Почему в школьных конфликтах неизбежны духовные потери всех сторон

Обновлено: 30.06.2024

Объектная область исследования: педагогика и детская психология.

Проблема: почему ссорятся дети в школе?

Объект исследования: определение основных причин возникновения конфликтных ситуаций между учащимися, учителями и родителями.

Предмет исследования: причины ссор среди учащихся старшего подросткового возраста.

Актуальность: учителя в течение последних лет отмечают повышенную агрессивность среди детей и родителей. Возникла необходимость выявления факторов, влияющих на проявление агрессии школьников.

Цель: Определение основных причин возникновения ссор и конфликтов между подростками нашей школы.

1. изучить источники конфликтов.

2.выявить основные причины ссор между школьниками.

3.проанализировать данные анкетирования

4. разработать рекомендации по предотвращению частых ссор среди учащихся, учителей и родителей.

Гипотеза: предполагается, что детские конфликты не возникают на пустом месте, они имеют глубинные причины, в которых задействовано несколько сторон.

Теоретический метод - изучение тематической литературы

Практический метод - наблюдение, личный опыт, социологический опрос подростков путём анкетирования, анализ полученных данных

Основная часть. Теоретическая часть.

считают ссору способом выброса негативной энергии, она очищает нашу психику от раздражающих и напрягающих мыслей. После ссоры наступает примирение - штиль - все довольны и пребывают в хорошем настроении с чувством облегчения.

Некоторые психологи считают, что ссорясь, люди обмениваются информацией, которая зачастую тщательно скрывается от партнера, а ссорясь с ним, мы в порыве эмоций выбалтываем эти свои тайны Получается, что с помощью ссоры два человека могут лучше узнать друг друга и найти компромисс.

С другой стороны есть мнение что, в ссоре двух людей часто замечают способ развлечься. В этом случае тяга к ссорам выступает как защитный механизм, охраняя своего обладателя от скуки, однообразия и вовлекая в его жизнь эмоции, пусть и с помощью негативного способа - ссоры. Провоцируя их с различными людьми, можно привлекать к себе внимание, можно создавать видимость того, что в жизни происходят какие-то события и присутствуют эмоции.

Ссоры, это всегда конфликт, у которого есть две стороны - отрицательная и положительная. Минусами ссор является то, что мы испытываем негативные эмоции и заражаем ими близких, провоцируя плохое настроение. Частые ссоры - это признак непонимания и недоверия и с этим нужно бороться. Плюсы ссор заключаются в том, что они дают возможность эмоциональной разрядки. В психологии это называется конструктивный подход.

Из всего сказанного выше и выделили некоторые причины возникновения конфликтных ситуаций и проявления агрессивности:

На проявление и развитие агрессивности в детском возрасте влияют следующие факторы:

Для социализации агрессивности важно соотношение родительской строгости и снисходительности по отношению к её проявлениям. Наиболее агрессивные дети — у агрессивных родителей и у тех, кто имеет склонность к физическим наказаниям. Наименее агрессивные дети у тех родителей, которые в меру снисходительны, и в меру строги. Такое отношение заключается в осуждении агрессии и объяснении этого ребёнку.

Подводя итог сказанному, следует отметить что, человек рождается хорошим и добрым, поэтому возникновение и развитие агрессивности — это результат неблагоприятного отношения окружающих к ребёнку .

Основные причины ссор между школьниками.

Находясь в коллективе, дети вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Чем больше лидеров, тем чаще и изощрённее происходят ссоры между учащимися. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.

Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам:

• Скрывают истинные чувства полового интереса

• Проверяют свою значимость

Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы. Зависть является частой причиной ссор. Девочки более завистливы, чем мальчики. Предметом зависти может быть всё, что угодно- от дорогого телефона, до успехов в учёбе.

Анализ данных анкетирования подростков.

Актуальной проблемой в работе учителя в настоящее время является, участившиеся конфликты между всеми сторонами учебно-воспитательного процесса. С одной стороны, причиной служат объективные процессы формирования личности ребёнка, с другой стороны, изменившееся общество, семейные ценности, взаимоотношения людей ,ориентирующиеся всё больше на материальные блага. Для подтверждения или опровержения этих предположений, было проведено анкетирование подростков нашей школы. Результаты можно представить в виде таблицы:


Когда в школе вспыхивают конфликты между сверстниками, многие родители не знают, как реагировать, и задаются вопросом, чем они могут помочь. Вот только пугаться в этот момент не стоит, напротив, следует собраться и начать действовать. Ведь разрешить эти конфликты возможно, и всего-то для этого нужно последовать советам психологов, которые точно знают, как сделать жизнь школьника максимально комфортной.

Проактивный подход


Создайте у себя дома культуру общения и сделайте беседы регулярной частью вашего распорядка дня задолго до того, как возникнет та или иная проблема. Такой подход гарантирует, что между родителями и детьми будут установлены доверительные отношения, а ребята будут готовы открыться, если что-то плохое произойдет. Если мама с папой будут регулярно спрашивать своих детей об их сегодняшнем дне, школьных занятиях и дружбе, дети с большей вероятностью расскажут им, что у них возник конфликт со сверстниками.

Задавайте конкретные вопросы


Спрашивайте с любопытством

Хотя многие родители могут почувствовать желание сразу переходить к действию и решению проблемы, возникшей у ребенка, психологи считают, что в этой ситуации сначала нужно проявить любопытство. Потому как если у ребенка возник с кем-то конфликт, сначала нужно понять его предпосылки и причины.


А для этого нужно попросить ребенка рассказать поподробнее о случившемся, узнать о его чувствах и эмоциях в этот момент. Таким образом родители показывают детям, что хотят понять проблему, прежде чем пытаться ее решить.

Выделите основную проблему

Очень важно найти закономерность в любых конфликтах между сверстниками, которые возникают в школе, ведь это поможет выявить основную проблему, лежащую в основе разногласий. Это может быть установление границ, неоказание помощи, зависть или какие-то другие проблемы, из-за которых сверстники не могут сосуществовать друг с другом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьные конфликты.

Причины возникновения и способы решения

В процессе трудовой деятельности учитель взаимодействует со всеми участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Конструктивные решения конфликтов, а также удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, будут рассмотрены в данной статье.

Что такое конфликт?

Конфликт - враждебное, негативное противостояние людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Наоборот, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, конфликты бывают деструктивные и конструктивные. Итогом деструктивного конфликта является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с родителем , оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .

Второй момент — анализ ситуации без превратности .

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение.

Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

в педагогической деятельности (1 ч.)
Максимальный балл за работу на практическом занятии – 10.
Ответы прикреплять в форматах .doc или .pdf в СДО MOODLE. Если размер файла превышает 2 Мбайта, то его необходимо заархивировать.(Примечание. Вы можете писать в тетради и фотографировать, перегоняя после в нужный формат. можете сразу работать в Word)

Какие примеры из личной жизни подтверждают возможность и необходимость управления своими эмоциями?

3. К.С. Станиславский считал, что человек, стремящийся обрести способность добиваться необходимого внутреннего состояния, должен научиться управлять работой своих мышц, связок, суставов, уметь мгновенно достигать расслабления (мышечной релаксации) и на этом фоне путем самовнушения воздействовать в нужном направлении на психическую сферу. Приведите пример 3-4 упражнений на мышечную релаксацию, которые могут быть использованы в повседневной работе учителя.

4. Для проведения сеанса аутотренинга составьте формулы цели собственной педагогической деятельности.

7. Ответьте на вопрос. Кем впервые в истории философской и педагогической мысли была разработана теория конфликтов?

8. Сформулируйте основные причины возникновения конфликтов в педагогической деятельности.

В чем заключается специфика возникновения и разрешения конфликтных ситуаций в разных возрастных группах?

Какие классификации конфликтов в целом и педагогических конфликтов, в частности, Вы знаете?

Какая из стадий педагогического конфликта самая опасная? Почему?

Какой алгоритм разрешения педагогических конфликтов Вы можете предложить?

Какие способы разрешения конфликтов в целом и в педагогической практике Вы знаете?

Можно ли вообще обойтись без конфликтов в педагогической деятельности? Почему?

Курс, группа ____________________________

ФИО студента______________________

Читайте также: