Как бы вы охарактеризовали период ярославичей кратко

Обновлено: 07.07.2024

20 февраля 1054 года, в Вышгороде, умирает Ярослав Владимирович. Чтобы не допустить на Руси больше гражданской войны, он создал Лествичное право , по так называемому очередному порядку наследования власти: престол переходит не от отца к сыну, а к братьям по старшинству:

Перед смертью он оставил завещание-наставление:

Государство делилось между пятью сыновьями. Трое старших получили основные уделы, причём так, чтобы их земли перемежались:

- Изяслав получал Киев, Новгород и Туров;

- Святослав — Чернигов, Тмутаракань и земли по Десне и Оке до Мурома;

- Всеволод — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю

- 1060 г. они успешно отразили нашествие торков на Киев: из-за климатических аномалий эти кочевники двинули на Русь. Князья вышли им на встречу и на реке Рось нанесли им поражение. Как сообщает летописец, много торков умерло от голода и жажды, а также мора (это было первое упоминание о какой-то эпидемии);

- 1065 г . совместно выступили против князя-изгоя Ростислава Владимировича. Правда этот князь повторно захватил Тмутаракань, убрать этого беспокойного князя смог только византийский чиновник по специальным поручениям, подсыпав ему яда (Византия не хотела усиления Руси в этих землях);

- 1067 г . разгромили Всеслава Брячиславича на реке Немиге, князя Полоцкого, покушавшегося на Псков и Новгород

Всеславу удалось бежать. Ярославичи позвали его на встречу, мол договоримся, как жить дальше будем, а чтобы Всеслав поверил им, что не замыслили чего-то недоброго, будут целовать крест. Всеслав поверил им и пришел заключать мир, но Изяслав приказал схватить его и бросить в темницу. А ведь целования креста считалось самой большой клятвой, в случае её нарушения клятвопреступник переставал быть христианином (видно уже тогда Изяслав, как представитель верховной власти, воспринимал христианскую религию, как просто средство удержания власти ).

- 1068 г . для Ярославичей стал годом испытаний: на Русь пошли войной новые кочевники — половцы во главе с ханом Шаруканом (дедом Кончака), в битве Ярославичи потерпели поражение, Изяслав укрылся в киевском замке, город остался без защиты. Тогда народ собрался на вече и начал требовать: — Князь! Дай нам оружие, дай коней, мы будем биться с половцами!". Изяслав не решился вооружить народ, считая, что это оружие может быть повёрнуто против него и его бояр. Этот случай зафиксировал разделение общества на антагонистические классы: феодальная верхушка больше боялась собственного вооружённого народа, чем внешнего агрессора. Именно в это время на Руси окончательно установился феодальный строй — такой строй, при котором существуют два основных класса: феодалы, владеющие землёй и зависимые от них крестьяне, которые получали от феодала земельные наделы, за что должны были платить оброк и отрабатывать барщину. Вскоре Ярославичами будет принят документ — "Правда Ярославичей", который закрепит окончательное оформление на Руси феодализма.

Изяслав бежал в Польшу к тестю Болеславу II, восставшие освободили из темницы Всеслава и объявили его киевским князем

Восставшие киевляне освобождают из темницы Всеслава Полоцкого, бегство из Киева Изяслава с дружиной. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Восставшие киевляне освобождают из темницы Всеслава Полоцкого, бегство из Киева Изяслава с дружиной. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Но они понимали, что противостоять князьям, и тем более полякам, которых вёл на Киев Изяслав они не смогут, поэтому обратились к Святославу и Всеволоду за посредничеством в переговорах для установления мира. Изяслав прикинулся, что готов решить всё миром, но опять нарушил данное слово. Правда поступил по-хитрому, как будто он ни при чём: отправил вперёд своего сына Мстислава с карателями, которые устроили жестокую расправу над теми, кто освобождал Всеслава (70 киевлян были казнены, многих ослепили).

В 1072 году Изяслав, Святослав и Всеволод собрались в Вышгороде и приняли новые статьи к "Русской правде", получившие название "Правды Ярославичей ". К этому времени на Руси обозначились острые социальные противоречия не только между феодалами и подневольным народом, но и между князьями. Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.) после восстания в Киеве в 1113 г. дополняет "Правду Ярославичей" рядом статей учитывающих интересы средних городских слоёв жителей Киева. А при Мстиславе Владимировиче (1125 - 1132 гг.) составляется Пространная Русская Правда , где учитываются интересы боярства

Это время, когда на Руси окончательно сложились вотчины — крупные феодальные владения передающиеся по наследству (в Правде Ярославичей вотчина называется — "домом").

Центром вотчины был феодальный замок , где стояли хоромы его хозяина — князя или боярина, его слуг по рангу, а также хозяйственные постройки. Замок, как обычно, строился на неприступном месте возле реки, как основной транспортной артерии, обносился валами и крепостью. Классическим вотчинным замком являлся Любеч

Возглавлял всё хозяйство замка боярин-огнищанин , вся ответственность за сохранность княжеского имущества лежала на нём, а ему, в свою очередь, подчинялись тиуны .

В "Правде" упоминается довольно ответственная и высокая должность — "старый конюх", человек ведавший табунами княжеских лошадей, а может и всем скотоводством вотчины. Насколько это ответственная должность, можно судить по тому, что в будущем Московском государстве при царе была должность "конюшего", который считался главой правительства. Огнищанин, тиуны и старый конюший относились к высшему административному аппарату вотчины, их жизнь охранялась 80-тигривенной вирой. Далее ниже рангом идут сельские старосты — "сельский и ратайный ", их жизнь оценена в 12 гривен. Жизнь производителей — рядовичей, смердов, закупов или холопы — стоила всего 5 гривен

Главной особенностью Правды Ярославичей является тот факт, что в ней уже отсутствует кровная месть, и вообще казнь — это и говорит о сложившемся феодализме. Феодалу нужен был живой работник, приносящий ему доход . Так, высшей мерой наказания в Русской правде считался "поток" и "разграбление" (полная конфискация имущества и отдача виновного с семьёй в рабство) за такие преступления, как конокрадство, поджог и убийство в разбое. В этом плане Русская Правда Ярославичей получила идентичность с Салической правдой у франков .

В Правде Ярославичей особое внимание уделяется такой категории крестьян, как закупы ролейные — это крестьяне живущие на земле феодала, и за предоставленные им землю и инвентарь несли повинности в виде оброка и обработки земли этого феодала. Во 2-й половине XI века в связи с нашествиями кочевников, междоусобицы и природных катаклизмов появляется большое количество обнищавшего населения, не имеющих средств к существованию. Чтобы выжить, они нанимаются к вотчиннику, который давал им надел земли, плуг и лошадь по договору — купе. Так как выданный инвентарь для закупа ролейного не является большой ценностью (феодал может ещё выдать), то в Правде Ярославичей особо оговаривается, что в случае порчи по вине закупа инвентаря, или коня, последний несёт ответственность. Раз этот факт внесён в закон, значит феодалы были обеспокоены пренебрежительным отношением закупов к инвентарю и тягловой силе. Особое внимание уделяется тому, чтобы закуп очень бережно относился к хозяйскому коню, стерёг его, загонял на ночь в конюшню, так как вотчинник сильно опасался "татей". До 1113 года (нового киевского восстания) жизнь рабочего закупа видно была крайне тяжелой, раз Владимиру Мономаху пришлось рядом статей регулировать отношения вотчинника и крестьянина, находящегося в статусе закупа ролейного.

О том, что население Древней Руси хорошо знало, что такое эксплуатация (безвозмездное присвоение результатов труда) , говорит пример описанный в "Истории России с древнейших времён" С. Соловьёва. Князь Ярослав начал строить церковь св. Георгия в Киеве, но дело застопорилось. Князь спрашивает у тиуна в чём дело, тот отвечает, что народ не идёт работать на стройку из-за опасения, что их труд будет не оплачен. Только после того, как по приказу князя выкатили телегу груженную кунами и объявили, что работнику за день будет выплачиваться по ногате (35 грамм серебра) , дело сдвинулось с мёртвой точки

Непосредственно рабский труд (холопы) не рассматривается в сельскохозяйственных работах. В отдельном разделе Правды "О холопстве" раб применяется в подсобных видах деятельности: например, торгует от имени своего хозяина и т.д. В то же время всё больше возрастает роль зависимого смерда, владеющего лично своими средствами производства. Налицо — вступают в силу развитые феодальные отношения.

"Русская правда" — это кодекс частного права, здесь отсутствует понятие юридического лица и нет такого понятия, как — преступление против государства. Преступление против князя воспринималось, как преступление против физического лица, просто более высокого ранга, а значит и наказание было значительно больше. В Русской правде ещё нет таких абстрактных понятий, как "преступление", "владение" или даже "собственность". Нормы строились по принципу казуистичности: просто создатели этого права стремились предусмотреть все ситуации, которые могли возникнуть в жизни

Суд вершил обычно князь, или вотченник. Хорошо, если были свидетели преступления, тогда, что называется — суд вершился скорый. Но если таковых не находилось, то устраивали "божий суд", или проще говоря — испытание , например — калёным железо: нужно было взяться голой рукой за раскалённый метал. Если рука после этого заживала быстро, значит обвиняемый оправдывался, в противном случае он держал ответ. Среди воинского сословия в основном решали дело поединками, кто победил, тот и прав (богатые горожане нанимали за себя опытных воинов). "Божий суд" мог быть в любом виде, в зависимости от фантазии феодала-судьи

Феодальная Русь — это совокупность нескольких тысяч (со временем десятков тысяч), разных по размеру вотчин князей, бояр, монастырей и некоторых особо заслуженных княжеских дружинников

Это были почти самостоятельные микро государства со своей экономической жизнью, своей "полицией", тюрьмами и войском, мало соприкасающихся друг с другом и своими неписанными законами, где "хозяин — барин"

Во второй половине XI века, с окончательно оформившимся вотчинным хозяйством, Древнерусское государство всё больше фрагментировалось. Замки, с небольшим наёмным войском-дружиной, всё меньше становились способны к защите государства от многочисленных внешних врагов, и всё больше несли полицейские функции, защищая своего хозяина от зависимых крестьян. К тому же аппетиты к наживе крупных вотчинников, особенно из рода Рюриковичей, росли без меры. До нас дошла запись-совет одного из книжников боярину быть подальше от княжеских мест:

Родственники, в стремлении к наживы, были не преградой. Мы уже убедились выше, что князья, главы государства, чихать хотели на свои "клятвы на кресте", когда речь заходила о власти и богатстве. Этот закон в полной мере сработал и в отношениях между Ярославовичами. В 1073 г. Святослав и Всеволод сговорившись, изгоняют Изяслава , опять разгорается гражданская война. Киевский стол занял Святослав Ярославич (1073 - 1076 гг .), Черниговское княжество досталось Всеволоду.

- 1076 г. — умирает Святослав Ярославич. Узнав об этом Изяслав двинул на Киев из Польши войска. Всеволод предпочёл уступить ему столицу, но вернуться в Чернигов он уже не смог, так как сын Святослава — Олег, получивший в народе прозвище Гореславич , не пожелал отдавать свою вотчину. Гражданская война пошла на новый виток — войска Изяслава и Всеволода сошлись с дружинами Олега и Бориса Святославичей 3 октября 1078 года на Нежатиной ниве . В этой битве Изяслав погибает

Великим князем киевским становится Всеволод (1078 - 1093 ). Во внутренней политике он совершает два похода на вятичей, и в 80-х годах XI века окончательно присоединяет их к Руси. Также он продолжает войну против Всеслава Полоцкого. В его правление, как пишет летописец — в год 1083 на Руси случился мор на людей . Чтобы уменьшить остроту проблемы по Лествичной системе, он раздаёт своим племянникам некоторые уделы: Давиду дал Владимир, Ростиславичам — Перемышль и Васильку — Теребовль.

Под годом 1092-м летописец отмечает страшную засуху, загорались сами собой леса и болота, в небе образовалось гало: "круг на небеси явился велик". Неурожай, голод, много людей умерло от неизлечимых болезней.

1093 год. В этот год случилось великое половодье. Неурожай, голодный год.

В качестве заключения этой статьи хотелось бы вернуться к Лествичной системе. У Ярослава Мудрого было 6-ть сыновей, из них только 3-е побывало на киевском престоле. Из 16-ти внуков великими князьями становились только 2-е. Если отец не посидел на киевском столе, то и его сыновья, как и всё потомство не имли на него право. Правнуков у Ярослава было уже 32, а на киевском столе посидело только 6-ть из них, в основном потомков Владимира Мономаха. Можно только представить, как эта родня желала друг другу смерти, и не просто желали, а обильно сеяли её по всей Руси на протяжении нескольких столетий

(Продолжение следует . Нумерация статей фиксирует последовательность одной темы — "История России через призму исторического метода")

Ставьте лайки, высказывайте своё мнение в комментариях, конструктив приветствуется! Подписывайтесь на канал

В истории Руси известен период, получивший название триумвират Ярославичей. Историки определяют его временным интервалом с 1054 по 1073 год. Что это было за время, чем оно характеризовалось, рассмотрим далее.

Завещание Ярослава Мудрого

Перед тем как освободить престол по причине смерти, Ярослав Мудрый оставил завещание, в котором выделил важные моменты в политическом устройстве Руси:

  • престол должен переходить по старшинству, а киевский князь сохраняет статус главного правителя страны;
  • сыновья князя получают определенные области в управление;
  • все древнерусские земли не могут дробиться, они принадлежат княжескому роду.

Согласно этим принципам, престол перешел к Изяславу, который был старше своих братьев. Он получил Киевскую волость, а также Новгород и Туров. Следующий брат, Святослав, получил Чернигов, Тмутаракань и Муром. Всеволод получил Переяславль, Ростов и Суздаль. Вячеславу отошел Смоленск. А самому младшему, Игорю, - Волынь.

Таким образом, три старших брата получили главные престолы в соседних городах (Киеве, Чернигове и Переяславле), которые ранее и были собственно русской землей.

триумвират ярославичей

Почему этот период назван триумвиратом

Интересно, почему рассматриваемый нами временной отрезок назван триумвиратом Ярославичей? Само слово с латинского переводится как "союз трех мужей".

Кто входил в триумвират Ярославичей? Эта система управления государством была установлена после смерти Ярослава Мудрого среди его трех старших сыновей: Изяслава, Святослава и Всеволода.

Если говорить о сути триумвирата Ярославичей кратко, то она состояла в следующем. Братья помнили завет своего отца и не вступали в разногласия и междоусобицы, по крайне мере, в первое время. Они воевали против врагов сообща. К таким противникам относились боковые линии династии Рюриковичей, а также внешние враги.

В 1060 году произошло нашествие тюркских народов на Русь, которое было успешно отражено триумвиратом Ярославичей. После этого поражения тюрки долго не решались подойти к южным границам Руси.

Однако в 1061 году на Русь напали половцы, Ярославичи не успели организовать свои военные силы и потерпели неудачу.

в каком году распался триумвират ярославичей

Княжеские бунты

Вскоре триумвирату Ярославичей пришлось решать еще одни серьезные проблемы, связанные с княжескими мятежами. Первым взбунтовался их племянник, князь Ростислав, недовольный тем, что ему во владение перешла Волынь. В 1064 году князь захватил Тмутаракань, изгнал оттуда Глеба. Ярославичи решили проучить Ростислава, но тот внезапно скончался от руки византийцев.

В 1067 году произошел бунт полоцкого князя Всеслава, который пошел на Новгород, сверг Мстислава и захватил его богатства.

В ответ Ярославичи пошли походом на Всеслава и одолели его. Князь в страхе бежал с поля битвы. Некоторое время спустя Ярославичи позвали вероломного князя на переговоры. Но пока он ехал, Ярославичи схватили князя и заточили. А престол был отдан Мстиславу.

триумвират ярославичей кратко

Тяжелые испытания для триумвирата

В 1068 году южные рубежи Руси подверглись нападению половецких народов. Хан Шерукан с войском совершил набег и смог победить дружины Ярославичей на реке Альте.

Бежавшие Изяслав и Всеволод вернулись в Киев, где их встретили возмущенные киевляне. Они требовали дать им оружие и коней, но князья отказали. Киевляне подняли бунт, убили епископа Стефана, разгромили и разграбили княжеские владения Изяслава, а Всеслава поставили на место великого киевского князя.

Столь мощное восстание имело большое значение для истории. Ученые, анализируя событие, выделяют такие моменты:

  • восстание показало ведущую политическую роль городского вече;
  • наглядно воплотило конфликт между народом и властью, в котором верх был одержан городским собранием.

Дальнейшие события

Рассмотрим, как развивались события далее и в каком году распался триумвират Ярославичей.

Бежавший князь Изяслав решил вернуть Киевский престол и собрал военный поход, заручившись поддержкой поляков. Князь Всеслав сначала вышел навстречу, но потом, испугавшись, бежал в Польшу. Киевляне покаялись в своем бунте, а Изяслав отправил к ним своего сына, который и покарал народ за непокорность.

В 1069-1073 годах Изяслав вновь правит Киевом и Русью. В это время происходят еще два крупнейших народных бунта.

В 1072 году собирается княжеский съезд, который выносит важнейшие решения:

Однако не все историки придерживаются такого мнения относительно княжеского съезда. Некоторые из них не могут дать точного ответа, чем же занималось княжеское собрание в тот период. Роль княжеских съездов еще не изучена исторической наукой в полной мере.

триумвират ярославичей кто входил

Падение триумвирата

В 1073 году Изяслав после ссоры с братьями вторично изгоняется из Киева, престол занимает Святослав. Этот год считается датой окончания правления трёх братьев. Теперь мы знаем, в каком году распался триумвират Ярославичей.

Всеволод переходит в Чернигов, а Переяславль отдали Давыду Святославовичу. Следующие годы характеризуются княжеской враждой, частой сменой власти.

В 1076 году Святослав умирает, а позднее в сражении погибают Борис и Изяслав. В 1078 году власть перешла к Всеволоду, который правил до 1093 года, установив монархию.

map_15.jpg

В \(1054\) г. умер Ярослав Мудрый . Перед смертью он разделил свои владения между сыновьями. Он завещал им не ссориться, жить в мире и слушаться старшего брата Изяслава как отца. Изяслав получил Киевскую и Новгородскую земли. Святослав получил в правление Муромскую и Черниговскую земли. Всеволод правил в Переяславской и Суздальской землях, а младший брат Игорь — на Волынской земле. Ярослав наказал своим сыновьям не вторгаться на земли других братьев. Таким образом он хотел предотвратить усобицы, которые произошли после смерти его отца Владимира.

вспомни.jpg

Вспомни, что произошло после смерти Владимира Святого. Повторения каких событий хотел избежать Ярослав Мудрый?

за убийство княжеского слуги нужно было заплатить \(80\) гривен, а за убийство смерда (крестьянина) или холопа (раба) — только \(5\) гривен.

В это время на южных границах Руси появилась новая угроза — половцы . Это тюркские племена кочевников , которые поселились на местах проживания печенегов. Они занимались кочевым скотоводством , всю жизнь проводили в седле, поэтому были отличными наездниками. Основной военной силой половцев была конница , вооружены они были луками, саблями, копьями. Они опасались нападать на хорошо защищённые города, но деревни и другие сельские поселения подвергались их постоянным набегам и разграблениям . Половцы не только уносили с собой множество добычи, но и уводили местных жителей в качестве пленных . Южно-русские земли, которые только оправились от походов печенегов, столкнулись с новым врагом.

Старшие Ярославичи у власти. В 1054 г. на 76-м году жизни скончался Ярослав. После его смерти установился очередной порядок наследования власти. Престол переходил не от отца к сыну, а к старшему в роду Рюриковичей: от старшего брата ко второму, потом к третьему, потом, если братьев уже не было, к старшему сыну первого брата и т. д.

Поскольку единственного оставшегося в живых брата Судислава Ярослав держал в тюрьме, титул великого князя киевского достался старшему из его сыновей – Изяславу. Он становился сеньором всех прочих князей. Впоследствии на юридическом языке Древней Руси старшие князья назывались братьями старейшими, а младшие – братьями меньшими. Святослав получил второй по значению город – Чернигов, а Всеволод – Переяславль. В 1073 г. Святослав, подговорив Всеволода, вынудил Изяслава бежать в Польшу, а сам сел в Киеве, переведя младшего брата в Чернигов.

СТАРШИЕ СЫНОВЬЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО


В 1076 г. Святослав умер. Киевом завладел было Всеволод, но из Польши с большим войском вернулся Изяслав. Всеволод уступил ему Киев и… не сумел вернуться в Чернигов. Племянник Олег Святославич не захотел отдать ему черниговский стол, который Ярослав Мудрый завещал его отцу. Изяслав вступился за Всеволода. В решающей битве на Нежатиной Ниве (3 октября 1078 г.) Изяслав Киевский погиб, а Олег и Борис Святославичи бежали. Всеволод стал великим князем и правил до 1093 г.

Русская Правда. Одним из важнейших свершений трех старших Ярославичей стало усовершенствование письменного свода законов – Русской Правды, начало которому положил Ярослав Мудрый. Около 1072 г. составили Правду Ярославичей.


В запутанных случаях, когда не было послухов (свидетелей), полагались на Божий суд: подозреваемый голой рукой тащил из огня раскаленное железо, и если ожоги быстро заживали, человека считали невиновным. За разбой по Русской Правде полагалась продажа в рабство с семьей, за татьбу (воровство) – штраф. Если на территории общины совершалось преступление, а виновного не находили, штраф (дикую виру) платила община.


Суд во времена Русской Правды. Художник И. Билибин


В 1090-х гг. русские начали совершать походы на половецкие кочевья. В боях прославился сын Всеволода Ярославича Владимир Мономах (внук византийского императора Константина Мономаха).

Междоусобицы. При Ярославичах, а потом при Святополке Изяславиче, который правил в Киеве в 1093 – 1113 гг., Русь сотрясали междоусобные войны князей. В 1060-е гг. с Ярославичами воевали – старший внук Ярослава Мудрого Ростислав Владимирович, а потом Всеслав Полоцкий (потомок старшего брата Ярослава Мудрого, Изяслава, прозванного по деду, отцу Рогнеды, Рогволожьим внуком). В 1090-х гг. Владимир Мономах враждовал с двоюродным братом Олегом Святославичем из-за Чернигова.

Восстание 1068 г. После разгрома на Альте простолюдины в Киеве стали требовать у Изяслава коней и оружие. Князь отказал. А в то время в Киеве в порубе (темнице) сидел родич и недруг Изяслава полоцкий князь Всеслав. Он слыл хорошим воеводой, и киевляне решили освободить Всеслава. Бояре знали настроения черни и советовали великому князю убить Всеслава. Изяслав бежал в Польшу. Народ выпустил Всеслава. А вскоре Святослав Черниговский прогнал половцев. Через семь месяцев вернулся Изяслав с польскими войсками. Всеслав убежал от киевлян в Полоцк. Изяслав вновь занял киевский стол, казнил зачинщиков восстания 1068 г.

2. Княжение Владимира Мономаха


Съезд князей. Художник С. Иванов

После смерти Мономаха в 1125 г. его политику успешно продолжал старший сын – Мстислав Великий – князь киевский в 1125 – 1132 гг.

Работаем с документом

Судя по этому отрывку, какими были представления людей Древней Руси об идеальном правителе? Чем отличаются эти представления от современных, а в чем совпадают?


2. Расскажите о Русской Правде.

3. Кто из Ярославичей и их детей (внуков Ярослава) понравился вам больше всего и почему?

4. Почему народ и летописцы из всех князей – потомков Ярослава Мудрого – лучше всего запомнили Владимира Мономаха?


1016 г., ок. 1072 г. – составление Русской Правды.

1097 г. – Любечский съезд князей.

1113 – 1125 гг. – княжение Владимира Мономаха в Киеве.

1068 г., 1113 г. – восстания в Киеве.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире Во времена правления великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество находилось в зените своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века – захолустный северо-восточный угол Русской земли, в

ВОСПОМИНАНИЯ О ВЛАДИМИРЕ МИКЛУХО-МАКЛАЕ

ВОСПОМИНАНИЯ О ВЛАДИМИРЕ МИКЛУХО-МАКЛАЕ Старинный русский род, к которому принадлежал великий путешественник и гуманист Н. Н. Миклухо-Маклай, дал нашей стране нескольких выдающихся деятелей в разных областях культуры.Один из родных братьев путешественника, Михаил, был

§ 3. Древняя Русь при Владимире и Ярославе Мудром

Сказание о Владимире Мономахе

Сказание о Владимире Мономахе Хотели осветить историей и идею византийского наследства. Владимир Мономах был сын дочери византийского императора Константина Мономаха, умершего за 50 лет с лишком до вступления своего внука на киевский стол. В московской же летописи,

Народная память о Владимире

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения В начальный период существования государственности на Руси проблем с

Миф о Святом Владимире и принятии Русью православия

Миф о Святом Владимире и принятии Русью православия Вначале приведем Житие св. Владимира, которое, как ни удивительно, было написано только в XVI веке, веке создания мифической Истории

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче Вскоре после смерти князя Святослава в 966 году, и после борьбы с соперником, братом Ярополком, на киевский золотой престол воссел князь Владимир Святославич. Именно он, по церковной легенде, и крестил Русь в 988 году, а дело его

Успенский храм во Владимире

Успенский храм во Владимире Согласно историческим хроникам, свое название город Владимир получил в честь основателя, великого князя Киевского Владимира Мономаха. Он же построил в новом городе и первую каменную церковь Спаса. Наследник Мономаха, князь Юрий Долгорукий,

ЧТЕНИЕ III О том, как владели князья по смерти Ярослава Владимировича; о Владимире Мономахе; о северных князьях и о первом татарском нашествии

ЧТЕНИЕ III О том, как владели князья по смерти Ярослава Владимировича; о Владимире Мономахе; о северных князьях и о первом татарском нашествии Ярослав Владимирович умер в 1054 году, оставив по себе пятерых сыновей, которым отдал все русские области в нераздельное владение:

Былины о князе Владимире

Былины о князе Владимире Заботясь об объединении своего огромного государства, князь Владимир очень часто организовывал встречи старейших и наиболее влиятельных людей из разных племен и из самых отдаленных частей страны. Церковные торжества, ознаменование важных

Летописные легенды о Владимире Святославиче

Летописные легенды о Владимире Святославиче Согласно летописному рассказу, отправляясь в последний болгарский поход, Святослав оставил на Руси наместников – своих сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Ярополк был посажен в Киев, Олег отправился в землю древлян, а

ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ — ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС

ТЮРЬМА ВО ВЛАДИМИРЕ — ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС Особое внимание было уделено Владимиру. Причины в том, что многие-сокамерники Рауля Валленберга после осуждения поочередно пересылались в эту тюрьму, где были достаточно хорошие возможности для изоляции заключенных, и что

2. Культура Владимире-Суздальской Руси

Карпатская Русь Карпатская Русь (Галицкая Русь, Буковина, Угорская Русь)

Читайте также: