Почему живой организм следует считать целостной и открытой системой кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока. Организм – целостная саморегулирующаяся система

Цель: знать, что организм – живая система, состоящая из взаимосвязанных клеток, тканей, органов и систем органов; принцип саморегуляции, свойства организма как живой системы. Уметь объяснить, почему живой организм следует считать целостной и открытой системой, в чём состоит принцип саморегуляции, что определяет поведение организма.

Образовательные:

сформировать знания об организме, как живой системе;

раскрыть значение принципа саморегуляции и поведения для жизнедеятельности организма.

Развивающие:

продолжить формирование познавательной активности учащихся, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, развивать интерес к изучаемому предмету, умение работать индивидуально и в парах, оценивать результаты своего труда.

развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, услышанное, делать краткие записи, работать со словарём, представлять основные мысли в виде схем);

развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, чётко, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

Воспитательные:

воспитывать чувство ответственности, заинтересованного отношения к учебе, формировать артистические способности у учащихся, расширить их кругозор;

воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра дополнительного материала на электронном носителе, выполнения заданий;

воспитывать критическую и объективную самооценку знаний; значение полученных знаний для сохранения здоровья.

Базовые понятия и термины: саморегуляция, гомеостаз, саморегулирующаяся система.

Крылатые выражения:

(Оноре де Бальзак).

Познакомьтесь с новыми понятиями и терминами урока. Как выдумаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какую систему органов мы начнём изучать?

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Какое строение имеет клетка животного?

Что понимают под нервной и гуморальной регуляцией?

Чем безусловные рефлексы отличаются от условных?

Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

Что бы вы хотели узнать?

Для чего вам это нужно знать?

Дети формулируют сами тему и цель урока, определив границы знания и незнания.

Учитель на доске пишет тему урока.

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (предлагают работу в группах с текстом и рисунками учебника, электронным приложением к учебнику, презентацией, составляют план урока).

1.Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.

2. Связь организма с внешней средой.

3. Организм – саморегулирующаяся система.

4. Удовлетворение потребностей – основа поведения организма.

Учитель . Предлагает работу с учебником.

Задание. На с. 14 учебника прочитайте название параграфа и определите обязательное домашнее задание, в соответствии с изучаемой темой урока.

Запись домашнего задания в дневники учащихся: изучить § 3 учебника (с.14 – 15).

Организационный момент.

Изучение нового материала в соответствии с планом урока.

Групповая работа.

Прочитать раздел «Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме § 3 (с. 14), составить план ответа, раскрыть пункты плана.

Физкультминутка.

Закрепление знаний по вопросам тренажёра электронного приложения к учебнику.

Потребление пищи, выделение отходов, возможно только в открытой системе.

Потому, что в организме происходит превращение веществ,. а открытая потому, что происходит обмен веществом и энергией с окружающей средой

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Тема урока. Организм – целостная саморегулирующаяся система

Цель: знать, что организм – живая система, состоящая из взаимосвязанных клеток, тканей, органов и систем органов; принцип саморегуляции, свойства организма как живой системы. Уметь объяснить, почему живой организм следует считать целостной и открытой системой, в чём состоит принцип саморегуляции, что определяет поведение организма.

Задачи. Образовательные:

  • сформировать знания об организме, как живой системе;
  • раскрыть значение принципа саморегуляции и поведения для жизнедеятельности организма.

Развивающие:

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, заинтересованного отношения к учебе, формировать артистические способности у учащихся, расширить их кругозор;
  • воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра дополнительного материала на электронном носителе, выполнения заданий;
  • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний; значение полученных знаний для сохранения здоровья.

Базовые понятия и термины: саморегуляция, гомеостаз, саморегулирующаяся система.

Крылатые выражения:

(Оноре де Бальзак).

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

III. Изучение нового материала в соответствии с планом урока.

• Почему живой организм следует считать целостной и открытой системой?

Ответ. Организм – целостная биологическая система, состоящая из взаимосвязанных клеток, тканей, органов, систем органов. Строение каждого компонента соответствует выполняемым функциям. Живой организм — это сложная система, состоящая из взаимосвязанных органов и тканей. Также живой организм — это открытая система. Для открытых систем характерен обмен чем-либо с внешней для них средой. Это может быть обмен веществом, энергией, информацией. И всем этим живые организмы обмениваются с внешним для них миром.

Энергия поглощается живыми организмами в одной форме (растениями - в виде солнечного излучения, животными - в химических связях органических соединений), а выделяется в окружающую среду в другой (тепловой). Так как организм получает извне энергию и выделяет ее, то он является открытой системой.

У гетеротрофных организмов энергия поглощается вместе с веществами (в которых она заключена) в результате питания. Далее в процессе метаболизма (обмена веществ внутри организма) одни вещества расщепляются, а другие синтезируются. При химических реакциях выделяется энергия (идущая на различные процессы жизнедеятельности) и поглощается энергия (идущая на синтез необходимых органических веществ). Ненужные организму вещества и образовавшаяся тепловая энергия (которую уже нельзя использовать) выделяются в окружающую среду.

Автотрофы (в основном растения) поглощают в качестве энергии световые лучи в определенном диапазоне, а в качестве исходных веществ ими поглощается вода, углекислый газ, различные минеральные соли, кислород. Используя энергию и эти минеральные вещества, растения в результате процесса фотосинтеза осуществляют первичный синтез органических веществ. При этом лучистая энергия сохраняется в химических связях. У растений нет выделительной системы. Однако они выделяют вещества своей поверхностью (газы), сбрасывая листву (удаляются вредные органические и минеральные вещества) и др. Таким образом, растения как живые организмы тоже являются открытыми системами. Они выделяют и поглощают вещества.

Живые организмы живут в характерной для них среде обитания. При этом, чтобы выжить, они должны приспосабливаться к среде, реагировать не ее изменения, искать пищу и избегать угрозу. В результате в процессе эволюции у животных выработались специальные рецепторы, органы чувств, нервная система, которые позволяют получать из внешней среды информацию, обрабатывать ее и реагировать, т. е. воздействовать на среду. Таким образом, можно сказать, что у организмов происходит обмен информацией с внешней обитания. То есть организм — открытая информационная система.

Растения тоже реагируют на воздействия внешней среды (например, закрывают устьица на солнце, поворачивают листья к свету и др.). У растений, примитивных животных и грибов регуляция осуществляется только химическим путем (гуморальным). У животных, имеющих нервную систему, имеются оба способа саморегуляции (нервный и с помощью гормонов).

Одноклеточные организмы также являются открытыми системами. Они питаются и выделяют вещества, реагируют на внешние воздействия. Однако в их организме-системе функции органов по сути выполняют клеточные органеллы.

• В чем состоит принцип саморегуляции организма?

Ответ. На протяжении всей жизни организма действует принцип саморегуляции. Он заключается в том, что при изменении относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаза ЦНС рефлекторно, без участия сознания, включает механизмы нервной и гуморальной регуляции. В результате деятельность одной из систем направляется на восстановление константы, например, температуры тела, давления, частоты сердечных сокращений. Если этого оказывается недостаточно, организм включает осознанные поведенческие реакции на базе условных рефлексов. Так, многие животные в жаркую погоду прячутся в тень, в норы, заходят в водоемы.

• Что определяет поведение организма?

Ответ. Поведение организма направлено на получение желаемого результата – удовлетворение потребностей. Биологические потребности (пищевая, защитно-оборонительная, двигательная, половая) у животных и человека обеспечивается за счет безусловных рефлексов. Человек также имеет не только биологические, но и социальные потребности, формирующиеся под влиянием социальной среды в процессе обучения и воспитания. В их основе лежат приобретенные формы поведения – разнообразные условные рефлексы.

Домашнее задание по выбору: На примере любого комнатного растения или любого животного из уголка природы докажите, что это целостный организм, единая система . §3, с.14-15.

Целостной, потому-что живые организмы состоят из множества групп клеток, связанных между собой функциями, а открытой потому-что в мире происходит круговорот веществ в природе, и именно живые организмы принимают в этом непосредственное участие , что и делает их открытыми.

Сосна: длина хвои-5-7 см, темно-зеленого цвета, размер шишки 4-6 см, форма шишки -конусовидная, форма чешуек-трехгранная, плотность -плотная. Ель: длина хвои -1см, темно-зеленого цвета, , размер шишки -10-15 см, форма шишки -продолговатая, форма чешуек -овальная, плотность -не плотная.

Видов малощетинковых червей намного меньше их всего 3 тысячи видов, чем многощетинковых их – около 8 тысяч.Максимальные размеры превышают 3-х метров.Малощетинковые черви обитают преимущественно в грунте, большинство многощетинковых червей предпочитают теплые и соленые водоемы.

Мать. Отец Аах(н)х(с). Аах(н)у Гам. Ах(н). ах(с). Ах(н). ау F1 ААх(н)х(н). Аах(н)у.Аах(н)х(с) аах(с)у Здор ж. Здор м. Здор ж. Боль м

Теория Дарвина доказывает

У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения в семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери

На . влияют . и . факторы.Для. к среде животные вырабатывают. . У одних животных -. -мех толсты и густ

Много витаминов С содержится в: А)семенах бобовых растений; Б)печени; В)плодах шиповника; Г)рабьем жире

Рецепторы кожной чувствительности расположены в: Дерме Сальных железах Подкожной жировой клетке Потовых железах

У зелёной эвглены,в отличии от других простейших животных, имеется:1)органоид движения2)сократительная вакуоль3)цитоплазма4)хлор

Читайте также: