Как вы считаете предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет хаммурапи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?

Царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее. Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны и выглядят достаточно справедливо в наше время (за исключением пожалуй смертной казни почти по любому поводу).

Свод законов царя Хаммурапи является одним из древнейших источников правовой культуры. Законы эти были созданы предположительно в XVIII в. до н. э. в Вавилоне, и многие десятилетия регулировали правовую жизнь шумерского общества.
Обнаружены они были в далеком 1901 году французскими археологами, и по сей день находятся в Лувре. Сохранились законы почти полностью благодаря тому, что были высечены на большом базальтовом столбе.

Условно законы Хаммурапи можно разделить на три категории:
1.Уголовные
2.Административные
3.Гражданские

Для удобства анализа ученые выделили в своде 282 статьи. С точки зрения современного правоведения законы эти несовершенны, т. к. не имеют общих принципов и системы изложения, а также не отражают всей полноты возможных правонарушений. Но, несомненно, кодекс Хаммурапи явился огромным достижением в сфере правового регулирования жизни и укрепления государственности.
Рассуждать на тему справедливости законов Хаммурапи достаточно проблематично. По меркам современного европейца были они очень жесткими и во многом несправедливыми. Но с точки зрения жителей древнего Вавилона соблюдение их было абсолютно естественным.

Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы:
1.Авилум – полноправные граждане.
2.Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.
3.Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев.

Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину.

Но в первую очередь, законы Хаммурапи защищали интересы самого царя, ибо он признавался главным распорядителем всей земли в государстве, а порча царского имущества всегда влекла за собой смерть правонарушителя.

Вообще же, смертная казнь в различных вариантах согласно кодексу Хаммурапи была основным видом наказания. Судопроизводство определялось принципом талиона (око за око). Такие законы достаточно кровавы, но зато действенны:
•За укрывательство беглого раба – смерть
•За мародерство – смерть
•Прелюбодеяние карается смертью
•За лжесвидетельство в суде – смерть
•Ограбление влечет наказание – смерть и т. п.

Можно сказать, что они справедливы и несправедливы одновременно. Одно ясно наверняка: законы Хаммурапи дали мощный толчок для развития мировой судебной системы.

Законы вавилонского царя Хаммурапи. Наказания.
Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет?


Законы Хаммурапи могут показаться жестокими по нашим временам, но для того общества это были позитивные законы, способствовавшие упорядочиванию общества. В этих законах отразились типичные реалии древнего общества, в котором бытовали такие преступления, как похищение детей, и в то же время в них отражены патриархальные нравы морали тех времён. Подытоживая это, заключим, что судить о законах Хаммурапи следует только с позиций древнего человека и его мировоззрения, современная гуманность к ним неприменима.

Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XVII - первой трети XVIII вв.: Казахстан в XVII в. был поли­тически раздробленной страной. Между казахскими жузами не сложилось устойчивых экономических и политических связей. Особенно слабы были связи Младшего и Среднего жузов со Старшим.

Экономическая отсталость Казахского ханства, господство натурального хозяйства, отсутствие внутреннего рынка, упадок городов на юге Казахстана - все это обуславливало невозможность объединения казахских земель в централизованное госу­дарство, преодоления раздробленности.

Хан Есим на какое-то время вынужден был смириться с действиями Турсун-хана и даже предпринять вместе с ним не­сколько походов, направленных против мятежного казахского султана Абулая. Отношения двух казахских ханов между тем постепенно обострялись и доходили до военных столкновений. Вражда двух ханов окончилась гибелью Турсун-Мухаммада от руки Есим-хана.

После Есим-хана положение Казахского ханства еще более ухудшилось, ширились феодальные усобицы, джунгары на время захватили часть Семиречья, подчинив кочевавших здесь казахов и киргизов. Хотя бухарские войска заняли Ташкент и теснили казахов, одному из казахских ханов Джангиру удалось убедить бухарского правителя в необходимости военного сою­за для борьбы с джунгарами. Большую часть своей жизни Джангир был занят отражением набегов джунгаров, в ходе борьбы с которыми он погиб.

В 1680 г, престол ханства перешел к сыну Джангира, хану Тауке (1680 - 1718). Новый хан стремился укрепить свою власть с помощью такой социальной опоры, как бии, составлявшие значительную группы феодального класса. Окружив себя биями, Тауке повел борьбу против старой именитой знати, которая была носительницей сепаратистских тенденций и открыто выступала против ханской власти.

Хан Тауке примерно в 1987 - 1688 гг. вел переговоры с бухарским ханом Субханкули по поводу Ташкента и даже попы­тался взять город. В Присырдарье ханская власть Тауке была прочной, и Туркестан был его столицей, о которой не раз сооб­щали русские послы в своих донесениях.

Историческое значение деятельности Тауке-хана: Значительная группа казахских феодалов во главе с ханом Тауке была заинтересована как в развитии среднеазиатско-русской торговли, так и в военно-политической поддержке России. Но этому мешала враждебная Тауке группировка казахских феодалов, стремившихся к ослаблению ханской власти.

И все же Тауке продолжал настойчиво добиваться русско-казахского сближения. Только в 1686 - 1693 гг. он отправил в Россию пять посольств с важными дипломатическими поручениями. Несмотря на трудности, мирные отношения между Россией и Казахским ханством в целом сохранялись.

Выступление в 1698 г. Джунгарского хунтайджи Цеван-Рабтана против Тауке положило начало новой полосе вооруженных столкновений между джунгарскими и казахскими феодальными владетелями. С этого времени экспансионистская политика Джунгарии постепенно превратилась в главную опасность для казахского народа, что ускорило сближение Казахского ханства с Россией, которая была единственной серьезной силой, способной поддержать казахский народ и спасти его от порабощения.

Уникальный в своем роде правитель Вавилона Хаммурапи стал автором свода законов. Фактически каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи таблица, изготовленная из глины, расписывала детально. Ведь именно на таких глиняных табличках были изданы статьи предписаний. В XVIII веке до н. э. появился памятник истории - законы царя Хаммурапи. Преступления и наказания, описанные в своде, заключены в 282 статьи. Когда царствованию Хаммурапи исполнилось 35 лет, он приказал высечь законы на огромном столбе из черного базальта. Этот столб отыскался во время раскопок Суз в 1901 году. В прологе к своду поясняется, что это божьи законы, провозглашенные от имени царя, и им необходимо следовать.

Назначение законов

преступление и наказание по законам хаммурапи

Как говорил сам царь, законы были нужны, чтобы более сильные не угнетали слабых, чтобы вдовы и сироты и другие угнетенные получали по справедливости.

Издав свод предписаний, царь упрочил свою власть. Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи позволила присоединить немалые территории соседей и создать единые для страны унифицированные нормы законов. Кроме того, тогдашняя элита общества ставила задачей правовыми методами узаконить привилегии и имущество перед остальным народом. Здесь очень пригодились законы Хаммурапи. Преступления и наказания, статьи с которыми дошли до наших дней, позволяют судить о степени развития шумерской цивилизации. С другой стороны, законы требовались и для сглаживания напряженности в обществе. Уголовное право, описывавшее любое преступление и наказание по законам Хаммурапи, кратко говоря, базировалось на принципе: наказывается деяние, нарушающее установившийся традиционный порядок.

Собственность

система преступлений и наказаний по законам хаммурапи

В законах Хаммурапи была сделана попытка регулировать права собственности. В качестве нее признавались земля, строения, рабы и движимое имущество.

Землей могли владеть государство (царь), община, храмы, частные лица.

Была закреплена частная собственность на имущество. Важной частью имущества, защите которого уделялось повышенное внимание, считались рабы.

Обязательственное право

преступление и наказание по законам хаммурапи суд и процесс

Различные обязательства согласно своду вытекали из договоров. Система договоров была урегулирована реалиями жизни и правом. Хотя письменное заключение соглашений и не было обязательным, их нельзя было заключать без свидетелей. Поскольку письменность в стране была широко распространена, грамотные люди заключали договоры в форме записи на глиняной табличке. Некоторые соглашения требовали клятв сторон и присутствия жрецов.

Нарушение договора наказывалось разнообразными способами, среди которых было обращение в рабство.

Для купли-продажи требовался письменный договор. При передаче вещи новому собственнику к предмету символически прикасались палочкой. Продавать можно было движимое имущество, здания и рабов.

Также практиковались договоры найма. С их помощью нанимались вещи, услуги и люди. Широко распространена была аренда земли. При этом арендная плата взималась урожаем, достигая иногда его половины.

Хотя в Вавилоне широко применялся труд рабов, нередки были договоры личного найма. Многочисленные документы доказывают наем строителей, пастухов и столяров. Для врачей считалось позорным не оказать медицинскую помощь бедняку, даже если ему нечем было заплатить.

Закон охранял аккуратное исполнение обязанностей наемным работником. Например, если здание, построенное каменщиком, обваливалось, он должен был производить восстановление за свой счет.

С развитием денежных операций стали возникать банки, с которыми заключались договоры займа. Процент за заем был огромен, составляя до 100% занятой суммы. Несостоятельный должник в наказание мог потерять свободу. Однако поскольку больше всего страдали от этого крестьяне и ремесленники, Хаммурапи смягчил законы, ликвидировав пожизненное долговое рабство и установив срок 3 года на отработку долга. Кроме того, в законы был внесен ряд положений, защищающих должника от произвола кредиторов.

Семейное право

преступление и наказание по законам хаммурапи кратко

Семейное право основывалось на патриархальных традициях, царящих в Вавилоне. Девушки вступали в брак в раннем возрасте, едва достигнув 12 лет. В Вавилоне девушка считалась равной с мужчиной стороной в браке, в отличие от соседних государств. Помимо свадебного обряда, требовалось заключение брачного договора.

В законе подробно прописано, что происходит с имуществом супругов в различных ситуациях в семейных отношениях. Разрешено было заключать брак свободных граждан с рабами. Дети, рожденные в таком браке, считались свободными.

Превалировали моногамные браки. Однако в некоторых обстоятельствах муж мог иметь вторую жену. Хотя в правовом смысле женщина была равна мужчине, в семье она находилась в угнетенном положении.

Муж имел возможность избивать ее и даже продать ее в рабство. В законах Хаммурапи регулировались меры наказания за измену жены.

Также в Вавилоне была распространена проституция. Она могла быть бытовой и храмовой. Некоторые категории женщин без мужей занимались священной проституцией при храмах. Доход от этих занятий присваивался храмом.

Хотя жрицы любви не испытывали на себе общественного осуждения, но законы при этом охраняли мораль общества.

Наследственное право

преступление и наказание по законам хаммурапи с примерами статей

На начальной стадии становления законодательства, как и в других странах с узаконенным рабством, наследниками считались обычно сыновья, один из которых обладал приоритетом. Дочери получали в наследство имущество, лишь когда сыновей не было. Позднее дети разного пола получили равные права на наследование. Если дети умирали раньше своих родителей или отказывались от наследования, это право переходило к внукам. Дети, которых семья усыновила, имели одинаковые наследственные права с родными детьми.

Исходя из того, что достояние не должно покидать пределы рода, закон наделял правом наследования женатых сыновей. Про замужних дочерей закон умалчивал.

Вдове после смерти мужа возвращалось приданое и подарки, сделанные мужем. Она могла жить в доме покойного супруга. Если умирала мать семейства, приданое, которое за ней было дано, получал не муж, а дети в равных долях. Все, что имел раб, с его смертью доставалось хозяину.

Завещание не было предусмотрено. Правда, некоторые черты его уже были видны. Например, можно было отдавать преимущество отдельным наследникам, а также существовала возможность лишать провинившихся в чем-либо сыновей наследства полностью или какой-либо его части.

Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи достаточно стройна.

Преступления

законы царя хаммурапи преступления и наказания

Обозначения преступного деяния в законодательстве Хаммурапи нет, однако по самому содержанию статей можно понять, что преступлением считалась ситуация, когда нарушались предписания законов. Правовой культуры жителей Вавилона не хватило для закрепления главенствующих принципов уголовного права: разновидности вины, определение соучастия, понятие покушения на какое-либо преступление, смягчающих и отягчающих обстоятельств. Однако отдельные черты будущего стройного законодательства уже прослеживались. Так, проводится различие между умышленными и неумышленными преступлениями, определяется понятие пособничества, сокрытия преступления и подстрекательства к нему. Например, побои, которые нанесены жертве во время драки, вызвавшие ее смерть, не всегда требуют наказания виновника смертной казнью как это положено по нормам обычного права или как того требует кровная месть. В Вавилоне за подобное преступление виновник наказывался выплатой штрафа, сумма которого определялась социальным положением жертвы. Если же рана в драке была нанесена неумышленно, виновный освобождался от ответственности. При этом крайне жестко, сожжением живьем, наказывалось мародерство при пожаре. Убийство женщиной своего супруга по заказу каралось тем, что женщина сажалась на кол.

Виды преступлений и наказаний по законам Хаммурапи приводятся ниже.

Преступления против личности

преступление и наказание по законам хаммурапи таблица

К этой категории преступлений можно отнести убийство (умышленное или неумышленное). Примерами таких преступлений являются убийство одним из супругов другого, операция врача, приведшая к смерти, умышленное нанесение телесных повреждений, словесное оскорбление или оскорбление действием, клевета.

Имущественные преступления

Особое внимание уделялось охране храмового имущества и собственности царя, карой за попытку похитить которые без всяких условий была смертная казнь. Причем стоимость имущества, которое украдено, не имеет значения. Так же жестоко карались люди, скупавшие краденое.

Несколько иначе формулировалась статья о краже скота, которая, кажется, несколько противоречит наказаниям за преступления, приведенные выше. Кража вола, овцы, свиньи или осла наказывается тем, что украденное возвращается в тридцатикратном размере. Наказание кажется излишне мягким, если не учитывать того, что столь высокий штраф равносилен смертной казни, так как найти чем заплатить штраф, практически невозможно. В итоге преступник был вынужден расплачиваться своей головой.

Некоторые преступления, связанные с имуществом, согласно законам Хаммурапи, допускали использование самосуда. Эти нормы существовали под влиянием обычного права, относящегося к самосуду как к наиболее справедливой мере наказания. Похититель, которого удалось схватить на месте преступления в помещении, куда он проник через пролом, сделанный им, приговаривался хозяевами к мгновенной казни и закапыванию прямо на месте поимки.

Среди имущественных преступлений были ограбления, снятие рабского клейма с раба, порча чужой собственности, уничтожение посевов домашним скотом.

Преступления против морали

Самыми частыми в этой категории преступлений были преступления, нарушающие семейные традиции: кровосмешение, супружеская измена жены, развратное поведение супруги, изнасилование. Сюда же относились преступления, связанные с кражей или подменой детей, побег жены от своего супруга, кража женщины, которая замужем.

Преступления против правосудия

К таким проступкам относятся ложные показания во время суда. Это преступление наказывалось, исходя из принципа равного возмездия. Также закон регламентировал наказание судей, которые изменили судебные решения в каком-либо деле вследствие давления или за деньги. Предусматривалось снятие судьи с должности. Кроме этого, судья должен был заплатить 12-кратную стоимость от размера иска.

Преступления на профессиональной почве

К данной категории относятся преступные поступки врачей, строителей, лиц, являющихся арендаторами, пастухов.

Среди преступлений встречаются и государственные преступления. Наказанию подлежит человек, давший убежище преступнику, а также не донесший, узнав про заговор. Смертью карался отказ воинов от выступления в поход. Они не имели даже права предложить взамен своей кандидатуры другого человека.

Наказания

Наказания были крайне жестокими. Смертью наказывались более тридцати видов преступлений. Неумышленное убийство или убийство по неосторожности влекло за собой смерть обвиняемого. Кроме смертной казни использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества в кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия (принцип талиона), штрафные санкции.

Законы Хаммурапи давали ряд привилегий в зависимости от социального статуса или пола злоумышленника. Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека. Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, в ряде ситуаций осталась круговая порука - пережиток родоплеменных отношений. Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество.

  • смертная казнь в виде сожжения, сажания на кол, утопления;
  • членовредительство в виде отрезания языка, пальцев, рук и языка;
  • изгнание из поселения;
  • штрафы, накладываемые за ущерб имуществу, за словесные оскорбления и оскорбления действием.

В своде законов Хаммурапи нередко используется принцип талиона (воздаяния равным). Например, если виновник провинился перед сыном человека, то наказанию подлежит сын виновника. С позиций нынешнего права такая трактовка кажется бессмысленной, однако в древние времена детей рассматривали в качестве собственности отца, и такая компенсация ущерба представлялась правомерной.

Судебный процесс

На судебном заседании рассматривалось преступление и наказание по законам Хаммурапи. Суд и процесс проходили в режиме состязательности. Дело инициировала потерпевшая сторона. В Вавилоне уже было сформировано процессуальное право, требовавшее, чтобы судьи не только заслушивали свидетелей, но и расследовали обстоятельства дел.

Вина считалась доказанной, если виновник признавался в содеянном, имелись документы и показания свидетелей, доказывающие вину, существовали доказательства и следы противоправных действий.

Таблица статей законов Хаммурапи

Выдержки из свода, где приведено каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи со статьями, можно прочесть ниже.

Статья 14.Кража детей, в наказание за которое полагается смерть.
Статья 21.Нарушение неприкосновенности жилья. Наказанием является смерть.
Статья 25.Кража во время пожара. В качестве наказания человека нужно бросить в огонь.

Полностью каждое преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей восстановить не удалось. До наших дней дошли не все положения законов.

Читайте также: