Я изысканность русской медлительной речи бальмонт анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лирике талантливого и прославившегося поэта Бальмонта присуща острота ощущений и поиск впечатляющего мгновения, который хотелось бы облечь в слова и оставить в человеческой памяти навсегда.

Особенности лирики Бальмонта

Особенность его поэзии в том, что ее можно назвать вечным поиском значимого и необычайно красивого мгновения для того, чтобы обратить внимание читателей на то, что жизнь каждого человека полна великолепных и запоминающихся моментов. Вряд ли у Бальмонта можно найти устойчивую систему образов, как у других поэтов, как никому другому, Бальмонту удалось возвысить в своей лирике переменчивость настроения, душевное непостоянство и пристальное внимание к быстропроходящим переживаниям и мироощущениям.

Поэт-символист Константин Бальмонт

Из биографии К.Д. Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии. Учился в гимназии в Шуе. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но был исключён за участие в студенческом движении.


Памятник Константину Бальмонту в Шуе

Первый сборник стихотворений Бальмонта вышел в Ярославле в 1890 г., следующий – в 1894 г. Эти сборники отмечены отзвуками поэзии поздних народников.


М. Дурнов. Портрет Константина Бальмонта (Бальмонт в Париже, 1901)

Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа.

С людьми скучаю до чрезмерности, Одно и то же вижу в них. Желаю случая, неверности, Влюблен в движение и в стих.

О, как люблю, люблю случайности, Внезапно взятый поцелуй, И весь восторг – до сладкой крайности, И стих, в котором пенье струй.


Константин Бальмонт (1917)

К. Бальмонт

Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая – Все пойму, все возьму, у других отнимая. Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблен И в себя и в других, Я – изысканный стих. 1901


В. Серов. Портрет К. Бальмонта (1905)

Его творчество отличается оригинальностью тем, музыкальностью, искусными рифмами; он увлекался звукописью, прекрасно умел передать мимолётные впечатления, что сближало его с импрессионизмом.

Прорезав тучу, тёмную, как дым, Последний луч, в предчувствии заката, Горит угрюмо, – он, что был живым ‎Когда-то!

Тесниной смутных гор враждебно сжата, Одна долина светом золотым Ещё живёт, блистательно-богата. Но блеск ушёл к вершинам вековым, Где нет ни трав, ни снов, ни аромата. — О, да, я помню! Да! я был живым, ‎Когда-то! 1900

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам чёрный чёлн.

Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог, Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем, Отдаваясь воле волн. Месяц матовый взирает, Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет. Ропщет море. Мрак растет. Челн томленья тьмой охвачен. Буря воет в бездне вод. 1895

Это стихотворение построено на основе аллитерации.

Революцию 1905 г. Бальмонт встретил с энтузиазмом. За это подвергся репрессиям и жил за границей. Возвратился в Россию в 1913 г. Много переводил, в том числе прозу. В 1921 г. эмигрировал во Францию. Жил в нужде. Писал о России.

Я был в России. Грачи кричали, Весна дышала в моё лицо. Зачем так много в тебе печали? Нас обвенчали. Храни кольцо.

Я был повсюду. Опять в России. Опять тоскую. И снова нем. Поля седые. Поля родные. Я к вам вернулся. Зачем? Зачем?

Кто хочет жертвы? Её несу я. Кто хочет крови? Мою пролей. Но дай мне счастья и поцелуя. Хоть на мгновенье. Лишь с ней. С моей.

Умер поэт в предместье Парижа в 1942 г.

Замысел и мотивы лирики

Считается, что Бальмонт своим творчеством внес значимый вклад в совершенствование русского стиха и его техники и композиции. Лирика поэта наполнена умышленными повторами и излишне созвучными словами, однородными эпитетами, основным для поэта Бальмонта было – каким будет стихотворение на слух, ему была важна звуковая сочетаемость слов.

Таким образом, его увлечение к голой форме стихотворения привело к определенно степени разрушения его искусства, из-за этого многими его современниками чувствовалась несостоятельность его, как поэта. Бальмонт и его поэзия были далеки от передовых идей эпохи и убеждений, которые были ценны в то время. Но несмотря на это поэзия Бальмонта оказала значительное влияние на большинство поэтов Серебреного века.

Темы и мотивы творчества бальмонта

В начале творческого пути Бальмонта поддерживали В. Короленко, В. Брюсов, которые высоко ценили его талант и образованность.

Всю жизнь Бальмонт работал очень интенсивно. В год у него выходило по несколько сборников в нескольких изданиях. Он изучил 16 языков, поглощал целые библиотеки, стремился как можно полнее понять жизнь и людей.

С 1897 года поэт путешествует по всему миру, что отразилось на тематике его стихотворений. Отречение царя от власти Бальмонт воспринял с радостью, но революцию 1917 года отверг, считая ее грубой и страшной. В 1920 году поэт-бунтарь подает прошение о выезде за границу, где и остается навсегда. В эмиграции Бальмонт тосковал по родине:

Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него – символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал:

По музыкальности стиха Бальмонту не было равных. Он умел уловить и показать момент, миг, звук, рождающиеся и исчезающие. В своих стихах поэт использовал приемы, свойственные музыке, – ритмические повторы, множество внутренних рифм:

Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

Чередование шипящих звуков – излюбленный прием символистов, позволяющий передать шелест листьев:

Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая,
Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно-юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я — изысканный стих.

Начало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях. Не избежал этой участи и Константин Бальмонт, который в 1903 году опубликовал стихотворение “Я – изысканность русской медлительной речи”.

К этому моменту Бальмонт, считавший себя символистом, последовал примеру Игоря Северянина и Велимир Хлебников, начав эксперименты со слогом и стилем. В итоге он убедил сам

себя, что достиг определенных успехов на этом поприще, вычленив некий особый слог, отличающийся напевностью и мелодичностью. В подобном ключе было создано несколько стихотворений, и очень скоро Константин Бальмонт пришел к выводу, что открыл в мире литературы новую стезю. Именно по этой причине автор открыто утверждает: “Предо мною другие поэты – предтечи”.

Он считает, что изобрел нечто такое, что ранее никому и в голову не приходило, хвастаясь тем, что подарил миру “перепевные, нежные, гневные звоны”.

Себя Бальмонт сравнивает с громом и звенящим ручьем, подчеркивая при этом, что его заслуги

в подобном открытии нет. Поэт осознает, что за его творческими экспериментами стоят вековые традиции русской литературы, которые и натолкнули его на подобные открытия. Поэтому он признается: “Я – для всех и ничей”. В этой фразе автора подчеркивает, что его эксперименты являются достоянием общественности, и ими могут пользоваться все, кто пожелает.

Но при этом Бальмонт отмечает, все равно будет возвышаться над толпой, которая не утруждает себя литературными поисками и принимает лишь готовый результат.

Впрочем, и сам поэт не отрицает того, что его собратья по перу, жившие в прошлых веках, хорошенько потрудились для того, чтобы теперь он мог позволить себе создавать стихи в особой, напевной манере. Фактически, Бальмонт признается в плагиате, заявляя: “Все пойму, все возьму, у других отнимая”. Однако в данном случае речь идет не о заимствовании чьих-то идей, а об умении проанализировать ту информацию, которая, по мнению поэта, лежит на поверхности.

К тому же Бальмонт признается, что без вдохновения, которое он черпает в красоте окружающей природы, восхищаясь, как блестят вокруг “самоцветные камни земли самобытной”, ему бы никогда не создать “вечно юный, как сое” изысканный стих, наполненный мелодичностью и волшебством.

Музыкальное оформление: музыка Дебюсси, Стравинского.

Художественное оформление: работы Клода Моне.

I. Слово учителя

На урок я пришла вместе с поэтом серебряного века Константином Дмитриевичем Бальмонтом.

– Каких представителей серебряного века вы знаете?

– Когда у нас был серебряный век?

Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я – изысканный стих.

Слайд 2: А сейчас предлагаю вашему вниманию несколько высказываний о нем его современников, и выполнить задания к ним (раздаются карточки с предложениями и заданиями). (Читает учитель.)

Раздаются карточки с предложенными заданиями. Выполнить их.

Слайды с картинами Клода Моне. Комментарий учителя:

Импрессионизм – художники импрессионисты работают маленькими мазками, накладывая чистые, несмешанные краски рядом, без плавных переходов и оттенков, так что многие предметы лишь только намечались, а очертания света и теней, дробясь и рассыпаясь, переходили одно в другое. (Пабло Пикассо, Ван Гог, Клод Моне, Ренуар). Идеологом нового направления был Клод Моне. Он единственный всегда оставался, верен его идеям. Кстати, благодаря именно ему, точнее его картине, появился сам термин "импрессионизм", происходящий от французского "impression" – впечатление.

Рисунок, бывший основой всех основ на протяжении столетий, начиная с эпохи Возрождения, был изгнан. Живопись – это цвет. Пятна красок, громоздящиеся друг на друге. Отныне даже тень имеет цвет. Только черной краске не было места на их холстах. Мир стал набором красок на палитре. Цвет и свет – главными персонажами их картин. Они писали только то, что видели. Не просто делали этюды. Они начинали и заканчивали картину за один сеанс, сохраняя свежесть и непосредственность первого впечатления. Детали не были важны. Место темных полотен мэтров академической живописи заняли их искрящиеся всеми мыслимыми цветами и оттенками холсты.

Импрессионисты ушли из мастерских на улицы Монмартра рисовать жизнь. Современную жизнь. Своих героев они искали не в древней истории и мифах, боги Греции и Рима (во всяком случае, в ту пору) не интересовали их. Своих героев они искали и встречали на парижских бульварах, в кафешантанах, просто по соседству среди обитателей чердаков Монмартра. Они писали не вечность, мгновение.

Новый ритм жизни, ускоряющийся с каждым годом, стал ритмом их искусства. Они не убегали от современности подобно символистам. Они любили ее, жаждали открыть ее искусству. Индустриальных "монстров", оскорблявших глаз эстета они научились изображать прекрасными. Точнее не их самих. Игру света в воздухе вокруг них. Игру цвета их поверхностей. Многие ли сейчас могут искренне сказать, что вокзалы Моне не красивы? Сломав традиционную систему ориентиров мира прекрасного, научив и зрителей, и художников по-новому смотреть на мир и искусство импрессионисты открыли путь современному искусству

Клод Моне хотел запечатлеть на холсте живое дыхание природы: шелест листьев, бег облаков, неуловимо меняющуюся игру солнечных зайчиков на зеленой траве.

Записать по аналогии 2–3 предложения, характеризующие Бальмонта, используя ключевые слова, сжимая текст

II. Переходим ко 2 части нашего урока.

– Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. Подходят ли эти слова в качестве эпиграфа?
– Докажите, что это текст. Тип текста.
– Средства связи предложений в тексте. (параллельные).
– Выполнить задания к тексту (из ЕГЭ) (Всего 8–10 заданий).

(Карточки с заданиями).

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов.

1) Укажите, в каком из предложений 2–4 встречается вводное слово
2) В предложениях 1–3 указать несогласованное определение
3) Среди предложений 9–11 указать предложение с обособленным приложением (приложение, имеющее причинное значение)
4) Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
5) Укажите грамматическую основу во 2 предложении
6) Замените словосочетание непомерность желаний (3 предл.), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование
7) Среди предложений 4–7 найдите односоставное предложение и укажите тип.
8) В 7 предложении укажите тип сказуемого

Вывод учителя: Действительно, Бальмонта называют ещё поэтом солнца. Главный образ в творчестве поэта – образ Солнца. Он не устает петь гимны Ему:

Жизни податель
Светлый создатель,
Солнце, тебя я пою!
Пусть хоть несчастной
Сделай, но страстной
Жаркой и властной
Душу мою.

Солнце – источник жизни. Огненное начало – сама сущность жизни. С солнцем связывает Бальмонта осуществление своей мечты, именно оно соединяет человека со Вселенной, где царят вечные Добро и Красота. (И. Бродский)

Я не знаю мудрости, годной для других.

Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры (инверсия)
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей … Вас я не зову.

  • Какое слово вы назвали бы ключевым? (Мимолетности.)
  • Какие синтаксические конструкции встречаются? В чём видит поэт назначение своей поэзии? (Все предложения простые. Есть неполные. Они передают ощущение мимолетности, мига. Есть даже предложения, которые разделены на отдельные слова, сегменты.) Найдите их.

Парцелляция. Логическое ударение на каждом слове придает им особую силу. Выделяет эти слова.

  • Какие ещё художественно – выразительные средства видите?
  1. Лексический повтор.
  2. Эпитет изменчивой радужной игры – объяснить: мимолетность окрашена во все цвета радуги. Выразительный прием синтаксиса эмоциональность.
  3. Риторический вопрос. Ему не нужен ответ на этот вопрос, да: он сам знает, куда и зачем ему плыть.
  4. Анафора: 2 р. – усиленное логическое выделение, выразительность речи.
  5. Сравнение: сравнивает себя с облачком, а почему?
  6. А есть ли Солнце в этом стихотворении: облачко, полное огня – как понимаете: облачко – мягкое, нежное, меняет форму оксюморон; огонь – эмоциональное, горячее, яркое, огонь внутри.
  7. Есть ли тут противопоставления?

На все вопросы есть ответы.
Мудрые – которые все знают.
Рациональный ум.

Читайте также: