняются дети, которые как губка впитывают все, что их окружает.
Надо понимать, что прежние методики воспитания сегодня уже не актуальны. Так, например, давление на ребенка, строгий контроль и физическое наказание сегодня уже не имеют эффекта, а наоборот провоцируют ребенка к бунту и лишают его возможности эмоционального развития в обществе.

Уже многие родители начали задумываться над правильным воспитанием своих детей и подбирают детские сады и школы с нетрадиционной методикой обучения и воспитания.

Новые методики воспитания подрастающего поколения устремлены на формирование и развитие новой личности. Воспитывая ребенка, нужно иметь в виду, что ребенок - активный и живой, и в большей степени решает свои задачи, нежели воспитывается нами. Мы хотим, чтобы ребенок учился у нас или учился сам, а у ребенка в это время свои дела и интересы, своя жизнь. Насколько мы сможем вклиниться в его жизнь, осуществить то, что хотим мы, сделать так, чтобы он учился? Каким образом мы может этому способствовать?

Основной упор нашей системы воспитательной работы направлен на развитие свободных, неповторимых и самостоятельных личностей. Вся система воспитательной работы должна быть ориентирована на сохранение наших наследий, обычаев, традиций и общечеловеческих ценностей. К нашему сожалению, наша молодёжь больше увлечена западными ценностями, культурой. В условиях стремительно меняющегося мира невозможно сохранить культурный суверенитет, формировать только свои ценности.

Одним из главных направлений в нашей работе, я считаю, пропаганда здорового образа жизни. Конечно, классные руководители планируют и проводят очень много разных по содержанию и по форме мероприятий, используя информационно-коммуникационные технологии. Несомненно, всё это оказывает воспитательный эффект, но более убедительны бывают те знания и навыки, когда дети вовлечены в более эффективные формы активного конструктивистского обучения, обеспечивающего понимание и применение этих знаний в ситуациях вне класса.

Материал даёт представление об организации воспитательного процесса в школе в современных условиях. Будет полезен классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе, вожатым.

Оценить 3356 0

Современные подходы к организации воспитательной работы в школе

1. Основные подходы к организации эффективного воспитания в образовательных учреждениях (уровень – педагог).

1.1. Использование основных механизмов эффективного воспитания.

1.1.1. Включение учащихся в 1) личностно-значимую, 2) привлекательную для них 3) социально-позитивную коллективную деятельность, 4) создающуювозможности проявления способностей, умений, характера и 5) осознания личного смысла этой деятельности.

(Нереализация любых из этих пяти характеристик деятельности ведёт к уменьшению её воспитательного потенциала).

1.1.2. Развитие педагогом во взаимодействии с конкретными школьниками и коллективами отношений 1) доверия и 2) референтности(интереса учащихся к мнениям, оценкам педагога как лично значимого человека).

(Неумение педагога вызывать доверие к себе и становиться значимым источником мнений и оценок ведёт к неуспешности воспитательных усилий).

1.2. Понимание и использование в организации воспитательной работы особенностей современной социокультурной ситуации развития современных учащихся.

Главная социокультурная особенность современных учащихся – погружённость в социальное информационное пространство, представляемое Интернетом и мобильными средствами связи.

Только в той или иной мере знание и использование содержания, технологий, стилей общения и поведения, задаваемых этим пространством позволяет иметь устойчивый контакт с большинством современных подростков и старшеклассников.

Основные тенденции в передовом опыте организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях

Использование ИКТ в воспитательном процессе (Информационное и компьютерное обеспечение школьниками воспитательных дел, мероприятий, акций; конкурсы знатоков Интернета; отражение школьных событий на сайтах; конкурсы знатоков компьютерных игр и пр.).

Художественная деятельность с использованием ИКТ (Съёмка и демонстрация клипов и минифильмов; фотоконкурсы; конкурсы компьютерного дизайна; использование интеркактивных досок и мультимедийных проекций в постановке спектаклей, концертов и пр.).

Поддержка экстремальных видов околоспортивной деятельности: (скейтбордистов; маунтбейкеров, паркуровцев, стритдансинга и пр.).

Организация и поддержка ролевых игр и исторических реконструкций.

Организация дискуссий, ток-шоу на научные, этические, художественные, социальные, политические темы с выходом на соответствующие интернет –ресурсы (форумы, блоги, и т.п.).

Деловые экономические игры.

Организация и поддержка детских, подростковых, юношеских общественных объединений.

Организация межшкольных подростковых и юношеских союзов, ассоциаций, совместных социальных и художественных акций.

Символизация в воспитательном процессе (Создание и поддержка школьниками и взрослыми символов, эмблем, девизов, лозунгов и т.п., отражающих в современных эстетических формах позитивные социальные ценности).

Организация разновозрастных объединений различной направленности (художественной, экологической, социальной, краеведческой, интеллектуальной и пр.).

Основные условия организации эффективного воспитания (уровень – образовательное учреждение).

Восприятие администрацией образовательного учреждения, прежде всего директором, воспитательной сферы как требующей постоянных управленческих усилий и личного участия директора в разработке стратегии и анализа воспитательного процесса.

Систематическоеобсуждениеи анализ в образовательном учреждении на всех педагогических уровнях (административном, педагогического коллектива, методобъединений, проблемных групп)трудностей, проблем, перспектив в воспитательной работе с отдельными учащимися, коллективами, в образовательном учреждении в целом.

(Отсутствие систематического обсуждения задач и ситуаций жизнедеятельности образовательного учреждения под углом зрения воспитания ведёт к случайности и неэффективности воспитательного процесса).

Ориентация в организации воспитательного процесса в образовательном учреждении, прежде всего, на создание и развитие школьного уклада как атмосферы, отношений защищённости, доброжелательности, дружности.

(Только при наличии этих качеств в жизнедеятельности образовательного учреждения и конкретных классов возможны устойчивые воспитательные результаты).

Основные условия организации эффективного воспитания (уровень – управление образованием).

Управление воспитанием на уровне органов управления образованием в современной ситуации эффективно только, если они ориентируются на ресурсный подход, то есть в качестве результатов своей деятельности в сфере воспитания рассматривают не развитие личности и воспитанность учащихся, а наращивание, обогащение ресурсов, условий для работы образовательных учреждений в сфере воспитания.

(Если органы управления образованием ориентированы в своей непосредственной деятельности на развитие личности и воспитанность учащихся – они занимаются не своим делом).

Соответственно предметомработы и анализаорганов управления образованием в сфере воспитания с точки зрения ресурсного подхода должно быть помощьобразовательным учреждениям в наращивании их воспитательного потенциала (кадрового, материального, информационного, методического).

(Именно наращивание ресурсов образовательных учреждений в сфере воспитания, а не его результативность может быт предметом управленческого мониторинга).

Дополнительной задачей органов управления образованием (совместно с другими организациями и структурами) является создание на муниципальном и региональном уровнях ситуаций-образцов организации воспитания (в форме лагерей, лагерных сборов, фестивалей, форумов и т.п.), позволяющих образовательным учреждениям выбирать практические ориентиры для построения эффективного воспитания.

(Однако решение этой задачи связано с риском низкого организационного и воспитательного уровня проводимых мероприятий, что ведёт к принятию образовательными учреждениями в качестве образцов сомнительных по воспитательной эффективности прецедентов).


Именно поэтому перед современным учителем стоит вопрос не в том, как привить ребенку знания, умения и навыки, а в том, чтобы в первую очередь воспитать личность, способную существовать в современном обществе, социализированную, то есть приспособленную к продуктивному взаимодействию с другими личностями. Это невозможно организовать, если воспитательный процесс организуется в рамках традиционной методики. Невозможно научить ребенка организовывать собственную работу, общаться, жить в обществе, если не ставить его в активную позицию, не используя современные подходы к воспитанию. Процесс формирования индивидуальности у обучающихся возможен только в результате активной деятельности самого обучающегося в решения проблемной ситуации, когда учитель становится консультантом и умело направляет деятельность обучающегося. При воспитании ребенка в соответствии с новыми стандартами учитель становится проводником, консультантом, тьютором в воспитательной деятельности, который организует, сопровождает и направляет ученика, получающего, в свою очередь, опыт непосредственной деятельности, общения в коллективе, взаимодействия с другими людьми, решения коммуникативных и развивающих задач. Следовательно, в концепции ФГОС любое занятие, как учебное, так и воспитательное понимается, в первую очередь как развивающее, целью которого становится приобретение опыта коллективной или индивидуальной деятельности обучающихся.

Важной в личностно-ориентированном обучении становится различная групповая и парная работа, когда ученики начинают осознавать, что от их мнения и их работоспособности зависит успех всей группы, понимают свою ответственность и, с другой стороны, учатся слушать других и высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя убедительные аргументы.

Наконец, результатом личностно-ориентированного обучения становится не столько отметка в журнале, сколько саморефлексия в конце урока, когда есть возможность оглянуться на то, что было сделано и оценить для себя значимость полученных знаний, еще раз сформулировать основные тезисы урока, а значит, понять что изменилось в своей личности, какой маленький шажок сделан на этом уроке в сторону гармонического развития.

Одним из методов, имеющих большое значение для воспитания личности, на котором хотелось бы остановиться, — театрализованная деятельность (школьный театр). Возможности использования различных театрализованных постановок поистине безграничны: возможно присутствие на уроке какого-либо исторического персонажа в качестве помощника, эксперта, экскурсовода; театральная деятельность во внеурочное время — подготовка и проведение костюмированных вечеров, театральных постановок, спектаклей. При кажущейся несерьезности и простоте такого вида работы, она имеет большое значение для понимания того фактического материала, который изучается на уроках, социализации личности, развития интереса к изучению предмета. Во-первых, подготовка любой постановки связана с изучением первоисточников, что развивает интерес к изучению школьного предмета. Во-вторых, в процессе создания сценария и репетиций неизбежно происходит общение участников постановки, возникновение и разрешение конфликтных ситуаций, установление коммуникации, что ведет к развитию навыков жизни в обществе.

Театрализация не только развивает познавательные возможности ученика, но и его личность, как нельзя лучше сочетаясь с личностно-ориентированным обучением. Совокупность этих методов позволяет в итоге сформировать такого выпускника школы, портрет которого описан в ФГОС, а учителю помогает оставаться консультантом, воспитателем, тьютором, направляющим познавательную деятельность ученика в нужное русло.

Итак, современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности. Важными здесь становятся умения человека жить в обществе, устанавливать коммуникацию с другими членами социума, нравственного поведения. Реализовать данный подход возможно при личностно-ориентированном обучении, ставящем целью не столько обучение ребенка, сколько его воспитание. А главным становится создание воспитательно-развивающей среды. Именно эти новые ориентиры помогут воспитать новое поколение, каждый субъект которого является истинным гражданином России.

  1. Алексеев Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. И. Алексеев. — Тюмень: Изд. ТюмГУ, 1997. — 95 с.
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью (Избр.пед.труды): в 2 т. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.–т. 2.–504 с.
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М., 2009.
  4. Новиков А. Н. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы формирования. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. е.С. Савинов. М., 2011
  6. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. — М., 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): личностно-ориентированное обучение, личность, больший упор, воспитательная деятельность, общество, ребенок, урок.

Читайте также: