Все философские школы признают что цель познания

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос 5: С позиции ________________, сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность.

Вопрос 6: Способом или формой существования сознания философы и психологи традиционно считают.

Вопрос 7: Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для __________ материализма.

Вопрос 9: Структура сознания согласно З. Фрейду состоит из …

- интерпретаций, толкований, сопротивления (0)

- либидо, сублимаций (0)

- сверх-Я, Я, Оно (100)

Вопрос 10: Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием …

Вопрос 11: Сознание присуще

- только человеку (100)

- человеку и животным (0)

- человеку и высшим животным (обезьянам, дельфинам) (0)

- человеку, животным и растениям (0)

Тема 16. Познавательные способности человека

Вопрос 1: Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть…

Вопрос 2: Человек верит во что-то, если это близко не только его уму, но и…

Вопрос 3: Вся человеческая деятельность основана на знаниях и на …

Вопрос 4: Способность человека находить удачное решение научных, профессиональных, жизненных задач без осознания путей и условий своего решения, называют.

Вопрос 5: То, что мы можем или не можем воспринимать посредством органов чувств, существенно зависит от того, что мы .

Вопрос 6: В ___________ веке было установлено, что левое полушарие человеческого мозга "отвечает" за логику, правое - за чувства. Доминирование одного из них делит людей на "художников" или "мыслителей".

Вопрос 7: Поисковую и самостоятельную деятельность по созданию качественно нового, оригинального, нестандартного, ранее не существующего называют…

Вопрос 8: Человеческое мышление, основываясь на практике, стало постигать в вещах и то, что не отражается нашими.

Вопрос 9: Современная гносеология доказывает, что познание природных и социальных объектов - это всегда .

- зеркальное отражение (0)

- зависимость лишь от объекта (0)

Вопрос 10: Процесс построения в сознании человека целостных образов предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений, действующих в данный момент на его органы чувств, квалифицируют как .

Вопрос 11: Универсальную познавательную процедуру постижения для себя смысла и значения поступающей информации именуют .

Вопрос 12: Озвученный язык в ситуации диалога, общения людей можно назвать .

Вопрос 13: Гносеология - это философское учение о …

Вопрос 14: Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений называется…

Вопрос 15: Источник целеполагающей активности, носитель предметно- практической деятельности, оценки и познания есть…

- субъект познания (100)

Вопрос 16: Логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому предмет есть…

Вопрос 17: Мысленное объединение частей в единое целое есть…

Вопрос 18: Оперирование конкретно- чувственными и понятийными образами есть …

- эмоциональное переживание (100)

Вопрос 19: Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств, называется …

Вопрос 20: Философское учение о познании называется …

- философской антропологией (0)

Вопрос 21: Формой рационального познания является …

Вопрос 22: Постижение сознанием многообразия сторон и связей бытия представляет собой …

Тема 17. Научное познание

Вопрос 1: Благодаря кибернетике и созданию ЭВМ в научном познании стал широко использоваться метод …

Вопрос 2: Современные западные концепции научных революций - как смену парадигм или научно-исследовательских программ - разработали …

- Кун Т. И Лакатос И. (100)

- Лиотар Ж. и Дерррида Ж. (0)

- Гадамер Г. и Хайдеггер (0)

- Ленин В.И. и Плеханов П.В. (0)

Вопрос 3: Теория как система научных принципов, гипотез, понятий, и законов выполняет две основные функции: объяснения и …

Вопрос 4: Проблемы языка, науки, логики, занимают центральное место в…

- аналитической философии (100)

Вопрос 5: Формализацию, идеализацию, экстраполяцию, восхождение от абстрактного к конкретному считают методами _________________ научного исследования.

Вопрос 6: Современные западные концепции научных революций - как смену парадигм или научно-исследовательских программ разработали…

- Кун и Лакатос (100)

- Ленин и Плеханов (0)

- Гадамер и Хайдеггер (0)

- Лиотар и Деррида (0)

Вопрос 7: Коренная ломка старого способа мышления ученых: традиционных теорий и понятий, ставших преградой на пути движения науки вперед, Маркс и Энгельс назвали научной .

Вопрос 8: Способ достижения цели в процессе теоретического или практического освоения действительности называется.

Вопрос 9: Научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и .

Вопрос 10: И эмпирический и теоретический уровни научного познания возможны только как единство рационального и .

Вопрос 11: Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных.

Вопрос 12: Доказательные, проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия составляют область ________________знания.

Вопрос 13: Рост научных знаний о природе, обусловлен в первую очередь внешними по отношению к науке факторами - потребностями техники и запросами производства, доказывали .

- Маркс К. и Энгельс Ф. (100)

- Поппер К. и Лакатос И. (0)

- Декарт Р. и Лейбниц Г. (0)

- Достоевский Ф. М. и Толстой Л. Н. (0)

Вопрос 14: К существу научной революции не относится

- исследование истории предмета (100)

- создание новых методов исследования (0)

- создание новых исследовательских программ (0)

- построение новых теоретических концепций (0)

Вопрос 15: Как наивысшую культурную ценность рассматривает научное знание…

Вопрос 16: Наука выступает в качестве …

- духовно-практической деятельности, направленной на познание сущности и законов объективного мира (100)

- формы культуры, способной объяснить все, что угодно (0)

- совокупности знаний, накопленных человечеством (0)

- совокупности взглядов на мир и место человека в мире (0)

Вопрос 17: Научно-технический прогресс способствует росту этического нигилизма, считает …

Вопрос 18: Формальным отличием научной деятельности от ненаучной является наличие следующих компонентов:

- предмет и метод исследования (100)

- серьезность намерения ученого (0)

- научно-исследовательский институт (0)

- точная фиксация фактов (0)

Вопрос 19: Элементом научной теории является …

- единичные факты (0)

- описание материальных объектов (0)

- фундаментальные понятия и принципы (100)

Тема 18. Истина и заблуждение

Вопрос 1: У сторонников ____________ истиной считается все то, что полезно

Вопрос 2: "Все знание - опытно", - заявляют сторонники…

Вопрос 3: Несоответствие знаний объективной реальности именуют …

Вопрос 4: "Душа должна подавлять в себе суетную жажду знания, приводящую к мысли существования только телесного", - писали проповедники _________ знания

Вопрос 5: Соответствие знаний объективной реальности называют .

Вопрос 6: Результативная сторона познания - это.

Вопрос 7: Иррационалисты утверждают, что для познания действительности недостаточно ни опыта, ни разума; для этого необходима особая форма познания -.

Вопрос 8: Гносеология - это философское учение о .

Вопрос 9: Все философские школы признают, что цель познания ______________.

Вопрос 10: Суждение личности, выражающее взгляд на что-нибудь, есть ______________ . – истина (0)

Вопрос 11: Истина, согласно Аристотелю, является…

- общим положением (0)

- соглашением, добытым в споре (0)

- соответствием мысли действительности (100)

- божественным откровением (0)

Вопрос 12: К формам практики как критерия истины не относится

- социально-политическая деятельность (0)

- общественное производство (0)

- научно-экспериментальная деятельность (0)

Вопрос 13: Классическое определение истины, как суждения или отрицания, соответствующего действительности, впервые было дано…

Вопрос 14: Постижение истины без обоснования с помощью доказательств есть …

Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.

Теория познания

Познание в философии

Познание в философии – это полученные человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Тему изучали философы древней Греции и Рима, однако сам термин был введен лишь в 1854 г. шотландским профессором Дж. Феррером.

Субъект и объект познания

Элементами процесса постижения являются субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет процесс познания на практике. Объект – это то, на что направлено познавательная деятельность субъекта.

Например, человек, как индивид, является субъектом, а его внутреннее самосознание, которое он познает всю жизнь, является объектом.

Основные виды познания

Теоретическая структура познания, как предмета философии, состоит из видов постижения, добытых практическим путем, которые по определенным критериям были выделены в конкретные группы.

Формы познания

Основные виды познания:

Житейское - основано на наблюдении и кругозоре человека. Согласовано с жизненным опытом. Основу вида составляют здравый смысл. Житейский вид разный у каждого поколения, потому что на него влияет научный прогресс, развитие культуры.

Рациональное - строится на трех формах: понятие, суждение и в конце происходит умозаключение.

Интуитивное - структуру интуитивного познания составляет.

Интуиция при первом контакте с предметом - мгновенное чувство.

Интуиция, основанная на интеллектуальном аспекте.

Интуиция, полученная зрительным способом.

Древняя Греция и Древний Рим

Платон

Познание по Платону

Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:

Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.

Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.

Эпикурейцы

Познание по Эпикуру

Филон Александрийский

Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.

Философия Филона Александрийского

Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.

Плотин

Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:

с помощью чувств;

при помощи умственных способностей.

Философия Плотина

Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.

Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.

Типы познания - их особенности и признаки

Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.

Типы познания

Мифологическое

Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.

Мифологическое познание

Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.

Религиозное

Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.

Религиозное познание

Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.

Научное

Постижение окружающего мира научным способом.

Научное познание

Сущность научного познания выражается в:

разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;

точном обобщении всех фактов;

том, что нет ничего случайного, все имеет значение.

Философское

Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.

Философское познание

Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире. Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.

Чувственное

Чувственное познание

Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:

ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);

восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);

представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).

Моторное

Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.

Моторное познание

Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа - действие.

Заключение

Как и в древнем мире, современные философы и ученые пытаются найти и познать настоящую истину. Возможно ли человеку вообще ее познать?

На самом деле сущность изучения теоретической части познания в философии претерпела небольшие изменения, как и практическая часть.

Человечество продвинулось в научном плане, но эти функции не очень помогают постижению. Познание доступно только самому человеку.


В философии, вслед за Аристотелем, под истиной понимается соответствие между определенными знаниями и реальностью. То есть истиной является знание, которое адекватно (достоверно, правдиво) отражает действительность. Неверное, иллюзорное или ложное знание называют заблуждением.

В диалектико-материалистической философии истина рассматривается объективной по содержанию, но субъективной по своей форме. Истина объективна потому, что знание отражает независимую от человека реальность, а субъективна в силу того, что знание является результатом активной познавательной деятельности человека.

Представители объективного идеализма абсолютизируют и даже обожествляют истину, вынося её в сверхъестественный (трансцендентный) мир.

Субъективные идеалисты, наоборот, отрицают объективную сторону истины, рассматривая её как внутреннее свойство субъекта.

Абсолютная истина – это исчерпывающее, достоверное знание о реальности, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся также истины факта (вечные истины).

Относительная истина – это неполное, неточное знание. Каждая относительная истина содержат в себе долю абсолютной и представляет собой определенный этап в процессе приближения к абсолютной истине.

Критериями истины (истинности знаний) являются:

1. Чувственный критерий – наблюдаемость того, о чем утверждается в содержании знания.

2. Логический критерий – связан с требованием непротиворечивости содержания знаний.

3. Практика (понимаемая как преобразование реальности), которая позволяет достаточно глубоко подтвердить или опровергнуть степень истинности знаний.

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

· Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

· Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Стоит сказать, для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

· В марксизме критерием истины будет практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

· Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины будет всеобщее согласие по поводу утверждений. К примеру, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Нек. ые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, по. му говорят о неклассической (. енно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины..

Основные концепции истины

Концепция истины Определение истины Критерий истины
Классическая Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость
Когерентная Истина есть согласованность знаний Согласованность с общей системой знаний
Прагматическая Истина есть практически полезное знание Эффективность, практика
Конвенциональная Истина есть соглашение Всеобщее согласие

Познание и практика




Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);

логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения).

Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.

Важнейшие формы практики:

– материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);

научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).

Основные функции практики в процессе познания:

Понятие опыта имеет разное значение:

опыт (эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент;

опыт – мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.

Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.

Понятие познания и его цели

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Субъектом познания может выступать как отдельный индивид, так и коллектив, класс, общество в целом.
Объектом знания может выступать вся объективная реальность, а предметом познания – только ее часть или область, непосредственно включенная в сам процесс познания.

– обнаружение необходимых, существенных, повторяющихся связей, с целью открытия законов и закономерностей природных и социальных процессов и формирования научных теорий. Различают две цели познания: непосредственная (прямая) и опосредованная (косвенная). Непосредственная цель познания – достижение истины, истинного знания об объекте (теоретическая цель). Опосредованная цель познания – применение полученного знания в практической деятельности

Познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.

В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека.

1. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление.

2. Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения.

3. Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства.


Критерии истины

В философии, вслед за Аристотелем, под истиной понимается соответствие между определенными знаниями и реальностью. То есть истиной является знание, которое адекватно (достоверно, правдиво) отражает действительность. Неверное, иллюзорное или ложное знание называют заблуждением.

В диалектико-материалистической философии истина рассматривается объективной по содержанию, но субъективной по своей форме. Истина объективна потому, что знание отражает независимую от человека реальность, а субъективна в силу того, что знание является результатом активной познавательной деятельности человека.

Представители объективного идеализма абсолютизируют и даже обожествляют истину, вынося её в сверхъестественный (трансцендентный) мир.

Субъективные идеалисты, наоборот, отрицают объективную сторону истины, рассматривая её как внутреннее свойство субъекта.

Абсолютная истина – это исчерпывающее, достоверное знание о реальности, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся также истины факта (вечные истины).

Относительная истина – это неполное, неточное знание. Каждая относительная истина содержат в себе долю абсолютной и представляет собой определенный этап в процессе приближения к абсолютной истине.

Критериями истины (истинности знаний) являются:

1. Чувственный критерий – наблюдаемость того, о чем утверждается в содержании знания.

2. Логический критерий – связан с требованием непротиворечивости содержания знаний.

3. Практика (понимаемая как преобразование реальности), которая позволяет достаточно глубоко подтвердить или опровергнуть степень истинности знаний.

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

· Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

· Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Стоит сказать, для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

· В марксизме критерием истины будет практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

· Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины будет всеобщее согласие по поводу утверждений. К примеру, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Нек. ые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, по. му говорят о неклассической (. енно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины..

Основные концепции истины

Концепция истины Определение истины Критерий истины
Классическая Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость
Когерентная Истина есть согласованность знаний Согласованность с общей системой знаний
Прагматическая Истина есть практически полезное знание Эффективность, практика
Конвенциональная Истина есть соглашение Всеобщее согласие

Познание и практика

Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);

логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения).

Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.

Важнейшие формы практики:

– материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);

научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).

Основные функции практики в процессе познания:

Понятие опыта имеет разное значение:

опыт (эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент;

опыт – мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.

Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.

Понятие познания и его цели

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой.

Субъектом познания может выступать как отдельный индивид, так и коллектив, класс, общество в целом.
Объектом знания может выступать вся объективная реальность, а предметом познания – только ее часть или область, непосредственно включенная в сам процесс познания.

– обнаружение необходимых, существенных, повторяющихся связей, с целью открытия законов и закономерностей природных и социальных процессов и формирования научных теорий. Различают две цели познания: непосредственная (прямая) и опосредованная (косвенная). Непосредственная цель познания – достижение истины, истинного знания об объекте (теоретическая цель). Опосредованная цель познания – применение полученного знания в практической деятельности

Познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием.

Познание самого человека и общества обуславливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии.

В познании большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Также возрастающую роль в познании играют воображение, внимание, память, сообразительность, эмоции, воля и другие способности человека.

1. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. К основным формам чувственного познания относятся: ощущение, восприятие и представление.

2. Рациональное познание опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех формах: понятия, суждения, умозаключения.

3. Интуитивное познание основывается на том, что внезапное решение, истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне, без предварительного логического доказательства.

Потребность в теоретическом определении системы отношения "универсум — человек" появилась с той самой минуты, как возникло осознание себя цивилизованным человечеством. Поэтому история философии представляет базовые направления: материализм, идеализм, их школы и течения

Материализм

Представителями материализма были Гераклит, Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основу универсума положено материальное начало. Под материальным началом понимается воздух, огонь, вода, атом, материал, алейрон и природа в целом.

Человек является порождением закономерно развивающейся материи. Он характеризуется субстанциальностью и атрибутивностью, наличием сознания. Основу сущего представляют материальные, а не духовные явления. Сознание человека определяет его бытие, а его мышление развивается под влиянием образа жизни.

Идеализм

Школа идеализма представлена такими философами и мыслителями как Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский.

Основу универсума составляет духовное начало – мировая воля, Бог, идея, дух. Порождением некого духовного начала является человек. Весь предметный мир берет свое начало от объективного (мирового духа, Бога) или субъективного (Человека) духа, разума, сознания, чувства. Бытие может определять сознание. Образ жизни человека зависит от его мышления. .

Дуализм

К представителям дуализма относятся Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс.

Дуализм является устойчивым философским течением. Основу универсума составляют два самостоятельных начала: духовное и материальное, сознание и материя.

Их существование характеризуется одновременностью, параллельностью и независимостью друг от друга. Тело независимо от духа, а дух, соответственно, от тела. Нервные процессы мозга и психика существуют параллельно, как мозг и субстрат сознания.

Диалектизм

В ряд тех, кто придерживался диалектизма входили такие философы как Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс.

Основным принципом диалектики являлось утверждение того, что в универсуме и в человеке все проходит развитие по законам, где взаимодействуют противоположности, а количественные изменения переходят в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.

Диалектика также делится на два философских подхода: материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).

Метафизика

К представителям течения метафизики относятся П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс.

Сторонники данного подхода утверждали, что универсум и человек статичны, устойчивы и постоянны (догматизм), в тоже время, они изменчивы, и нет ничего постоянного (релятивизм).

Эклектизм

Течение эклектизма представлено такими мыслителями как Потамон, У. Джеймс.

Согласно эклектизму, универсум и человек постоянны и изменчивы, в них есть относительное и абсолютное, поэтому ничего конкретного о состоянии объекта, системы сказать нельзя.

Гностицизм

Гностиками являлись те философы, которые признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир.

Этими представителями были Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.

Агностицизм

Агностиками являлись Д. Юм, И. Кант, Э. Мах.

Ими отрицалась возможность человека познать мир. Они сомневались в том, что человеческое сознание может адекватно отразить мир. Мир, по их мнению, в целом непознаваем, или он непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности.

Скептицизм

Скептиками Секстом Эмпириком и Д. Юмом утверждалось то, что нет однозначного ответа на вопрос "о познаваемости мира". Существование ответа на данный вопрос отрицалось потому, что есть явления, которые были уже познаны, и существуют те, которые еще не познали, есть явления загадочные, таинственные, есть "мировые загадки".

Поэтому мир может быть познаваем и непознаваем одновременно. Эта группа философов постоянно сомневаются и в том и другом.

Монизм

Монистами являлись такие знаменитые философы как Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах.

По их мнению, единый принцип мог объяснить мир, универсум и человека. Этот принцип составлял основу из материального или идеального. Вся система философии должна иметь структуру из общего основания.

Позитивизм

К течению позитивистов относились О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.

Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм составляют целую сциентистскую эпоху. Она отражала идеи, которые означали, что все подлинное, позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук.

Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.

Феноменологизм

К течению феноменологизм относятся такие ее сторонники как Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти.

Они придерживались субъективно-идеалистической позиции в системе "универсум — человек": "нет объекта без субъекта". Основой философской системы являет интенциональность" сознания. Важное значение имеет направленность сознания на объект. В противопоставление философии, как науке о "чистых сущностях" (эйдетика), выступает познание реальных фактов.

Экзистенциализм

Философами-экзистенциалистами являлись К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев.

В экзистенциализме существует двойственная оценка системы "универсум — человек": религиозная и атеистическая. Их сходство заключается в постижении бытия. Для этих систем бытие является нерасчлененная целостность субъекта и объекта.

Бытие в экзистенциализме представлено как экзистенция – непосредственно данное человечеству существование. Конечная точка бытия человека является его смерть.

Судьба определяет время жизни, она существует неразрывно с сущностью экзистенции. Сущность экзистенции включает рождение, смерть, любовь, отчаяние, деяние и раскаянье.

Герменевтика

Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.

Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.

Персонализм

Среди представителей персоналистов были русские, немецкие, французские, американские мыслители и философы.

Через приоритет человека в философском осмыслении действительности ведущее место занимала система "универсум — человек". Главное место занимала личность в ее определенных проявлениях — суждениях и действиях.

Базовой онтологической категорией являлась личность, персона. Она выступала как основное проявление бытия, где волевая активность, деятельность соединялись вместе с непрерывностью существования. Истоки личности зачинались не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале.

Идеи персонализма развивали Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Козлов, Д. де Ружмон, М. Шелер, Э. Мунье, Ф. Якоби, П. Лендсберг.

Структурализм

В группу структуралистов входили такие ученые как К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман.

Универсум и человека воспринимаются ими по-своему. Выявление структуры предполагает особенности их мировосприятия. В этом случае структура выступает как совокупность отношений между элементами целого. При любых изменениях целое сохраняет свою устойчивость.

По их мнению, структуралистов, науку о человеке невозможно представить без абстрагирования от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.

Читайте также: