Почему в школе нет электронного дневника

Обновлено: 05.07.2024

Когда мой ребенок пошел в первый класс, по решению семейного совета, было принято решение об оформлении заявления на отказ от ведения электронного дневника и второго заявления в отношении обработки персональных данных. Документы были предоставлены учителю.

Первое с чем я столкнулся- мне пришлось поработать с возражениями. При этом встретил недоумение, удивление, обвинения в неадекватности и т.д. К сожалению, с этим приходится сталкиваться и принимать учителя таким, какой он есть. Будьте готовы к тому, что школьный учитель будет задавать неудобные вопросы. Как правило, неподготовленные родители, рассеиваются на первом этапе. Например, приходилось работать вот такими возражениями:

- Зачем Вам это надо? Вы единственный родитель в школе, кроме Вас такие вопросы никто не задает;
- Я не готова брать на себя дополнительную нагрузку. Ради одного ребенка вносить оценки на бумажный носитель. А что будет, если бумажный дневник потеряется? Я должна брать на себя ответственность?
- Мы в школе электронным дневником пользуемся 2 года. Ради одного родителя, менять никто не будет.
- А как вы будете узнавать домашние задания? Расписание уроков? Ссылки на дополнительные занятия? Ссылки на видеоматериалы? В ЭЖ имеется вся информация о текущих и будущих мероприятиях, олимпиадах, конкурсах и т.д.
- Вы понимаете, если в классе хотя бы один родитель откажется, то меня лишат премии. Да…Да.. именно так …

Как не странно, заведующая отнеслась с пониманием, даже поддержала, выслушав мои доводы, отправила на 3 тур полосы препятствий. Как вы понимаете, это школьный директор.

В итоге попал на прием к школьному директору, и первое наше знакомство произошло в октябре. Все отказные заявление передал директору школы. Внимательно прочитав, она начала задавать те же самые вопрос, что и учитель. Однако, также были озвучены и другие вопросы, которые учитель не задавал:

- Мы ради одного родителя не будем портить статистику. Если в школьном портале не будет данных об учащемся, то в Министерстве образования данные не совпадут. Также невозможно будет планировать ежеквартальные, ежегодные финансовые отчетности.
- Без школьного портала нельзя получить итоговый школьный аттестат;
- Переходите на семейное обучение;
При беседе со школьным директором я ответил на все ее возражения, т.к. заранее готовился к подобным вопросам.

Камнем преткновения стал следующий вопрос:
- Итоговая оценка в старших классах и баллы ЕГЭ заносятся в систему РИС и ФИС, но без обработки персональных данных это невозможно, а значит невозможно получить школьный аттестат.

Далее мы поговорили о том, что система небезопасна, что взломать систему для подготовленного айти-специалиста не составит труда. Так как сам являюсь айти специалистом, я вкратце рассказал как технически устроены реляционные базы данных, конфигурации баз данных с точки зрения безопасности, привел примеры утечки данных клиентов Банка и т.д.

Также я привел ссылки на законодательные акты, в которых указано, что ведение школьных оценок на бумажном носителе не противоречит уставу школы со ссылкой на нормативные акты, указанных на сайте нашей школы. Видимо, это было решающим фактором, т.к. директор задумался и пошел на уступку. В итоге, мы взяли таймаут - как можно решить этот вопрос до сентября следующего года, т.к оценки в первом классе не ставятся.

Летом после окончания 1 класса, я предоставил директору школы ответ (письмо было направлено ранее другими родителями-взял в интернете) от Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации:

- На основании разъяснительного письма от Рособрнадзора от 12.03.2019 № 10-188, 16.07.2019 № 1122-10, что ГИА для учащихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, может быть организована без внесения их персональных данных в РИС и ФИС.

В сентябре текущего года директор сообщил, что комитетом по образованию было принято положительное решение, т.е. разрешили вести дневник и классный журнал.

Как это будет работать на самом деле, пока не могу сказать, буду смотреть и следить внимательно в текущем году.

Хочу сказать напоследок – ничего не бойтесь, отстаивайте свои права, боритесь за своих детей. Глаза боятся- руки делают.


Подписывайтесь на наши ресурсы:

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:

Сын учится в 3 классе. Спрашиваю у классного руководителя, когда они будут вести эти электронные дневники и журналы, на что получила ответ, что только в старших классах ( 9,10,11 класс) . Законно ли это, и если нет, то что можно сделать, куда обратиться!! !
ПС : на сайте школы есть ссылка на эти вещи, но она не работает. И в описании школы тоже написано, что эта услуга предоставляется!! !

Технически - всё есть. В каждый кабинет проведён интернет.

И в описании школы тоже написано, что эта услуга предоставляется! ! !- если ваш сын учится в 3 классе то вы, в силу возраста, должны знать простую истину: " быстро сказка сакзывается, да не быстро делается". Далеко не во всех школах есть для этого ТЕХНИЧЕСКИЕ возможности для всех классов.

Многие столичные и региональные школы постепенно переходят на электронные дневники и классные журналы. Но вот московские школы, похоже, вскоре будут лишены свободы выбора.

Московский регистр качества образования как единая платформа для сбора данных о контроле успеваемости столичных школ начал полноценную работу с 1 сентября 2014 года. Именно он может стать монополистом в сфере услуг электронного учёта успеваемости в столице.

В интервью с Исааком Калиной, руководителем Департамента образования Москвы, изданию РБК, помимо множества интересных вещей, касающихся современной реформы образования, есть один пассаж, который заставляет задуматься о будущем свободного рынка систем электронного учёта успеваемости.

— Насколько я поняла, раньше учителя пользовались электронными журналами, разработанными частными компаниями, и были ими довольны. С этого года им, по их словам, настоятельно рекомендовали перейти на журнал, разработанный Московским центром качества образования [МЦКО – организация при Департаменте образования Москвы, в 2013 году выполнившая техзаданий на 488 млн рублей – прим. РБК].

— Дело в том, что при создании единого электронного журнала выявились не только технологические или технические проблемы, но и отсутствие грамотных алгоритмов, регламента в организации, учете и контроле учебного процесса. Сейчас эти проблемы решаются. Электронный журнал в городе будет один, и он будет интегрирован со всеми общегородскими информационными системами. Это государственный журнал, кроме того, нигде не доказано, что этот лучше, а этот – хуже. Если бы сейчас любой другой журнал попытались интегрировать на полтора миллиона родителей, то боюсь, что проблем было бы не меньше. Журнал бесперебойно работал, пока было 300 школ. Теперь, когда полтора миллиона к нему подключается, он время от времени дает сбои.

Давайте для начала посмотрим на самые популярные на сегодня системы электронных дневников, которыми (пока ещё) пользуются российские школы.

Электронный журнал ЭлЖур


Так выглядит дневник ученика. Источник: элжур.ру

Рекламная нагрузка: родителям показываются рекламные баннеры. Пользователям, зашедшим в качестве ученика или учителя, реклама не показывается.

Расписание наполняется автоматически (учитывается периодичность занятий) — всё привычно. Отчётные периоды: четверть, триместр, год.

Отклик от родителей: в журнале оценок отмечаются оценки, просмотренные родителями, и замечания.

Разные права доступа для учителя, классного руководителя, завуча. Учителя-предметники имеют доступ к предметам в своих классах, завуч — к просмотру предметов всей школы.


Родительский контроль и журнал успеваемости. Источник: элжур.ру

Отчётность: формируется (успеваемость, посещаемость) в виде таблиц и графиков. Экспорт в разные форматы (Excel, pdf), версия для распечатки в стандартном виде.

Элжур гордится тем, что выполнен в традиционном стиле:

Дневник.ру


Так выглядит дневник ученика. Источник: дневник.ру

Модульный интерфейс: дневник оценок, журнал учителя, страницы уроков и домашних заданий — отдельные модули.

Различные системы оценивания: 5-балльная, 10-балльная, 100-балльная, зачёт/незачёт.

Отчётные периоды: стандартные (четверти, триместры, семестры). Отчётность формируется по успеваемости, посещаемости; также можно формировать произвольные отчёты.

Рекламная нагрузка: на всех страницах веб-ресурса реклама.

Отклик от родителей: не предусмотрен.

Обратная связь с учениками: да (ученик может вложить файл с выполненным домашним заданием).


Так выглядит одна из версий просмотра журнала учителя. Источник: дневник.ру

Дополнительные услуги: медиатека образовательных материалов (словари, художественная и учебная литература), возможность создания настраиваемого школьного сайта.

Баллов.нет

Рекламная нагрузка: Минимум медиа-контента, полное отсутствие баннерной рекламы.

Услуги: публикация расписания для каждого класса, ведение дневника, учёт успеваемости.

Дополнительные ресурсы: библиотека методических материалов, учебных и образовательных программ.

На сайте баллов.нет как о преимуществе говорится о возможности монетизации использования сервиса:

…используя нашу систему, школа может зарабатывать определенные средства, введя небольшую плату за ввод оценок в электронные дневники учащихся. Это, к сожалению, актуально в наше время, когда ограниченное финансирование заставляет образовательное учреждение расширять список платных услуг.

Электронный дневник МРКО

Электронный дневник Московского регистра качества образования — информационно-аналитическая система, на которую настоятельно рекомендует переходить Департамент образования г. Москвы.


Большая часть информации с главной страницы МРКО посвящена видеоруководствам о том, как войти в систему, поскольку она интегрирована с порталом Госуслуг. Доступ к системе для учеников и учителей выдаётся после регистрации школы в системе МРКО и проведения реорганизации своей информационной системы. Но вот без учётной записи на портале Госуслуг родители не смогут посмотреть отметки своих детей: вход в дневник для них производится через сайт портала Госуслуг.

Функциональность: .

Никаких скриншотов и информации о функциональности дневника на официальном сайте для учителей мы не увидели: ни как выглядит журнал учителя, ни как собирается статистика успеваемости, ни как происходит заполнение отчётности. Учитывая, что московских учителей добровольно-принудительно переводят на использование этого электронного журнала, вдвойне обидно не знать заранее, с чем ты будешь работать целый год.


Для сравнения: так выглядит популярный в Америке сервис электронного журнала engrade:

Да взять ту же LMS-систему Google Classroom, естественно, полностью бесплатную и свободную от рекламы. где сразу реализована поддержка видео-уроков, доступность с мобильных устройств и поддержка школы в миграции со старой системы на новую.

МЦКО обещал приложить все усилия для проведения безболезненной интеграции уже функционирующих платформ электронного учёта успеваемости в свою систему. Но пока процедура эта происходит достаточно болезненно.

Интеграция электронных дневников с МРКО

Что несколько намекает на то, что процедуры автоматизации для переноса уже существующих данных МКРО поддерживать не собирается.

Комментарий Дениса Кузнецова, руководителя проекта Электронный журнал ЭлЖур:

Мы уже несколько лет пытаемся договориться с ГАУ МЦКО о реализации интеграции нашего электронного журнала с МРКО, в том числе для упрощения процедур оценки качества образования и аттестации педагогов. Сейчас же речь идет об интеграции с МРКО в части электронного журнала/дневника. 25 августа 2014 г. МЦКО в своем письме заверил нас, что возможность интеграции МРКО с другими журналами сейчас находится в стадии проработки, и нам сообщат о технических решениях по данному вопросу. К сожалению, мы так и не получили обещанной информации и были вынуждены самостоятельно реализовать интеграцию с МРКО. Сейчас все школы, использующие ЭлЖур, успешно выгружают в МРКО оценки, домашние задания и другие сведения об учебном процессе.

Пусть существующие сейчас на российском рынке LMS-систем продукты не идеальны, но они уже успели собрать достаточную базу данных об успеваемости школ, пользующихся ими услугами. Сейчас, когда московские школы пытаются перевести на единое решение, запоздавшее с выходом на несколько лет, одной из главной головных болей Департамента образования должно стать обеспечение гладкой интеграции накопленной статистики от сторонних платформ. Пока что это выглядит как переезд в пустую новую квартиру с голой проводкой на семнадцатый этаж без лифта, ключи в которую выдают только в ЖЭКе с 14 до 16 с перерывом на обед.

Зачем ввели электронные дневники, если учителя не хотят ими пользоваться?

Есть ли какой-то закон, постановление или хотя бы техзадание по ведению электронных дневников учителями? 30 учеников получают 2-ку за домашнюю работу, которая не была внесена в дневник!

Сначала приучили школьников к такому виду передачи информации, а теперь её игнорируют! Три ученика принесли работу, потому что учитель сказал об этом на уроке, а 33 не принесли, потому что её не было в ЭД. И вот раскол и ругань - одни утверждают, что дети должны сами фиксировать на уроке д/з, другие твердят, а зачем же тогда вводили ЭД?

Где регламент, где правда!? Один учитель не вводит домашние задания, но требует их выполнения, второй вводит накануне урока. А урок этот не больше, не меньше - технология! Принесите спилы осины… Двадцать болтов М5… Нужны пенополистироловые плиты для потолка! И побежали родители после работы в 7 вечера по строительным магазинам… Хотя была неделя на то, чтобы указать задание в дневнике.

Семья, дети


Родители. Столкнулось с такой ситуацией. Электронный дневник. Для себя делаю выводы, что этот документ только доступен для педагога, а не для родителя. Педагог не всегда заносит домашние задания и планируемые контрольные работы по разделу. Это чудо прогресса просмотреть не всегда получается для родителя, хотя особенно хотелось иметь его, как инструмент о получении информации по домашним заданиям. Вообще есть школы, в которых он работает, как часики? Точно соответствует запись и совпадает с уроками?

Читайте также: