Кто такие ваганты кратко

Обновлено: 04.07.2024

лат. - бродячие) - в средневековой Западной Европе так называли бродячих нищих студентов, нищих клириков, школяров. В XII - ХIII веках в их среде родилась и получила широкое распространение латиноязычная, антиаскетическая, вольнодумная поэзия, которая преследовалась официальной церковью. Творчество вагантов способствовало рождению и распространению в Западной Европе светской тенденции в культуре.

Смотреть что такое ВАГАНТЫ в других словарях:

ВАГАНТЫ

I(= бродячие; clerici vagantes, или vagi) — так назывались по древнему каноническому закону духовные лица, которые, получив рукоположение, в то же врем. смотреть

ВАГАНТЫ

ваганты мн. Бродячие актеры - исполнители песен или участники остросатирических представлений (в средние века в странах Западной Европы).

ВАГАНТЫ

Ваганты (от лат. vagari — странствовать, бродяжничать) — собственно "перехожие люди", а в специальном значении "странствующие студенты" (vagi scholares), составлявшие, с XI века, вплоть до Революции, как бы особое подвижное сословие или братство во Франции, Германии, Англии и, отчасти, в Италии. Подчиняясь общему духу времени, вызвавшему такие массовые передвижения, как Крестовые походы, а с другой стороны побуждаемые жаждой знания, средневековые студенты уже рано стали переходить целыми группами из одного города в другой, где процветало изучение той или иной отрасли наук, как, например, богословия в Париже, права в Болонье, медицины в Салерно. В то же время они были создателями и исключительными носителями особого рода литературы. В качестве представителей школьной науки, они приняли за орган этой литературы единственно латинский язык, а формой для произведений их творчества были рифмованные стихи, по образцу латинских церковных гимнов, с которыми у них много общего как по употреблявшимся в тех и других чисто шаблонным образам, речениям и оборотам, так и по разнообразию основанных на тоническом ударении метров. Но по содержанию поэзия вагантов не имела ничего общего с духовными гимнами и прочей назидательной церковной литературой. Ваганты или иначе "голиарды" (от имени признанного ими своим патроном библейского исполина Голиафа, Golias, по одним, или, по другому объяснению, от провансальского gualiador, морочащий других, — кличка, данная им чернью за их непонятную для последней латинскую речь), являются в своих бесчисленных песнях, в известном смысле, провозвестниками возрождения, так как в них выражается беззаветно жизнерадостное, в духе столь знакомых им по школе античных поэтов, воззрение на жизнь и природу. Эта "поэзия голиардов" заключается по преимуществу в песнях застольных (из них-то и выделилось со временем знаменитое "Gaudeamus igitur") и любовных, доходящих иногда до крайнего натурализма, но также и дышащих всей полнотой молодых сил и восторженным чувством красот природы. Как нельзя полнее тип истого голиарда представлен в превосходной по силе и красоте языка "Confessio poetae". Но, с другой стороны, будучи "клириками" (в средние века вся школьная наука находилась в ведении духовенства; оттого это название обнимало и учащуюся молодежь, частью которой являлись и ваганты), последние, при всей распущенности своей бродячей жизни, считали своим долгом и правом радеть о чистоте церкви и о благонравии духовенства, что и выразилось в целом ряде стихотворений, представляющих собой беспощадную сатиру против римской курии, монашества и священников. Зато эта же их близость к церкви привела к особому виду творчества голиардов, принявшего на этот раз преимущественно прозаическую форму — то были пародии на церковные песнопения, молитвы и т. п. Сохранились даже пародии на целую обедню (Missa gulonis) и на Евангелие от Марка (Evang. secundum Marcam argentis). Наоборот, в том же качестве "ученых людей" (viri literati), ваганты с пренебрежением относились к мирянам, равно как и к слагавшейся для последних на народных языках поэзии труверов, трубадуров и миннезингеров, так что насколько стихотворения голиардов богаты реминисценциями из древне-классического мира, настолько же бедны образами и именами из народного эпоса. Их поэзия, резко отличаясь от феодально-придворной поэзии трубадуров и миннезингеров отсутствием присущих последним условности и сентиментальности, сходится, напротив, с чисто народной поэзией, кроме непосредственности чувства и способа выражения, еще и в том, что как имена первых авторов собственно народных песен обыкновенно не сохраняются для потомства, так и авторы огромного большинства латинских песен вагантов совершенно неизвестны. Исключения незначительны; к их числу относится, например, Готье из Лилля (второй половины XII века), в числе прочих стихотворений написавший считающееся образцом голиардовской сатиры "Contra ecclesiasticos juxta visionem apocalypsis"; так называемый Archipo ë ta того же времени, живший в Павии, автор упомянутой уже "Confessio poetae"; Вальтер Мап (Walter Map), XIII века, в Англии, которому несправедливо приписывается чрезмерное количество голиардских стихотворений. Упоминаемые уже с XI века, ваганты процветают главным образом с середины XII до конца XIII столетия, когда они, благодаря все большей распущенности их образа жизни, вооружают, наконец, против себя и школу, и церковь, причем постановления церковных соборов по отношению к ним становятся все строже и строже. В XIV-XV вв. голиарды уже приравниваются к столь презираемым ими прежде жонглерам, с которыми теперь им, по утрате своей популярности, все чаще и чаще приходится, в борьбе за существование, вести конкуренцию, так что они оказываются вынужденными даже отказаться от заветной латыни, сочиняя свои песни уже на народном диалекте, лишь с редкими вставками латинских выражений, как последнее средство отличить себя от плебейских жонглеров. В эпоху Реформации ваганты или голиарды окончательно сливаются с так называемыми вакхантами, шарлатанами, наемными стрелками и всяким сбродом (vagabundi). Ср. "Carmina Burana", изд. Schmeller‘ом (в "Biblioth. d. litter. Vereins in Stuttgart", т. 16); Du Meril, "Po ésies populaires du M. â ge"; Th. Wright, "Latin Poems commonly attributed to Walter Mapes"; O. Hubatsch, "Die lateinischen Vagantenlieder" (1870); Ad. Bartoli, "L‘evoluzioue del Rivascimento" (1875, в "Publicaz. del R. Isti tuto"). И. Болдаков.

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ(лат. vagantes, от vagari - скитаться). С XII в. так назывались странствующие певцы, которые латинскими стихами воспевали любовь, вино и другие . смотреть

ВАГАНТЫ

(позднелат. vagantes - бродяги, от лат. vagor - брожу), голиарды (франц. goliards, возможно, от лат. gula - глотка), - в ср. века в нек-рых странах Зап. смотреть

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ

ВАГА́НТЫ (от лат. vagantes — бродячие; назывались также голиардами), бродячие клирики в Германии, Франции, Англии и Северной Италии XI—XIII вв., слагавшие вольнодумные стихи на латинском языке сатирического и гедонистического характера; с развитием городов и ростом университетов — странствующие студенты и школяры. В стихах В. встречаются отзвуки античной поэзии и народной песни. Направленная против папы и духовенства, сатира В. часто выливалась в пародию на культовые церковные тексты. Не мирясь с аскетической моралью феодализма, в застольных и любовных песнях прославляли земные радости. Наибольшего расцвета творчество В. достигло в XII—XIII вв. Подвергались преследованию со стороны церкви. С XIV в., с созданием национальных государств и падением роли университетов как международных центров образования, В. теряют свое значение.

Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов, М., 1974;

Поэзия вагантов, М., 1975.

ВАГАНТЫ

Ваганты (лат. vagantes – бродячие) – в средневековой Западной Европе бродячие студенты, представители низшего духовенства, школяры. XII–XIII вв. – р. смотреть

ВАГАНТЫ

(от лат. vagantes — бродячие люди) — лат. средневековые поэты из числа школяров и клириков, прославлявшие в своих произведениях земные радости. Из заст. смотреть

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ

Ваганты (также называются голиарды) — бродячие клирики, странствующие студенты и школяры в Германии, Франции, Англии и Северной Италии в 11—13 вв. Ваганты слагали вольнодумные стихи на латинском языке, направленные против папства и духовенства. Помимо стихов сатирического характера слагали лирические стихи, прославлявшие удовольствия и радости жизни (вино, любовь, азартные игры и т.п.).
. смотреть

ВАГАНТЫ

(лат. vagantes - бродячие) - ср.-век. странствующие поэты и певцы в странах Зап. Европы; преим. разжалованные священники, недоучившиеся семинар. смотреть

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ (от лат . vagantes - бродячие) (голиарды), в средневековой Зап. Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры - исполнители пародийных, любовных, застольных песен. 12-13 вв. - время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью.

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ (от лат. vagantes - бродячие) (голиарды) - в средневековой Зап. Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры - исполнители пародийных, любовных, застольных песен. 12-13 вв. - время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью.
. смотреть

ВАГАНТЫ

- (от лат. vagantes - бродячие) (голиарды) - в средневековой Зап.Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры - исполнителипародийных, любовных, застольных песен. 12-13 вв. - время расцветавольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, восновном песенной. Преследовались официальной церковью. смотреть

ВАГАНТЫ

бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры — исполнители пародийных, застольных, любовных песенок а Западной Европе XII—XIII вв. во время развития вольнодумной антиаскетической, антицерковной литературы В., а основном песенной. Преследовались официальной церковью. смотреть

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ мн. Бродячие актеры - исполнители песен или участники остросатирических представлений (в средние века в странах Западной Европы).

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ

ВАГАНТЫ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ)

Ваганты (дополнение к статье) (= бродячие; clerici vagantes, или vagi) — так назывались по древнему каноническому закону духовные лица, которые, получив рукоположение, в то же время не получали определенной должности и вследствие этого бродили в поисках за работой. Законы против таких лиц издавались уже в IV и V веках; собор халкидонский запретил давать "безусловное, или пустое посвящение" (ordinatio absoluta sive vaga) без всякого titulus ordinationis, т. е. общее рукоположение, без соответствующей должности. Тем не менее В. скоро опять появляются, особенно в странах, в которых введение христианства еще не закончилось, или по соседству с ними. Нередко В. добивались рукоположения с помощью симонии и пользовались им, как своего рода средством промышленности. Они нанимались к епископам или священникам, пользовавшимся бенефициями, и несли их труд за известное вознаграждение, поступали на службу к какому-нибудь богатому господину или вельможе в качестве частных домовых священников, соединяя вместе с этим положением и много других второстепенных дел; иногда делались просто бродягами. В Каролингский период жалобы на них сделались весьма многочисленны; Карл Великий дважды возобновлял запрещение против "бродячего рукоположения" (ordinatio vaga). В IX столетии несколько соборов постановляли правила против В.; многие епископы ревностно боролись с этим злом, напр. Агобард лионский ("De privilegio et iure sacerdotii") и Годегард гильдесгеймский. В XII в. еще встречаются жалобы на эту безурядицу. Наконец, было постановлено, что если епископ рукоположит священника, не давая ому определенного места или должности, то должен содержать его на свой собственный счет, пока ему не дано будет определенной должности. Это правило подтверждено было собором тридентским, и римско-католическая церковь почти вполне освободилась от безместного духовенства. В соответствие западным В., у нас были так называемые крестцовые попы.

ВАГАНТЫ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ)

(= бродячие; clerici vagantes, или vagi) — так назывались по древнему каноническому закону духовные лица, которые, получив рукоположение, в то же время не получали определенной должности и вследствие этого бродили в поисках за работой. Законы против таких лиц издавались уже в IV и V веках; собор халкидонский запретил давать "безусловное, или пустое посвящение" (ordinatio absoluta sive vaga) без всякого titulus ordinationis, т. е. общее рукоположение, без соответствующей должности. Тем не менее В. скоро опять появляются, особенно в странах, в которых введение христианства еще не закончилось, или по соседству с ними. Нередко В. добивались рукоположения с помощью симонии и пользовались им, как своего рода средством промышленности.Они нанимались к епископам или священникам, пользовавшимся бенефициями, и несли их труд за известное вознаграждение, поступали на службу к какому-нибудь богатому господину или вельможе в качестве частных домовых священников, соединяя вместе с этим положением и много других второстепенных дел; иногда делались просто бродягами. В Каролингский период жалобы на них сделались весьма многочисленны; Карл Великий дважды возобновлял запрещение против "бродячего рукоположения" (ordinatio vaga). В IX столетии несколько соборов постановляли правила против В.; многие епископы ревностно боролись с этим злом, напр. Агобард лионский ("De privilegio et iure sacerdotii") и Годегард гильдесгеймский. В XII в. еще встречаются жалобы на эту безурядицу. Наконец, было постановлено, что если епископ рукоположит священника, не давая ому определенного места или должности, то должен содержать его на свой собственный счет, пока ему не дано будет определенной должности. Это правило подтверждено было собором тридентским, и римско-католическая церковь почти вполне освободилась от безместного духовенства. В соответствие западным В., у нас были так называемые крестцовые попы.
. смотреть

ВАГАНТЫ (ОТ ЛАТ . VAGANTES БРОДЯЧИЕ) (ГОЛИАРДЫ)

ВАГАНТЫ (от лат . vagantes - бродячие) (голиарды), в средневековой Зап. Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры - исполнители пародийных, любовных, застольных песен. 12-13 вв. - время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью. смотреть

ВАГАНТЫ (ОТ ЛАТ. VAGANTES БРОДЯЧИЕ) (ГОЛИАРДЫ)

ВАГАНТЫ (от лат. vagantes - бродячие) (голиарды), в средневековой Зап. Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры - исполнители пародийных, любовных, застольных песен. 12-13 вв. - время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью. смотреть

В широком употреблении слова в понятие вагантов войдут такие социально разнородные и неопределённые группы, как французские поэтов, пользовавшихся в своём творчестве исключительно, или во всяким случае преимущественно, латинским языком — международным сословным языком духовенства. Первыми вагантами и были церковной должности; со временем ваганты стали пополняться школьными университета в другой. Лишь позднее — уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов — в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского.

Социальным составом этой группы определяются и формы и содержание поэзии вагантов. В формах своей лирической и каролингской эпохи, в которой в разрозненном виде представлены все элементы вагантской формы ( лексика, стилистические украшения), а через неё — с латинской поэзией раннего христианства и античного мира. Для любовной лирики вагантов особенно велико значение мифологических аксессуарах ( казуистики любви (conflictus, certamen).

Ваганты все время своего существования подвергаются преследованиям государства; в XVI веке они, сближаясь с бродячими профессионалами- Италии, где ваганты засвидетельствованы) и на востоке Европы имели место только запоздалые зачатки движения вагантов.


Содержание

История

Влияние античной поэзии сказывается не только в мифологических аксессуарах (Венера, амур, Купидоны, иногда даже нимфы и сатиры), которыми ваганты любили украшать свои произведения, и в именах действующих лиц (Флора, Филлида и т. п.), но и в концепции любви и образе возлюбленной, совершенно лишённых столь типичных для куртуазной лирики реминисценций феодальных отношений (куртуазное служение даме) и проникнутых чисто земной радостью плотского наслаждения; характерно, что описание нагого тела (интересна мотивировка в одной из песен — подсмотренное купанье) более свойственно вагантской поэзии, чем лирике трубадуров и миннезингеров (см. Вальтер фон дер Фогельвейде).

Ваганты используют в своей сатире элементы религиозной литературы, — они пародируют её основные формы (видение, гимн, секвенция и т. д.), доходят до пародирования литургии и Евангелия.

Интересные факты

Библиография

См. также

Примечания

Ссылки

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как автор — Р. Ш. — умер в 1939 году.

ваганты средневековая поэзия гедонизм отвратительные мужики disgusting men

До Шекспира, Гете и Шелли жили ваганты — средневековые поэты, вышедшие из стен церкви и воспевавшие вино и распутство. Эти образованные мужи, учившие Священное Писание, любили бродяжничать больше, чем сидеть в келье, предпочитали хмель книгам, а женщин находили куда привлекательнее скучных псалмов. Их ненавидела церковь, им угрожали рыцари, а они знай да распевай свои похабные песни назло всем врагам. Их памфлеты полны житейской мудрости, которая не растеряла проницательной иронии и по сей день. Мы расскажем о священнослужителях, ставших лучшими менестрелями в Темные века.

Ваганты — не просто бродяги и пьяницы.
Они — бродяги и пьяницы с высшим образованием

ваганты средневековая поэзия гедонизм отвратительные мужики disgusting men

ваганты средневековая поэзия гедонизм отвратительные мужики disgusting men

Что б сидеть мне взаперти?
Что б заняться делом?
Нет! К трактирщикам бегу
Или к виноделам.
Сидя в кресле, на заду
Натирать мозоли?!
О, избавь меня, господь,
От подобной роли!

О том, кем был Архиипита мы знаем исключительно из его стихов, но вот о другом поэте XII века, Вальтере Шатильонском, известно чуть больше. Этот стихоплет учился в Парижском университете, служил у английского короля Генриха II, путешествовал по Италии и вернулся под конец жизни обратно во Францию. Попутно он написал огромный, хоть и историческии недостоверный труд об Александре Македонском и еще ворох похабных стишков, которые позже попали в самый большой сборник произведений вагантов Carmina Burana.

Церковники не переносили их на дух

ваганты средневековая поэзия гедонизм отвратительные мужики disgusting men

Естественно, священнослужители осуждали такое поведение подопечных. Они ругали их, стыдили, призывали в свидетели Господа, но все было тщетно. Юноши, никого не слушая, блудили дальше.

Богословы в ответ хмурили брови и выводили из-под пера очередное гневное письмо, вроде этого:

Стены ходят ходуном,
Пробки – вон из бочек!
Хорошо запить вином
Лакомый кусочек!
Жизнь на свете хороша,
Коль душа свободна,
А свободная душа Господу угодна.
Не прогневайся, Господь!
Это справедливо,
Чтобы немощную плоть
Укрепляло пиво.

Противостояние вагантов и церкви разгоралось все сильнее, перерастая из яркого костра в бушующий пожар. Обвиняемые во всех смертных грехах поэты не понаслышке знали о разлагающемся институте церкви, а потому пользовались своим положением, чтобы рассказать об этом каждому встречному пройдохе.

ваганты средневековая поэзия гедонизм отвратительные мужики disgusting men

Пьянствуя, лакомясь сладкими блюдами,
Стали отцы пресвятые Иудами!
Паства без пастыря бродит во тьме,
Ибо у пастыря блуд на уме!
О, наглецы, на людей непохожие!
Мир обезумел от скверны безбожия и,
Надругаясь над святостью месс,
В душах безбожных беснуется бес!
Так преступленье вершится великое!
Папство глумится над вышним владыкою!
Лжепроповедников злые уста
Дважды и трижды распяли Христа!
Что им Господь? Что Святая им Троица?
Лишь бы схитрить да получше устроиться,
Все христианство погрязло в грехах
Из-за того, что творится в верхах.

При этом непонятно, то ли они не замечали собственных пороков, то ли считали, что коль сами опустились так низко, то имеют право стыдить остальных. Священники настолько невзлюбили эти стихи, что даже созывали синоды, на которых непрестанно обсуждали, как прекратить грубые насмешки над собой. Дошло до того, что в некоторых городах вагантов объявили вне закона, естественно, не без помощи церкви.

Ваганты терпеть не могли рыцарей, а рыцари — вагантов

ваганты средневековая поэзия гедонизм отвратительные мужики disgusting men

Священники были не единственными противниками поэтов. Особенно рьяно студенты противопоставляли себя рыцарям — неотесанным мужланам, выпячивающим свои блестящие доспехи напоказ. Рыцари, как правило, имели немалое состояние и ухаживали за девицами звонкой монетой — тем, что бродячие музыканты себе позволить не могли. Зато они умели так ловко высмеять соперников, что у девушек, слушавших их песни, не возникало сомнений в том, чьи подвиги в постели значительнее.

Меж подружками и впрямь
Спор возник горячий.
Озадачили себя
Девушки задачей:
Кто искуснее в любви,
Награжден удачей —
Рыцарь, воин удалой,
Иль школяр бродячий?
Да, нелегкий задают
Девушки вопросец
(он пожалуй бы смутил и порфироносиц), —
Две морщинки пролегли
Возле переносиц;
Кто желаннее: студент
Или крестоносец?
Проку я не вижу в том,
Что твой рыцарь тощий
Удивительно похож
На живые мощи.
В изможденных телесах
Нет любовной мощи.
Так что глупо с ним ходить
Вглубь зеленой рощи.

Они были развратниками и романтиками одновременно

ваганты средневековая поэзия гедонизм отвратительные мужики disgusting men

Ваганты на обложке кантаты немецкого композитора Карла Орфа

На заре пастушка шла
Берегом, вдоль речки.
Птицы пели. Жизнь цвела.
Блеяли овечки.
Паствой резвою своей
Правила пастушка,
И покорно шли за ней
Козлик да телушка.
Вдруг навстречу ей — школяр,
Юный оборванец.
У пастушки, как пожар,
На лице румянец.
Платье девушка сняла,
К школяру прижалась.
Птицы пели. Жизнь цвела.
Стадо разбежалось.

Ах, куда вы скрылись, где вы,
Добродетельные девы?
Или вы давным-давно
Скопом канули на дно?!
Может, вы держались стойко,
Но всесветная попойка,
Наших дней распутный дух
Превратил вас в грязных шлюх?!

Поэт, лаская потаскуху,
Учти: у Фрины сердце глухо.
Она тебе отдаст свой жар
Лишь за солидный гонорар.
Когда ж на стол монету бросишь,
Получишь все, о чем ты просишь.
Но вскоре тварь поднимет крик,
Что ты, мол, чересчур велик,
А заплатил постыдно мало,
И вообще она устала…

Сравнивали ли себя ваганты с другими поэтами средневековья, таким как шпильманы и миннезингеры, — неизвестно, но многие историки подчеркивают эту разницу, так как только ваганты из всей братии бродячих артистов имели высшее образование и сочиняли больше для развлечения, чем для заработка. Несмотря на противоречивый характер их движения, оно оставило немалый след в истории и выстроилось мостом между античной высокой поэзией и полными драматизма трагедиями Шекспира.

Читайте также: