Почему возрождение началось именно в италии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Обычно выделяют четыре главные черты культуры Возрождения:

1. Светский, нерелигиозный характер культуры, ее освобождение от давления католической церкви, контроля и жестких предписаний со стороны последней.

2. Формирование гуманистического мировоззрения, т. е. нового понимания человека и его места в мире, разрушающего средневековую традицию.

4. Антропоцентризм, т. е. перераспределение внимания от Бога к человеку.

Искусство эпохи Возрождения проходит четыре основные ступени развития:

1. Проторенессанс, или предвозрождение – вторая половина ХIII – начало XIV вв.

2. Раннее Возрождение – XIV–XV вв.

3. Высокое Возрождение – конец XV – первая четверть XVI вв.

4. Позднее Возрождение – со второй половины XVI в.

Причины итальянского Возрождения

В начале эпохи Возрождения происходят крупные изменения в итальянском обществе, а затем и в других странах Европы. Резко возрастает деловая активность, что приводит к изменению всей шкалы человеческих ценностей. При феодализме положение людей в обществе определялось в первую очередь их происхождением: знатный человек вне зависимости от своих личных достоинств мог по праву рождения занять высокое положение в правящей элите, быть благодаря этому богатым, близким к королевскому двору и к рычагам государственной власти. Человек неблагородного происхождения автоматически занимал в обществе более низкое место, даже если он был талантлив и трудолюбив.

Однако развитие буржуазного предпринимательства постепенно разрушает этот устоявшийся порядок. Все большую роль начинает играть не социальное происхождение, а накопление капитала, личный успех, предприимчивость, ум, знания, удача. Сама экономическая деятельность приводит к усилению влияния в обществе людей энергичных, предприимчивых, способных самостоятельно решать свои проблемы, управлять своей судьбой. Успех в коммерческой деятельности зависит не от знатности или усердия в молитвах, а от уменья вести дела. Поэтому образцом для подражания становится не знатный дворянин и не благочестивый монах, а активная личность, сама вершащая свою судьбу. Стиль повседневной жизни изменяют также технические изобретения и открытия. Создание быстроходных парусных судов делает возможными великие географические открытия, изобретается и распространяется огнестрельное оружие, часы с минутной стрелкой, компас, книгопечатание, в архитектуре начинается широкое использование стекла.

Гуманисты провозглашали право ученого на свободное от контроля церкви научное исследование, писателя и поэта – на раскрытие глубин человеческих переживаний, его внутреннего мира. Художник также стремится увидеть и показать величие человека – изображать прекрасное человеческое тело, реальных людей, а не схематические образы святых и праведников, типичные для средневековых икон. Врачи исследуют строение человеческого организма, физики и астрономы – законы окружающего мира. Усиливается интерес к науке и технике. Происходит обращение к античному идеалу свободной, гармонически развитой личности.

В то же время понимание человека в эпоху Возрождения становится более глубоким, чем у древних греков и римлян. Для греков на первое место выдвигалось физическое совершенство человека и героическое начало, сближающее его с богами. Древний грек и римлянин чувствовали себя органической частью коллектива (племени, полиса, войска и т. п.), а не самостоятельным, индивидуалистическим существом. Иногда говорят, что в античности человек не был личностью в современном смысле слова, т. е. не привык действовать самостоятельно, принимать решения и нести ответственность за их последствия. В Греции для вынесения важных решений было принято обращаться к оракулам – предсказателям, пытающимся узнать волю богов и давать советы, как следует поступить в том или ином случае. Наиболее знаменит был дельфийский оракул. Римлянин в подобных случаях начинал обходить своих родственников и друзей, спрашивая у них совета. В эпоху Возрождения человек впервые становится самостоятельной, неповторимой индивидуальностью, способной к независимым действиям, принятию самостоятельных решений и, в конечном счете, к сознательному управлению своей судьбой. Формирование такого типа личности напрямую связано с повседневной жизнью раннекапиталистической эпохи, в которой добивались успеха и пользовались авторитетом самостоятельные, образованные, активные люди – зарождающаяся буржуазия, купцы, торговцы, ростовщики, писатели, художники, религиозные и политические деятели. В эпоху Возрождения начинает формироваться новый стиль поведения человека – буржуазный индивидуализм. В XX в. его считают причиной некоторых кризисных явлений в современной культуре, но для европейского общества XIV–XV вв. индивидуалистическое поведение было большим и важным положительным достижением.

На примере гуманистического понимания человека становится видно, что мыслители эпохи Возрождения не просто копировали античные представления о мире, а пытались развить и по-новому осмыслить античную культуру. Они считали себя продолжателями того процесса развития древнего мира, который, по их мнению, был насильственно прерван в средние века. Именно в эпоху Возрождения возникает до сих пор существующее отрицательное отношение к средневековью как эпохе тысячелетнего застоя, потерянного для европейской цивилизации времени. В действительности дело обстояло не совсем так. В этот период европейская цивилизация эволюционировала медленнее, чем в эпоху капитализма или классической Греции, но и Возрождение, и зрелый капитализм были подготовлены медленным развитием средневековой экономики и культуры.

Ряд идей утопического социализма подтвердился в ходе дальнейшего развития цивилизации. Это тенденции укрепления общественной собственности, усиление демократических форм управления, различные формы заботы государства об отдельном человеке (социальные гарантии, система социальной защиты населения и т. п.). Проблема ослабления эксплуатации одних людей в интересах других и связанного с этим социального и имущественного неравенства признается одной из главных проблем современной цивилизации. Однако Т. Мор и Т. Компанелла, их более поздние последователи ничего не могли сказать о способах перехода от реально существующего несовершенного общества к созданным их воображением совершенным моделям. В их представлениях о справедливом обществе была заложена неизбежная историческая ограниченность.

Развитие гуманистического мировоззрения в эпоху Возрождения ярко проявилось в формировании новой литературы и изобразительного искусства.

Несмотря на то что данное явление связано не только с культурной стороной жизни общества того времени, однако именно произведения искусства, сохранившиеся до наших дней, наиболее ярко и полно демонстрирует изменения мысли и образа жизни человека.

Причины, по которым ренессанс начался именно в Италии, как бы это ни было прозаично, носят исключительно экономический характер . К концу Средних веков на территории Италии начали образовываться крупные города-полисы (города-государства), в которые устремились массы людей.

Данный отрезок времени характеризуется бурным развитием ремесленного производства. Начали появляться настоящие мастера своего дела. Примечательно, что до этого момента искусство тоже относили к ремеслу, и было принято считать, что оно должно нести практическую ценность.

В этих городах проживала состоятельная аристократия, среди которой считалось, что покровительство какому-либо мастеру или художнику, является признаком хорошего тона.

В \(XIV\) веке в итальянском обществе растёт интерес к культуре Древней Греции и Древнего Рима (философии, литературе, искусству). Происходит возрождение античного наследия. Стало появляться всё больше литературных произведений на латинском языке. Художники, архитекторы, скульпторы использовали лучшие образцы античного искусства в качестве примера для создания своих произведений.

Возрождение начинается именно в Италии по разным причинам : развитие городской культуры, связь с античным наследием Древнего Рима, расцвет торговых отношений, поддержка поэтов, архитекторов, художников.

Во-первых — логично, что процесс реставрации и переосмысления достижений античной цивилизации начался там, где располагался центр этой самой цивилизации. Когда ты буквально живёшь на руинах римской культуры — у тебя явно лучшие возможности для её восстановления, чем у скандинавов каких-нибудь. Причём можно сказать, что возрождение в Италии началось практически сразу после кризиса, связанного с падением Западной Римской империи — Остготское Возрождение выделяют уже в том же V веке, когда кончилась история Рима, при Теодорихе Великом. То есть восстанавливать начали сразу. И те же университеты появятся уже в XI веке, и полноценный Ренессанс начнётся на 100-200 лет раньше, чем у остальных — как итог процессов, что и так шли.

Во-вторых, в Италии были наилучшие экономические условия, чтобы заниматься вещами из верхушки пирамиды Маслоу. Очень плодородные земли, великолепное географическое положение для торговли — у людей была возможность думать о высоком в куда большей степени, чем у большиства европейцев. Тому же способствовала немалая свобода в политическом и социальном смысле: отсутствие какой-то сильной центральной власти над этой территорией, общая свобода нравов. Это, может, и спорные ценности — однако отличная почва для Возрождения (которое, в конце концов, было обращением к языческой культуре — определённый вызов).

Так что все факторы были на стороне итальянцев. Зародиться Ренессанс просто обязан был именно там.

Читайте также: